Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза на клинической кафедре (о вероятности возникновения и мерах профилактики)'

Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза на клинической кафедре (о вероятности возникновения и мерах профилактики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / синдром эмоционального выгорания / профилактика / medical students / burnout syndrome / prevention.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иващенко В. В., Иващенко А. В.

В представленной работе авторы описывают возможность возникновения у студентов при изучении клинических дисциплин синдрома эмоционального выгорания. Описываются клинические проявления синдрома, возможные причины его возникновения, обосновывается необходимость внедрения мер по его профилактике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иващенко В. В., Иващенко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANCE OF BURNOUT SYNDROME IN MEDICAL STUDENTS AT CLINICAL DEPARTMENTS: LIKELIHOOD OF ITS DEVELOPMENT AND ITS PREVENTION

This paper describes the likelihood of burnout syndrome development in medical students while they are studying clinical disciplines, clinical manifestations of the syndrome, the possible causes of its occurrence, and the necessity of its prevention.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания у студентов медицинского вуза на клинической кафедре (о вероятности возникновения и мерах профилактики)»

рон, Е. П. Тонконогая [и др.] ; Под ред. И. А. Колесниковой. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. Матушанский Г.У. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе / Г.У. Матушанский, Ю.В. Цвенгер // Психол. наука и образование. - 2001. - № 2. - С. 2631.

УДОСКОНАЛЕННЯ ПРАКТИЧНИХ НАВИЧОК НА КАФЕДР1 ОЧНИХ ХВОРОБ.

Завгородня Н.Г., Луценко Н.С., 1сакова О.А., Рудичева О.А..

Ключовi слова: удосконалення пюлядипломноТ освiти, практичн навички.

В пщвищеш професмного р1вня л1кар1в, особливо х1рурпчних спец1альностей, важливу роль в1д1грае практична частина. Для удосконалення пюлядипломноТ' осв1ти на кафедр1 очних хвороб ДЗ «ЗМАПО МОЗУ» розроблеш та впроваджеш нов1 учбов1 технологи до кожноТ практично' частини учбового процесу. 1новац1йний характер нових технолог1чних розробок пщвищив мотиваци 1нтерн1в, л1кар1в-курсант1в до процесу осв1ти, п1дтримуе ефективне, якюне навчання.

Summary

PRACTICAL SKILLS IMPROVEMENT AT EYE DISEASES DEPARTMENT Zavgorodnyaya N.G., Lutsenko N.S., Isakova O.A., Rudycheva O.A. Key words: improvement of postgraduate education, practical skills.

The practical training is the most important in raising the professional level of doctors, particularly of surgical specialties. To improve postgraduate education new training technologies for every stage of the practical training were developed, corrected and introduced into the instruction at eye diseases department. Innovative technology increases the interns and doctor's career-guidance motivation, supports effectiveness and quality of training.

Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учеб. пособие / Громкова М. Т. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 495 с. 6.

Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие / Карандашев В. Н. - СПб. : Питер, 2005. - 250 с. Колесникова И. А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова, А. Е. Ма-

Реферат

3

4

5

УДК: 159.942.5 + 378.961 - 057.875 Иващенко В.В., Иващенко А.В.

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ (О ВЕРОЯТНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕРАХ ПРОФИЛАКТИКИ)

Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького

В представленной работе авторы описывают возможность возникновения у студентов при изучении клинических дисциплин синдрома эмоционального выгорания. Описываются клинически проявления синдрома, возможные причины его возникновения, обосновывается необходимость внедрения мер по его профилактике.

Ключевые слова: студенты, синдром эмоционального выгорания, Вступление

Современное развитие медицины идет высокими темпами. Вследствие этого в разы возрастает объем информации, необходимой для качественного выполнения медицинскими работниками своих обязанностей. Также возрастают и требования к качеству подготовки студентов в течение всего процесса обучения в медицинском вузе. Частые смены программы обучения, а также способов подачи учебного материала, снижение престижности профессии в целом - вот лишь немногие из стрессовых факторов, влияющих на эмоциональное состояние студента. При этом данная тенденция наблюдается не только в Украине, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья (Archives of Internal Medicine).

Термин «эмоциональное выгорание» (СЭВ) -(burnout) впервые ввел в психологическую практику американский психолог Фрайденберг в 1974 году [1], по мнению которого СЭВ связан в большинстве своем с продолжительным воздействием стрессообра-зующих факторов средней интенсивности, преимущественно связанных с профессиональной деятельностью. Неслучайно в последующем появился содружественный термин - « профессиональное выгорание». Больше других профессиональному выгоранию подвержены представители профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью и общением с людьми: журналисты, врачи, школьные учителя и препо-

профилактика.

даватели вузов, руководители крупных учреждений. Синдром характеризуется нарастающим чувством безразличия к работе, коллегам (даже если раньше они были вам вполне симпатичны) и вообще ко всему происходящему. Человек теряет уверенность в себе, начинает обвинять себя в отсутствии знаний, опыта, компетенции, профессионализма. Накопление отрицательных эмоций может привести к истощению эмоционально-энергетических ресурсов организма, приводящих к раздражительности, головным болям, ощущению постоянной усталости [2].

Материал и методы

Внедрение кредитно-модульной системы преподавания в медицинских вузах с акцентом на превалирование самостоятельной работы студентов требует в сложившихся на сегодняшний день условиях, особенно на кафедрах клинического профиля, максимальной оптимизации работы студента и преподавателя. В рамках непродолжительного по времени практического занятия необходимо преподавателю оценить исходный уровень знаний студентов, довести его до необходимого, решить основные цели, поставленные на занятии, и провести адекватный заключительный контроль знаний студентов, при этом имея на переходном этапе реформы образования в группе от 10 до 12 студентов (вместо предусмотренных положением о реформе 5-6 человек). Коллектив кафедры общей хирургии пошел по единственному, с на-

шей точки зрения, возможному пути решения этой задачи - созданию «жесткой» технологической карты занятия, позволяющей наиболее полно реализовать поставленные на занятии цели и в какой-то степени сохранить классический дидактический багаж, накопленный предшествующими поколениями отечественной хирургической школы [3].

Мы отметили, что работа студента и преподавателя в рамках такой вынужденной и очень напряженной «схемы» требует высокой интенсивности и самоотдачи студенческого и педагогического труда, что порой приводит к эмоциональным перегрузкам. У некоторых студентов это проявляется в снижении возможности полноценного усвоения учебного материала и как следствие, снижении показателей результатов обучения, нарастающем снижении интереса к предмету, хронической усталости, раздражительности, несоблюдении деонтологических принципов во время курации больных, повышении риска развития серьезной депрессии, зависимости от алкоголя, психотропных препаратов и возникновении проблем в семье. Иногда это может способствовать прекращению учебы студентов как таковой. На этом фоне следует еще учитывать неоднозначную экономическую ситуацию в здравоохранении, связанную с довольно ограниченными финансовыми возможностями лечебных учреждений и отсутствием полноценного финансового обеспечения лечебного процесса, многоук-ладность развития здравоохранения, вызывающего заметный диссонанс между обычно сложившимися в советском здравоохранении моральными требованиями общества к медицинскому работнику и конкретными возможностями, в первую очередь материальными, к врачу при выполнении им непосредственных служебных обязанностей, декларативное изложение многими преподавателями необходимых принципов профессиональной этики врача без конкретной демонстрации соблюдения их на практике [4]. Также следует учитывать и существование сегодня ряда элементов коррупции в высших учебных заведениях (несправедливая завышенная оценка труда ряда «мажорных» студентов, снижение влияния успешности обучения на трудоустройство, без учета реальных способностей и возможностей людей не соответствующих основным требованиям данного вида деятельности).

Не следует исключать как одну из причин развития СЭВ нередко наблюдаемый недостаточный уровень преподавания предмета слабым педагогом, а также неоправданно высокий акцент на использование технических средств обучения в учебном процессе, заменяюший необходимое живое общение преподавателя и студента, что так важно для формирования медицинского работника как профессионала.

У ряда студентов (успешно успевающих в первую половину цикла обучения и значительно снизивших показатели успеваемости в конце обучения) СЭВ, по нашему мнению, развился в связи с реакцией на длительное безуспешное стремление к достижению вожделенной цели, к примеру, стать лидером в учебе среди студентов своей академической группы. В связи с бесперспективностью достижения поставленной цели, другими словами, отсутствии «света в конце тоннеля», формируется малоактивная, апатичная, безучастная личность, преимущественно вследствие завышенной самооценки.

Как показал многолетний опыт преподавания общей хирургии, проблема возникновения СЭВ у студентов во время обучения в современной клинике

становится весьма актуальной, многогранной и требует комплексного подхода к решению этого явления. Прежде всего необходима разработка конкретных критериев для выявления данного состояния при обучении на кафедре, причем за ограниченное программой время обучения, что делать чрезвычайно сложно. Несомненно, разработка четких критериев физического состояния студентов, характеризующих наличие либо отсутствие СЭВ, чрезвычайно затруднена, ввиду их неспецифичности, чрезвычайного разнообразия (вследствие индивидуальности личности), сложностей деонтологического характера, отсутствием для этого специального времени при непродолжительном практическом занятии, невозможностью моделирования одинаковых условий для всех участников процесса с целью выявления общих закономерностей. Поэтому приходится использовать лишь косвенные показатели, а некоторые описанные в литературе психологами и психиатрами физические и поведенческие проявления синдрома, нами фиксируются периодически в индивидуальном порядке (в основном во время индивидуальных бесед со студентами, вызывающими определенное беспокойство). В течение последних 5 лет (время внедрения кредитно-модульной системы на кафедре) мы применяем следующие критерии:

1. Используем в своей работе результаты анонимного анкетирования студентов при приходе на кафедру на II курсе обучения на цикл « Уход за больными», в конце этого цикла, а также в конце обучения на цикле « Общей хирургии» при завершении обучения в конце III курса. В анкету включаем вопросы (Что явилось побудительным мотивом у студента для поступления в медицинский Вуз? Оправдываются ли его надежды, либо наступило разочарование? Что студенту не нравится на нашей кафедре, чтобы он хотел изменить?);

2. Проводим анализ уровня успеваемости и посещаемости занятий студентами в конце 1 цикла обучения и 2-го (определяем количество студентов, снизивших уровень своей успеваемости к концу обучения на цикле общей хирургии ( при завершении учебы на Ш курсе);

3. Изучаем динамику посещаемости и качество работы студентов в студенческом научном обществе кафедре (продолжается ли эта работа на протяжении времени обучения в вузе и имеется ли нарастающая ее результативность);

4.Определяем процент снижения посещаемости элективного лекционного курса при его завершении.

5. Анализируем динамику пропусков студентами практических занятий в течение года, связанных с потерей трудоспособности, либо без уважительных причин.

Ежегодно эти данные обобщаем и передаем в деканат для их практического использования коллегами в последующем обучении студентов на старших курсах. Учитывая важность данной проблемы, с целью профилактики развития настоящего синдрома работу мы осуществляем в трех направлениях:

1. Меры, направленные на повышение мотивации обучения:

а. Индивидуализация обучения с учетом выяснения причины избрания настоящей специальности студентом и профессиональной направленности личности (имеется ли склонность к фундаментальным наукам, или имеющие склонность к быстрому и качественному овладению практическими навыками, или преуспевающие в области информационных техноло-

Том 13, Випуск 1(41) 297

гий, или имеющие более высокий уровень эстетической подготовки [5]);

б. Конкретизация перспектив развития отечественного здравоохранения на доступных восприятию примерах;

в. Воспитание студентов на трудовых традициях коллектива;

г. Широкое приобщение студентов к научной деятельности через СНО кафедры;

д. Повышение акцента на обоснование актуальности изучаемых тем на занятии;

е. Постоянное совершенствование учебной программы;

ж. Внедрение системы поощрений по результатам обучения.

2. Меры по укреплению психоэмоционального состояния студентов при оптимизированном учебном процессе:

а. Совершенствование расписания практических занятий ( занятия по хирургии должны проходить в первой половине дня);

б. Внедрение производственной гимнастики во время перерывов занятий;

в. Более широкое использование тренажеров для отработки практических навыков, требующих особого деонтологического подхода к больным (исследование органов сексуальной сферы и т .д.), вызывающих, как правило, существенное эмоциональное напряжение студентов и больных;

г. Обоснованное, продуманное, а не тотальное бессмысленное использование технических средств обучения в хирургии, следуя моде;

д. Использование функциональной музыки в процессе обучения (во время работы в операционной);

е. Создание условий для полноценного отдыха студентов и приема пищи на территории клиники и больницы.

з. Меры по укреплению демократических принципов в хирургической клинике и дидактике:

а. Уважительное отношение к студентам, демонстрация высокого уровня культуры в общении между сотрудниками клиники;

б. Отсутствие какой-либо предвзятости и несправедливости во время контроля знаний студентов (создание возможностей для обязательного контроля студентами объективности их оценки при итоговом контроле знаний;

в. Создание условий для поощрения хорошо успевающих студентов (награждение, публичная оценка на уровне университета, совместные публикации и др.).

Результаты и их обсуждение

Мы провели сравнительную оценку результатов анкетирования и итогов успеваемости 250 студентов медицинского факультета в конце III курса обучения в

Реферат

СИНДРОМ ЕМОЦ1ЙНОГО ВИГОРАННЯ У СТУДЕНТ1В МЕДИЧНОГО ВУЗУ НА КЛ1Н1ЧН1Й КАФЕДР1 (ПРО 1МОВ1РН1СТЬ ВИНИКНЕННЯ I ЗАХОДИ ПРОФ1ЛАКТИКИ) 1ващенко В.В., 1ващенко А.В.

Ключовi слова:студенти, синдром емоцмного вигорання, профтактика

В робот1 автори описують можливють виникнення у студент1в пщ час вивчення кглычних дисциплЫ синдрому емоцшного вигорання. Надаються кл1н1чн1 прояви синдрому, можлив1 причини його виникнення, обгрунтовуеться необхщнють впровадження засоб1в його профтактики.

2006 учебном году, когда целенаправленно не занимались вопросами психоэмоционального состояния студентов на цикле общей хирургии, с результатами анкетирования и итогами успеваемости 2011 года ( после внедрения вышеуказанных мероприятий). В анонимную анкету были включены два вопроса: 1) причина поступления в медицинский вуз, разочаровались ли вы в выборе специальности? 2) Что вам не понравилось во время обучения на кафедре?

В 2006 году студенты ответили следующим образом: у 30% из 250 студентов определялась низкая мотивация к учебе, исходя из общих гуманистических требований к медицинскому работнику (примеры ответов студентов, расцениваемых нами как характеризующих недостаточную мотивацию - настойчивое желание родителей будущего студента-медика, хороший врач - всегда обеспеченный человек, диплом врача всегда востребован, имелась возможность конкретной помощи родственников или кого-либо при поступлении в медицинский вуз, дань моде), 10% студентов были несколько разочарованы в выборе специальности и 20% студентов высказали различные пожелания в улучшении работы кафедры. В 2011 году недостаточно мотивированными оказались лишь 5% студентов, разочаровавшихся в выборе профессии отмечено не было и только 2% студентов, к нашему большому удовлетворению, высказали пожелания по улучшению некоторых направлений работы кафедры (в основном, хотели бы чаще посещать операционный зал).

Выводы

Таким образом, накопленный нами педагогический опыт показывает, что сотрудники клинических кафедр должны учитывать возможность развития в процессе обучения у студентов синдрома эмоционального выгорания и постоянно совершенствовать и активнее внедрять эффективные меры его комплексной профилактики.

Литература

1. Staff burn-out /Frendenberger // Jornal of Social Issues.-1974.-Vol.30.-№1 .-p.159-165.

2. Enzmann D. Burnout and coping will burnout. Development and evaluation of a burnout workshop / D. Enzmann, P. Berief, C. Engelkamp [et al.] // Berlin Technische Univercitat, Institut fur. Psychologie. - Berlin, 1992. - Р.112-114.

3. Иващенко В.В. Трудные вопросы внедрения кредитно-модульной системы на кафедре общей хирургии / В.В. Иващенко, А.В. Иващенко // Хiрургiя Укра'ши. - 2008. - №4. - С.144-145.

4. Иващенко В.В. Нравственное воспитание студентов на цикле общей хирургии в условиях переходного периода / В.В.Иващенко, А.В. Иващенко, А.И. Николаев // Вюник Укра'н-сько''' медично''' стоматолопчно''' академп. - 2011. - №1. - С.362-365.

5. Иващенко В.В. "Подводные камни" кредитно-модульной системы в преподавании общей хирургии / В.В.Иващенко, А.В.Иващенко // Ушверситетська кшшка. - 2011. - №1. - С.128-130.

Summary

CHANCE OF BURNOUT SYNDROME IN MEDICAL STUDENTS AT CLINICAL DEPARTMENTS: LIKELIHOOD OF ITS

DEVELOPMENT AND ITS PREVENTION

Ivashchenko V.V., Ivashchenko A.V.

Key words: medical students, burnout syndrome, prevention.

This paper describes the likelihood of burnout syndrome development in medical students while they are studying clinical disciplines, clinical manifestations of the syndrome, the possible causes of its occurrence, and the necessity of its prevention.

УДК 378.147:378.1(4):61

1оффе О.Ю., Кульбака В.С., Меллiн В.М., Коваленко О.М., Галига Т.М. МОТИВАЦ1Я ДО НАВЧАННЯ СТУДЕНТ1В - ВАЖЛИВА СКЛАДОВА РЕАЛ1ЗАЦП КРЕДИТНО - МОДУЛЬНО1 СИСТЕМИ ОСВ1ТИ В ОПАНУВАНН1 ЗАГАЛЬНО1 Х1РУРГ11

Нацiональний медичний ун1верситет iM. О.О.Богомольця, м. КиТв

Мотивацю студент/'в до навчання визначали за результатами анон/'много анкетування 720 респондент/в, як вивчали загальну х/'рургю в Нацональному медичному унверситет1 iменi О.О.Богомольця. Виявлено знижений р/'вень мотивац!'. Позитивна мотивация е визначальною складовою яюсного опанування професйними знання-ми i практичними навичками. Завдання викладач/'в - вс/'ма педагог/'чними заходами формувати та п1дтриму-вати достатнй р/'вень мотивац!' п/'д час навчання студент1в. Реал1зац1я m'e'i задачi в умовах кредитно-модульноi системи осв/'ти забезпечить п/'дготовку л/'кар/'в високоi квал1ф1кацИ

Ключовi слова: кредитно-модульна система осв™, мотива^я до Вступ

Процес професшноТ пщготовки л1кар1в в УкраТн на сьогодн вщбуваеться згщно вимог европейського осв1тнього простору. Пюля впровадження у вищ1й ме-дичнш школ1 основних положень БолонськоТ деклара-ци у вищих медичних закладах ( ВНЗ ) УкраТни необ-х1дно надавати майбутньому л1карю ун1ф1кован1 для вс1х краТни Свропи професшш знання i навички. Тшь-ки якюний рiвень оволодiння ними може забезпечити конкуренто спроможнють випускникiв ВНЗ i перепуст-ку до професшноТ реалiзацiТ особистостi в будь якш державi [ 2,3 ].

Одним i3 основних завдань органiзацiТ кредитно -модульноТ системи освiти е перехщ вiд пасивного до активного навчання студенев. Це положення дуже важливе не ттьки тому що, першочерговою стае свь дома i цiлеспрямована самостiйна робота студентiв для оволодшня професiею, а i у зв'язку з постшним розширенням новоТ iнформацiТ стосовно хвороб, но-вих лкарських засобiв, методiв i технологш дiагности-ки та лiкування хворих [5,6] . Для здшснення основноТ задачi реформування медичноТ вищоТ освiти - забез-печення якостi пщготовки фахiвцiв на рiвнi мiжнарод-них вимог, необхщна висока мотивацiя до навчання студенев i педагогiв до викладання предмета [ 4,7 ].

Проблема мотивованого навчання студенев е актуальною, бо висвтюе необхщнють нових пiдходiв до органiзацiТ осв^ньо - виховного процесу, перегляду i удосконалення iснуючих методiв, форм i засобiв навчання у медичному ВМЗ.

Мета дослщження

Проаналiзувати наявну мотивацю до навчання у студенев II та III курсiв для розпрацювання методич-них заходiв з метою полшшення опанування знаннями i практичними навичками iз загальноТ хiрургiТ.

Об'ект i методи дослiдження

В статт проаналiзованi результати вiдповiдей студенев II та III курав медичних факультетiв № 1 та №4 НМУ на запитання тематичних аношмних анкет, при-

навчання, загальна хiрургiя. свячених вивченню наявноТ мотиваци до навчання та причин недостатнього бажання вчитися. З допомогою анкет порiвнювали успшнють у навчаннi за атестатом зртост з успiшнiстю в медушверситет за середнiм балом отриманим з предме^в, що вивчаються на II кура. Враховували також наявнють академiчноТ забо-ргованостi за другий курс. Проаналiзовано 720 анкет, в т.ч. вщповщей студентiв III курсу - 470, студенев II курсу - 250. Вивчили рiвень пщготовки студенев до занять, самостiйну роботу студенев, прагнення до якiсного оволодшня практичними навичками.

Результати до^джень та Тх обговорення

Досвiд викладання загальноТ хiрургiТ на другому та третьому курсах з 2005 по 2012 рк в реформованих умовах навчання визначило ряд об'ективних трудно-щiв у виконанн вимог, критерiТв i стандартiв, започат-кованим Болонським процесом. Вони характеры та мають мюце при викладаннi iнших дисциплiн i пов'я-занi з недолiками матерiально-технiчноТ бази, недо-статнiм комп'ютерним забезпеченням, що звужуе мо-жливiсть варювати тестовий контроль. Складае проблему порiвняно низька ступiнь мотивацiТ у студенев до оволодiння професiйними знаннями та практични-ми навичками.

Аналiз вiдповiдей на запитання аноымноТ анкети показав, що студенти серйозно вщнеслися до запов-нення анкети. Основними причинами недостатньоТ мотиваци до навчання в анкетах були названа мала зарплата майбутнього лкаря, неможливiсть отримати працю за вибраним фахом, одночасне академiчне на-вантаження великою кiлькiстю предметiв, недостатне забезпечення бiблiотечними пiдручниками, примарна можливють потрапити для навчання за кордони Укра-Тни.

Пщ час аналiзу вщповщей виявлен чисельнi фак-тори суб'ективного характеру: надмiрне захоплення комп'ютерними розвагами, небажання штудювати теми занять за пщручниками, можливiсть в будь-який час отримати необхщну iнформацiю iз 1нтернету, впе-вненiсть в успiшному скпаданы тестiв i вирiшеннi си-туацшних задач без серйозноТ пiдготовки теми. Майже

Том 13, Випуск 1(41)

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.