Научная статья на тему 'Студенческий научный кружок кафедры общей хирургии как первый шаг в хирургическую специальность'

Студенческий научный кружок кафедры общей хирургии как первый шаг в хирургическую специальность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческий научный кружок / общая хирургия / student scientific group / general surgery

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлёва Ю. И., Балацкий Е. Р.

Основой организации студенческого научного кружка на кафедре общей хирургии является сотрудничество студентов, врачей-интернов, руководителя и коллектива клиники. Основная роль такого сообщества – помощь в выборе будущей специальности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлёва Ю. И., Балацкий Е. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ SCIENTIFIC SOCIETY AT THE DEPARTMENT OF GENERAL SURGERY AS THE FIRST STEP IN SURGICAL SPECIALTY

The basement for organization of students’ scientific society at the department of general surgery is constituted by the collaboration of students, residents, researchers and clinic personnel. The principal function of such association is to help in choosing future medical specialty.

Текст научной работы на тему «Студенческий научный кружок кафедры общей хирургии как первый шаг в хирургическую специальность»

В1СНИК ВДНЗУ «Укршиська медична стоматологЫна академхя»

дi лопчно зв'язаних 8-10 шформацшних блогав. Необ-хiдно, щоб головна думка складалася з 6-7 пояснюю-чих фраз, доповнених кольоровими схемами, малюн-ками, символами для покращення процесу за-пам'ятовування. Електронний пщручник дозволяе у виглядi алгоритму вщобразити рiзнi методи обсте-ження, етапи операцп, iндивiдуалiзувати лiкування.

Тривалий час на кафедрi впроваджено мультиме-дшний супровiд лекцiй, що дозволяе програмно поед-нувати текстове та вiзуальне зображення (фотозым-ки, дiаграми, графки, малюнки з комп'ютерною аыма-^ею). Тому лекцiйний матерiал здобувае вiзуальну динамiчнiсть, переконливiсть та емоцiйнiсть. Це реа-лiзуе наочну iнтерпретацiю понять, процеав, законiв, об'ектiв за допомогою ïx знакових моделей.

Потребують подальшого розвитку теxнiчнi можли-востi для здшснення контакту в режимi on-line пщ час лекцiй i практичних занять з будь-яким учбовим закладом св^у, участ в мiжнародниx конференцiяx чи симпозiумаx, або спостереженн за ходом операцiй у вщомих закордонних клiнiкаx.

На кафедрi xiрургiï започатковано вiдтворення в комп'ютернiй програмi перебiгу патологiï хворого, який перебувае в клшщк Тому студент мае можливють по-

Реферат

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Дронов А.И., Процюк А.В., Скомаровский А.А., Ковальская И.А., Крючина Е.А., Насташенко И.Л. Ключевые слова: инновационные технологии обучения, общая хирургия

Внедрение инновационных технологий расширяет возможности усваивания и понимания програмного материала, способствует лучшему усваиванию разных разделов общей хирургии. Компьютерные пособия позволяют использовать графическую, звуковую и видеоинформацию для обучения студентов. Преимуществом компьютерных технологий является возможность группового и индивидуального подключения к сети Интернет, что способствует улучшению качества подготовки студентов и интернов.

Summary

INTENSIFICATION OF TRAINING TECHNOLOGIES FOR INSTRUCTION OF GENERAL SURGERY ACCORDING TO ECTS Dronov O.I., Protsyuk A.V., Skomarovskyi O.A., Kovalska I.O., Kryuchina E.A., Nastashenko I.L. Key words: innovative training technologies, general surgery.

Implementation of innovative technologies enhances assimilation and understanding curriculum material promotes better assimilation of the different sections of general surgery. Computer manuals allow instructors to use diagrams, audio and video for training students. The advantage of computer technologies is the ability to both group or individual connection to the Internet, which helps to improve the quality of training students and interns.

piBHrciBa™ вiртуальну нозолопчну форму з реальним кпУчним випадком. Такий cnoci6 дозволяе виявити своТ помипки як в дiaгностицi, так i в лкуваны, коригу-вати Тх i в майбутньому уникати.

Висновки

1. 1нформативно-комп'ютерш технологи у вивченн основ загальноТ хipуpгiТ е перспективними i корисни-ми.

2. Запровадження сучасних методiв навчання сприяе гармоншному поеднанню практичноТ роботи з високим piвнем засвоення теорп.

3. Сучасн шновацшы технологи дають можливють отримати образну шформацю, яка засвоюеться кра-ще, шж текстова.

Лтература

1. Вороненко Ю.В. Впровадження кредитно-модульноТ системи оргашзацп навчального процесу у ВМ (Ф) НЗ УкраТни: резуль-тати, проблеми та перспективи / Ю.В.Вороненко, О.П. Мшцер. -Укрмедкнига, 2010. - С.42-44.

2. Колкин Я.Г. Использование инновационных технологий на кафедре хирургии / Я.Г. Колкин., В.В. Хацко., А.М. Дудин., А.Г. Высоцкий., С.В. Межаков // Вюник украТнськоТ медичноТ стома-толопчноТ академп. - 2011. - №33. - С.372-373.

УДК: 617:378.147.88 Журавлёва Ю.И., Балацкий Е.Р.

СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ КРУЖОК КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ КАК ПЕРВЫЙ ШАГ В ХИРУРГИЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

Основой организации студенческого научного кружка на кафедре общей хирургии является сотрудничество студентов, врачей-интернов, руководителя и коллектива клиники. Основная роль такого сообщества - помощь в выборе будущей специальности.

Ключевые слова: студенческий научный кружок, общая хирургия.

Первое изучение клинических дисциплин начинается с изучения основ хирургии, внутренних болезней и педиатрии. Этот переход от фундаментальных теоретических дисциплин к клиническим пропедевтическим дисциплинам знаменует собой начало осознанного выбора специализации по основным направлениям деятельности будущего врача. С этого же момента у большинства студентов появляется реальная возможность выбора клинической кафедры для участия в студенческой научной деятельности.

Роль преподавателя в ориентации так называемо-

го первичного профессионального отбора на этом этапе обучения может иметь решающее значение. Преподавателиклинических кафедр в этот переходный период могут оказывать основополагающее решающее значение ещё и потому, что именно при изучении пропедевтических дисциплинстуденты впервые сталкиваются с практической стороной работы врача. С другой стороны, в условиях кредитно-модульной системы преподавания общей хирургии, практические аспекты клинического воспитания несколько нивелируются, с акцентом на механистическое восприятие

Актуальт проблеми сучасно'1 медицини

предмета [1]. Инновации в преподавании общей хирургии в настоящее время настроены преимущественно на интенсификацию дистанционного этапа обучения в аспекте преобладания самоподготовки [2] в программе обучения, что отдаляет образовательный процесс от классических принципов отечественной системы подготовки врача [3].

Умение и профессионализм преподавателя при наличии стремления студента к углубленному изучению клинической дисциплины как раз и состоит в тонком первичном предварительном влиянии на выбор будущей специализации в соответствии с традициями отечественной школы.

Роль студенческого научного кружка (СНК) на клинических кафедрах вообще и на кафедре общей хирургии, в частности, создает условия для более узкой ориентации на хирургические специальности.При этом кроме простого теоретического разбора и изучения практических навыков, студент получает возможность участвовать в работе хирургической клиники в целом. С нашей точки зрения студент обязательно должен принимать участие в повседневной практической работе, то есть участвовать в обходах, разборах клинических ситуаций, оперативных вмешательствах, посещать ургентные дежурства в клинике в свободное от основной учебы время.

Задача преподавателя в этом процессе не только принимать непосредственное участие, но и создавать благоприятную среду в коллективе клиники для адекватного восприятия и участия в учебно-воспитательной работе студентов. Коллективы клиники общей хирургии должны быть ориентированы на процесс начального специального обучения вообще и сложность работы состоит в том, что в большинстве своем кружковцы являются студентами начальных курсов, не имеющие достаточного опыта и знаний. Поэтому работа СНК начинается сформированияв коллективе среди ургентных врачей, клинических ординаторов, интернов доброжелательного отношения к студентам, а уже затем с отбора студентов-кружковцев, что является обязательным и постоянно выполняется в нашей клинике.

Опыт работы со студентами-кружковцами кафедры общей хирургии (зав. кафедрой проф. Иващенко В.В.) на базе отделения общей хирургии ЦГКБ № 6 г.Донецка позволил разработать ряд наиболее приемлемых организационных и методических положений. В работе СНКпроводятся собрания студентов-кружковцев в субботние дни, когда нет учебного процесса, и студенты принимают непосредственное участие в работе отделения, участвуют в перевяз-ках,ассистируютпри оперативных вмешательствах. Общехирургическое отделение ЦГКБ № 6 г.Донецкавыполняет ургентную помощьжителям двух районов города через сутки по нечетным числам месяца, а также круглосуточную видеоэндоскопическую малоинвазивную помощь больным с острыми хирургическими заболеваниями брюшной полости. У студентов появляется возможность наблюдать и участвовать в работе по оказанию неотложной помощина-селениюкак в выходные, так и в будние дни в свободное от учебных занятий время, а также осваивать основы малоинвазивной хирургии.В субботние дни без ургентных дежурств для студентов в первые месяцы начала учебного года проводятся показательные обходы с разбором отдельных клинических ситуаций. Приэтом обсуждаются и вопросы научной работы, ко-

торая проводится в клинике, предлагаются научные проблемы, решаемые на студенческом уровне. В первый год работы студенты-кружковцы готовят индивидуальные реферативные научно-исследовательские работы в соответствии с принятым в начале учебного года планом. Эти работы в большинстве своем отображают основные темы, изучаемые на курсе общей хирургии, например, посвященные ранам, гнойной инфекции. Наличие собственной бактериологической лаборатории на базе больницы позволяет привлекать студентов-кружковцев к анализу полученных микробиологических данных, что особенно актуально для студентов 2-3 курсов, одновременно изучающих основы микробиологии в практическом применении. Постепенно спектр деятельности участников СНК расширяется, они принимают участие в подготовке собственных разработок, как правило, коллективного характера в соответствии с основными направлениями научной работы клиники. Такой переход помогает формировать способность трансформации индивидуального творчества в коллективное, что важно для будущего врача в целом.На кафедре для дополнительного углубленного изучения основ хирургии подготовлен элективный курс лекций, в том числе отображающий особенностиработы нашей клиники, которые студенты могут наблюдать, участвуя в СНК [4].

Эти подходы позволили отбирать в СНК действительно заинтересованных студентов, стремящихся овладеть всеми аспектами будущей хирургической специальности и основами научно-

исследовательской деятельности. Ежегодно в СНК кафедры общей хирургии занимается 10-15 студентов, проводятся ежегодные научно-практические конференции, публикуются лучшие работы.

Как показал наш опыт, наиболее оптимальный выбор старосты кружка среди интернов клиники или клинических ординаторов. При этом с одной стороны возникает вертикаль взаимоотношений - студент-кружковец, врач-интерн, преподаватель-

руководитель, а с другой - начинающие врачи сами приобретают опыт обучения и руководства, направляя действия студенческого сообщества под руководством сотрудника кафедры. В такой ситуации проводится предварительный отбор перспективных начинающих врачей для возможной последующей преподавательской деятельности. В такой непрерывной замкнутой цепи взаимоотношений, с нашей точки зрения, и формируется наиболее полноценное сообщество, в первую очередь полезное для студентов-кружковцев.

Литература

1. Иващенко В.В. «Подводные камни» кредитно-модульной системы в преподавании общей хирургии / В.В.Иващенко, А.В. Иващенко // Университетская клиника. - 2011. - Т.7, № 2. -С.128-130.

2. Шапкин Ю.Г. Инновационные методики в преподавании общей хирургии в медицинском вузе / Ю.Г.Шапкин, С.В.Капралов, Р.Х.Хильгияев [и др.] // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2011. - т. 7, № 4. - С. 992-993.

3. Иващенко В.В. Болонский процесс и пироговская система преподавания хирургии. Существуют ли противоречия? / В.В.Иващенко, А.В. Иващенко // Матерiалинауковогоконгресу «IV мiжнароднiПироговськiчитання», присвяченого 200^ччю з дня народженняМ.1.Пирогова. Пироговськ лекцп. - Вшниця, 2010. - С. 42-44.

4. 1ващенко В.В. Вибрантекцп з загально'мрурш (елективний курс) / В.В.1ващенко. - Донецьк : «Вебер», 2009. - 279 с.

Том 13, Випуск 1(41) 293

В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»

Реферат

СТУДЕНТСЬКИЙ НАУКОВИЙ ГУРТОК КАФЕДРИ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРП1 - ПЕРШИЙ КРОК В Х1РУРГ1ЧНУ СПЕЦ1АЛЬН1СТЬ Журавльова Ю.1., Балацький Е.Р.

Ключовi слова: студентський науковий гурток, загальнахiрургiя.

Основою оргашзацистудентського науковогогуртка на кафедр1 загальноТ xipyprii е сп1впраця студент1в, л1кар1в-iнтерн1в, кеpiвника i колективу клiнiки. Основна роль такого спiвтоваpиства - допомога у вибоpi майбутньоТ спе^альностг

Summary

STUDENTS' SCIENTIFIC SOCIETY AT THE DEPARTMENT OF GENERAL SURGERY AS THE FIRST STEP IN SURGICAL SPECIALTY

Zhuravleva Ju.I., Balatskiy E.R.

Keywords: student scientific group, general surgery.

The basement for organization of students' scientific society at the department of general surgery is constituted by the collaboration of students, residents, researchers and clinic personnel. The principal function of such association is to help in choosing future medical specialty.

УДК 617.7:61(071)

Завгородняя Н.Г., Луценко Н.С., Исакова О.А., Рудычева О.А..

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА КАФЕДРЕ ГЛАЗНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

ДЗ «Запорожская медицинская академия последипломного образования МЗ Украины», Запорожье

В повышении профессионально уровня врачей, особенно хирургических специальностей, основную важную роль играет именно практическая часть. Для усовершенствования последипломного образования на кафедре глазных болезней ГЗ «ЗМАПО МЗУ» разработаны и внедрены новые учебные технологии в каждую составляющую практической части учебного процесса. Инновационный характер новых технологических разработок повышает мотивации интернов, врачей-курсантов к процессу обучения, поддерживает эффективное, качественное обучение.

вания, практические навыки.

ном развитии личности, адекватной изменяющейся профессиональной деятельности и социально-экономическим условиям. [3, 4, 5, 6]

В повышении профессионально уровня врачей, особенно хирургических специальностей, основную важную роль играет именно практическая часть.

Последипломное образования в плане содержания и технологий работы со слушателями должно быть мобильным. Эта мобильность должна характеризоваться не только ориентацией на удовлетворение социального запроса, но постоянным поиском новых идей и технологий, способов, методов, методик и приемов обучения. Данные новшества имеют название «инновации». В целом понятие инновации определяется как внесение новшества в традиционные формы, методы, авторские разработки. В ходе осуществления последипломного образования инновационными подходами в учебном процессе можно считать практику моделирования, проектирования, использование активных и интерактивных форм работы со слушателями, тренинги и внесение их элементов в практические занятия. [6]

Чтобы усовершенствовать последипломное образования на кафедре глазных болезней ГЗ «ЗМАПО МЗУ» были поставленные задачи: разработать, усовершенствовать и внедрить новые учебные технологии в каждую составляющую практической части учебного процесса.

Ключевые слова: усовершенствование последипломного образо Вступление

Тенденции развития современного общества, характеризующиеся процессами глобализации, интеграции, интернационализации, демографической нестабильности, требуют от человека, живущего и действующего в быстро меняющемся мире, способностей к обладанию необходимыми компетенциями в профессиональной сфере деятельности для усиления своей конкурентоспособности [1, 2].

Положения человека в меняющемся мире, высокой конкуренции на рынке труда актуализируют проблему социально-педагогического характера, которая заключается в удовлетворении социально-образовательной потребности человека в знаниях как залога профессиональной и жизненной успешности. Поэтому такая область профессионального образования, как последипломное, в целях удовлетворения данной потребности человека нуждается в совершенствовании.

Современные требования вызывают необходимость пересмотра привычной стратегии обучения в последипломном образовании. Начал осуществляться переход на методы, освобождающие курсантов от ненужных перегрузок, обусловленных избыточностью учебной информации и преобладанием описательно-сти в обучении. Повышается значимость фундаментальных знаний, усиливается курс на интенсификацию и компьютеризацию учебного процесса.

Учебный процесс состоит из теоретической части (лекционной), практической части, самостоятельной работы и контроля знаний. Психологической основой последипломного образования является концепция профессионального становления личности, сущность которой заключается в постоянном профессиональ-

Цель исследования

Повысить эффективность подготовки врачей-офтальмологов, повысить мотивацию обучающихся путем внедрения новых учебно-методических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.