Научная статья на тему 'Пути совершенствования преподавания общей хирургии в медицинском вузе'

Пути совершенствования преподавания общей хирургии в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание / общая хирургия / teaching / general surgery

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганжий В. В., Ярешко Н. А., Бачурин А. В., Колесник И. П.

Научно-технический прогресс, накопление новых знаний и технологий в медицине и фармации, реформирование здравоохранения, введение стандартов лечения хирургических заболеваний требует изменений, а также совершенствования преподавания в медицинском вузе, в частности базисного предмета «общая хирургия». Важным является сочетание традиционных методов обучения с современными технологиями. Обязательным является итоговая оценка знаний в виде компьютерного контроля и зачета по практическим навыкам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ганжий В. В., Ярешко Н. А., Бачурин А. В., Колесник И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE TEACHING OF GENERAL SURGERY AT MEDICAL SCHOOLS

Scientific and technical progress, the accumulation of new knowledge and technologies in medicine and pharmacy, health care reforming, the introduction of new high standards for treatment of surgical diseases requires modifications in the teaching medical students and especially in teaching of such basic subject as "general surgery." It is important to combine conventional teaching methods and the latest technologies. The final assessment of knowledge in the form of a computer monitoring and testing on practical skills is necessary conditions.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования преподавания общей хирургии в медицинском вузе»

Актуальт проблеми сучасно'1 медицини

Разделы: история знаний по теме, авторские симптомы, классификация, углубленное знание методов исследования, показания и противопоказания к каждому из них, умение правильно трактовать; знание норм показателей; дифференциальный диагноз; неотложные ситуации со знанием патофизиологических, биохимических и структурных изменений; правильность формулировки клинического диагноза с учетом основного, осложнений, сопутствующего; диагностическая и лечебная тактика с учетом стандартов оказания помощи, инновационные методики лечения, механизмы действия препаратов, методики выполнения известных операций, научные направления по данной теме.

Используя подобное учебное пособие, студент осознанно ставит себе оценку сам, выбирая уровень изучения. В свою очередь, наличие, но не использование всего объема предложенной информации является дополнительным психологическим стимулом к обучению.

Реферат

ЕЛЕКТРОННИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ПОС1БНИК БАГАТОР1ВНЕВОГО ТИПУ - НОВИЙ НАПРЯМ В НАВЧАНН1 СТУДЕНТ1В - МЕДИК1В Борота О.В., Христуленко А.О., КунЩький Ю.Л., Христуленко А.Л., Кир'якулова Т.Г.. Ключовi слова: багаторiвневий електронний навчальний поабник; структура.

У статт проанал1зован1 сучасн тенденцп в медичнш освт. До обговорення запропонована концепц1я i структура електронного навчального поабника багат^вневого типу на прикладi поабника для вивчення хiрургiчних хвороб.

Summary

MULTILEVEL E-TEXTBOOKS AS A NEW APPROACH IN TEACHING MEDICAL STUDENTS Borota A.V., Khrystulenko А.А., Kunitskiy Yu.L., Khristulenko A.L., Kiryakulova T.G. Keywords: multilevel tutorial; structure.

Current trends in medical education are described in the article. The conception and structure of multilevel e-textbooks on surgical diseases is presented for the discussion.

Выводы

1. Важнейшей задачей преподавателя является повышение качества подготовки специалиста, что в современных условиях невозможно без использования электронных средств обучения, электронных учебных пособий в том числе.

2. Базовый уровень позволит студенту дополнить имеющиеся знания в случае возникшей потребности или изменении его отношения к вопросу.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронное обучение

2. А. В. Шевкин. Разработка концепции многоуровневого учебника и ее реализация в учебниках серии «МГУ-школе». http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=299

3. Положення про засоби електронного навчання в ДонНМУ iм. М.Горького / План оргашзацп навчально-методичноТ роботи 2012-2014 н.р.р. / ДонНМУ- Донецьк 2012 р. - С. 82-95.

УДК: 378.147.016:617-089]-048.78

Ганжий В.В., Ярешко Н.А., Бачурин А.В., Колесник И.П.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Запорожский государственный медицинский университет

Научно-технический прогресс, накопление новых знаний и технологий в медицине и фармации, реформирование здравоохранения, введение стандартов лечения хирургических заболеваний требует изменений, а также совершенствования преподавания в медицинском вузе, в частности базисного предмета «общая хирургия». Важным является сочетание традиционных методов обучения с современными технологиями. Обязательным является итоговая оценка знаний в виде компьютерного контроля и зачета по практическим навыкам.

Ключевые слова: преподавание, общая хирургия.

Общая хирургия относится к дисциплинам, имеющим фундаментальное значение при подготовке студентов в высших медицинских заведениях. Именно здесь студенты впервые получают хирургические знания и впервые начинают осваивать практические хирургические навыки.

Кафедра является одной из первых, где студенты встречаются и общаются не только с преподавателем, но и с сотрудниками отделений, больными, что требует глубокого усвоения вопросов врачебной этики и деонтологии.

Совершенствование преподавания имеет приоритетное значение на кафедре общей хирургии Запорожского государственного медицинского университета.

В настоящее время чрезвычайно важным является умение преподавателя сочетать классические традиции обучения с современными образовательными технологиями, включая Болонскую систему, Интернет

- технологии, контролирующие и тренинговые электронные программы.

Научно - технический прогресс привел за последнее время к открытию и накоплению новых знаний и технологий, что потребовало от сотрудников кафедры отказа от некоторых традиционных представлений и пересмотра основных положений по темам общей хирургии "Асептика и антисептика", "Переливание крови и кровезаменителей", "Хирургическая инфекция", "Лечение ран", "Трансплантация органов".

Традиционные методы обучения (чтение лекций, проведение практических занятий с разбором темы, тематических больных, присутствие на операциях, чтение рентгенограмм, знакомство с историями болезни) активно сочетаем с использованием современных технологий: мультимедийных систем обучения, компьютерных программ, дистанционного обучения, использование электронных учебников.

Большое значение уделяем активным формам

Том 13, Випуск 1(41)

285

В1СНИК ВДНЗУ «Украгнська медична стоматологЫна академЫ»

обучения студентов, когда после работы в палатах, процедурных, перевязочных, операционных студенты комментируют увиденное, самостоятельно делают выводы, связывают с теми или иными разделами общей хирургии. При курации больных, студенты выставляют предварительный диагноз, определяют план обследования и лечения, знакомятся с историями болезни, клиническими и биохимическими анализами, данными инструментальных методов исследования (УЗС, компьютерными томограммами, ангио-граммами и т.д.). Участвуют в перевязках больных, снимают швы с операционной раны, ухаживают за колостомами, пролежнями.

На кафедре особое значение уделяется овладению студентами практических навыков. Разработан перечень практических навыков и план самостоятельной работы.

Студенты сначала упражняются на муляжах и друг на друге в учебной комнате, преподаватель контролирует усвоение навыков, после чего их исполняют при работе с больными, особенно практические навыки по десмургии, по определению групп крови и Rh-фактора, проведению проб на совместимость, методам временной остановки кровотечения.

Студенты самостоятельно готовят реферативные доклады с указанием проработанной литературы, которые затем обсуждаются на занятиях, сопоставляются литературные данные и данные клиники. Лучшие реферативные доклады в последующем получают развитие в студенческие научные работы, которые представляются на СНО.

Широко используется решение ситуационных задач, которые воспроизводят клинические ситуации и подбираются преподавателями в соответствии с темой занятия.

По всем разделам учебной программы на кафедре составлены и изданы методические разработки, которые постоянно обновляются и переиздаются с учетом новых приказов МОЗ Украины, а также новых стандартов по диагностике и лечению хирургических болезней.

На клинических базах кафедры проходят практику студенты II и III курса по уходу за больными и в качестве медицинских сестер. С 2011 года производственная практика проводится не в летнее время, а в

Реферат

ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ ВИКЛАДАННЯ ЗАГАЛЬНОТ Х1РУРПТ У МЕДИЧНОМУ ВУЗ1 Ганжм В.В., Ярешко Н.О., БачурЫ А.В., Колесник 1.П. Ключовi слова: викладання, загальна хiрургiя.

Науково-техшчний прогрес, накопичення нових знань i технологш в медицин! та фармацп, реформування сис-теми охорони здоров'я, введення стандарт!в лкування х!рурпчних захворювань потребують зм!н i удосконалення викладання в медичному вуз!, а найперше базисноТ дисципл!ни, якою е i «загальна х!рурпя». Важливо поеднувати традиции методи осв!ти з сучасними технолопями. Обов'язковою е пщсумкова оцшка знань у вигляд! комп'ютерного модульного контролю i залку по практичних навичках.

Summary

WAYS TO IMPROVE TEACHING OF GENERAL SURGERY AT MEDICAL SCHOOLS Ganzhiy V.V., Yareshko N.A., Bachurin A.V., Kolesnik I.P. Keywords: teaching, general surgery.

Scientific and technical progress, the accumulation of new knowledge and technologies in medicine and pharmacy, health care reforming, the introduction of new high standards for treatment of surgical diseases requires modifications in the teaching medical students and especially in teaching of such basic subject as "general surgery." It is important to combine conventional teaching methods and the latest technologies. The final assessment of knowledge in the form of a computer monitoring and testing on practical skills is necessary conditions.

учетном семетсре, наряду с занятиями по предмету, что непосредственно связывает теорию с практикой. Задача преподавателя при этом помочь студенту реализовать приобретенные теоретические навыки непосредственно в лечебной работе.

Контроль знаний на кафедре проводится в виде компьютерных тестовых заданий, как для текущего контроля, так и для итоговой проверки знаний в конце семестра с использованием разработанной в университете компьютерной программы "Ratos". Результаты тестирования выявляют вопросы, на которые неправильно отвечает большинство студентов. На них акцентируется внимание на практических занятиях и лекциях. Но к итоговому тестовому контролю допускаются только те студенты, которые успешно сдали зачет по практическим навыкам и защитили учебную историю болезни.

Перспективные задачи кафедры по совершенствованию учебного процесса - это создание тематических фильмов по отдельным видам хирургических операций и хирургических манипуляций, лечению хирургических инфекций, методике обследования хирургического больного, десмургии; издание методических пособий; приобретение муляжей и фантомов.

Все преподаватели кафедры формируют у студентов творческий подход к работе, осознают ответственность за подготовку квалифицированных врачей с учетом проводимых социальных и медицинских реформ.

Литература

1. Крючко Т.О. Методолопчш основи формування д1агностичних умшь у студенев медичних вузiв / Т.О. Крючко, М.М. Пеший, М.М. Забайрачний // Матерiали навчально-методичноТ конфе-ренцп "Шляхи оптимизаци педагопчноТ' взаемодп у системл ви-кладач-студент в умовах реформування вищоТ' школи", 2003. -С. 101-103.

2. Мтерян В.С. Методичш основи пщготовки та проведення занять в медичних вузах / Мтерян В.С. - К., 2003. - 53 с.

3. Роговий Ю.6. Роль альтернативних метсдав навчання при ви-кпаданш теоретичних та кшшчних медичних дисциплш / Ю.6. Роговий, А.В. Бочаров, Р.М. Кобилянська // Медична освта. -2003. - №1. - С. 22-24.

4. Соколова Л.Т. Досвщ i проблеми впровадження кредитно-модульноТ' системи в оргашзацп навчального процесу у англо-мовних студенпв / Л.Т.Соколова, О.А.Маковецька // Вища освн та УкраТ'ни у контекст штеграцп до бвропейського осв^нього процесу. - К., 2009. - Т. IV. - С. 264-467.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.