Научная статья на тему 'Электронное учебное пособие многоуровнего типа – новое направление в обучении студентов-медиков'

Электронное учебное пособие многоуровнего типа – новое направление в обучении студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многоуровневое электронное учебное пособие / структура / multilevel tutorial / structure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борота А. В., Христуленко А. А., Куницкий Ю. Л., Христуленко А. Л., Кирьякулова Т. Г.

В статье проанализированы современные тенденции в медицинском образовании. К обсуждению предложена концепция и структура электронного учебного пособия многоуровнего типа на примере пособия для изучения хирургических болезней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борота А. В., Христуленко А. А., Куницкий Ю. Л., Христуленко А. Л., Кирьякулова Т. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILEVEL E-TEXTBOOKS AS A NEW APPROACH IN TEACHING MEDICAL STUDENTS

Current trends in medical education are described in the article. The conception and structure of multilevel etextbooks on surgical diseases is presented for the discussion

Текст научной работы на тему «Электронное учебное пособие многоуровнего типа – новое направление в обучении студентов-медиков»

В1СНИК ВДНЗУ «Укршиська медична стоматологЫна академхя»

Summary

TEACHING EXPERIENCE AND PROSPECTS OF CLINICAL DISCIPLINES ACCORDING TO ECTS Borota A.V., Lykov V.A., Polunin G.E., Dzhelomanova S.A., Yengenov N.M.. Keywords: credit-modular system, clinical disciplines.

Teaching experience in clinical disciplines according to ECTS is analyzed in the article. The tests should only be used for periodic and final module control. Case studies and patient's supervision should be applied in practical classes. Simulators and interactive learning is effective when students acquire certain practical skills. The methodology for carrying out practical training for the 2nd and 3rd year students should be improved.

Цель работы

УДК 004.9(075.8):616.31

Борота А.В., Христуленко А.А., Куницкий Ю.Л., Христуленко А.Л., Кирьякулова Т.Г. ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ МНОГОУРОВНЕГО ТИПА - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького.

В статье проанализированы современные тенденции в медицинском образовании. К обсуждению предложена концепция и структура электронного учебного пособия многоуровнего типа на примере пособия для изучения хирургических болезней.

Ключевые слова: многоуровневое электронное учебное пособие; структура.

Вступление

Электронное обучение (E-learning, сокращение от Electronic Learning) — система электронного обучения, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии.

Современные студенты и школьники - в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом. [1]

Еще в 80-х годах ХХ века в Советском Союзе была начата разработка многоуровневых учебников по математике для школьников, реализованных в виде серии «МГУ - школе». В них были заложены следующие принципы:

- Учебник не должен ограничиваться интересами «среднего» ученика, поэтому изложение учебного материала в учебнике должно быть выдержано с научной точки зрения.

- Развитие материала в учебнике должно отражать современные представления математиков об изучаемом в школе материале, который в учебнике должен быть изложен доступно.

- Учебник должен обеспечивать любой желаемый уровень глубины изучения материала.

- Математика едина и может быть изложена в одном учебнике для работы по разным программам.

- Способ изложения учебного материала в учебнике, организация учебных текстов и системы упражнений должны обеспечивать достижения разных целей обучения при работе по разным программам. [2]

Несмотря на интерес к предложенной концепции, полноценно реализовать ее без использования электронных средств обучения не представляется возможным. В связи с изменением приоритетов в образовании, сегодня все более широкое распространение получают электронные учебники и учебные пособия. Это требует от преподавателей уточнения их структуры с использованием предоставляемых компьютерами преимуществ.

Предложить к обсуждению структуру многоуровневого электронного учебного пособия для студентов-медиков на примере учебного пособия по хирургическим болезням.

С помощью электронного учебного пособия могут быть реализованы следующие информационные аспекты: мультимедийные элементы (деятельное пространство, схемы, диаграммы, видео- и звуковые фрагменты), словари, показчики, предметные и межпредметные справочники, гиперссылки, средств поиска, самопроверки и др. [3]

Исходя из реальностей в оценке подходов студента к изучению темы, следует отметить, что в зависимости от ситуации (глубокое изучение темы, повторение и систематизация знаний к экзамену или модульному контролю, шпаргалка при ответе, отечественный или иностранный студент), требуется различный объем информации. Наполнение же информацией учебного пособия должно быть максимальным с возможностью осознанного выбора уровня знаний самим обучающимся.

Нами предложена концепция единого электронного учебного пособия, при которой студент самостоятельно выбирает нужный ему уровень, а информация представляется в следующих возможных вариантах:

1. Элементарный уровень - шпаргалка. Ступень -студент.

Цель - поставить предварительный диагноз. Разделы: симптомы заболевания, классификация, перечисление методов исследования, тактика оказания помощи, неотложные ситуации.

1. Промежуточный уровень - учебник по предмету. Ступень - врач. Цель: дифференциальный диагноз, методики лечения (практический подход). Разделы: умение провести осмотр и объективное обследование больного; знание авторских симптомов, классификация, перечисление методов исследования с их расшифровкой; знание норм основных показателей; дифференциальный диагноз; правильность формулировки основного диагноза; общеизвестные методики лечения; неотложные ситуации; техника элементарных операций.

2. Высший уровень - монографии плюс Интернет. Ступень: врач - эрудит. Цель: лечение плюс возможность прогресса в знаниях по теме (научный подход).

Актуальт проблеми сучасно'1 медицини

Разделы: история знаний по теме, авторские симптомы, классификация, углубленное знание методов исследования, показания и противопоказания к каждому из них, умение правильно трактовать; знание норм показателей; дифференциальный диагноз; неотложные ситуации со знанием патофизиологических, биохимических и структурных изменений; правильность формулировки клинического диагноза с учетом основного, осложнений, сопутствующего; диагностическая и лечебная тактика с учетом стандартов оказания помощи, инновационные методики лечения, механизмы действия препаратов, методики выполнения известных операций, научные направления по данной теме.

Используя подобное учебное пособие, студент осознанно ставит себе оценку сам, выбирая уровень изучения. В свою очередь, наличие, но не использование всего объема предложенной информации является дополнительным психологическим стимулом к обучению.

Реферат

ЕЛЕКТРОННИЙ НАВЧАЛЬНИЙ ПОС1БНИК БАГАТОР1ВНЕВОГО ТИПУ - НОВИЙ НАПРЯМ В НАВЧАНН1 СТУДЕНТ1В - МЕДИК1В Борота О.В., Христуленко А.О., КунЩький Ю.Л., Христуленко А.Л., Кир'якулова Т.Г.. Ключовi слова: багаторiвневий електронний навчальний поабник; структура.

У статт проанал1зован1 сучасн тенденцп в медичнш освт. До обговорення запропонована концепц1я i структура електронного навчального поабника багат^вневого типу на прикладi поабника для вивчення хiрургiчних хвороб.

Summary

MULTILEVEL E-TEXTBOOKS AS A NEW APPROACH IN TEACHING MEDICAL STUDENTS Borota A.V., Khrystulenko А.А., Kunitskiy Yu.L., Khristulenko A.L., Kiryakulova T.G. Keywords: multilevel tutorial; structure.

Current trends in medical education are described in the article. The conception and structure of multilevel e-textbooks on surgical diseases is presented for the discussion.

Выводы

1. Важнейшей задачей преподавателя является повышение качества подготовки специалиста, что в современных условиях невозможно без использования электронных средств обучения, электронных учебных пособий в том числе.

2. Базовый уровень позволит студенту дополнить имеющиеся знания в случае возникшей потребности или изменении его отношения к вопросу.

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронное обучение

2. А. В. Шевкин. Разработка концепции многоуровневого учебника и ее реализация в учебниках серии «МГУ-школе». http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=299

3. Положення про засоби електронного навчання в ДонНМУ iм. М.Горького / План оргашзацп навчально-методичноТ роботи 2012-2014 н.р.р. / ДонНМУ- Донецьк 2012 р. - С. 82-95.

УДК: 378.147.016:617-089]-048.78

Ганжий В.В., Ярешко Н.А., Бачурин А.В., Колесник И.П.

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Запорожский государственный медицинский университет

Научно-технический прогресс, накопление новых знаний и технологий в медицине и фармации, реформирование здравоохранения, введение стандартов лечения хирургических заболеваний требует изменений, а также совершенствования преподавания в медицинском вузе, в частности базисного предмета «общая хирургия». Важным является сочетание традиционных методов обучения с современными технологиями. Обязательным является итоговая оценка знаний в виде компьютерного контроля и зачета по практическим навыкам.

Ключевые слова: преподавание, общая хирургия.

Общая хирургия относится к дисциплинам, имеющим фундаментальное значение при подготовке студентов в высших медицинских заведениях. Именно здесь студенты впервые получают хирургические знания и впервые начинают осваивать практические хирургические навыки.

Кафедра является одной из первых, где студенты встречаются и общаются не только с преподавателем, но и с сотрудниками отделений, больными, что требует глубокого усвоения вопросов врачебной этики и деонтологии.

Совершенствование преподавания имеет приоритетное значение на кафедре общей хирургии Запорожского государственного медицинского университета.

В настоящее время чрезвычайно важным является умение преподавателя сочетать классические традиции обучения с современными образовательными технологиями, включая Болонскую систему, Интернет

- технологии, контролирующие и тренинговые электронные программы.

Научно - технический прогресс привел за последнее время к открытию и накоплению новых знаний и технологий, что потребовало от сотрудников кафедры отказа от некоторых традиционных представлений и пересмотра основных положений по темам общей хирургии "Асептика и антисептика", "Переливание крови и кровезаменителей", "Хирургическая инфекция", "Лечение ран", "Трансплантация органов".

Традиционные методы обучения (чтение лекций, проведение практических занятий с разбором темы, тематических больных, присутствие на операциях, чтение рентгенограмм, знакомство с историями болезни) активно сочетаем с использованием современных технологий: мультимедийных систем обучения, компьютерных программ, дистанционного обучения, использование электронных учебников.

Большое значение уделяем активным формам

Том 13, Випуск 1(41)

285

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.