Научная статья на тему 'Особенности преподавания административного права в современных условиях'

Особенности преподавания административного права в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
899
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания административного права в современных условиях»

2004

4. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

• собственно воспитательную колонию;

• участок исправительного учреждения общего режима для размещения воспитанников, достигших совершеннолетия.

Данное комплексное учреждение должно способствовать осуществлению сквозного воспитательного процесса лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте.

Такая структура учреждения создает условия для изучения личности осужденного и более эффективной организации исполнения наказания, а также применения основных средств исправления осужденных. Изучение личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, начинается на стадии предварительного расследования или дознания. Следователь может оказать администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, помощь в изучении личности несовершеннолетнего, непосредственно передавая воспитателю собранную им информацию, которая не нашла отражение в уголовном деле по ряду причин.

На наш взгляд, учреждение нового типа должно способствовать созданию комплексной системы полноценного развития личности несовершеннолетних в условиях изоляции от общества, содействию успешной ресоциализации освобождающихся из мест лишения свободы, предупреждению рецидивной преступности.

А.М.Лесин*

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Усиливающаяся социальная значимость права требует знания конкретных правил, без которых юрист не может обойтись в своей профессиональной деятельности.

В настоящее время все большее значение для разрешения споров приобретают аргументы, подчерпнутые из научных трудов, материалов сравнительно-правового характера, комментариев законодательства и правоприменительной практики. Становится важным представление системы права как совокупности взаимосвязанных отраслей, подотраслей и институтов права.

В какой форме учебный процесс должен вместить в себя такой объем информации? Какими методами должен осуществляться контроль за его ходом? * 211

Доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

211

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Несомненно, увеличение объема изучаемого материала требует использования новых методик, повышающих эффективность усвоения и запоминания материала, приобретения на этой основе умений и навыков, а также введения системы перманентного контроля за ходом учебного процесса.

Как решаются эти проблемы на юридическом факультете Марийского государственного университета?

Попытаемся показать это на примере преподавания курса «Административное право».

С 1999 г. формой программно-методического обеспечения курса является учебно-методический комплекс, содержащий методические рекомендации, программу курса, нормативные акты и литературу к программе курса, тематические планы лекций и семинарских занятий, задания к самостоятельной предлекционной подготовке и для подготовки к семинарским занятиям.

В ходе подготовки к лекции студенты знакомятся с содержанием темы, ее концепцией, основными понятиями и категориями, терминологией. Поэтому у преподавателя появляется время на рассмотрение административно-правовых проблем темы во взаимосвязи с положениями различных отраслей права, на которых строится государственное управление (финансового, налогового, таможенного и др.).

Этот принцип заложен и в содержание заданий к семинарским занятиям, которые студенты выполняют письменно в специальной тетради.

В результате студенты приобретают навыки самостоятельного исследования проблем, работы с научной литературой, у них появляется интерес к более углубленному изучению предмета.

Объем получаемых знаний позволяет студентам не только успешно учиться, но и плодотворно участвовать в студенческих научнопрактических мероприятиях, добиваясь при этом отличных результатов.

В 2001 г. под эгидой Администрации Президента Российской Федерации проводилась Всероссийская студенческая юридическая олимпиада «Вступая в XXI век». По итогам окружного тура (г. Нижний Новгород), в котором приняли участие студенты из 18 вузов Приволжского федерального округа, студентка 4-го курса Буркова Юлия по номинации «Административное право и финансовое право» заняла первое место и вышла в финал олимпиады. В финале олимпиады, проходившем в г. Москве, она, заняв первое место, стала лучшей в России.

По итогам окружного тура Всероссийской студенческой юридической олимпиады - 2003 студентки юридического факультета МарГУ Протасова Екатерина и Загайнова Алена стали победителями по номи- 212

212

2004

4. Вопросы публичного права России и зарубежных стран

нации «Административное право и финансовое право», заняв соответственно первое и второе места.

В 2003 г. на проходившей в г. Екатеринбурге Всероссийской студенческой научной конференции работа студентки Пуртовой Надежды по проблемам административного и таможенного права была удостоена диплома I степени.

На ежегодных межвузовских научных студенческих конференциях, проводимых факультетом, рассмотрению проблем административного права также придается большое значение - действует подсекция.

Важную роль в усвоении большого объема научной и правовой информации играет выполнение курсовых работ. Их тематика составляется с учетом предложений органов государственной власти республики, правоохранительных органов, поэтому темы работ имеют в основном проблемный, прикладной характер. Работа над таким исследованием требует от студента тщательного изучения как теории, так и практики государственного управления.

С целью проверки глубины и качества усвоения учебного материала на юридическом факультете установлена система контроля, в которую входят текущий, рубежный и итоговый контроль знаний студентов.

Текущий контроль проводится в форме ежемесячной аттестации знаний каждого студента по итогам самостоятельной подготовки и работы на семинарских занятиях. Его критериями являются своевременное и качественное выполнение всех видов заданий к темам, содержащимся в УМК, творческая активность и качество ответов студента на занятиях, посещаемость занятий.

Все задания по пропущенным занятиям, а также неправильно оформленные задания студент обязан в двухнедельный срок выполнить и сдать преподавателю, то есть отработать тему. Отрабатывается также и неудовлетворительная оценка, полученная на семинарских занятиях.

Рубежный контроль предполагает выполнение четырех контрольных работ (по две за семестр) и сдачу зачета после пятого семестра. Все эти задания выполняются в форме тестирования по каждой пройденной теме.

Итоговой стадией контроля является письменный экзамен, цель которого - выявить полноту полученных знаний, умение оперировать ими, решать проблемные вопросы, делать выводы, умение четко и логично строить ответ. Итоговая оценка является кумулятивной, так как складывается из нескольких компонентов: оценки по результатам текущего контроля, оценки по результатам рубежного контроля и оценки за письменный экзамен. Такой подход позволяет наиболее объективно оценить знания студента. 213

213

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Подобная система методического обеспечения и контроля представляется особенно важной при преподавании административного права. Это обусловлено рядом обстоятельств.

Система административного права является исключительно подвижной. Появляются новые институты и подинституты отрасли, меняется характер и содержание управленческих отношений, форм и методов управления.

Утверждение новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти требует новых подходов к изучению Особенной части административного права, совершенно иной направленности в разработке заданий, подаче и методике изложения материала.

В подобной ситуации необходимо постоянно вносить изменения и дополнения в материалы учебно-методического комплекса, перерабатывать целые его разделы. А все это связано с временными, материальными затратами, техническими и организационными трудностями. Наиболее приемлемым путем разрешения этой проблемы является разработка в будущем электронного варианта УМК «Административное право».

Очень важной задачей является повышение интереса студентов к изучению административного права. А он появится лишь тогда, когда уровень преподавания и индивидуальной работы со студентами будет реально гарантировать получение глубоких и разносторонних знаний в данной области юридического образования.

А.Р.Поздеев, А.П.Коровяков, С.И.Губина, С.М.Братухина, Г.Я.Камашев, А.В.Саламатов*

ВОЗМОЖНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ АМПУЛЬНЫХ РАСТВОРОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПО СПЕКТРАМ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ

Основной задачей совместной работы правоохранительных органов и государственного фармацевтического надзора является защита граждан от фальсифицированных лекарственных средств* 1.

Кафедра криминалистики (нач. - канд. юрид. наук Ю.Т.Шуматов) ИФ НА МВД РФ; центр сертификации и контроля качества лекарственных средств МЗ УР (нач. -С.И.Губина); кафедра бионеорганической химии (зав. - канд. хим. наук, доцент А.П.Коровяков) и кафедра биофизики (зав. - канд. физ.-мат. наук, доцент Г.Я.Камашев) ИГМА.

1 Письмо Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава РФ от 19 марта 2001 г. № 290-22/30.

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.