Научная статья на тему 'К вопросу о системе контроля качества образования на юридическом факультете МарГУ'

К вопросу о системе контроля качества образования на юридическом факультете МарГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе контроля качества образования на юридическом факультете МарГУ»

1 ЮРИДИЧЕСКОМУ ФАКУЛЬТЕТУ МарГУ - 10 ЛЕТ

А.М.Ломоносов*, О.А.Сидоров**

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МарГУ

В последнее десятилетие в развитии высшего юридического образования в России господствовал экстенсивный подход. Утверждение рыночных отношений и одновременное резкое сокращение бюджетного финансирования государственной системы высшего образования с неизбежностью привели к тому, что практически все государственные вузы значительно увеличили набор студентов, полностью оплачивающих обучение, на юридические факультеты. Кроме того, многочисленные юридические факультеты стали открываться в государственных вузах, не имеющих опыта организации юридического образования (технических, сельскохозяйственных и т.п.), а также во множестве создаваемых в этот период негосударственных высших учебных заведений. Неподкрепленное соответствующим материально-техническим и кадровым обеспечением и, главное, организацией действенного контроля эффективности учебного процесса столь существенное увеличение контингента студентов закономерно привело к снижению качества юридического образования.

Полагаем, что к настоящему времени объективно вызрел принципиально новый подход к дальнейшему развитию российского юридического образования - с позиций управления качеством обучения. Падение качества подготовки студентов-юристов, во-первых, является серьезной общесоциальной проблемой, ставящей под угрозу успешное развитие правовых реформ в России, во-вторых, проблемой перспектив каждого конкретного юридического вуза (факультета), которые в силу возросшей конкуренции должны «бороться» за абитуриентов, повышая

Канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета МарГУ.

Заместитель декана по учебному процессу на дневном отделении юридического факультета МарГУ.

8

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

качество образовательных услуг. Решение данных проблем невозможно без организации управления качеством юридического образования. При этом следует особо отметить, что одним из главных компонентов эффективного менеджмента является контроль за объектом управления, позволяющий целенаправленно корректировать процесс управления.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что в условиях рынка образовательных услуг основной тенденцией в развитии образования, в том числе юридического, является организация систем контроля качества. Так, например, в Великобритании с 1998 г. функционирует специальное правительственное агентство обеспечения качества высшего образования (QAA). В Г ермании только одним органом по сертификации систем качества TUV CERT выдано около 100 сертификатов соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 900 на системы качества учреждениям, действующим в системе образования и воспитания. Закономерно, что на юридических факультетах в этих странах особое внимание уделяется разработке и внедрению комплекса мер по повышению качества подготовки будущих специалистов.

В России в середине 1990-х годов были созданы принципиально новые, в сравнении с предшествующим периодом, и во многом действенные институты контроля качества образования. К ним относятся мероприятия, предусмотренные Программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности «Юриспруденция» и положениями о государственной итоговой аттестации. Однако заложенные в этих нормативных актах схемы контроля качества далеки от совершенства, поскольку носят формальный характер и предполагают (более того, предопределяют) субъективизм в оценке качества обучения. Так, в частности, Программа аттестации предполагает управление качеством образования посредством контроля за наличием средств обучения (количество учебной литературы, обеспеченность преподавательскими кадрами, состояние материальнотехнической базы и т.п.). Разумеется, обеспечить надлежащее качество образования без соответствующих средств обучения невозможно. Но, как показывает практика проведения аттестации, приоритет при такой оценке отдается сугубо количественным показателям. При таком подходе «оценить» качество обучения можно, даже не посещая вуз. Однако, наличие средств обучения не обязательно означает их качественное и результативное использование.

Государственный образовательный стандарт, определяя итоговый уровень знаний, умений и навыков студентов, предполагает управление качеством образования через контроль качества результатов обучения.

9

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Несомненно, результат образовательных услуг служит важным показателем качества обучения. В то же время, нетрудно заметить, что ГОС позволяет констатировать лишь результат, но не указывает на эффективные способы его достижения. Исправлять допущенные ошибки уже поздно.

Более того, данный подход предполагает что при оценке качества обучения преподаватели и администраторы вузов (факультетов) сами оценивают результаты своего же труда. Поэтому существует реальная опасность субъективного, недостоверного контроля качества образования. Полагаем, что более действенный вариант контроля качества результатов применяется в тех странах (например, в США, Великобритании), где готовность выпускника юридического факультета к практической деятельности оценивается не в обучавшем его вузе, а профессиональными объединениями юристов путем проведения жестких квалификационных испытаний (экзаменов). Тем самым обеспечивается максимальная объективность оценки качества по результату.

Считаем возможным констатировать, что в настоящее время в России система контроля качества образования (в том числе юридического) окончательно не сложилась. Существующие как в ГОС, так и в Программе аттестации схемы контроля качества практически не учитывают важнейший компонент системы обучения - образовательный процесс. Объектом контроля являются лишь средства и результат обучения, а сам контроль осуществляется не перманентно, а периодически.

Юридические вузы (факультеты), функционирующие в условиях рынка образовательных услуг, объективно вынуждены преодолевать пробелы в федеральном регулировании контроля качества образования. На юридическом факультете Марийского государственного университета в 1996 г. была начата разработка и внедрение комплексных мероприятий по обеспечению качества обучения и введена должность заместителя декана по контролю качества обучения. За основу комплексных мероприятий были взяты положения ГОС, Программы аттестации и актов о государственной итоговой аттестации.

Приоритет при этом был отдан разработке системы обеспечения качества образования, включающей в себя:

• развитие практических умений и навыков студентов;

• введение новых видов практики (юридическая клиника);

• введение новых актуальных курсов;

• активизацию аудиторной и самостоятельной работы студента в том числе через внедрение учебно-методических комплексов (УМК) как качественно нового вида методического обеспечения преподаваемых дисциплин;

10

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

• внедрение новых форм и методов преподавания (проблемного и сократического методов проведения аудиторных занятий, лекций в дискуссионной форме, ролевых игр и т.п.);

• активизацию методической работы с преподавателями;

• активизацию НИРС;

• использование новых информационных технологий;

• использование системы материального поощрения студентов и преподавателей;

• создание системы непрерывного юридического образования.

Одновременно были разработаны мероприятия по организации

системы контроля качества образования:

• организация системного, непрерывного контроля (текущий, рубежный, итоговый) знаний, умений и навыков студентов;

• кумулятивная оценка знаний студентов;

• совершенствование критериев оценки знаний студентов;

• введение контрольных заданий в тестовой форме, компьютеризация тестирования;

• введение письменных анонимных экзаменов;

• усложнение экзаменационных заданий;

• организация контроля посещаемости и отработки занятий студентами;

• регулярный мониторинг результатов экзаменационных сессий;

• использование рейтинга успеваемости студентов;

• ежегодная проверка остаточных знаний студентов;

• регулярное привлечение практических работников в качестве экзаменаторов;

• анонимное анкетирование студентов о качестве преподаваемых курсов («Преподаватель глазами студента»), об организации и прохождении различных видов практики («Практика глазами студента»), о качестве работы библиотеки («Библиотека глазами студента»), об итогах обучения на факультете;

• анкетирование работодателей выпускников факультета;

• ориентация на экспертную оценку независимых жюри при участии студентов в международных, всероссийских и региональных конкурсах, конференциях, олимпиадах;

• учет количества опубликованных и принятых на конкурсной основе к публикации работ студентов;

• оценка уровня трудоустройства выпускников.

За всем этим стоит огромный творческий труд профессорскопреподавательского состава, учебно-воспитательного персонала, всех сотрудников факультета.

11

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Комплексное осуществление этих мероприятий позволило юридическому факультету за короткий срок достичь ощутимых результатов в повышении качества образования студентов.

В 1996-2003 гг. двадцати трем студентам юридического факультета были назначены именные стипендии (Президента РФ, в т.ч. для обучения за рубежом, Правительства Российской Федерации, Президента РМЭ).

С 1996 по 2003 г. студенты факультета опубликовали более 300 научных работ по итогам участия на конкурсной основе в научных конференциях.

В 1997 г. студентка III курса Перминова Е. была награждена медалью Министерства образования России «За лучшую научную студенческую работу в Российской Федерации».

В 1999 г. 3 студента стали призерами Всероссийской студенческой юридической олимпиады.

В 2000 г. студентка III курса Коршунова Н. стала победителем Всероссийского конкурса среди студентов юридических вузов на лучшую работу по правам человека, проведенного под эгидой Уполномоченного по правам человека в РФ.

В 2001 г. под эгидой Администрации Президента Российской Федерации была проведена Всероссийская студенческая юридическая олимпиада «Вступая в XXI век». По итогам окружного тура, в котором приняли участие команды из 18 вузов Приволжского федерального округа, студенты факультета заняли 2 первых, 1 второе и 1 третье место. По набранным баллам команда юридического факультета заняла 1-е командное место. По итогам финального тура (г. Москва), студенты факультета показали следующие результаты: 1-е место в номинации

«Административное право и финансовое право», лауреат (4-е место) в номинации «Международное право. Европейское право». Студентка V курса Буркова Ю., ставшая лучшей в России в номинации «Административное право и финансовое право», награждена Почетной грамотой Президента РФ.

В 2003 г. по итогам окружного тура Всероссийской студенческой юридической олимпиады-2003 студенты факультета заняли 2 первых, 2 вторых и 1 третье место. По набранным баллам команда юридического факультета вновь заняла 1-е командное место среди вузов Приволжского федерального округа. По итогам финального тура (г. Санкт-Петербург) студенты факультета показали следующие результаты: 1-е место в номинации «Юридический перевод», 3-е место в номинации «Конституционное право».

12

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

Ежегодно команды либо индивидуальные участники от юридического факультета занимают призовые места по итогам различных международных состязаний по судебному процессу.

В 2003 г. команда юридического факультета МарГУ второй раз подряд стала национальным чемпионом Конкурса по международному праву имени Филипа С.Джессопа и получила право представлять российское юридическое образование на международном этапе состязаний (г. Вашингтон, США, апрель 2003 г.). Конкурс 2003 г. являлся наиболее представительным по числу участников: в нем приняли участие более 3000 студентов. На заключительном международном этапе состязаний участвовало 87 юридических вузов из 83 стран мира. Впервые за сорокапятилетнюю историю проведения Конкурса команда из Европы - команда юридического факультета МарГУ - вошла в финал и заняла 2-е место, опередив такие школы права, как Гарвард, Колумбийский университет (Нью-Йорк, США), Мичиганский университет, Университет г. Вены (Австрия).

За шесть лет работы юридической клиники студентами факультета безвозмездно оказана правовая помощь свыше 12 тысячам граждан и представителям общественных объединений. При этом жалоб на качество консультаций не поступало.

Представляется, что комплексный подход к контролю качества образования позволяет делать надежные выводы об эффективности применяемых средств, форм и методов обучения для достижения высокого уровня профессиональной подготовки студентов-юристов и на этой основе корректировать и целенаправленно развивать учебный процесс. Организация регулярного анализа и обсуждения хода этого процесса будет способствовать созданию действенной системы управления качеством юридического образования.

Отрадно, что наш опыт получил признание в системе юридического образования в стране. 23-26 апреля 2003 г. в г. Йошкар-Оле на базе юридического факультета МарГУ состоялся всероссийский семинар «Новые эффективные формы и методы преподавания юридических дисциплин», организованный международной образовательной организацией Civic Education Project, одновременно с которым было проведено выездное заседание Совета по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации. В работе семинара приняли участие более 30 российских преподавателей из ведущих вузов Российской Федерации (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Томска и др.) Целью встречи являлось ознакомление с опытом юридического факультета МарГУ по эффективному решению актуальных проблем повышения качества высшего юридиче-

13

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

ского образования и анализ возможностей использования данного опыта в учебном процессе на юридических факультетах вузов РФ. По итогам выездного заседания методическая комиссия Совета по правоведению УМО признала юридический факультет МарГУ учебнометодическим центром и рекомендовала юридическим вузам России «изучить и использовать опыт факультета по внедрению в учебный процесс новых эффективных форм и методов преподавания юридических дисциплин».

М.О.Бурковская*

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МарГУ

Юридический факультет Марийского государственного университета встретил свое 10-летие успехами и победами своих студентов на всероссийских олимпиадах и международных соревнованиях, которых не смогли достичь за долгие годы своего развития многие именитые юридические вузы России. Достаточно упомянуть финал самых престижных международных соревнований по международному публичному праву им. Филлипа Джессопа в Вашингтоне (США) в 2003 г., где студенческая команда юридического факультета МарГУ создала прецедент, получив по итогам национального чемпионата право представлять Россию. Наши студенты за 45-летнюю историю этих соревнований оказались первой европейской командой, которая сумела выйти в финал и заняла 2-ое призовое место, опередив команды таких именитых вузов, как университеты Гарварда, Колумбии. До этого в 2002 г. студенческая команда факультета, выступая в одном из самых престижных европейских соревнований по судебным дебатам по международному коммерческому арбитражу им. Вилльяма С. Виса в Вене (Австрия), вошла в номинацию 15 лучших команд соревнований среди более ста студенческих команд со всего мира.

Сегодня многие недоумевают: в чем же причина такого интенсивного развития факультета, организованного где-то на периферии, буквально на «пустом месте»?

Ориентация факультета на тесное сотрудничество с зарубежными университетами, постоянное заимствование и анализ опыта западных коллег, переработка и адаптация к условиям российской системы обра- * 14

Заместитель декана юридического факультета МарГУ по международным связям и мобильности студентов.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.