2004
1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет
Т.Ф.Мошкова к
ОПЫТ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ПРИ ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МарГУ
Юридическая клиника при юридическом факультете Марийского государственного университета создана в 1997 г. для оказания бесплатной правовой помощи малоимущим гражданам Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Она является одной из форм обязательной практики студентов 4-го курса. Такая практика предусматривает самостоятельную работу студентов с клиентами под руководством преподавателей факультета.
Студенты оказывают юридические услуги малоимущим клиентам в виде консультирования и составления юридических документов или жалоб на состоявшиеся решения и приговоры. При этом студенты имеют возможность применить полученные за три года учебы на факультете теоретические знания правовых дисциплин на практике, а так же приобрести профессиональные навыки поиска и творческих подходов к решению правовых проблем, умение проводить интервьюирование клиентов.
До практики в юридической клинике студенты за три учебных года приобретают знания в области уголовного, гражданского, административного, трудового и жилищного права. Они изучили общие части уголовно-процессуального права и гражданско-процессуального права, прошли в летний период в течение 6-ти недель учебно-ознакомительную практику в органах МВД, прокуратуры, суда и администрациях городов и районов Республики Марий Эл. Перед практикой в юридической клинике проводились занятия, на которых им давались основные направления в работе клиники, формировалось представление об этике юриста в общении с клиентами.
С марта 1999 г. юридическая клиника начала практиковать выездные правовые консультации на безвозмездной основе для жителей районов республики. С этого же времени в практику клиники вошло еще одно направление работы. Это оказание правовой помощи административному персоналу и лицам, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда в учреждениях исполнения наказания (исправительных колониях), * 37
Доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.
37
Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
особо нуждаются в оказании правовой помощи, поскольку большинство из них не имеет достаточного уровня образования, позволяющего самостоятельно защищать свои права и интересы. Большая часть осужденных не имеет средств для заключения договора с юридическими консультациями по оказанию правовых услуг.
Для обеспечения выездов юридической клиники в исправительные учреждения руководством факультета была проделана большая подготовительная работа. 5 февраля 1999 г. с Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Республике Марий Эл был заключен договор об оказании бесплатных юридических услуг персоналу и осужденным, находящимся в исправительных учреждениях.
В течение 2-х лет систематически осуществлялись выезды юридической клиники в учреждения исполнения наказания. Студенты к этому виду практики относились добросовестно и ответственно. Администрация учреждений УИН высоко оценила их работу по оказанию безвозмездных правовых услуг осужденным.
Практика работы выездной студенческой юридической клиники по оказанию правовых услуг осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Республики Марий Эл, позволила факультету участвовать в 2001 г. во Всероссийском открытом конкурсе проектов на создание студенческих консультаций при юридических факультетах страны. Юридическая клиника юрфака МарГУ победила в этом конкурсе и награждена дипломом института «Открытое общество». В соответствии с проектом была создана специализированная выездная юридическая клиника при юридическом факультете Мар ГУ, которая начала работу с 1 ноября 2001 г. Вся подготовительная работа для реализации проекта была проделана в июне - октябре 2001 г.
8 июня 2001 г. юридический факультет заключил двухсторонний договор с Новотроицкой воспитательной колонией УИН МЮ РФ по Республике Марий Эл об оказании бесплатных юридических услуг несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. В процессе подготовки договора участники проекта обсудили на совещании при начальнике учреждения с присутствием заинтересованных структурных подразделений (руководители средней образовательной школы, воспитательный аппарат колонии) формы и методы совместной работы.
В сентябре- октябре из числа студентов 4-го курса на конкурсной основе, с учетом рейтинга успеваемости и мнения кафедр факультета была сформирована группа студентов судебно-прокурорско-следственной специализации в количестве 8 человек для консультирования осужденных несовершеннолетних. Со всех участников выездных консультаций 38
38
2004
1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет
были взяты подписи о соблюдении режимных требований в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Для доступа на территорию колонии всем участникам проекта были оформлены постоянные пропуска на весь период их работы.
С учетом специфики деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в октябре-ноябре 2001 г. были проведены 2 занятия с участием представителей УИН МЮ РФ по РМЭ. В соответствии с учебным планом факультета всеми студентами 4-го курса к началу клинической практики были освоены учебные дисциплины, формирующие практические умения и навыки:
Основы делопроизводства (30 часов);
Риторика (основы речевой коммуникации) (30 часов);
Правовые умения и навыки: речевые коммуникации юриста (30 часов);
Правовые умения и навыки: судебная адвокатура (34 часа);
Правовые умения и навыки: техника ведения переговоров (30 часов);
Правовые умения и навыки: составление уголовно-процессуальных документов (30 часов);
Правовые умения и навыки: составление гражданско-процессуальных документов (30 часов);
Правовые умения и навыки: юридическое исследование (32 часа);
Основы профессиональной деятельности и этики юристов (30 часов).
Кроме того, для обеспечения эффективной работы студентов в юридической клинике в сентябре-октябре им прочитан не предусмотренный учебным планом цикл лекций-консультаций по праворазъяснительной и правозащитной работе с населением преподавателями кафедр факультета и адвокатами в объеме 16 часов. В декабре 2001 г. в связи с принятием Государственной Думой РФ Постановления «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» для студентов-консультантов было проведено специальное занятие по его изучению и порядку применения.
За год работы специализированной клиники было осуществлено 12 выездов, оказана правовая помощь 146 осужденным несовершеннолетним. Выезды проводились поочередно группами консультантов по 4 человека. Каждый из консультантов был обеспечен ноутбуком, имеющим доступ к справочно-правовым системам «Гарант» и «Консультант Плюс». Кроме того, каждая группа была обеспечена комплектом кодексов законов и справочной юридической литературой, необходимой для работы с клиентом. Для обеспечения выездных консультаций факультетом предоставлялся собственный микроавтобус. 39
39
Марийский юридический вестник
ВыпЗск 3
Контроль за качеством консультаций осуществлялся руководителем проекта и куратором специализированной клиники, имеющим стаж судейской работы свыше 29 лет. Для организационного обеспечения работы клиники и взаимодействия с администрацией и воспитательным аппаратом учреждения во всех выездах принимал участие заместитель декана по организации практики студентов (администратор проекта). Для осуществления фото-видеосъемок работы студентов-консультантов в целях использования как в учебных целях, так и для популяризации проекта в республиканских средствах массовой информации, в составе группы периодически выезжал заведующий фотолабораторией факультета.
Для учета и анализа работы в специализированной клинике велось самостоятельное делопроизводство (регистрационные карточки, журнал регистрации клиентов, папка-файл с подготовленными документами). Анализ работы клиники показал, что 43 % клиентов обращались к консультантам за разъяснением порядка применения амнистии, 27 % обратившихся была оказана помощь в написании надзорных жалоб, 14% получили разъяснение порядка обращения с ходатайством о помиловании, другие - по вопросам условно-досрочного освобождения от наказания, освобождения от наказания по болезни и т. п.
Работа студентов по оказанию правовой помощи осужденным несовершеннолетним оказалась востребованной и своевременной. В результате совместной работы администрации учреждения и специализированной выездной юридической клиники в период с декабря 2001 г. по апрель 2002 г. было амнистировано свыше 280 несовершеннолетних осужденных.
Налицо еще один результат. Участие в реализации проекта способствует выработке у студентов уголовной специализации надежных практических умений и навыков интервьюирования и консультирования, постановки юридического диагноза, оформления процессуальных документов, умения находить психологический контакт со сложной категорией клиентов - осужденными несовершеннолетними. 40
40
2004
1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет
О.В.Глушкова*
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Мы часто слышим, что у заочного образования нет будущего, оно неполноценно и не дает той суммы знаний, которую можно получить, обучаясь очно. В слова «студент-заочник» нередко вкладывают отрицательное содержание. Работодатель порою, принимая на работу специалиста, отдает предпочтение выпускнику с дипломом очной формы обучения.
Но есть и иное мнение, которое звучит вполне жизнеутверждающе: традиционное заочное образование при наличии высокого профессионализма и требовательности преподавателей, целеустремленности и ответственности студентов в приобретении знаний - залог успешной подготовки специалистов с высшим образованием.
Вопрос в постановке «быть или не быть» заочному образованию имеет ответ «быть». Но в современных условиях социальноэкономического развития нашего общества модель традиционного заочного образования, несомненно, обретает новые обучающие технологии, среди которых учебные игры, элементы дистанционного обучения или даже дистанционное образование.
Студенты-заочники - это не вчерашние школьники, а взрослые люди, имеющие опыт практической работы, сочетающие учение с трудовой деятельностью. Учеба, работа, семья, дети - такова нелегкая ноша сту-дента-заочника. Именно поэтому отношение к нему должно быть, с одной стороны, трепетным и доверительным, с другой стороны, требовательным, предполагающим полную самоотдачу, максимальную собранность, активную познавательную деятельность. Задача преподавателя - «не рубить сплеча колуном и двойкой», не пересчитывать присутствующих на занятии студентов, не сводить к минимуму живое общение с ними, увеличивая до бесконечности объем самостоятельной работы и строго проверяя выполненное в тетрадях. Только отношения сотрудничества, уважения мнений, участие преподавателя и студентов в учебном процессе на равных могут стать необходимыми условиями повышения эффективности обучения и качества знаний студентов-заочников. Именно такую обстановку мы стремимся создать на заочном отделении нашего факультета. 41
Заместитель декана по заочному отделению юридического факультета МарГУ.
41