Научная статья на тему 'Опыт работы специализированной студенческой юридической клиники при юридическом факультете МарГУ'

Опыт работы специализированной студенческой юридической клиники при юридическом факультете МарГУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы специализированной студенческой юридической клиники при юридическом факультете МарГУ»

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

Т.Ф.Мошкова к

ОПЫТ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ ПРИ ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МарГУ

Юридическая клиника при юридическом факультете Марийского государственного университета создана в 1997 г. для оказания бесплатной правовой помощи малоимущим гражданам Йошкар-Олы и Республики Марий Эл. Она является одной из форм обязательной практики студентов 4-го курса. Такая практика предусматривает самостоятельную работу студентов с клиентами под руководством преподавателей факультета.

Студенты оказывают юридические услуги малоимущим клиентам в виде консультирования и составления юридических документов или жалоб на состоявшиеся решения и приговоры. При этом студенты имеют возможность применить полученные за три года учебы на факультете теоретические знания правовых дисциплин на практике, а так же приобрести профессиональные навыки поиска и творческих подходов к решению правовых проблем, умение проводить интервьюирование клиентов.

До практики в юридической клинике студенты за три учебных года приобретают знания в области уголовного, гражданского, административного, трудового и жилищного права. Они изучили общие части уголовно-процессуального права и гражданско-процессуального права, прошли в летний период в течение 6-ти недель учебно-ознакомительную практику в органах МВД, прокуратуры, суда и администрациях городов и районов Республики Марий Эл. Перед практикой в юридической клинике проводились занятия, на которых им давались основные направления в работе клиники, формировалось представление об этике юриста в общении с клиентами.

С марта 1999 г. юридическая клиника начала практиковать выездные правовые консультации на безвозмездной основе для жителей районов республики. С этого же времени в практику клиники вошло еще одно направление работы. Это оказание правовой помощи административному персоналу и лицам, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы по приговору суда в учреждениях исполнения наказания (исправительных колониях), * 37

Доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран МарГУ.

37

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

особо нуждаются в оказании правовой помощи, поскольку большинство из них не имеет достаточного уровня образования, позволяющего самостоятельно защищать свои права и интересы. Большая часть осужденных не имеет средств для заключения договора с юридическими консультациями по оказанию правовых услуг.

Для обеспечения выездов юридической клиники в исправительные учреждения руководством факультета была проделана большая подготовительная работа. 5 февраля 1999 г. с Управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Республике Марий Эл был заключен договор об оказании бесплатных юридических услуг персоналу и осужденным, находящимся в исправительных учреждениях.

В течение 2-х лет систематически осуществлялись выезды юридической клиники в учреждения исполнения наказания. Студенты к этому виду практики относились добросовестно и ответственно. Администрация учреждений УИН высоко оценила их работу по оказанию безвозмездных правовых услуг осужденным.

Практика работы выездной студенческой юридической клиники по оказанию правовых услуг осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях Республики Марий Эл, позволила факультету участвовать в 2001 г. во Всероссийском открытом конкурсе проектов на создание студенческих консультаций при юридических факультетах страны. Юридическая клиника юрфака МарГУ победила в этом конкурсе и награждена дипломом института «Открытое общество». В соответствии с проектом была создана специализированная выездная юридическая клиника при юридическом факультете Мар ГУ, которая начала работу с 1 ноября 2001 г. Вся подготовительная работа для реализации проекта была проделана в июне - октябре 2001 г.

8 июня 2001 г. юридический факультет заключил двухсторонний договор с Новотроицкой воспитательной колонией УИН МЮ РФ по Республике Марий Эл об оказании бесплатных юридических услуг несовершеннолетним осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы. В процессе подготовки договора участники проекта обсудили на совещании при начальнике учреждения с присутствием заинтересованных структурных подразделений (руководители средней образовательной школы, воспитательный аппарат колонии) формы и методы совместной работы.

В сентябре- октябре из числа студентов 4-го курса на конкурсной основе, с учетом рейтинга успеваемости и мнения кафедр факультета была сформирована группа студентов судебно-прокурорско-следственной специализации в количестве 8 человек для консультирования осужденных несовершеннолетних. Со всех участников выездных консультаций 38

38

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

были взяты подписи о соблюдении режимных требований в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Для доступа на территорию колонии всем участникам проекта были оформлены постоянные пропуска на весь период их работы.

С учетом специфики деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы в октябре-ноябре 2001 г. были проведены 2 занятия с участием представителей УИН МЮ РФ по РМЭ. В соответствии с учебным планом факультета всеми студентами 4-го курса к началу клинической практики были освоены учебные дисциплины, формирующие практические умения и навыки:

Основы делопроизводства (30 часов);

Риторика (основы речевой коммуникации) (30 часов);

Правовые умения и навыки: речевые коммуникации юриста (30 часов);

Правовые умения и навыки: судебная адвокатура (34 часа);

Правовые умения и навыки: техника ведения переговоров (30 часов);

Правовые умения и навыки: составление уголовно-процессуальных документов (30 часов);

Правовые умения и навыки: составление гражданско-процессуальных документов (30 часов);

Правовые умения и навыки: юридическое исследование (32 часа);

Основы профессиональной деятельности и этики юристов (30 часов).

Кроме того, для обеспечения эффективной работы студентов в юридической клинике в сентябре-октябре им прочитан не предусмотренный учебным планом цикл лекций-консультаций по праворазъяснительной и правозащитной работе с населением преподавателями кафедр факультета и адвокатами в объеме 16 часов. В декабре 2001 г. в связи с принятием Государственной Думой РФ Постановления «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» для студентов-консультантов было проведено специальное занятие по его изучению и порядку применения.

За год работы специализированной клиники было осуществлено 12 выездов, оказана правовая помощь 146 осужденным несовершеннолетним. Выезды проводились поочередно группами консультантов по 4 человека. Каждый из консультантов был обеспечен ноутбуком, имеющим доступ к справочно-правовым системам «Гарант» и «Консультант Плюс». Кроме того, каждая группа была обеспечена комплектом кодексов законов и справочной юридической литературой, необходимой для работы с клиентом. Для обеспечения выездных консультаций факультетом предоставлялся собственный микроавтобус. 39

39

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Контроль за качеством консультаций осуществлялся руководителем проекта и куратором специализированной клиники, имеющим стаж судейской работы свыше 29 лет. Для организационного обеспечения работы клиники и взаимодействия с администрацией и воспитательным аппаратом учреждения во всех выездах принимал участие заместитель декана по организации практики студентов (администратор проекта). Для осуществления фото-видеосъемок работы студентов-консультантов в целях использования как в учебных целях, так и для популяризации проекта в республиканских средствах массовой информации, в составе группы периодически выезжал заведующий фотолабораторией факультета.

Для учета и анализа работы в специализированной клинике велось самостоятельное делопроизводство (регистрационные карточки, журнал регистрации клиентов, папка-файл с подготовленными документами). Анализ работы клиники показал, что 43 % клиентов обращались к консультантам за разъяснением порядка применения амнистии, 27 % обратившихся была оказана помощь в написании надзорных жалоб, 14% получили разъяснение порядка обращения с ходатайством о помиловании, другие - по вопросам условно-досрочного освобождения от наказания, освобождения от наказания по болезни и т. п.

Работа студентов по оказанию правовой помощи осужденным несовершеннолетним оказалась востребованной и своевременной. В результате совместной работы администрации учреждения и специализированной выездной юридической клиники в период с декабря 2001 г. по апрель 2002 г. было амнистировано свыше 280 несовершеннолетних осужденных.

Налицо еще один результат. Участие в реализации проекта способствует выработке у студентов уголовной специализации надежных практических умений и навыков интервьюирования и консультирования, постановки юридического диагноза, оформления процессуальных документов, умения находить психологический контакт со сложной категорией клиентов - осужденными несовершеннолетними. 40

40

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

О.В.Глушкова*

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Мы часто слышим, что у заочного образования нет будущего, оно неполноценно и не дает той суммы знаний, которую можно получить, обучаясь очно. В слова «студент-заочник» нередко вкладывают отрицательное содержание. Работодатель порою, принимая на работу специалиста, отдает предпочтение выпускнику с дипломом очной формы обучения.

Но есть и иное мнение, которое звучит вполне жизнеутверждающе: традиционное заочное образование при наличии высокого профессионализма и требовательности преподавателей, целеустремленности и ответственности студентов в приобретении знаний - залог успешной подготовки специалистов с высшим образованием.

Вопрос в постановке «быть или не быть» заочному образованию имеет ответ «быть». Но в современных условиях социальноэкономического развития нашего общества модель традиционного заочного образования, несомненно, обретает новые обучающие технологии, среди которых учебные игры, элементы дистанционного обучения или даже дистанционное образование.

Студенты-заочники - это не вчерашние школьники, а взрослые люди, имеющие опыт практической работы, сочетающие учение с трудовой деятельностью. Учеба, работа, семья, дети - такова нелегкая ноша сту-дента-заочника. Именно поэтому отношение к нему должно быть, с одной стороны, трепетным и доверительным, с другой стороны, требовательным, предполагающим полную самоотдачу, максимальную собранность, активную познавательную деятельность. Задача преподавателя - «не рубить сплеча колуном и двойкой», не пересчитывать присутствующих на занятии студентов, не сводить к минимуму живое общение с ними, увеличивая до бесконечности объем самостоятельной работы и строго проверяя выполненное в тетрадях. Только отношения сотрудничества, уважения мнений, участие преподавателя и студентов в учебном процессе на равных могут стать необходимыми условиями повышения эффективности обучения и качества знаний студентов-заочников. Именно такую обстановку мы стремимся создать на заочном отделении нашего факультета. 41

Заместитель декана по заочному отделению юридического факультета МарГУ.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.