Научная статья на тему 'К вопросу о системе контроля качества высшего юридического образования в России'

К вопросу о системе контроля качества высшего юридического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе контроля качества высшего юридического образования в России»

5 ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

А.М.Ломоносов*, О.А.Сидоров**

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

В последнее десятилетие в развитии высшего юридического образования в России господствовал экстенсивный подход. Утверждение рыночных отношений и одновременное резкое сокращение бюджетного финансирования государственной системы высшего образования с неизбежностью привело к тому, что практически все государственные вузы значительно увеличили набор на юридические факультеты студентов, полностью оплачивающих обучение. Кроме того, многочисленные юридические факультеты стали открываться в государственных вузах, не имеющих опыта организации юридического образования (технических, сельскохозяйственных и т.п.), а также во множестве создаваемых в этот период негосударственных высших учебных заведений. Неподкрепленное соответствующим материальнотехническим и кадровым обеспечением и, главное, организацией действенного контроля эффективности учебного процесса, столь существенное увеличение контингента студентов закономерно привело к снижению качества юридического образования.

Полагаем, что к настоящему времени объективно вызрел принципиально новый подход к дальнейшему развитию российского юридического образования - с позиций управления качеством обучения. Падение качества подготовки студентов-юристов, во-первых, является серьёзной общесоциальной проблемой, ставящей под угрозу успешное развитие правовых реформ в России, во-вторых, проблемой перспектив каждого конкретного юридического вуза (факультета), которые в силу возросшей конкуренции должны «бороться» за абитуриен-

Канд. юрид. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета Марийского государственного университета.

Зам. декана юридического факультета Марийского государственного университета.

196

2001

5. Вопросы юридического образования в России и зарубежных странах

тов, повышая качество образовательных услуг. Решение данных проблем невозможно без организации управления качеством юридического образования. При этом следует особо отметить, что одним из главных компонентов эффективного менеджмента является контроль за объектом управления, позволяющий целенаправленно корректировать процесс управления.

Опыт зарубежных стран свидетельствует, что в условиях рынка образовательных услуг основной тенденцией в развитии образования, в том числе юридического, является организация систем контроля качества. Так, например, в Великобритании с 1998 г. функционирует специальное правительственное агентство обеспечения качества высшего образования (QAA). В Германии только одним органом по сертификации систем качества TUV CERT по состоянию на середину 1998г. было выдано 74 сертификата соответствия требованиям международных стандартов ИСО серии 900 на системы качества учреждениям, действующим в системе образования и воспитания. Закономерно, что на юридических факультетах в этих странах особое внимание уделяется разработке и внедрению комплекса мер по повышению качества подготовки будущих специалистов.

В России в середине 1990-х годов были созданы принципиально новые, в сравнении с предшествующим периодом, и во многом действенные институты контроля качества образования. К ним относятся мероприятия, предусмотренные Программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, Государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности «Юриспруденция» и положениями о государственной итоговой аттестации. Однако, заложенные в этих нормативных актах схемы контроля качества далеки от совершенства, поскольку носят формальный характер и предполагают (более того, предопределяют) субъективизм в оценке качества обучения. Так, в частности, Программа аттестации предполагает управление качеством образования посредством контроля за наличием средств обучения (количество учебной литературы, обеспеченность преподавательскими кадрами, состояние материально-технической базы и т.п.). Разумеется, обеспечить надлежащее качество образования без соответствующих средств обучения невозможно. Но, как показывает практика проведения аттестации, приоритет отдается сугубо количественным показателям. При таком подходе «оценить» качество обучения можно, даже не посещая вуз. Однако наличие средств обучения необязательно означает их качественное и результативное использование.

197

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

Государственный образовательный стандарт, определяя итоговый уровень знаний, умений и навыков студентов, предполагает управление качеством образования через контроль качества результатов обучения. Несомненно, результат образовательных услуг служит важным показателем качества обучения. Однако нетрудно заметить, что ГОС позволяет лишь констатировать результат, но не указывает на эффективные способы его достижения. Исправлять допущенные ошибки уже поздно.

Более того, данный подход предполагает, что при оценке качества обучения преподаватели и администраторы вузов (факультетов) сами оценивают результаты своего же труда. Поэтому существует реальная опасность субъективного, недостоверного контроля качества образования. Полагаем, что более действенный вариант контроля качества результатов применяется в тех странах (например, в США, Великобритании), где готовность выпускника юридического факультета к практической деятельности оценивается не в обучавшем его вузе, а профессиональными объединениями юристов путем проведения жестких квалификационных испытаний (экзаменов). Тем самым обеспечивается максимальная объективность оценки качества по результату.

Считаем возможным констатировать, что в настоящее время в России система контроля качества образования (в том числе юридического) не сложилась. Существующие как в ГОС, так и в Программе аттестации схемы контроля качества практически не учитывают важнейший компонент системы обучения - образовательный процесс. Объектом контроля являются лишь средства и результат обучения, а сам контроль осуществляется не перманентно, а периодически.

Юридические вузы (факультеты), функционирующие в условиях рынка образовательных услуг, объективно вынуждены преодолевать пробелы в федеральном регулировании контроля качества образования. На юридическом факультете Марийского государственного университета в 1996 году была начата разработка и внедрение комплексных мероприятий по обеспечению качества обучения и введена должность заместителя декана по контролю качества обучения. За основу комплексных мероприятий были взяты положения ГОС, Программы аттестации и актов о государственной итоговой аттестации. Приоритет при этом был отдан разработке новых направлений обеспечения качества и организации системы контроля образования.

Мероприятия по обеспечению качества образования:

- организация новых перспективных специализаций;

- развитие практических умений и навыков студентов;

- введение новых видов практики (юридическая клиника);

- активизация аудиторной и самостоятельной работы студента;

198

2001

5. Вопросы юридического образования в России и зарубежных странах

- введение новых актуальных курсов;

- внедрение учебно-методических комплексов (УМК) как качественно нового вида методического обеспечения преподаваемых дисциплин;

- внедрение новых форм и методов преподавания (проблемного и сократического методов проведения аудиторных занятий, лекций в дискуссионной форме, ролевых игр);

- активизация методической работы с преподавателями;

- активизация НИРС;

- использование новых информационных технологий;

- использование системы материального поощрения студентов и преподавателей;

- создание системы непрерывного юридического образования.

Мероприятия по организации системы контроля качества образования:

- организация системы, непрерывного контроля (текущий, рубежный, итоговый) знаний, умений и навыков студентов;

- совершенствование системы отбора студентов для обучения на факультете (4 вступительных экзамена, 3 из них в письменной форме);

- кумулятивная оценка знаний студентов;

- формулирование критериев оценки знаний студентов;

- введение контрольных заданий в тестовой форме;

- введение письменных анонимных экзаменов;

- усложнение экзаменационных заданий;

- регулярный мониторинг результатов экзаменационных сессий;

- использование рейтинга успеваемости студентов;

- ежегодная проверка остаточных знаний студентов;

- регулярное привлечение практических работников в качестве экзаменаторов;

- анонимное анкетирование студентов о качестве преподаваемых курсов («Преподаватель глазами студента»), организации и прохождения различных видов практики (“Практика глазами студента»);

- анкетирование работодателей выпускников факультета;

- ориентация на экспертную оценку независимых жюри при участии студентов в международных, всероссийских и региональных конкурсах, конференциях, олимпиадах;

- учет количества опубликованных и принятых к публикации на конкурсной основе работ студентов;

- анализ уровня трудоустройства выпускников.

Комплексное осуществление этих мероприятий позволило юридическому факультету за короткий срок достичь ощутимых результатов в повышении качества образования студентов.

199

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

С 1996 по 1999 год студенты факультета опубликовали 132 научные работы по итогам участия на конкурсной основе в научных конференциях. Ежегодно студенты факультета становятся призерами всероссийских конкурсов на лучшую научную работу студентов, победителями региональных этапов и лауреатами финалов Всероссийских студенческих юридических олимпиад.

В 1999 году команда юридического факультета заняла второе место в Центрально- и Восточноевропейских соревнованиях по судебным дебатам в области права ЕС, в которых участвовали 22 команды из 9 стран. Она стала первой российской командой - призером конкурса за 5-летнюю историю его проведения. Один из членов команды был признан лучшим спикером соревнований и получил право на стажировку в Суде ЕС.

В 2000 году команда факультета вошла в десятку лучших студенческих команд Европы (из 25 участников) по итогам представительного международного конкурса судебных дебатов по правам человека и международному праву.

За 3 года работы юридической клиники оказана безвозмездная юридическая помощь около 5 тысячам человек. При этом не поступило ни одной жалобы на качество консультаций.

Представляется, что комплексный подход к контролю качества позволяет делать надежные выводы об эффективности применяемых средств, форм и методов образования для достижения высокого уровня профессиональной подготовки студентов-юристов и на этой основе корректировать и целенаправленно развивать учебный процесс. Организация регулярного обсуждения такого опыта будет способствовать созданию действенной системы управления качеством юридического образования.

А.Н.Приварина*

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Сегодня почти все юридические факультеты России сталкиваются с проблемой обучения «праву завтрашнего дня». Студенты, которые в настоящее время получают юридическое образование, будут профессионально активны в наступившем веке. А это означает, что значительная

Канд. ист. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.