Научная статья на тему 'Развитие международных связей юридического факультета МарГУ'

Развитие международных связей юридического факультета МарГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие международных связей юридического факультета МарГУ»

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

ского образования и анализ возможностей использования данного опыта в учебном процессе на юридических факультетах вузов РФ. По итогам выездного заседания методическая комиссия Совета по правоведению УМО признала юридический факультет МарГУ учебнометодическим центром и рекомендовала юридическим вузам России «изучить и использовать опыт факультета по внедрению в учебный процесс новых эффективных форм и методов преподавания юридических дисциплин».

М.О.Бурковская*

РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МарГУ

Юридический факультет Марийского государственного университета встретил свое 10-летие успехами и победами своих студентов на всероссийских олимпиадах и международных соревнованиях, которых не смогли достичь за долгие годы своего развития многие именитые юридические вузы России. Достаточно упомянуть финал самых престижных международных соревнований по международному публичному праву им. Филлипа Джессопа в Вашингтоне (США) в 2003 г., где студенческая команда юридического факультета МарГУ создала прецедент, получив по итогам национального чемпионата право представлять Россию. Наши студенты за 45-летнюю историю этих соревнований оказались первой европейской командой, которая сумела выйти в финал и заняла 2-ое призовое место, опередив команды таких именитых вузов, как университеты Гарварда, Колумбии. До этого в 2002 г. студенческая команда факультета, выступая в одном из самых престижных европейских соревнований по судебным дебатам по международному коммерческому арбитражу им. Вилльяма С. Виса в Вене (Австрия), вошла в номинацию 15 лучших команд соревнований среди более ста студенческих команд со всего мира.

Сегодня многие недоумевают: в чем же причина такого интенсивного развития факультета, организованного где-то на периферии, буквально на «пустом месте»?

Ориентация факультета на тесное сотрудничество с зарубежными университетами, постоянное заимствование и анализ опыта западных коллег, переработка и адаптация к условиям российской системы обра- 14

Заместитель декана юридического факультета МарГУ по международным связям и мобильности студентов.

14

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

зования стали одной из движущих сил его развития и изменения. Невозможно развиваться и двигаться вперед, не создавая принципиально новые, современные методы и подходы в образовании, «варясь в собственном соку». Эта истина стала на факультете очевидна, поэтому, начиная с 1995 г., всего 2 года спустя с момента своего создания, юридический факультет активно стремится к поиску зарубежных партнеров с тем, чтобы с помощью их опыта и своего потенциала начать свое развитие.

За период с 1995 по 2003 г. для преподавателей и сотрудников было организовано 88 стажировок и обучающих поездок. 86 студентов факультета имели возможность пройти обучение сроком от одного семестра до года в более 10 зарубежных вузах. Необходимо подчеркнуть, что академические поездки преподавателей, сотрудников и студентов оказались одной из основ, которые помогли поддержать все инновации и структурные изменения, осуществленные на факультет, изжить у себя «дух провинциализма», сковывающего свободное развитие, ощутить себя приобщенным к мировой культуре, новым тенденциям в современной системе образования.

Перед каждой поездкой для каждого конкретного преподавателя и сотрудника определялись учебно-методические задачи, направленные на совершенствование учебного процесса на своем факультете. Преподаватели, участвующие в стажировках и обучающих поездках, изучали новые активные методики преподавания правовых дисциплин, формы организации учебного процесса, практического обучения, направленного на формирование у студентов профессиональных умений и навыков, организацию самостоятельной работы студентов, применение новых форм контроля и аттестации знаний студентов, опыт разработки новых учебных материалов, в том числе мультимедийных, использование в учебном процессе новых обучающих технологий, в том числе компьютерных. Кроме того, они изучали учебно-методические материалы своих коллег по преподаваемым ими дисциплинам, включая методическое сопровождение курса. При этом часть преподавателей была нацелена на разработку принципиально нового учебно-методического комплекса по новым дисциплинам международного и европейского права. Часть преподавателей ввела в свои программы разделы, посвященные сравнительному компоненту своих правовых дисциплин. Несомненно, такой подход в преподавании оказался для студентов не только более интересным и привлекательным, но и более полезным. Он расширяет их знания, кругозор, заставляет их, сравнивая, думать.

По итогам зарубежных стажировок преподавателей на факультете было разработано 12 новых учебно-методических комплексов, и более 15

15

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

15 УМК было переработано. Новые комплексы стали основой двух принципиально новых блоков дисциплин, введенных на факультете:

• блока обучения студентов профессиональным практическим юридическим умениям и навыкам (судебная адвокатура по гражданскоправовой и прокурорско-следственной специализации, составление гражданских процессуальных и уголовно-процессуальных документов, альтернативные формы разрешения правовых конфликтов, юридические исследования, речевые коммуникации юристов, техника ведения переговоров, практикум по видеопрезентации);

• блока дисциплин по праву Европейского Союза (основы права Европейского Союза, европейское право интеллектуальной собственности, европейское контрактное право, европейское корпоративное право, европейское налоговое право, свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, антимонопольное законодательство).

Принципиально новым для российской образовательной системы стал метод видеопрезентации. Основная идея метода заключается в использовании современных технических средств обучения в сочетании с самостоятельной работой студентов. Принцип видеопрезентации состоит в том, что студенты в соответствии со своим заданием «погружаются» в учебную ситуацию, где они должны продемонстрировать свои практические, профессиональные юридические умения и навыки. Процесс демонстрации записывается с помощью web-камеры и компьютерного оборудования, после чего студенту предстоит знакомство со своей работой как бы «со стороны». Однако методически это не простое созерцание, а работа по самоанализу и самооценке, которая затем контролируется преподавателем. Ценность метода - в активном вовлечении студентов в процесс анализа и оценки своих умений и навыков, а также в его более объективной основе для контроля.

Не менее значимыми стали для факультета обучающие поездки наших студентов в зарубежные вузы. Успешному обучению их за рубежом помогла продуманная «языковая» политика, проводимая деканом факультета. Долгое время юридический факультет МарГУ являлся единственным неязыковым факультетом, где одним из вступительных экзаменов был иностранный язык, который впоследствии студенты изучали в течение 4 лет. Другим важным компонентом этой политики стало уделение большого внимания специальному юридическому иностранному языку. В дополнение к основному курсу преподавания иностранного языка на юридическом факультете МарГУ была введена программа «Переводчик профессиональных коммуникаций (юриспруденция)», по которому студенты могли не только углубленно изучить профессиональный иностранный язык, но и начать изучение второго иностранного 16

16

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

языка. Необходимо отметить, что преподаватели иностранного языка тоже были включены в программу зарубежных стажировок, по итогам которых они разработали новые учебно-методические комплексы по юридическому английскому и юридическому немецкому языкам. Таким образом, была подготовлена солидная языковая база для студентов, достаточно сильной была и мотивация обучения за рубежом. Были проведены конкурсные отборы на обучающие поездки с четкими, прозрачными критериями, часть которых предложили принимающие вузы, представители которых также участвовали в отборах. Кроме того, совместно со студентами перед поездкой разрабатывался план их работы, включающий перечень дисциплин, которые предстояло им изучать.

Обучаясь в зарубежных вузах, студенты не только расширяли свои знания и кругозор в той или иной области международного и национального права, они «варились» в иной образовательной системе, изучая ее изнутри, работая по непривычным для них учебным и методическим материалам, обучаясь по иным методикам с иными требованиями. Данная форма поддержания и развития инноваций на факультете на уровне студенчества полностью себя оправдала, поскольку, сравнивая учебный процесс иной организации с учебным процессом, принятым в российских вузах, студенты отмечали преимущества и недостатки обеих форм. Рост численности студентов, познакомившихся с более продуманной и менее консервативной организацией учебного процесса в западных вузах, оказывало влияние на преподавателей, которые вынуждены были менять свою методику преподавания.

Наибольшее воздействие на становление юридического факультета МарГУ в том виде, в каком он сейчас находится, оказали три больших грантовых проекта: предварительный совместный европейский проект (Pre-JEP), совместный европейский проект (Joint European Project), финансируемые Европейской Комиссией в рамках программы Темпус Тасис (Tempus Tacis), проект совместного сотрудничества с американским вузом, финансируемый Правительством США, а также сотрудничество с юридическим факультетом Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия).

В рамках Pre-JEP (рассчитанного на один год) и JEP (рассчитанного на три года) на факультете была проделана большая работа по закладке фундамента всем изменениям, которые касались:

• учебного плана;

• методов преподавания;

• учебно-методических материалов;

• системы оценки качества образования;

• системы контроля качества образования. 17

17

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Для успешной реализации поставленных задач необходимо было познакомить преподавателей, сотрудников и студентов с тем, как работает новая образовательная система. Не только стажировка и обучение наших преподавателей, сотрудников и студентов сыграли роль в формировании нового подхода к организации учебного процесса. Большую помощь в этом оказали визиты зарубежных коллег. Ознакомившись с нашими реалиями, они предлагали нам более оптимальные варианты внедрения инновационных предложений в учебный процесс. При этом завязывались более тесные контакты, что помогало сблизить наши культуры, лучше понять друг друга, делало нашу совместную работу более эффективной и слаженной.

В рамках совместных европейских проектов для преподавателей были организованы ежегодные методические семинары, на которых наши английские и финские коллеги, делились своим опытом в области методики преподавания. Проводились отдельные семинары для молодых преподавателей, разрабатывавших новые курсы.

Однако такой обмен опытом не ограничивался только рамками нашего факультета. Наше сотрудничество оказало значительное влияние и на юридическую общественность республики, и на региональные вузы. В соответствии с планом проекта были проведены коллоквиум «Практикум в юридическом образовании», который собрал представителей многих вузов России, и практический семинар по проблемам европейского уголовного права. Семинар вызвал большой интерес, в его работе приняли участие представители всех правоохранительных органов республики.

Положительным результатом проекта, вышедшего за пределы факультета, является и то, что библиотека юридического факультета, имеющая статус государственно-правовой библиотеки Президента Республики Марий Эл и соответственно обеспечивающая юридической литературой не только наших студентов и преподавателей, но и правоохранительные структуры, государственные органы республики, получила возможность приобрести новую литературу, в том числе зарубежную, а также приобрести компьютерную технику. Кроме того, благодаря соглашению, заключенному по проекту с библиотекой ООН, она стала депозитарной библиотекой ООН, а читатели получили возможность знакомиться с материалами и документами данной организации.

Еще один вклад в развитие факультета, который внесли совместные европейские проекты, - это техническое переоснащение его компьютерных классов, информационно-вычислительного центра и мультимедиа лаборатории. Такая техническая реорганизация послужила основой 18

18

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

для последующего развития этих структур, что помогло факультету разработать 7 мультимедийных обучающих программ на CD-ROM.

Совместный трехлетний проект со школой права государственного университета им. Уэйна (Детройт, Мичиган, США) включал в себя не только стажировки и обучение наших преподавателей, сотрудников и студентов в США, но и методические семинары для преподавателей и чтение специального курса на английском языке американскими профессорами на базе юридического факультета МарГУ. Эти семинары отличались как особенностями методов и стиля, применяемых в американской высшей школе, так и своей демонстрационностью. Для каждого семинара привлекались наши студенты, которые выполняли задания в режиме данных методик, демонстрируя при этом, как тот или иной метод будет работать на практике.

Важным мероприятием, реализованным в рамках данного проекта, стало и чтение для студентов, отобранных по конкурсу, курса «Введение в правовую систему США» на английском языке. Курс был рассчитан на целый семестр (2003 г.), в течение которого к нам поочередно приезжали 5 американских профессоров. От начала и до конца он был построен по традиционной американской методике. В неделю проводилось по два занятия, каждое из которых было рассчитано на 4 академических часа, к каждому занятию предполагалась чрезвычайно объемная самостоятельная подготовка студентов, как это принято в западной школе. Занятия проходили в форме живой дискуссии, в ходе которой обсуждались наиболее сложные вопросы. Подобная форма, несомненно, активизировала работу студентов на занятиях и способствовала более эффективному усвоению нового материала.

Итоговая аттестация проводилась в форме традиционного письменного экзамена с определенной внутренней структурой, результаты которого показали, что большинство студентов успешно освоило курс. Это свидетельствовало о том, что они открыты новым формам преподавания, которые, очевидно, более эффективны, чем традиционно принятые в российской образовательной системе.

После завершения курса 15 студентов подали заявки на продолжение обучения в различных зарубежных вузах.

Кроме данного курса, в рамках грантового проекта был прочитан небольшой курс по судебной адвокатуре на английском языке, а также были проведены различные лекции с синхронным переводом.

В 1995 г., когда была объявлена программа COLPI годового обучения российских студентов-юристов в ЦЕУ, зародилось сотрудничество с юридическим факультетом Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия) при посредничестве и финансовой поддержке Ин- 19

19

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

ститута «Открытое Общество». Для участия в этой программе был введен очень серьезный конкурсный отбор: первоначально сам факультет отбирал наиболее подготовленных теоретически студентов, владеющих на хорошем уровне английским языком, затем юридический факультет ЦЕУ направлял в российские вузы иностранных преподавателей, которые вычитывали специальные курсы, по итогам которых проводилась итоговая аттестация по западной методике в форме письменного экзамена. Приглашенные иностранные преподаватели оценивали работы студентов и направляли в ЦЕУ, где их еще раз оценивали, и уже на основе этого специальная комиссия отбирала претендентов на годовое обучение. Студенты-кандидаты приезжали в ЦЕУ для обучения по пробному модулю в течение месяца. По итогам пробного модуля проводился письменный экзамен, результаты которого определяли, кто же из студентов будет обучаться на юридическом факультете ЦЕУ в течение одного учебного года. При этом для российских студентов существовала квота - 10 мест, а претендентов со всех вузов было куда больше. За все время сотрудничества с ЦЕУ наши студенты занимали половину мест по всей квоте для России. Кроме того, успешная учеба студентов юридического факультета МарГУ привела к заинтересованности администрации ЦЕУ в обучении наших студентов на его юридическом факультете, что способствовало заключению в течение двух лет подряд прямых договоров между деканами юридических факультетов ЦЕУ и МарГУ.

Несмотря на то, что в настоящее время Институт «Открытое Общество» прекратил финансовую поддержку программы COLPI по обучению студентов ЦЕУ, юридический факультет ЦЕУ выразил заинтересованность в продолжении сотрудничества с нашим факультетом и готовность в поисках новых источников финансирования.

Суммируя итог международного сотрудничества, можно сказать, что за небольшой период своего существования юридическому факультету МарГУ удалось развить и изменить структуру факультета, введя подразделения для более оперативного и эффективного управления факультетом (полиграфический участок, информационно-вычислительный центр, мультимедиа лабораторию, должности заместителей деканов по информатизации и международным связям и др.); организацию учебного процесса, введение анонимных письменных экзаменов вместо традиционных устных, куммулятивной системы оценки знаний студентов, а также рейтинговой системы, введение новых учебно-методических материалов, компьютерного тестирования.

В результате всех этих преобразований существенно поднялось качество юридического образования. Доказательством тому может служить 20

20

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

большой спрос на выпускников именно нашего факультета в республике, а также многочисленные положительные отзывы не только об уровне их теоретической подготовленности, но и их высокой практической подготовки, инициативности и ответственности. 7 выпускников факультета приняты в серьезные иностранные фирмы, имеющие свои офисы по всему миру, в том числе и в Москве. До недавнего времени предпочтение в них отдавалось выпускникам самых престижных в России вузов таких, как МГУ, МГИМО, МГЮА и Санкт-Петербургский университет.

В настоящее время западная система образования и, в частности, процесс унификации системы высшего образования в странах Европейского Союза, является более передовой не только в техническом, но и в методическом аспекте. Россия пока не может предложить перспективной концепции развития образования, поэтому мы должны активно перенимать опыт развитых стран с тем, чтобы не только не отстать от них окончательно, но и создать в будущем свою базу для очередного концептуального развития.

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к интенсивным процессам реформирования и унификации системы высшего образования, развернувшимся в Европе, подписав Болонскую Декларацию. Это потребует от российской системы образования значительной реорганизации и преобразований. Все связанные с этими процессами перемены потребуют как методической, структурной, материально-технической перестройки, так и изменения менталитета. Разумеется, региональным вузам приходится особенно тяжело из-за недостатка государственного финансирования, удаленности от центра, ухода из России многих иностранных фондов, которые поддерживали в первую очередь инициативные региональные вузы, обладающие огромной мотивацией и потенциалом.

Учитывая количество наработок юридического факультета МарГУ и созданную им материально-техническую базу, можно считать, что он в настоящий время готов более, чем многие другие вузы, к подобным переменам. 21

21

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Д.А.Сандаковк

ИМИТАЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Традиционный подход к преподаванию учебных курсов в российской юридической школе состоит в детальном изучении действующего законодательства и в достаточно глубоком ознакомлении с теоретическими положениями соответствующей отрасли или области права. В то же время сегодняшний выпускник юридического вуза испытывает значительные трудности в правоприменительной практике. Поэтому в последнее время все чаще начинают говорить о необходимости организации в юридической школе преподавания, основанного на практике, которое позволяло бы привить студентам ряд профессиональной навыков (ораторского мастерства, искусства излагать свои аргументы в письменной и устной речи, убедительно представить свою правовую позицию по делу и пр.), о новациях в методах обучения и о применении активных методик обучения студента-юриста.

Одним из методов активного обучения в юридических вузах является проведение имитационных судебных процессов. Имитационный судебный процесс - это форма обучения, предусматривающая подготовку правовых позиций по делу и представление их в ходе судебного заседания двумя командами-оппонентами.

В ряде зарубежных стран (Великобритания, США и др.) имитационные судебные процессы являются важным компонентом системы обучения, ориентированной на привитие и развитие профессиональных умений и навыков студентов-юристов. Широкое распространение получила практика проведения международных состязаний по судебному процессу по различным отраслям права (Willem С. Vis International Commercial Arbitration Moot, Telders International Law Moot Court Competition, Central and Eastern European Moot Court Competition, и т.д.). В подобных состязаниях принимают участие студенческие команды из европейских стран, США и других регионов мира. Однако такая форма обучения практически не используются в учебном процессе на юридических факультетах российских вузов. Участие российских студенческих команд в международных состязаниях носит эпизодический, фрагментарный характер.

Юридический факультет Марийского государственного университета, которому в текущем году исполнилось десять лет, имеет не только 22

Старший преподаватель кафедры частного права России и зарубежных стран юридического факультета МарГУ.

22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.