Научная статья на тему 'Воспитательная работа на юридическом факультете'

Воспитательная работа на юридическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа на юридическом факультете»

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

дическими вузами США). Заняв по итогам финального раунда второе место, команда МарГУ достойно представила российскую юридическую школу в образовательном пространстве мирового сообщества.

Марк Лаз, представитель юридической фирмы «Уайт энд Кейс ЛЛК» и администратор национального этапа Конкурса в России, отозвался об успехе российских студентов следующим образом: «Успех команды студентов Марийского государственного университета не имеет прецедентов в истории Конкурса им. Филипа Джессопа. Еще ни одному университету не удавалось дойти до финала всего через два года после того, как конкурс начал проводиться в его стране. Эта победа служит подтверждением таланта и способностей российских студентов, которые посвятили себя изучению права и доказали, что они могут быть в числе лучших».

Л.Ю.Незнакинак

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Воспитание студенческой молодежи всегда было одним из приоритетных направлений в деятельности высшей школы. Значимость этой работы особенно возрастает сегодня, в условиях переломных процессов в жизни нашего общества.

Наша задача - построить целостный образовательный процесс так, чтобы студент получил не только знания и навыки работы с учебным материалом, не только набор профессиональных умений, но и приобрел качества, которые позволят ему состояться как личности, гражданину, интеллигентному человеку.

Создание единого воспитательного пространства обеспечивается многими факторами; среди них - перспективное планирование, система контроля, сеть спортивных, научных, художественных кружков, других самодеятельных творческих объединений, организация смотров, конкурсов, соревнований, активных форм досуга, сохранение традиций.

На юридическом факультете МарГУ разработан и реализуется план учебно-воспитательной деятельности, который включает в себя перечень основных мероприятий, направленных на формирование качеств, необходимых будущему юристу, гражданину, патриоту. При этом мы считаем, что находимся в начале возрождения системы воспитания, что наша работа пока в значительной мере носит событийный характер, * 25

Заместитель декана по воспитательной работе юридического факультета МарГУ.

25

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

хотя, конечно, она соответствует концепции «воспитания как создания условий для развития личности».

Поэтому вопросы планирования и организации воспитательной работы постоянно обсуждаются на заседаниях деканата, совета факультета.

Мы считаем очень важным моментом эффективной организации воспитательного процесса окружение студентов вниманием с первых дней учебы в образовательном учреждении нового для них типа, с первых дней нового этапа их жизни. На первом собрании представители деканата рассказывают вновь принятым студентам о традициях факультета, основных требованиях, предъявляемых к обучающимся. Главная установка деканата - воспитать чувство гордости за свой факультет: «Юридический - твой правильный выбор, но на нем существуют свои правила, традиции и приоритетные ценности, своя корпоративная культура отношений». Именно на эти цели ориентирован институт кураторов, существующий на факультете.

Кураторы назначаются во всех группах 1 курса и по одному - на каждый курс последующих годов обучения. Они помогают студентам быстро и безболезненно приобщиться к новому коллективу, адаптироваться к новой системе обучения, доводят до сведения студентов их права и обязанности, знакомят с историей и традициями факультета. Система кураторства стала действенным звеном, обеспечивающим постоянную связь студентов с деканатом, помогающим оперативно решать насущные вопросы обучения и воспитания, проблемы психологического характера.

Ежегодно 1 сентября на празднике, посвященном Дню знаний, студентов приветствуют представители Государственного собрания и Правительства, председатели судов, руководители правоохранительных органов республики. Вновь поступившие на юрфак получают студенческие билеты, «Памятки первокурснику» и принимают торжественную клятву.

Объектом, требующим постоянного внимания, является общежитие, в котором начинается самостоятельная жизнь вчерашних школьников, оторвавшихся от семьи, лишившихся постоянной родительской заботы, освободившихся от их повседневного контроля. В этих условиях очень важно помочь им выработать стиль новой жизни, определить распорядок дня, а иногда - и круг общения и т. п. Однако это не значит, что их нужно только опекать. Учить самостоятельности, ответственности - вот что требуется прежде всего.

Организация работы в общежитии осуществляется совместными усилиями директора студгородка, коменданта, заместителя декана по воспитательной работе, кураторами, членами студсовета общежития. 26

26

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

Комплекс воспитательных мер в общежитии начинается с элементарных методов самоуправления: выборы студсовета, систематические дежурства на этажах, генеральная уборка всего общежития силами студенческого коллектива, дежурство на вахте, работа редколлегии. Общежитие регулярно по установленному графику посещается заместителями декана, кураторами групп и курсов.

Среди перспективных задач воспитательной деятельности особенно выделяется проблема повышения роли студенческого самоуправления. Формы этой работы не могут быть директивными, они вырастают из практики факультета, специфики его жизнедеятельности и предполагают не только активизацию студентов, но и всестороннюю поддержку их активности, а изучение общественного мнения - максимальный учет их интересов. Поэтому на факультете регулярно проводится анонимное анкетирование студентов по вопросам качества преподавания, библиотечного обслуживания, прохождения практики в юридической клинике.

К воспитательной работе привлекаются старосты студенческих групп и курсов. На еженедельных старостатах обсуждаются проблемы организации учебного процесса, быта, культурно-досуговой деятельности студентов. Представители студентов входят в состав совета факультета и участвуют в обсуждении важных вопросов жизнедеятельности факультета.

При соответственной организации студентов, поддержке, координации их деятельности они могут справиться с решением самых сложных и серьезных проблем, касающихся не только вопросов досуга, быта, но и решать вопросы учебно-воспитательного процесса, научных исследований. Свидетельством этого является успешная работа на юрфаке студенческой службы безопасности, редколлегий курсов. Об этом свидетельствует активное участие студентов в работе СНО, студенческих научных конференциях, во всероссийских и международных студенческих конкурсах и дебатах. Результатом этой работы стали самые высокие достижения в состязаниях не только российского, но и мирового уровня.

Примером интеграции учебной и воспитательной работы, успешного решения важной социальной проблемы стала студенческая юридическая клиника. Благодаря ей студенты начинают применять на практике знания, полученные в процессе обучения, совершенствуют профессиональные навыки, учатся строить взаимоотношения с людьми, приобретают новые личностные качества.

Современные демократические преобразования общественной жизни побудили студентов МарГУ к инициативе создания Молодежного парламента Республики Марий Эл. Выборы в парламент прошли на всех 27

27

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

факультетах университета 11 декабря 2003 г. Студенты юридического факультета проявили активную жизненную позицию и правовую культуру организованным участием в выборах, высокой явкой на голосование. На альтернативной основе от юридического факультета в Молодежный парламент был избран студент 4 курса Караев Максим. Безусловно, работа данного общественного политического объединения поможет молодежи формированию позитивного социального опыта, умения принимать ответственные решения.

Одним из существенных элементов системы воспитательной работы является проведение совместных массовых мероприятий, в которых участвуют студенты, преподаватели, сотрудники факультета. Кроме Дня знаний, 27 октября каждого года отмечается День рождения факультета, на который приглашаются выпускники разных лет.

В октябре 2003 г. факультет торжественно отметил свое 10-летие. В зале Академического русского театра драмы им. Г.Константинова собрались преподаватели и сотрудники, почетные гости, выпускники и студенты факультета. Редколлегии пяти курсов поздравили факультет красочными стенгазетами. Особенно впечатляющим на празднике было участие большого числа представителей руководящих органов, общественности республики, которые в своих выступлениях дали высокую оценку деятельности факультета.

На Новый год на факультете проводятся совместные праздничные вечера, на которых студенты и преподаватели могут общаться в неформальной непринужденной обстановке, вместе петь, танцевать, участвовать в играх, что, безусловно, способствует лучшему взаимопониманию между ними, которая сближает их, создает доброжелательный климат на факультете.

Большое внимание на факультете уделяется эстетическому, художественно-творческому воспитанию студентов. Они систематически посещают спектакли Академического русского театра драмы им. Г.Константинова. Ведется работа по изучению мнения студентов о просмотренных спектаклях, выяснению их вкусов и предпочтений, определяется коллектив энтузиастов-любителей театра.

Однако более важным является привлечение самих студентов к самодеятельному творчеству. Уже в период подготовки к ежегодному университетскому фестивалю художественной самодеятельности «Голос юности» выявляются творческие и исполнительские задатки первокурсников, оказывается квалифицированная профессиональная помощь по развитию и совершенствованию их способностей. И не случайно выступление нынешних студентов первого курса факультета на фестивале с программой под названием «Дом, что называется Юрфак» было удо- 28

28

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

стоено 2 премии. Не случайно и то, что на ежегодных фестивалях художественной самодеятельности «Студенческая весна» студенты юридического факультета занимают призовые места.

В ноябре 2003 г. две команды эрудитов юридического факультета принимали участие в Первом чемпионате МарГУ по интеллектуальным играм и заняли 4 и 6 места среди 13 команд других факультетов. В личном первенстве «Своя игра» среди знатоков МарГУ абсолютную победу одержал студент 3 курса юрфака Дергачев Никита.

На кафедре физкультуры университета развернута целая сеть секций, в которых студенты укрепляют здоровье, совершенствуют свое спортивное мастерство, закаляют характер. На спартакиадах МарГУ команды юрфака по волейболу, стрельбе, аэробике, баскетболу, теннису успешно соперничают с представителями других факультетов.

В общей системе воспитания студенчества особое место занимает индивидуальная работа, которая ведется повседневно и по самым различным проблемам, возникающим у студентов, самыми разными методами. В личных беседах со студентами выявляются мотивы поступления на юрфак, трудности в обучении, интересы, склонности, планы на будущее, положение в семье, особенности характера, нравственные позиции, проблемы взаимоотношений и общения в студенческих группах и многие другие вопросы. В соответствии с этим определяются методы воздействия на них, формы сочувствия и порицания, поддержки и помощи, поощрения и наказания.

Совершенно ясно, что более эффективно положительный результат в воспитательном процессе в учебном заведении достигается путем расширения социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия студентов и педагогического коллектива.

Е.С.Павлов*

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

Подготовка высококвалифицированного юриста, обладающего глубокими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, не может быть обеспечена только в стенах ВУЗовских аудиторий. Решение этой задачи может быть достигнуто только на основе связи процесса обучения с практической деятельностью. 29

Заместитель декана по организации практики студентов юридического факультета МарГУ.

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.