Научная статья на тему 'Имитационный судебный процесс как активная форма обучения будущих юристов'

Имитационный судебный процесс как активная форма обучения будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Имитационный судебный процесс как активная форма обучения будущих юристов»

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

Д.А.Сандаковк

ИМИТАЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Традиционный подход к преподаванию учебных курсов в российской юридической школе состоит в детальном изучении действующего законодательства и в достаточно глубоком ознакомлении с теоретическими положениями соответствующей отрасли или области права. В то же время сегодняшний выпускник юридического вуза испытывает значительные трудности в правоприменительной практике. Поэтому в последнее время все чаще начинают говорить о необходимости организации в юридической школе преподавания, основанного на практике, которое позволяло бы привить студентам ряд профессиональной навыков (ораторского мастерства, искусства излагать свои аргументы в письменной и устной речи, убедительно представить свою правовую позицию по делу и пр.), о новациях в методах обучения и о применении активных методик обучения студента-юриста.

Одним из методов активного обучения в юридических вузах является проведение имитационных судебных процессов. Имитационный судебный процесс - это форма обучения, предусматривающая подготовку правовых позиций по делу и представление их в ходе судебного заседания двумя командами-оппонентами.

В ряде зарубежных стран (Великобритания, США и др.) имитационные судебные процессы являются важным компонентом системы обучения, ориентированной на привитие и развитие профессиональных умений и навыков студентов-юристов. Широкое распространение получила практика проведения международных состязаний по судебному процессу по различным отраслям права (Willem С. Vis International Commercial Arbitration Moot, Telders International Law Moot Court Competition, Central and Eastern European Moot Court Competition, и т.д.). В подобных состязаниях принимают участие студенческие команды из европейских стран, США и других регионов мира. Однако такая форма обучения практически не используются в учебном процессе на юридических факультетах российских вузов. Участие российских студенческих команд в международных состязаниях носит эпизодический, фрагментарный характер.

Юридический факультет Марийского государственного университета, которому в текущем году исполнилось десять лет, имеет не только * 22

Старший преподаватель кафедры частного права России и зарубежных стран юридического факультета МарГУ.

22

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

определенный опыт подготовки студенческих команд для участия в состязаниях различного уровня, но и опыт организации региональных и даже всероссийских состязаний по судебному процессу.

С декабря 2000 г. по май 2002 г. юридический факультет МарГУ при грантовой поддержке Института «Открытое Общество» организовал и провел первые в России региональные студенческие состязания по судебному процессу (проект «Организация региональных студенческих состязаний по судебному процессу»). В состязаниях участвовали команды из 6 регионов Поволжья.

В период с 01.09.2002 г. по 30.06.2003 юридический факультет Мар-ГУ при грантовой поддержке Института «Открытое Общество» организовал и провел всероссийские студенческие состязания по судебному процессу. В состязаниях (финальный этап которого проходил в г. Москва в ноябре 2003 г.) участвовали команды из 24 регионов Поволжья. Уровень организации состязаний был признан весьма успешным как их участниками, так и представителями программы «Право» Института «Открытое Общество».

В 1999 г. команда студентов юридического факультета МарГУ участвовала в пятом Центрально- и Восточноевропейском конкурсе по судебному процессу по праву Европейского Союза (Краков, Польша) и стала первой в истории этих состязаний российской командой, занявшей призовое (второе) место. Участник команды Алексей Коновалов был признан лучшим спикером и награжден двухнедельной стажировкой в Европейском Суде в Люксембурге.

3-4 февраля 2000 г. команда студентов юридического факультета МарГУ принимала участие во всероссийском отборочном туре Международного конкурса по судебному процессу по международному праву Telders. Команда заняла первое место и получила право представлять Россию на международном этапе, который состоялся 12-14 апреля в Международном Суде ООН (г. Гаага, Нидерланды). На международном этапе команда заняла десятое место среди участников из 23 стран Европы.

28 апреля - 1 мая 2000 г. команда студентов юридического факультета МарГУ участвовала в шестом Центрально- и Восточноевропейском конкурсе по судебному процессу по праву Европейского Союза (Любляна, Словения) и заняла пятое место среди 19 команд - участниц из 10 стран Центральной и Восточной Европы. Участник команды Владислав Иванов был признан лучшим спикером и награжден двухнедельной стажировкой в Европейском Суде в Люксембурге.

В апреле 2001 г. команда Юрф МарГУ заняла 53 место (самый высокий результат, показанный российскими командами-участницами) среди более чем 90 команд из различных регионов мира в состязаниях по 23

23

Марийский юридический вестник

ВыпЗск 3

имитационному арбитражному процессу в области международного торгового права имени Виллема С.Виса (место проведения: юридический факультет Университета г. Вена (Австрия). Студент Коновалов А. вошел в число 15 лучших спикеров дебатов среди более 500 участников.

14-16 февраля 2002 г. в г. Москве проводился российский этап международного конкурса по судебным дебатам имени Филипа Джессопа в области международного публичного права, в котором участвовали 15 студенческих команд из различных вузов Российской Федерации. Команда юридического факультета МарГУ заняла на российском этапе конкурса 1 место. Команда представляла Россию в финале состязаний (г. Вашингтон, США, 10-16 марта 2002 г.).

В апреле 2002 г. команда факультета приняла участие в состязаниях по имитационному арбитражному процессу в области международного торгового права имени Виллема С. Виса (место проведения: юридический факультет Университета г. Вена (Австрия) и вошла в число 16 лучших команд мира (в состязаниях участвовали около 100 команд из различных регионов мира). Это самый высокий результат, показанный российскими командами за всю историю их участия в конкурсе.

В 2003 г. команда юридического факультета Марийского государственного университета заняла второе место на проходившем в Вашингтоне Конкурсе по международному праву имени Филипа С. Джессопа. Следует отметить, что это самый высокий результат, который когда-либо занимали студенческие команды из Европы за всю сорокапятилетнюю историю существования Конкурса. Наша команда была представлена Алибековой Антонидой, Булатовым Павлом, Коноваловым Алексеем, Лаптевой Ксенией, Романовой Юлией. Тренер команды -преподаватель факультета - Сандаков Дмитрий Аркадьевич.

Состязания 2003 г. по числу участвующих команд и их членов являлись самыми крупными за всю историю проведения Конкурса: в них приняло участие около 3000 студентов из 400 юридических вузов. Тема Конкурса 2003 г. затрагивала вопросы ответственности государств, квалификации военных преступлений и преступлений против человечности.

Международный этап Конкурса проходил с 31 марта по 5 апреля 2003 г. в г. Вашингтоне (США). На пути к финалу команда юридического факультета МарГУ одержала шесть побед над командами, представлявшими на состязаниях Южную Африку (чемпионы конкурса 2002 г.), Данию, Австрию, Аргентину и США в лице команды Колумбийского университета (г. Нью-Йорк) которая, в свою очередь, одержала победу над командой Гарвардского университета (следует отметить, что школа права Гарварда и Колумбийский университет являются ведущими юри- 24

24

2004

1. Юридическому факультету МарГУ - 10 лет

дическими вузами США). Заняв по итогам финального раунда второе место, команда МарГУ достойно представила российскую юридическую школу в образовательном пространстве мирового сообщества.

Марк Лаз, представитель юридической фирмы «Уайт энд Кейс ЛЛК» и администратор национального этапа Конкурса в России, отозвался об успехе российских студентов следующим образом: «Успех команды студентов Марийского государственного университета не имеет прецедентов в истории Конкурса им. Филипа Джессопа. Еще ни одному университету не удавалось дойти до финала всего через два года после того, как конкурс начал проводиться в его стране. Эта победа служит подтверждением таланта и способностей российских студентов, которые посвятили себя изучению права и доказали, что они могут быть в числе лучших».

Л.Ю.Незнакинак

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ЮРИДИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Воспитание студенческой молодежи всегда было одним из приоритетных направлений в деятельности высшей школы. Значимость этой работы особенно возрастает сегодня, в условиях переломных процессов в жизни нашего общества.

Наша задача - построить целостный образовательный процесс так, чтобы студент получил не только знания и навыки работы с учебным материалом, не только набор профессиональных умений, но и приобрел качества, которые позволят ему состояться как личности, гражданину, интеллигентному человеку.

Создание единого воспитательного пространства обеспечивается многими факторами; среди них - перспективное планирование, система контроля, сеть спортивных, научных, художественных кружков, других самодеятельных творческих объединений, организация смотров, конкурсов, соревнований, активных форм досуга, сохранение традиций.

На юридическом факультете МарГУ разработан и реализуется план учебно-воспитательной деятельности, который включает в себя перечень основных мероприятий, направленных на формирование качеств, необходимых будущему юристу, гражданину, патриоту. При этом мы считаем, что находимся в начале возрождения системы воспитания, что наша работа пока в значительной мере носит событийный характер, 25

Заместитель декана по воспитательной работе юридического факультета МарГУ.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.