Научная статья на тему 'О некоторых аспектах юридического образования в России: проблемы и решения'

О некоторых аспектах юридического образования в России: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах юридического образования в России: проблемы и решения»

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

С 1996 по 1999 год студенты факультета опубликовали 132 научные работы по итогам участия на конкурсной основе в научных конференциях. Ежегодно студенты факультета становятся призерами всероссийских конкурсов на лучшую научную работу студентов, победителями региональных этапов и лауреатами финалов Всероссийских студенческих юридических олимпиад.

В 1999 году команда юридического факультета заняла второе место в Центрально- и Восточноевропейских соревнованиях по судебным дебатам в области права ЕС, в которых участвовали 22 команды из 9 стран. Она стала первой российской командой - призером конкурса за 5-летнюю историю его проведения. Один из членов команды был признан лучшим спикером соревнований и получил право на стажировку в Суде ЕС.

В 2000 году команда факультета вошла в десятку лучших студенческих команд Европы (из 25 участников) по итогам представительного международного конкурса судебных дебатов по правам человека и международному праву.

За 3 года работы юридической клиники оказана безвозмездная юридическая помощь около 5 тысячам человек. При этом не поступило ни одной жалобы на качество консультаций.

Представляется, что комплексный подход к контролю качества позволяет делать надежные выводы об эффективности применяемых средств, форм и методов образования для достижения высокого уровня профессиональной подготовки студентов-юристов и на этой основе корректировать и целенаправленно развивать учебный процесс. Организация регулярного обсуждения такого опыта будет способствовать созданию действенной системы управления качеством юридического образования.

А.Н.Приварина*

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Сегодня почти все юридические факультеты России сталкиваются с проблемой обучения «праву завтрашнего дня». Студенты, которые в настоящее время получают юридическое образование, будут профессионально активны в наступившем веке. А это означает, что значительная

Канд. ист. наук, доцент кафедры публичного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета.

200

2001

5. Вопросы юридического образования в России и зарубежных странах

часть действующего права в XXI веке станет историей права. Вот почему важно отказаться от обучающих парадигм, которые более не соответствуют будущим потребностям правовой практики.

Специалист XXI века должен обладать такими знаниями и умениями, которые позволили бы ему аргументировано решать правовые проблемы, осознавать исторические, социальные, политические и экономические причины, которые привели к принятию определенной нормы права, возможные проблемы ее применения и те обстоятельства, где она не применима. Другими словами он должен понимать значение нормы права, ее цели, регулирующую суть, способы ее применения на практике. Как же мы можем обеспечить студентам практичное и долгосрочное юридическое образование? Часть ответов на поставленный вопрос мы найдем в Госстандарте по специальности 021100 «юриспруденция». Цели стандарта заключаются в том, чтобы сориентировать факультеты на подготовку полноценных специалистов. Госстандарт дает перечень требований, которым должен соответствовать юрист. Поэтому они рассматриваются факультетами как основные при формировании учебных планов, определении состава преподаваемых предметов и их содержания. Госстандарт требует, а учебные планы должны обеспечивать реализацию его требований. Основная идея в том, что будущий юрист должен быть хорошо подготовленным, широко мыслящим, легко адаптирующимся специалистом, понимающим и знающим то общество, в котором он живет, его порядки и проблемы. По окончании своего обучения он должен быть готов приступить к любой работе, которая предусматривается его специализацией.

На наш взгляд, все же акцент в Госстандарте в основном ставится на теоретическую подготовку, на традиционное энциклопедическое образование, что явно противоречит запросам правовой практики завтрашнего дня. Нам думается, что правовое образование должно стать иным, чем преподавание и изучение законов и постановлений, применяемых в ежедневной практике. Право - это динамичный процесс. Увеличение законодательных и подзаконных актов, а также связанных с компьютеризацией исследований, расширение доступа к информации делают традиционный подход обучения устаревшим. Вот почему организация юридического образования сегодня должна иметь в виду, что:

- особое внимание нужно уделять преподаванию принципов, методологий и стилей;

- встает задача отбора тех областей права, которые наиболее значимы в новых социально-экономических областях. Надо скоординировать баланс между «классическими курсами» и курсами, которые будут ориентированы на новые потребности в образовании юристов. Это потре-

201

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

бует, разумеется, инвестиций для расширения библиотек, создания учебных пособий по новым предметам обучения, а также расширения обмена студентами между сотрудничающими юридическими факультетами;

- необходимо применение таких форм обучения, которые вырабатывают у студентов гибкость в правовом мышлении. В этом плане важно сравнительное изучение правовых дисциплин. Сравнительное право -это великолепный метод образования, поскольку он подчеркивает аналитический дух правового обучения, поощряет критическое отношение к нормам права, способствует изучению одной и той же проблемы с разных углов зрения;

- в силу расширяющегося процесса европейской интеграции и включение в этот процесс России возникает потребность определиться: либо наша система образования будет опираться на основные нормы, которые связывают воедино европейские правовые системы, либо будет акцентирована на особенностях национальной системы права. Но все же следует учитывать, что гармонизация и глобализация рынков делает преподавание зарубежного права все более актуальным, по крайней мере в таких областях, как акционерное и торговое право, налоговое право, экологическое право и права человека;

- следует принять все возрастающее взаимодействие между правом и компьютеризованной информацией (это подчеркнуто и в Госстандарте);

- следует уделить особое внимание изучению иностранных языков;

- возрастает значимость непрерывной правовой подготовки для профессиональных юристов. Хотя это и не относится к непосредственным задачам юридических факультетов, на наш взгляд, их учебные планы должны культивировать идею о том, что правовое образование не заканчивается с получением диплома юриста.

Трудная задача - идти в ногу с мировой образовательной системой -требует освобождения высшего юридического образования от ограничений, которыми его связывала советская образовательная система. Новая же реформа ведет к новым тенденциям, которые очевидны. Это и появление новых негосударственных учебных заведений, и введение новой многоуровневой ступенчатой системы, которая включает в себя неполное высшее образование, степени бакалавра при 4-х годичном образовании, два дополнительных года профессиональной подготовки и получение степени магистра.. Это и непосредственное изучение методологий ведущих европейских школ права и использование их в своей работе.

Интересен в этом плане опыт юридического факультета МарГУ, который вот уже несколько лет сотрудничает с Манчестерской школой

202

2001

5. Вопросы юридического образования в России и зарубежных странах

права. Ведется обмен преподавателями и студентами, что позволяет нам использовать лучший западный опыт. Задачей образования на юридическом факультете Манчестерского университета является не только теоретическая подготовка, но и обучение практическим навыкам. Юристу невозможно выучить каждую норму права, которая может понадобиться ему в будущем. Намного более важно для него знать, где найти эти нормы, какие нормы искать, какое значение им придавать. Наверное, поэтому в процессе создания «архитектуры» нового курса в Манчестерской школе права мы находим ответ на вопросы: что делать, как делать и что должно получиться в результате выполнения этой программы? Основная задача любого курса «научить учиться», развить умения, которые включают в себя различные виды коммуникации, такие, как письменное исследование и выступление, подготовка юридических документов, посредничество и переговоры, правовой анализ и т.д. Заслуживает внимания постулат этой школы - научить студента разбираться в основных категориях изучаемой науки и пробудить интерес к самостоятельной работе. Занятия в школе носят практическую направленность, что дает возможность упражняться в умении применять усвоенные студентом знания на практике, где он ощущает себя субъектом в «пространстве» изучаемых знаний, созидателем новых для него выводов и результатов. Например, на практических занятиях курса баристо-ров разыгрываются ситуации, которые встречаются или могут возникнуть в суде. На семинарах по доказательственному праву их учат практическим навыкам добывать доказательства и уметь их оспорить. Речь идет о соревновании в логике суждений, в логике анализа ситуаций, создании разного рода логических «ловушек» собственных системных представлений. Студента учат, как вести себя в полицейском участке, защищая права клиента, учат составлять различные варианты заключительного слова в суде, грамотно задавать вопросы и т.д. Другими словами, Манчестерская школа права не переносит грамотную профессиональную подготовку специалиста на другие организации, которые не входят в структуру университетов. У студентов этой школы, думается, не возникнут трудности профессионального плана, когда они приступят к работе по специальности.

Преподавателями юридического факультета МарГУ активно используются передовые технологии обучения этой школы. Занятия на факультете приобретают активную форму, обогащаясь игровыми элементами и новыми находками для наращивания объема знаний и практических умений и навыков. 203

203

Марийский юридический вестник

Выпуск 1

С.В.Малахова*

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТА-ЮРИСТА К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

из опыта преподавания дисциплины «Основы ораторского искусства» на юридическом факультете НовГУ

С возрождением в России суда присяжных возникла необходимость привлечь особое внимание к речевому мастерству судебных ораторов. Высказывается мнение, что нужно «вернуться к тому типу красноречия, который обращен к неискушенным в юридических тонкостях присяжным заседателям, к тем ораторским приемам, той логике изложения, той культуре речи»* 209, которые были характерны для представителей блистательной плеяды русских юристов второй половины XIX века.

Исследователи судебной речи в России считают, что именно судебные ораторы С.А.Андреевский, В.И.Жуковский, Н.П.Карабчевский, А.Ф.Кони, Ф.Н.Плевако и другие «в сущности, создали русское ораторское искусство. Они достигли такого совершенства, таких вершин, что, говоря о русском красноречии XIX века, мы говорим прежде всего (или почти исключительно) о судебном красноречии»210. Они, выступая в прениях, как правило, не употребляли речевых юридических стандартов. Многие адвокаты говорили с присяжными заседателями, «как говорят наши писатели с публикой»211 212 213. А.П.Сергеич (известный русский судебный деятель П. С.Пороховщиков) в своей книге «Искусство речи на суде», представляющей собой замечательный учебник судебной риторики, высказался афористически: «Судебная речь есть литература на 212

лету» .

В советский период отношение к языку судопроизводства было иным. Речь в суде стала клишированной, стандартизованной, изобилующей канцеляризмами. Само слово «риторика», столетиями означавшее «наука об ораторской речи, наука убеждения», стало употребляться преимущественно в переносном значении: «красивая, напыщенная, но

213

малосодержательная речь» .

Канд. ист. наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого.

209 Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. - М.: Юристъ, 1999. - С. 5.

210 П.Сергеич (П.С. Пороховщиков). Искусство речи на суде. - М., 1988. - С. 10.

211 Суд присяжных в России /Сост. С.М.Казанцев - Л., 1991. - С. 64.

212 Словарь иностранных слов. - М., 1989. - С. 131.

213 Смолярчук В.И. Гиганты и чародеи слова. - М., 1988. - С. 446.

204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.