НАЛОГИ
УДК 336.2:657
Сметанко Александр Васильевич,
доктор экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой учёта, анализа и аудита,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Шарапова Ирина Сергеевна,
старший преподаватель кафедры учёта, анализа и аудита,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Краснова Ольга Павловна,
аспирант кафедры учёта, анализа и аудита,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Smetanko Aleksandr Vasilyevich,
Doctor of Economics, associate professor,
Head of the Department of Account, Analysis and Audit,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
Sharapova Irina Sergeevna,
Senior Lecturer of the Department of Account, Analysis and Audit,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
Krasnova Olga Pavlovna,
Postgraduate of the Department of Account, Analysis and Audit,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО УЧЁТА И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
FEATURES OF TAXACCOUNTINGAND CONTROL OF THE ACTIVITIES OF THE FREE ECONOMIC ZONE OF THE CRIMEAN REPUBLIC PARTICIPANTS
Рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования вопросов деятельности резидентов, вошедших в свободную экономическую зону и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Республики Крым.
Проанализированы основные положения нормативно-правовых актов, которые определяют требования к резидентам свободной экономической и таможенной зон, а также особенности их налогообложения.
Подняты вопросы, связанные с ответственностью участников свободной экономической зоны. Выделены основные причины и условия, при которых резиденты могут лишиться преференций по налогообложению, а также перестать быть участниками свободной экономической зоны Республики Крым.
Раскрываются критерии и ограничения для участников свободно-экономической зоны, а также требования, предъявляемые к ведению налогового учёта.
Определена схема получения субсидий участниками СЭЗ в части возмещения им затрат.
Рассмотрены особенности деятельности резидентов и ведения ими налогового учёта в случае вхождения участников свободной экономической зоны в свободную таможенную зону. Раскрываются особенности тарифного и нетарифного регулирования операций резидентов свободной экономической зоны при экспортно-импортных операциях, а также применения льгот при проведении операций, связанных с таможенными платежами.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, налоговый учёт, контроль, инвестиции, налоговые преференции, экономическое развитие, капитальные вложения, свободная таможенная зона.
The features of the normative-legal regulation of the issues of activity of residents that entered to the free economic zone and that carry out entrepreneurial activity on the territory of the Crimean Republic are considered.
The main provisions of normative-legal acts that determine the requirements for residents of free-economic and customs zones are analyzed and the peculiarities of their taxation.
25
The problems related to the responsibility of the participants of the free economic zone were raised.
The main reasons and conditions under which residents may lose tax preferences are highlighted, and to lose the permission to be members of the free economic zone of the Crimean Republic.
The article reveals the criteria and restrictions for the participants of the free economic zone, and the requirements for tax accounting.
A scheme of getting subsidies by participants of free economic zone in part of reimbursement of their expenses is defined.
The features of resident's activity and their tax accounting in case of entering the free economic zone in the free customs zone are considered. The features of tariff and non-tariff regulation of residents transactions in the free economic zone during exportimport transactions, and the application of benefits in transactions related to customs payments are revealed.
Keywords: free economic zone, tax accounting, control, investment, tax incentives, economic development, capital investments, customs-free area.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность научного интереса к проблемам инвестиционной деятельности обусловлена прежде всего ее ролью в стратегическом развитии региона, что предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовых основ инвестирования, подходов к определению форм и методов финансирования инвестиционных проектов, а также к обоснованию наиболее эффективных механизмов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым. Именно создание и развитие свободной экономической зоны (СЭЗ) позволит сформировать базис для вывода крымского региона из дотационного в эффективно функционирующий бездотационный регион.
Именно СЭЗ, на наш взгляд, позволит дать определённый инвестиционный толчок к трансформации действующих мощностей производственных организаций, а также бюджетообразующих кластеров экономики Республики Крым. Следует отметить, что особое место в СЭЗ занимают организации, входящие в рекреационно-оздоровительный кластер, а также кластеры экономики, которые выпускают продукцию (работы, услуги), направленные на обеспечение и удовлетворение потребностей данного кластера. Так, при достаточно высокой степени развития рекреационного комплекса, Крым обладает благоприятным инвестиционным климатом, имеет необходимый потенциал, может стать конкурентоспособным курортом на мировой арене. Таким образом, тема исследования носит актуальный характер и требует решения ряда практических вопросов, направленных на раскрытие вопросов в части ведения налогового учёта участниками СЭЗ.
Вопросы привлечения инвестиций и государственного регулирования инвестиционной деятельности в Республике Крым рассматривались такими экономистами и учёными:
Е.И. Воробьева [1] рассматривала вопросы привлечения инвестиций, государственное регулирование инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации;
Л.М. Борщ [2] и С.В. Герасимова [3] раскрывают вопросы теории и практики инвестирования и инвестиционной деятельности;
Ю.Н. Воробьев и Е.С. Коптилова [5] раскрывают особенности оценки инвестиционной привлекательности Республики Крым по сравнению с другими регионами страны, а также привлечения прямых иностранных инвестиций в крымский регион;
А.П. Бондарь [6] освещает вопросы, связанные с инвестиционной активностью и привлекательностью банковского сектора экономики в процессе вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации.
Несмотря на многочисленность публикаций, а также наличие ряда нормативно-законодательных актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в Республике Крым, до сих пор остаются нерешенными вопросы, связанные с привлечением инвестиций в условиях введенных санкций по отношению к крымскому региону.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Цель статьи — раскрыть особенности налогового учёта резидентов свободной экономической зоны в Республике Крым и городе Севастополе.
Задачами данной статьи является определение: критериев и ограничений для участников СЭЗ; требований к участникам СЭЗ; основных налоговых льгот и преференций, предоставляемых в рамках СЭЗ; ответственности участников СЭЗ. РЕЗУЛЬТАТЫ
В целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития бизнеса на территории Республики Крым в 2014 году создана свободная экономическая зона, которая предусматривает преференции для её участников на 25 лет, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
На сегодняшний день в Республике Крым вошло в СЭЗ более 1300 участников, которые реализуют свои инвестиционные проекты на 242 инвестиционных площадках — локализованные территории, предназначенные для целевого освоения и перспективного развития. Создание инвестиционных площадок
26
позволяет размещать новое эффективное производство за счет обеспечения специальных условий для инвесторов, начиная с предоставления различных льготных тарифов на электроэнергию, аренду и заканчивая налоговыми преференциями.
Под налоговыми преференциями в части оптимизации системы налогообложения выделяется два типа налоговых льгот: общие льготы для индивидуальных предпринимателей (ИП) и всех организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность в Крыму или Севастополе; льготы для резидентов свободной экономической зоны.
В отношении возмещения и уплаты НДС Закон о СЭЗ зафиксировал комплекс специальных требований, которые отражены на рисунке 1.
Рис. 1. Преференции в части льгот по налогам и сборам для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе
(Составлено на основании [9, 11, 12])
Следует отметить, что, помимо налоговых льгот для участников СЭЗ, Закон регламентирует особенности постановки их на учёт в качестве плательщиков ряда налогов, а также применения налоговых вычет в отношении акцизных сборов.
Для всех участников СЭЗ, вошедших до 31.12.2017 года, применяются преференции по налогу на прибыль и отчислениям в фонды социального страхования. После того, как участники зоны получат свой первый доход, они перестают проводить уплату в федеральный бюджет налогов и сборов на протяжении десятилетнего срока. Особое внимание следует обратить на расчет налогов, для которых установлена понижающая налоговая ставка — налоги, уплачиваемые в региональный бюджет Республики Крым. По каждому из налогов размер налоговой ставки устанавливается высшим исполнительным органом города Севастополя и Республики Крым, и он не может превышать максимально установленный размер. В цифрах это выглядит следующим образом: первые три года резиденты будут уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет по ставке 2 %; в период с четвертого по восьмой год работы этот показатель составит 6 %; с девятого года — 13,5 %.
Также следует отметить, что в отношении имущества, которое находится на балансе у организаций участников СЭЗ, налоговая ставка будет равняться нулю. Для применения данной ставки должны соблюдаться следующие условия — имущество организации должно быть куплено или создано только лишь для осуществления деятельности на территории СЭЗ; участник СЭЗ должен располагаться на территории Республики Крым. При соблюдении данных условий на протяжении десяти лет резиденты освобождаются от уплаты данного налога, который будет исчисляться с месяца, следующего за месяцем принятия указанного имущества организации на учёт.
Льгота в отношении имущественного налога для участников СЭЗ распространяется на находящееся в собственности организации имущество, а также на имущество, которое было передано на баланс организации органами местного самоуправления. Эти две категории имущества попадают под действие данной льготы и резидент освобождается от налогообложения в данном поле. Предусмотренная льгота особо актуальна для предприятий жилищно-коммунального хозяйства и ресурсоснабжающих пред-
27
приятий, где стоимость основных средств имеет большой удельный вес в статьях бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.
Рассматривая особенности учёта в СЭЗ, следует обратить внимание на земельный налог, который должен уплачиваться участниками с учётом такого важного критерия — месторасположения земельного участка. Участники СЭЗ, попадающие под преференцию льготного налогообложения, должны быть расположены в Крыму или Севастополе, а их целевое назначение должно соответствовать договорным обязательствам об осуществлении на территории СЭЗ предпринимательской деятельности. Следует учитывать, что льгота на уплату налога начинает действовать с момента, когда за резидентом закрепляются права собственности на каждый участок, а срок ее действия равен трем годам, начиная с месяца возникновения прав собственности.
Другими словами, льготы по земельному налогу, в отличие от налога на имущество, действуют лишь в отношении земельных участков, которые были приобретены в собственность членами СЭЗ.
Особое значение для участников СЭЗ в части оптимизации системы налогообложения имеет получение преференций со стороны государства в части льготных условий по начислениям в фонд оплаты труда страховых взносов. В частности, размер страховых взносов составляет 7,6 % и останется неизменным на протяжении 10 лет. Данная льгота распространяется на участников, вошедших в СЭЗ по состоянию до 31 декабря 2017 года. Другими словами, льготой могут воспользоваться лишь те участники СЭЗ, которые заключили договор не позднее, чем в трехлетний период со дня, когда была создана крымская свободная экономическая зона.
Рассматривая практические аспекты налогового учёта у участников СЭЗ, следует остановиться на вопросах, связанных с контролем правильности исчисления налогов и уплатой их в бюджет, а также выполнением основных целевых показателей, заявленных в инвестиционном проекте. Необходимость контроля обусловлена тем, что бизнес-процессы могут не соответствовать запланированным показателям, вследствие чего возникают объективные предпосылки для усиления контрольных функций, направленных на своевременное выявление возможности неблагоприятного развития событий. В результате чего контроль должен осуществляться постоянно как со стороны государственных служб, так и со стороны участников СЭЗ. Это обусловлено тем, что существенная часть проверок проводится с целью выявления нарушений инвестиционной декларации и соглашения об условиях деятельности в СЭЗ. Так, Федеральная налоговая служба осуществляет проверки в отношении всего налогового сегмента в СЭЗ. Следует также отметить, что без согласования с Министерством по делам Крыма на законодательном уровне существует ограничение в осуществлении любых незапланированных проверок, к которым относятся налоговые проверки. В сложившейся благоприятной ситуации, в плане налоговых преференций для инвесторов в Крымской СЭЗ, российские компании могут начать использовать его для оптимизации системы налогообложения посредством перевода производственных мощностей на территорию Республики Крым. Данные обстоятельства обуславливают усиление контроля со стороны администрации СЭЗ в части правомерности использования, созданного в Крыму льготной системы налогообложения.
Следует отметить, что для участников СЭЗ на Крымском полуострове создана свободная таможенная зона (СТЗ), в рамках которой размещение и использование товаров в пределах свободной экономической зоны осуществляется без уплаты налогов и таможенных пошлин. Вдобавок в отношении отдельных товарных групп не будут действовать ограничения, установленные на территории Таможенного союза, а также не будут применяться меры нетарифного регулирования. Резиденты СЭЗ, вошедшие в СТЗ, при импорте зарубежных товаров имеют право пользоваться ими, не уплачивая установленных таможенных пошлин, при этом НДС не будет взиматься. Для применения льгот участникам СЭЗ необходимо представить свидетельство о том, что они включены в реестр участников СЭЗ — их права будут соблюдены, таможенная ставка в этом случае будет равняться нулю.
Основным условием применения льготы в случае ввоза импортных товаров является обязательное их использование на территории СЭЗ. В случае, если участник СЭЗ предпримет попытку вывоза товаров, которые были приобретены в рамках СТЗ, то на них в автоматическом режиме будет распространяться уплата всех установленных законом таможенных пошлин и сборов. Нарушение условий также повлечёт за собой уплату ввозного НДС. Данное условие будет распространяться на продукцию, которая была произведена в рамках СЭЗ с использованием товаров с территории крымской СЭЗ.
Бухгалтерам следует контролировать и учитывать, что если товары приобретались с целью ведения капитального строительства на территории СЭЗ, то спустя пять лет с момента их использования, минуя все таможенные процедуры и пошлины, их можно беспрепятственно вывезти в любые российские регионы. В том случае, если данное условие не соблюдается, то резиденты СЭЗ должны заплатить НДС и таможенную пошлину или за комплектующие детали, или за товар, который был произведен с их помощью. Если в процессе вывоза-ввоза товара принимали участие несколько субъектов — участников СЭЗ, то все таможенные льготы будут сохранены. Например, один участник СЭЗ занимался ввозом товара, а на долю второго выпала переработка и вывоз продукции, то по факту оба предпринимателя освобождаются от уплаты дополнительных налогов.
28
Бюджетное законодательство РФ определило схему получения субсидий участниками СЭЗ, Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2014 № 377-ФЗ регламентирует порядок их предоставления. К ним относятся субсидии на возмещение затрат резидентами СЭЗ, среди которых можно выделить:
• сборы и налоги, касающиеся товаров, которые ввозятся для использования в строительных работах. Исключение составляют товары подакцизной группы;
• затраты, связанные с уплатой пошлин при прохождении таможни оборудования и технического оснащения объектов, необходимых для реализации инвестиционного проекта резидентами СЭЗ.
В настоящее время остаётся открытым вопрос регулирования на законодательном уровне процедур возмещения затрат в отношении морских портов, расположенных в Севастополе и Крыму, которые получили статус свободных портов. Законодательством Таможенного союза установлена таможенная процедура свободной таможенной зоны, которая будет применяться на указанной территории.
На территории свободного порта устанавливается определенный порядок, по которому осуществляется таможенный, пограничный и прочий контроль в отношении грузов, товаров, пассажиров, животных, транспортных средств. На сегодняшний период времени особый порядок не установлен решением Правительства РФ.
Уже с 1 января 2017 года набирают силу особые порядки осуществления деятельности в сфере градостроения и землепользования на территории СЭЗ. Они закреплены в статье 17 ФЗ-377 и распространяются в отношении объектов, которые размещаются в Крыму и Севастополе для реализации в жизнь инвестиционных проектов ее членами. Земельные территории, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, требующиеся для осуществления инвестиционного проекта участника СЭЗ, должны предоставляться на условиях аренды без торгов. Данное положение будет действовать на весь срок, заявленный в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, который требуется для реализации проекта. В случае, если заявленный резидентом срок будет меньше, то предоставление земли без торгов будет действовать на указанный период.
Все решения, связанные с подготовкой необходимой документации в отношении планировки земельной территории, закладываются в статьи расходов Правительства Севастополя или Совета Министров Республики Крым. Следует отметить, что размещение объектов регламентируется документацией по планировке территории либо решением о предварительном согласовании мест упомянутых объектов. В отношении документации по планировке территорий для размещения объектов следует учитывать, что утверждение всех документов будет проводиться без проведения публичных слушаний Правительством Севастополя или Республики Крым с федеральным органом исполнительной власти. При этом регламенты в области градостроения на предназначенные для размещения объектов земельные территории распространяться не будут, а разрешение на использование объектов после определения целевого использования земли будет даваться на основании правительственных решений и утвержденной проектной документации.
С того момента, когда проектная документация для проведения ее экспертизы будет предоставлена, участник СЭЗ может начинать выполнение подготовительных работ еще до выдачи соответствующих разрешений на строительство. Уполномоченными органами будет составлен перечень видов подготовительных работ. Правительство Севастополя и Совет Министров Республики Крым осуществляют выдачу разрешений как на строительство объектов инфраструктуры в СЭЗ, так и на строительство любых объектов, требующихся участникам СЭЗ для реализации намеченных инвестиционных проектов. Также вышеупомянутые правительственные организации выдают необходимые разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.
Все льготы, предусмотренные для резидентов свободной экономической зоны, будут применяться только в отношении операций, связанных с деятельностью в рамках договора об условиях деятельности в СЭЗ. Следует учитывать, что при осуществлении участниками СЭЗ прочих видов деятельности на них согласно п. 22 ст. 13 закона № 377-ФЗ будут распространяться положения Налогового кодекса РФ [12].
Важным требованием к участникам СЭЗ является ведение раздельного учёта доходов и расходов, которые будут формироваться в процессе предпринимательской деятельности по договорным обязательствам. На сегодняшний день остаются неурегулированные вопросы, связанные с регламентацией правила ведения раздельного учёта.
В настоящее время существует специфика предпринимательской деятельности, при которой разделение учёта существенно затрудняется. Рассмотрим конкретный пример: организация занимается консалтингом и осуществляет консультации не только в Крыму, но и в других регионах России. В этом случае возникают одновременно благоприятные налоговые условия для участников СЭЗ в части оптимизации системы налогообложения, так и определенные сложности в ведении раздельного учёта. Схема будет примерно такая: в СЭЗ регистрируется предприятие и в Крыму или Севастополе открывается центральный
29
офис, а филиалы размещаются в российских регионах. Закон №377-ФЗ от 29.11.2014 не регламентирует каких-либо ограничений, связанных с тем, что участники СЭЗ будут осуществлять иную деятельность за пределами Крыма. Поэтому закон запрещает вести бизнес как в Крыму, так на территории России.
Особое внимание в процессе контроля, организации и ведения раздельного учёта следует обратить на использование транспортных средств за пределами СЭЗ. Так, если резидент СЭЗ приобретает транспортные средства для осуществления хозяйственной деятельности, он беспрепятственно может использовать их для международных перевозок или поездок на территории России и Республики Крым. Техника может использоваться для перевозки грузов, багажа, товаров, пассажиров. В данном случае объектом учёта выступают транспортные средства (ТС), назначением которых является перевозка пассажиров и грузов. К ним относятся тракторы, тягачи, автобусы, прицепы, железнодорожные составы, водный транспорт и воздушные судна.
Участникам СЭЗ следует обратить внимание на выполнение ряда обязательных условий: во-первых, если резидент приобретает транспорт именно в рамках СЭЗ, то от уплаты таможенных сборов и пошлин он будет освобожден по закону; во-вторых, участникам СЭЗ нельзя использовать рассмотренные ранее транспортные средства в личных целях.
Для получения льготных условий в обязательном порядке необходимо использовать импортируемый товар только лишь в рамках, оговоренных договором об участии в СЭЗ. Выше упомянутым ТС на сегодняшний день не определен срок пребывания на территории России.
Резиденты СЭЗ могут перестать быть участниками по ряду причин: срок действия договора, на который он был заключен, подошел к концу; по обоюдному согласию сторон договор был расторгнут; по причине прекращения предпринимательской деятельности. К данному пункту относится исключение физического лица из единого государственного реестра ИП, реорганизация юридического лица или его полная ликвидация.
Учитывая фактор переходного периода и экономические санкции по отношению к Республике Крым, на сегодняшний день остаются нерешенными следующие вопросы: санкционный режим, транспортные и энергетические ограничения, увеличивающие издержки при осуществлении инвестиционной деятельности; недостаточно развитая банковская инфраструктура и, как следствие, отсутствие доступного финансового ресурса для осуществления инвестиционной деятельности; наличие инфраструктурных ограничений и административных барьеров для развития инвестиционной деятельности; недостаточная информированность местных и иностранных компаний об условиях ведения бизнеса, экономическом и инвестиционном потенциале региона. ВЫВОДЫ
В ходе проведенного исследования определено:
• участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ;
• потенциальный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на территории Республики Крым, состоять на налоговом учёте в налоговом органе и иметь инвестиционную декларацию, соответствующую установленным требованиям;
• для субъектов малого и среднего предпринимательства объем капитальных вложений по проектам в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен составлять не менее 30 млн руб.;
• для иных лиц под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря;
• участники СЭЗ имеют преференции по налогу на прибыль, а также освобождение от уплаты налога на имущество организаций — на 10 лет, применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2, пониженные тарифы страховых взносов — 7,6 %, освобождение от уплаты земельного налога организациями—участниками СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
• контроль за реализацией проектов на территории Республики Крым и города Севастополя осуществляется Министерством экономического развития Республики Крым и Департаментом экономического развития города Севастополя, а участники СЭЗ должны осуществлять ведение раздельного учёта.
Подводя итоги, следует отметить, что на федеральном уровне формируется соответствующая нормативно-правовая база, позволяющая раскрыть экономический потенциал Крыма с помощью механизма промышленно-производственной зоны в Керчи и Севастополе, портовой зоны на базе аэропорта Симферополя, порта Керчь, туристских кластеров на территории Западного, Восточного и Южного берега Крыма, а также развитие агропромышленной отрасли на базе новых водосберегающих технологий.
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева Е.И. Государственное финансовое регулирование инвестиционной деятельности / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 3. — С. 6-11.
2. Борщ Л.М. Инвестирование: теория и практика: Учебное пособие / Л.М. Борщ. — К.: Знание, 2005. — 470 с.
3. Герасимова С.В. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ / С.В. Герасимова. — К.: Знание, 2006. — 470 с.
4. Адаменко А.В. Факторы развития инвестиционной деятельности в Республике Крым / А.В. Адаменко, А.О. Каминская // Инновационная наука. — 2015. — № 12-1. — С. 19-23.
5. Воробьев Ю.Н. Иностранные инвестиции в Республику Крым: преимущества и основные способы привлечения / Ю.Н. Воробьев, Е.С. Котлярова // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 6. — С. 43-46.
6. Бондарь А.П. Этапы интеграции банковской сети Республики Крым в банковскую систему Российской Федерации / А.П. Бондарь // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2014. — № 3. — С. 114-121.
7. Борщ Л.М. Воздействие государственного регулирования инвестиционной деятельности / Л.М. Борщ // Сборник научных трудов II Междунар. Науч.-практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016. — С. 11-16.
8. Герасимова С.В. Оценка информационных рисков в инновационной деятельно сти предприятий / С.В. Герасимова / / Сборник научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф., Гурзуф, 25-27 февраля, 2016. — С. 21-23.
9. Кулякина Е.Л. Совершенствование нормативно-правового регулирования отношений в сфере инвестиционной деятельности в Республике Крым / Е.Л. Кулякина, А.В. Сметанко // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 4 (41). — С. 119-127.
10. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf (дата обращения 11.02.2018).
11. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (дата обращения 11.02.2018).
12. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (актуальная редакция от 28 декабря 2017 г № 436-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 11.02.2018).
13. О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений: Закон Республики Крым от 15.01.2015 г. № 66-ЗРК/2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.roscadastre.ru/html/krim/Zakon_66-ZPK_2015.pdf (дата обращения 11.02.2018).
SPISOK LITERATURY
1. Vorobyova E.I. Gosudarstvennoye finansovoye regulirovaniye investitsionnoy deyatel'nosti / E.I. Vorobyova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2014. — № 3. — S. 6-11.
2. Borshch L.M. Investirovaniye: teoriya i praktika: Uchebnoye posobiye / L.M. Borshch. — K. : Znaniye, 2005. — 470 s.
3. Gerasimova S.V. Upravleniye investitsionnoy deyatel'nost'yu aktsionernykh obshchestv / S.V. Gerasimova. — K.: Znaniye, 2006. — 470 s.
4. Adamenko A.V. Faktory razvitiya investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Krym / A.V. Adamenko, A.O. Kaminskaya // Innovatsionnaya nauka. — 2015. — № 12-1. — S. 19-23.
5. Vorobyov Yu.N. Inostrannyye investitsii v Respubliku Krym: preimushchestva i osnovnyye sposoby privlecheniya / Yu.N. Vorobyov, Ye.S. Kotlyarova // Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya. — 2015. — № 6. — S. 43-46.
6. Bondar A.P. Etapy integratsii bankovskoy seti Respubliki Krym v bankovskuyu sistemu Rossiyskoy Federatsii / A.P. Bondar // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2014. — № 3. — S. 114-121.
7. Borshch L.M. Vozdeystviye gosudarstvennogo regulirovaniya investitsionnoy deyatel'nosti / L.M. Borshch // Sbornik nauchnykh trudov II Mezhdunar. Nauch.-prakt. konf., Gurzuf, 25-27 fevralya, 2016. — S. 11-16.
8. Gerasimova S.V. Otsenka informatsionnykh riskov v innovatsionnoy deyatel'nosti predpriyatiy / S.V. Gerasimova // Sbornik nauchnykh trudov II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Gurzuf, 25-27 fevralya, 2016. — S. 21-23.
9. Kulyakina Ye.L. Sovershenstvovaniye normativno-pravovogo regulirovaniya otnosheniy v sfere investitsionnoy deyatel'nosti v Respublike Krym / Ye.L. Kulyakina, A.V. Smetanko // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2017. — № 4 (41). — S. 119-127.
10. Ob utverzhdenii federal'noy tselevoy programmy «Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2020 goda»: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 11 avgusta 2014 goda № 790 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: government.ru/media/files/41d4fa3a896280aaadfa.pdf (data obrashcheniya 11.02.2018).
11. O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya: Federal'nyy zakon ot 29.11.2014 № 377-FZ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (data obrashcheniya 11.02.2018).
12. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31 iyulya 1998 g. N 146-FZ (aktual'naya redaktsiya ot 28 dekabrya 2017 g. № 436-FZ) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya 11.02.2018).
13. O predostavlenii zemel'nykh uchastkov, nakhodyashchikhsya v gosudarstvennoy ili munitsipal'noy sobstvennosti, i nekotorykh voprosakh zemel'nykh otnosheniy: Zakon Respubliki Krym ot 15.01.2015 g. № 66-ZRK/2015 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.roscadastre.ru/html/krim/Zakon_66-ZPK_2015.pdf (data obrashcheniya 11.02.2018).
Статья поступила в редакцию 1 марта 2018 года Статья одобрена к печати 28 марта 2018 года
31