Научная статья на тему 'Налогово-правовой режим участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым'

Налогово-правовой режим участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
502
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / УЧАСТНИК СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ / ОСОБЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ И ПРЕФЕРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моньков Иван Андреевич

Статья посвящена вопросам функционирования создания и регулирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым. В частности рассматривается правовой статус ее участников, а также режим налогообложения. Детально описана система налоговых льгот и преференций, предоставляемых участникам. Автор делает вывод относительно перспектив развития данной свободной экономической зоны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогово-правовой режим участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым»

В политической сфере разработана своя система разрешения конфликтов и их мирного урегулирования. Для этого организовываются согласительные комиссии с независимыми экспертами и представителями сторон. Также приемлемо в этом случае обращение в Конституционный суд Российской Федерации.

Немалое значение играет вмешательство третьей стороны: государственного правоприменительного органа, который будет рассматривать конфликт и принимать по нему решение. Это может быть суд, арбитраж, административная инстанция либо иное государственное учреждение, с которым стороны связаны соответствующими правоотношениями [6, с. 61]. Сложно не согласиться с данной позицией, но и переоценивать роль публичной власти не стоит, она, без сомнения, выходит на ведущие роли на завершающей стадии конфликта, когда орган публичной власти издает правоприменительный акт и завершает конфликт (но не обязательно при этом конфликт будет разрешен) [5, с. 76]. Большую роль в этом направлении будет играть работа по совершенствованию правовых институтов, улучшению юридической практики, повышению качества законов [9, с. 193].

Таким образом, можно сделать вывод, что конфликтные ситуации наблюдаются в любой сфере жизни, независимо от природы этой сферы. Сущность юридического конфликта проявляется в противоборстве правоотношений сторон, связанных с использованием или несоблюдением норм права, а его исход предопределяется особенностями конфликта.

Литература

1. Богданов Д. В. Соотношение категорий «социальный конфликт», «юридический конфликт», «правовой конфликт», «налоговый конфликт» // Финансовое право, 2012. № 3. С. 25.

2. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал, 2015. № 6. С. 154-156.

3. Брыжинская Г. В. Условия эффективного ведения переговоров // Глобальный научный потенциал, 2015. № 11 (56). С. 188-190.

4. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.

5. Брыжинская Г. В., Кашицин А. А. К вопросу о динамике и пределах юридического конфликта // European science, 2015. № 3 (4). С. 76-78.

6. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера, 2015. № 4. С. 60-62.

7. Левин В. Ф., Брыжинский А. А., Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов // Вестник Мордовского университета, 2006. Т. 16. № 1. С. 173-181.

8. Худойкина Т. В. Юридическая конфликтология в условиях государственно-правовых и общественных преобразований в России: постановка проблемы, теоретические и социологические аспекты // Сибирский юридический вестник, 1998. № 3 . С. 10.

9. Худойкина Т. В., Лукьянов А. А. Качество закона: коррупциогенные факторы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории практики, 2013. № 4-2 (30). С. 193-196.

Налогово-правовой режим участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым Моньков И. А.

Моньков Иван Андреевич /Monkov Ivan Andreevich — магистрант, кафедра финансового и налогового права, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросам функционирования создания и регулирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым. В частности рассматривается правовой статус ее участников, а также режим налогообложения. Детально описана система налоговых льгот и преференций, предоставляемых участникам. Автор делает вывод относительно перспектив развития данной свободной экономической зоны.

Ключевые слова: особая экономическая зона, свободная экономическая зона, Республика Крым, участник свободной экономической зоны, особый режим налогообложения, налоговые льготы и преференции.

Неотъемлемой частью международных экономических отношений, начиная со второй половины XX века по сегодняшний день, становятся свободные (специальные) экономические зоны. Для мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных экономических процессов.

Принятое в международной практике понимание «свободной зоны» впервые было согласовано государствами и закреплено в международных нормах Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, вступившей в силу 25 сентября 1974 г. [1].

В Киотской конвенции понятие «свободная зона» определено как часть государственной территории, в которой помещенные там товары рассматриваются с точки зрения взимания импортных таможенных пошлин и налогов как находящиеся вне таможенной территории и не подлежащие обычному таможенному контролю. Единообразное понимание «свободной зоны», достигнутое в Киотской конвенции, таким образом, играет важную роль в оценке мер регулирования, используемых государством во внешнеторговой деятельности.

Следует отметить, что упомянутая конвенция содержит стандарты регулирования отношений по созданию свободной таможенной зоны, которые служат ориентиром для законотворческой деятельно -сти государств, следующих международным стандартам и правилам в области создания условий для привлечения иностранных инвестиций, в частности через учреждение свободных или особых экономических зон.

Так, государство с учетом принятого в международной практике понимания свободных зон определяет в своем законодательстве виды товаров, беспошлинно допускаемых в такие зоны, характер операций, которые можно осуществлять в отношении этих товаров, в том числе относительно их перемещения в прочие районы страны и на экспорт. Например, законодательство страны может предусмотреть, что управление свободной или особой экономической зоной осуществляется таможенными властями, иными властями или уполномоченными физическими или юридическими лицами. Однако все операции по организации таможенного контроля с территориями вне зоны осуществляются только таможенными властями. Они также осуществляют наблюдение за средствами доступа в свободную зону и контроль за соблюдением установленных условий беспошлинной торговли. В функции таможенных властей входит также проверка товаров и предпринимателей.

В данный момент на территории Российской Федерации созданы и функционируют 35 особых экономических зон. 33 ОЭЗ образованы на основании постановлений Правительства и регулируются Федеральным законом «Об особых экономических зонах»; ОЭЗ в Магаданской области, а также в Калининградской области.

Особое внимание заслуживает свободная экономическая зона, которая была образована в 2014 году после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Крымский полуостров является очень перспективной с экономической точки зрения территорией, обладающей рядом важных характеристик. К ним относятся:

- благоприятный климат для развития туристической отрасли, сельского хозяйства;

- большое количество природных ресурсов, среди которых нефть, газ, железные руды, бокситы, мергели цементные, кирпично-черепичные и адсорбционные глины, гипс, пески, пильные камни и блоки, соли поваренные и магниевые, бром, фосфориты, воды минеральные и термальные, лечебные грязи, флюсовые известняки и другие;

- удобное географическое положение;

- элементы инфраструктуры, позволяющие функционировать предприятиям различных отраслей, в том числе химической, судостроительной, транспортной, машиностроительной, пищевой и т.д.

Все эти факторы стали предпосылками для принятия Федерального закона от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» [2], который «устанавливает особый правовой режим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан» (ст. 1).

В статье 8 упомянутого федерального закона дается определение: «свободная экономической зона -территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применяется

таможенная процедура свободной таможенной зоны», которое по своей сути является аналогичным определению ОЭЗ, используемому в целях Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

СЭЗ создана на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Срок функционирования СЭЗ составляет 25 лет (до 31 декабря 2039 года).

Потенциальный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на территории Республики Крым, состоять на налоговом учете и иметь инвестиционную декларацию, соответствующую установленным требованиям. При этом участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа Российской Федерации (п. 2 ст. 12).

Осуществление деятельности на территории СЭЗ, безусловно, требует особого контроля со стороны органов государственной власти. Так Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года [3] было создано Министерство по делам Крыма в структуре федеральных органов исполнительной власти, на которое среди прочих были возложены функции по разработке единой государственной политики функционирования особого правового режима и социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также функционирования свободной экономической зоны. 15 июля 2015 года Министерство было упразднено в связи с завершением переходного периода в Крыму и интеграции Крыма в состав Российской Федерации. А функции были переданы Министерству экономического развития Российской Федерации.

В целях обеспечения организации функционирования свободной экономической зоны создаются постоянно действующие коллегиальные органы - экспертные советы по вопросам свободной экономической зоны, в состав которых входят по два представителя от Министерства экономического развития Российской Федерации, высшего исполнительного органа Республики Крым и высшего исполнительного органа города федерального значения Севастополя, а также представители иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя и представители исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя (ст. 10 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», «экспертные советы по вопросам свободной экономической зоны осуществляют следующие полномочия:

1) обеспечение взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым или высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя соответственно, исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по вопросам функционирования свободной экономической зоны;

2) рассмотрение проектов договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны, и принятие решений:

а) о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;

б) об отказе в заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;

в) о внесении изменений в договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне;

3) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Функции экспертного совета по вопросам СЭЗ фактически совпадают с функциями наблюдательного совета ОЭЗ (п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об особых экономических зонах»).

В соответствии с п. 3 ст. 11, «высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя осуществляют следующие полномочия:

1) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны;

2) заключение договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне или отказ в заключении таких договоров;

3) контроль за исполнением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне;

4) представление в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ежегодного отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны;

5) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом».

Федеральным законом «установлен особый режим осуществления предпринимательской деятельности участниками свободной экономической зоны, включающий в себя, помимо прочего (ст. 15):

- особый режим налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- предоставление в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, субсидий на возмещение затрат, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов.

Порядок и условия предоставления компенсации расходов на уплату таможенных пошлин, налогов за счет средств федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также данный федеральный закон устанавливает ряд гарантий, которые государство обязуется обеспечить в отношении участников свободной экономической зоны (ст. 16). Так вступление в силу новых федеральных законов, приводящих к изменению налоговых ставок и тарифов страховых взносов, а также внесение изменений законодательство Российской Федерации, приводящих к увеличению совокупной налоговой нагрузки на участника СЭЗ, не будут касаться участников СЭЗ в течение срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

В случае если вступают в силу и применяются новые федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты таможенного законодательства Таможенного союза, которые приводят к изменению условий осуществления инвестиционной и иной предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с настоящим Федеральным законом (в том числе в связи с установлением запретов или ограничений в отношении помещения товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), суммы затрат на уплату таможенных пошлин, налогов, обязанность по уплате которых возникла в связи с изменением правового регулирования, компенсируются за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Для участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, снижена с 2 до 0 процентов на десятилетний период, начиная с года, в котором впервые получена прибыль (п 1.7. ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации [4]). Налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере (не более 13,5%). Таким образом, совокупная ставка по налогу на прибыль не может превышать 13,5% (почти в 1,5 раза ниже основной действующей ставки на территории Российской Федерации).

Законом Республики Крым «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» [5] определены следующие размеры ставки по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в региональный бюджет, начиная с момента внесения участника СЭЗ в единый реестр:

- 2% (1-3 годы);

- 6% (4-8 годы);

- 13,5% (с 9 года).

Помимо этого, статья 259.3 Налогового кодекса предоставляет участникам СЭЗ возможность применять повышающий коэффициент амортизации (не выше 2), т.е. возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль путем увеличения амортизационных отчислений в 2 раза.

Имеют место и льготы в отношении социальных отчислений [6]:

- страховые взносы в Пенсионный фонд: 6% (ставка снижена на 16%);

- страховые взносы в Фонд социального страхования: 1,5% (ставка снижена на 1,4%);

- страховые взносы в Фонд медицинского страхования:0,1% (ставка снижена на 5%).

Указанные ставки установлены на 10 лет и применяются только теми участниками свободной

экономической зоны, которые получили такой статус в течение трех лет с даты создания свободной экономической зоны (п. 4 ст. 58.4 Закона 212-ФЗ).

Участники СЭЗ также освобождаются на 10 лет от уплаты налога на имущество (ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации). Эта преференция распространяется на имущество, учитываемое на балансе организации, находящееся на территории СЭЗ и созданное или приобретенное исключительно в целях ведения деятельности на территории СЭЗ.

На 3 года инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога, начиная с месяца возникновения права собственности на земельный участок (ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации).

Еще одной привилегией, которую получают участники СЭЗ на территории Республики Крым, является освобождение от уплаты таможенных платежей в рамках реализации процедуры «свободной таможенной зоны» (п. 2 ст. 15, ст. 18 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»). Распространяется преференция на товары, предназначенные для использования участниками СЭЗ в целях осуществления предпринимательской деятельности и иной деятельности в соответствии с договорами об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Федеральным законом № 377- ФЗ установлен ряд гарантий со стороны государства (ст. 16, 22):

- на участника СЭЗ не распространяется действие Законов о повышении налоговых ставок после даты регистрации в реестре участников СЭЗ (за исключением НДС и акцизов);

- на участника СЭЗ не распространяется действие законов о повышении тарифов страховых взносов после даты регистрации в реестре участников СЭЗ (за исключением Пенсионного фонда);

- внеплановые проверки государственных органов (в том числе налоговых) проводятся по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, при этом срок проведения внеплановой проверки не может превышать пять рабочих дней;

- срок проведения плановой проверки составляет не более чем пятнадцать рабочих дней со дня начала ее проведения (в отношении субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать: сорок часов для малого предприятия и десять часов для микропредприятия в год).

Следует также отметить, что с 1 января 2017 года в силу вступает статья 17 Федерального закона № 377-ФЗ, согласно которой земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником СЭЗ договора об условиях деятельности, будут предоставлены участнику СЭЗ в аренду без торгов на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне.

Перечисленные льготы и преференции, безусловно, улучшают инвестиционный климат региона, стимулируют его экономическое развитие.

По словам заместителя министра экономического развития С. М. Назарова, в 2015 году произошли положительные изменения в области социально-экономического развития Крымского федерального округа. «В то же время есть и те позиции, по которым существует некая настороженность, - это рост числа безработных и пусть незначительное, но, тем не менее, снижение инвестиций в основной капитал».

Двумя основными инструментами по повышению инвестиционной привлекательности и развитию этого региона, по мнению С. М. Назарова, являются федеральная целевая программа и свободная экономическая зона, которым в 2015 году не удалось в полной мере себя реализовать по разным причинам.

В рамках свободной экономической зоны с ноября 2015 года ведется реестр участников. При этом к потенциальным участникам предъявляются определенные требования в соответствии с Федеральным законом № 377-ФЗ (ст. 13):

- наличие регистрации на территории Республики Крым;

- наличие инвестиционной декларации установленной формы [7];

- представленный в инвестиционной декларации объем капитальных вложений за первые три года должен составить не менее 3 млн. руб. для представителей малого и среднего бизнеса и не менее 30 млн. руб. - для иных лиц;

- заявление о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне должно быть подано в Совет министров Республики Крым в письменной форме.

В декабре 2015 года Министерством экономического развития Российской Федерации были приняты правила по оценке эффективности деятельности этой СЭЗ. И на текущий момент можно говорить о том, что свыше 400 участников уже заключили инвестиционное соглашение на 70 млрд. руб. и 25 тысяч дополнительно созданных рабочих мест.

С. М. Назаров считает, что текущее законодательство, регулирующее СЭЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, требует изменений. Таким образом, Министерство экономического развития ставит задачу в 2016 году полностью интегрировать законодательство Крымского федерального округа в российское законодательство [8].

Кроме того, было принято решение по созданию автономной некоммерческой организации (АНО) «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [9]. Полномочия учредителя АНО осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации. Структура создана на срок до конца 2017 года, который, в случае потребности, может быть продлен.

Основными задачами Дирекции станут:

- рассмотрение документов по реализации мероприятий.

Программы, представляемых в соответствии с Правилами проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, для подготовки предварительного заключения и направления в Министерство экономического развития Российской Федерации;

- подготовка и организация функционирования эффективной системы мониторинга хода исполнения плана-графика реализации мероприятий Программы;

- организация и проведение проверок и независимой оценки показателей результативности и эффективности мероприятий Программы, анализ их соответствия целевым индикаторам и показателям;

- участие в составе комиссий по осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд для реализации мероприятий Программы, а также в составе комиссий по приемке объектов, строительство которых закончено.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эффективное функционирование свободной экономической зоны на территории Республики Крым является одним из ключевых направлений в рамках программы развития данного региона. Государство всячески стимулирует привлечение инвестиций, без которых СЭЗ функционирования не будет. В 2015 году была показана положительная тенденция, которая должна сохраниться и в текущем году. Однако есть и недостатки у данного проекта, с которыми Минэкономразвития РФ планирует бороться во многом и путем внесения изменений в действующее законодательство. На мой взгляд, у Крыма есть перспективы стать самой эффективной свободной (особой) экономической зоной в отечественной практике.

Литература

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года. [Электронный ресурс]: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru.

2. Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-Ф3 (ред. от 05.04.2016) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

3. Указ Президента РФ от 31.03.2014 N 190 «О Министерстве Российской Федерации по делам Крыма».

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016).

5. Закон Республики Крым от 29 декабря 2014 г. N 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым».

6. Федеральный закон от 24.07.2010 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Приказ Министерства экономического развития от 18 ноября 2015 года № 856 «Об утверждении формы инвестиционной декларации».

8. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 января 2016 года № 19-р «О мероприятиях в целях эффективной реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

Проблемы определения юридического конфликта Лемкина М. А.

Лемкина Марина Алексеевна / Lemkina Marina Alekseevna — студент, кафедра правовых дисциплин, юридический факультет, Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

Аннотация: в научной литературе под правовым конфликтом понимают противоборство субъектов права с противоположными пониманием и действиями по отношению к принципам и нормам права с целью изменения своего статуса и юридического состояния.

Ключевые слова: юридический конфликт, спор, пределы конфликта, действие во времени и пространстве, возникновение и прекращение конфликта, противоборство сторон, способы разрешения конфликта, юридические последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.