Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Том 10, № 4, 2017
DOI: 10.18721/JE.10407 УДК 332.12-027.1
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ: АНАЛИЗ И МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
М.В. Горячих
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Республика Крым, Российская Федерация
Актуальность темы исследования обусловлена созданием и функционированием свободной экономической зоны в Республике Крым. Цель исследования — в анализе функционирования и мониторинге деятельности свободной экономической зоны в Республике Крым. Рассмотрены назначение, цели и задачи создания таких зон в государствах, а также вопросы образования свободных экономических зон. На их основе формируются стандарты решения социально-культурного и бытового обслуживания живущих и работающих граждан на данной территории. Зарубежный опыт показывает, что страны, не имеющие богатых природных запасов, но выбравшие ориентиром инновационный путь развития, оказались в числе лидеров по темпам роста социально-экономических показателей. Описаны подходы к оценке соответствия региональной среды условиям создания свободных экономических зон. Крыму отведена роль региона, в котором будет действовать льготный режим налогообложения для создания благоприятной сферы привлечения инвестиций. Введенные экономические меры позволят развиваться региону, пополнять бюджет полуострова и повышать благосостояние населения Крыма. У России богатый опыт в создании свободных экономических зон. На ее территории уже действует семнадцать особых экономических зон. Они отличаются и по географии размещения — от Санкт-Петербурга до Хабаровска, и по приоритетным направлениям развития: туризм, технологии, логистика, промышленность. Для Крыма выбрана модель Калининградской особой экономической зоны, так как у обеих зон выгодное географическое расположение и есть выход к морям. Раскрыты аспекты создания и начального функционирования такой зоны в Крымском федеральном округе. Описаны налоговые и таможенные льготы для участников свободной экономической зоны. Проведен анализ условий ведения бизнеса в свободной экономической зоне Крыма. Показаны первые итоги и проблемы функционирования предприятий в этой зоне. Направления дальнейших исследований предполагают изучение функционирования свободной экономической зоны в Крыму с рассмотрением перспективных направлений развития бизнеса.
Ключевые слова: свободная экономическая зона; региональная среда; транспорт -но-географическое положение уникальный природно-ресурсный потенциал; инвестиционный проект
Сcылка при цитировании: Горячих М.В. Создание и развитие свободной экономической зоны в Республике Крым: анализ и мониторинг деятельности // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 4. С. 72—81. DOI: 10.18721/JE.10407
CREATION AND DEVELOPMENT OF A FREE ECONOMIC ZONE IN THE REPUBLIC OF CRIMEA: ANALYSIS AND MONITORING OF ACTIVITIES
M.V. Goryachih
V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Republic of Crimean, Russian Federation
The urgency of the work is conditioned by the creation and functioning of a free economic zone in the Republic of Crimea. The purpose of this study is to analyze the functioning and monitoring of the activities of the free economic zone in the Republic of
Crimea. The article considers the purpose, goals and tasks of creating such zones in the states, as well as the issues of the formation of free economic zones. Approaches to assessing the compliance of the regional environment with the conditions for the creation of free economic zones are described. Crimea is given the role of a region in which a preferential tax regime will be in place to create a favorable area for attracting investments. The introduced economic measures will allow developing the region, replenish the budget of the peninsula and improve the welfare of the population of the Crimea. The Russian Federation has rich experience in creating FEZ. Seventeen special economic zones are already operating on its territory. They differ in geography of location — from St. Petersburg to Khabarovsk, and in priority areas of development: tourism, technology, logistics, industry. For the Crimea, a model of the Kaliningrad SEZ has been chosen; Both areas have an advantageous geographical location and there is access to the seas (in the Crimea — to Black, in Kaliningrad — to the Baltic Sea). The aspects of creation and initial functioning of such a zone in the Crimean Federal District are revealed. The article describes tax and customs privileges for participants of the free economic zone. The analysis of the conditions of doing business in the free economic zone of the Crimea was conducted. The first results and problems of the functioning of enterprises in this zone are shown. The directions of further research assume the study of the further operation of the SEZ in the Crimea with consideration of promising areas of business development.
Keywords: free economic zone; regional environment; transport and geographic location; unique natural resource potential; investment project
Citation: M.V. Goryachih, Creation and development of a free economic zone in the Republic of Crimea: analysis and monitoring of activities, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (4) (2017) 72—81. DOI: 10.18721/JE.10407
Введение. Многие государства проводят комплекс мер экономического, юридического и социального характера, которые направлены на создание и эффективное функционирование особых образований на территории своей страны. Свободные экономические зоны (СЭЗ) в мире — это мощный инструмент для развития экономики страны. Государство пытается решить ряд различных задач путем создания особых экономических зон (ОЭЗ). Применение режима СЭЗ позволяет странам использовать преимущества свободной торговли на отдельно взятых территориях [6, 16].
Свободные экономические зоны существуют в государствах, различных по уровню и характеру экономического развития. Их распределение по планете неравномерно. В мире функционирует более 4 тыс. разного рода зон. По оценкам специалистов через различные СЭЗ проходит более 30 % мирового товарооборота. Зоны рассматриваются как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль [9].
Изучая опыт различных стран мира в области территориального зонирования, можно отметить, что назначение свободных экономических зон заключается в следующем: во-первых, они служат мощным толчком соци-
ально-экономического и научно-технического развития национальной экономики; во-вторых, служат связующим звеном между опытом мирового хозяйствования и фактическим развитием отраслей народного хозяйства в данной стране (в такой зоне создается как бы эталон прогрессивных форм организации труда, управления, производства, внедрения новых техники и технологии); в-третьих, выступают фактором насыщения внутреннего спроса товарами и услугами высокого качества; в-четвертых, такие зоны повышают показатели деловой активности и предпринимательства в государстве; в-пятых, являются местом, где проверяется действенность нового экономического мышления и т. п.
Государство выдвигает свободные экономические зоны в качестве полигона для постановки и решения новых перспективных задач социально-экономической политики страны. В целях стимулирования эффективного развития национальной экономики государство формулирует задачи, решение которых возлагается на СЭЗ Российской Федерации. Прежде всего, такие особые зоны создаются как точки роста, обладающие мощным стимулом развития производительных сил. Зоны являются эталоном прогрессивных форм организации бизнеса, труда, управле-
ния, внедрения современных техники и технологии. На основе СЭЗ формируются стандарты решения социально-культурного и бытового обслуживания живущих и работающих на данной территории граждан. Зарубежный опыт показывает, что страны, не имеющие богатых природных запасов, но выбравшие ориентиром инновационный путь развития, оказались в числе лидеров по темпам роста социально-экономических показателей. Финляндия первой применила концепцию создания национальной инновационной системы (НИС) с государственной поддержкой научных исследований и инновационных предприятий и в короткий срок получила статус мирового технологического лидера [1].
Цели и задачи создания того или иного типа СЭЗ определяют содержание и особенности государственной политики зонирования. Чаще всего цели создания таких особых зон сводятся к созданию экономически благоприятных условий для привлечения иностранного и отечественного капитала на определенную ограниченную территорию. Благоприятные условия формируются за счет определенных льгот и прерогатив, что поначалу дает временные потери или недополучение прибыли, но что должно быть перекрыто потенциальными выгодами в перспективе.
Создание СЭЗ — весьма действенное и перспективное направление развития экономики отдельных территорий и районов, главным образом ориентированных на формирование производственного потенциала и сферы услуг, способных свободно экспортировать продукцию. Однако несмотря на то, что основным универсальным регулятором функционирования любого рыночного хозяйства является прибыль, привлекательность помещения иностранными инвесторами своего капитала в экономику зон, расположенных на территории других стран, объясняется не только фактором высокого прибыльного экспорта. Ведущую роль играют и факторы получения дополнительных источников природного сырья, расширения рынков сбыта продукции, уже не пользующейся спросом на традиционных рынках других стран.
Цель исследования заключается в анализе функционирования и мониторинге деятельности свободной экономической зоны в Республике Крым.
Методика исследования. Заключается в изучении особенностей и условий создания, функционирования и развития сводной экономической зоны в Республике Крым.
Свободные экономические зоны получили широкое распространение во многих странах. В начале 90-х гг. в мире функционировало более 1000 таких зон. По оценкам западных специалистов1 через них проходит до 30 % мирового товара. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль.
Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том, что наряду с зонами, созданными для усиления интеграции с мировым рынком, поощрения международных экономических связей (зоны свободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуют зоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслей производства (зоны развития отсталых районов, туристические зоны, агрополисы и др.).2
В Российской Федерации имеется длительный опыт создания и функционирования свободных экономических зон. На ее территории уже действует 17 особых экономических зон. Они отличаются и по географии размещения — от Санкт-Петербурга до Хабаровска, и по приоритетным направлениям развития: туризм, технологии, логистика, промышленность.
Например, одной из первых в России была образована СЭЗ в Калининградской области. После дезинтеграции Советского Союза эта область стала фактически заграничной территорией России в окружении суверенных европейских государств, а впоследствии — анклавом внутри пространства Европейского союза.
Условия организации СЭЗ в Крыму. Создание в Крыму режима специальной экономической зоны в 2014 г. являлось шагом вынужденным и оправданным. Целями такого решения выступали образование точки экономиче-
1 Экономика: учеб. пособие. 5-е изд. / под ред. Э.А. Кузнецова. Харьков: Одиссей, 2010. 512 с.
2 Райзберг Б.А. Основы экономики: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2003. 408 с.
ского роста в дотационном регионе и привлечение дополнительных ресурсов в экономику Крыма как из других регионов Российской Федерации, так и из-за рубежа [3].
Крыму отведена роль региона, в котором будет действовать льготный режим налогообложения для создания благоприятной сферы привлечения инвестиций. Это, в свою очередь, позволит развиваться региону, пополнять полуострову бюджет и повышать благосостояние населения Крыма. Для Крыма выбрана модель Калининградской ОЭЗ, так как у обеих зон выгодное географическое расположение и есть выход к морям (в Крыму — к Чёрному, в Калининграде — к Балтийскому). Крым очень привлекательный регион для вложения инвестиций. Уже сейчас есть много желающих развить на полуострове свой бизнес или инвест-проект, но сдерживают санкции. Возможно, через 5—10 лет, когда санкции будут отменены, многие захотят использовать любую возможность, чтобы поучаствовать в развитии региона.
Конечно, региональная среда Республики Крым во многом соответствует условиям организации СЭЗ [5]:
1. Крым имеет благоприятное транспорт-но-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам, что подтверждается наличием выходов к Чёрному и Азовскому морям, развитой сетью транспортного сообщения, наличием геофизических и ландшафтных особенностей территории, особенностей географического строения (полуостровная территория), наличием уникального природно-ресурсного потенциала. Однако есть и отрицательные моменты: отсутствие потенциала для расширения транспортной системы региона, неудовлетворительное покрытие и низкие технические параметры автомобильных дорог, низкий уровень конкурентоспособности портов Крыма, высокий износ портовых терминалов, что требует значительной модернизации.
2. Крымский регион довольно достаточно обеспечен объектами производственной и социальной инфраструктуры. Кроме того, имеется значительный потенциал для расширения вышеуказанной инфраструктуры. К недостаткам следует отнести довольно низкий уровень качества услуг, предоставляемых объектами социальной инфраструктуры, а
также значительный моральный и физический износ объектов производственной инфраструктуры .
Наличие потенциала для развития инновационной и предпринимательской среды является положительной тенденцией экономического развития [2, 11—12]. Однако наблюдается снижение темпов развития АПК и объемов локального промышленного производства.
В 2014 г. был принят Федеральный закон № 377-ФЗ от 29.11.2014 г. (ред. от 31.12.2014 г.) «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В нем регламентируется создание такой зоны сроком на 25 лет с возможностью продления и предполагается особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включая льготное налогообложение и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Непосредственное управление СЭЗ передано Министерству экономического развития РФ, которое обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности органов управления СЭЗ с органами государственной власти; утверждает порядок работы и персональный состав экспертных советов (по согласованию с Советом министров Республики Крым и правительством г. Севастополя), примерную форму договора об условиях деятельности в СЭЗ, форму свидетельства о включении в единый реестр участников СЭЗ, форму инвестиционной декларации; выдает участнику СЭЗ свидетельство о включении в единый реестр; осуществляет ведение единого реестра участников СЭЗ, и др. [8].
Условия для участников СЭЗ в Республике
Крым. Существующим законом в СЭЗ Крыма разрешается любая предпринимательская деятельность, кроме добычи полезных ископаемых и разработки месторождений континентального шельфа России.
Особый режим деятельности на территории ОЭЗ распространяется на российских и иностранных юридических лиц, а также на индивидуальных предпринимателей: все они должны пройти в установленном порядке процедуру регистрации в качестве резидентов особой экономической зоны. Независимо от того, какого типа ОЭЗ резидент является, все
резиденты приобретают определенные права и несут обязанности, необходимые исключительно для ведения той деятельности, на которую они оформили соглашение [7].
Современные условия СЭЗ в Крыму являются максимально привлекательными для инвесторов, благодаря целому ряду причин. Например, достаточно серьезный вид имеют сопутствующие различным направлениям бизнеса преференции и льготы, среди которых:
— 2 %-я максимальная налоговая ставка на прибыль в первые три года деятельности;
— предоставление возможности в течение первого десятилетия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7,6 %;
— возможность в течение десяти лет иметь нулевую ставку налога на имущество организаций;
— налоговая ставка при упрощенной системе налогообложения в 2015—2016 гг. — нулевая, в следующую «пятилетку» — 4 %;
— земельный налог не уплачивается в первый трехлетний период работы.
Такие налоговые сюрпризы призваны стимулировать и развивать хозяйственную деятельность предпринимателей на Крымском полуострове. Правительство России стремится создать для местного бизнеса новые стимулы и возможности, помочь адаптироваться под российские законы и современные условия. Кроме того, лояльность обусловлена еще и тем, что возникшие политические и экономические риски, санкцион-ные настроения, имеющие непосредственное отношение к деятельности на полуострове, требуют определенной компенсации. А данные виды льгот способны подтолкнуть развитие бизнеса в Крыму и сделать условия максимально выгодными и привлекательными как для местных предпринимателей, так и для зарубежных спонсоров. В регионах существуют собственные методики определения эффективности налоговых льгот. Набор льгот для каждой территории будет своим и будет приниматься в процессе обсуждения и принятия конкретного решения [4, 10].
Для получения льгот при работе в СЭЗ требуется, чтобы объем капитальных вложений составлял не менее 100 млн р. за три года со дня регистрации в качестве участника свободной экономической зоны (для малого и среднего бизнеса — 20 млн р.) [15].
Пока на практике условия для работы в свободной экономической зоне на новой российской территории еще не полностью отработаны, поэтому говорить о плюсах и минусах достаточно сложно. Ясно, что в ходе настройки новой системы необходимо будет принятие дополнительных законов, поправок или же внесение некоторых изменений в уже существующие законы — в зависимости от полученного первого опыта и сопутствующих нюансов. Зато уже сегодня можно назвать условия вхождения в зону экономической свободы довольно простыми.
Аспекты льготного налогообложения. Участники свободной экономической зоны освобождаются и от налогообложения в отношении находящегося на балансе организаций имущества. Важный момент заключается в том, что не облагаемое налогом имущество должно приобретаться или создаваться с целью осуществления определенной деятельности на территории СЭЗ. Находиться имущество должно также на территории зоны. Участники освобождаются на десять лет, отсчет времени начинается с последующего месяца после постановки имущества на учет. К такому имуществу относится не только собственность организаций, но и имущество, переданное органами местного самоуправления на баланс предприятия. Считается, что наиболее актуальными льготы в этой сфере будут для направления ЖКХ и тех организаций, в ведении которых находятся большое количество имущественных владений.
С точки зрения экономической теории, налог на имущество можно рассматривать как налог на собственность предприятия, что равносильно налогу на стоимость капитала.3 Общие издержки фирмы (ТС) при обязанности платы этого налога составляют:
ТС = юЬ + гК + ГК, (1)
где ю — расходы на труд; Ь — объем используемого труда; г — стоимость капитала; К — объем используемого капитала; t — ставка налога на стоимость капитала (на имущество); ^К — сумма налоговых выплат.
3 Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 492 с. (Серия : Бакалавр. Академический курс).
Формулу (1) можно также записать в следующем виде:
ТС = юЬ + (йг + г) К. (2)
При отмене налога на имущество расходы (издержки) фирмы уменьшаются на величину налоговых выплат — ^гК. Таким образом:
ТС = (йЬ + гК. (3)
Это эквивалентно снижению цены капитала К.
Далее для удобства предположим, что производственная функция предприятия-резидента ОЭЗ имеет вид функции Кобба— Дугласа:
О (Ь, К) = ЬаКр, (4)
где О — объем выпуска; а и р — некоторые числа, а > 0, р > 0.
Далее, используя функции (2)—(4), можно построить модель зависимости оптимального выпуска от О' и от затрат на используемые ресурсы. Изменение равновесия фирмы ведет к увеличению выпуска. Но увеличение выпуска, в свою очередь, означает увеличение предложения, следствием которого является снижение цен. Так как речь идет о крупном производстве, то создание ряда СЭЗ, по всей вероятности, приведет к общему увеличению выпуска тех отраслей, в рамках которых будут действовать эти предприятия, а возможно, и к серьезному росту совокупного выпуска в экономике (ВВП).
Льготное землепользование на территории СЭЗ. Похожим вариантом является льгота на земельные налоги. Критерии для предоставления льгот практически те же — расположение земельного надела на территории СЭЗ, а также его эксплуатация в целях осуществления условий договора на территории зоны. Срок действия этих льгот — три года с того месяца, как участник СЭЗ вступил в права владения конкретным участком при выполнении всех необходимых условий. Во-первых, если речь идет о производстве, то размер земельного участка имеет прямое отношение к размеру предприятия. Так, чем крупнее будет производство, тем более значительные площади оно потребует, а значит, тем больше земли будет взято в аренду. Во-вторых, чем больше арендуемые площади, тем выше сумма налоговых выплат.
Функция издержек фирмы, обязанной выплачивать земельный налог, выглядит так:
TC = pC + pF + tF, (5)
где p — цена земли (рента); F (field) — количество арендуемой земли; t — налог на землю; C — другие ресурсы, используемые для производства; p — цена этих ресурсов; tF — сумма налоговых выплат.
Запишем выражение (5) в следующем виде:
TC = pC + (p + t ) F. (6)
Для предприятия, освобожденного от выплаты земельного налога, издержки будут меньше на величину налоговых выплат:
TC = pC + pF, (7)
что равносильно снижению цены земли.
Аналогично рассуждениям, приведенным выше для освобождения от налога на имущество, в данном случае получим производственную функцию:
Q (C, F ) = CyFe, (8)
где y и е — некоторые числа, y > 0, е > 0.
Однако, как отмечалось, размер земельного участка зависит от предполагаемого производства. Кроме того, фирма имеет право использовать этот участок земли только для размещения на нем производства, т. е. не может сдать его в аренду. Следовательно, при снижении расходов на землю предприятие, скорее всего, не будет увеличивать земельные площади, а потратит высвободившиеся средства на приобретение других факторов производства. Таким образом, мы можем ожидать, что у фирмы изменятся предпочтения относительно предельной нормы технологической замены MRSP (Marginal Rate of Substitution in Production).4
Страховые взносы в Крымской СЭЗ оплачиваются в размере 7,6 % на протяжении десятилетнего отрезка времени. Такая льгота распространяется на резидентов, которыми статус участника СЭЗ был получен не позд-
4 Розанова Н.М. Теория отраслевых рынков: практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 492 с. (Серия : Бакалавр. Академический курс).
нее трехлетнего периода от даты образования свободной экономической зоны на Крымском полуострове. Соблюдение всех правил, условий, льгот будет всесторонне контролироваться. Все налоговые проверки будут производиться Федеральной налоговой службой, но любые внеплановые проверки должны строго согласовываться с Министерством по делам Крыма и отдельными экономическими органами субъектов.
В Крыму составили схему размещения земельных участков, подлежащих застройке за счет внебюджетных инвестиций. Об этом сообщало Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым. Всего было отобрано 164 земельных участка общей площадью 1 тыс. 615 га, из которых 80 находятся в государственной собственности республики (797 га) и 84 — в муниципальной собственности (818 га). Каждый земельный участок имеет схему размещения, описание (паспорт объектов), фотоснимки. Использование этих участков предполагается для развития сельского хозяйства, рекреации, размещения объектов дорожного сервиса и промышленности. Планируется, что продажа прав на большинство отобранных участков будет проводиться с 2015 по 2020 г. Торги планируется проводить преимущественно по продаже права аренды земельных участков, чтобы не потерять поступлений от них в бюджеты в будущем. Планируется получить не менее 325 млн р., из которых: 1,5 млн р. — в бюджет республики, 323,5 млн р. — в муниципальные бюджеты.
Первые итоги предпринимательской деятельности резидентов СЭЗ. Первая таможенная декларация по процедуре, предусмотренной для свободной экономической зоны, оформлена в Крыму винодельческой компании «Легенды Крыма». Значилось, что резидент свободной экономической зоны должен осуществлять деятельность, связанную с выращиванием винограда технических и столовых сортов, а также зерновых культур на территории республики Крым. Под таможенную процедуру помещено сельскохозяйственное оборудование, используемое на виноградниках. Декларация на товары подана в электронном виде и выпущена в сроки, установленные законодательством Таможенного
союза. Инвестор намеревался заложить 850 га виноградников на территории Сакского района для выращивания технических и столовых сортов винограда. Объем инвестиций должен составлять не менее 964 млн р.
В г. Севастополь 14 апреля 2015 г. был подписан первый договор с участником СЭЗ — ОАО «Южный берег». Компания брала обязательство производить для города бутилиро-ванную воду из местных источников. Объем инвестиций в развитие бизнеса — около 30 млн р.
Сегодня можно констатировать, что субъекты права на предпринимательскую деятельность проявили определенную заинтересованность в участии в СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь [14].
Статус участника свободной экономической зоны на 1 июля 2015 г. в Крыму получили 44 предприятия. Общий объем заявленных вложений на реализацию инвестиционных проектов составляет порядка 3,5 млрд р. При этом планируется создать более 2,5 тыс. рабочих мест.
В рамках созданного Совета по улучшению инвестиционного климата (содействует подаче технико-экономических заключений для договоров аренды земли и имущества) рассматриваются 335 заявок на 710 млрд р., но договоров на аренду земли/имущества было заключено всего пять на сумму 26 млрд р. [13].
К 23 октября 2015 г. из 220 заявок физических и юридических лиц на проекты в СЭЗ подписан 191 договор на начало реализации проектов, 26 заявок остались на рассмотрении. Общий объем капитальных вложений — более 50 млрд р.
Правительство России одобрило проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"» 26 сентября 2016 г. на заседании комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности. В нем говорится о включении в состав территории СЭЗ морских вод и территориального моря вдоль прибрежной линии Крымского полуострова. Целью этого расширения является стремление содействовать увеличению числа же-
лающих получить статус участника свободной зоны, что может привлечь дополнительные инвестиции в регион.
Кроме этого, расширение СЭЗ на море обеспечит возможность использования транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а также будет способствовать развитию транспортной инфраструктуры, яхтенного туризма, парусного спорта, организации грузопассажирских перевозок, созданию дополнительных рабочих мест.
Принятие закона будет способствовать также увеличению количества желающих получить статус участника СЭЗ в Крыму и привлечению дополнительных инвестиций в экономику региона.
Законопроектом № 41764-7 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"» (в части расширения видов деятельности) предлагается установить возможность осуществления добычи подземных вод участниками свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополь для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, а также разведки и добычи минеральных подземных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, используемых для профилактики и лечения заболеваний и организации отдыха.
В первую очередь, от этого законопроекта выиграют сельхозпроизводители и предприятия винодельческой отрасли. Благодаря данному закону, крымские и севастопольские виноделы смогут получить статус участника свободной экономической зоны и пользоваться теми преимуществами, которые дает этот статус. Ряд предприятий Республики Крым и г. Севастополь, использующие подземные воды в рамках одного из направлений своей основной деятельности, не могут получить статус участника свободной экономической зоны и пользоваться соответ-
ствующими льготами, поскольку в соответствии с базовым ФЗ участники свободной экономической зоны не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых (а подземные воды отнесены к полезным ископаемым).
Анализ финансовых поступлений от резидентов СЭЗ. За семь месяцев 2017 г. в бюджет поступили финансовые средства от 480 субъектов — юридических лиц, которые зарегистрированы в едином реестре участников свободной экономической зоны Крыма по состоянию на 1 июня 2016 г. Поступления в консолидированный бюджет Республики Крым по данным субъектам увеличились на 844,1 млн р. За семь месяцев 2015 г. от данных организаций поступило в консолидированный бюджет 1578,2 млн р., за семь месяцев 2016 г. — 2422,3 млн р. Темп роста составил 153,5 %.
Наиболее существенным оказался рост собираемости налога на доходы физических лиц — на 264,1 млн р., темп роста — 197,3 %. Поступления по налогу на прибыль увеличились на 69,7 млн р., или на 123,6 %.
По состоянию на 1 января 2017 г. в Единый реестр участников СЭЗ в Крыму входит более 750 субъектов. Представленные субъектам хозяйственной деятельности СЭЗ в Крыму налоговые и таможенные льготы являются для современной России беспрецедентными и значительно превосходят возможности особой экономической зоны в Калининградской области, особенно в области малого и среднего бизнеса.
Полученные результаты.
1. Региональная используемая среда Республики Крым соответствует условиям организации СЭЗ.
2. Современные условия Крымской СЭЗ являются максимально привлекательными для инвесторов.
3. Темп роста финансовых поступлений в бюджет Республики Крым составил 153,5 % в 2019 г., по сравнению с 2016 г. (больше на 844 млн р.). Поступления по налогу на прибыль увеличились на 69,7 млн р., или на 123,6 %.
4. Количество резидентов СЭЗ за период 2015—2017 гг. увеличено с 220 до 753.
Выводы. Основываясь на результатах научно-прикладных исследований, в качестве основных результатов функционирования свободных экономических зон, можно выделить развитие интеллектуального капитала, инвестиционной привлекательности и деловой активности, которые проявляются в формировании человеческого капитала и инновационной и предпринимательской среды как структурных условий экономики региона. Реализация разработанного экономико-организационного механизма развития экономики Крыма обеспечит реализацию приоритетных направлений социально-экономического роста, в качестве которых
рассматриваются формирование индустрии гостеприимства, развитие агропромышленного комплекса и наукоемкой промышленности на основе сбалансированного использования природно-ресурсного потенциала и с учетом социальных интересов общества.
Направления дальнейших исследований видятся в мониторинге дальнейшего функционирования СЭЗ в Крыму, изучении перспективных направлений развития бизнеса (курортный бизнес и сельское хозяйство), сравнительном анализе экономической ситуации на полуострове после снятия транспортных ограничений (после завершения строительства моста через Керченский пролив).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
[1] Алисенов А.С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике России: моногр. М.: Проспект, 2015. 128 с.
[2] Барков Я.И. Стратегическая программа развития экономики Крыма как комплекс свободной экономической зоны с поляризацией рекреационной сферы // Экономика регионов. 2011. № 1 (34). С. 140—150.
[3] Барсегян А.Г. Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму // Теория и практика общественного развития. 2015. № 24. С. 132—134.
[4] Долина В.М. От особой экономической зоны к территории опережающего развития // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербург -ского университета МВД России. 2015. № 2 (40). С. 145—147.
[5] Иванова В.Н. и др. Особая экономическая зона в Калининградской области: несовершенство основ законодательной базы // Экономические науки. 2015. № 6 (127). С. 90—97.
[6] Ильина О.Б. Влияние режима особой экономической зоны на формирование промышленной специализации региона // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 3 (32). С. 45—54.
[7] Колычев А.М. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Российской Федерации и порядок их налогообложения // Человеческий капитал. 2015. № 6 (78). С. 55—58.
[8] Комбарова Е.В. Деятельность органов управления свободной экономической зоной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2 (115). С. 67—71.
[9] Коробова О.В., Наумова Н.В. Анализ теоретических подходов к понятию «Свободная экономическая зона» // Ученые записки Тамбовского отделения РОСМУ. 2015. № 3. С. 48—52.
[10] Кутергина Г.В., Мингазинова Е.Р. Методики оценки и мониторинга эффективности налоговых льгот: подходы и проблемы // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2014. № 1(69).
[11] Михуринская Е.А. Подход к оценке соответствия региональных условий окружающей среды организации свободных экономических зон // Экономика и управление. 2011. № 3. С. 74—80.
[12] Михуринская Е.А. Свободные экономические зоны как инструмент развития социально ориентированного региона // Экономика экономики Крыма. 2010. № 2 (31). С. 45—51.
[13] Никитина М.Г., Друзин Р.В. Особый режим инвестирования в Республике Крым: анализ и проблемы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2015. № 1 (67). С. 68—72.
[14] Плотникова И.Н. Реализация конституционного права на предпринимательскую деятельность в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города Севастополь // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 2 (115). С. 39—46.
[15] Ромашина Н.Н. Перспективы создания свободной экономической зоны в Крыму // Актуальные вопросы инновационной экономики. 2015. № 9. С. 150—155.
[16] Фадина М.С. Свободная экономическая зона на территории Республики Крым // Контен-тус. 2016. № 6 (47). С. 39—41.
ГОРЯЧИХ Мария Владимировна. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.06.17
REFERENCES
[1] A.S. Alisenov, Nalogovoe stimulirovanie innovatsii v ekonomike Rossii: monogr. M.: Prospekt, 2015. 128 s.
[2] Ia.I. Barkov, Strategicheskaia programma razvitiia ekonomiki Kryma kak kompleks svobodnoi ekonomicheskoi zony s poliarizatsiei rekreatsionnoi sfery, Ekonomika regionov, 1 (34) (2011) 140-150.
[3] A.G. Barsegian, Perspektivy sozdaniia offshornoi iurisdiktsii v Krymu, Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia, 24 (2015) 132-134.
[4] V.M. Dolina, Ot osoboi ekonomicheskoi zony k territorii operezhaiushchego razvitiia, Vestnik Kaliningradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 2 (40) (2015) 145-147.
[5] V.N. Ivanova i dr., Osobaia ekonomicheskaia zona v Kaliningradskoi oblasti: nesovershenstvo osnov zakonodatel'noi bazy, Ekonomicheskie nauki, 6 (127) (2015) 90-97.
[6] O.B. Il'ina, Vliianie rezhima osoboi ekonomicheskoi zony na formirovanie promyshlennoi spetsializatsii regiona, Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii, 3 (32) (2015) 45-54.
[7] A.M. Kolychev, Pravovoe polozhenie rezidentov osoboi ekonomicheskoi zony v Rossiiskoi Federatsii i poriadok ikh nalogooblozheniia, Chelovecheskii capital, 6 (78) (2015) 55-58.
[8] E.V. Kombarova, Deiatel'nost' organov upravleniia svobodnoi ekonomicheskoi zonoi na territoriiakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniia Sevastopol', Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iuridicheskoi akademii, 2 (115) (2017) 67-71.
[9] O.V. Korobova, N.V. Naumova, Analiz teoreticheskikh podkhodov k poniatiiu «Svobodnaia
ekonomicheskaia zona», Uchenye zapiski Tambovskogo otdeleniia ROSMU, 3 (2015) 48-52.
[10] G.V. Kutergina, E.R. Mingazinova, Metodiki otsenki i monitoringa effektivnosti nalogovykh l'got: podkhody i problemy, Izvestiia Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie, 1(69) (2014).
[11] E.A. Mikhurinskaia, Podkhod k otsenke sootvetstviia regional'nykh uslovii okruzhaiushchei sredy organizatsii svobodnykh ekonomicheskikh zon, Ekonomika i upravlenie, 3 (2011) 74—80.
[12] E.A. Mikhurinskaia, Svobodnye ekonomicheskie zony kak instrument razvitiia sotsial'no orientirovannogo regiona, Ekonomika ekonomiki Kryma, 2 (31) (2010) 45—51.
[13] M.G. Nikitina, R.V. Druzin, Osobyi rezhim investirovaniia v Respublike Krym: analiz i problemy, Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie, 1 (67) (2015) 68—72.
[14] I.N. Plotnikova, Realizatsiia konstitutsionnogo prava na predprinimatel'skuiu deiatel'nost' v svobodnoi ekonomicheskoi zone na territoriiakh Respubliki Krym i goroda Sevastopol', Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi iuridicheskoi akademii, 2 (115) (2017) 39—46.
[15] N.N. Romashina, Perspektivy sozdaniia svobodnoi ekonomicheskoi zony v Krymu, Aktual'nye voprosy innovatsionnoi ekonomiki, 9 (2015) 150—155.
[16] M.S. Fadina, Svobodnaia ekonomicheskaia zona na territorii Respubliki Krym, Kontentus, 6 (47) (2016) 39—41.
GORYACHIH Mariia V. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017