Научная статья на тему 'Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму'

Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФФШОРНАЯ ЗОНА / ОФФШОРИЗАЦИЯ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / КРЫМ / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СВОБОДНЫЙ ПОРТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / OFFSHORE ZONE / OFFSHORIZATION / FREE ECONOMIC ZONE / CRIMEA / OPTIMIZATION OF TAXATION / FREE PORT / INTERNATIONAL BUSINESS / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсегян Ашот Георгиевич

В статье обоснована актуальность создания на территории Республики Крым оффшорной юрисдикции и определены условия ее эффективного функционирования. Изучены принципы оффшоризации региона и обозначены выгоды для страны и международных компаний. Рассмотрен опыт создания особых экономических зон, организованных на территории Российской Федерации, и выявлены особенности правового режима СЭЗ в Крыму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prospects of the offshore jurisdiction in Crimea

The article considers if it is relevant to create offshore jurisdiction in the Republic of Crimea, and discusses conditions of its effective functioning. The principles of regional offshorization are studied, and benefits for the country and an international company are denoted. The author deals with the experience of special economic zones (SEZ) organized in the Russian Federation and the peculiarities of the legal status of the SEZ in Crimea.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания оффшорной юрисдикции в Крыму»

УДК 336.02(477.75) Барсегян Ашот Георгиевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ ОФФШОРНОЙ ЮРИСДИКЦИИ В КРЫМУ [1]

Barsegyan Ashot Georgievich

PhD in Economics, Assistant Professor, World Economy Department, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University

THE PROSPECTS OF THE OFFSHORE JURISDICTION IN CRIMEA [1]

Аннотация:

В статье обоснована актуальность создания на территории Республики Крым оффшорной юрисдикции и определены условия ее эффективного функционирования. Изучены принципы оффшоризации региона и обозначены выгоды для страны и международных компаний. Рассмотрен опыт создания особых экономических зон, организованных на территории Российской Федерации, и выявлены особенности правового режима СЭЗ в Крыму.

Ключевые слова:

оффшорная зона, оффшоризация, свободная экономическая зона, Крым, оптимизация налогообложения, свободный порт, международный бизнес, правовой режим.

Summary:

The article considers if it is relevant to create offshore jurisdiction in the Republic of Crimea, and discusses conditions of its effective functioning. The principles of regional offshorization are studied, and benefits for the country and an international company are denoted. The author deals with the experience of special economic zones (SEZ) organized in the Russian Federation and the peculiarities of the legal status of the SEZ in Crimea.

Keywords:

offshore zone, offshorization, free economic zone, Crimea, optimization of taxation, free port, international business, legal status.

Создание в Крыму режима специальной экономической зоны в 2014 г. являлось шагом вынужденным и оправданным. Целями такого решения выступали образование точки экономического роста в дотационном регионе и привлечение дополнительных ресурсов в экономику Крыма как из других регионов Российской Федерации, так и из-за рубежа. Обоснование режима оффшорной юрисдикции на полуострове не прошло правительственное согласование, что и определило направленность законодательной базы в области налоговых и таможенных льгот. Учитывая современные геоэкономические векторы и особенности экономики региона, невозможно не обратить внимание на перспективы и потенциал Республики Крым в сфере оффшоризации международного бизнеса российских и зарубежных компаний. Актуальность данного направления усиливается мерами по возвращению капиталов из оффшорных юрисдикций в российскую экономику и политикой деоффшоризации международного бизнеса, проводимой международными организациями.

Вопросы создания особых юрисдикций в Российской Федерации обсуждаются с середины 1990-х гг., когда встала острая необходимость создания предпосылок для экономического роста регионов и экономики страны в целом. Детальным изучением процессов их создания и эффективного функционирования в России занимались Ю.В. Баженова, В.П. Жданов, Г.М. Федоров, Р.В. Ширяев и др. Вопросы создания в Крыму свободных экономических зон и оффшорных юрисдикций рассматривались О.И. Батюшковой, А.А. Кановым, М.Г. Никитиной и др. Однако на сегодняшний день отсутствуют комплексные методологические исследования, посвященные вопросу создания эффективного оффшорного механизма на территории Крыма с учетом геоэкономических рисков и инфраструктурных особенностей региона.

Оффшорная зона как инструмент современного налогового планирования является основой системы оптимизации налогообложения международного бизнеса. Потоки инвестиционного и финансового капитала стремятся минимизировать налоговые издержки, используя институт оффшорных зон, а также систему взаимных соглашений между странами об избежании двойного налогообложения. Размещая бизнес физически в одной стране с ориентацией на рынок сбыта или на источники сырья, международные компании предпочитают платить налоги в другой стране с минимальными налоговыми и административными издержками. Государства заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику, поскольку это создает условия экономического роста, развития инфраструктуры и снижения безработицы внутри страны. Для достижения этих целей устанавливаются минимальные ставки налогов для иностранных

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

компаний, либо вообще отменяется их налогообложение, взамен устанавливаются регулярные платежи, которые для крупных компаний носят символический характер [2].

Наиболее удачные практики создания особых налоговых территорий в России реализованы в ОЭЗ «Алабуга», «Липецк» и в Калиниградской области, где особая экономическая зона сформирована по территориальному признаку и взята за образец для переноса опыта на Крымский полуостров. В условиях отрицательной динамики потоков капитала и минимальных темпов экономического роста в 2014-2015 гг. такие механизмы привлечения инвестиционного капитала являются вполне обоснованными. ОЭЗ «Алабуга» и ОЭЗ «Липецк» созданы по принципу «снизу», когда зоной управляет юридическое лицо в виде компании развития, которая и выстраивает свои отношения на договорной основе, принимая на себя гарантии инфраструктурного обеспечения и операционного управления особой экономической зоной. Другой подход, при котором государство создает законодательную базу, а муниципальные власти выполняют функцию обеспечения и администрирования, обеспечивая разрешительный порядок инвестирования, - принцип создания зон «сверху». Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, на защиту конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций [3, с. 356].

Специальная экономическая зона в Республике Крым использует принцип администрирования и текущего управления со стороны Министерства по делам Крыма, Совета министров Республики Крым и Правительства Севастополя. После ликвидации Министерства по делам Крыма в июле 2015 г. основные функции управления и администрирования специальной экономической зоны возложены на местные органы власти Крымского федерального округа. Особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности действует на всей территории Крыма, включая город федерального значения Севастополь (с 1 января 2015 г.). Кроме налоговых льгот резиденты специальной экономической зоны пользуются таможенной процедурой свободной таможенной зоны. Законом определен срок действия льготных условий специальной экономической зоны на 25 лет. Многие положения специального налогового и таможенного режима фактически скопированы с опыта особой экономической зоны в Калининградской области, которая, являясь эксклавом, была сориентирована главным образом на импортозамещение и экономический рост. Региональные экономические показатели Калининградской области превышают среднероссийские, однако достаточно далеки от запланированных при разработке экономико-методических основ особой экономической зоны [4, с. 4]. Стоит отметить, что инвестиции направляются преимущественно в промышленность области; кроме того, режим свободной таможенной зоны также имеет популярность среди резидентов ОЭЗ. Несмотря на объявленный в 2000-х гг. на высшем уровне приоритет высокотехнологичных отраслей, технико-внедренческие зоны не получили должного развития. Объем инвестиций в инновационные объекты, в туристско-ре-креационные и портовые зоны находится на довольно низком уровне, и доля особой экономической зоны в общем объеме валового регионального продукта является незначительной, что может свидетельствовать о существенном потенциале развития этого направления [5, с. 165].

В Крыму еще преждевременно подводить какие-либо итоги деятельности специальной экономической зоны, поскольку она существует меньше года, хотя уже сейчас, согласно информации Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития», одобрено 47 инвестиционных проекта на общую сумму 48,1 млрд руб. [6].

Специальный режим СЭЗ распространяется на все виды деятельности по всей территории Республики Крым, за исключением деятельности в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа. Вместе с тем Правительством РФ могут быть определены другие виды деятельности, осуществление которых в свободной экономической зоне не допускается. Кроме того, морские порты, расположенные на территории Крымского федерального округа, признаются свободными портами, в которых применяется упрощенный порядок пограничного, таможенного и иного контроля [7].

Таким образом, в Крыму создана специальная юрисдикция, отражающаяся в режиме свободной экономической зоны, что позволило расширить полномочия полуострова в управлении экономикой региона. Однако, по нашему мнению, углубление правового режима может происходить в сторону создания условий для размещения оффшорных форм международного бизнеса в Крыму. Основным отличием оффшора от свободной экономической зоны является фактическая территория деятельности компании, использующей льготный режим налогообложения, таможенного оформления и администрирования предпринимательства. При СЭЗ деятельность ведется на территории зоны, при оффшорном режиме - за пределами зоны. Расширение действия специального правового режима в части привлечения оффшорного капитала может происходить

при выполнении ряда условий, позволяющих учесть все аспекты современного геоэкономического положения Крыма и нивелировать возможные риски:

1. Обеспечивать финансовую деятельность субъектов хозяйствования должен банк, имеющий солидную репутацию и стабильное положение на рынке, которым может выступать государственный или частно-государственный банк, где Правительство и Центральный банк РФ будут гарантами взятых банком на себя обязательств. Должны быть обеспечены условия функционирования оффшорных банков на территории Крыма, и им должен быть предоставлен особый статус, зафиксированный законодательно. Те же условия применительны к страховым и инвестиционным компаниям, желающим работать в оффшорной юрисдикции. Гарантия конфиденциальности и соблюдения банковской тайны должна быть максимальной. Деятельность оффшорных компаний не должна подлежать валютному контролю и иметь минимальное администрирование.

2. В условиях политики репатриации капиталов и амнистии финансовых ресурсов, направленных в зарубежные оффшоры, Крым может стать новой «налоговой гаванью» для предприятий из «серых» оффшоров, если основной целью оффшоризации международного бизнеса будет оптимизация (минимизация) налоговых платежей, а не легализация преступных доходов или «отмывание» денег. Международный бизнес из «белых» оффшоров не будет заинтересован в переводе капиталов в Крымскую оффшорную зону, поскольку международные санкции являются существенным барьером в деятельности этих компаний.

3. Используя обширный набор соглашений Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и достаточно развитую инфраструктуру Крымского региона, представленную в разветвленной дорожной сети, каналах связи, авиасообщения и сети финансово-кредитных учреждений, необходимо привлечь портфельного инвестора, обеспечив условие отсутствия налога на дивиденды для оффшорных компаний в Крыму.

Таким образом, Крым вполне может стать привлекательным для компаний из Российской Федерации, стран ЕАЭС и других стран в части привлечения иностранных инвестиций и обеспечения оффшорной деятельности международных компаний, стремящихся оптимизировать налогообложение, а не «отмывать» доходы, полученные преступным путем. Перспективой дальнейших исследований в данном направлении может выступать разработка правового и методологического аппарата создания и функционирования оффшорной зоны на территории Республики Крым.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 15-32-10106 «Геоэкономические стратегии интеграции Крыма в экономику России».

2. Барсегян А.Г. Пути оптимизации налогообложения международного бизнеса в Украине // Экономика Крыма. 2013. № 2 (43). С. 202-205.

3. Баженова Ю.В. Особенности государственного регулирования особых экономических зон // Экономические науки. 2009. № 8 (57). С. 355-358.

4. Цикель М.А., Жданов В.П., Федоров Г.М. Эффективность и совершенствование механизма особой экономической зоны в Калининградской области. Калининград, 2003. 88 с.

5. Богданенко В.П. Калининградская особая экономическая зона: результаты и эффективность деятельности // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 2 (22). С.161-166.

6. Официальный сайт Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития» [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://investrk.ru/ru/center/actual (дата обращения: 19.12.2015).

7. О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь : федеральный закон от 29.11.2014 № 377-ФЭ (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.