Научная статья на тему 'Механизм реализации налоговых льгот в рамках свободной экономической зоны Крыма'

Механизм реализации налоговых льгот в рамках свободной экономической зоны Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
752
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / SPECIAL ECONOMIC ZONE / TAX OPTIMIZATION / ECONOMY SPHERE / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смагина Анастасия Юрьевна

В статье рассмотрены условия участия резидентов в специальной экономической зоны Крыма и Севастополя, приведен перечень налоговых льгот, предоставляемых в рамках деятельности, регламентированной законодательно. Специальные экономические зоны рассмотрены с точки зрения способа оптимизации налогообложения для экономических субъектов. Кроме того, в статье предложены направления развития экономической и социальной сферы крымского региона в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM OF REALIZATION OF TAX BENEFITS IN FREE TRADE ZONE IN CRIMEA

The article considers the conditions of participation of residents in the special economic zone of Crimea and Sevastopol, the list of tax benefits provided under the activity regulated by law. Special economic zones are considered from the point of view of the method of optimization of taxation for economic actors. In addition, the article suggests directions for the development of the economic and social sphere of the Crimean region in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации налоговых льгот в рамках свободной экономической зоны Крыма»

УДК 336.221

Смагина Анастасия Юрьевна

Аспирант кафедры «Экономика и финансы» Самарский государственный университет путей сообщения

anastasiasmgn@rambler.ru

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РАМКАХ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ КРЫМА

В статье рассмотрены условия участия резидентов в специальной экономической зоны Крыма и Севастополя, приведен перечень налоговых льгот, предоставляемых в рамках деятельности, регламентированной законодательно. Специальные экономические зоны рассмотрены с точки зрения способа оптимизации налогообложения для экономических субъектов. Кроме того, в статье предложены направления развития экономической и социальной сферы крымского региона в современных условиях.

Ключевые слова: специальная экономическая зона, оптимизация налогообложения, экономическая сфера, налоговые льготы.

JEL code: R 120, R 130, H 210, H 230

Anastasia Smagina

Post-graduate student Samara State Transport University

MECHANISM OF REALIZATION OF TAX BENEFITS IN FREE TRADE

ZONE IN CRIMEA

The article considers the conditions of participation of residents in the special economic zone of Crimea and Sevastopol, the list of tax benefits provided under the activity regulated by law. Special economic zones are considered from the point of view of the method of optimization of taxation for economic actors. In addition, the article suggests directions for the development of the economic and social sphere of the Crimean region in modern conditions.

Keywords: special economic zone, tax optimization, economy sphere, tax incentives.

JEL code: R 120, R 130, H 210, H 230

Первая половина 2014 года стала значимой для Российской Федерации и в экономическом, и в политическом, и в социальном плане: 16 марта 2014 года Крым и Севастополь официально вошли в состав России. Для поддержания предпринимательства и улучшения экономической и социальной ситуации в крымском регионе, правительство РФ приняло решение о создании специальной экономической зоны (далее — СЭЗ), позволяющей развивать бизнес-среду без существенной налоговой нагрузки.

Так, для предпринимателей, желающих основать бизнес в Крыму или Севастополе, ближайшие 25 лет будут иметь возможность использовать широкий спектр преимуществ специальных налоговых режимов. Это касается большинства сфер предпринимательства, поэтому в настоящий момент заинтересованные бизнесмены уже подготавливают необходимые документы для получения статуса участника государственной программы поддержки Крыма. Статус полуострова «специальная экономическая зона» продлится до 2040 года [12].

Согласно целям, указанных в соответствующих нормативных документах, данные институциональные преобразования скажется на развитии экономики региона благотворным образом, позволяя не только восстанавливать инфраструктуру и обеспечивать средний уровень жизни населения, но и формировать прочный базис для создания эффективной, современной экономической системы.

Перед тем как охарактеризовать свободную (особую) экономическую зону Республики Крым, следует обратиться к понятию, сущности, цели создания таких экономически свободных зон во всей России и определить их виды. В настоящее время очень актуальным является вопрос об особых экономических зонах (далее ОЭЗ) в России, так как мировая практика уже давно подтвердила их

эффективность: они широко используются во многих странах в целях диверсификации экономики и регионального развития.

В настоящее время в мире насчитывается несколько тысяч ОЭЗ, которые подразделяются на зоны:

- свободной торговли;

- технико-внедренческие;

- промышленно-производственные;

- сервисные.

В июле 2005 года был принят Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее Федеральный Закон № 116-ФЗ), целью которого является создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны посредством создания особых экономических зон [2].

Особая экономическая зона — это отдельная территория, которой присваивается особый юридический статус и некоторые льготные экономические условия для предпринимателей: как резидентов, так и нерезидентов. Целью создания этих зон служит развитие государства или какой-либо ограниченной территории путем решения таких задач, как: внешнеэкономические, внешнеторговые, социальные и научно-технические.

Создание особых экономических зон представляет собой перспективное направление развития экономики России.

Особые экономические зоны являются институтом, который способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала государства, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

Если рассматривать подразделение ОЭЗ по функциям, то можно выделить следующие:

- Зона свободной торговли (ЗСТ) — определенная зона, которая находится за пределами национальной таможенной территории и где осуществляются операции складирования товаров и их подготовки к продаже.

- Промышленно-производственная зона (ППЗ) — территория внутри страны, где производится конкретная промышленная продукция, притом инвесторы ППЗ могут пользоваться льготными экономическими условиями.

- Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — зона, которая находится за пределами национальной таможенной территории, и внутри которой проводятся научно-исследовательские разработки, функционируют конструкторские бюро, разрабатываются проекты.

-Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — зона, где развиваются и оказываются услуги в сфере туризма, также осуществляется реконструкция, создание и развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха.

-Сервисная зона — определенная зона, в которой предоставляется льготный режим для организаций, оказывающих финансовые и нефинансовые услуги (экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, перевозки).

-Комплексные зоны — это территории, в которых предоставляется льготный режим хозяйственной деятельности в отдельном административном районе (то есть это зоны свободного предпринимательства).

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ, основными требованиями к ОЭЗ являются [2]:

- срок существования — 20 лет, и он не подлежит продлению;

- особые экономические зоны создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований;

- территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию административно-территориального образования;

- резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро, при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн евро.

Вопрос функционирования и развития особых экономических зон являются одним из важнейших направлений в развитии российского предпринимательства.

В целях обеспечения выполнения Федерального Закона, в 2005 году было создано Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ), которое являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами.

В настоящее время агентство упразднено, его функции перешли к Министерству экономического развития РФ. Согласно позиции бывшего Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонам, желание привлечь инвестиции, увеличить поток экспорта в производстве, развить экономическую и научную сферу России и явилось целью создания особых зон экономики.

К середине 2008 года в России насчитывалось семь ОЭЗ: четыре инновационные, три туристических, две промышленные. В процессе создания находились портовые зоны. К этому времени семьдесят четыре компании (в том числе и иностранные инвестиции) были вовлечены в ОЭЗ: пятьдесят восемь резидентов инновационных зон, шестнадцать промышленно-производственных.

Следует отметить, что каждая ОЭЗ обладала значительными льготами и преференциями. Это касается как процесса взимания налогов, так и таможенных льгот. Одновременно проводилась доработка правовых аспектов создания и функционирования особых экономических зон. Фундаментальная база нормативно-правовых документов в основном была сформирована в 2005-2007 гг. Кроме Федерального закона № 116-ФЗ, в нее было включено около пятидесяти документов, которые регламентировали различные аспекты выполнения закона.

Отметим, что создание, в частности, образование промышленно-производственных ОЭЗ имело целью привлечение в наиболее перспективные

отрасли экономики капитальных вложений (в сумме, эквивалентной не менее 10 млн. евро на каждого резидента ОЭЗ) для насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, которая была бы способна быть конкурентом зарубежным аналогам.

Министерство провело предварительные расчеты экономического развития и торговли РФ. Они показали, что дополнительные поступления в бюджетную систему России от создания данного типа особых экономических зон за 2007-2009 гг. составят более 7 млрд. рублей и около 140 млрд. рублей — за весь период деятельности промышленно-производственных ОЭЗ. Открытие новых производств позволило обеспечить к 2010 г. более 11000 новыми рабочими местами.

Если затрагивать другой вид ОЭЗ, то следует заметить, что в июне 2006 г. Федеральный закон № 116-ФЗ подвергся изменениям в части создания третьего типа ОЭЗ — туристско-рекреационных (мировой практике их аналогом являются сервисные зоны) [2]. Создание таких зон имеет особое значение, потому что туризм в настоящее время является наиболее мультипликативной сферой услуг, так как она предполагает создание большого количества дополнительных рабочих мест.

Вследствие увеличения потребности в строительстве ОЭЗ 30 октября 2007 г. были внесены изменения в Федеральный закон №2 116-ФЗ, что послужило созданием четвертого вида ОЭЗ — портовых, которые располагаются на территориях аэропортов, морских и речных портов России [2].

Целью их функционирования является портовая деятельность, логистика, перевалка грузов, техническое обслуживание судов, ремонт и переоборудование судов, переработка морепродуктов, а также биржевая торговля товарами.

Следуя зарубежному опыту, Федеральным законом № 116-ФЗ предусмотрен ряд гарантий для резидентов ОЭЗ, например, имеет место широко применяемая в мировой практике гарантия от неблагоприятного для инвестора изменения законодательства Российской Федерации [2]. Она подразумевает, что законодательные акты РФ, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты

органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые отрицательным образом влияют на положение налогоплательщиков — резидентов ОЭЗ, не применяются в отношении этих резидентов в течение срока их деятельности в особой экономической зоне. Иной гарантией для резидентов ОЭЗ является использование экономических методов стимулирования их деятельности благодаря предоставлению широкого круга преференций, которые направлены на стимулирование ведения предпринимательской деятельности.

Резиденты ОЭЗ получают льготы по налогу на прибыль, земельному налогу, налогу на имущество, упрощение процедур таможенного администрирования и снижение (отмену) ставок таможенных пошлин на товары, которые находятся в ОЭЗ.

Механизм особой экономической зоны обусловлен тремя наиболее важными аспектами: налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование инфраструктуры, снижение административных барьеров путем применения принципа «одного окна» (резиденту, инвестору, предпринимателю, которые работают на территории экономической зоны, можно решить любой вопрос на территории нашего административно-делового центра).

Отметим наиболее важные этапы создания особой экономической зоны. Минэкономразвития России объявляет конкурс на создание особой экономической зоны, на который субъекты РФ и органы местного самоуправления вместе готовят и подают заявки в Министерство экономического развития РФ. Затем учреждается специальная конкурсная комиссия, а также экспертные советы, если это необходимо.

Таким образом, в результате проведенного конкурса определяется победитель. После этого выходит Постановление Правительства о создании особой экономической зоны одного из существующих видов и ее принадлежности к определенной территории. Затем заверяется соглашение между Правительством РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ и муниципального образования об образовании особой экономической зоны, где детально рассматриваются аспекты финансирования, собственности и т.п.

Это соглашение — главный документ, который играет важнейшую роль при создании и развитии особой экономической зоны.

Затем разрабатывается концепция создания и развития особой экономической зоны, формируется система управления в рамках этой концепции, перечень объектов инфраструктуры, которые необходимо построить для развития ОЭЗ. Кроме того, проектируется планировка территории, как главный градостроительный документ.

После утверждения проекта начинается строительство объектов инфраструктуры. Одновременно с этим происходит строительство объектов резидентов ОЭЗ. Заметим, что резидентами ОЭЗ могут стать любые коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, а также индивидуальные предприниматели.

Правовой аспект получения статуса резидента наиболее детально прописан в нормативных документах.

Если говорить о перспективах развития особых экономических зон в России в дальнейшем, позиция бывшего Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (в настоящее время упразднено, функции переданы Министерству экономического развития РФ) по этому вопросу заключалась в следующем: «Необходимость в создании особых экономических зон будет существовать именно потому, что они, как показала жизнь, являются достаточно эффективным инструментом кластерного развития.

В стратегической перспективе на 10-20 лет, данный инструмент может быть особо востребован на региональном уровне, потому что в настоящее время регионы не только пытаются, но и уже создают такие региональные особые экономические зоны. И, возможно, поэтому опыт федерального проекта, отработки технологии, управления этим процессом во многом будет востребован, в первую очередь, на уровне субъектов Российской Федерации».

Следует учитывать тот факт, что реализация новой экономической системы — специальной экономической зоны будет сопровождаться принятием дополнительных законов, поправок внесением некоторых изменений в уже

существующие законы [9]. Однако на сегодняшний момент можно отметить простоту процедуры и условий вхождения в зону экономической свободы.

Порядок осуществления деятельности в свободной экономической зоне на территории крымского полуострова регламентируется Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ [3]. На сегодняшний момент, участников СЭЗ может стать предприятие любой организационно-правовой формы собственности. Существуют условия, ограничивающие виды деятельности в СЭЗ ограничена: запрещается использовать недра для целей разведки и добычи полезных ископаемых, заниматься разработкой месторождений континентального шельфа Российской Федерации.

Еще одним обязательным аспектом является наличие соответствующей инвестиционной декларации об осуществлении инвестиционного проекта на территории Республики Крым.

Согласно позиции Министерства по делам Крыма РФ (с 15 июля 2015 года министерство упразднено, его функции переданы Министерству экономического развития РФ), «... для полноправного вхождения в экономическую зону необходимо иметь регистрацию ИП/юридического лица в Севастополе или Крыму, а также инвестиционный проект с вложением капитала в размерах от 3-х миллионов рублей за первые 3 года осуществления деятельности». Без статуса самостоятельного юридического лица, вход в зону в виде различных представительств и филиалов компаний является невозможным.

На рисунке 1 представлены общие условия и этапы вхождения юридического лица или индивидуального предпринимателя в состав участников свободной экономической зоны.

1-2. Регистрация ИП или организации в Севастополе или на остальной территории Крыма, постановка на учет в местных налоговых органах.

3.Подача соответственного заявления с просьбой заключить договор с возможностью деятельности в условиях СЭЗ. В письменном виде данное заявление подается в Совмин Крыма или Законодательное собрание города Севастополя.

1

4. Приложение указанного пакета документации при подаче заявления.

Такими документами являются:

— для юр. лиц — ксерокопии учредительных документов,

— копии документов о постановке на налоговый учет,

— ксерокопии свидетельств о гос. регистрации ИП или юр. лица,

— инвестиционная декларация, изложенная в соответствующей форме._

5. Заполнение установленного образца инвестиционной декларации.

Содержание декларации определяется нормативами федерального закона Ф3-377, отражая следующие сведения:

-вид деятельности, — целенаправленность инвестиционного проекта, — экономически-техническое определение инвестиционного проекта (обязательноуказывается размер средней ЗП и количество планируемых рабочих вакансий), — размеры общих капитальных финансовых вложений, планируемых в рамках проекта (в частности, необходима информация о планируемых вложениях в первые 3 года, считая от даты заключения договора), — отражение реализации инвестиционного проекта в Крыму или Севастополе, — отражение графика ежегодных вложений в первые 3 года деятельности.

б.Ожидание принятия решения соответствующими органами

и окончательное вынесение заключения. Порядок и сроки рассмотрения зависят от размеров капитальных ал ожени

7

Сумма вложений >100 мтн. рублей

В совете рассмотрение заявки происходит в течение 15 дней, могут быть потребованы изменения в декларации

Сумма вложений < 100 млн. рублен.

Рассмотрение производится в течение 7-дневного периода.

8.3а ключение договор а о р аботе в условиях С ЭЗ.

Заключенный договор затем входит в реестр участников^ ЭЗ

—.........—....................----------------------------

9. Последним организационным вопросом является получение

свидетельства о включении участника в единый реестр СЭЗ. С этого момента заявитель является полноправным участником СЭЗ

Рисунок 1

Этапы регистрации предпринимателей и юридических лиц в качестве

участников СЭЗ крымского региона

Отказ в заключении договора является почти невозможным, при условии выполнения участником всех указанных требований и предоставлении всей необходимой информации и документов. Этот момент также регламентируется действующим законодательством.

Нормативная обеспеченна заинтересованность инвесторов в участии в СЭЗ в Крыму, применив целый ряд налоговых льгот для предпринимательства в регионе, что отражено на рисунке 2.

Налоговые льготы СЭЗ Крыма и Севастополя

0-2% максимальная налоговая ставка на прибыль до 2017 года. На последующие 5 лет она вырастет до 6%. после чего достигнет 13.5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предоставление возможности в течение первого десятилетия оплачивать страховые взносы с зарплаты в размере 7. 6%

Возможность в течение 10-ти лет использовать нулевую ставку налога на имущество организаций

Налоговые ставки при УСН в 2015-16 годах : 3% - на объекте «доходы»: 7% - «доходы минус расходы».

В 2017-2021 годах ставка УСН может быть уменьшена до 4% на объекте «доходы» и до 10% на «доходы минус расходы». При этом, по общему правилу, ставки УСН не должны быть ниже 3% и могут дифференцироваться в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Ставка единого сельскохозяйственного налога в Крыму устанавливается в размере 0.5% на 2015-16 годы.

Ставка налога при применении патентной системы налогообложения составит 1%

Рисунок 2

Налоговые льготы в рамках СЭЗ Крыма и Севастополя

Представленные на рисунке 2 налоговые льготы приняты для стимулирования и развития предпринимательской деятельности на крымском полуострове. Кроме того, представленные виды льгот делают благоприятным

экономический и налоговый климат полуострова, обеспечивая инвестиционную привлекательность.

В настоящее время актуальной проблемой для предприятий-налогоплательщиков всех стран мира является вопрос оптимизации налогообложения, то есть сокращение налоговых платежей за счет применения налоговых льгот и схем, предусмотренных или не запрещенных действующим законодательством. Многие предприятия совершают попытки оптимизировать налогообложение, уменьшим налоговые платежи законным путем: применив налоговые льготы, избавившись от объекта налоговых баз для уменьшения налогового бремени экономического субъекта и т. д.

Такая проблема объясняется тем, что налоговая нагрузка на предприятия с течением времени все больше возрастает, что провоцирует недостижение естественной цели деятельности всех экономических субъектов — извлечение прибыли. В данном случае мы под прибылью понимается не разница между выручкой предприятия, полученная при продаже продукции, оказании услуг или выполнении работ, и совершенными расходами (себестоимость, прочие расходы), а чистая прибыль, та часть чистой прибыли, которая останется в распоряжении предприятия после исчисления и уплаты всех обязательств перед государством: налогов, сборов, страховых отчислений и т.д.

В большинстве случаев доля налоговых платежей значительно снижает суммы полученной прибыли, таким образом, на развитие предприятия или усовершенствование производственного процесса, инвестиции в строительство, покупку ценных бумаг, выплату дивидендов остается лишь малая доля свободных средств — и это при оптимистичном прогнозе.

Такая ситуация касается в основном средних, малых и микро-предприятий, у которых при наличии небольшого собственного капитала нет достаточно возможностей в привлечении кредитов банков, получении инвестиций, а также государственных субсидий и прочих инструментов поддержания бизнеса [11]. Данное обстоятельство легко объяснимо: предприятий малого и среднего бизнеса множество, и банкротство некоторых из них не окажет никакого

значительного влияния на экономическую стабильность, изменение курса национальной валюты, снижение биржевых индексов предприятий страны и прочее. И в связи с тем, что налоговые платежи занимают большую долю всех расходов таких предприятий, менеджмент стремится использовать всевозможные рычаги и пути их уменьшения, зачастую применяя нелегитимные инструменты.

В современной экономической ситуации для налогоплательщиков сэкономить на налогах и сборах, при этом, не прибегнув к противозаконным методам, свободная экономическая зона крымского региона является возможностью для развития бизнеса

Согласно законодательства России для крымского региона предусмотрены два типа льгот по налогам и сборам: льготы, предоставляемые участникам свободной зоны и общие льготы для всех коммерческих экономических субъектов, осуществляющих деятельность на территории СЭЗ [11].

Рассмотрим льготы, установленные для резидентов СЭЗ Крыма и Севастополя (рисунок 3). Одним и наиболее приятных послаблений для налогоплательщиков-резидентов специальной зоны является льготная ставка по налогу на прибыль (перечисляется в региональный бюджет).

В отношении перечисления оставшейся доли налоговой ставки по налогу на прибыль ситуация еще более оптимистичная — от такой обязанности налогоплательщики-резиденты крымской СЭЗ освобождены полностью в течение 10 лет с момента регистрации и получения финансового результата. Региональные налоговые ставки устанавливаются высшими исполнительными органами Крыма и Севастополя, и не будут превышать установленный максимум. Так, до 2017 года участники СЭЗ — плательщики налога на прибыль применяют ставку 2%, последующее пятилетие ставка вырастет до 6%, а затем составит 13, 5% [12].

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ Д. 1Я РЕЗИДЕНТОВ СЭЗ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ

Пониженные ставки по налогам на прибыль предприятий и

возможности применения в отношении основных средств повышенного амортизационного коэффициента

При работе на НДС -льготы на налоги во время помещения продукции под

таможенную процедуру свободной зоны

таможенного контроля

Возможность нулевого налогообложения на имущество организаций в течение 10-гн лет

Общие размеры

страховых взносов на 10-летний период снижены до 7.6%

Земельный" налог не уплачивается в первый 3-летний период работы

Рисунок 3

Налоговые льготы для резидентов СЭЗ Крыма и Севастополя

Такое постепенное увеличение ставки налога на прибыль позволит предпринимателям за длительный промежуток времени приспособиться к новым условиям хозяйствования и достигнуть развития бизнеса в такой стадии, когда уплата налогов уже не повлияет на значительное уменьшение финансового результата деятельности предприятия.

Кроме того, участникам СЭЗ предоставляется льгота, освобождающая их на десять лет (с момента постановки на учет актива) от налогообложения находящееся на балансе предприятий имущество, однако существует ряд ограничений, обуславливающих использование имущество именно в рамках СЭЗ. Имущество, не облагаемое налогом, должно быть приобретено или создано с целью осуществления определенной деятельности на территории свободной зоны. Кроме того, имущество обязательно должно находится на территории зоны. При этом, к такому имуществу кроме собственности предприятий, может относиться и имущество, которые было передано органами местного самоуправления и поставлено на баланс. Данная налоговая льгота будет

наиболее эффективно реализована в сфере ЖКХ, производственной сфере и для экономических субъектов, на балансе которых числится большое количество имущества.

Другой вид налоговой льготы в рамках СЭЗ Крыма и Севастополя — в отношении земельного налога. Особенности предоставления льготы аналогичны налогу на имущество: земельный участок должен быть расположен на территории СЭЗ, его использование должно быть в рамках осуществления условий договора участника свободной зоны. Такой вид льготы действует в течении трех лет с первого месяца вступления резидента в права владения конкретным участком.

Предыдущие виды налоговых льгот касались не всех налогоплательщиков-резидентов СЭЗ, так как у некоторых отсутствует объект налогообложения, например, нет в собственности земельного участка или имущества. Следующие вид льгот касается всех резидентов и связан с льготами по уплате взносов во внебюджетные фонды. Так, налоговая ставка страховых взносов, подлежащих уплате, установлена в размере 7,6% и применяется в течении десятилетия. Однако присутствует ограничительный аспект: льгота распространяется исключительно на тех резидентов, которые получили статус участника СЭЗ не позднее трех лет с момента образования свободной экономической зоны на полуострове Крым.

Представленные виды налоговых льгот уже сейчас позволяют предпринимателям эффективно осуществлять бизнес-процессы, не обременяя себя большой налоговой нагрузкой. Рассмотрим возможные пути реализации экономического и социального потенциала крымского региона, которые позволят оптимизировать имеющиеся ресурсы и использовать их с наибольшей финансовой отдачей. Так, географическое расположение в судоходной зоне полуострова Крым значительно расширяет возможности предпринимательства, связанные с такими сферами производства и услуг как судостроение и грузовые морские перевозки. Однако для развития данных направлений необходимо обеспечение благоприятной бизнес-среды.

Предлагается, по примеру модели экономической системы государства Сингапур, крупные предприятия с инвестициями более 1 млрд. рублей, освобождать от налоговых обязательств на период первых 5 лет. По истечении 5-ти лет, таким предприятиям предоставляются налоговые льготы на общих условиях участников СЭЗ. При этом, если предприятие производит то, что необходимо для обеспечения национальных интересов государства (например, использования для военных целей, для целей нефтедобычи, газодобычи и т. д.), предлагается на период выполнения государственных заказов полностью освобождать предприятие от уплаты налогов, независимо от периода его функционирования. Это касается и иностранных предприятий, действующих на территории СЭЗ Крыма и соответствующих условиям инвестиций. Начать использование такой экономической модели рекомендуется с 2020 года, когда некоторые налоговые ставки для крымского региона будут увеличены, что обеспечит наполняемость местного, регионального и федерального бюджета, несмотря на мораторий на налоговые поступления от крупных предприятий с определенной суммой инвестиций. Таким способом крымский регион для предприятий-гигантов будет обладать высокой инвестиционной привлекательностью за счет благоприятного налогового климата, что позволит увеличить региональный валовый продукт Крыма и Севастополя, обеспечить рабочие места для местного населения, развивать инфраструктуру региона.

Еще одно важное направление развития экономики крымского региона: ориентация на экспорт, чему способствует благоприятное расположение полуострова Крым. Так, доставка товаров иностранным потребителям с помощью морских перевозок — очевидный вариант для налаживания процесса экспортирования продукции.

Согласно проектам нормативных правовых актов, предлагается выделять субсидии предприятиям, осуществляющим морские перевозки для обеспечения эффективной и бюджетной логистики. Так, если предприятие задействовано в перевозках за рубеж морским путем, предлагается ежегодно выделять субсидии для 20 перевозчиков в размере 10 млн. рублей. Отбор будет производится на

основе конкурса, при этом, предприятие может участвовать в конкурсном отборе не чаще, чем 1 раз в пять лет. Выделяемые государством субсидии предлагается освободить от налогообложения в качестве дохода, полученного предприятием. Такое предложение позволит снизить стоимость грузоперевозок, что окажет стимулирующее воздействие на экспортную деятельность.

Кроме развития промышленности, торговли и морских перевозок, одним из главных направлений развития крымского региона является туристическое направление. Для этого в Крыму есть все условия: благоприятный, лечебный климат, удачное месторасположение, морская среда и прочее. Предприятия и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сдачей в аренду жилых помещений для размещения туристов, рекомендуется на период ближайшие 5-7 лет освободить от налоговых платежей на имущество и прибыль для целей минимизации стоимости проживания и повышения привлекательности туристического бизнеса. Рекомендуется пляжные зоны сдавать в аренду предпринимателям для обеспечения ими ухода за прибрежной территорией с возможностью размещения собственных кафе, баров, платных удобств, предоставления услуг аренды шезлонгов и т. д.

Предлагается возродить так же лечебные центры на базе предприятий, осуществлявших и/или осуществляющих в настоящее время деятельность санаториев и профилакториев. Для этого инвесторам необходимо единовременно инвестировать в ремонт и техническое оснащение лечебного центра для его круглогодичного функционирования. Так как большинство дней в году в крымском регионе солнечная погода, для оптимизации затрат на энергопотребление рекомендуется использовать солнечные батареи российского производства, производимые в промышленных центрах Зеленограда, Новочебоксарска, Рязани и Краснодара. Возможно приобретение таких энергоустройств в обмен на предоставление мест временного пребывания в профилакториях работникам завода по производству солнечных батарей.

Предлагаемые меры будут способствовать:

- получению прибыли от функционирования лечебных центров и профилакториев — эффективное вложение инвестиций;

- обеспечению местному населению рабочих мест — снижение уровня безработицы, повышению доходов населения;

- привлечение большого числа потребителей (из России и зарубежья) услуг профилакториев и леченых центров в крымский регион — рост ВВП региона;

- улучшение состояния здоровья населения, уменьшение риска возникновения заболеваний, уменьшение потребности населения в лекарственных препаратах;

- повышение уровня туристической привлекательности крымского региона, использование объектов инфраструктуры;

- увеличение спроса на недвижимость в крымском регионе.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что крымский регион обладает потенциалом и возможностями для развития по самым разнообразным направлениям деятельности: от туристического бизнеса до судостроения и грузовых перевозок. Важным аспектом остается поддержка государства и правильное законодательное регулирование деятельности предприятий, направленное на поощрение бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности. Только в благоприятных условиях: не только климатических, но и экономических, правовых, социальных — реализация планов по развитию крымской инфраструктуры и бизнеса станет реальной.

Литература

1.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №2 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.07.2015)

2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (ред. От 13.07.2015)

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

3. Постановление Правительства России от 11.08.2014 № 790 (ред. от 15.06.2015) «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

4. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым»

5. Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций».

6. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым»

7. Закон Республики Крым от 29.12.2014 №59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым»

8. Распоряжение Совета министров Республики Крым «О вопросах организации функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым» от 31.12.2014 №1639-р

9. Быкова Н.Н. Влияние свободных экономических зон на экономический потенциал муниципальных образований// Экономика и социум.-2014.-№1 .-С.307

10. Кравченко Н.А. Оценка факторов формирования и реализации потенциала туристской отрасли республики Крым// Крымский научный вестник. 2015. № 3. С. 3-13.

11 Смагина А.Ю. Реальные проблемы оптимизации налогообложения современной экономики//ВЕСТНИК НГИЭИ Ежемесячный научный журнал ISSN 2227-9407 .- № 1 (44) (экономические науки) Январь 2015 г. — С. 84-90

12. Налоговые льготы в Крыму и Севастополе — специальная экономическая зона// Электронный ресурс [URL:

http://www.papajurist.ru/news/nalogovyye-lgoty-v-krymu/] (Дата обращения: 16.08.15)

References

1.Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 29.06.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 30.07.2015) (in Russian)

2. Federal'nyj zakon RF ot 22 ijulja 2005 g. № 116-FZ «Ob osobyh jekonomicheskih zonah v RF» (red. Ot 13.07.2015) (in Russian)

3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.11.2014 № 377-FZ «O razvitii Krymskogo federal'nogo okruga i svobodnoj jekonomicheskoj zone na territorijah Respubliki Krym i goroda federal'nogo znachenija Sevastopolja» (in Russian)

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossii ot 11.08.2014 № 790 (red. ot 15.06.2015) «Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy «Social'no- jekonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolja do 2020 goda» (in Russian)

4. Zakon Respubliki Krym ot 29.12.2014 №61-ZRK/2014 «Ob ustanovlenii stavki po nalogu na pribyl' organizacij na territorii Respubliki Krym» (in Russian)

5. Zakon Respubliki Krym ot 19.11.2014 № 7-ZRK/2014 «O naloge na imushhestvo organizacij». (in Russian)

6. Zakon Respubliki Krym ot 29.12.2014 №60-ZRK/2014 «Ob ustanovlenii stavki edinogo sel'skohozjajstvennogo naloga na territorii Respubliki Krym» (in Russian)

7. Zakon Respubliki Krym ot 29.12.2014 №59-ZRK/2014 «Ob ustanovlenii stavki naloga, uplachivaemogo pri primenenii uproshhennoj sistemy nalogooblozhenija na territorii Respubliki Krym» (in Russian)

8. Rasporjazhenie Soveta ministrov Respubliki Krym «O voprosah organizacii funkcionirovanija svobodnoj jekonomicheskoj zony na territorii Respubliki Krym» ot 31.12.2014 №1639-r (in Russian)

9. Bykova N.N. Vlijanie svobodnyh jekonomicheskih zon na jekonomicheskij potencial municipal'nyh obrazovanij// Jekonomika i socium.-2014.-№1.-S.307 (in Russian)

10. Kravchenko N.A. Ocenka faktorov formirovanija i realizacii potencíala turistskoj otrasli respubliki Krym// Krymskij nauchnyj vestnik. 2015. №2 3. S. 3-13. (in

Russian)

11 Smagina A.Ju. Real'nye problemy optimizacii nalogooblozhenija sovremennoj jekonomiki//VESTNIK NGIJeI Ezhemesjachnyj nauchnyj zhurnal ISSN 2227-9407 .- № 1 (44) (jekonomicheskie nauki) Janvar' 2015 g. — S. 84-90 (in

Russian)

12. Nalogovye l'goty v Krymu i Sevastopole — special'naja jekonomicheskaja zona// Jelektronnyj resurs [URL: http://www.papajurist.ru/news/nalogovyye-lgoty-v-krymu/] (Data obrashhenija: 16.08.15) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.