Научная статья на тему 'Сравнительный анализ налоговых преференций резидентов особых экономических территорий РФ'

Сравнительный анализ налоговых преференций резидентов особых экономических территорий РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ТЕРРИТОРИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / TERRITORY OF ADVANCING SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / TAX EXEMPTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев К.Н.

Основным составляющим статуса особых экономических территорий является предоставление ряда преференций для инвесторов. Один из видов предоставляемых преференций применение пониженных налоговых ставок. В статье проводится сравнительный анализ налоговых преференций предоставляемых резидентам особых экономических территорий РФ в части налогов уплачиваемых в федеральный бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TAX PREFERENCES OF RESIDENTS OF SPECIAL ECONOMIC TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The main component of the status of special economic territories is the provision of a number of preferences for investors. One of the types of preferences offered is the use of lower tax rates. The article compares the tax preferences granted to residents of special economic territories of the Russian Federation with respect to taxes paid to the federal budget.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ налоговых преференций резидентов особых экономических территорий РФ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ

К.Н. Григорьев, канд. экон. наук, доцент Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

Аннотация. Основным составляющим статуса особых экономических территорий является предоставление ряда преференций для инвесторов. Один из видов предоставляемых преференций - применение пониженных налоговых ставок. В статье проводится сравнительный анализ налоговых преференций предоставляемых резидентам особых экономических территорий РФ в части налогов уплачиваемых в федеральный бюджет.

Ключевые слова: налоговые преференции, особая экономическая зона, специальная экономическая зона, территория опережающего социально-экономического развития, свободный порт Владивосток.

Особые экономические территории (ОЭТ) в мировой и российской экономике представляют собой экономические институты, создание и функционирование которых, направлено на активизацию предпринимательской и инвестиционной деятельности. Целью создания особых экономических территорий является обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения страны.

К особым экономическим территориям в рамках настоящей статьи мы будем относить ограниченные территории Российской Федерации имеющие особый режим осуществления предпринимательской деятельности по отношению к остальной территории. В соответствии с российским законодательством, особыми экономическими территориями являются: территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) [4], особые экономические зоны (ОЭЗ) [7], особая экономическая зона в Магаданской области [6], особая экономическая зона в Калининградской области [5], свободные экономические зоны (СЭЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя [2] и свободный порт Владивосток [3].

Отличительной характеристикой ОЭТ, как одного из инструментов призванных повысить инвестиционную привлекательность территорий, являются налоговые преференции.

Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа налоговые преференции, предоставляемых резидентам ОЭТ в части налогов зачисляемых в федеральный бюджет, для определения наиболее благоприятных налоговых режимов ОЭТ.

Рассмотрим преференции по группе налогов зачисляемых в федеральный бюджет: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых.

1. Налог на прибыль организаций.

Размер ставок налога на прибыль организации напрямую влияет на размер остающейся в распоряжении предприятия прибыли, которая может быть направлена как на дальнейшее инвестирование, так и на выплату дивидендов. Сравнительные характеристики налога на прибыль организаций - резидентов ОЭТ приведены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительные характеристики налога на прибыль организаций - резидентов ОЭТ

Особые экономические территории

Налоговые преференции в части налога зачисляемого в федеральный бюджет

Налоговые преференции в части налога зачисляемого в бюджет субъекта

ТОСЭР

Ставка налога 0% [1].

Ставка налога: не более 5% в течение первых пяти налоговых периодов с момента получения первой прибыли;

не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов [1].

ОЭЗ

Ставка налога: 0% для организаций - резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций - резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер;

2% для организаций - резидентов промышленно-производственных и портовых ОЭЗ [1]._

для организаций резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, но не менее 13,5% [1].

ОЭЗ на территории Магаданской области

Ставка налога 0% [1].

для организаций резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5% [1]._

ОЭЗ на территории в Калининградской области

Ставка налога: 0% в течение шести налоговых периодов, следующих за годом включения юридического лица в единый реестр резидентов ОЭЗ; с седьмого по двенадцатый налоговый период - 50% от ставки, установленной законодательством;

с тринадцатого налогового периода 100% от ставки, установленной законодательством [1].

СЭЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь

Ставка налога 0% и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов с момента получения первой прибыли [1].

для организаций резидентов Законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, но не более 13,5%; Законом субъекта РФ установлены следующие ставки налога:

2% течение первых трех лет с момента внесения организации в реестр резидентов СЭЗ; 6% с четвертого по восьмой годы; 13,5% с девятого года [9, 8]._

Свободный Владивосток

порт

Ставка налога 0%

Ставка налога: не более 5% в течение первых пяти налоговых периодов с момента получения первой прибыли;

не менее 10% в течение следующих пяти налоговых периодов [1].

В качестве дополнительных преференций, при исчислении налога на прибыль, для организаций-резидентов промышлен-но-производственной, туристско-

рекреационной ОЭЗ либо СЭЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь предусмотрено право на применение к основной норме

амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 [1].

Как видно из таблицы 1 наиболее выгодными является резидентство на ТОСЭР и наименее выгодным - ОЭЗ. Наиболее существенными преимуществами ТОСЭР по сравнению с другими ОЭТ является ставка налога и срок ее применения.

2. Налог на добавленную стоимость (НДС).

В качестве основных преференций по НДС налоговым законодательством предусмотрено применение ставки налога в

Применение ставки налога 0% на проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ может служить как преимуществом для резидента, так и недостатком. С одной стороны применение нулевой налоговой ставки может существенно влияет на уменьшение стоимости предоставляемых услуг. С другой стороны организации и индивидуальные предприниматели плательщики НДС заинтересованы в получении услуг от организаций с включенным в стоимость НДС, для дальнейшего включение его в вычет по НДС.

Использование права на применение заявительного порядка позволяет сократить сроки возмещения НДС с более чем

размере 0%, заявительный порядок возмещения НДС.

Сравнительные характеристики налога на добавленную стоимость - резидентов ОЭТ приведены в таблице 2.

100 до 10 дней, тем самым уменьшить время извлечения средств из оборотного капитала. Однако, при реализации такого права резиденты ТОСЭР и свободного порта Владивосток не несут дополнительные затраты, т.к. заявительное возмещение НДС осуществляется с использованием поручительства управляющей компании. Для иных налогоплательщиков дополнительные затраты на использование права на заявительный порядок возмещения будут складываться из стоимости банковской гарантии необходимой для проведения такой операции.

Наиболее выгодными является рези-дентство ТОСЭР и Свободного порта Вла-

Таблица 2. Сравнительные характеристики налога на добавленную стоимость - резидентов ОЭТ

Особые экономические территории Налоговые преференции

ТОСЭР Право на применения заявительного порядка возмещения НДС (ст. 176.1), при наличии договора поручительства управляющей компании. Применение особенностей налогообложения установленных для режима свободной таможенной зоны [1].

ОЭЗ Ставка налога 0% на проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ. Применение особенностей налогообложения установленных для режима свободной таможенной зоны [1] .

ОЭЗ на территории Магаданской области Применение особенностей налогообложения установленных для режима свободной таможенной зоны.

ОЭЗ на территории в Калининградской области Ставка налога 0% при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области при условии, если они на дату выпуска товаров в соответствии с указанной таможенной процедурой не применялись специальные налоговые режимы. Применение особенностей налогообложения установленных для режима свободной таможенной зоны [1].

СЭЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь Применение особенностей налогообложения установленных для режима свободной таможенной зоны [1].

Свободный порт Владивосток Право на применения заявительного порядка возмещения НДС, при наличии договора поручительства управляющей компании. Применение особенностей налогообложения установленных для режима свободной таможенной зоны [1].

дивосток в связи с возможностью использования права на применение заявительного порядка возмещения НДС без дополнительных затрат.

3. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В качество налоговых преференций по НДПИ предусмотрено применение пони-

жающих ставок налога в отношении тех ОЭТ на территории которых Правительством РФ добыча полезных ископаемых определен как разрешенный виды деятельности.

Сравнительные характеристики налога на добычу полезных ископаемых - резидентов ОЭТ приведены в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительные характеристики налога на добычу полезных ископаемых -

резидентов ОЭТ

Особые экономические территории Налоговые преференции

ТОСЭР Применение понижающих коэффициентов к налоговой ставке: 0 - в течение первых двадцати четырех налоговых периодов; 0,2 - с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период; 0,4 - с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период; 0,6 - с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период; 0,8 - с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период; 1 - в последующие налоговые периоды [1].

ОЭЗ не предусмотрены

ОЭЗ на территории Магаданской области Применение понижающих коэффициентов к налоговой ставке 0,6 на добычу полезных ископаемых, за исключением углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых, на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Магаданской области [1].

ОЭЗ на территории в Калининградской области не предусмотрены

СЭЗ на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь не предусмотрены

Свободный порт Владивосток не предусмотрены

Наиболее инвестиционно привлекательными являются проекты связанные с добычей полезных ископаемых на территориях ТОСЭР и ОЭЗ на территории Магаданской области. Выбор конкретной территории, при прочих равных условиях, будет зависеть от сроков окупаемости инвестиционного проекта.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 03.04.2017 N 57-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Сева-

Приведенный в статье сравнительный анализ налоговых преференций, должен способствовать выбору ОЭТ наиболее подходящей, с точки зрения экономической эффективности предпринимательской деятельности.

стополя» от 29.11.2014 N 377-ФЗ (в ред. от 19.12.16 N 438-ФЗ) // [Электронный ресурс]. -СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2015 N 212-ФЗ (в ред. от 07.03.2017 N 28-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29.12.2014 N 473-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 N 252-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

5. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 10.01.2006 N 16-ФЗ (в ред. от 11.03.2016 N 70-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

6. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» от 31.05.1999 N 104-ФЗ (в ред. от 22.12.2014 N 423-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

7. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N 116-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 N 250-ФЗ) // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

8. Закон города Севастополя «О налоговых ставках в связи с принятием Федерального закона от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 03.02.2015 №110-ЗС // [Электронный ресурс]. - СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

9. Закон Республики Крым «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» от 29.12.2014 №61-ЗРК/2014 // [Электронный ресурс]. -СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

COMPARATIVE ANALYSIS OF TAX PREFERENCES OF RESIDENTS OF SPECIAL ECONOMIC TERRITORIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

K.N. Grigoryev, candidate of economic sciences, associate professor Pacific state university (Russia, Khabarovsk)

Abstract. The main component of the status of special economic territories is the provision of a number of preferences for investors. One of the types of preferences offered is the use of lower tax rates. The article compares the tax preferences granted to residents of special economic territories of the Russian Federation with respect to taxes paid to the federal budget.

Keywords: tax exemptions, special economic zone, territory of advancing social and economic development, Free port of Vladivostok.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.