КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: РЕАЛИИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
И.Н. Плотникова
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
В статье исследуются особенности правового регулирования и реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность в Республике Крым и г. Севастополе в связи с созданием свободной экономической зоны на их территориях.
Ключевые слова: Республика Крым, город федерального значения Севастополь, конституционное право на предпринимательскую деятельность, свободная экономическая зона.
I.N. Plotnikova
ENFORCEMENT OF THE RIGHT TO ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN THE FREE ECONOMIC ZONE ON THE TERRITORIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND THE CITY OF SEVASTOPOL
The article is devoted to legal regulation specifics and enforcement of the constitutional right to entrepreneurial activity in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol in accordance with establishment of the free economic zone on these territories.
Keywords: the Republic of Crimea, the City of Federal Importance Sevastopol, right to entrepreneurial activity, free economic zone.
Республика Крым была принята в состав Российской Федерации 18 марта 2014 г. — с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов. Как справедливо замечает В.Т. Кабышев, особенностью становления конституционного строя в Крыму и Севастополе является то обстоятельство, что конституционализация новых субъектов Федерации должна включать различные аспекты данного
© Плотникова Инна Николаевна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]
процесса: конституционно-правовые, политические, исторические, социально-экономические, психологические, организационные1.
После принятия Республики Крым в Российскую Федерацию в целях успешной интеграции новых субъектов в экономическую систему России, необходимо было осуществить ряд мер для решения возникших транспортных проблем (вследствие прекращения железнодорожного и автомобильного сообщения через Украину) и вопросов энергоснабжения (по причине недостаточности обеспечения Крыма собственной электрогенерацией); восстановления и развития предпринимательских отношений, обеспечения социальных и экономических прав граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя и др. Старые экономические связи с Украиной после марта 2014 г. были уже разрушены, а новые с Россией еще не налажены2. Кроме того, предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Крым, должны были перейти в новое законодательное поле3 (привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 г., получить лицензии на осуществление отдельных видов деятельности в соответствующие сроки и т.д.).
Особенности регулирования некоторых сфер законодательства на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя были определены ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и й города федерального значения Севастополя» (в ред. от 23 июня 2016 г.) и отдель-? ными федеральными законами. В ст. 12.2 названного Закона устанавливались з правила применения на территориях Республики Крым и города федерального §| значения Севастополя законодательства РФ о лицензировании отдельных видов
1 деятельности, об уведомительном порядке начала осуществления предприни-| мательской деятельности, о защите прав юридических лиц и индивидуальных
го
| предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора),
| муниципального контроля4.
| Следует отметить что, находясь в составе Украины, Республика Крым яв-
2 лялась дотационным регионом5. Сумма безвозмездных поступлений (дотаций, ° субсидий, субвенций и т.д.) в объеме поступлений доходов в бюджет Республики « на 2015 г. (после принятия Республики Крым в состав России) была запланиро-| вана в размере 50702177900,0 руб. (т.е. в размере более 75% от общего объема
0 поступления всех доходов) согласно приложению 1 к Закону Республики Крым от
1 30 декабря 2014 г. № 255 «О бюджете Республики Крым на 2015 год»6. При этом ° объем валового регионального продукта на душу населения в Республике Крым
го
3 в 2011 г. составлял 81,3 тыс. руб. (совокупный валовой региональный продукт I по субъектам РФ на душу населения — 316,6 тыс. руб.); размер среднемесячной | номинальной начисленной заработной платы в 2013 г., выплачиваемой работникам в Республике Крым — 11400 руб., в г. Севастополе — 12400 руб. (в среднем по Российской Федерации — 29960 руб.)7.
Ввиду необходимости устранения диспропорций в региональном развитии, доведения уровня жизни населения и состояния экономики субъекта до среднероссийского уровня возникла потребность в проведении диверсификации ин-
40
фраструктуры полуострова, вложении масштабных инвестиций в экономику
Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Как полагает Т.Н. Бугаева, в настоящее время чрезвычайно актуальной является разработка различных направлений инвестиционной политики именно для Республики Крым с учетом ее уникальных рекреационно-курортных особенностей и особого геополитического положения8.
Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» предусматривалось выполнение комплекса мероприятий в целях интегрирования экономики Крыма в экономическое пространство России, обеспечения транспортной доступности, снятия инфраструктурных ограничений, обеспечения устойчивого экономического роста9. Также в целях привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, повышения уровня и качества жизни граждан на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя был принят Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»10. Данным Законом регламентировались отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием свободной экономической зоны (СЭЗ) в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, особенности осуществления предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне.
Как известно, история создания СЭЗ восходит к древним временам. Для развития свободной торговли, привлечения инвестиций определенные территории в государстве освобождались от таможенных пошлин, налогов. Зоны свободной е
т
торговли возникали на островах, в вольных городах и гаванях на побережье и Средиземного моря (о. Делос, Венеция, Генуя, Неаполь, Триест и др.), а затем — а
Т5
Балтийского и Северного морей (Гамбург, Гданьск, Дюнкерк, Кенигсберг, Копен- о
в
гаген и др.)11. В настоящее время институт свободных (особых) экономических о
й
зон, как зон с льготным преференциальным режимом предпринимательской а деятельности, весьма востребован в зарубежных государствах. Свободные (осо- Р бые) экономические зоны успешно функционируют более чем в 120 странах е
мира. Самое большое их количество создано в США — свыше 200; более 30 лет о
й
успешно функционируют особые экономические зоны в Китае12. р
В Российской Федерации первые СЭЗ начали образовываться на ее терри- ч
тории в конце 80-х гг. прошлого столетия (в эпоху СССР). В декабре 1989 г. о
Правительством СССР было принято Постановление о создании СЭЗ в городах: К
Находка Приморского края, Выборг Ленинградской области, в 1990-1991 гг. м
было учреждено более 10 СЭЗ в качестве зон свободного предпринимательства, I
либо — специальных экономических зон13. №
__ м
Указом Президента РФ от 4 июня 1992 г. № 548 «О некоторых мерах по раз- 1 витию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федера- 22 ции»14 Правительству РФ было дано поручение в двухмесячный срок разработать 7 проект закона «О свободных экономических зонах в Российской Федерации», но данный закон так и не был принят. Попытки осуществления идеи развития свободных экономических зон в России привели к созданию на ее территории за период с 1990 по 2005 г. 24 СЭЗ, которые значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам занимаемой территории. Статус СЭЗ был 41
закреплен за 11 регионами общей площадью 1 млн км2 (7% все территории)15. Однако процесс создания СЭЗ не привел к каким-либо значимым результатам. Отсутствовали: ясное понимание целей, задач их образования, четкое и последовательное законодательное регулирование механизма их создания и функционирования; эффективные стимулы для создания предприятий в этих зонах как российскими, так и иностранными инвесторами. В действующем законодательстве смешивались понятия «свободная» и «особая» экономическая зона16, под СЭЗ и особые экономические зоны без достаточных оснований были отведены значительные территории.
В целях унификации действующего законодательства в сфере образования и деятельности свободных (особых) экономических зон, ликвидации пробелов в правовой регламентации данного института был принят Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 13 июля 2015 г.)17, согласно которому особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, определяемая Правительством РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.
В соответствии с вышеназванным законом промышленно-производственные особые экономические зоны образуются на участках территории, площадь которых составляет не более 40 км2. Технико-внедренческие зоны создаются й на участках территории, общая площадь которых составляет не более 4 км2. а Портовые особые экономические зоны могут функционировать на участках ^ территории, общая площадь которых составляет не более 50 км2. Срок создания ^ особых экономических зон составляет 49 лет.
| Со дня вступления в силу Федерального закона «Об особых экономических
| зонах в Российской Федерации» было прекращено существование особых ° экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его
0
| вступления в силу, за исключением особых экономических зон, образованных | в Калининградской и Магаданской областях. Ранее принятые федеральные >§ законы «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и «Об | Особой экономической зоне в Магаданской области» продолжали действовать и | содержали существенные отличия в правовом регулировании вышеназванных | особых экономических зон. Впоследствии был принят Федеральный закон от | 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской ё области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской § Федерации» (в ред. от 11 марта 2016 г.)18, который регламентировал отношения,
1 возникающие в связи с созданием, функционированием особой экономической | зоны в Калининградской области с учетом ее геополитического положения.
Таким образом, к моменту вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации существовало «разнородное» законодательство относительно образования и функционирования особых (свободных) экономических зон. Для некоторых регионов России были приняты «свои» отдельные законы, что, безусловно, не способствовало выработке оптимальных подходов к образованию
42
и эффективному функционированию таких зон.
Что касается Республики Крым и города федерального значения Севастополя, то о необходимости предоставления дополнительных преференций данным регионам и создания особой экономической зоны на их территории заявил Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев 24 марта 2014 г. на совещании по актуальным вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя19. Проект Федерального закона «Об особой экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь» был подготовлен Минэкономразвития России, однако в Государственную Думу РФ внесен не был. Впоследствии Правительством РФ в Государственную Думу РФ 31 октября 2014 г. был представлен законопроект «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»20.
Очевидно, для обеспечения комплексного социально-экономического развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя не вполне целесообразным было создание на их территории отдельных особых экономических зон с ограниченной площадью земельных участков. Законодатель обратился к концепции создания свободной, а не особой экономической зоны в отношении Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом того, что содержание данной свободной экономической зоны, помимо особого режима предпринимательской деятельности и применения процедуры свободной таможенной зоны, подразумевало и особенности правового регулирования отношений в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, регулирования въезда и выезда иностранных граждан за пределы Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также осуществления е
т
деятельности в области морского транспорта. и
Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского ¡? федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Респу- о
в
блики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 5 апреля § 2016 г.)21 было определено, что свободная экономическая зона — это территории з Республики Крым и города федерального значения Севастополя, на которых Р действует особый режим осуществления предпринимательской и иной деятель- е
ности, а также применяется таможенная процедура свободной таможенной о
§
зоны. В отличие от особых экономических зон данная свободная экономическая р
зона создана на 25 лет. Особый режим осуществления предпринимательской и Ч
иной деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики |
Крым и города федерального значения Севастополя включает в себя: 1) особен- К
ности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при м
размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инве- I
стиционных проектов; 2) особый режим налогообложения; 3) предоставление 2
субсидий на возмещение затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов 1
в отношении определенных товаров, необходимых для реализации участниками 2
СЭЗ инвестиционных проектов. 7
Согласно ст. 17 вышеназванного Закона, которая подлежит применению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2017 г., земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для реализации участником свободной экономической зоны договора об условиях деятельности в свободной
экономической зоне, предоставляются данному участнику в аренду без торгов 43
на срок, необходимый для реализации договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Также Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"» (в ред. от 29 декабря 2015 г.)22, для организаций — участников свободной экономической зоны установлены льготы по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% в течение 10 лет; от налогообложения освобождены организации — участники свободной экономической зоны в отношении: имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ в течение 10 лет, земельного налога — сроком на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Изменения были внесены и в иные законодательные акты, связанные с уменьшением тарифов по оплате страховых взносов участниками свободной экономической зоны в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.23
Несмотря на принятые меры, участниками СЭЗ в Крыму стало не очень большое количество предпринимателей. Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев на совещании 15 июня 2015 г. «О развитии малого предпринимательства в Крыму» высказал замечания по поводу того, что участниками свободной зоны стали всего 15 резидентов, а не сотни и тысячи предпринимателей24. Согласно данным Минэкономразвития России на 26 сентября 2016 г. в Едином реестре й участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и ? города федерального значения Севастополя были зарегистрированы 634 участни-з ка25 — немного, учитывая общее количество предпринимателей на территории данных регионов (по данным ФНС России, по итогам первого полугодия 2016 г. I в Крыму зарегистрированы и поставлены на налоговый учет более 40 тыс. юри-
1 дических лиц и около 80 тыс. индивидуальных предпринимателей26).
| На сегодняшний день можно констатировать, что субъекты права на пред-
| принимательскую деятельность проявили определенную заинтересованность в | участии в СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения
2 Севастополя. При этом сдерживающее влияние на результаты функциониро-° вания СЭЗ оказывает ряд объективных и субъективных факторов. К примеру, ж имеются определенные проблемы применения на территории СЭЗ таможенной | процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с Соглашением по вопро-
0 сам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной терри-
1 тории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны
0
° от 18 июня 2010 г., в т.ч. в связи с необходимостью расширения территории СЭЗ на
го
внутренние морские воды и территориальное море РФ вдоль прибрежной линии
1 Крымского полуострова27. Отдельным препятствием для приобретения субъек-| том конституционного права на предпринимательскую деятельность статуса
участника СЭЗ является запрет для участника свободной экономической зоны, установленный в ст. 12 Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по осуществлению деятельности в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых. 44 Следует отметить, что многие предприниматели, учитывая сложную ситуацию
с обеспечением Крымского полуострова водными ресурсами массово используют для своих технологических нужд воду, которую они добывают из подземных источников28. Называются и другие причины, в т.ч. ведение производственной деятельности резидентом СЭЗ на территориях одного из субъектов — Республики Крым или города федерального значения Севастополя при условии, что он зарегистрирован на территории другого из этих субъектов и т.д.29
В настоящее время, по нашему мнению, еще рано говорить об оценке показателей эффективности функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В целях повышения эффективности функционирования СЭЗ в Крыму, безусловно, необходимо принятие дополнительных организационных, правовых, антикоррупционных и иных мер, в т.ч. — по внесению изменений в действующее законодательство. В своем послании об инвестиционном климате в Республике Крым в 2016 г.30 Глава Республики Крым С.В. Аксенов высказал надежды на то, что СЭЗ станет ключевым инструментом экономического развития региона и отдельных отраслей производства, создаст новые возможности в сфере развития предпринимательства, будет способствовать открытию новых производств, снижению цен, повышению качества товаров и услуг, развитию конкурентной среды.
1 См.: Кабышев В.Т. Возвращение Крыма в Россию: конституционно-правовой дискурс // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5 (106). С. 13.
2 С января 2014 г. в Республике Крым количество индивидуальных предпринимателей сократилось в 6 раз — со 137 тыс. в январе 2014 г. до 22 тыс. в январе 2015 г. См.: В Крыму малый бизнес уходит в подполье. URL: https://rg.ru/2015/03/12/reg-kfo/mbiznes.html (дата обращения: 15.09.2016).
3 См.: Вусатенко Т. Севастопольские новости. Проблемы переходного периода малого и среднего бизнеса.
URL: http://sevastopol.su/news.php?id=59740 (дата обращения: 20.09.2016). ш
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1201; 2016. № 26, ч. I, ст. 3848. Я
5 См.: Встреча В.В. Путина с представителями Общероссийского народного фронта 10 апреля 2014 г. К URL: http://kremlin.ru/events/president/news/20753 (дата обращения: 15.09.2016). п
6 URL: http://crimea.gov.rU/textdoc/ru/7/act/53zpr1.pdf (дата обращения: 15.09.2016). а
7 См.: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной це- о левой программы „Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"» (в о ред. от 2 марта 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595; 2016. № 11, ст. 1539. Г;'
8 См.: Бугаева Т.Н.Основные направления стратегии инвестиционной деятельности Республики Крым// у Инновационная наука. 2015. № 5-1. С. 63-64. а
9 См.: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 «Об утверждении федеральной це- q левой программы „Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года"» (в н ред. от 2 марта 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595; 2016. № 11, ст. 1539. о
10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6658. Ю
11 См.: Лисица В.Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск, 2010. С. 6. 1
12 См.: Неучева М.Ю. Зарубежный опыт функционирования особых экономических зон // Проблемы Ч современной экономики. 2010. № 3. С. 102-103; Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Свободные экономические S зоны — зоны льготного налогообложения // Финансовое право. 2015. № 8. С. 20-25. й
13 См.: Коробова О.В., Наумова Н.В. История создания свободных экономических зон в России: Проблемы К и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. С. 92-93. е
14 См.: Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 16, ст. 270. |
15 См.: Павлов П.В. Особые экономические зоны как новый механизм развития национальной системы • хозяйствования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. Т. 4. № 1. Ю С. 128. Ц
16 К примеру, 22 января 1996 г. был принят Федеральный закон № 13-ФЗ «Об Особой экономической 5 зоне в Калининградской области» // Российская газета. 1996. 31 янв.; 31 мая 1999 г. — Федеральный закон
№ 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» // Российская газета. 1999. 7 июня. ¡3
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30, ч. II, ст. 3127; 2015. № 29, ч. I, ст. 4339. 7
18 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 3, ст. 280; 2016. № 11, ст. 1497.
19 URL: http://government.ru/news/11252/ (дата обращения: 15.09.2016).
20 URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?0penAgent&RN=639992-6&02 (дата обращения: 23.09.2016).
21 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6658; 2016. № 15, ст. 2053.
22 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6660; 2016. № 1, ч. 1, ст. 16.
23 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6659.
24 URL: http://government.ru/news/18487/ (дата обращения: 26.09.2016). 45
25 URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202 (дата обращения: 26.09.2016).
26 Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел предварительные итоги работы налоговых органов за первое полугодие 2016 года. URL: http://nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6127327/ (дата обращения: 27.09.2016).
27 См., например: В Крыму участники СЭЗ не спешат воспользоваться таможенными льготами. URL: https://rg.ru/2015/11/06/reg-kfo/tamognya.html (дата обращения: 27.09.2016).
28 См.: Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2015 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/reginvest/20160801 (дата обращения: 27.09.2016).
29 См., например: Крым намерен наладить с Севастополем совместное развитие двух СЭЗ.РИА Крым. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160630/1105913631.html (дата обращения: 27.09.2016).
30 URL: http://glava.rk.gov.ru/rus/info.php?id=633674 (дата обращения: 27.09.2016).
И.А. Шестеряков, И.В. Шестерякова
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЕ: ИНТЕГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Отмечается, что принцип совместного ведения при формировании трудового законодательства, применительно к Республике Крым и г. Севастополю означает сочетание федерального и территориального уровней правового регулирования.
Ключевые слова: труд, работники, конвенции, Международная организация труда, коренные народы, аттестация, мигранты, заработная плата, профсоюз.
I.A. Shesteryakov, I.V. Shesteryakova
FEATURES OF THE LEGAL REGAULATION OF LABOR IN THE REPUBLIC OF ORIMEA AND THE CITY OF FEDERAL SIGNIFICANCE OF SEVASTOPOL: INTEGRATION DIMENSION
It is realized under the Constitution of the Russian Federation, federal laws and treaties of the delimitation of the subject matter and powers. Consequently the authors study the issues of regulation of labor and other directly connected relations in the Republic of Crimea and the city of federal significance of Sevastopol. It is sufficient to say that in the context of the Crimean Republic and the city of Sevastopol the principle of joint management in the formation of labor legislation means the combination of federal and territorial levels of legal regulation. It is important to reflect the national peculiarities of the region at the level of new subjects of Russia.
Keywords: labor, employees, conventions, International labor organization, indigenous peoples, attestation, migrants, wages, trade union.
Трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
© Шестеряков Игорь Александрович, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия)
© Шестерякова Ирина Владимировна, 2017
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права (Саратовская государственная юри-46 дическая академия)