Научная статья на тему 'Деятельность органов управления свободной экономической зоной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя'

Деятельность органов управления свободной экономической зоной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / RUSSIAN FEDERATION / REPUBLIC OF CRIMEA / SEVASTOPOL / MANAGEMENT BODY / FREE ECONOMIC ZONE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комбарова Елена Валерьевна

Статья посвящена органам управления свободной экономической зоной на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя, их полномочиям. Исследуются вопросы взаимодействия и координации деятельности органов управления свободной экономической зоной с органами государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Комбарова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF THE SEPARATION OF POWERS IN THE CONSTITUTIONAL MECHANISM OF GOVERNANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the management bodies of free economic zone in the territories of the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol, their powers. The issues arising of interaction and coordination of activity of bodies of management of a free economic zone with the state authorities.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов управления свободной экономической зоной на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

1 Кабышев В.Т. Возвращение Крыма в Россию: конституционно-правовой дискурс // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5(106). С. 12.

2 URL: http://www.ludidela.ru/articles/1082337/ (дата обращения: 12.09.2016).

3 URL: http://c-pravda.ru/newspapers/2014/04/19/integraciya-kryma-v-rossiyuriski-i-perspektivy (дата обращения: 14.09.2016).

4 Кабышев В.Т. Указ. раб. С. 14.

5 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016.

6 См.: Мещеряков А.В. Российское гражданство жителям Крыма и Севастополя: некоторые итоги переходного периода // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5(106). С. 36-41.

7 Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2014 году. URL: http://ombudsman.rk.gov.ru/rus/index.htm/ news/292664.htm (дата обращения: 15.09.2016).

8 URL: http://primechaniya.ru/home/news/12080/grazhdanstvo_rf_v_sevastopole // (дата обращения: 14.09.2016).

9 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2014 году.

10 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Крым о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым в 2015 году. URL: http://ombudsman.rk.gov.ru/rus/index.htm/ news/292664.htm (дата обращения: 17.09.2016).

11 Боброва Н.А. Конституционный строй и конституционализм в России (Проблемы методологии, теории, практики): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 35.

Е.В. Комбарова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНОЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ

е —

Статья посвящена органам управления свободной экономической зоной на территориях и

республики Крым и города федерального значения Севастополя, их полномочиям. Исследу- С

ются вопросы взаимодействия и координации деятельности органов управления свободной а

экономической зоной с органами государственной власти. о

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Крым, Севастополь, органы S

управления, свободная экономическая зона. г

0

а

E.V. Kombarova С

—i

THE PRINCIPLE OF THE SEPARATION OF POWERS 1

IN THE CONSTITUTIONAL MECHANISM f

OF GOVERNANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION 4

X

The article is devoted to the management bodies of free economic zone in the territories of

the Republic of Crimea and the Federal city of Sevastopol, their powers. The issues arising of |

interaction and coordination of activity of bodies of management of a free economic zone with е

the state authorities. ff

Keywords: the Russian Federation, the Republic of Crimea, Sevastopol, management body, •

free economic zone. 2

)

2

1

Вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации — политически 7 свершившийся факт. Интеграция Крыма в российское социально-экономическое пространство требует специального анализа и осмысления. Необходимо подчер-

© Комбарова Елена Валерьевна, 2017

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

кнуть, что с 1991 до 2014 г. экономическая ситуация в Крыму, как и в Украине в целом, характеризовалась неравномерностью становления рыночных отношений в различных отраслях хозяйства, несовершенством законодательной базы для полноценного развития рыночного механизма1. Процессы хозяйственной деградации Крыма были прерваны в марте 2014 г. Два новых субъекта РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь, переживая переходный период, постепенно, хотя и с определенными трудностями, интегрируются в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему, систему органов государственной власти Российской Федерации2. Эффективность этого процесса будет зависеть от множества факторов, одним из которых является введение льготного режима в сфере земельных отношений, строительства, особых условий предпринимательской деятельности, льгот и преференций для инвесторов, а также возможность применения процедуры свободной таможенной зоны.

С 1 января 2015 г. в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе вступил в силу Закон3, давший старт созданию свободной экономической зоны (далее — СЭЗ) на территории данных субъектов России. Создание СЭЗ обусловлено, прежде всего, необходимостью экономического развития соответствующей территории, модернизации транспортной, инженерной и иной инфраструктур. Срок функционирования СЭЗ установлен до 31 декабря 2039 г. Крупные инвесторы смогут пользоваться дополнительными налоговыми льготами и режимом свободной таможенной зоны. В частности, речь идет о беспошлинном ввозе на территорию полуострова импортных товаров, а также комплектующих и оборудования, которое необходимо для ведения экономической деятельности. й Инвесторы получат право поставлять свою продукцию на российские рынки, а а также осуществлять экспорт, в т.ч. в страны Таможенного союза. ^ Необходимо подчеркнуть, что успешное развитие полуострова и его свобод-

? ной экономической зоны будет возможно только при жестком государственном | регулировании и четком выполнении принятых нормативных актов, в которых | в т.ч. прописаны ограничения по отдельным видам деятельности. ° Безусловно, особое внимание уделяется государственному управлению в сфере

0

| функционирования СЭЗ. Это система скоординированных действий государства,

ч:

| направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зо->§ нальной политики в интересах эффективного функционирования национальной

1 л «

| экономики страны в целом и ее составляющих4, а именно территорий, входящих | в Республику Крым и город федерального значения Севастополь. Данная сфера | распространяется на организационно-правовые и финансово-экономические проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования ё объективно невозможно.

§ Непосредственное управление СЭЗ передано Министерству экономического

I развития РФ, которое обеспечивает взаимодействие и координацию деятельности | органов управления СЭЗ с органами государственной власти; утверждает порядок работы и персональный состав экспертных советов (по согласованию с Советом министров Республики Крым и Правительством Севастополя); примерную форму договора об условиях деятельности в СЭЗ; форму свидетельства о включении в единый реестр участников СЭЗ; форму инвестиционной декларации; выдает участнику СЭЗ свидетельства о включении в единый реестр; осуществляет ве-68 дение единого реестра участников СЭЗ и др.

Наряду с Министерством экономического развития РФ управление свободной экономической зоной осуществляется экспертными советами по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым и города Севастополь — Совет министров Республики Крым (полномочия переданы Министерству экономического развития Республики Крым), высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым и высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя — Правительством Севастополя (полномочия переданы Департаменту экономики г. Севастополя).

Деятельность экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны в настоящий момент регулируется Приказом Министерством экономического развития РФ от 15 февраля 2016 г. «Об утверждении Порядка работы экспертных советов по вопросам свободной экономической зоны»5. Экспертные советы обеспечивают организацию функционирования свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. В состав каждого экспертного совета входят по два представителя от Министерства экономического развития РФ; Минэкономразвития Республики Крым, Департамента экономики г. Севастополя; представители иных органов исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя; представители исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя соответственно.

Экспертные советы обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; рассматривает проекты договоров об условиях деятельности в СЭЗ (по проектам с объемом капитальных вложений более 100 млн руб.) и принимают

В

решение: о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ; об отказе в Т

н

заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ; о внесении изменений в С договор об условиях деятельности в СЭЗ. |

Министерство экономического развития Республики Крым осуществляет орга- к низационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертного г

о

совета по вопросам СЭЗ; заключает договора об условиях деятельности в СЭЗ; Д

а

представляет в Министерство экономического развития РФ ежегодный отчет о |

в

результатах функционирования СЭЗ; проводит контроль за исполнением участ- нн никами СЭЗ пунктов договора об условиях деятельности в СЭЗ; осуществляет прием документов от лиц, намеревающихся получить статус участника СЭЗ. д

и

Нельзя обойти вниманием и такую важную проблему, как создание эффек- О

к

тивных механизмов по разрешению споров, возникающих в результате функ- а ционирования СЭЗ. В связи с тем, что институт особой экономической зоны | новый и только начинает интегрироваться в экономику новых субъектов России, ии количество возможных спорных ситуаций особого административно-правового № режима СЭЗ возрастает. В качестве органов, участвующих в разрешении возникающих споров, можно рекомендовать третейские суды при Торговой промыш- ~ ленной палате России. Все это упростит судебный порядок разрешения споров, 7 что напрямую связано с одной из главных целей создания СЭЗ — устранением административных барьеров для резидентов зон. В целях совершенствования конституционно-правового регулирования деятельности свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя необходимо предложить расширить состав экспертных советов, включив в него представителей Торгово-промышленной палаты России. 69

В соответствии с Единым реестром участников свободной экономической зоны, размещенным на сайте Министерства экономического развития РФ6, участниками СЭЗ на территории Республики Крым по состоянию на 6 октября 2016 г. стали 648 юридических лиц; на территории города федерального значения Севастополя — 189 юридических лиц. По информации Правительства Севастополя на рассмотрении находятся крупные проекты, связанные с инвестициями в производство новых материалов, металлоконструкций, кондиционеров, холодильного оборудования.

Как утверждают Д.В. Нехайчук, А.Р. Франчук, А.А. Домарева, инвестиционный климат Республики Крым является эффективной площадкой для вложения как внутренних, так и внешних инвестиций в приоритетные отрасли экономики, что, безусловно, подтверждается выгодным географическим положением, значительными запасами природных ресурсов, развитой инфраструктурой, наличием интеллектуального и трудового потенциала7. С последним утверждением можно поспорить, ссылаясь на выступление главы Республики Крыма о том, что не все чиновники Крыма соответствуют требуемому управленческому уровню для решения поставленных задач, недостаточно квалифицированных кадров, которые могут работать с инвесторами, системно готовить документы, необходимые для оформления инвестпроектов. «Сегодня реально требуются антикризисные менеджеры, способные быстро принимать правильные управленческие решения. Нам еще учиться и учиться... Кадры нужно воспитывать и обучать»8. Перед органами публичной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь стоят нестандартные и чрезвычайно сложные задачи, которые успешно можно решить с помощью государственных программ.

Безусловно, важна отлаженная обратная связь между государственными органами и самими участниками СЭЗ. Целесообразно законодательно закрепленное приобщение участников СЭЗ с помощью возможностей Минэкономразвития России к законотворческому процессу через участие в подготовке законодательных предложений, проектов и иных нормативно-правовых актов в рамках совершенствования положений о СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Функционирование СЭЗ на территории Республики Крым является пробным проектом внедрения новой налоговой, инвестиционной и бюджетной политики страны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Создание льготного административно-правового режима для осуществления внешнеторговой и предпринимательской деятельности на территории СЭЗ не только дает мощный импульс развитию промышленности на территории данных субъектов РФ, но и привлекает туда предпринимателей из ближних и более удаленных территорий, ведет к развитию смежных отраслей экономики. Стоит отметить, что сама по себе СЭЗ не способна стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед экономикой данных субъектов РФ, но может успешно служить целям ускорения перевода Республики Крым и города федерального значения Севастополя на новый этап рыночных отношений.

1 См.: Курбанов А.Х., Пахомов В.И., Плотников В.А. Интеграция экономики Крыма в российскую экономическую систему: состояние и перспективы // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4 (88). С. 30.

2 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016. С. 7.

С. А. Сусликов • Институты гражданского общества Республики Крым и города Севастополя в условиях интеграции в Россию

3 См.: Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6658.

4 См.: ЛогиноваЕ.В. Государственное регулирование свободных экономических зон в России. М., 2003. С. 26.

5 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 17.

6 Единый реестр участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ reestrsez/2016190202 (дата обращения: 10.10.2016).

7 См.: Нехайчук Д.В., Франчук А.Р., Домарева А.А. Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов, его определяющих // Символ науки. 2016. № 2. С. 201.

8 Аксенов: Крыму не хватает компетентных кадров для работы с инвесторами. РИА Крым. URL: http:// crimea.ria.ru/economy/20151224/1102301616.html (дата обращения: 10.10.2016).

С.А. Сусликов

ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЮ

В статье анализируется развитие институтов гражданского общества Республики Крым и г. Севастополя в условиях интеграции в российское государственное пространство. Рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на региональном уровне на примере Республики Крым и г. Севастополя.

Ключевые слова: конституционное право, гражданское общество, Республика Крым, город Севастополь, российское государственное пространство, средства массовой информации.

S.A. Suslikov

СП п

INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY OF THE REPUBLIC |

OF CRIMEA AND CITY OF SEVASTOPOL IN THE CONDITIONS а

OF INTEGRATION INTO RUSSIA В

n О

Article contains the analysis of development of institutes of civil society of the Republic of 0'

Crimea and the city of Sevastopol in the conditions of integration into the Russian state space. 5

Questions of interaction of public authorities and institutes of civil society at the regional level р

on the example of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol are considered. В

Keywords: Constitutional law, civil society, Republic of Crimea, City of Sevastopol, Russian н

state space, mass media. i.

s д

n

Важность исследования проблем регулирования общественных отношений, |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

связанных с формированием институтов гражданского общества в новых субъ- |

д

ектах РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и

не вызывает сомнения. и

С возвращением Крыма и Севастополя в Россию наступил новый этап в истории (

постсоветской России. Для него характерны принципиально иные отношения )

во всех основах конституционного строя, во внутренней и внешней политике 0

Российской Федерации, ее политической системе, идеологии и правосознании 7 как властвующей элиты, так и подавляющей части российского общества1.

© Сусликов Сергей Анатольевич, 2017

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.