Научная статья на тему 'Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных палат Республики Крым и города Севастополя с органами государственной власти Республики Крым и города Севастополя'

Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных палат Республики Крым и города Севастополя с органами государственной власти Республики Крым и города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
188
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ / RUSSIA / CRIMEA / SEVASTOPOL / INTEGRATION / CONSTITUTION / CONSTITUTIONALISM / CIVIL SOCIETY / PUBLIC CHAMBER / PUBLIC COUNCIL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Наталья Петровна

В статье анализируются способы взаимодействия Общественной палаты Республики Крым и Общественной палаты г. Севастополя с органами государственной власти новых субъектов РФ. Речь идет об экспертной деятельности палат, об общественных советах при органах государственной власти Республики Крым и г. Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сергеева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FUNDAMENTALS OF INTERACTION OF PUBLIC CHAMBERS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND SEVASTOPOL WITH THE STATE AUTHORITY BODIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND CITY OF SEVASTOPOL

The article analyzes the ways of interaction of the Public chamber of the Republic of Crimea and the Public chamber of the city of Sevastopol with the state authorities of new subjects of the Russian Federation. We are talking about the expert activity of the Chambers and Public councils at public authorities of the Republic of Crimea and city of Sevastopol.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовые основы взаимодействия общественных палат Республики Крым и города Севастополя с органами государственной власти Республики Крым и города Севастополя»

4 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016.С. 66-67, 70.

5 Кабышев В.Т. Возвращение Крыма в Россию: конституционно-правовой дискурс // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 5. С. 14.

6 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Указ. раб. С. 72, 78, 85.

7 См.: Там же. С. 100, 107.

8 См.: Цалиев А.М. Конституции республик о судебной власти // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сборник материалов Международной научной конференции (Москва: юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 21-23 апреля 2015 г.). М., 2015. С. 143.

9 Подробнее об этом см.: Проблемы образования и деятельности конституционных уставных судов субъектов Российской Федерации: материалы Всероссийского совещания (Москва, 24 декабря 1999 г.) / под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой и С.Е. Заславского. М., 2000.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 1; 2014. № 6, ст. 551.

11 См.: Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005. С. 274.

12 См.: Клеандров М.И. В защиту конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Российская юстиция. 2015. № 6. С. 2-7.

13 См., например: Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П // Вестник Конституционного суда РФ. 1996. № 1; Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П // Вестник Конституционного суда РФ. 2000. № 5; Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. № 32-О // Вестник Конституционного суда РФ. 1998. № 3; Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 г. № 103-0 // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. № 4; Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2005 г. № 522-О; Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. № 511-О-О. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14 См.: Цалиев А.М. Указ. раб. С. 142-145.

15 См.: Петров А.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. 2013. № 3. С. 25-32.

16 Проблемы образования и деятельности конституционных уставных судов субъектов Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания (Москва, 24 декабря 1999 г.) / под ред. М.А. Митюкова, С.В. Кабышева, В.К. Бобровой и С.Е. Заславского. С. 243-310.

17 Колесников Е.В. Конституционные основы единства судебной системы в Российской Федерации // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сборник материалов Международной научной конференции (Москва: юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 21-23 апреля 2015 г.). С. 135.

18 См.: Новицкая К.Л. Конституционные параметры судебной власти: закономерности и отклонения // Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сборник материалов Международной научной конференции (Москва: юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 21-23 апреля 2015 г.). С. 138.

Н.П. Сергеева

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПАЛАТ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

В статье анализируются способы взаимодействия Общественной палаты Республики Крым и Общественной палаты г. Севастополя с органами государственной власти новых субъектов РФ. Речь идет об экспертной деятельности палат, об общественных советах при органах государственной власти Республики Крым и г. Севастополя.

Ключевые слова: Россия, Крым, Севастополь, интеграция, конституция, конституционализм, общество, общественная палата, общественный совет.

© Сергеева Наталья Петровна, 2017

Преподаватель кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия) 89

N.P. Sergeeva

CONSTITUTIONAL AND LEGAL FUNDAMENTALS OF INTERACTION OF PUBLIC CHAMBERS OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND SEVASTOPOL WITH THE STATE AUTHORITY BODIES OF THE REPUBLIC OF CRIMEA AND CITY OF SEVASTOPOL

The article analyzes the ways of interaction of the Public chamber of the Republic of Crimea and the Public chamber of the city of Sevastopol with the state authorities of new subjects of the Russian Federation. We are talking about the expert activity of the Chambers and Public councils at public authorities of the Republic of Crimea and city of Sevastopol.

Keywords: Russia, Crimea, Sevastopol, integration, the Constitution, constitutionalism, civil society, public chamber, public council.

Возвращение Республики Крым и г. Севастополя в состав России как долгожданный акт восстановления исторической справедливости обусловил появление институтов, необходимых для интеграции новых субъектов в Российскую Федерацию. В интеграционных процессах вхождения Крыма важная роль принадлежит институтам гражданского общества.

Выступая 26 октября 2016 г. на Межрегиональном форуме Общественного народного фронта в г. Ялте, В.В. Путин отметил, что с весны 2014 г. была проведена масштабная и трудоемкая работа по интеграции Республики Крым и г. Севастополя в единое правовое, экономическое, социальное пространство ^ России1. Интегрирование Крыма и Севастополя в различные сферы обществен-й ных отношений явилось не таким простым процессом, как это представлялось2. а После принятия Крыма и Севастополя в истории постсоветской России на-

^ ступила новая эпоха, для которой характерны принципиально иные отношения | во всех сферах конституционного строя, во внутренней и внешней политике | Российской Федерации, политической системе, идеологии и правосознании как | властвующий элиты, так и российского общества в целом3. Это связано также с

0 возникновением и развитием институтов гражданского общества, характерных | для «континентальной» России.

1 Общество обращается к государству со своими инициативами, предложе->1 ниями, интересами и требованиями, чаще всего нуждающимися в поддержке, | прежде всего, материальной. Государство, в свою очередь, идет навстречу по-| разному, это могут быть: рассмотрение инициатив и их поддержка или неодо-| брение, выделение средств для развития организаций или фондов. Функциони->1 рование всего конституционно-правового механизма публичной власти в Крыму I налагает дополнительные обязанности на представителей властных структур,

0

1 обусловливает необходимость их взаимодействия с населением и институтами

го

I гражданского общества4.

| Сегодня важное место в системе институтов гражданского общества при-

надлежит Общественной палате. Помимо Общественной палаты Российской Федерации, на территориях большинства субъектов РФ были образованы свои общественные палаты. Не стали исключением и новые субъекты РФ — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Общественная палата Республики Крым была образована 15 мая 2014 г. после принятия Закона Ре-90 спублики Крым № 1-ЗКР «Об Общественной палате Республики Крым» (в ред.

от 23 ноября 2016 г.)5, Общественная палата г. Севастополя — 15 мая 2015 г. с принятием Закона г. Севастополя № 136-ЗС «Об Общественной палате города Севастополя» (в ред. от 29 мая 2015 г.)6.

Одним из ключевых способов взаимодействия Общественной палаты Республики Крым и органов государственной власти Республики Крым является экспертная работа Палаты в отношении не только нормативно-правовых актов органов власти Республики Крым, но и федеральных законопроектов. Более 30% законопроектов, выносимых на рассмотрение Государственного совета Республики Крым, прошли правовую и общественную экспертизу Общественной палаты Республики Крым.

Одним из последних в рамках проведения «нулевых чтений» в Общественной палате Республики Крым был рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»7. Предложенный законопроект обсуждался на совместном заседании комиссий Общественной палаты Республики Крым по вопросам общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов и по вопросам развития институтов гражданского общества и правам человека. Перед Палатой был поставлен ряд вопросов, на которые нужно дать подробные ответы.

Также во исполнение целей и задач Общественной Палаты Республики Крым, закрепленных в Законе Республики Крым от 15 мая 2014 г. № 1-ЗКР, Палатой были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Прокуратурой Республики Крым, Уполномоченным по правам человека в Республике Крым, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Крым, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Крым, Счетной палатой Республики Крым, Профсоюзом работников и предпринимателей торговли, общественного питания и услуг Республики Крым, Общественной палатой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Главным управлением МЧС России по Республике Крым, Инспекцией по труду Республики Крым8. Основными целями и задачами подписания данных соглашений являются организация взаимодействия институтов гражданского общества по соответствующим направлениям и институтов публичной власти, общее стремление сторон к максимальному обеспечению гарантий государственной защиты, соблюдению и уважению прав и свобод человека, содействие дальнейшему развитию гражданского общества и предупреждению возникновения социальной напряженности в Крыму.

Члены общественных палат Республики Крым и г. Севастополя входят в состав общественных советов, созданных при органах государственной власти соответствующего субъекта РФ. С самого начала своей работы Общественные палаты новых субъектов РФ стремились выработать механизм такого взаимодействия и в значительной мере им это удалось. Общественная палата для гражданского общества стала определенной результативной площадкой для встреч представителей общественности с руководителями Республики.

Общественные советы при исполнительных органах государственной власти Республики Крым принимают участие в рассмотрении на стадии подготовки проектов соответствующих государственных программ Республики Крым,

разработке, внесении предложений, замечаний в проекты законов Республики Крым и федеральных законов9.

В ежегодном докладе Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2016 году» отмечается, что Общественная палата Республики Крым, используя свой правовой статус, в 2016 г. окончательно утвердилась как институт развития гражданского общества в Крыму. С ее позицией, выводами, предложениями считаются и продолжают проявлять повышенный интерес органы государственной власти Республики, органы власти муниципальных образований, политологи, экспертное сообщество и многие другие общественные структуры10.

Начало 2016 г. ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона № 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя»11. Положения указанного Закона вызвали широкий общественный резонанс среди населения, и в адрес Общественной палаты Республики Крым стали поступать многочисленные письменные обращения граждан по данному вопросу. В связи с этим состоялось экстренное заседание Совета палаты с приглашением представителей Государственного совета Республики Крым. В ходе заседания был принят ряд решений, в т.ч. инициировать перед депутатами Государственного Совета Республики Крым проведение парламентских слушаний по данному вопросу и предложить рассмотреть возможность введения временного моратория на погашение кредитов. 4 февраля 2016 г. состоялись парламентские слушания, причем на высоком й представительном уровне. В работе приняли участие члены Совета Федерации ? Федерального Собрания РФ, представитель Банка России, Глава Республики 3 Крым и Председатель Государственного совета Республики Крым. По итогам » слушаний была принята резолюция, в которой предлагалось начать погашение I задолженности заемщиками не ранее 1 января 2018 г. с одновременным установ-| лением запрета на изъятие движимого и недвижимого имущества у должников. ! Кроме того, в соответствии с резолюцией парламентских слушаний органами

§ государственной власти Крыма и Севастополя была подготовлена концепция

ф

| проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон | № 422-ФЗ». Общественная палата Республики Крым также направила письмо на имя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, где | изложила свою позицию по данному вопросу и высказала предложения по раз-

о «-»19

£ решению сложившейся ситуации12.

В свою очередь руководство Крыма проявило высокую заинтересованность в вопросе обеспечения взаимодействия граждан и некоммерческих организаций ё с органами государственной власти.

§ Следующим шагом развития и укрепления взаимодействия Общественной

| палаты Республики Крым и органов власти Крыма стало Поручение Главы Респу-| блики Крым (от 1 октября 2014 г. № 01-62/2448)13 о введении членов Общественной палаты Республики Крым в состав коллегий министерств и госкомитетов республики, а также подписание Указа Главы Республики Крым от 12 января 2015 г. № 1-У «Об утверждении Типового положения об общественном совете муниципального образования в Республике Крым»14. Так, в 2016 г. важнейшим аспектом деятельности Общественного совета муниципального образования 92 Сакского района Республики Крым стало проведение независимой оценки

качества оказания услуг муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий центр культуры, искусств и народного творчества» Сакского района. Было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 400 жителей данного района. По его итогам были сделаны следующие выводы: общий уровень удовлетворенности населения качеством обслуживания МБУК «Межпоселенческий центр культуры, искусств и народного творчества» Сакского района, по оценкам респондентов, можно охарактеризовать как выше среднего или в целом соответствующий спросу населения; также было дано указание на исправление недостатков.

Таким образом, не только институты гражданского общества, в частности Общественная палата Республики Крым и Общественная палата г. Севастополя, нуждаются в государственной поддержке, но и государство в лице органов власти и должностных лиц заинтересовано во взаимной деятельности. Именно в правовом государстве органы государственной власти уделяют особое внимание деловым отношениям с обществом.

1 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53148/work (дата обращения: 20.03.2017).

2 См.: Кабышев В.Т. Интеграция Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: конституционно-правовой дискурс // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1(114). С. 93.

3 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2(97). С. 59.

4 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016. С. 94.

5 См.: Закон Республики Крым от 15 мая 2014 года № 1-ЗРК «Об Общественной палате Республики Крым» (в ред. от 23 ноября 2016 г.) (принят Государственным Советом Республики Крым 30 апреля 2014 г.) (вместе с «Положением о возмещении расходов Председателю и членам Общественной палаты Республики Крым, связанных с осуществлением ими соответствующих полномочий») // Ведомости Государственного совета Республики Крым. 2014. № 1, ч. 2; 2016. № 11.

6 См.: Закон г. Севастополя от 15 мая 2015 г. № 136-ЗС «Об Общественной палате города Севастополя» (в ред. от 29 мая 2015 г.) (принят Законодательным Собранием г. Севастополя 13 мая 2015 г.) // Севастопольские известия. 2015. 20 мая; 2015. 30 мая.

7 URL: http://opcrimea.ru/ekspertiza-zakonoproektov/expert-osnov-control.html (дата обращения: 08.03.2017).

8 URL: http://opcrimea.ru/assets/files/Ejegodniy_Doclad_0PRK_2015.pdf (дата обращения: 08.03.2017).

9 URL: http://opcrimea.ru/assets/files/Ejegodniy_Doclad_0PRK_2016.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

10 URL: http://opcrimea.ru/assets/files/Ejegodniy_Doclad_0PRK_2016.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 1, ч. I, ст. 42; 2016. № 27, ч. I, ст. 4164.

12 URL: http://opcrimea.ru/assets/files/Ejegodniy_Doclad_0PRK_2016.pdf (дата обращения: 27.03.2017).

13 URL: http://www.opcrimea.ru/novosti/poruchenie-glavy-respubliki-krym.html (дата обращения: 08.03.2017).

14 URL: http://glava.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_239281.pdf (дата обращения: 08.03.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.