3 См.: Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6658.
4 См.: ЛогиноваЕ.В. Государственное регулирование свободных экономических зон в России. М., 2003. С. 26.
5 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. № 17.
6 Единый реестр участников свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ reestrsez/2016190202 (дата обращения: 10.10.2016).
7 См.: Нехайчук Д.В., Франчук А.Р., Домарева А.А. Исследование инвестиционного потенциала Республики Крым и факторов, его определяющих // Символ науки. 2016. № 2. С. 201.
8 Аксенов: Крыму не хватает компетентных кадров для работы с инвесторами. РИА Крым. URL: http:// crimea.ria.ru/economy/20151224/1102301616.html (дата обращения: 10.10.2016).
С.А. Сусликов
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ В РОССИЮ
В статье анализируется развитие институтов гражданского общества Республики Крым и г. Севастополя в условиях интеграции в российское государственное пространство. Рассматриваются вопросы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества на региональном уровне на примере Республики Крым и г. Севастополя.
Ключевые слова: конституционное право, гражданское общество, Республика Крым, город Севастополь, российское государственное пространство, средства массовой информации.
S.A. Suslikov
СП п
INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY OF THE REPUBLIC |
OF CRIMEA AND CITY OF SEVASTOPOL IN THE CONDITIONS а
OF INTEGRATION INTO RUSSIA В
n О
Article contains the analysis of development of institutes of civil society of the Republic of 0'
Crimea and the city of Sevastopol in the conditions of integration into the Russian state space. 5
Questions of interaction of public authorities and institutes of civil society at the regional level р
on the example of the Republic of Crimea and the city of Sevastopol are considered. В
Keywords: Constitutional law, civil society, Republic of Crimea, City of Sevastopol, Russian н
state space, mass media. i.
s д
n
Важность исследования проблем регулирования общественных отношений, |
связанных с формированием институтов гражданского общества в новых субъ- |
д
ектах РФ — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и
не вызывает сомнения. и
С возвращением Крыма и Севастополя в Россию наступил новый этап в истории (
постсоветской России. Для него характерны принципиально иные отношения )
во всех основах конституционного строя, во внутренней и внешней политике 0
Российской Федерации, ее политической системе, идеологии и правосознании 7 как властвующей элиты, так и подавляющей части российского общества1.
© Сусликов Сергей Анатольевич, 2017
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)
Сегодня вопросы развития институтов гражданского общества в новых субъектах очень актуальны.
В ежегодном докладе Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2015 году» говорится, что антироссийские стандарты украинских институтов гражданского общества не только противоречили историческим традициям и цивилизованному выбору абсолютного большинства крымчан, но и стимулировали у них накопление критических настроений по адресу Украинского государства, приведших в итоге к событиям «Крымской весны». Поэтому после возвращения полуострова в состав Российской Федерации крымское сообщество остро нуждалось в таких институтах гражданского общества, которые бы, с одной стороны, соответствовали их историческим ценностям и ориентирам, а с другой — способствовали ускорению интеграционных процессов в Республике Крым. Именно по этим двум важнейшим критериям и шел в Крыму процесс формирования в 2015 г. институтов гражданского общества2.
Одним из важнейших институтов гражданского общества являются средства массовой информации. В новых условиях вопрос о компетенции новых субъектов РФ в регулировании их деятельности становится очень актуальным. Вправе ли субъекты РФ устанавливать собственное законодательство по регулированию деятельности средств массовой информации, притом, что Конституция РФ не содержит указаний на этот счет.
Конституция РФ разграничивает законодательную компетенцию между Российской Федерацией в целом и ее субъектами, определяя вопросы, входящие й в исключительную компетенцию Российской Федерации (ст. 71), и вопросы, на? ходящиеся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). 3 По вопросам, не входящим ни в компетенцию Российской Федерации, ни в » компетенцию совместного ведения субъекты в Российской Федерации обладают I всей полнотой государственной власти (ст. 73, ч. 4 ст. 76).
| Средства массовой информации не упоминаются ни в одной из указанных
! статей, в связи с чем возникает проблема правомерности субъектов РФ устанав-
§ ливать собственное регулирование деятельности средств массовой информации.
ф
| В связи с этим необходимо проанализировать вопрос о природе регулируемых | отношений, учитывая опыт рассмотрения дел данной категории Конституционным Судом РФ. В качестве примера можно привести Постановление Конституци-| онного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П по делу о проверке конституционности | статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе»3. Конституционный Суд РФ, проанализировав природу регулируемых отношений, установил, что | в тех случаях, когда законодательство о рекламе регулирует вопросы бизнеса, § конкуренции и права на доступ к информации, оно находится исключительно § в ведении федерального законодательства. В отношении других вопросов в этой | сфере субъекты РФ вправе принимать собственные нормативные акты. | Следует обратить внимание, что отношения, связанные со СМИ, представляют
собой предмет комплексной отрасли законодательства. Иначе говоря, законодательство о СМИ включает положения различных отраслей права, главным образом, конституционного, административного, гражданского и уголовного права. Так, по одним вопросам, относящимся к СМИ, издание нормативных актов относится к исключительной компетенции Российской Федерации, по 72 другим — к компетенции Российской Федерации совместно с субъектами РФ.
Например, вопросы о содержании права на информацию относятся к ведению Российской Федерации. Вопросы регистрации, контроля за деятельностью СМИ — к ведению как Российской Федерации, так и субъектов РФ4.
Полагаем, что вопрос о компетенции законодательных органах субъектов РФ в отношении средств массовой информации должен решаться аналогичным образом. Если определяется содержание права граждан на информацию (п. «в» ст. 71 Конституции РФ), статуса федеральной информации (п. «и» ст. 71 Конституции РФ), уголовной ответственности за преступления в сфере средств массовой информации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ) — это исключительное ведение Российской Федерации. А защита права граждан на информацию (п. «б» ст. 72 Конституции РФ), вопросы, относящиеся к сфере административного законодательства (п. «к» ст. 72 Конституции РФ), взаимоотношения средств массовой информации с органами государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ст. 72 Конституции РФ) относятся соответственно к совместному ведению.
Обратимся к истории. До 1 января 2005 г. ст. 5 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. от 3 июля 2016 г. № 281-ФЗ)5 закрепляла, что законодательство РФ о средствах массовой информации состоит из настоящего закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации. То есть в самом Законе регламентировался принцип совместного регулирования деятельности средств массовой информации в России.
Редакция Закона РФ «О средствах массовой информации» от 22 августа 2004 г.6 изменила формулировку ст. 5 Закона, установив, что законодательство е РФ о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и изда- и ваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Исходя из смысла а данной статьи, регулирование средств массовой информации следует отнести к о компетенции федеральных органов власти. Думается, что в настоящее время К очень пригодилась бы первая формулировка указанной нормы. о
с
Следует, однако, отметить, что средства массовой информации всегда были и | остаются в центре внимания государственной власти. Государственные органы в
е
субъектов РФ и региональные отделения политических партий весьма часто о
выступают учредителями средств массовой информации и доводят через них р
до всеобщего сведения свои политические платформы, программы, установки. |
Будучи учредителями конкретных средств массовой информации, государствен- К
ные органы субъектов РФ определяют их политический курс. С другой стороны, а
средства массовой информации (как региональные, так и федеральные) могут |
способствовать или препятствовать принятию определенного законодательного ии
акта, совершению органом исполнительной власти субъекта РФ определенных №
политических акций и т.п. Они, таким образом, выступают по отношению к 1
государственным органам субъектов как некий социальный контролер. )
1 декабря 2014 г. был принят Федеральный закон № 402-ФЗ «Об особенностях 77 правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»7.
С вхождением Крыма в состав Российской Федерации перед всеми субъектами деятельности в Республике Крым возникла задача переформатирования, 73
перехода на российские стандарты и официальной регистрации в соответствии с законодательством России. В беспримерно массовый процесс включились органы государственной власти,предприятия, учреждения и организации, предпринимательство (как юридические,так и физические лица), а также институты гражданского общества — партийные, общественные, религиозные, национально-культурные и иные некоммерческие структуры, средства массовой информации.
По данным Роскомнадзора, в Республике Крым на конец отчетного года зарегистрировались 117 средств массовой информации, еще 39 — подали соответствующие документы. К февралю 2015 г. количество зарегистрированных СМИ (печатные, телевизионные и радио) составило уже 167, из них 107 — крымские, остальные — филиалы федеральных средств массовой информации. Прошли перерегистрацию около половины печатных изданий крымских муниципалитетов.
Отмечено, что по данным украинского реестра, в Крыму было зарегистрировано около 3 тыс. СМИ, однако «живых» из них оказалось лишь около трехсот. Таким образом, перерегистрацию прошли на данный момент почти половина «активных» средств массовой информации Крыма8.
Считаем, что развитие институтов гражданского общества зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют общество и власть. Сегодня государственные органы все чаще прислушиваются к мнению общественности. В этой связи целесообразно упомянуть о том, что диалог с властью был организован в Ялте в рамках Межрегионального форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Крым», в котором принял участие Президент РФ В.В. Путин. В своем выступлении он отметил, что крайне важно слышать мнение людей, понимать, какие вопросы их больше всего волнуют, получать т.н. обратную связь. Без этого меры по развитию региона не будут в полной мере эффективными. Президент РФ выразил надежду, что активисты ОНФ (Общероссийского народного фронта) продолжат свою работу по мониторингу и анализу наиболее острых проблем, волнующих крымчан, по выработке конкретных предложений, направленных на улучшение ситуации. Как показывает опыт предыдущих форумов ОНФ, такие встречи дают возможность не только обменяться мнениями по той или иной проблеме, но и выйти на действительно содержательные решения. Практика прямого диалога действует и дает результат9.
Важным фактором политической устойчивости гражданского общества является объективное освещение средствами массовой информации процессов, происходящих в городе, регионе, стране. Необходимо отметить, что государственные печатные издания, интернет-ресурсы, телерадиокомпании в целом корректно и своевременно освещают всю информацию в регионе, стране и в мире. Создана конкурентная среда между государственными и частными СМИ, которая дает возможность вести прямой диалог между средствами массовой информации, с одной стороны, органами государственной власти и обществом — с другой. Этот диалог строится на основе объективного и быстрого доведения информации, что должно исключить любые попытки дестабилизации ситуации в регионе. При этом доступ к источникам информации должен быть равноценен для всех СМИ. Тогда решающим фактором станет качество предоставляемой информации10.
Построение правового государства невозможно без развития институтов гражданского общества. Многие проблемы, с которыми сталкиваются новые
Е.А. Отставнова • Развитие туризма на полуострове Крым: конституционно-правовые вопросы
субъекты, характерны для всей России. Поэтому крайне важно решать эти проблемы комплексно при взаимодействии общества и государства.
1 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016. С. 9.
2 URL: http://www.opcrimea.ru/assets/files/Ejegodniy_Doclad_OPRK_2015.pdf (дата обращения: 25.11.2016.).
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 11, ст. 1372.
4 См.: Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» (постатейный) / под общ. ред. В.В. Погуляева. М., 2005.
5 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 7, ст. 300.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 35, ст. 3607.
7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 49, ч. VI, ст. 6911.
8 См.: Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2014 году».
9 URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53148 (дата обращения: 15.12.2016).
10 См.: Доклад Общественной палаты города Севастополя «О состоянии гражданского общества в городе Севастополе» (первое полугодие 2016). URL: http://sevzakon.ru/assets/files/otchety/obshhestvennaya_palata/ doklad_op_o_sostoyanii_grazhdanskogo_obshhestva.pdf (дата обращения: 01.02.2017).
Е.А. Отставнова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА НА ПОЛУОСТРОВЕ КРЫМ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
В статье проанализировано российское законодательство в сфере туризма. Основной упор сделан на исследование федеральных целевых программ, посвященных развитию туристической деятельности в Республике Крым и г. Севастополе, а также нормативно-правового регулирования данной сферы самими субъектами.
Ключевые слова: Республика Крым, Севастополь, туризм, лечебно-оздоровительный комплекс, государственная программа, стратегия, нормативно-правовое регулирование, отдых, санаторно-курортное лечение.
Н.А. Otstavnovа
DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE CRIMEA PENINSULA: CONSTITUTIONALLY LEGAL ISSUES
In this article Russian legislation in tourism sphere is analysed. The main focus is made on researching of dedicated tourism activity in Republic of Crimea and Sevastopol city development federal target programs as well as normative legal regulation of this sphere by subjects.
Keywords: Republic of Crimea, Sevastopol, tourism, therapeutic recreation complex, government program, strategy, normative legal regulation, recreation, spa treatment, health resort.
Полуостров Крым характеризуется уникальным сочетанием природно-климатических и культурно-исторических особенностей. Еще в советские времена он считался всесоюзной здравницей, однако за последние годы его инфраструктура пришла в упадок. Вхождение Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации в 2014 г.1 предопределило новый этап в развитии полуострова. Задачей новых субъектов РФ является интеграция в правовую, экономическую, политическую системы России. Как отмечают В.Т. Кабышев и
© Отставнова Елена Александровна, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]