Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития Республики Крым'

Приоритетные направления развития Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1658
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ РАЗВИТИЕ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КРЫМА / PROGRAM DEVELOPMENT OF CRIMEA AND SEVASTOPOL / PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE CRIMEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дубровина Марина Анатольевна

В статье рассматриваются промежуточные итоги и приоритетные направления развития Республики Крым и г. Севастополя. Исследуются проблемы, возникающие в социальной сфере, туристической отрасли экономики Крыма. Затронуты вопросы гражданской активности, межнационального мира и согласия в Республике. Обращается внимание на программное развитие региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of development of the Republic of Crimea

The article deals with the interim results and the development priorities of the Republic of Crimea and Sevastopol. The problems arising in the social sector, the tourism sector of the economy of the Crimea. The issues of civic activism, interethnic peace in the republic. Attention is drawn to the program development of the region.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития Республики Крым»

2 См.: Соглашение между Украиной и Российской Федерацией по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 12 апреля 2010 г. URL: http://special.kremlin.ru/ catalog/countries/UA/events/7514 (дата обращения: 03.05.2015).

3 Парламентская газета. 2014. 5-11 дек.

4 Forbes: Не надо спасать крымчан — им и в России хорошо. URL: http://russian.rt.com/inotv/2015-03-21/ Forbes-Ne-nado-spasat-krimchan (дата обращения: 03.05.2015).

5 Там же.

6 См.: Стариков Н.А., Беляев Д.О. Россия. Крым. История. СПб., 2015. С. 19.

7 См.: Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.) // Крымские известия. 2014. 12 апр.

8 См.: Крымские известия. 2014. 5 мая.

9 URL: http://www.opcrimea.ru/assets/files/EjegodniyDoclad0PRK_2015.pdf (дата обращения: 30.04.2015).

10 Новости Комиссии по вопросам развития институтов гражданского общества и правам человека. URL: http://www.opcrimea.ru (дата обращения: 25.08.2015).

11 См.: Доклад Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в 2014 году. URL: http://www.opcrimea.ru/assets/files/EjegodniyDoclad0PRK_2015.pdf (дата обращения: 30.04.2015).

12 Гавриленко В.И. Власть и общество (конституционные принципы взаимодействия) // Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. Саратов, 2009. Вып. 10. С. 47.

М.А. Дубровина

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

В статье рассматриваются промежуточные итоги и приоритетные направления развития Республики Крым и г. Севастополя. Исследуются проблемы, возникающие в социальной сфере, туристической отрасли экономики Крыма. Затронуты вопросы гражданской активности, межнационального мира и согласия в Республике. Обращается внимание на программное развитие региона.

Ключевые слова: программное развитие Крыма и Севастополя, приоритетные направления развития Крыма.

M.A. Dubrovina

PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article deals with the interim results and the development priorities of the Republic of Crimea and Sevastopol. The problems arising in the social sector, the tourism sector of the economy of the Crimea. The issues of civic activism, interethnic peace in the republic. Attention is drawn to the program development of the region.

Keywords: program development of Crimea and Sevastopol, priority directions of development of the Crimea.

С момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации достигнуты определенные положительные результаты в вопросах системного реформирования конституционного строя. Однако социальные ожидания населения Крыма на данный момент в полной мере не оправдались. Остаются неразрешенными большое количество вопросов экономического, социального, культурного развития. Первоочередного разрешения требует вопрос устранения противоречий российского и крымского законодательства. Крым должен жить

© Дубровина Марина Анатольевна, 2015

Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия)

в правовом поле России. На данный момент к российскому законодательству только привыкают. Местные власти указывают на соответствующую специфику Крыма, которую не учитывает федеральное законодательство. Следовательно, преобразования, инициированные вхождением в состав России, должны носить двусторонний характер, а решения, принимаемые федеральными властями, должны поддерживаться населением и руководством Крыма.

Подход к реформированию экономической, духовной, культурной, политической и других сфер в Крыму должен носить системный характер. Была принята Федеральная целевая программа по развитию Крыма и Севастополя до 2020 г.1 Среди прочих в ней провозглашена цель интегрирования экономики Крымского федерального округа в экономическое пространство России. В числе ожидаемых результатов — доведение уровня жизни населения до среднероссийского уровня.

Если говорить о практических результатах, то в 2015 г. по состоянию на 31 июля расходы социально-культурной сферы профинансированы на 22,4 млрд руб. Об этом сообщила пресс-служба министерства финансов Крыма. Почти половина расходов бюджетной сферы приходится на образование — 10,5 млрд руб. Здравоохранение профинансировано в сумме 5,7 млрд. руб., социальная защита — почти на 5,2 млрд руб., культура — на 645 млн руб. В структуре расходов большая часть приходится на оплату труда — 12,9 млрд руб. Социальные выплаты населению и стипендии составили 4,5 млрд руб., оплата энергоносителей — 218 млн руб.2 К примеру, величина прожиточного минимума за I квартал 2015 г. в Крыму установлена Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 мая 2015 г. № 261 и составляет: в среднем на душу населения — 8 349 руб., для а трудового населения — 8 901 руб., для пенсионеров — 6 874 руб., для детей — ? 8741 руб.3 Те же показатели в Саратовской области за I квартал 2015 г. утверж-3 дены Постановлением Правительства Саратовской области от 26 июня 2015 г.

№ 321-П: в среднем на душу населения — 8 288 руб., для трудового населения 1 — 8892 руб., для пенсионеров — 6 818 руб., для детей — 8 406 руб.4 Конечно,

1 эта величина влияет на установление размера минимальной заработной платы,

го

| однако не покрывает реальных расходов населения в месяц. Формально выравни-

| вание уровня прожиточного минимума в Крыму и регионах России состоялось.

| Однако на практике Республике требуется ускоренная модернизация экономики

2 и достаточная экономическая помощь федерального центра, даже в таких, ка° залось бы, доходных отраслях крымской экономики, как агропромышленный ж комплекс и туризм.

| Необходимы большие финансовые вложения для того, чтобы довести уровень

0 отдыха в Крыму до европейского. Многие объекты (пансионаты, пляжи) давно не

1 ремонтировались. На конец августа в Крыму отдохнули 3 млн 16 тыс. чел., что ° на 28% больше, чем в прошлом году5. При соответствующих финансовых вло-

го

жениях максимальная туристическая емкость региона может составить 10 млн 1 чел. В связи с этим в настоящее время на взаимовыгодных условиях субъекты | РФ заключают двусторонние соглашения с республиканскими пансионатами о сотрудничестве и отдыхе в Крыму. Перечисленные по договорам денежные средства идут на восстановление и обновление лечебно-оздоровительных учреждений, объектов инфраструктуры, создание новых рабочих мест. В Севастополе принята программа развития туризма на 2015-2020 гг. Программа нацелена на увеличение притока в город туристов в 1,5 раза, увеличение посетителей музеев 74 до 1,3 млн чел., количества работников индустрии туризма в 2 раза и т.д. «Стра-

тегической целью программы является формирование индустрии, обеспечивающей максимально круглогодичную загрузку экскурсионных ресурсов города»6.

Следует отметить, что крымская специфика заключается в том, что значительная часть туристического бизнеса реализуется с мая по октябрь. Поэтому экономика Крыма на данном этапе не может зависеть только от туризма. Однако Крым зимой должен стать не менее притягательным местом для туристического отдыха, чем летом. Крым — это территория сосредоточения памятников истории, градостроительства, археологии, культуры, архитектуры. Многие из них являются центрами туристической отрасли и могут быть внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. В Республике активно развиваются такие виды туризма, как военно-исторический, детский, молодежный, культурно-познавательный, яхтенный, экотуризм и т.д., в т.ч. и в зимний период. Для увеличения притока туристов в этих отраслях понадобятся меры государственной поддержки, к примеру, положительные результаты приносит программа государственного субсидирования полетов в Крым. В 2015 г. в программу включены 43 города России. Однако программа рассчитана на период с 1 июня до 31 октября. Соответственно в зимний период авиабилеты во всех городах России в Симферополь приобретаются за полную стоимость. Зимний туризм в Крыму станет менее доступным. Продление действия программы в зимние месяцы положительно скажется на туристической наполняемости Республики.

Туристическая составляющая является основной при определении специфики данного региона. Однако нельзя забывать и про сельскохозяйственное значение Крыма. Сельскохозяйственное производство при должном финансировании, поддержке малых форм хозяйствования, инженерно-техническом обеспече- е

т

нии может вывести Республику на уровень передовых сельскохозяйственных и

регионов и обеспечить ее продовольственную безопасность. Как заметил глава а

государства, Крым может и должен стать не рецепиентом федеральной помощи, о

а самодостаточным регионом, получающим значительные доходы7. Поэтому с о

1 января 2015 г. в Крыму и Севастополе в соответствии с Федеральным зако- з

ном от 29 ноября 2014 г. № 377 «О развитии Крымского федерального округа |

и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города е

федерального значения Севастополя»8 создана свободная экономическая зона на °

й

25 лет с возможностью продления этого срока. Министерство курортов и туризма р

республики Крым с начала 2015 г. уже рассмотрело 116 инвестиционных заявок Ч

на общую сумму 67,2 млрд руб.9 о

В проведении реформ в Крыму должна прослеживаться четкая последова- к

тельность. На федеральном уровне, как уже отмечалось, принята программа м

развития Крыма, распределяется финансирование на реализацию мероприятий и

программы, восполняются пробелы законодательства, учитывающие специфику ¡§

ш

Крыма, осуществляется планирование дальнейшего развития крымского регио- (10 на. Постановлением Правительства РФ от 9 марта 2015 г. № 207 «О применении ^ на территориях Республики Крым и г. Севастополя законодательства Российской 15 Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля»10 облегчено ведение бизнеса на полуострове до 2018 г.

На региональном уровне существует огромный массив проблем, требующих разрешения. Приток беженцев с Донбасса, Украины вызвал проблемы их тру- 75

доустройства, документального оформления, организации помощи их семьям. Государственное имущество, принадлежащее Украине как государству, принято в собственность Республики Крым. К примеру, был национализирован Севастопольский морской завод. Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 июня 2015 г. по делу № А84-741/2014 установлено, что строения военного городка (в соответствии с п.6 решения внеочередной сессии Севастопольского городского совета от 17 марта 2014 г. № 7156) являлись государственной собственностью Украины и на день принятия решения находились на территории г. Севастополя и соответственно перешли в собственность города11.

Возникают вопросы с частным «украинским наследием». Незаконно построенные объекты ликвидируются. Частная собственность, приобретенная на законных основаниях, остается в собственности ее владельцев. В Республике Крым активно проходят судебные процессы по возвращению в государственную собственность незаконно выделенных украинскими властями объектов, в частности, земли виноградников «Массандры» были отчуждены с нарушением закона. Например, суд Севастополя удовлетворил требования прокуратуры Балаклавского района и вернул в собственность города 15 участков общей площадью 1,5 га в Севастопольской зоне Южного берега Крыма, которые были незаконно выделены из лесного фонда администрацией Севастополя во главе с С. Куни-цыным еще в 2010 г. Предоставляемые участки находились в составе фонда Ор-линовского лесничества, а оплата потерь лесохозяйственного производства так и не была осуществлена. По информации СМИ, в апреле 2010 г. — за 2 дня до ухода с поста глава Севастопольской городской государственной администрации а незаконно раздал не только земли заповедного и лесного фонда, сельхозугодья,

0

? но и земли, арендуемые Российской Федерацией. В частности, распоряжениями | администрации были розданы участки различной площади в Парке Победы, на » Приморском бульваре, в районах улиц Древняя, Катерная, Летчиков, Пожарова,

1 в Стрелецкой бухте, на мысе Фиолент12.

| Только 20% автодорог в Крыму соответствует российским стандартам,

! остальные требуют реконструкции. Нуждается в расширении и обустройстве | инфраструктура аэропорта в Симферополе. Должна быть разрешена проблема | сотовой связи на полуострове и т.д.

| На местном уровне проблем также немало, начиная с нехватки муниципаль-

ных детских садов в условиях «демографического бума» на полуострове, необ-| ходимости ремонта школ и закупки нового оборудования, освещения улиц, вос-| становления мостов, транспортного обеспечения, вывоза мусора, строительства перерабатывающих заводов, отсутствия градостроительной документации в муниципальных образованиях и т.д. Все вопросы требуют финансовых вложений. ё Наиболее эффективной правовой формой реализации приоритетных направ-

§ лений развития Республики в данном случае являются принимаемые органами | власти и согласованные с федеральным центром программы развития Крыма. | Они предусматривают конкретные мероприятия, направленные на реализацию государственных функций, и обеспечивают финансирование мероприятий программы и срок ее осуществления. К примеру, в городе федерального значения Севастополе утверждена программа развития культуры на 2015-2020 гг. «Программа призвана способствовать сохранению и развитию существующей сети учреждений культуры и искусств Севастопольского региона, в состав которых 76 входят музеи, централизованные библиотечные системы, учреждения клубного

типа, учреждения киносети, дополнительного образования, художественные и музыкальные школы — всего 106 структурных подразделений. Общий объем финансирования программы — 887,6 млн руб»13. На 2015 г. финансирование программы составит 379 млн руб., из которых 338,7 млн. руб. — из федерального бюджета. Представляется, что именно «программное» развитие Крыма и Севастополя на данном этапе является самым продуктивным.

В программе развития Крыма до 2020 г. также говорится о гармонизации межнациональных отношений и устранении межэтнических конфликтов в Республике. В настоящее время в Крыму насчитывается 1409 зарегистрированных религиозных организаций, а всего 2 038 организаций, имеющих религиозную направленность. Актуальны вопросы сохранения храмов различных конфессий. Республика Крым — многонациональный и многоконфессиональный субъект РФ. Сохранение мира и согласия в нем возможно при проведении последовательной толерантной политики взаимного уважения местных народов и конфессий к языкам, культуре, вероисповеданию, традициям и обычаям народов, населяющих Крым, а также при равном отношении к представителям всех конфессий и народов, в т.ч. малочисленных. «Равноправие народов как универсальный конституционно-правовой режим включает в себя: равноправие в сфере предпринимательства интересов и защиты прав народов в органах государственной власти и местного самоуправления; равноправие в области экономических отношений; языковое равноправие; национальное равноправие; равноправие в системе образования; равноправие в научной и культурной сфере; равноправие в установлении межрегиональных и международных контактов»14.

Существенное значение имеет профилактика экстремизма и национализма в е

п

регионе. Важно обращать внимание на социальные и культурные предпосылки и поддержания межнационального и межконфессионального мира в субъекте. а

Стоит обратить внимание на реализацию Указа Президента РФ от 21 апреля о

в

2014 г. № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, о крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их воз- з рождения и развития»15, который признал незаконной депортацию репресси- | рованных народов Крыма. На программу реабилитации депортированных уже е

выделено более 10 млрд руб. Эти деньги будут потрачены на приобретение жилья °

й

для депортированных, развитие творческих коллективов, средств массовой ин- р

формации, образование на родном языке. Ч

В пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении из- о

менений в Закон Российской Федерации „О реабилитации жертв политических К

репрессий" (в части распространения действий закона на граждан Российской м

Федерации, подвергшихся политическим репрессиям до 18 марта 2014 г., на I

территории республики Крым и города федерального значения Севастополя»16 ¡§

указывается на правовой пробел в российском законодательстве, а также на то, 00 что российским парламентариям следует обратить внимание на реабилитацию 22 тех граждан, которые отстаивали российский статус Крыма при украинской 5 власти.

Что касается гражданской активности жителей Крыма в вопросах обсуждения государственных решений, то следует отметить, что в сложившейся ситуации, когда России и Крыму приходится выдерживать давление отдельных представителей международного сообщества, население Крыма выбирает активную жизненную позицию. «По данным главного управления Министерства юстиции 77

Российской Федерации по Республике Крым, на конец 2014 г. в Крыму в соответствии с российским законодательством было зарегистрировано свыше 300 общественных организаций, 30 благотворительных фондов, 15 политических партий и 39 национально-культурных автономий. Процедуры регистрации активно продолжились и по состоянию на 10 февраля 2015 г. количество некоммерческих организаций составило 482. Политическое пространство Республики Крым на эту дату представлено 21 региональным отделением политических партий»17.

Созданная 30 июня 2014 г. Общественная палата Республики Крым18 озвучивает накопившиеся проблемы, инициирует встречи с представителями государственной власти, проводит экспертизу федеральных и региональных законопроектов на «нулевом чтении», включающую общественное обсуждение таких законопроектов. Интересным и показательным для других регионов Российской Федерации может стать пример деятельности Общественной палаты Республики Крым в вопросах налаживания диалога между властью, населением, представителями коммерческих структур путем проведения расширенных координационных совещаний, а также в вопросах развития гражданского общества в духе исторической справедливости с целью предотвращения фальсификации фактов истории. Форм взаимодействия населения и государственных органов очень много, эффективность их зависит от конечного результата такого взаимодействия. Работа Общественной палаты Крыма характеризуется положительно в первую очередь потому, что этот институт гражданского общества проделывает большую часть предварительной работы (собирает экспертные заключения, изучает мнение населения, встречается с местными активистами, проводит а выездные заседания, координационные совещания и т.д.). На основе получен? ных результатов органам власти легче принимать взвешенные, продуманные, (10 обоснованные решения.

% Следует затронуть еще один важный вопрос российской идентичности крым-

I ских жителей. Результаты референдума 16 марта 2014 г. в Крыму (за вхождение в

1 состав России проголосовали 96,77%) и Севастополе (за вхождение в Российскую | Федерацию проголосовали 95,6%) свидетельствуют о тотальном самоопределе-| нии и желании крымчан вернуться на историческую Родину19. Однако нельзя | упускать из виду тот факт, что патриотизм рождается из знания и понимания и

2 истории родины и является процессом воспитания, который начинается в семье, ° развивается в школе, общественных организациях, подкрепляется примерами ж не только историческими, но и современными. Патриотическому воспитанию в | Крыму уделяется много внимания. Российская идентичность крымских жителей о исторически обусловлена, и государство принимает все возможные меры для ° того чтобы жители Крыма не пожалели о том, что когда-то сделали свой выбор

0

овт в пользу России.

го

Также остро стоит и проблема кадров. Подготовка медиков, экскурсоводов,

1 архитекторов и т.д. требует времени. Обновление кадров просо необходимо | Крыму. Обучение выпускников школ и переподготовка крымчан актуальны в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

текущий переходный период. Политика крымских властей направлена на то, чтобы более эффективно и повсеместно использовать труд крымских жителей, повышать их квалификацию, готовить собственные кадры и лишь в случае крайней необходимости привлекать специалистов из других регионов России. В переходный период Российская Федерация предоставила льготные условия

78

для крымских выпускников, желающих получить образование в вузах России.

В самой Республике насчитывается 16 высших учебных заведений (в т.ч. филиалы): Севастопольский государственный университет, Севастопольская морская академия, Крымский институт бизнеса, Крымский федеральный университет им. Вернадского, филиал МГУ им. М.В. Ломоносова в г. Севастополе и др. Крымским выпускникам доступны образовательные программы любого вуза России. Обновление кадров — естественный процесс. Мониторинг кадрового потенциала должен стать приоритетным направлением работы исполнительных органов власти Крыма. Актуальные программы переподготовки и повышения профессионального уровня специалистов в Крыму являются приоритетами кадровой политики Республики.

Итак, предпринято много мер по выравниваю уровня развития полуострова с регионами Российской Федерации. Реформы затронули все сферы жизни Крыма и Севастополя. Приоритетными направлениями развития Республики являются рост экономики, привлечение инвестиций в регион, инкорпорация крымского законодательства в правовое поле Российской Федерации, контроль за соблюдением прав человека и др. Наиболее эффективной формой реализации перечисленных направлений считаем государственное программное регулирование.

1 Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»: Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 790 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595.

2 URL: www.c-inform.info/news/id/26579 (дата обращения: 01.08.2015).

3 URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_245006.pdf (дата обращения: 12.10.2015).

4 URL: http://www.garant.ru/hotlaw/saratov/634827/ (дата обращения: 12.10.2015).

5 URL: http://www.c-inform.info/news/id/27453 (дата обращения: 26.08.2015).

6 Правительство Севастополя утвердило госпрограмму развития туризма на 2015-2020 гг. URL: http://news.allcrimea.net/news/2015/8/29/pravitelstvo-sevastopolya-utverdilo-gosprogrammu-razvitiya-turizma-43920/ (дата обращения: 30.08.2015).

7 См.: Крым в состоянии быстро стать самодостаточным регионом. URL: vz.ru/news/2014/3/27/679289. htm (дата обращения: 01.08.2015).

8 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014 г. № 48, ст. 6658.

9 Минкурортов Крыма уже рассмотрело более сотни отраслевых инвестиционных заявок на 67 млрд руб. URL: http://www.c-inform.info/news/id/27808 (дата обращения: 30.08.2015).

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 11, ст. 1610.

11 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 URL: http://www.c-inform.info/news/id/27691 (дата обращения: 30.08.2015).

13 Правительство Севастополя утвердило госпрограмму развития культуры на 5 лет — «Культура Крыма». URL: http://novosti-krim.ru/novosti-ark/kultura-kryma/16083-pravitelstvo-sevastopolya-utverdilo-gosprogrammu-razvitiya-kultury-na-5-let-kultura-kryma.html#t20c (дата обращения: 30.08.2015).

14 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 66.

15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17, ст. 2042.

16 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 См.: Доклад Общественной палаты Республики Крым «О состоянии гражданского общества в Республике Крым в 2014 г.». URL: http://www.opcrimea.ru/dokumenty.html (дата обращения: 30.08.2015).

18 См.: Закон Республики Крым от 15 мая 2014 г. №-1 «Об Общественной палате Республики Крым» // Российская газета. 2014. 17 мая.

19 URL: http://polit.ru/news/ (дата обращения: 12.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.