КОНСТИТУЦИОННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Журнал продолжает публикацию статей по крымской проблеме. После известных исторических событий были опубликованы статьи профессоров кафедры конституционного и международного права СГЮА В.Т. Кабышева, Т.В. Заметиной, в которых содержался конституционно-правовой анализ процесса принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и г. Севастополя (см.: Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2; 2015. № 2.) Крымская проблема продолжает активно обсуждаться как внутри России, так и за рубежом, причем неоднозначно. Кафедра конституционного и международного права провела заочный круглый стол по данным вопросам и продолжила серию публикаций, которые, несомненно, вызовут большой интерес.
И.Н. Сенякин
Главный редактор журнала «Вестник СГЮА», доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Заслуженный юрист Российской Федерации, действительный член Российской Академии естественных наук
В.Т. Кабышев
ВОЗВРАЩЕНИЕ КРЫМА В РОССИЮ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС
В статье анализируются особенности конституционной политики России в связи с воссоединением Республики Крым и г. Севастополя с Российской Федерацией; раскрываются некоторые особенности становления конституционного строя в Республике Крым и г. Севастополе; обозначены тенденции интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.
Ключевые слова: Россия, Крым, Севастополь, конституция, конституционный строй, конституционная политика, конституционные отношения, конституционализация.
© Кабышев Владимир Терентьевич, 2015
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Саратовская государственная юридическая академия) 11
V.T. Kabyshev
THE RETURN OF THE CRIMEA TO RUSSIA: CONSTITUTIONAL AND LEGAL DISCOURSE
The article analyzes the specific features of the constitutional policy of Russia in connection with the reunification of the Crimea and Sevastopol to the Russian Federation, reveales some peculiarities of the formation of the constitutional order in the Republic of Crimea and Sevastopol, tendencies of the integration of new subjects in the economic, financial, credit and legal system of the Russian Federation.
Keywords: Russia, Crimea, Sevastopol, constitution, constitutional order, constitutional policy, the constitutional relationships, konstitutionalization.
Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией — выдающееся событие XXI в., имеющее огромное жизненно важное значение как для народов Российской Федерации, Крыма и Севастополя, так и для мировой цивилизации.
С присоединением Крыма и Севастополя к России наступил новый этап в истории постсоветской России. Для него характерны принципиально иные отношения во всех сферах конституционного строя, во внутренней и внешней политике Российской Федерации, ее политической системе, идеологии и правосознании как властвующей элиты, так и подавляющей части российского общества.
В предыдущих публикациях нами был сделан однозначный вывод: самоопределение крымчан на референдуме 16 марта 2014 г. и вхождение Крыма и Севастополя в состав России конституционно и пересмотру не подлежит.
Почему мы об этом напоминаем? Во-первых, в различных изданиях россий-ш ских СМИ ряд ученых и политиков продолжают утверждать: вхождение в 2014 г. ? в состав Российской Федерации Республики Крым и г. Севастополя произошло о с нарушением принципов и норм международного права. Запад в целом, не при-£ знавая итоги референдума в Крыму, также продолжает утверждать: произошла ^ аннексия Крыма Россией.
| Однако ряд государств стоят на иной позиции, считая, что возвращение
! Крыма в Россию исторически справедливо. В развитых государствах Европы § (Германии, Франции, Италии) среди бизнесменов, политиков, парламентариев | высказывается мнение: Крым — историческая часть России и бессмысленно спо-| рить с историей. Возвращение Крыма в состав России — закономерный процесс1.
Сегодня исключительно важное значение имеет исследование процесса кон-| ституционализации новых субъектов — Республики Крым и города федераль-| ного значения Севастополя — Российской Федерации, осмысление особенностей 8 становления конституционного строя в Республике Крым и г. Севастополе. о Крым как новый субъект РФ, по мысли главы Республики Крым, должен
0 стать образцом развития для всей страны. Этому может способствовать история ё- Крыма. Крым — колыбель славяно-православной цивилизации. Именно с ним
1 связано ключевое событие в истории Русского мира — Крещение Руси святым $ равноапостольным князем Владимиром2. В июле 2015 г. весь православный мир
отмечал тысячелетие представления святого равноапостольного князя Владимира. Крещение Руси в древнем Херсонесе — Корсуне, как отметил Президент РФ В.В. Путин, стало ключевым поворотом всей российской истории, государственности и нашей культуры. Крещение Руси навсегда связано с именем и делами святого равноапостольного князя Владимира. Тысячелетие его преставления 12 вновь позволило осознать масштаб его личности как выдающегося созидателя
Руси, всю значимость его решения для будущих поколений, неразрывность нашей многовековой истории, нерушимую связь с заветами предков, — напомнил В.В. Путин. «Князю Владимиру, — отметил В.В. Путин, — было суждено стать государем великим. Его выбор был прозорливым и предельно ответственным и послужил истоком становления России как уникальной страны — цивилизации ... Прекратив междоусобные войны, сокрушив внешних противников, князь Владимир положил начало формированию единой русской нации, фактически проложил дорогу к строительству сильного, централизованного Российского государства . Русь окрепла, возросла могуществом и авторитетом в глазах близких и дальних соседей, на равных вела разговор с народами и Запада и Востока . Великий князь Владимир стал настоящим устроителем родной земли, ее культурного и хозяйственного развития ... Таким он остался после принятия святого крещения в древнем Херсонесе — Корсуне... Эти духовные истоки сегодня питают братские славянские народы России, Украины и Белоруссии. Мы храним верность выбору князя Владимира. Дорожим миром и согласием в нашей многонациональной стране, вместе стремимся к ее благу и процветанию всех ее народов, ко всем традиционным религиям России ... Нас ничего не разъединяет, а объединяет очень многое: единство нравственных ценностей и общее любимое нами Отечество»3.
Отмечая данное историческое событие, мы мысленно возвращаемся в прошлое нашей Родины, ощущая генетическую связь с памятью наших великих предков. В этой связи чрезвычайно важную роль приобретают слова из преамбулы Конституции РФ 1993 г.: «Принимая Конституцию, мы многонациональный народ России, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, е
п
чтим память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в и добро и справедливость». Эти слова, как верно отмечает Г.А. Гаджиев, облада- ¡?
Т5
ют юридическим смыслом, они обозначают генетические связи права и власти о
в
с историческим прошлым нашей страны, постоянно присутствуют в правовом о
сознании4. Предельно четко смысл преамбулы Конституции РФ высказал в з
фильме А. Кондрашова «Крым. Путь на Родину» в марте 2015 г. Президент РФ |
В.В. Путин: «Я своим коллегам прямо сказал, это наша историческая террито- е
рия и там проживают русские люди, они оказались в опасности, и мы не можем о
их бросить»5. р
Особенностью становления конституционного строя в Крыму и Севастополе Ч
является то обстоятельство, что конституционализация новых субъектов Феде- о
рации должна включать различные аспекты данного процесса: конституционно- К
правовые, политические, исторические, социально-экономические, психоло- м
гические, организационные. Что значит конституционализация для Крыма? I
Необходимо отметить, что данное понятие выработано практикой конституци- ¡§
ш
онного правосудия. Наиболее наукоемко это новое для российского конституцио- 00 нализма понятие сформулировал Б.С. Эбзеев. После распада Союза ССР и смены ) социальных ориентиров, отмечает он, российская юриспруденция стала перед 5 проблемой создания по существу новой концепции конституционного права: не только повышение регулятивного значения Конституции, формирование новых конституционных институтов, их концептуальное обоснование и наполнение реальным общественным содержанием, но и конституционализация всех сфер жизни государства и укоренение в обществе самого духа конституционализма6. Смысл конституционализации состоит в том, чтобы экономика и социальная 13
сфера, организация власти и содержание законодательства, формирование надежных гарантий от произвола и беззакония обеспечивали главную цель общественного развития — человек, его права и свободы — высшая конституционная ценность. Именно в этом теперь — критерий общественного прогресса7.
«Конституционализация, — отмечает профессор Н.В. Витрук, — есть нарастающий процесс реализации конституционных принципов и норм законотворчества в сфере публичного и частного права, в судебной и иной правоприменительной практике по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина»8.
На нынешнем этапе развития России конституционализация правовой системы российского общества, общественно-политической и государственной жизни в стране — это объективная потребность, тенденция и условие нашего социального и правового прогресса. Крыму и Севастополю, оторванным на 23 года от России, жившим в другой конституционно-правовой системе и соответственно иных конституционных ценностях, крайне необходимо осваивать российский конституционализм во всех его проявлениях. Это особенно актуально в мировоззренческом, социально-психологическом плане. Следует иметь в виду и следующее обстоятельство. 23 года Крым жил в другой конституционно-правовой системе власти и соответственно иных конституционных ценностях, отличных от российских. За это время в Крыму выросло поколение, воспитанное, к сожалению, в негативном (мягко выражаясь) отношении к России, ее культуре, народу. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение для всех процессов становления конституционного строя Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
1Л
й Становление конституционного строя Крыма и Севастополя юридически в
§■ основном состоялось. Приняты учредительные акты новых субъектов (Консти-^ туция Республики Крым принята Государственным Советом Республики Крым | 11 апреля 2014 г., Устав г. Севастополя — Законодательным Собранием), законы | данных субъектов, на основании которых проведены выборы органов государ-| ственной власти и местного самоуправления. Таким образом, конституирована ° система публичной власти и юридически оформлен конституционный строй
0
| данных субъектов. Становление конституционного строя Крыма и Севастополя | гармонично дополняет ряд федеральных законов, определяющих особенности >§ применения отдельных положений федеральных и иных нормативных правовых | актов Российской Федерации в сфере трудовых, образовательных, пенсионных | отношений на территории Республики Крым и г. Севастополя9. | На встрече с Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2015 г. председатель Пра-
вительства РФ Д.А. Медведев констатировал, что юридически Крым уже «по-ё грузился» в правовое поле Российской Федерации. «В то же время, естественно, § работа по дальнейшей экономической и социальной интеграции Крыма в состав
1 Российской Федерации должна быть продолжена. Это не самый быстрый про-| цесс. Мы знаем, насколько Крым отстал от других территорий нашей страны,
поэтому эти задачи можно было бы возложить на министерство экономического развития»10. Учитывая эти предложения Правительства, Президент РФ издал Указ о ликвидации министерства РФ по делам Крыма, его функции были возложены на созданную правительством комиссию по делам Крыма и Севастополя11.
Кафедра предлагает обсудить, как проходит переходный период, и определить
14
меры, направленные на более эффективную интеграцию Крыма и Севастополя
в конституционный строй Российской Федерации, в частности рассмотреть следующие проблемы:
особенности конституционной политики России в связи с воссоединением Республики Крым и г. Севастополя с Российской Федерацией;
вопросы интеграции Республики Крым и города федерального значения Севастополь в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации;
особенности становления конституционного строя в Республике Крым и г. Севастополе;
конституционно-правовой статус Республики Крым: реалии и тенденции развития;
конституционно-правовой статус города федерального значения Севастополь: реалии и тенденции развития;
вопросы конституционности самоопределения народа Крыма; конституционно-правовой механизм публичной власти в Крыму и Севастополе: учреждение, функционирование, тенденции развития;
институты гражданского общества и проблемы их функционирования в Республике Крым и города Севастополе;
роль СМИ в развитии демократии в новых субъектах РФ; защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым и г. Севастополе: реалии, особенности;
проблемы института гражданства, двойного гражданства в Республике Крым и г. Севастополе;
0 свободной экономической зоне на территории Республики Крым и г. Севастополя: правовое регулирование, тенденции реализации;
конституционно-правовое регулирование национальной политики в Республике Крым и г. Севастополе: реалии, особенности функционирования;
становление судебной власти в Республике Крым и г. Севастополе: конституционные основы, особенности функционирования;
особенности правового регулирования в области культуры и туризма в Республике Крым и г. Севастополе;
организационно-правовые и социально-экономические вопросы становления местного самоуправления в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе;
внешнеэкономические связи Республики Крым: правовое регулирование, реалии, тенденции развития; Крым и международное право.
Участники заочного межвузовского круглого стола могут инициировать и другие вопросы интеграции новых субъектов в правовую систему Российской Федерации.
1 См.: Прокофев В. Французские политики летят в Крым // Российская газета. 2015. 23 июля.
2 См.: Аксенов С. Вас встречает Крым. Развитие Крыма консолидирует гражданское общество России // Российская газета. 2014. 26 авг.
3 Российская газета. 2015. 29 июля.
4 См.: Гаджиев Г.А. Онтология права (критическое исследование юридического концепта действительности). М., 2013. С. 163.
5 Российская газета. 2015. 16 марта.
6 См.: Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 6.
7 См.: Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М., 2014. С. 6.
8 Витрук Н.В. Конституционализация — объективная потребность и тенденция государственно-правового развития // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей. Ч. 17 / под ред. В.Ф. Воловича. Томск, 2004. С. 3.
9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 42, ст. 5613.
10 Латухина К. Управлять по-новому // Российская газета. 2015. 16 июля.
11 См.: Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. № 368 «Об упразднении Министерства Российской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29, ч. II, ст. 4479.
Т.М. Пряхина
ПРИЗНАНИЕ ФАКТА ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
В статье анализируются вопросы международного признания факта принятия в Российскую Федерацию Республики Крым. Отмечается, что признание де-факто свершившегося события уже состоялось. Намечаются основные шаги, которые должно предпринять Российское государство, власти Республики Крым и г. Севастополя, научное сообщество для содействия скорейшему признанию де-юре факта вхождения Республики Крым и г. Севастополя в Российскую Федерацию.
Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Крым, признание де-факто, признание де-юре, интеграция.
Т.М. Pryakhina
RECOGNITION OF ANNEXATION OF THE REPUBLIC OF CRIMEA TO THE RUSSIAN FEDERATION
This article reviews the international recognition of annexation of the Republic of Crimea to the Russian Federation. It is noted the occurred event is already recognized de facto. The fundamental steps to be taken by the Russian government, the authorities of the Republic of Crimea and the City of Sevastopol, as well as the scientific community in order to promote early recognition de jure of annexation of the Republic of the Crimea and the City of Sevastopol to the Russian Federation, can be noticed.
Keywords: the Russian Federation, the Republic of Crimea, recognition de facto, recognition de jure, integration.
Эпохальное по своему историческому значению событие — воссоединение Республики Крым с Российской Федерацией — стало катализатором государственного строительства России, задало новый вектор ее международной политике, выявило знаковые проблемы, требующие неординарных, оперативных, смелых решений. Начальный этап воссоединения Крыма с Россией базировался в основном на международно-правовых принципах и нормах. Самоопределение населения Республики Крым и г. Севастополя, реализованное в рамках норм международного права, выразилось в результатах референдума, большинство участников которого выступило за вхождение в состав Российской Федерации. После подведения итогов общекрымского референдума, состоявшегося 16 марта
© Пряхина Татьяна Михайловна, 2015
Профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Юри-16 дического института (Московский городской педагогический университет); [email protected]