Научная статья на тему 'Россия - Крым - Севастополь: размышления конституционалистов (часть II)'

Россия - Крым - Севастополь: размышления конституционалистов (часть II) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
581
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / RUSSIA / КРЫМ / CRIMEA / СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / CONSTITUTIONAL ORDER / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONSTITUTIONAL RELATIONS / КОНСТИТУЦИОННАЯ СИСТЕМА ВЛАСТИ / CONSTITUTIONAL SYSTEM OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабышев Владимир Терентьевич, Заметина Тамара Владимировна

В статье продолжается анализ процесса становления конституционного строя в новых субъектах РФ Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Рассматриваются характерные черты и особенности Конституции Республики Крым и Устава города Севастополя, их реализация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Кабышев Владимир Терентьевич, Заметина Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA - CRIMEA - SEVASTOPOL: THINKING OF THE CONSTITUTIONALISTS. PART II

This article continues to analyze the process of formation of the constitutional system in the new regions of the Russian Federation Republic of Crimea and the city of federal importance Sevastopol. The authors consider the main charasteristics and the features of the Constitution of the Republic of Crimea and Sevastopol city Charter, their implementation.

Текст научной работы на тему «Россия - Крым - Севастополь: размышления конституционалистов (часть II)»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

В.Т. Кабышев, Т.В. Заметина

РОССИЯ — КРЫМ — СЕВАСТОПОЛЬ: РАЗМЫШЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТОВ

(часть II)

В статье продолжается анализ процесса становления конституционного строя в новых субъектах РФ — Республике Крым и городе федерального значения Севастополь. Рассматриваются характерные черты и особенности Конституции Республики Крым и Устава города Севастополя, их реализация.

Ключевые слова: Россия, Крым, Севастополь, Конституция, конституционный строй, конституционные отношения, конституционная система власти.

V.T. Kabyshev, T.V. Zametina

RUSSIA — CRIMEA — SEVASTOPOL: THINKING OF THE CONSTITUTIONALISTS. PART II.

This article continues to analyze the process of formation of the constitutional system in the new regions of the Russian Federation - Republic of Crimea and the city of federal importance Sevastopol. The authors consider the main charasteristics and the features of the Constitution of the Republic of Crimea and Sevastopol city Charter, their implementation.

Keywords: Russia, Crimea, Sevastopol, the Constitution, the constitutional order, constitutional relations, constitutional system of government.

В марте 2015 г. Россия и Крым отметили годовщину референдума — 16 марта 2015 г., на котором народ Крыма проголосовал за воссоединение с Россией (точнее — возвращение Крыма в Россию). Телеканал «Россия 1» показал фильм

A. Кондрашова «Крым. Путь на Родину», в котором Президент РФ В.В. Путин предельно откровенно рассказал об операции по возвращению Крыма в состав России. После антиконституционного военного переворота 22 февраля 2014 г. на Украине при поддержке ведущих стран Запада стало совершенно ясно: Россия не должна оставить в беде русских людей, проживающих в Крыму. В фильме

B.В. Путин говорит, что своим коллегам он прямо сказал: «Это наша историческая территория и там проживают русские люди, они оказались в опасности,

© Кабышев Владимир Терентьевич, 2015

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Саратовская государственная юридическая академия)

© Заметина Тамара Владимировна, 2015

Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и международного права (Саратовская государственная юридическая академия) 159

и мы не можем их бросить. Но не мы совершили госпереворот, а это сделали националисты и люди с крайними убеждениями. Вы (Запад. — В.К., Т.З.) их поддержали. Но вы где находитесь? За тысячи километров? А мы здесь, и это наша земля! Вы за что там хотите бороться? Не знаете? А мы знаем. И мы на это готовы... Конечная цель была не в захвате Крыма и не в какой-то аннексии. Конечная цель была в том, чтобы дать возможность людям выразить свое мнение по поводу того, как они хотят жить дальше»1.

На полуострове Крым был проведен закрытый опрос, в результате которого выяснилось, что 75% населения желают присоединиться к России. Однако результаты референдума значительно превысили эту цифру. За прошедший год жители Крыма очень прочувствовали, что такое «мир» и безопасность, ибо, как отмечают политологи, полуостров был бы первым в расстрельном списке майдана. Этот год, отмечает председатель общественной палаты Республики Крым Г. Иоффе, стал временем консолидации крымского общества, возрождения патриотизма, реализации многолетних чаяний крымчан2.

Выступая на митинге-концерте «Мы вместе», посвященном воссоединению Крыма и Севастополя с Россией, В.В. Путин сказал: «Ровно год назад в эти дни Россия, о которой мы сейчас так много говорим, российский народ продемонстрировал удивительную собранность, удивительный патриотизм в поддержке крым-чан и севастопольцев вернуться к родным берегам. Мы тогда все вместе головой и сердцем поняли и почувствовали, насколько важны для нас связь поколений времен, как много сделали наши героические предки для нашей страны. Мы поняли, что в отношении Крыма речь идет не просто о какой-то территории, даже а и стратегически важной. Речь идет о миллионах русских людей, о миллионах

CD „

? наших соотечественников, которые нуждаются в нашей помощи и поддержке. s Мы поняли, насколько все это важно для нас. Речь идет об исторических ис-| токах, об источниках нашей духовности и государственности. Речь идет о том, i что делает нас единым народом и единой сплоченной нацией»3. | Мы подробно об этом напоминаем, потому что как на Западе, так и в России,

i продолжают утверждать: возвращение Крыма под юрисдикцию Киева остается § целью политики ведущих стран Европы4. Запад в целом, не признавая итоги рефе-| рендума в Крыму, по-прежнему заявляет, что произошла аннексия Крыма Россией. | В то же время следует заметить, что ряд видных западных политиков считают,

'I что Крым должен быть в составе России. Так, экс-президент Франции Валери | Жискар д'Эстен в мартовском интервью французскому изданию Politique Inter-| nayionale отметил следующее: «... В том, что касается «возвращения» Крыма в Россию, то я счел его исторически справедливым. Я перечитал книги по российской истории XVIII века. Крым был завоеван при Екатерине II, главным образом g усилиями князя Потемкина, когда Россия расширялась на Юг в сторону Турции § с намерением отвоевать Константинополь. Покорение Крыма было достаточно | жестким. Оно произошло не в ущерб Украине, которой не существовало, а в J ущерб местному суверену, который завесил от турок. С тех пор там проживали только русские»5.

Американский политолог Кеппе Рапоза также вынуждена признать, что референдум в Крыму состоялся, легитимен и через год после присоединения Крыма к России местные жители предпочли Киеву Москву6.

Рамки нашей статьи не позволяют полемизировать по вопросам, которые 160 решены как исторически, так и юридически справедливо и окончательно. Наш

вывод относительно процесса принятия Крыма в состав России (вновь повторяем — возвращение Крыма в Россию) однозначен: самоопределение крымчан и вхождение Крыма и Севастополя в состав России конституционны и пересмотру не подлежат7.

В ряде публикаций, посвященных годовщине исторического воссоединения Крыма и Севастополя с Россией отмечается, что «крымская тема» актуализировала обращение к праву народа на самоопределение как юридическое основание воссоединения Крыма с Россией в свете возникшей сложной системы оппозиционности. Данное историческое событие вносит коррективы в отечественную теорию федерализма8.

В становлении конституционного строя новых субъектов РФ важную роль играют, прежде всего, их учредительные акты: Конституция Республики Крым, принятая Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г. и Устав г. Севастополя, принятый Законодательным Собранием г. Севастополя. Эти учредительные акты имеют как общие черты с действующими конституциями и уставами субъектов РФ9, так и присущую только им специфику.

Особенности Конституции Республики Крым и Устава г. Севастополя обусловлены, прежде всего, историческими событиями марта 2014 г. и предшествующей им 200-летней героической историей данного полуострова, входившего в состав Российской империи, впоследствии — СССР. Одна из особенностей, например Конституции Республики Крым, состоит в том, что ее принял парламент, избранный ранее (до вхождения в состав Росийской Федерации) по законодательству другого государства — Украины. Эта особенность выражена и в становлении

го

конституционного строя Крыма, в специфике конституционного режима, кото- т

н

рая нашла свое высшее юридическое воплощение в результате референдума 16 С, марта 2014 г. Эти особенности «вызревали» в условиях «украинизации» крымчан. | Следует выделить еще одну характерную черту конституционализации новых к субъектов. Так, в Декларации от 11 марта 2014 г., принятой на внеочередном г

о

пленарном заседании органов государственной власти Крыма и Севастополя, эти д

а

органы именовались соответственно — Верховный Совет Автономной Республики т

в

Крым и Севастопольский городской совет. 17 марта 2014 г. после утверждения н результатов референдума данными органами государственной власти было ю принято специальное постановление. Крым был провозглашен независимым д

и

государством — Республикой Крым, в которой Севастополь имеет особый статус. с

к

Этим же постановлением орган законодательной государственной власти Крыма а

стал называться Государственный Совет. |

Аналогичное постановление принял и Городской совет Севастополя, который ии

стал называться Законодательное Собрание г. Севастополя. №

В Договоре между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в 0

Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской ~

Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 г. эти органы государственной 5 власти уже именуются соответственно Государственный Совет Республики Крым — парламент Республики Крым и Законодательное Собрание города Севастополя (ст. 8).

Соответственно и в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. № 6 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в

составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города 161

федерального значения Севастополя» (ст. 7) органы государственной власти новых субъектов РФ именуются так же, как в Договоре.

Еще одной из особенностей интеграции новых субъектов в правовую систему и в систему органов государственной власти Российской Федерации является становление в них судебной системы. Это коррелируется и с конституционным правом каждого человека, проживающего с 18 марта 2014 г. на территориях Крыма и Севастополя, на судебную защиту. Создание судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и г. Севастополя было предусмотрено ст. 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Этим Законом закреплялось, что правосудие будут осуществлять лица, замещающие должности этих судов при наличии у них гражданства Российской Федерации, а также при условии их соответствия иным требованиям, предъявляемым законодательством РФ о статусе судей к кандидатам на должности судей. Конкурсный отбор на замещение должности судьи в указанных судах осуществляется Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Решение о дне начала деятельности федеральных судов на территориях новых субъектов принимает Пленум Верховного Суда РФ и официально извещает об этом. В указанном Законе подробно регламентировались процессуальные вопросы реализации правосудия на различных стадиях судопроизводства, расследования уголовных дел, находящихся в производстве органов предварительного й расследования, действующих на территориях этих субъектов на день их при-§■ нятия в состав Российской Федерации.

™ Важное значение в обеспечении конституционного права каждого крымчанина

| на невиновность имел и Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 91 «О применении | положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального | кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федераль-° ного значения Севастополя»10, которым регулировались особенности осуществления

0

| уголовного судопроизводства на территориях этих субъектов. | Во исполнение ст. 9 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г.

>§ № 6 был принят Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 154 «О создании судов | Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального | значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты & Российской Федерации»11. Данным Законом устанавливались наименование и ! территориальная юрисдикция федеральных судов, которые создавались на тер-§ ритории Крыма и Севастополя.

§ И наконец, следует назвать Постановление Пленума Верховного Суда РФ

1 от 23 декабря 2014 г. №21 «О дне начала деятельности федеральных судов на | территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»,

в котором днем начала деятельности всех созданных на территории новых субъектов Пленум Верховного Суда РФ определил 26 декабря 2014 г.12

Таким образом, практически в течение 10 мес. (с 18 марта 2014 г. до 26 декабря 2014 г.) на территории новых субъектов шло становление правосудия, отвечающего всем конституционным требованиям, действующим в остальных субъектах 162 РФ. Такие временные рамки становления правосудия в Крыму и Севастополе

обусловлены как процедурой приема лиц, претендующих на должности судей, в гражданство Российской Федерации, так и их конкурсным подбором.

Необходимо отметить еще одну особенность. Структура Конституции Крыма и Устава Севастополя в принципе идентичны структуре учредительных актов субъектов РФ, но имеет свою специфику. Во-первых, преамбулы Конституции Крыма и Устава Севастополя содержат положения, констатирующие героическое прошлое легендарной воинской славы России, массовый героизм, мужество и стойкость воинов и жителей этих субъектов, подтверждающие историческое единство с народами Российской Федерации. В преамбулах специально подчеркивается, что как Государственный Совет Республики Крым, так и Законодательное Собрание г. Севастополя, опираясь на волю многонационального народа Крыма и жителей г. Севастополя, выраженную в решении референдума от 16 марта 2014 г., принимают Конституцию Республики Крым и Устав города Севастополя.

Следует отметить, что положения Преамбулы учредительных нормативно-правовых актов новых субъектов РФ имеют такую же юридическую силу, как и положения остальных норм вышеназванных актов. На это неоднократно указывал Конституционный Суд РФ. Поскольку территории новых субъектов России являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации, поэтому и решения Конституционного Суда РФ вполне коррелируются и в механизме реализации Конституции Республики Крым и Устава города Севастополя.

Во-вторых, как в Конституции Республики Крым, так и в Уставе города Севастополя, имеется статья, в которой закреплен, по сути, юридический механизм переходного периода. До урегулирования вопросов интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской е

т

Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации и Конституция Республики Крым и Устав Севастополя применяются с учетом а положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о о

в

принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе §

й

Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конститу- а ционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и Р образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики е

Крым и города федерального значения Севастополя». °

й

Многие политические, экономические и социальные институты не могут р

существовать без правовой институционализации. Поскольку право является Ч

выразителем существующих в обществе ценностей, мерой свободы и ответствен- о

ности, национальные проблемы, «вытесненные» из правового поля, способны К

породить конфликты и противоречия. Реальность демократии во многом опреде- м

ляется способностью государства учитывать права религиозных, национальных, I

языковых меньшинств. №

__со

18 марта 2014 г. В.В. Путин, выступая в Кремле перед депутатами Государ- 00 ственной Думы, членами Совета Федерации, руководителями регионов России и ^ представителями гражданского общества, обратил внимание на национальный 5 состав населения Республики Крым и отметил следующие: «Крым — это и уникальный сплав культур и традиций разных народов», « и этим он так похож на большую Россию, где в течение веков не исчез, не растворился ни один этнос», « на сегодня из 2 миллионов 200 тысяч жителей Крымского полуострова — почти полтора миллиона русских, 350 тысяч украинцев, которые преимущественно считают русский язык своим родным языком, и порядка 290-300 тысяч крым- 163

ских татар, значительная часть которых, как показал референдум, также ориентируются на Россию»13.

Поскольку на полуострове Крым проживают представители более 120 национальностей, то, как отметил в одном из своих выступлений глава Республики Крым С. Аксенов, «процветание возможно только в единстве всех народов полуострова», «мы не можем пойти по пути консервации множества изолированных друг от друга национальных субкультур без объединяющего культурно-цивилизационного начала»14.

Непримиримые столкновения ценностей Запада и Востока позволяют некоторым авторам говорить о цивилизационном разломе. В этих условиях Россия как исторически сложившееся на огромной территории государство проживания представителей различных национальностей, религиозных конфессий, языков и культур должна сыграть особую роль.

По сути, когда решался вопрос о воссоединение Крыма с Россией, речь шла о цивилизационном выборе народов, проживающих на территории полуострова. Очевидно, что этнокультурное многообразие России — это ее конкурентное преимущество в современном мире. Российская Федерация как субъект международного права и центральное звено формирования нового Евразийского геополитического пространства несет ответственность перед международным сообществом за сохранение уникальной культуры, традиций и языков всех народов, проживающих на территории страны. Это не только правовая, но «цивилизационная» ответственность перед человечеством в условиях глобализации.

Реформационные процессы внутри Российской Федерации, меняющаяся а геополитическая ситуация обусловливают необходимость совершенствования ? информационного и финансового обеспечения региональной национальной по-3 литики на территории Республики Крым.

! Республика Крым, наряду с другими субъектами Федерации (Волгоградская,

1 Воронежская, Иркутская области, Дагестан, Пермский край, Татарстан и Ханты-| Мансийский автономный округ), в качестве пилотного региона примет участие | в создании системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных | отношений. С 2015 г. в этом субъекте начнет работать центр по мониторингу. | Впоследствии программа охватит все регионы.

2 Для функционирования системы должны использоваться данные Росстата, ° ФСБ, МВД, ФМС, ФСО, Минздрава, общественных организаций и социальных ж сетей. Как отметил главный советник полномочного представителя президента | РФ в КФО М. Мамутов, этими вопросами займется специальное бюджетное

0 учреждение — центр информационных и социальных технологий развития

1 межкультурных коммуникаций Республики Крым15.

° Полагаем, что в качестве инструмента мониторинга межнациональных отно-

го

шений следует также использовать ресурсы конфликтологической экспертизы. 1 Она необходима для определения уровня недовольства различных этнических | групп населения своим экономическим, политическим, социальным положением, культурным и бытовым состоянием в ряде регионов; выявления конфликто-генных факторов объективного и субъективного порядка, дестабилизирующих межэтническую ситуацию; выяснения тенденций и условий развития межэтнической ситуации, уровня готовности представителей различных этнических групп к конфронтационным, компромиссным или консенсуальным формам 164 поведения в конфликтных ситуациях; разработки и предложения с целью реали-

зации соответствующими представительными органами и административными структурами в регионах способов и форм предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений. В связи с этим в определенной доработке нуждается Инструкция о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений и действий, направленных на ликвидацию их последствий (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 июня 2007 г. № 57). В перспективе представляются целесообразными разработка и принятие федерального закона «О принципах и порядке разрешения межнациональных конфликтов в Российской Федерации».

По словам С.Аксенова, в Республике Крым продолжается работа над законом «О концепции государственной национальной политики в Республике Крым», в которой принимают участие не только Республиканский комитет по делам национальностей, но представители основных национальных общин Республики. Ведется работа также над другими законами, касающимися межнациональных отношений: «О функционировании языков в Республике Крым» и «Об образовании»16. Не вызывает сомнений тот факт, что республиканская Концепция государственной национальной политики должна учитывать положения Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года17, утвержденной Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г.

В свою очередь в п. 20 разд. III Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации «Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной национальной политики Российской Федерации» в качестве приоритетных направлений государственной национальной политики Российской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В

Федерации должны быть выделены мероприятия по социально-культурной адап- т тации населения Республики Крым и г. Севастополя в российский народ, обеспе- С чению равного статуса трех языков (русского, украинского и крымско-татарского), | решению проблем депортированных народов республики Крым. К

Эффективность будущей Концепции государственной национальной политики г

о

в Республике Крым во многом будет зависеть от того, насколько в ней удастся 1

а

найти оптимальные формы и механизмы взаимодействия федеральных, регио- т

в

нальных, местных органов государственной власти и национально-культурных нн объединений, граждан республики, реализовать приоритетные задачи: обе- ю

спечить стабилизацию этнополитической ситуации в регионе, профилактику 1

и

экстремизма и терроризма, защиту конституционных прав граждан и народов, с

к

решение проблем депортированных народов, поддержку и распространение а идей духовного единства, межнационального согласия с учетом местных осо- а1е бенностей и традиций. ии

Проблема сохранения гармоничных межнациональных отношений акту- № альна в Крыму и по сей день. В регионе остаются силы, стремящиеся придать 1

о

отдельным происходящим событиям негативный межэтнический оттенок. Как ~ отметил Председатель Госсовета Республики Крым В. Константинов, власти ре- 5 спублики должны обратить особое внимание на работу с местными советами, и как только завершится формирование исполнительной власти в регионах, будут назначены заместители глав муниципалитетов, ответственные за ситуацию в межнациональных отношениях. При этом представители Крыма и Севастополя будут включены в состав Совета по межнациональным отношениям при Президенте России18. 165

Противодействие национальному экстремизму на территории полуострова — одно из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов, в т.ч. Следственного комитета. Глава Администрации Президента РФ С. Иванов, выступая в конце февраля 2015 г. на расширенной коллегии Следственного комитета, призвал следственные органы противостоять попыткам «раскачать лодку» межнациональных отношений, предотвратить действия по возбуждению межнациональной розни в Крыму19.

Полагаем, что противодействием экстремизму можно считать создание условий формирования гражданского общества и установок толерантного сознания, обеспечение потребностей духовного развития каждого гражданина, независимо от национальности и религии, снижение террористических угроз. Взаимная ответственность государства и общества в поиске согласия в самых разных сферах жизни также способна сыграть положительную роль в сфере профилактики экстремизма.

На сегодняшний день реализован целый комплекс мероприятий, направленных на осуществление Указа Президента РФ от 21 апреля 2014 г. № 268 «О реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития»20.

В Крыму должно появиться греческое национальное поселение. По данным члена Совета Федерации РФ от Крыма О. Ковитиди, греческая община в Республике сегодня насчитывает около 7000 чел. Планируется, что новое поселение будет мультикультурным и мультинациональным, в котором крымские греки станут частью большой многонациональной общины народов, будут проживать а совместно с армянами, болгарами, немцами. В обсуждении проекта создания ? поселения принимают участие не только региональные органы власти, но и пред-3 ставители общественной организации Региональная национально-культурная ! автономия греков Крыма «Таврида». Этнические деревни могут быть созданы на

1 всей территории полуострова, а средства для обустройства греческого квартала | в Феодосии предусмотрены в Федеральной целевой программе развития Крыма | до 2020 года21.

§ В целях реализации Указа Президента РФ от 21 апреля 2014 г. №268 преду-

| смотрены меры по реализации национально-культурных интересов этнических

2 общностей в информационной сфере.

° Роскомнадзор уже зарегистрировал в Крыму 232 средства массовой инфор-

£ мации. 12 марта 2015 г. в Симферополе открыт новый современный мультиме-| дийный информационный пресс-центр. До конца года планируется проведение

0 целого ряда видеомостов Симферополь — Москва, посвященных политическим,

1 экономическим темам, инфраструктурным проектам, празднованию 70-летия ° Великой Победы в Крыму22.

го

В апреле 2015 г. в Симферополе состоялась конференция общественного дви-1 жения крымскотатарского народа «Къырым», на котором принято решение о I создании на полуострове общественной крымско-татарской телерадиокомпании. По словам вице-спикера Госсовета Крыма и главы движения «Къырым» Ремзи Ильясова, новая национальная телерадиокомпания (ОКТРК) будет вещать на крымскотатарском языке, поможет репатриантам в адаптации, а акцент в своих программах сделает на разъяснении ценностей и духовных основ ислама, крымско-татарского языка, культуры, традиций и обычаев. При этом новый

166

канал намерен объективно освещать общественно-политические события на по-

луострове и способствовать укреплению межнационального мира и согласия. Эту инициативу поддержали Духовное управление мусульман Крыма, представители крымско-татарских общественных организаций, ветераны крымско-татарского национального движения, деятели науки и культуры. Принципиальное согласие получено и от Правительства Крыма23.

Создание такой телерадиокомпании будет способствовать осуществлению гарантированного Конституцией РФ 1993 г. конституционного права на свободу слова и печати, информацию, внесет определенный вклад в дело обеспечения мира, стабильности и межнационального согласия на полуострове.

Одной из актуальных проблем на территории Республики Крым остается проблема обустройства депортированных народов. 18 марта 2014 г. Президент РФ подчеркнул, что «должны быть приняты все необходимые политические, законодательные решения, которые завершат процесс реабилитации крымско-татарского народа, решения, которые восстановят их права, доброе имя в полном объеме»24.

По официальным данным Комиссии Совнаркома СССР, депортации подверглись более 188 тыс. крымских татар, 50 тыс. немцев, 14 тыс. греков, 12 тыс. болгар, 10 тыс. армян.

18 мая 2014 г. в Крыму проводились мероприятия, посвященные 70-летию депортации крымских татар в 1944 г. В Симферополе во Всекрымском траурном митинге, который проводился в районе Ак-Мечети, приняли участие около 15 тыс. чел. Они потребовали, в частности, восстановления исторических названий в Крыму, пропорционального национальному составу представительства крымских татар в органах законодательной и исполнительной властей, а также

В

прекращения репрессий по отношению к крымско-татарскому народу25. т

н

Жилищное обустройство депортированных народов — одна из приоритетных С социальных задач, стоящих не только перед федеральными, но и перед регио- | нальными органами государственной власти. к

После принятия Указа Президента РФ, уже в декабре 2014 г. в селе Тимофеевка г

сс

Джанкойского района 10 семьям крымских татар, чьи предки были депортиро- 1

а

ваны в годы сталинских репрессий, вручили ордера на новые одноквартирные т

в

дома. Проект строительства 10 одноквартирных жилых домов был разработан н Госкомитетом по делам межнациональных отношений Республики Крым, которые обошлись федеральному бюджету в 11,5 млн руб. К этому времени уже 1

и

20 семей из Ленинского, Кировского и Джанкойского районов были обеспечены к жильем. А до конца 2014 г. были решены жилищные проблемы еще 80 семей в а районе Фонтаны Симферопольского района26. |

Через год после вхождения Крыма в состав России в Бахчисарае в День воз- и рождения депортированных народов репатриантам (депортированным крымча- № нам, которые давно стояли в очереди на получение жилья) были вручены ключи 1

от квартир в новом 70-квартирном жилом доме, на строительство которого из ~

2

бюджета Республики Крым было потрачено 112 млн руб. Всего же на реализа- 5 цию программы реабилитации депортированных народов до 2020 г. выделено 10 млрд руб.27

Кроме жилищных проблем, сохраняются проблемы газификации и благоустройства сел крымских татар. Из 263 поселков репатриантов большинство обеспечены электроэнергией, централизованным водоснабжением, в то же время только каждый третий газифицирован28. 167

Низкий уровень толерантных отношений, разногласия по этносоциальным вопросам, а также отсутствие в обществе соответствующего инструментария по социально-экономической адаптации различных групп населения в социум не способствуют социально-культурной интеграции в обществе. Маргинализация отдельных слоев населения может привести к развитию социальной напряженности и конфликтам и в долгосрочной перспективе это может сказаться на уровне социально-экономического развития как отдельной территории, так и страны в целом.

29 ноября 2014 г. был принят Федеральный закон «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»29. Его цель — создание условий для развития предпринимательской деятельности, а также введение процедуры свободной таможенной зоны. Свободная экономическая зона устанавливается с 1 января 2015 г. сроком на 25 лет. Особый режим осуществления предпринимательской деятельности на данной территории включает в себя особенности градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых при реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов. Предусмотрены гарантии участникам свободной таможенной зоны, которые призваны сохранить для них льготный налоговый режим в случае изменения российского налогового законодательства. По словам заместителя министра РФ по делам Крыма А. Соколова, федеральный закон и изменения, внесенные в Налоговый кодекс и иные законодательные акты России, «создают прекрасную основу для благоприятного инвестиционного климата и делают Крым интересным для предпринимателей не только местных, но и российских, и зарубежных»30.

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. была утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»31. Ее реализация началась с 1 января 2015 г. Общий объем финансирования Программы составляет 681221,18 млн руб. (в ценах соответствующих лет), при этом более трети всех денег, около 250 млрд руб., будет выделено на строительство транспортного перехода через Керченский пролив32.

Определенный резонанс вызвал процесс национализации ряда предприятий в Крыму и Севастополе. Решение об этом было принято Верховным Советом Крыма 17 марта 2014 г. По Постановлению в пользу Республики отходят все госпредприятия Украины, расположенные на ее территории. Национализации подверглись стратегические предприятия энергетической, транспортной, жилой инфраструктуры, заводов по производству алкогольной продукции, туристического и курортного фонда. По словам председателя Комитета Госдумы РФ по вопросам собственности С. Гаврилова, «механизм национализации в Крыму ставил задачу сохранить имущество от разворовывания», «не допустить за счет частных активов финансирование войны на Украине»33.

В частности, Госсовет Республики Крым принял решение о национализации имущества, которое принадлежит бизнес-структурам украинского олигарха И. Коломойского (расположенные в Ялте пансионаты «Энергетик», «Массандра», «Кастрополь», гостиница «Крым» и др.), а также крымское имущество «Приват-банка» и группы компаний «Приват». Объекты недвижимости будут проданы с открытых торгов, а вырученные средства выплатят людям, вклады которых в

«Приватбанке» составляют свыше 700 тыс. руб. и не попадают под российский закон о возврате средств34.

В конце апреля 2015 г. Правительство Севастополя приняло решение о национализации 13 стратегических предприятий города, среди которых «Севастопольский морской завод» Президента Украины П.Порошенко35. У собственников была возможность зарегистрировать объекты в соответствии с российским законодательством, но они никаких действий не предпринимали. До 1 марта «Севморзавод» не прошел перерегистрацию и фактически оказался вне закона36. Часть предприятий имели другие нарушения: не оплачивали аренду имущества, не вносили налоговые платежи, есть договоры на аренду целостных имущественных комплексов, которые не предусмотрены законодательством РФ, и др. По данным губернатора С. Меняйло, «часть объектов из списка уже находятся под управлением правительства, относительно других поданы заявления в правоохранительные органы и готовятся судебные иски 37.

В завершение хотелось бы отметить, что перед новыми субъектами РФ стоит ряд стратегических целей и задач, среди которых обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ конституционного строя и федерализма, создание единого экономического пространства и конкурентной инвестиционной среды, обеспечение единых минимальных социальных стандартов, равной социальной защиты, национально-культурных прав граждан, установленных Конституцией РФ, становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Формирование свободной творческой личности, удовлетворение национально-культурных потребностей каждого человека обусловливают необходимость демократических преобразований на всей территории Российской Федерации, являются задачами гражданского общества и правового государства. По мнению С. Аксенова, развитие Крыма консолидирует гражданское общество России, «выбрав для себя российский путь, Крым как новый субъект Федерации может стать образцом развития для всей страны», и, «более того, полуостров с богатой и уникальной историей претендует стать одним из ключевых центров всего Русского мира»38.

Таковы некоторые вопросы интеграции Крыма и Севастополя в различные сферы жизнедеятельности России, которые удалось решить за один год вхождения этих субъектов в состав Российской Федерации. Несомненно, мониторинг этих многоаспектных проблем (экономического, социального, правового характера) требует дальнейшего всестороннего исследования.

1 Российская газета. 2015. 16 марта.

2 См.: Там же.

3 События. Президент. РФ/новости/47878.

4 См.: Цилюрик-ФранцДарья. В Европе не забыли про Крым // Независимая газета. 2015. 18 марта.

5 URL:http://matveychev-oleg.livejornal.com/2086640.html (дата обращения: 01.06.2015).

6 File:///C:/Users/user/Appate/Logal/Memp/Low/14E0SPFB.htm (дата обращения: 01.06.2015).

7 См.: Кабышев В.Т. Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ// Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 58-74; Их же. Россия — Крым — Севастополь: размышления конституционалистов (часть 1) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1 (102). С. 129-143.

8 См.: Дзидзоев Р.М. К вопросу о федерализации России// Конституционное и муниципальное право. 2015. № 2. С. 6; Юсубов Э.С. Присоединение Крыма и дискурс о российском федерализме// Конституционное и муниципальное право. 2015. № 3. С. 7.

9 См.: Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). 2-е изд., изм. и доп. М., 2013.

10 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 19, ст. 2296.

11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 26, ч. I, ст. 3360.

12 См.: Российская газета. 2014. 25 дек.

13 URL: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 25.04.2015).

14 Аксенов С. Процветание в единстве. URL: http://www.rg.ru/2014/09/12/aksenov.html (дата обращения: 25.04.2015).

15 См.: Гусакова Е.В. Крыму усилят мониторинг межнациональных отношений. URL: http://www. rg.ru/2014/12/17/reg-kfo/monitoring-anons.html (дата обращения: 25.04.2015).

16 См.: Аксенов С. Процветание в единстве // Российская газета (столичный выпуск). 2014. 12 сент.

17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477.

18 См.: Гусакова Е. В Крыму назначат ответственных за межнациональные конфликты. URL. http:// www.rg.ru/2014/11/14/reg-kfo/konflikt.html (дата обращения: 25.04.2015).

19 См.: Григорьева Е. Следствием установлено. Сергей Иванов и Александр Бастрыкин определили задачи Следственного комитета // Российская газета. 2015. 27 февр.

20 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 17, ст. 2042.

21 См.: Винник С. В Крыму появится греческое поселение. URL: http://www.rg.ru/2015/02/17/reg-kfo/ greky-anons.html(дата обращения: 25.04.2015).

22 См.: Изотов И. Говорит Крым // Российская газета. 2015. 13 марта.

23 См.: Изотов И. В Республике Крым создадут общественный крымскотатарский телеканал. URL: http://www.rg.ru/2015/04/02/reg-kfo/oktrk.html (дата обращения: 25.04.2015).

24 URL: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm(дата обращения: 25.04.2015).

25 См.: Изотов И. В Крыму День депортации отметили без эксцессов. URL: http://www.rg.ru/2014/05/18/ reg-kfo/deport.html (дата обращения: 25.04.2015).

26 См.: Изотов И. Крымским татарам вручили ордера на новые дома. URL: //http://www.rg.ru/2014/12/29/ reg-kfo/doma-anons.html (дата обращения: 25.04.2015).

27 См.: Изотов И. В Бахчисарае заселен дом для 70 семей депортированных. URL: http://www. rg.ru/2015/04/21/reg-kfo/dom-anons.html (дата обращения: 25.04.2015).

28 См.: Изотов И. Села будут с газом // Российская газета-Неделя-Крым. 2014. 11 сент.

29 Российская газета. 2014. 3 дек.

30 Российская газета. 2014. 2 февр.

31 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 33, ст. 4595.

32 См.: Терехова А. Переход через Керченский пролив оценили в 250 миллиардов бюджетных рублей // Независимая газета. 2014. 8 авг.

33 Зыкова Т. Инвесторам туда дорога // Российская газета. 2015. 16 февр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 См.: Гусакова Е. В Крыму национализированы пансионаты Коломойского. URL: http://www. rg.ru/2014/09/24/reg-kfo/kolomoiskiy-anons.html (дата обращения: 25.04.2015).

35 См.: Крымова Ю. Меняйло: «Севморзавод» Порошенко зарегистрируют как ГУП. URL: http://www. rg.ru/2015/03/01/reg-kfo/menyailo.html (дата обращения: 25.04.2015).

36 См.: Крымова Ю. Город принял. Губернатор Сергей Меняйло: от обороны — к обустройству уютного для жителей Севастополя // Российская газета. 2015.16 апр.

37 См.: Крымова Ю. Меняйло: «Севморзавод» Порошенко зарегистрируют как ГУП. URL: http://www. rg.ru/2015/03/01/reg-kfo/menyailo.html (дата обращения: 25.04.2015).

38 Аксенов С. Вас встречает Крым // Российская газета. 2014. 26 авг.

Н.И. Пискунова

ПОРЯДОК И ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ БРАКОВ

В статье рассмотрены основные процедуры и формы заключения брака с участием иностранных граждан. На основе анализа правового регулирования заключения брака в различных государствах выявлены особенности данного правового института, обусловленные различными причинами.

Ключевые слова: трансграничный брак, брачно-семейные отношения, брак с участием иностранного элемента, международный брак.

© Пискунова Наталия Игоревна, 2015

Соискатель кафедры гражданского и международного частного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.