Научная статья на тему 'Интеграция Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: конституционно-правовой дискурс'

Интеграция Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: конституционно-правовой дискурс Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
596
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / КРЫМ / СЕВАСТОПОЛЬ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / RUSSIA / CRIMEA / SEVASTOPOL / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL ORDER / INTEGRATION / CONSTITUTIONAL RELATIONS / CONSTITUTIONALIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабышев Владимир Терентьевич

В статье анализируются особенности конституционно-правовой интеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию, раскрываются тенденции, сложности и перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF CRIMEA AND SEVASTOPOL TO THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL LEGAL DISCOURSE

In the article the author analyses the specific features of the constitutional legal integration of Crimea and Sevastopol to the Russian Federation, describes the tendencies, difficulties and perspectives of its development.

Текст научной работы на тему «Интеграция Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию: конституционно-правовой дискурс»

В.Т. Кабышев

ИНТЕГРАЦИЯ КРЫМА И СЕВАСТОПОЛЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ДИСКУРС

В статье анализируются особенности конституционно-правовой интеграции Крыма и Севастополя в Российскую Федерацию, раскрываются тенденции, сложности и перспективы ее развития.

Ключевые слова: Россия, Крым, Севастополь, конституция, конституционный строй, интеграция, конституционные отношения, конституционализация.

V.T. Kabyshev

INTEGRATION OF CRIMEA AND SEVASTOPOL TO THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL LEGAL DISCOURSE

In the article the author analyses the specific features of the constitutional legal integration of Crimea and Sevastopol to the Russian Federation, describes the tendencies, difficulties and perspectives of its development.

Keywords: Russia, Crimea, Sevastopol, Constitution, constitutional order, integration, constitutional relations, constitutionalization.

Прошло уже 3 года, как Крым возвратился в состав Российской Федерации.

Воссоединение Крыма и Севастополя с Российской Федерацией — выдающееся событие XXI в. в истории постсоветской России, имеющее огромное жизненно важное значение как для народов Российской Федерации, народа Крыма и Севастополя, так и для мировой цивилизации.

С возвращением Крыма и Севастополя в Россию наступил новый этап в истории постсоветской России. Для него характерны принципиально иные отношения в сфере всех основ конституционного строя, во внутренней и внешней политике Российской Федерации, ее политической системе, идеологии и правосознании как властвующей элиты, так и подавляющей части российского общества.

Крымская тематика постоянно находится в центре внимания историков, политологов, юристов и в России, и в зарубежных исследованиях. На кафедре после событий марта 2014 года были подготовлены и опубликованы в Вестнике СГЮА в № 21 (2014 г.) и № 1 и № 3 (2015 г.) статьи профессоров В.Т. Кабышева и Т.В. Заметиной, посвященные конституционно-правому анализу процесса воссоединения с Российской Федерацией Республики Крым и города Севастополя.

В мае 2015 г. был проведен заочный круглый стол на тему «Возвращение Крыма в Россию: конституционно-правовой дискурс». В нем приняли участие ученые гг. Саратова, Москвы, Ростова-на-Дону, Республики Казахстан, а также практические работники (органов Южной транспортной прокуратуры в Крымском федеральном округе, Конституционного Суда РФ). Материалы круглого стола были опубликованы в журнале «Вестник Саратовской государственной юридической академии» (2015. № 5 (106). С. 11-91).

© Кабышев Владимир Терентьевич, 2017

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного права, Заслуженный деятель науки Российской Федерации (Саратовская государственная юридическая 92 академия)

Более развернутый и углубленный анализ конституционного развития новых субъектов РФ, исследование этапов становления их конституционного строя, раскрытие тенденций конституционализации различных сфер социально-экономических, политических и правовых отношений, складывающихся на Крымском полуострове, дан авторами в монографии «Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование» (М., 2016. - 226 с.).

Как известно, завершающими актами конституционализации самоопределения народов Крыма и их вхождение в состав Российской Федерации явились «Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов»2 от 18 марта 2014 г. и Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»3.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6 были детально юридически определены вопросы интеграции новых субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую систему Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности несения военной службы на территории новых субъектов РФ. Был установлен переходный период до 1 января 2015 г., но впоследствии неоднократно вносились изменения в указанный Закон. Интегрирование Крыма и Севастополя в различные сферы общественных отношений явилось не таким простым процессом, как это представлялось. На определенном этапе официально было заявлено, что юридический процесс возвращения (вхождения) новых субъектов в состав Российской Федерации завершен. Мы уже отмечали уникальность конституционной интеграции как части конституционного строя Крыма и Севастополя, которая заключается и в том, что ныне правотворческая, правоприменителья и вся иная их деятельность должны соизмерятся со всеми сферами общественной и государственной деятельности России. Конституционный строй Крыма и Севастополя фактически находится на иной стадии (ступени) развития, чем конституционный строй (фактический) России4.

Через два с половиной года после крымской весны Президент РФ В.В. Путин в Ялте на Форуме действий 26 октября 2016 г. констатировал: была проведена масштабная трудоемкая работа по интеграции Республики Крым, Севастополя в единое правовое, экономическое, социальное пространство России. Это только кажется на первый взгляд, что так просто. Там очень много вопросов, мелких проблем, невидимых на первый взгляд... Поэтому вопрос вхождения в правовое поле, в административное поле России — это оказалось не таким простым процессом, но реально основные вещи мы уже практически преодолели. Процесс передачи полномочий и в России, и Крыму и Севастополе еще до конца не решен. Мы годами спорим и решаем, что передать с федерального уровня на региональный, на муниципальный и т.д.5 Поэтому весьма «странно» звучат идеи о негативных отклонениях в определении статуса Республики Крым и города Севастополя: опережающее принятие политических, а не правовых решений; избирательности и одностороннем применении норм международного права; непросчитанности публичных (конституционных и международных) рисков, повлекших для Рос-

сии вызовы и угрозы политического и социально-экономического характера; сокращении процессуальных сроков6.

Да! Уникальность возвращения (повторяемся — возвращения) Крыма в состав России — в стремительном темпе конституционно-правового оформления статуса. Это возвращение выстрадано 23-летним правовым, социально-психологическим унижением крымчан официальными властями Киева. В «Крымском праве», как это назвал В.А. Томсинов7, нашли свое органическое воплощение фактические и конституционно-правовые отношения самоопределения крымчан. Юридически самоопределение крымчан было выражено на референдуме 16 марта 2014 г., но подавляющая часть крымчан уже задолго до этого референдума была готова к нему.

Важное значение в интеграционных процессах Крыма и Севастополя имеет Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»8, которым были регламентированы отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием свободной экономической зоны в этих новых субъектах РФ. При этом зарождаются разного рода отношения в сфере предпринимательской деятельности, правового регулирования труда работников как российских, так и иностранных граждан, и т.д. Для этих категорий работников устанавливаются различные налоговые преференции. Все это требует многообразного, комплексного, правового регулирования, контроля, учета и гарантий их обеспечения. Так, например, в едином реестре участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на сентябрь 2016 г. было за-й регистрировано соответственно 698 и 220 участников9.

? В последние месяцы 2016 г. наблюдалась тенденция стремления ряда зару-

2 бежных бизнесменов инвестировать в экономику Крыма различные проекты. » Так, итальянские бизнесмены и депутаты региональных парламентов в октябре I 2016 г. во время визита в Крым заявили, что санкции и контрсанкции уже на-| несли экономике Италии ущерб в 4 млрд евро, они это осуждают и намерены ! подписать коммерческие контракты по возведению пятизвездочного отеля в § Симферополе и запуску линии по производству итальянско-крымского вина10. | В ноябре 2016 г. состоялся визит в Крым представительной делегации из

| 30 турецких политиков, бизнесменов и советников президента Реджепа Тайипа 'I Ердогана. Турецкий бизнес намерен инвестировать в энергетику АПК Крыма, | создавать логистические центры и открывать новые предприятия, а в ближай-| шие 3 года реально поднять товарооборот Крыма и Турции до 10 млрд долл.11 Исключительно важное значение как в развитии транспортной системы Юга России, так и в интеграции Крыма, имеет строительство Крымского моста. § Крымский мост через Керченский пролив, отметил В.В. Путин на заседании § президиума Госсовета в сентябре 2016 г., является важнейшим общенациональ-| ным проектом. Он должен обеспечить полноценную интеграцию полуострова в | общую транспортную систему страны. Транспортный переход через Керченский пролив — это и автомобильный, и железнодорожный подходы к нему, а также сопутствующая инфраструктура как со стороны Краснодарского края, так и на территории Крыма. Поставлена задача активнее привлекать частных инвесторов к развития инфраструктуры12.

Интеграционные процессы Крыма в Россию наводят и на другие размыш-94 ления. Как соотнести категории «интеграция» — «равноправие субъектов

Российской Федерации» (ст. 5 Конституции РФ)? Возвращение Крыма в состав Российской Федерации обходится федеральному бюджету в десятки миллиардов. С позиции геополитической безопасности страны — это, безусловно, оправдано.

Следующее обстоятельство. На заседании Совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 г. в г. Астрахани В.А. Тишков, анализируя Стратегию национального строительства, обратил внимание на аспект пространственной связи нации. «Будучи самой большой по территории страной в мире, мы не можем создавать ситуацию, когда очень значительная — сейчас уже 15% населения — часть населения сосредотачивается в одном, пусть даже столичном городе. Есть что-то неправильное в том, что наш строительный мост заманивает по всей стране граждан с 2-3 миллионами рублей покупать квартиры в Москве и Подмосковье, вместо того, чтобы развивать жилищное строительство в других регионах страны. То, что центр столицы обрел новое благоустройство — это хорошо, но то, что древнерусские города и деревни Подмосковья, стародачные поселки раздавлены десятками многоэтажных комплексов, в которые заселяются активные жители от Кавказа до Камчатки или их дети — это не очень правильно и для межнациональных отношений в будущем может быть чревато конфликтами. Этот вопрос нужно обсуждать, принимать решения не только с точки зрения коммерческой прибыли и сугубо экономических расчетов, а с точки зрения здорового и стабильного развития нашей нации»13.

Выступая на этом Совете, М. Шевченко сказал: «В горном Дагестане проживает около миллиона человек. Причем люди не уедут никогда из этих древних населенных пунктов. Для них эти села являются частью их жизни, частью их идентичности. Женщины до сих пор ходят за водой по 300-400 метров с кув- е шином на плече, поднимая его. Это, наверное, выглядит романтично, но зимой и при отрицательных температурах, при холоде это приводит к высокой детской а смертности, это приводит к болезням. Во многих селах. газа нет, и электри- о чество, несмотря на наличие в горном Дагестане каскада электростанций, к вырабатывающего очень большой электроресурс, не всегда поступает прежде о

с

всего в села Дагестана. Во многих селах люди живут по-прежнему топя свои | дома дровами и кизяком, так что к пяти часам утра дети забираются под одно в

е

одеяло. Это Российская Федерация XXI века. При всем этом мы наблюдаем о дворцы представителей чиновничьей элиты, которым завидовали бы дубайские ю

и эмирские шейхи»14. |

Конечно, в этом высказывании переплетаются и в то же время вступают в про- к

тиворечие некоторые конституционные принципы: права человека, суверенитет а

и безопасность государства, права частной собственности, равноправие субъектов |

РФ и, наконец, важнейший конституционный принцип справедливости, закре- ии

пленный в преамбуле Конституции РФ. Как все это соотнести, увязать, учесть №

при реализации интеграционных процессов не только Крыма и Севастополя, 11

но и других субъектов? Но это уже отдельная, многогранная, многоаспектная )

проблема защиты конституционного строя России и, несомненно, конституци- 7 онной политики, прежде всего, федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Кафедра конституционного и международного права предлагает обсудить, как реализуется процесс интеграции этих новых субъектов РФ — Республики Крым и города Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также с учетом трехлетнего пребывания новых субъектов 95

предложить меры, направленные на более эффективную интеграцию Крыма и Севастополя в конституционный строй Российской Федерации и, в частности, следующие проблемы:

особенности конституционной модернизации Республики Крым и города Севастополя;

становление и особенности самоопределения народа Крыма; проблемы реализации Конституции Республики Крым 2014 г. и Устава города Севастополя 2014 г.;

реализация Федерального закона РФ от 29 ноября 2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»: субъекты правореализационного процесса, правовой механизм принятия решений, реалии, тенденции реализации;

крымские интеграционные процессы в контексте конституционализации: международно-правовой, федеральный, субъектной (взаимосвязи с субъектами РФ), закономерности, особенности, перспективы развития;

проблемы интеграции судебной системы Республики Крым и города Севастополя в единую федеральную систему судебной власти;

развитие муниципальной демократии в Республике Крым и городе Севастополе;

институты гражданского общества и проблемы их функционирования в Республике Крым и городе Севастополе;

роль СМИ в развитии демократии в Республике Крым и городе Севастополе; защита прав и свобод человека и гражданина в Республике Крым и городе Севастополе;

конституционно-правовое регулирование национальной политики в Республике Крым и городе Севастополе: реалии, особенности реализации.

Участники заочного межвузовского круглого стола могут инициировать и другие вопросы интеграции новых субъектов в правовую систему Российской Федерации.

1 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализ // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 58-74.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1202.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1201.

4 См.: Кабышев В.Т. Становление конституционного строя в Республике Крым и городе Севастополе// Конституционное и муниципальное право. 2015. № 10. С. 34.

5 URL: http://kremlin.ru/events/president/news53148/ (дата обращения: 15.12.2016).

6 См.: Старостина И.А., Яковлев С.И. Конституционно-правовой статус Республики Крым и города Севастополя в контексте закономерностей и отклонений. Конституционная теория и практика публичной власти: закономерности и отклонения: сборник материалов Международной научной конференции (Москва, юридический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 21-23 апреля 2015 г.) / отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2015. С. 74.

7 См.: Томсинов В.А «Крымское право» или юридические основания воссоединения Крыма с Россией. М., 2015.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6658.

9 URL: http://economy.gov.ru/activity/sections/reestrsez/2016190202 (дата обращения: 01.12.2016).

10 См.: Изотов И., Крымова Ю. Вино по-итальянски // Российская газета. 2016. 17 окт.

11 См.: Винник С. Взаимная выгода // Российская газета. 2016. 25 нояб.

12 См.: Латухина К. Берега станут ближе // Российская газета. 2016. 16 сент.

13 URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53173 (дата обращения: 01.12.2016).

14 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.