25 URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/reestrsez/2016190202 (дата обращения: 26.09.2016).
26 Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел предварительные итоги работы налоговых органов за первое полугодие 2016 года. URL: http://nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6127327/ (дата обращения: 27.09.2016).
27 См., например: В Крыму участники СЭЗ не спешат воспользоваться таможенными льготами. URL: https://rg.ru/2015/11/06/reg-kfo/tamognya.html (дата обращения: 27.09.2016).
28 См.: Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2015 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/reginvest/20160801 (дата обращения: 27.09.2016).
29 См., например: Крым намерен наладить с Севастополем совместное развитие двух СЭЗ.РИА Крым. URL: http://crimea.ria.ru/economy/20160630/1105913631.html (дата обращения: 27.09.2016).
30 URL: http://glava.rk.gov.ru/rus/info.php?id=633674 (дата обращения: 27.09.2016).
И.А. Шестеряков, И.В. Шестерякова
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЕ: ИНТЕГРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ
В статье рассматриваются проблемы регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Отмечается, что принцип совместного ведения при формировании трудового законодательства, применительно к Республике Крым и г. Севастополю означает сочетание федерального и территориального уровней правового регулирования.
Ключевые слова: труд, работники, конвенции, Международная организация труда, коренные народы, аттестация, мигранты, заработная плата, профсоюз.
I.A. Shesteryakov, I.V. Shesteryakova
FEATURES OF THE LEGAL REGAULATION OF LABOR IN THE REPUBLIC OF ORIMEA AND THE CITY OF FEDERAL SIGNIFICANCE OF SEVASTOPOL: INTEGRATION DIMENSION
It is realized under the Constitution of the Russian Federation, federal laws and treaties of the delimitation of the subject matter and powers. Consequently the authors study the issues of regulation of labor and other directly connected relations in the Republic of Crimea and the city of federal significance of Sevastopol. It is sufficient to say that in the context of the Crimean Republic and the city of Sevastopol the principle of joint management in the formation of labor legislation means the combination of federal and territorial levels of legal regulation. It is important to reflect the national peculiarities of the region at the level of new subjects of Russia.
Keywords: labor, employees, conventions, International labor organization, indigenous peoples, attestation, migrants, wages, trade union.
Трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72, ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).
© Шестеряков Игорь Александрович, 2017
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права (Саратовская государственная юридическая академия)
© Шестерякова Ирина Владимировна, 2017
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права (Саратовская государственная юри-46 дическая академия)
Конституция Республики Крым определила разграничение предмета ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Крым, которое осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 6, 57).
Таким образом, в настоящее время на территории Республики Крым действуют Конституция РФ, федеральные законы, в т.ч. Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ).
В силу ст. 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Законы субъектов РФ, включающие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и федеральным законам. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений разграничены ст. 6 ТК РФ.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения всех работников и работодателей, заключивших трудовые договоры (ст. 11 ТК РФ). Это относится и к территории Республики Крым и г. Севастополя. Примечательна позиция Конституционного суда РФ, согласно которой установление факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года осуществляется на основе совокупности е
т
доказательств, лежащих в т.ч. в области трудовых отношений1. и
Конституционное право на труд выступает одним из базовых социально- а экономических прав. Вхождение новых субъектов в состав Российской Феде- о
в
рации актуализировало ряд проблем в этой сфере2. Так, до 1 января 2015 г. к §
й
трудовым отношениям и иным непосредственно связанным с ними отношениям, а возникшим до дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона, на- | ряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, е
содержащими нормы трудового права, применяются законы и иные норматив- о
й
ные правовые акты, включающие нормы трудового права, которые действовали р
на территории Республики Крым и территории города федерального значения Ч
Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и |
образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики К
Крым и города федерального значения Севастополя, в части, не противоречащей м
федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, содержащим I
нормы трудового права, если иное не установлено федеральным законом, т.е. на ¡§
м
граждан Крыма распространялось трудовое законодательство Украины даже в 1 переходный период. Таким образом, действовало экстерриториальное приме- 22 нение норм украинского трудового права. Это подтверждалось Определением 7 Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. № 1094-О3.
В соответствии с законодательством РФ предусмотрена необходимость переоформления трудовых договоров с учетом перерегистрации работодателя, заключенных ранее в Республике Крым и г. Севастополе (до 31 декабря 2014 г.). Однако, как свидетельствуют данные Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, не все предприятия прошли перерегистрацию. Например, 47
проблема задолженности по выплате заработной платы существует и у работодателей, прошедших регистрацию, и у тех, которые ее не прошли. Так, общая сумма задолженности по выплате заработной платы в Республике (по полному кругу должников, прошедших и не прошедших перерегистрацию в соответствии с законодательством РФ) по данным, представленным органами местного самоуправления муниципальных образований, на 1 июля 2016 г. на 46 предприятиях составила 119,7 млн руб., к 1 января 2016 г. задолженность увеличилась на 5,2 млн руб. (на 4,6%). По данным Крымстата, на 1 июля 2016 г. задолженность по выплате заработной платы на 35 предприятиях, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством РФ и представивших отчет по форме № 3-Ф в Крымстат, по сравнению с 1 января 2016 г., увеличилась на 14,9 млн руб. (на 24,9%) и составила 74,7 млн руб.4
Проанализировав аналитические отчеты Министерства труда и социальной защиты Республики Крым, можно констатировать снижение количества обращений граждан, связанных с правовым регулированием трудовых отношений: в 2014 г. — 1185 (из 7161 обращения граждан); 2015 г. — 903 (из 4258 обращений); в 2016 г. (первые три квартала) — 448 (из 5299 обращений граждан). Такая динамика подтверждается и в докладе Уполномоченного по правам человека в 2016 г.5, где констатируется, что в Крымском федеральном округе жители отмечают улучшение ситуации с правами человека. Из поступивших Уполномоченному по правам человека РФ обращений группа социальных прав составила 37%, из них меньше всего обращений (2%) было из Крымского федерального округа. Следует отметить, что прокуратурой г. Севастополя осуществляется надзор й за исполнением трудового законодательства. Так, прокуратура Севастополя вы-2м ступила в защиту прав уволенного сотрудника ООО «Управляющая компания
ю
з «Крымжилсервис» и помогла добиться 135 тыс. руб. компенсации. Заявитель обратился в районный суд с исковым заявлением к ООО «Управляющая компа-
1 ния «Крымжилсервис» с требованиями о восстановлении на работе. С апреля | 2015 г. он работал в указанной организации в должности техника и неоднократно
го
| безосновательно привлекался к ответственности за нарушения трудовой дисци-| плины, а в ноябре 2015 г. незаконно уволен с занимаемой должности. Изучив
| материалы гражданского дела, прокуратура района подготовила заключение,
и
2 которым рекомендовала суду удовлетворить требования работника, что и было ° им сделано6.
« Это свидетельствует о положительной динамике адаптации работников и
| работодателей Республики Крым и города федерального значения Севастополя к
0 трудовому законодательству РФ, а, значит и о все большей интеграции региона
1 с Россией.
0
° Еще одной характерной чертой интеграционного процесса является принятие
го
в Республике Крым региональных актов, дополняющих действующее трудовое
1 законодательство РФ. Например, 29 июня 2016 г. был принят Указ Главы Ре-| спублики Крым № 247-У, утвердивший Примерное Положение о регистрации
трудового договора, между работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, и с работником в органе местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым7, которое подготовлено в соответствии с ТК РФ (ч. 4 ст. 303) и определяет правила регистрации трудового договора, заключенного между работодателем — физическим 48 лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, с работником.
Кроме того, перечень нерабочих праздничных дней, установленных в Российской Федерации (ст. 112 ТК РФ), в Республике Крым дополнен еще одним нерабочим праздничным днем — 16 марта — Днем воссоединения Крыма с Россией8. Это полностью соответствует законодательству, т.к. данный вопрос относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 2 рассматриваемого Закона по просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым. При совпадении выходного и праздничного дней, выходной день не переносится.
Важное значение для правового регулирования трудовых отношений приобретает развитие института социального партнерства. По состоянию на 1 октября 2016 г. администрациями муниципальных образований в Республике Крым зарегистрировано 3120 коллективных договоров, из них 1146 изменений и дополнений к коллективным договорам. Наибольшее количество договоров (изменений и дополнений) зарегистрировано в городах Симферополе (605), Евпатории (246), Красногвардейском (216), Ялте (207), Керчи (187). Коллективными договорами охвачены 214264 работника, что составляет 63% от среднесписочной численности работников9.
Минимальная заработная плата в Российской Федерации с 1 июля 2016 г. установлена в размере 7500 руб в месяц. Однако в Республике Крым предусмотрен дифференцированный подход к установлению минимального размера оплаты труда, в зависимости от сектора экономики. С 1 июля 2016 г. минимальная заработная плата у работников реального сектора экономики установлена в размере не менее 7650 руб. в месяц, что на 608 руб. превышает ранее установленный е размер. Для работников бюджетного сектора минимальная заработная плата и установлена в размере 7500 руб.10 Представляется, что это еще одна особенность а
Т5
интеграционного взаимодействия федерального и регионального законодатель- о
в
ства в сфере труда. §
В Республике Крым и городе федерального значения Севастополе функциони- з рует свободная экономическая зона. Согласно Единому реестру свободной эконо- | мической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения е
Севастополя11 на сегодняшний день уже зарегистрированы соответственно 698 и о
§
220 участников. Для них устанавливаются различные налоговые преференции, в р
числе которых — пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, из них ч
в Пенсионный фонд РФ — 6%, в Фонд социального страхования РФ — 1,5%, в |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,1%12. Это дает к
возможность привлекать все больше не только российских, но и иностранных м
работников. Поэтому устанавливается особый правовой режим привлечения к и
трудовой деятельности иностранных граждан, регулирование въезда и выезда ¡§
м
иностранных граждан, а также осуществления деятельности в области морского (11 транспорта13. Например, предусмотрены следующие особенности: компенсаци- 2 онные выплаты работодателям, привлекающим трудовых мигрантов для работы 77 в субъектах РФ, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, освобождаются от НДФЛ (п. 59 ст. 217 НК РФ).
Важным в части интеграции является вопрос о признании документов, предъявляемых при заключении трудового договора, когда лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю в т.ч. трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу 49
на условиях совместительства (ст. 65 ТК РФ). Если у работника, поступающего на работу, имеются две трудовые книжки (российского и украинского образца), то работодатель ведет (и хранит) трудовую книжку российского образца. Трудовую книжку украинского образца работник предъявляет работодателю с целью подтверждения стажа, сведений о выполняемой работе, квалификации, увольнении, о награждении и др.14 Трудовые книжки украинского образца подлежат замене, работникам оформляется трудовая книжка по правилам российского законодательства. В графе 3 трудовой книжки делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу. Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. В случае если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками.
Сведения о стаже и трудовой деятельности предыдущих периодов, в т.ч. от-й раженных в трудовой книжке украинского образца, в новую трудовую книжку 2м российского образца не вносятся.
Л С момента внесения записи о конкретном юридическом лице в Единый го-
§| сударственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) РФ в трудовые книжки ра-I ботников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, созданными
1 в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством,
го
| действовавшим на территории Республики Крым и г. Севастополя до 18 марта
| 2014 г., необходимо вносить записи о реорганизации: отдельной строкой в графе
| 3 раздела «Сведения о работе» в трудовой книжке делается запись: «Организация
2 такая-то с такого-то числа переименована в такую-то», а в графе 4 проставляется ° основание переименования — приказ (распоряжение) или иное решение работа тодателя, его дата и номер, свидетельство о регистрации юридического лица, | его реквизиты.
0 В случае изменения должности, наименования структурного подразделения
1 вносится запись в трудовую книжку о назначении работника в соответствии с ° новым штатным расписанием. Следует отметить, что в Российской Федерации
го
признаются образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые 1 степени и ученые звания, полученные на территории Украины и указанные в I документах об образовании, документах об ученых степенях и ученых званиях, образцы которых утверждены Кабинетом Министров Украины и обладателями которых являются лица, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Ре-50 спублики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 31 де-
кабря 2014 г.)15, а также лица — граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым на территории Республики Крым.
Для целей возникновения трудовых отношений или продолжения ранее возникших трудовых отношений требуется документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, либо документ о наличии у работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права), либо другой документ, соответствующие документы, выданные в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, которые действовали на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признаются в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
С 1 января 2015 г. продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков исчисляется исходя из трудового законодательства РФ. Если часть периода работы для исчисления продолжительности отпуска приходилась на 2014 г., а часть на 2015 г., то в этом случае при исчислении продолжительности отпуска до 2015 г. должно применяться трудовое законодательство Украины, после 1 января 2015 г. — Российской Федерации. Продолжительность отпуска, исчисленная таким образом, суммируется16.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которая была проведена у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики е Крым и территории города федерального значения Севастополя, в соответствии и с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы а
трудового права, которые действовали на этих территориях до дня принятия в о
в
Российскую Федерацию, действительны в течение 5 лет со дня ее завершения. §
§
Исключение составляют случаи проведения внеплановой специальной оценки с условий труда, установленные ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря р 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 1 мая 2016 г.)17. е
Следует отметить, что трудовое законодательство распространяется с особен- о
§
ностями, предусмотренными федеральными законами, иными нормативными р
правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами ч
Республики Крым и г. Севастополя о государственной18 и муниципальной19 о
службе (ч. 7 ст. 11 ТК РФ). к
Таким образом, проведенный анализ особенностей правового регулирова- м
ния трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в связи с и
образованием новых субъектом РФ и их интеграцией в правовую систему РФ ¡§
м
свидетельствует, что принцип совместного ведения при формировании трудового (11 законодательства применительно к Республике Крым и г. Севастополю означает ^ сочетание федерального и территориального уровней правового регулирования. 17 Важно на уровне новых субъектов России отразить национальные особенности региона. Так, возник вопрос о внесении караимов (караев) и крымчаков, проживающих в Республике Крым20, в федеральный перечень КМН (коренных малочисленных народов), поскольку по своим параметрам они подходят под этот статус.
Считаем, что в настоящее время необходимо в региональном законодательстве о труде учитывать положения конвенции МОТ «О коренных народах и народах, 51
ведущих племенной образ жизни» (Женева, 1989 г.). Это необходимо для того, чтобы трудовое законодательство Крыма не утратило своей самобытности и оригинальности и стремилось соответствовать федеральному.
1 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 октября 2016 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 4 Федерального Конституционного закона „О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с жалобой А.Г. Оленева» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 41, ст. 5888.
2 См.: Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: конституционно-правовое исследование. М., 2016. С. 115-117.
3 Определение Конституционного Суда РФ от 21 мая 2015 г. № 1094-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Никитиной Екатерины Олеговны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 2 Федерального закона „Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/info.php?id=633599 (дата обращения: 01.12.2016).
5 См.: Российская газета. 2016. 24 марта.
6 URL: http://www.c-inform.info/news/id/43645 (дата обращения: 01.12.2016).
7 URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_297953.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
8 См.: Закон Республики Крым от 24 декабря 2014 г. «О праздниках и памятных датах в Республике Крым». URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_238233.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
9 URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/info.php?id=639431 (дата обращения: 01.12.2016).
10 Дополнительное соглашение № 1 к Соглашению о минимальной заработной плате между Советом Министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей Республики Крым от 1 июля 2016 г. URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/Dop_sogl_1.pdf (дата обращения: 01.12.2016); Дополнительное Соглашение № 2 к Республиканскому соглашению между Советом Министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2015-2017 гг. URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/Dop_sogl_2.pdf (дата обращения: 01.12.2016).
11 См.: Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/reestrsez/2016190202 (дата обращения: 01.12.2016).
12 См.: Правительство Республики Крым. URL: http://rk.gov.ru/rus/index.html/news/292731.htm (дата обращения: 01.12.2016).
13 См.: Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в ред. от 5 апреля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 48, ст. 6658; 2016. № 15, ст. 2053;
14 Подробнее об этом см.: Письмо Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 14-2/В-862. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 12, ст. 1201; 2015. № 1, ч. I, ст. 3.
16 Подробнее об этом см.: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2014 г. № 14-2/В-933. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
17 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6991; 2016. № 18, ст. 2512.
18 См. п. 2 ст. 4 Закона г. Севастополя от 3 июня 2014 г. № 23-3C «О государственной гражданской службе г. Севастополя» (в ред. от 27 июля 2016 г.) // Севастопольские известия. 2014. 11 июня; Официальный сайт Законодательного Собрания города Севастополя. URL: http://sevzakon.ru (дата обращения: 28.07.2016); п. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 7-ЗРК «О государственной гражданской службе Республики Крым» (в ред. от 28 июня 2016 г.) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014. № 1, ч. 2; 2016. № 6.
19 См. п. 2 ст. 3 Закона Республики Крым от 16 сентября 2014 г. № 76-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Крым» (в ред. от 1 июня 2016 г.) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014. № 3, ч. 1; 2016. № 5; ч. 2 ст. 3 Закона г. Севастополя от 5 августа 2014 г. № 53-ЗС «О муниципальной службе в г. Севастополе» (в ред. от 29 мая 2015 г.) // Севастопольские известия. 2014. 9 авг.; 2015. 30 мая.
20 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Российская газета. 2016. 24 марта.