Научная статья на тему 'Особенности специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя'

Особенности специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧАСТНИК СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буткевич О.В.

В статье на основе анализа юридической литературы исследуется категория «специальный правовой режим предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне», выделяются егоосновные признаки и особенности по сравнению со специальным правовым режимом предпринимательской деятельности в особой экономической зоне. Обосновывается, что одной из главных особенностей специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне является его льготная направленность для участников свободной экономической зоны. Наоснове анализа нормативных правовых актов по созданию и функционированию свободной экономической зоны раскрываются предусмотренные законодательством льготы и проблемы их применения кучастникам свободной экономической зоны. Выводы по работе имеют как научную так и практическую направленность, связанную с необходимостью усовершенствования действующего законодательства и разработки новых нормативныхправовых актов по вопросам применения специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буткевич О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2015. - № 1. - С. 237 - 245.

УДК 346.12

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА

СЕВАСТОПОЛЯ

Буткевич О. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского

В статье на основе анализа юридической литературы исследуется категория «специальный правовой режим предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне», выделяются его основные признаки и особенности по сравнению со специальным правовым режимом предпринимательской деятельности в особой экономической зоне. Обосновывается, что одной из главных особенностей специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне является его льготная направленность для участников свободной экономической зоны. На основе анализа нормативных правовых актов по созданию и функционированию свободной экономической зоны раскрываются предусмотренные законодательством льготы и проблемы их применения к участникам свободной экономической зоны.

Выводы по работе имеют как научную так и практическую направленность, связанную с необходимостью усовершенствования действующего законодательства и разработки новых нормативных правовых актов по вопросам применения специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым и города Севастополя.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, особая экономическая зона, специальный правовой режим предпринимательской деятельности, участник свободной экономической зоны, налоговые льготы.

Категория «правовой режим» достаточно часто используется учеными при определении системы обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для видов деятельности и порядка использования определенных объектов. В научной литературе встречаются такие термины как «правовой режим имущества субъектов предпринимательского права» [6, с. 140], «правовой режим иностранных инвестиций» [13, с. 814], «правовой режим информации» [9, с. 162] и т. п.

Термин «правовой режим» в каждом из этих случаев употребляется относительно правового регулирования определенного вида общественных отношений (вида деятельности). Хотя существует характеристика правовых режимов в отношении определенных объектов (правовой режим имущества), к содержанию определенных операций (правовой режим выпуска и обращения ценных бумаг). Но и в этом случае речь идет о правовом регулировании соответствующей сферы общественных отношений (вида деятельности), выделенных по указанным признакам [8, с. 49].

В теории права правовые режимы, их место в правовом регулировании и

237

юридические основания исследовались С.С. Алексеевым, С.А. Комаровым, А.В. Малько, НИ. Матузовым и др [1, с. 185; 7, с. 366-367; 10, с. 644-646].

Одни ученые считают, что термином «правовой режим» обозначается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов [11, с. 265]. Другие рассматривают его как специфический вид правового регулирования, выраженный в своеобразном комплексе правовых стимулов и правовых ограничений [10, с. 645]. По нашему мнению, наиболее последовательно в теоретическом аспекте анализ правового режима дается в работах С.С.Алексеева, который понимает под правовым режимом порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой разрешений, запретов, а также позитивных обязательств и создают особую направленность регулирования [1, с.185; 2, с.278]. Разрешения, запреты и позитивные обязательства являются способами правового регулирования, в особом сочетании создают общеразрешительный или обязывающий тип правового регулирования, лежащий в основе каждого правового режима. Кроме того, С. С. Алексеев разделяет правовые режимы на первичные (общие) и вторичные (представляют модификацию первичных режимов и состоят из особых льгот, дополнительных прав или ограничений) [2, с.187]. Ученый уделяет внимание отраслевым режимам, а также специальным режимам, основанным на первичных, которые выступают в основном как ограниченные (ограничивают общий режим) или льготные режимы (устанавливают дополнительные права для определенных субъектов) [1, с. 187, 194].

Главными признаками всех правовых режимов называют: 1) установление их законодательством и обеспечение государством; 2) цель (специфическим образом регламентировать определенные сферы общественных отношений, при этом выделяя во временных и пространственных рамках тех или иных субъектов и объектов права); 3) составляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризуется определенным их сочетанием; 4) создают определенную степень благоприятствования или неблагоприятствования для удовлетворения интересов отдельных субъектов права [7, с.366]. Как вид правового регулирования правовой режим имеет специфический, присущий ему механизм правового регулирования. Им называют систему юридических средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование [11, с. 269].

В последнее время особый правовой режим все более чаще вводится в сфере предпринимательства. Признаком особых и свободных экономических зон в Российской Федерации является введение специального правового режима предпринимательской деятельности. Главной особенностью законодательного закрепления такого режима является установление правовых норм, которые дополняют или ограничивают общие правила, установленные предпринимательским законодательством.

Специальный правовой режим предпринимательской деятельности в особых и свободных экономических зон в Российской Федерации выступает как вторичный относительно того правового режима хозяйствования, который действует на территории государства, так как представляет собой модификацию общего режима,

238

при этом разрешение, которое лежит в основе общего режима, содержит особые льготы и преимущества, состоящие из дополнительных прав определенных субъектов. Кроме того, он ограничен территориальными и временными границами -устанавливается на отдельной территории и на определенный срок.

Проблемы определения специального правового режима предпринимательской деятельности в особых экономических зонах (далее - ОЭЗ) исследовали такие ученные как Д.Р. Арутюнов, А.В. Гасумянова, О.В. Флоря и др. Так, по мнению О.В. Флоря, объектом правоотношений, регулируемых правовым режимом предпринимательской деятельности в ОЭЗ, является сама предпринимательская деятельность, осуществляемая на территории ОЭЗ, и связанные с ее осуществлением действия субъектов правоотношений. Основными характеристиками предпринимательской деятельности в ОЭЗ являются следующие: таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый по отношению к ОЭЗ, особый режим землепользования в ОЭЗ, который заключается в том, что органом, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками в границах ОЭЗ, является Минэкономразвития РФ, предоставление земельных участков в пользование для осуществления предпринимательской деятельности исключительно на основании договора аренды, осуществление предпринимательской деятельности в ОЭЗ специально зарегистрированными субъектами (резидентами ОЭЗ), правовой статус которых определяется в зависимости от вида соглашения об осуществлении предпринимательской деятельности в ОЭЗ и вида ОЭЗ, наличия специального налогового режима [12, с. 31].

А.В. Гасумянова определяет правовой режим предпринимательства в ОЭЗ как особый порядок правового регулирования предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ, выражающийся в сочетании различных юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права, действующих на территории ОЭЗ [4, с. 5].

Д.Р. Арутюнов указывает на то, что специальный правовой режим предпринимательской деятельности в ОЭЗ устанавливается в целях создания благоприятных условий для инвестиций и развития экономики отдельных регионов, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству и т.д. [3, с. 35].

Некоторые ученные делают вывод о том, что в ОЭЗ вводится административно-правовой режим предпринимательской деятельности, который включает льготный режим таможенного регулирования экспортно-импортных операций, налогообложения, лицензирования, визового оформления, банковской деятельности, имущественных и залоговых отношений, предоставления концессий, трудового и социального законодательства, особый порядок управления особой экономической зоной [5, с. 9].

Каждое из этих положений имеет внутреннюю логику и позволяет с разных сторон осмыслить феномен специального правового режима предпринимательской деятельности в ОЭЗ. В то же время специальный правовой режим предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территории

239

Республики Крым и города Севастополя в юридической литературе недостаточно изучен в науке и освещен в юридической литературе. Данное обстоятельство связано с тем, что одним из важных экономических событий на территории Республики Крым и города Севастополя является принятие Федерального Закона от 29.11.2014 г. №377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»). Указанным законом предусмотрено создание свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вопросы правового обеспечения функционирования СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе и реализации специального правового режима предпринимательской деятельности в СЭЗ являются крайне актуальными учитывая особенности региона и не исследованными, поскольку Федеральный закон о создании СЭЗ вступил в силу 1 января 2015 года. Поэтому целью данной статьи является анализ нормативных правовых актов по созданию и функционированию СЭЗ в Российской Федерации и выделению особенностей специального правового режима предпринимательской деятельности в свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, выявления проблем правового регулирования предпринимательских отношений в СЭЗ и предложения путей их решения.

Анализ юридической литературы и ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» позволяет выделить следующие признаки, присущие специальному правовому режиму предпринимательской деятельности в СЭЗ:

- Он устанавливается специальным федеральным законом: Федеральным Законом от 29.11.2014 г. №377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Содержание данного признака отличает СЭЗ от ОЭЗ, создаваемых в Российской Федерации тем, что все ОЭЗ создаются постановлением Правительства Российской Федерации, а содержание указанного режима в ОЭЗ определяется Федеральным законом от 22.05.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах Российской Федерации».

- Специальный правовой режим предпринимательской деятельности действует на территории СЭЗ весь срок существования такой зоны. В соответствии со ст.9 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» свободная экономическая зона создается на двадцать пять лет. Срок существования свободной экономической зоны может быть продлен федеральным законом. В то время как особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит;

- Этот режим вводится с конкретной целью - регулировать предпринимательские отношения, складывающиеся в СЭЗ для привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-

240

курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя;

- Особенность этого режима заключается еще в том, что создаются специальные органы - органы управления СЭЗ, с помощью которых осуществляется указанный режим. Органы управления экономической зоны осуществляют контроль за выполнением субъектами СЭЗ определенных обязательств, а также по предоставлению им предусмотренных законодательством льгот. При этом не полностью совпадает круг субъектов, которые могут выступать органами управления особой экономической зоны и свободной экономической зоны. Так, органами управления СЭЗ на территории Крыма являются: уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории Республики Крым и экспертный совет по вопросам свободной экономической зоны на территории города федерального значения Севастополя, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым и высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя. Органами управления особыми экономическими зонами являются: уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, управляющая компания.

- Такой режим представляет собой определенный порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризуется определенным их сочетанием;

- Он создает соответствующую степень благоприятности для удовлетворения интересов определенной группы субъектов путем установления для них определенных льгот и преимуществ. Следовательно, такой режим можно определить как льготный. Но следует учитывать, что он является льготным только для отдельной группы субъектов предпринимательства на территории свободной экономической зоны - для участников СЭЗ.

Специальный режим хозяйствования в СЭЗ характеризуется своей льготной направленностью, а поэтому большое значение имеют льготы, предоставляемые субъектам СЭЗ. В теории права льгота определяется как правомерное облегчения состояния субъекта, что позволяет ему более полно удовлетворять собственные интересы и выражается как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Следует обратить внимание на то, что льготы (льготный режим предпринимательства) являются характерным признаком СЭЗ в разных странах, поскольку введение именно льгот в СЭЗ привлекает инвесторов.

Льготная направленность специального правового режима предпринимательской деятельности для участников СЭЗ заключается в следующем: • особенностях осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками свободной экономической зоны инвестиционных проектов, которые устанавливаются ст.17 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма» и начнут действовать с 1 января 2017 года;

241

• предоставлении в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов;

• установлении, что товары, предназначенные для использования участниками СЭЗ в целях осуществления предпринимательской и иной деятельности в соответствии с договорами об условиях деятельности в свободной экономической зоне и (или) размещения в свободной экономической зоне, могут помещаться под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (ст.18-21 ФЗ «О СЭЗ на территории Крыма»);

• льготном режиме налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации организации - участники свободной экономической зоны освобождаются от уплаты налога на имущество в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. При буквальном толковании указанной нормы закона получается, что освобождаемое от уплаты налога имущество должно приобретаться в ходе деятельности участника свободной экономической зоны и если имущество было приобретено участником раньше, то указанная льгота будет применяться в течение другого срока.

Относительно применения указанного пункта 26 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации было дано разъяснение Письмом Минфина России от 31.07.2015 N 03-05-05-01/44406 «О сроке применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя» и Письмом Федеральной Налоговой Службы России от 16.09.2015 N БС-4-11/16292 «О сроке применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника свободной экономической зоны в Республике Крым и г. Севастополе»: «... в отношении имущества, учтенного на балансе организации и приобретенного до получения статуса участника свободной экономической зоны, налоговая льгота по пункту 26 статьи 381 Кодекса применяется в течение 10 лет начиная со дня включения юридического лица в единый реестр участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя при условии использования его в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в свободной экономической зоне».

В соответствии со ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты земельного налога организации - участники свободной экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Данную норму необходимо редактировать, поскольку в ней не учитывается

242

тот момент что у участника свободной экономической зоны уже может быть в собственности земельный участок и тогда он ставится в неравное положение с другими, которые такое право собственности только приобретут, по сроку применения указанной льготы. Срок предоставления льготы по земельному налогу у такого плательщика должен исчисляться со дня включения юридического лица в единый реестр участников свободной экономической зоны.

Кроме того, согласно ст.295.3 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении собственных амортизируемых основных средств налогоплательщиков -организаций, имеющих статус участника свободной экономической зоны вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2.

В соответствии с пунктом 1.7. ст.284 Налогового кодекса Российской Федерации для участников СЭЗ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль. Так, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне; налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в настоящем абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.

Указанные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

В соответствии с разъяснением Министерства Финансов Российской Федерации Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50228 « О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участниками свободной экономической зоны» пониженные налоговые ставки, установленные в соответствии с пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ, применяются организациями - участниками свободной экономической зоны к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне.

Кроме налоговых льгот для участников СЭЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов. В соответствии со ст.58.4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в течение 10 лет со дня получения статуса участника свободной экономической зоны начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус, для участников СЭЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: 6,0% - в Пенсионный фонд Российской Феде-

243

рации, 1,5% - в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Указанные тарифы страховых взносов применяются в отношении участников свободной экономической зоны, получивших такой статус не позднее чем в течение трех лет со дня создания соответствующей свободной экономической зоны.

По подсчетам экспертов, совокупная величина отчислений во внебюджетные фонды участника СЭЗ составит 7,6%, тогда как для обычного страхователя размер подобных отчислений намного выше - 30%.

Подводя итог всему вышеизложенному можно сказать, что специальный правовой режим предпринимательской деятельности в СЭЗ - это определенный порядок правового регулирования предпринимательских отношений на территории свободной экономической зоны, который вводится специальным федеральным законом сроком на 25 лет для участников СЭЗ, осуществляется специальными органами управления и характеризуется льготной направленностью, а также ограничениями и запретами с целью привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Для достижения цели, ради которой создается СЭЗ и вводится такой режим, большое значение имеет его льготная направленность. Но установление в нормативных правовых актах льгот для привлечение инвесторов в СЭЗ недостаточно, необходимо чтобы такие льготы реально применялись, в связи с чем просто разъяснений министерств о применении той или иной нормы недостаточно - необходимо внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты, прямо устанавливающие налоговые и другие финансовые льготы для участников СЭЗ. Разработка конкретных предложений о внесении изменений в действующее законодательство, а также анализ соотношения льгот, гарантий, ограничений и запретов, особых мер ответственности, установленных для участников СЭЗ, является темой дальнейших исследований в этом направлении.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юрид. лит., 1989. -288 с.

2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НОРМА, 2002. - 608 с.

3. Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2006. № 93.

4. Гасумянова А.В. Правовой режим предпринимательства в особых экономических зонах в Российской Федерации. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 144 с.

5. Гомин А. П., Городилов А. А., Каргополов С. Г. XXI век: Свободная зона и особый статус. Калининград, 2001. - 176 с.

6. Ершова И.В. Предпринимательское право: Учебник. - М.: Юриспруденция, 2002. - 512 с.

7. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА М, 1999. - 448 с.

8. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнформ», 2001. - 212 с.

9. Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2т. Т.1 / Отв. ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - 727 с.

244

10. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. - 672 с.

11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Ко-рельского и В.Д. Перевалова - М.: ИНФРА - НОРМА М, 1997. - 570 с.

12. Флоря О.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2011. - 33 с.

13. Хозяйственное право: Учебник / В.К. Мамутов, Г.Л. Знаменский, К.С. Хахулин и др..; Под ред. Мамутова В.К. - К.: Юринком Интер, 2002. - 912 с.

Butkevich O. Peculiarities of special legal regime of business activity in free economic zone in the Republic of Crimea and the city of Sevastopol // Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Juridical science. - 2015. - № 1. - Р. 238 - 246.

On the basis of the analysis of legal literature explores the category of "special regime of business activity in the free economic zone", highlighted its main features and characteristics compared to the special legal regime of business activity in the special economic zone. It is proved that one of the main features of the special legal status of entrepreneurial activity in the free economic zone is its preferential orientation for participants in the free economic zone. Based on the analysis of regulations on the establishment and operation of free economic zone provided by the legislation reveals the benefits and problems of their application to the participants of the free economic zone.

Conclusions have to work as a scientific and practical orientation associated with the need to improve current legislation and the development of new regulations on the application of the special legal status of entrepreneurial activity in the free economic zone on the territory of the Republic of Crimea and Sevastopol.

Keywords: free economic zone, special economic zone, the special legal regime of business activity, a member of the free economic zones, tax incentives

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.