УДК 332.15
Сиваш Ольга Сергеевна,
кандидат экономических наук, доцент,
доцент кафедры государственных финансов и банковского дела,
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь.
Sivash Olga,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Public Finance and Banking,
V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol.
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА1
SPECIAL ECONOMIC ZONES AND THEIR IMPACT ON THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE INVESTMENT PROCESS
Создание особых экономических зон является одним из ключевых проектов, реализуемых в настоящее время в Российской Федерации с целью активизации инвестиционного процесса и стимулирования социально-экономического развития субъектов РФ.
В статье выявлены преимущества создания свободных экономических зон и рассмотрено влияние особых экономических зон на устойчивое развитие инвестиционного процесса в регионе.
Рассмотрены правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон, в которых представлены четыре группы расчетных показателей и критерии оценки эффективности функционирования особой экономической зоны.
Проанализированы результаты деятельности свободной экономической зоны в Республике Крым и г. Севастополе, а также результаты функционирования свободного порта Владивосток и прогнозные показатели их дальнейшего развития. Проведен сравнительный анализ условий, льгот и преференций, которые регламентированы для резидентов Свободной экономической зоны Республики Крым и Свободного порта Владивосток, выявлены сходства и различия.
Выделены долгосрочные приоритеты развития рассматриваемых регионов, реализации которых будет способствовать эффективная деятельность особых экономических зон.
Вместе с тем, выявлены слабые места в развитии особых экономических зон в Российской Федерации, недостатки в современном состоянии рассматриваемых регионов, которые могут помешать достижению стратегических целей.
Определены принципы взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, направленные на обеспечение благоприятного инвестиционного климата.
Ключевые слова: особая экономическая зона, свободная экономическая зона в Республике Крым и г. Севастополе, Свободный порт Владивосток, оценка эффективности, инвестиционный процесс, льготы и преференции, потенциал развития.
The creation of special economic zones is one of the key projects currently being implemented in the Russian Federation with a view to activating the investment process and stimulating the socioeconomic development of the constituent entities of the Russian Federation.
The article reveals the advantages of creating free economic zones and considered the impact of special economic zones on the sustainable development of the investment process in the region.
The rules for assessing the effectiveness of the operation of special economic zones are presented, in which four groups of calculated indicators and criteria for assessing the performance of a special economic zone are presented.
The results of the activities of the free economic zone in the Republic of Crimea and Sevastopol, as well as the results of the functioning of the free port of Vladivostok and the forecast indicators of their further development are analyzed. A comparative analysis of the conditions, privileges and preferences, which are regulated for residents of the Free Economic Zone of the Republic of Crimea and the Free Port of Vladivostok, has revealed similarities and differences.
Long-term priorities for the development of the regions in question are singled out, the implementation of which will be facilitated by the effective operation of special economic zones.
At the same time, weaknesses in the development of special economic zones in the Russian Federation have been identified, shortcomings in the current state of the regions under consideration, which may hamper the achievement of strategic goals.
The principles of interaction of state authorities with subjects of entrepreneurial and investment activities aimed at ensuring a favorable investment climate are defined.
Keywords: special economic zone, free economic zone in the Republic of Crimea and Sevastopol, Vladivostok Free Port, efficiency evaluation, investment process, benefits and preferences, development potential.
Исследование выполнено при поддержке Программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы по проекту «Поддержка академической мобильности работников университета на заявительной основе»
142
ВВЕДЕНИЕ
Каждый субъект Российской Федерации обладает уникальными возможностями развития социально-экономического потенциала, имея при этом различные условия реализации хозяйственной деятельности и различные приоритетные отрасли экономики.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является ускорение социально-экономического развития регионов, которое базируется на активизации инвестиционных и производственных процессов в различных секторах экономики, являющихся отраслями специализации для региона.
Создание привлекательных условий для предпринимательской деятельности, развитие производственного и инфраструктурного потенциала являются одними из первоочередных задач для достижения стратегических целей развития региона.
Формирование необходимого объема инвестиционных ресурсов для эффективной реализации инвестиционного процесса является важным вопросом, для решения которого необходим комплексный подход к проблеме: создание благоприятного инвестиционного климата, развитие инвестиционного потенциала, обеспечение приемлемого уровня инвестиционного риска, наличие развитой транспортно-логистической инфраструктуры.
С этой целью в Российской Федерации реализуются меры государственной поддержки на отдельных территориях, выделенных в качестве особых экономических зон, в которых действуют специальные льготные условия ведения бизнеса для резидентов — хозяйствующих субъектов, которые произвели регистрацию в установленном порядке, создают новые производства или реализуют новые проекты: предоставляются налоговые и таможенные преференции, а также обеспечивается государственная протекция в судебном обжаловании решений органов государственной власти.
Эффективная деятельность особой экономической зоны позволяет привлекать в регион предпринимателей-инвесторов, которые не только осуществляют вложение средств в развитие производства, но и способствуют повышению уровня занятости населения и их квалификации и росту уровня благосостояния региона.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью исследования является изучение условий функционирования особых экономических зон в различных субъектах Российской Федерации, выявление сходств и различий, направления повышения их эффективности.
Для достижения цели решены задачи выявления преимуществ функционирования особой экономической зоны на территории региона, определения эффективности и результативности деятельности таких территорий в субъектах РФ, а также представления приоритетов развития регионов и препятствий для устойчивого долгосрочного развития. РЕЗУЛЬТАТЫ
Исследуя вопросы инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации, следует отметить необходимость расширения и укрепления хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации и необходимость сокращения межрегиональной дифференциации в их социально-экономическом развитии.
Такие субъекты Российской Федерации, как Республика Крым и Приморский край обладают уникальными особенностями — они являются удаленными регионами от центра страны, омываются морями и имеют специфические природно-климатические условия, определяющие специфику развития региона.
Следует отметить, что географическое положение Приморского края определяет различные условия, в которых находятся районы края и, соответственно, различный уровень инвестиционной привлекательности, различные виды приоритетной деятельности. Такое же различие можно наблюдать и в Республике Крым, что свидетельствует о необходимости изучения особенностей инвестиционного процесса в Приморском крае, инструментов управления инвестиционным процессом, возможности использования опыта Приморского края для развития инвестиционного процесса в Республике Крым.
И Республика Крым, и Приморский край являются регионами приоритетного развития в Российской Федерации, в которых, в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года, в качестве одной из основных задач по сбалансированному пространственному и региональному развитию обозначено приоритетное развитие экономического потенциала [1, с. 12]. При этом Приморский край сравним с Республикой Крым в отношении наиболее инвестиционно привлекательных отраслей экономики. Это туризм, сельское хозяйство, рыбное хозяйство. Также рассматриваются проекты по строительству дорог и мостов, энергетических подстанций, игорной зоны.
По данным Рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2016-2017 годах по рейтингу инвестиционного климата Приморский край занимал 55 место, Республика Крым — 58 место из 85. По рангу инвестиционного потенциала в 2017 году Приморский край занял 22 место (в 2016 году — 21 место), Республика Крым — 28 место. Но по уровню инвестиционного риска в 2017 году Республика Крым сильно усту-
143
Создание Особой (специальной, свободной) экономической зоны
привлечение российских и иностранных инвестиций
развитие обрабатывающих отраслей экономики
пает: у Приморского края — 53 место (2016 г. — 46 место), у Республики Крым — 71 место (2016 г. — 66 место) [2].
По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», данным регионам присвоен уровень инвестиционной привлекательности 3В1 — «Пониженный потенциал — умеренный риск», который означает, что регион является благополучным с потенциалом чуть ниже среднего. К этой группе относятся регионы, которые характеризует снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов [3].
Функционирование особых экономических зон является мощным инструментом активизации инвестиционного процесса, который позволяет не только стимулировать рост физического объема привлекаемых инвестиций, но и оптимизировать их территориальное и отраслевое распределение.
Создание особых экономических зон (специальных, свободных зон, зон «порто-франко») способствует социально-экономическому развитию территории, привлечению инвестиций, созданию и развитию производств, основанных на новых технологиях, развитию транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы [4].
Особая экономическая зона (ОЭЗ) представляет собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом, на которой действуют льготные экономические условия для инвесторов и предпринимателей — налоговые преференции (сниженные налоговые ставки по налогу на прибыль, на землю, на имущество), упрощенные таможенные процедуры, снижение или освобождение от таможенных пошлин, возможность применения механизмов ускоренной амортизации, упрощенный механизм передачи земельных участков в аренду.
Таким образом, ОЭЗ оказывают положительный эффект как на привлекательные условия для ведения бизнеса, так на развитие региона, в котором функционирует такая зона, и на развитие государства в целом (рис. 1).
Таким образом, функционирование СЭЗ на территории региона может способствовать активизации производственной деятельности, в том числе по производству импортозамещающих товаров, повышению качества производимой продукции, развитию производства сложной высокотехнологичной продукции, для чего будут привлекаться высококвалифицированные специалисты и, сле-
развитие высокотехнологических отраслей экономики
развитие производства новых видов продукции
развитие транспортной инфраструктуры
развитие сферы услуг
развитие предпринимательской деятельности
стимулирование развития региона
создание новых рабочих мест, в том числе для высококвалифицированных кадров
коммерциализация результатов научно-технической деятельности
Рис. 1. Преимущества создания свободных экономических зон (Составлено автором)
144
довательно, возрастать уровень оплаты труда, развитию экспортного потенциала региона, а также возникновению предпосылок для стимулирования его экономического развития.
Кроме того, в процессе функционирования специальных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, направленная на дальнейшее комплексное развитие зон [5, с. 163], повышается научно-технический потенциал, происходит внедрение новых методов управления и форм предпринимательства, переход к мировым стандартам сервисных услуг [5, с. 166].
При реализации инвестиционных проектов резидентами СЭЗ учитывается не только экономический эффект, но и социальный эффект, который может быть достигнут при следующих условиях:
• увеличение количества создаваемых рабочих мест;
• строительство, модернизация или реконструкция объектов социальной инфраструктуры (школы, больницы, культурные объекты, объекты розничной торговли, коммунального хозяйства);
• рост объемов финансирования объектов социальной инфраструктуры из различных источников (бюджеты различных уровней и инвестиции) и их рентабельность.
С целью обеспечения мониторинга эффективности функционирования особых экономических зон, Правительством Российской Федерации были приняты «Правила оценки эффективности функционирования особых экономических зон», в которых представлены четыре группы расчетных показателей и критерии оценки эффективности функционирования особой экономической зоны (рис. 2). Оценку эффективности по данной методике осуществляет Министерство экономического развития РФ.
Показатели эффективности Критерии оценки эффективности
--Ч г
Показатель эффективности, отражающий деятельность резидентов особой экономической
ЗОНЫ (Ерез)
Показатель эффективности, отражающий рентабельность вложения средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в создание объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры особой экономической зоны (11фб)
Показатель эффективности, отражающий деятельность органов управления особой экономической зоны (Еоу)
Сводный показатель эффективности
Расчетный показатель эффективности (Еоэз):
Еоэз = 0,65хЫфб + + 0,2х Ерез + 0,15 хЕ„у
Е„эз > 90% — эффективное функционирование особой экономической зоны;
90% > Еоэз > 50% — достаточно эффективное функционирование особой экономической зоны;
Е«эз < 50% — неэффективное функционирование особой экономической зоны
Рис. 2. Показатели оценки эффективности функционирования особых экономических зон (Составлено по материалам [6, с. 1-8]).
По результатам оценки, в случае признания деятельности ОЭЗ неэффективной, устанавливается финансовая ответственность субъекта Российской Федерации с определением объема средств, которые субъект РФ должен вернуть из своего бюджета в федеральный бюджет.
Отметим, что важной составляющей оценки эффективности функционирования ОЭЗ является сопоставление фактических количественных показателей с плановыми — количество резидентов, созданных рабочих мест, объем инвестиций и объем выручки от реализации.
145
Большое значение имеет объем бюджетных средств субъекта РФ, направленных на финансирование создания объектов инфраструктуры, объем уплаченных резидентами налогов, объем используемых резидентами льгот в сопоставлении с объемом средств федерального бюджета, направленных на финансирование создания объектов инфраструктуры и объемом льгот по платежам в федеральный бюджет и таможенным платежам (также анализируются плановые и фактические показатели) [6, с. 3].
Следует отметить, что ОЭЗ являются «точками роста» для регионов, в которых создаются мощные стимулы для активизации внутреннего потенциала регионов, условия для всестороннего развития и модернизации региональной экономики. То есть они являются катализатором развития, но не могут обеспечить устойчивый долгосрочный экономический рост только своим существованием. Соответственно, оценка эффективности функционирования ОЭЗ должна учитывать влияние ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона [7, с.38].
В 2014 году на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя был регламентирован особый правовой режим функционирования свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным Законом №377-Ф3 от 29.11.2014 г. [8].
Для Республики Крым и г. Севастополя создание свободной экономической зоны (СЭЗ) открыло возможности реализации инвестиционного потенциала территории и способствовало установлению благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения средств инвесторов. На конец 2016 года участники СЭЗ реализовывали на территории Республики Крым и г. Севастополя 995 инвестиционных проектов, количество зарегистрированных участников составило 970 хозяйствующих субъектов. Проанализируем результаты деятельности СЭЗ за первые годы ее функционирования (рис. 3).
По данным рисунка 3, можно отметить, что деятельность свободной экономической зоны в Республике Крым характеризуется кратным увеличением количественных экономических показателей. Исследуемым периодом является время функционирования СЭЗ в Республике Крым — с 2015 года по
180 00 0
160000
140 00 0
120 00 0
100000
80 00 0
60000
40 00 0
20 00 0
0 Объем выручки от продажи товаров, работ и услуг Объем выручки от продажи товаров, работ и услуг, полученной ИП, микропредприят иями и МП Об ъем инвестиций, осуществленных в соответствии с заключ енн ыми договорами об условиях деятельности в СЭЗ в том числе капитальных вложений Количество построенных и вв еденных в эксплуатацию объектов недвижимости и объектов и н фраструкту ры Количество созданных рабочих мест на территории свобо дно й экономической зо ны
2015 год 12167,8 6680,1 4424,9 3261,6 207 3277
2016 год 146013,1 59281,3 19027,0 14025,0 724 13108
2018 год (прогноз) 170479,8 92123,4 29813,3 25174,3 160 7627
Рис. 3. Показатели деятельности свободной экономической зоны в Республике Крым и г. Севастополе (Составлено по материалам [9, с. 5-7])
146
2016 год, а также учитывает прогнозные показатели за 2018 год. Так, объем выручки от продажи товаров, работ и услуг за исследуемый период возрастает более чем в 12 раз (в 2018 году прогнозируется дальнейший рост объемов выручки от реализации, который продемонстрирует увеличение по сравнению с 2015 годом в 13 раз, с 2016 годом — на 16,8%). При этом 86,9% выручки получили участники СЭЗ в рамках заключенных договоров о деятельности в Республике Крым и 13,1% в г. Севастополе. Следует отметить, что бульшую часть выручки получали предприятия, относящиеся к крупному бизнесу, доля выручки микропредприятий и малых предприятий составила в 2016 году 40,6%.
Общий объем инвестиций участников СЭЗ возрос за рассматриваемый период в 4,3 раза (78% в Республике Крым и 22% в г. Севастополе) и прогнозируется дальнейший рост на 56,7% в 2018 году по сравнению с 2016 годом и в 6,7 раз по сравнению с 2015 годом. При этом на капитальные вложения приходится 74% всех инвестиций.
Отметим значительный рост в 2016 году количества построенных объектов недвижимости и транспортной (социальной, инновационной, инженерной и иной) инфраструктуры — в 3,5 раза. Однако, в 2018 году прогнозируется снижение количества строительства объектов до 160 (на 78%).
Также при значительном росте в 2016 году (в 4 раза — с 3 277 в 2015 г. до 13 108 в 2016 г.) количества созданных рабочих мест на территории СЭЗ, в 2018 году прогнозируется их снижение на 42% от уровня 2016 года.
Значительный рост в 2016 году показал совокупный объем налогов, уплаченных в бюджеты всех уровней — в 8,5 раз по сравнению с 2015 годом и составил 11 158,1 млн руб., при этом 86% было уплачено в Республике Крым, 14% — в г. Севастополе.
При этом объем таможенных платежей за рассматриваемый период снизился на 72%, что демонстрирует активизацию внешнеэкономической деятельности и успешное применение участниками СЭЗ льгот по уплате таможенных пошлин и налогов при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Объем таможенных льгот в 2016 году составил 320,4 млн руб., консолидированный объем налоговых и неналоговых льгот и выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов, используемых участниками СЭЗ, составил 3 286,3 млн руб. [9, с. 5].
Чистая прибыль участников СЭЗ возросла в 2016 году в 17 раз по сравнению с 2015 годом и составила 14 719,7 млн руб.
Проанализируем результаты функционирования особых экономических зон в Приморском крае на примере свободного порта Владивосток. К свободному порту Владивосток относятся части территории Приморского края и других субъектов Российской Федерации (всего 20 муниципальных образований), на которых в соответствии с законодательством устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности, его деятельность регламентируется Федеральным законом РФ №212-ФЗ от 13 июля 2015 года [10].
Функции по управлению Свободным портом Владивосток (СПВ) осуществляет управляющая компания АО «Корпорация развития Дальнего Востока», что определено постановлением Правительства РФ .№432 от 30.04.2015 г. Рассмотрим результаты деятельности свободного порта Владивосток за период его существования (рис. 4).
В 2015-2016 гг. в управляющую компанию поступила 221 заявка на заключение соглашения об осуществлении деятельности в качестве резидента на его территории, при этом в 2015 году было подано 30 заявок, в 2016 году — 191 заявка. По заявленным данным, по мере реализации проектов, на территорию должно поступить 264,2 млрд инвестиций и создано 28 152 рабочих места.
На конец 2016 года из всего объема заявок было заключено 118 соглашений с резидентами об осуществлении деятельности на территории Свободного порта Владивосток, на основании которых должно поступить 183,5 млрд руб. инвестиций и создано 21 962 рабочих места. Фактически по состоянию на 31.12.2016 года на территории Свободного порта Владивосток было реализовано 9 проектов, по которым были осуществлены инвестиции в размере 4,5 млрд руб. и создано 421 рабочее место [11, с. 15].
По состоянию на 13 апреля 2018 года с резидентами СПВ заключено 622 соглашения, в которых определен общий объем инвестиций в размере 374 млрд руб. При реализации данных соглашений планируется создание 42 959 рабочих мест. При этом с августа 2017 года предусмотрено предоставление электронной визы для иностранцев на пребывание на территории РФ до 8 дней, со сроком действия 30 дней [12]. По предварительной оценке экспертов, в результате создания Свободного порта Владивосток ожидается существенный рост ВРП Приморского края — в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн. рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн. рублей). Прирост ВРП Дальневосточного федерального округа к 2025 году может составить 1,97 трлн. рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тыс. человек — к 2021 г., 108 тыс. человек — к 2025 г., 468,5 тыс. человек — к 2034 г. [13].
Далее проведем сравнительный анализ условий, льгот и преференций, которые регламентированы для резидентов Свободной экономической зоны Республики Крым и Свободного порта Владивосток (табл. 1).
147
0 100 200 300 400 500 600 700
По соглашениям на 31.12.2016 г. По соглашениям на 31.12.2017 г. По соглашениям на 13.04.2018 г. Рис. 4. Результаты функционирования свободного порта Владивосток (Составлено по материалам [9; 11, с. 15])
Таблица 1. Льготы и преференции для участников особых экономических зон *
Размер налогов и взносов Свободная экономическая зона Республики Крым Свободный порт Владивосток Не резиденты особой экономической зоны
Размер Период применения Размер Период применения
Страховые взносы: 7,6% 7,6% 30%
• Пен сио нный фонд РФ 6% для зарегист- 6% 22%
• Фонд социального страхования 1,5% рированных в первые 3 года 1,5% 10 лет 2,9%
• Фонд обязательного медицинского страхования 0,1% 0,1% 5,1%
Налог на прибыль:
• в федеральный бюджет 0% 10 лет 0% 5 лет
• региональный бюджет 2% первые 3 года 0% первые 5 лет 20%
6% 4-8 годы 12% последу-
13,5% с 9 года ющие 5 лет
0% первые 5 лет
Налог на имущество организаций 0% 10 лет 0,5% последу- 2,2%
ющие 5 лет
0% 5 лет
Земельный н алог 0% 3 года Скидка 60% от ставки последующие 5 лет 0,3- 1,5
(по Владивостоку)
Режим свободной таможенной зоны + + -
Предоставление земельных участков + +
без торгов
* Составлено по материалам [12; 14; 15]
148
Резидентам обеих рассматриваемых особых экономических зон предоставляются привлекательные условия ведения хозяйственной деятельности, что и отображается положительной динамикой результативных показателей. Следовательно, положительная динамика изменения количества соглашений и объема вкладываемых средств резидентами особой экономической зоны отображает выгодные условия ведения хозяйственной деятельности в установленном режиме, а также направления стимулирования и активизации инвестиционного процесса посредством применения таможенных и налоговых преференций.
Стоит отметить, что период применения пониженных ставок по страховым взносам, а также по земельному налогу для резидентов СПВ значительно больше, чем для резидентов СЭЗ в Республике Крым. Следовательно, это одно из направлений повышения инвестиционной привлекательности региона, которое может способствовать привлечению инвесторов и дополнительных объемов инвестиций.
Однако, при оценке конкурентоспособности особой экономической зоны следует учитывать не только налоговые и таможенные льготы и преференции, но и доступность инфраструктурных ресурсов — электроэнергии, воды, водоотведения, их стоимости, а также стоимость и квалификацию трудовых ресурсов, степень развитости транспортной, социальной, предпринимательской и финансовой инфраструктур [16, с.29]. Соответственно, органы государственной власти, создавая особые экономические зоны, должны учитывать степень развитости представленных элементов либо иметь потенциальную возможность их создания и обеспечения функционирования.
Отметим долгосрочные приоритеты развития рассматриваемых регионов, реализации которых будет способствовать эффективная деятельность особых экономических зон:
1) повышение загруженности существующих производственных мощностей;
2) технико-технологическая модернизация производственных процессов;
3) создание и развитие высокотехнологичных производств с целью выпуска продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках;
4) повышение уровня занятости, рост заработной платы;
5) повышение квалификации трудовых ресурсов и рост количества обучающихся в профильных образовательных учреждениях;
6) развитие транспортной и социальной инфраструктуры;
7) применение новых организационных механизмов государственного управления;
8) устойчивое развитие приоритетных отраслей экономики;
9) сбалансированный рост физического объема инвестиций и показателей эффективности реализации инвестиционных проектов;
10) повышение экономической эффективности субъекта Российской Федерации;
11) ускорение социально-экономического развития, рост благосостояния населения региона, улучшение социально-демографической обстановки;
12) рост возможностей для реализации других российских и международных проектов [17, с. 114-115].
Вместе с тем, можно выделить слабые места в развитии особых экономических зон в Российской
Федерации, недостатки в современном состоянии рассматриваемых регионов, которые могут помешать достижению стратегических целей:
1) высокий уровень бюрократизации предпринимательской деятельности;
2) отсутствие необходимого количества квалифицированных трудовых ресурсов, способных реали-зовывать деятельность высокотехнологичных производств;
3) коррупционные риски;
4) угроза неконтролируемого вывоза ресурсов с территории РФ [17, с. 118];
5) отсутствие необходимой для устойчивого развития транспортно-логистической инфраструктуры (в данном случае следует отметить огромные усилия правительства по ее созданию — открытие Крымского моста, строительство трассы Таврида);
6) отсутствие эффективной инновационной системы, качественного взаимодействия между государством, наукой и частным бизнесом.
Кроме того, отметим, что для Республики Крым актуально наличие ограничений, связанных с введенными в отношении региона санкциями, которые сокращают возможности привлечения иностранных инвесторов.
С целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата, инвестиционные декларации регионов содержат принципы взаимодействия органов государственной власти с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые базируются на равенстве (равное, одинаковое отношение ко всем участникам на основе публично представленных преимуществ), вовлеченности (взаимодействие участников и органов государственной власти в составлении системы оценки эффективности реализации заявленных проектов), прозрачности (открытость документов, содержащих информацию органов государственной власти за исключением конфиденциальной информации) и применении лучших практик административных процедур регулирования.
149
Также предусматривается предоставление одинаковых условий для всех участников при реализации инвестиционной деятельности, обеспечение публичности в обсуждении предлагаемых инвестиционных проектов, возможность судебного обжалования решений и действий либо бездействия органов государственной власти и их должностных лиц, защита капитальных вложений — невозможность их национализации, реквизиции или конфискации, что обеспечивает стабильность для инвестора [18; 19]. ВЫВОДЫ
Рассмотрев условия функционирования особых экономических зон в Республике Крым и в Приморском крае, можно сделать вывод, что данные территории обладают несомненными конкурентными преимуществами, которые позволяют привлекать в регионы дополнительные потоки инвестиционных ресурсов. Однако, несмотря на привлекательные условия ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, существует много препятствий и угроз для устойчивого социально-экономического развития регионов, которые можно решить только объединив усилия государства и частного бизнеса.
Таким образом, создание и функционирование особых экономических зон стимулирует развитие инвестиционного процесса в регионе посредством создания привлекательных условий для ведения бизнеса, комфортного инвестиционного климата и государственной протекции.
В свою очередь, активизация инвестиционной и хозяйственной деятельности на территориях особых экономических зон, позволяет формировать технологические и кооперационные связи как внутри региона, так и между различными субъектами Российской Федерации, что создает мощный синергети-ческий эффект и усиливает межотраслевые связи.
Однако, следует отметить, что резиденты особых экономических зон зачастую не заинтересованы в достижении социального эффекта, в развитии социальной инфраструктуры, но это необходимо для комплексного устойчивого развития региона и создания не только благоприятного инвестиционного климата, но и удовлетворительных условий проживания работников создаваемых предприятий. Это связано с тем, что инвесторы в большей мере заинтересованы в получении прибыли, а социальные объекты, как правило, не могут гарантировать выгодного вложения капитала. Следовательно, в данном направлении должно проводиться очень тесное сотрудничество инвесторов и органов государственной власти, в частности, в поиске возможных путей финансирования таких проектов: государственное финансирование, государственно-частное партнерство, предоставление дополнительных льгот и преференций резидентам, реализующим, помимо коммерческих, социальные проекты.
Развивая высокотехнологичные производства в отдельном регионе, на территории отдельной ОЭЗ, создается мощный производственный потенциал, который в дальнейшем может быть использован в других регионах. Опыт эффективного управления зарубежных партнеров позволяет изучить и применить на практике передовые мировые стандарты менеджмента в различных сферах хозяйственной деятельности.
Успешное функционирование ОЭЗ позволяет достичь стратегические цели развития как отдельного субъекта Российской Федерации, так и государства в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года №»208 [Электронный ресурс] // Официальный сетевой ресурс Президента России. — Режим доступа: kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 21-25.05.2018).
2. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2017 году [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». — Режим доступа: raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2017/tab1 (дата обращения: 21-25.05.2018).
3. Инвестиционные рейтинги регионов России [Электронный ресурс] // Рейтинговое агентство «Эксперт-РА». — Режим доступа: raexpert.ru/ratings/regions?scale_type_id= 1 &sort=rating&type=asc (дата обращения: 21-25.05.2018).
4. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. — Режим доступа: www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg= 0&ID= 3058&print=1 (дата обращения: 21-25.05.2018).
5. Федин П. Свободные экономические зоны (СЭЗ) в России: диалектика развития и специфики инвестиционной деятельности / П. Федин, А. Пахомкин // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2012. — №» 2. — С. 163-166.
6. О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон (вместе с «Правилами оценки эффективности функционирования особых экономических зон»): Постановление Правительства РФ №»643 от 07.07.2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_201682/ (дата обращения: 21-25.05.2018).
7. Гуляева В.Б. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: направления совершенствования / В.Б. Гуляева // Экономика и управление народным хозяйством. Экономические науки. — 2016. — № 10 (143). — С. 35-38.
8. О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя: Федеральный Закон №377-ФЗ от 29.11.2014 г [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171495/ (дата обращения: 21-25.05.2018).
150
9. Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2016 год // Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент реализации региональных инвестиционных программ и координации социально-экономического развития регионов. — М., 2017. — 9 с.
10. О свободном порте Владивосток: Федеральный закон РФ №212-ФЗ от 13 июля 2015 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». — Режим доступа: www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 287030&fld= 134&dst=100154,0 &rnd=0.9133549910049505#045725493077426416 (дата обращения: 21-25.05.2018).
11. Отчет о деятельности управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, за 2016 год [Электронный ресурс] // Корпорация развития Дальнего Востока. — Режим доступа: erdc.ru/upload/otchet2016.pdf (дата обращения: 21-25.05.2018).
12. Свободный порт Владивосток [Электронный ресурс] // Министерство РФ по развитию ДВ. — Режим доступа: minvr.ru/activity/svobodnyy-port-vladivostok/ (дата обращения: 21-25.05.2018).
13. О Свободном порте [Электронный ресурс] // Восточный экономический форум. — Режим доступа: forumvostok.ru/ about/free-port/ (дата обращения: 21-25.05.2018).
14. Свободная экономическая зона [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Республики Крым. — Режим доступа: invest-in-crimea.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F#p4 (дата обращения: 2125.05.2018).
15. Налоги, страховые взносы: тарифы, ставки, размеры [Электронный ресурс] // Главбух. — Режим доступа: www.glavbukh.ru/rubrika/157 (дата обращения: 21-25.05.2018).
16. Останин В.А. Эффективность свободных экономических зон: на примере конкурентных преимуществ модели свободного порта Владивосток / Владимир Анатольевич Останин [Электронный ресурс] // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2016. — № 4 (77). — С. 27-42. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/v/effektivnost-svobodnyh-ekonomicheskih-zon-na-primere-konkurentnyh-preimuschestv-modeli-svobodnogo-porta-vladivostok (дата обращения: 21-25.05.2018).
17. Красова Е.В. Свободный порт Владивосток: условия развития, перспективы, риски / Е.В. Красова, Ма Инсинь / / Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2015. — № 6 (42). — С. 108-122.
18. Инвестиционная декларация [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Республики Крым. — Режим доступа: invest-in-crimea.ru (дата обращения: 21-25.05.2018).
19. Об инвестиционном стандарте деятельности органов исполнительной власти. Раздел 11 Стандарта: Инвестиционная декларация [Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Приморского края—Режим доступа: invest.primorsky.ru/ investicionnyj_standart/?lang=ru-RU (дата обращения: 21-25.05.2018).
SPISOK LITERATURY
1. O Strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda: Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 13 maya 2017 goda №208 [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy setevoy resurs Prezidenta Rossii. — Rezhim dostupa: kremlin.ru/acts/bank/41921 (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
2. Raspredeleniye rossiyskikh regionov po reytingu investitsionnogo klimata v 2017 godu [Elektronnyy resurs] // Reytingovoye agentstvo «Ekspert-RA». — Rezhim dostupa: raexpert.ru/rankingtable/region_climat/2017/tab1 (data obrashcheniya: 2125.05.2018).
3. Investitsionnyye reytingi regionov Rossii [Elektronnyy resurs] // Reytingovoye agentstvo «Ekspert-RA». — Rezhim dostupa: raexpert.ru/ratings/regions?scale_type_id=1&sort=rating&type=asc (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
4. Soglasheniye po voprosam svobodnykh (spetsial'nykh, osobykh) ekonomicheskikh zon na tamozhennoy territorii tamozhennogo soyuza i tamozhennoy protsedury svobodnoy tamozhennoy zony ot 18 iyunya 2010 goda [Elektronnyy resurs] // Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya. — Rezhim dostupa: www.eurasiancommission.org/docs/Download.aspx?IsDlg =0&ID=3058&print=1 (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
5. Fedin P. Svobodnyye ekonomicheskiye zony (SEZ) v Rossii: dialektika razvitiya i spetsifiki investitsionnoy deyatel'nosti / P. Fedin, A. Pakhomkin // Risk: resursy, informatsiya, snabzheniye, konkurentsiya. — 2012. — № 2. — S. 163-166.
6. O poryadke otsenki effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon (vmeste s «Pravilami otsenki effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon»): Postanovleniye Pravitel'stva RF №643 ot 07.07.2016 g. [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt kompanii «Konsul'tantPlyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_201682/ (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
7. Gulyayeva V.B. Otsenka effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon: napravleniya sovershenstvovaniya / V.B. Gulyayeva // Ekonomika i upravleniye narodnym khozyaystvom. Ekonomicheskiye nauki. — 2016. — № 10 (143). — S. 35-38.
8. O razvitii Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya i svobodnoy ekonomicheskoy zone na territoriyakh Respubliki Krym i goroda federal'nogo znacheniya Sevastopolya: Federal'nyy Zakon №377-FZ ot 29.11.2014 g. [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt kompanii «Konsul'tantPlyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171495/ (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
9. Otchet o rezul'tatakh funktsionirovaniya svobodnoy ekonomicheskoy zony na territoriyakh Respubliki Krym i g. Sevastopolya za 2016 god // Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Departament realizatsii regional'nykh investitsionnykh programm i koordinatsii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov. — M., 2017. — 9 s.
10. O svobodnom porte Vladivostok: Federal'nyy zakon RF №212-FZ ot 13 iyulya 2015 goda [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt kompanii «Konsul'tantPlyus». — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n= 287030&fld=134&dst=100154,0 &rnd=0.9133549910049505#045725493077426416 (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
11. Otchet o deyatel'nosti upravlyayushchey kompanii, osushchestvlyayushchey funktsii po upravleniyu territoriyami operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v sub"yektakh Rossiyskoy Federatsii, vkhodyashchikh v sostav
151
Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga, za 2016 god [Elektronnyy resurs] // Korporatsiya razvitiya Dal'nego Vostoka. — Rezhim dostupa: erdc.ru/upload/otchet2016.pdf (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
12. Svobodnyy port Vladivostok [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo RF po razvitiyu DV. — Rezhim dostupa: minvr.ru/ activity/svobodnyy-port-vladivo stok/(data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
13. O Svobodnom porte [Elektronnyy resurs] // Vostochnyy ekonomicheskiy forum. — Rezhim dostupa: forumvostok.ru/ about/free-port/ (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
14. Svobodnaya ekonomicheskaya zona [Elektronnyy resurs] // Investitsionnyy portal Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: invest-in-crimea.ru/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F#p4 (data obrashcheniya: 2125.05.2018).
15. Nalogi, strakhovyye vznosy: tarify, stavki, razmery [Elektronnyy resurs] // Glavbukh. — Rezhim dostupa: www.glavbukh.ru/rubrika/157(data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
16. Ostanin V.A. Effektivnost' svobodnykh ekonomicheskikh zon: na primere konkurentnykh preimushchestv modeli svobodnogo porta Vladivostok / Vladimir Anatol'yevich Ostanin [Elektronnyy resurs] // Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke. — 2016. — № 4 (77). — S. 27-42. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/v/effektivnost-svobodnyh-ekonomicheskih-zon-na-primere-konkurentnyh-preimuschestv-modeli-svobodnogo-porta-vladivostok (data obrashcheniya: 2125.05.2018).
17. Krasova Ye.V. Svobodnyy port Vladivostok: usloviya razvitiya, perspektivy, riski / Ye.V. Krasova, Ma Insin' // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz. — 2015. — № 6 (42). — S. 108-122.
18. Investitsionnaya deklaratsiya [Elektronnyy resurs] // Investitsionnyy portal Respubliki Krym. — Rezhim dostupa: invest-in-crimea.ru (data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
19. Ob investitsionnom standarte deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti. Razdel 11 Standarta: Investitsionnaya deklaratsiya [Elektronnyy resurs] // Investitsionnyy portal Primorskogo kraya—Rezhim dostupa: invest.primorsky.ru/investicionnyj_standart/ ?lang=ru-RU(data obrashcheniya: 21-25.05.2018).
Статья поступила в редакцию 26 июня 2018 года Статья одобрена к печати 19 сентября 2018 года
152