Научная статья на тему 'Функционирование свободной экономической зоны в Республике Крым как драйвер социально-экономического развития региона'

Функционирование свободной экономической зоны в Республике Крым как драйвер социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / УСЛОВИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ / ИНВЕСТОРЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / FREE ECONOMIC ZONE / CONDITIONS FOR THE PARTICIPANTS OF THE FREE ECONOMIC ZONE / INVESTORS / PROSPECTS OF PROGRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Елена Валерьевна, Зайкова Ксения Викторовна

В статье рассмотрена тема социально-экономического развития территорий Российской Федерации. Основная проблема состоит в неравномерном развитии регионов России. Для ее решения отмечена необходимость создания благоприятной инвестиционной и инновационной среды. Рычагом пространственного развития экономики России должны стать институты, интегрирующие привлеченные инвестиционные ресурсы в экономику регионов. В качестве примера инструмента по развитию отдельной территории были представлены организация и функционирование свободной экономической зоны (СЭЗ) Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Авторами рассмотрена динамика развития этой СЭЗ, выделены ее сильные и слабые стороны, а также обозначены ключевые задачи ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новикова Елена Валерьевна, Зайкова Ксения Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functioning of a Free Economic Zone in the Republic of Crimea as a Driver of Socio-Economic Development of the Region

The article considers the problem of socio-economic development of the territories of the Russian Federation. The main problem is the uneven development of the regions of Russia. To address this issue, it is necessary to create a favorable investment and innovation environment. Institutions integrating the attracted investment resources into the regional economy should become the reagent of the spatial development of the Russian economy. As an example of a tool for the development of the region, an analysis was conducted of the organization and functioning of the free economic zone (FEZ) of the Republic of Crimea and Sevastopol. The authors examined the dynamics of the development of the FEZ, noted the strengths and weaknesses, and also noted the key prospects for the development of the FEZ.

Текст научной работы на тему «Функционирование свободной экономической зоны в Республике Крым как драйвер социально-экономического развития региона»

Регионы

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ КАК ДРАЙВЕР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Е. В. НОВИКОВА К. В. ЗАЙКОВА

В статье рассмотрена тема социально-экономического развития территорий Российской Федерации. Основная проблема состоит в неравномерном развитии регионов России. Для ее решения отмечена необходимость создания благоприятной инвестиционной и инновационной среды. Рычагом пространственного развития экономики России должны стать институты, интегрирующие привлеченные инвестиционные ресурсы в экономику регионов. В качестве примера инструмента по развитию отдельной территории были представлены организация и функционирование свободной экономической зоны (СЭЗ) Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Авторами рассмотрена динамика развития этой СЭЗ, выделены ее сильные и слабые стороны, а также обозначены ключевые задачи ее развития.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, условия для участников свободной экономической зоны, инвесторы, перспективы развития.

Введение

Территория страны является пространственной базой для развития любой национальной экономики, в рамках которой концентрируются имеющиеся ресурсы, реализуются важнейшие социально-экономические процессы. Чем больше территория страны - тем масштабнее задачи по сохранению ее территориальной целостности, обеспечению эффектной интеграции экономического пространства.

Россия возглавляет список крупнейших стран мира по размеру территории. Обширность географического пространства РФ обусловила ее административно-территориальное деление, имеющее федеративную форму государственного устройства. Сложившаяся упорядоченность административно-территориальной структуры призвана обеспечить необходимое организационное единство как федерального государства, так и его субъектов.

Важнейшей стратегической целью пространственного развития экономики России является обеспечение устойчивого и сбалансированного формирования ее регионов, направленного на устранение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение территориальной целостности и национальной безопасности страны1.

Достижение поставленной стратегической цели предопределило поиск новых форм и разработку эффективных инструментов региональной политики.

В современных условиях хозяйствования развитие российских регионов находится в тесной зависимости от наличия в них благоприятной инвестиционной и инновационной среды. Субъектам Российской Федерации крайне важно формировать благоприятный

Новикова Елена Валерьевна, доцент РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; доцент Московского международного университета, канд. экон. наук (Москва), е-таИ; [email protected]; Зайкова Ксения Викторовна, аспирант РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-т^У: [email protected]

1 Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года». Ш1_: http://government.ru/docs/35733/

инвестиционный климат, создавать институты, которые будут привлекать инвестиционные ресурсы в экономику регионов.

Создание территорий опережающего развития, кластеров, технопарков, формирование свободных (особых) экономических зон призваны способствовать улучшению инвестиционного климата в регионах и тем самым обеспечивать повышение уровня социально-экономического развития страны в целом.

Особенности функционирования СЭЗ Республики Крым

Республика Крым и город федерального значения Севастополь являются самыми молодыми субъектами Российской Федерации и переживают довольно сложный адаптационный период интеграции в национальную экономику. Международное непризнание новых субъектов в составе России, введенные санкции создали ряд существенных экономических, финансовых и политических проблем, усложняющих процесс такой интеграции, что, в свою очередь, потребовало адекватных мер государственной экономической политики по формированию механизмов привлечения инвестиций на территорию этих регионов, их удержания и поиска ключевых направлений для развития экономики Крыма. На сегодняшний день крайне важно, чтобы экономически полуостров мог полноценно функционировать, не имея зависимости от иностранных компаний. В этой связи был принят Федеральный закон от 29.11.2014 г. № 377-Ф3 «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»2.

В целях привлечения инвесторов на территорию полуострова указанный законодательный акт регулирует создание и функциониро-

вание свободных портов и свободной экономической зоны (СЭЗ). Законодательным регламентом определены особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на всей территории Республики Крым и г. федерального значения Севастополя, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, названы особенности трудовой деятельности иностранных граждан. Одним из значимых условий получения статуса резидента крымской СЭЗ стала обязательная регистрация предприятия на территории Республики Крым или г. Севастополя - тем самым инвесторы из других регионов автоматически переходят в статус «местных», а уплачиваемые ими налоги не уходят за пределы крымских региональных бюджетов. Срок функционирования крымской СЭЗ - 25 лет (с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2039 г.) [1].

Ввиду установления особого правового режима в Республике Крым и г. Севастополе для инвесторов, желающих и готовых осуществлять свою деятельность на полуострове, гарантировано довольно много льгот и преференций. Так, например, инвестор имеет право не платить налог на имущество организации в течение 10 лет, кроме этого, он освобожден от уплаты земельного налога организации сроком на 3 года, а также определены преференции на ввозные таможенные пошлины и налоги. Стоит отметить, что участникам свободной экономической зоны предоставляются земельные участки без проведения торгов, что является значительным положительным моментом в их деятельности. Для предприятий, вступивших в СЭЗ до 1 января 2018 г., предлагается пониженная ставка по страховым взносам (7,6%)3.

В табл. 1 приведены налоговые льготы для участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя. Как видно из таблицы, для резиден-

2 URL: http://www.consultant.ru

3 Электронный ресурс Министерства экономического развития Республики Крым. URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 20.09.2019).

тов свободной экономической зоны в первые 3 года работы организации максимальная ставка налога на прибыль составит всего 2%, при том что базовая российская ставка равна 20%. С 4-го по 8-й год начнется увеличение ставки на 4% - она составит 6%, а с 9-го года - 13,5%. (Постепенное увеличение процентной ставки направлено на то, чтобы «подстегнуть» бизнес работать и не оттягивать время.) Далее, организации в СЭЗ освобождаются на 10 лет от уплаты налога на имущество и на 3 года - от уплаты земельного налога.

Для участников СЭЗ применяется ускоренная амортизация в отношении собственных амортизируемых средств с коэффициентом 2.

Кроме того, в течение 10 лет компания-резидент СЭЗ имела возможность платить стра-

ховые взносы в размере 7,6% с зарплаты сотрудника (стандартная ставка в РФ составляет 30%). Данная преференция применялась для участников свободной экономической зоны, получивших статус в первые 3 года, т.е. до 31.12.2017 г.

В табл. 2 приведены пониженные тарифы на уплату страховых взносов для участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя по сравнению с другими организациями федерального уровня.

С момента создания СЭЗ на территории Республики Крым и г. Севастополя очевидна положительная динамика ее развития. За период с 2015 по 2018 гг. активно набирает обороты регистрация участников свободной экономической зоны. (См. рис. 1.) По состоянию

Таблица 1

Налоговые льготы для участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя

Ставка налога, в % Период, лет

Снижение ставки налога на прибыль организации* Федеральный бюджет 0 На 10 лет

2 В первые 3 года

Бюджет Крыма 6 С 4-го по 8-й годы

13,5 С 9-го года

Освобождение от уплаты налога на имущество организации

На 10 лет

Освобождение от уплаты земельного налога организацией

На 3 года**

* - Данные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов/расходов от деятельности, осуществляемой в качестве участника свободной экономической зоны, и доходов/расходов от иной деятельности.

** - С месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Источник: Электронный ресурс Министерства экономического развития Республики Крым. URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 20.09.2019).

Таблица 2

Тарифы страховых взносов для участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя по сравнению с другими организациями федерального уровня, в %

Участники СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя 7,6

Пенсионный фонд Российской Федерации 6

Фонд социального страхования Российской Федерации 1,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,1

Источник: Электронный ресурс Министерства экономического развития Республики Крым.

URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения: 20.09.2019).

на 2018 г. с участниками СЭЗ заключено 1855 договоров о деятельности4.

Проводя сравнительную оценку результативности функционирования СЭЗ Крыма с рядом особых экономических зон, действующих сегодня в РФ, можно утверждать, что по показателю «количество участников» уже в первые годы особый правовой статус полуострова привлек беспрецедентное количество участников. Так,например, в особой экономической зоне «Алабуга» в Республике Татарстан на 31 декабря 2018 г. было зарегистрировано всего 66 резидентов (и 28 резидентов с участием иностранных инвесторов по состоянию на конец 2017 г.), в г. Липецке - 62 резидента (26 резидентов); особая экономическая зона «Дубна» по состоянию на конец 2017 г. насчитывала 154 резидента (и 9 резидентов с участием иностранных инвесторов)5. Данные по количеству участников показывают, что СЭЗ Крыма привлекательна для предпринимательства - хозяйствующие субъекты готовы инвестировать и развивать здесь бизнес, что очень важно для полуострова, находящегося в зоне экономической блокады.

Свободная экономическая зона в Республике Крым и в г. Севастополе простимулировала оживление деятельности на полуострове субъектов МСП. Чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма, представителям малого и среднего бизнеса необходимо в первые три года про-инвестировать всего 3 млн. руб. (для крупных предприятий - 30 млн. руб.). Именно сегмент МСП формирует в экономике Крыма резерв по количеству создаваемых рабочих мест, объемам произведенной продукции, сумме уплаченных налогов. Об этом наглядно свидетельствуют цифры статистической отчетности по результатам функционирования СЭЗ на территориях Республики Крым и г. Севастополя

за 2018 г.: консолидированный объем выручки участников свободной экономической зоны от продажи товаров, работ и услуг составил 254 512,3 млн. руб. (что на 4% больше, чем в 2017 г.), при этом доля выручки, полученной индивидуальными предпринимателями, микропредприятиями и малыми предприятиями, составила в указанном объеме 56% (что на 18% выше по сравнению с 2017 г.). Следует отметить, что в 2016 г. показатель выручки МСП снизился до 41%, а в 2017 г. упал до 38%, что говорит о значительных темпах роста выручки крупных предприятий. Но в 2018 г. этот же показатель достиг своего первоначального значения по сравнению с 2015 г.6.

Из представленной отчетности о результатах функционирования СЭЗ на территориях

Рис. 1. Количество участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя в 2015-2018 гг.

1655/Н7%

1774

366

О

2015 2016 2017 2018

Источник составлено авторами на основе данных Отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. Департамент реализации региональных инвестиционных программ и координации социально-экономического развития регионов. URL: http://economy.gov.ru

4 Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. Департамент реализации региональных инвестиционных программ и координации социально-экономического развития регионов. URL: http://economy.gov.ru

5 Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2018 год и за период с начала функционирования особых экономических зон / Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru

6 Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru

Рис. 2. Доля выручки субъектов МСП в Республике Крым и г. Севастополе в 2015-2018 гг., в %

47 47

2015 2016 2017 2018

□ Республика Крым ■ г. Севастополь

Источник составлено авторами на основе данных Отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. URL: http:// economy.gov.ru

Республики Крым и г. Севастополя за 20152018 гг. очевиден вывод: инвесторы готовы вкладываться в экономику данных регионов.

Особенно привлекательной для инвесторов традиционно является сфера торговли и услуг: количество проектов в ней в 2018 г. по сравнению с 2015 г. увеличилось более чем в 6 раз. (См. рис. 3.)

Положительная динамика инвестиционных проектов в рамках крымской СЭЗ отмечается в строительстве. Это связано в первую очередь со строительством объектов особой важности, такими как новый терминал международного аэропорта «Симферополь», Крымский мост, автомобильная трасса федерального значения «Таврида»: Керчь-Симферополь-Севастополь. Также стоит отметить, что в регионе положено инвестиционное начало в сфере туризма и курортной деятельности: в 2018 г. по сравнению с 2015 г. число инвестиционных проектов в данной отрасли увеличилось в 4,5 раза.

В целом в 2018 г. участники свободной экономической зоны в различных отраслях и секторах экономики Крыма реализовывали 1774 инвестиционных проекта (в том числе в г. Севастополе - 443 и в Республике Крым - 1331)7.

Рис. 3. Количество инвестиционных проектов в Республике Крым в 2015-2018 гг.

Курорты и туризм

Сельское хозяйство

V///////////////A//A.^126

V/////У//У//У///У///У///У////А ^69

И 2018 г. □ 2017 г.

■ 2016 г.

■ 2015 т.

Торговля и сфера услуг

375

Промышленность

У/УУАУУАУУУУУУУУУУУУУ/УУУ/УУУ/УУУШ, ^207

Строительство

272

Источник составлено авторами на основе данных Отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru

7 Отчет о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru

На рис. 4 представлено распределение инвестиционных проектов по значимым отраслям экономики в г. Севастополе. В целом объем инвестиций, осуществленных за четыре года участниками свободной экономической зоны, превысил в регионе 106 млрд. руб., количество участников увеличилось в 47,6 раза и составило 1714.

В табл. 3 представлены абсолютные показатели деятельности участников СЭЗ в рамках заключенных контрактов.

По данным статистики, однозначно положительную динамику демонстрирует показатель количества созданных рабочих мест - в период с 2015 по 2018 гг. он увеличился практически в 5,5 раза. Так, в 2015 г. для реализа-

ции инвестиционных проектов на территории СЭЗ Крыма и г. Севастополя было создано 3205 рабочих мест, в 2016 г. - 13 108, что превысило показатель предыдущего года в 4 раза, в 2017 г. - уже 15 295, а в 2018 г. - 17 668, что более чем на 15% превысило значение предыдущего года. В то же время динамика показателя по количеству объектов недвижимости и транспортной инфраструктуры требует уточнений: в 2017 г. он превысил значение 2016 г. более чем в 3 раза, а в 2018 г. составил всего лишь 17% от предыдущего года. Следует отметить, что такое снижение данного показателя обусловлено высокой производственной результативностью деятельности участников СЭЗ - вводом в эксплуатацию в 2017 г. значительного количе-

Рис. 4. Количество инвестиционных проектов в г. Севастополе в 2015-2018 гг.

Транспорт

Торговля и сфера услуг

Промышленность

Строительство

У////////Л 23 ...........I 22

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ 80

158

I 79

7////////////////////Л//ЛШШШ^

106

I 27

И 2018 г. □ 2017 г.

■ 2016 г.

■ 2015 г.

Источник: составлено авторами на основе данных Отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. 11Р1_: http://economy.gov.ru

Таблица 3

Абсолютные показатели деятельности участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя в рамках заключенных контрактов в 2015-2018 гг.

Количество созданных объектов недвижимости Количество созданных

и транспортной инфраструктуры/введено в эксплуатацию рабочих мест

2015 205/203 3205

2016 724/715 13108

2017 2390/2325 15 295

2018 413/413 17 668

Источник: составлено авторами на основе данных Отчета о результатах функционирования свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя за 2018 год / Минэкономразвития России. URL: http://economy.gov.ru

ства объектов инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов, которые стартовали в 2015-2016 гг.

По оценкам правительств Республики Крым и г. Севастополя, в ближайшие годы СЭЗ будет особо привлекательной для инвесторов в отраслях, связанных с переработкой и обработкой металла и изготовлением комплектующих для судостроения. Данная сфера активно набирает обороты за счет госзаказов. Север полуострова может привлечь инвесторов в предприятия химической промышленности, основные мощности которой сосредоточены в Ар-мянске (завод «Крымский титан») и Красно-перекопске («Крымский содовый завод» и «Крымский бромный завод»). Доля химической и нефтехимической промышленности составляет порядка 19% от всей промышленности Крыма8.

В Отчете о результатах деятельности Правительства Республики Крым за 2018 г. его глава Сергей Аксенов заявил, что по состоянию на начало 2019 г. объем инвестиций по договорам, заключенным в рамках СЭЗ, составил порядка 127 млрд. руб. На начало 2019 г. было зарегистрировано 1285 участников свободной экономической зоны, большая часть которых приходится на малое и среднее предпринимательство, а также планируется создание еще 37,5 тыс. рабочих мест. Как результат, динамика в части социально-экономических показателей в СЭЗ республики положительна9.

Представленный анализ основных показателей деятельности СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя на основании формальных оценок свидетельствует о наличии высокого инвестиционного потенциала данных регионов. В то же время, на волне динамичной реализации первоначально инициированных инвестиционных проектов в период 2015-2016 гг., к 2018 г. наблюдалось довольно резкое снижение заинтересованности хозяйствующих субъектов в заключении договоров на территории крымской СЭЗ, о чем говорят не абсолютные, а относительные показатели роста числа ее участников. (См. табл. 4.)

Столь резкое падение предпринимательской активности в 2018 г. в части заключения договоров на участие в СЭЗ прежде всего объясняется отсутствием возможности применения сниженных тарифов на страховые взносы для участников, поскольку с 01.01.2018 г. трехлетний льготный период истек. Кроме того, в 2018 г. из реестра резидентов СЭЗ в Республике Крым было исключено более 30 инвесторов, поскольку из 1300 участников было выявлено 300 наиболее рискованных организаций. В связи с этим Минэкономразвития республики исключило из реестра около 38 участников и был расторгнут 81 договор о деятельности в свободной экономической зоне. В дальнейшем подобная динамика может негативно сказаться на притоке в СЭЗ новых участников и, как следствие, обусловить

Таблица 4

Абсолютные и относительные показатели роста числа участников СЭЗ Республики Крым и г. Севастополя в 2015-2018 гг.

Год Число участников Темп роста, в % Темп прироста, в %

2015 366 - -

2016 955 260,9 160,9

2017 1655 173 73

2018 1714 103 3 Источник: составлено авторами на основании данных: Республика Крым в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. -Симферополь: Крымстат, 2019.

8 На основании Экономической карты Правительства Республики Крым. URL: https://rk.gov.ru/ru/index

9 Портал «Российская газета». URL: https://rg.ru/ (дата обращения: 23.09.2019).

уменьшение притока новых инвестиций в экономику Крыма [5].

Еще одной важнейшей проблемой, на которую следует обратить особое внимание при прогнозной оценке эффективности деятельности крымской СЭЗ, является характер наполнения регионального бюджета.

По данным Крымстата10, за 2018 г. в консолидированный бюджет Республики Крым поступило 46 219,1 млн. руб. налоговых доходов, в то время как за 2017 г. этот показатель составил 52 922,9 млн. руб., т.е. на 12,7% больше. Такое снижение было обусловлено резким падением собираемости налога на прибыль организаций, поступления от которого составили в 2018 г. 6363,0 млн. руб. (13,7% от общих налоговых поступлений) (в 2017 г. - 18 253,1 млн. руб. (34,4% от общих налоговых поступлений)). Таким образом, помимо снижения абсолютного значения данного показателя его доля в структуре налоговых доходов за 20172018 гг. упала на 20,7% [7].

Очевидно, что сложившуюся структурную пропорцию важно отслеживать в динамике и учитывать ее при разработке дальнейших инвестиционных программ на территории крымской СЭЗ.

В этой связи следует отметить ряд конструктивных предложений, направленных на пополнение регионального бюджета.

1. Врио губернатора г. Севастополя Михаил Развозжаев предложил продлить льготы в СЭЗ, которые прекратили действовать для резидентов крымской СЭЗ в 2018 г. Причины данного решения вполне очевидны: • на основании ст. 58.4 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ и п. 14 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ по пенсионному страхованию для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 г. № 377-ФЗ «О развитии

Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», пониженные тарифы страховых взносов применяются в течение 10 лет в отношении участников СЭЗ, получивших такой статус не позднее чем в течение 3 лет со дня создания зоны;

• СЭЗ Крыма начала действовать с 1 января 2015 г. - таким образом, с 1 января 2018 г. льготу по уплате страховых взносов - 7,6% против обычных 30% - новые участники получить не смогут;

• исключение новых участников СЭЗ из льготной категории негативно сказалось на развитии субъектов МСП на полуострове.

2. В соответствии с проектом Федерального закона № 761375-7 «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.07.2019 г.) планируется исключение нормы, позволяющей осуществлять подготовительные работы резидентам крымской СЭЗ до выдачи им разрешений на строительство объектов.

Премьер-министр России Д. Медведев, в свою очередь, поддержал и одобрил инициативу по пролонгированию ранее предоставленных СЭЗ льгот, поскольку прослеживается динамика оттока участников СЭЗ по окончании льготного периода их пребывания на по-луосторове11.

3. Следующей, по мнению авторов настоящей статьи, перспективной задачей повышения результативности деятельности СЭЗ на территории Республики Крым и г. Севастополя является корректировка отраслевых предпочтений инвесторов. На текущий момент на территории Крыма по объективным причинам

10 URL: https://crimea.gks.ru

11 URL: https://crimea.ria.ru/economy/20190729/1117073037.html (дата обращения: 23.09.2019).

инвестиции резидентов СЭЗ сосредоточены в сфере торговли и строительства. Однако трудно не согласиться с мнением тех экспертов, которые подчеркивают, что, с учетом географических и природных особенностей полуострова, а также экономического и человеческого потенциала, наиболее целесообразным представляется создание на его территории портовой и туристско-рекреационной зон, проектов, связанных с агропромышленным потенциалом Крыма, а также предприятий агро- и аквакультуры вследствие «фактора» Черного моря [6].

Заключение

Подводя первые итоги рассмотрения темы целесообразности создания и эффективности работы крымской СЭЗ, следует отметить, что опыт функционирования свободных (особых) экономических зон для России не является новым. Более того, вопрос о том, смогли ли СЭЗ стать действенным инструментом поддержки экономики российских регионов, до сих пор является остро дискуссионным [2]. Крымская же СЭЗ, в отличие от многих регионов России, создана на всей территории Республики Крым и г. Севастополя, что предопределило некую целостность в обеспечении здесь благоприятного инвестиционного климата. С момента создания СЭЗ на территории полуострова прошел относительно незначительный

период, поэтому пока довольно сложно давать прогнозную оценку роста инвестиционного потенциала этих регионов. Однако с позиции текущего момента вполне аргументированно можно говорить о складывающейся позитивной динамике развития экономики полуострова.

Тем не менее решение многих важных социально-экономических задач в Крыму пока остается в зоне риска: в условиях действующих международных санкций регион отдален от основной территории России, причем не по территориальному, а по экономическому признаку, поскольку у местных субъектов хозяйствования нет четко налаженного взаимодействия с поставщиками, отсутствуют экспорт и импорт иностранной продукции, зарубежные рынки закрыты. Поэтому создание особого правового режима на полуострове в формате свободной экономической зоны служит именно тем рычагом воздействия на экономику Крыма, который позволит развивать внутренний рынок, оказывать поддержку региональным производителям, воздействовать на повышение конкурентоспособности целого ряда отраслей.

Механизмы функционирования крымской СЭЗ еще до конца не отлажены, а значит, потребуется внесение целого ряда изменений, чтобы максимально оптимизировать условия деятельности для ее резидентов. ■

Литература

1. Гасников К.Д., Оболонкова Е.В. Правовое регулирование территорий с особыми условиями экономического развития // Журнал российского права. 2017. С. 101-109.

2. Коновалова Т.А., Савельева М.А. Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2018. № 3. С. 28-32.

3. Коробова О.В., Жарикова В.В., Безпалов В.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 279-283.

4. Кулик Д.А., Блажевич О.Г. Особенности функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым // Бюллетень науки и практики. 2017. № 8 (21). С. 227-231.

5. Матушевская Е.А. Формирование комплексного подхода к оценке эффективности функционирования свободной экономической зоны // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 3. С. 870-883.

6. Республика Крым в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. - Симферополь: Крымстат, 2019.

7. Рыльская М.А., Юскова Л.Б. Некоторые аспекты реализации инвестиционной политики РФ в Крымском федеральном округе // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12. С. 208-211.

References

1. Gasnikov K.D, Obolonkova E.V. Legal regulation of territories with special conditions for economic development // Journal of Russian Law. 2017. Pp. 101-109.

2. Konovalova T.A., Savelyeva M.A. Analysis of the effectiveness of special economic zones in the Russian Federation // Issues of Economics and Management. 2018. No. 3. Pp. 28-32.

3. Korobova O.V., Zharikova V.V., Bezpalov V.V. Management of special economic zones in the Russian Federation: problems and prospects // Audit and financial analysis. 2014. No. 5. Pp. 279-283.

4. Kulik D.A., Blazhevich O.G. Features of the functioning of the free economic zone in the Republic of Crimea // Bulletin of science and practice. 2017. No. 8 (21). Pp. 227-231.

5. Matushevskaya E.A. Formation of an integrated approach to assessing the effectiveness of the functioning of the free economic zone // Economy of the region. 2018. Vol. 14. Issue 3. Pp. 870-883.

6. Republic of Crimea in numbers. 2018: Brief Stats. - Simferopol: Krymstat, 2019.

7. Rylskaya M.A., Yuskova L.B. Some aspects of the implementation of the investment policy of the Russian Federation in the Crimean Federal District // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 12/2015. Pp. 208-221.

Functioning of a Free Economic Zone in the Republic of Crimea as a Driver of Socio-Economic Development of the Region

Elena V. Novikova - Associate Professor of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Associate Professor of the Moscow International University (Moscow, Russia). E-mail: [email protected]

Kseniya V. Zaykova - Postgraduate Student of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]

The article considers the problem of socio-economic development of the territories of the Russian Federation. The main problem is the uneven development of the regions of Russia. To address this issue, it is necessary to create a favorable investment and innovation environment. Institutions integrating the attracted investment resources into the regional economy should become the reagent of the spatial development of the Russian economy. As an example of a tool for the development of the region, an analysis was conducted of the organization and functioning of the free economic zone (FEZ) of the Republic of Crimea and Sevastopol. The authors examined the dynamics of the development of the FEZ, noted the strengths and weaknesses, and also noted the key prospects for the development of the FEZ.

Key words: free economic zone, conditions for the participants of the free economic zone, investors, prospects of progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.