17. Горбунова М.Ю. Социальные функции эмоций. Научный журнал КубГАУ. 2011; 67 (03). Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/03/ pdf/08.pdf
18. Мэй Р. Чувство страха и вины в онтологическом смысле. Практическая психология и психоанализ. 2004; 1: 28 - 34.
19. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением. Актуальные проблемы психологического знания. 2014; 2: 47 - 58.
20. Зимбардо Ф. Застенчивый ребёнок. Москва: АСТ; Астрель, 2005.
21. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности Социальная психология личности. Ответственный редактор М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. Москва: Наука, 1979: 35 - 63.
22. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. Философские основания понимания личности. Москва: Академия, 2001: 480 - 545.
23. Белобрыкина М.А., Белобрыкина О.А. Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму. Филология и культура. 2014; 1 (35): 312 - 321.
24. Чухрова М.Г. Современные представления о поведенческих аддикциях. Сибирский педагогический журнал. 2014; 5: 105 - 110.
References
1. Lafren'e P. 'Emocional'noe razvitie detej ipodrostkov. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2004.
2. Lidin K.L. Psihologicheskie mehanizmy vozdejstviya obraza na 'emocional'nuyu sferu lichnosti. Irkutsk: IrGU, 2004.
3. Zaschirinskaya O.V. 'Emocional'nyj komponent neverbal'noj kommunikacii. Psihologiya motivacii: proshloe, nastoyaschee, buduschee: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 85-letiyu doktora psihologicheskih nauk, pochetnogo professora NGPU V.G. Leont'eva (g. Novosibirsk, 25 - 28 dekabrya 2014 g.). Pod redakciej O.A. Belobrykinoj, N.Ya. Bol'shunovoj. Novosibirsk: NGPU, 2015: 156 - 164.
4. Shnejder L.B. Podrostkovye deviacii: cherez prizmu «kategoricheskoe - geroicheskoe - tragicheskoe» mirovospriyatie k profilakticheskomu vozdejstviyu. Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy II mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGPU, 2015: 272 - 278.
5. Belobrykina O.A. Vliyanie vzaimootnoshenij v diade «roditel' - rebenok» na 'emocional'noe razvitie i psihosomaticheskoe sostoyanie doshkol'nika. Psihologiya tret'ego tysyacheletiya: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik materialov. Pod obschej redakciej B.G. Mescheryakova. Dubna: Gosudarstvennyj universitet «Dubna», 2015: 44 - 48.
6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. Moskva: Pedagogika, 1982-1984.
7. Razvitie social'nyh 'emocij u detej doshkol'nogo vozrasta. Pod redakciej A.V. Zaporozhca, Ya.Z. Neverovich. Moskva: Pedagogika, 1986.
8. Barbalet J.M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A MacrosociologicalApproach. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
9. Keltner D., Haidt J. Social functions of emotions at four levels of analysis. Cognition and emotion. 1999; 13 (5): 505 - 521.
10. Nalchadzhyan A.A. Psihologicheskaya adaptaciya: mehanizmy istrategii. Moskva: 'Eksmo, 2010.
11. Izard K.'E. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
12. Breslav G.M. Psihologiya 'emocij. Moskva: Smysl, 2004.
13. Psihologiya. Slovar'. Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva: Politizdat, 1990.
14. Grot N.Ya. Psihologiya chuvstvovanij v ee istorii i glavnyh osnovah (Reprint s izdaniya 1880 g.). Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2011.
15. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Moskva: Vysshaya shkola, 1971.
16. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.
17. Gorbunova M.Yu. Social'nye funkcii 'emocij. NauchnyjzhurnalKubGAU. 2011; 67 (03). Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/08.pdf
18. M'ej R. Chuvstvo straha i viny v ontologicheskom smysle. Prakticheskaya psihologiya ipsihoanaliz. 2004; 1: 28 - 34.
19. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Specifika motivacii obscheniya podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2014; 2: 47 - 58.
20. Zimbardo F. Zastenchivyjrebenok. Moskva: AST; Astrel', 2005.
21. Bobneva M.I. Psihologicheskie problemy social'nogo razvitiya lichnosti Social'naya psihologiya lichnosti. Otvetstvennyj redaktor M.I. Bobneva, E.V. Shorohova. Moskva: Nauka, 1979: 35 - 63.
22. Arsen'ev A.S. Podrostok glazami filosofa. Filosofskie osnovaniya ponimaniya lichnosti. Moskva: Akademiya, 2001: 480 - 545.
23. Belobrykina M.A., Belobrykina O.A. Psihologicheskie osobennosti podrostkov s kompensatornym tipom adaptacii k sociumu. Filologiya i kul'tura. 2014; 1 (35): 312 - 321.
24. Chuhrova M.G. Sovremennye predstavleniya o povedencheskih addikciyah. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; 5: 105 - 110.
Статья поступила в редакцию 07.12.15
УДК:159.9
Belova Ye.G., MA student, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: b_elenka89@mail.ru
FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE IN DEVIANT TEENAGERS. The article is dedicated to a problem of the content of the motivational sphere of deviant adolescents. The author presents a review of the research results from works on psychology, pedagogy and law. The notion of "motivational sphere of a personality" is identified as a combination of stable motives, characterizing the personality within the social and moral point of view. The author conducts a theoretical analysis that reveals structural components of the motivational sphere of deviant adolescents, including desires, hobbies, ideals, goals, beliefs and values. The paper describes features of the motivational sphere of deviant adolescents. The dominant motives are named to be imitation, revenge, getting respect, material well-being, money and personal benefit, avoidance of public and civil duties, study and work. The main internal and external factors - formation and the development of motivational sphere of the teenagers - are given their characteristics.
Key words: deviant teens, system of dominant motives, motivational sphere of personality.
Е.Г. Белова, магистрант психолого-педагогического образования, Оренбургского государственного университета,
г. Оренбург, E-mail: b_elenka89@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена проблеме содержания мотивационной сферы девиантных подростков. Сделан обзор результатов исследований по теме, представленных в психологической, педагогической и юридической литературе. Определено понятие «мотивационная сфера личности» рассматриваемое как совокупность устойчивых мотивов, характеризующих личность с социальной и морально-нравственной стороны. На основе проведённого теоретического анализа установлены структурные компоненты мотивационной сферы девиантных подростков, включающей потребности, желания, интересы, идеалы, цели, убеждения и ценности. В работе выделены особенности мотивационной сферы девиантных подростков, доминирующими мотивами которой являются мотивы подражания, мести, обретения авторитета, материального благополучия, денежной, личной выгоды, уклонение от общественного долга и гражданских обязанностей, учебы и труда. Выявлены основные факторы (внутренние и внешние) формирования и развития мотивационной сферы девиантных подростков и дана их характеристика.
Ключевые слова: девиантные подростки, система доминирующих мотивов, мотивационная сфера личности.
Исследованию системы факторов, определяющих активность подростков в контексте проблемы девиантного поведения на современном этапе, как показал теоретический анализ вопроса, не уделено должного внимания.
В связи с этим целью исследования, ряд важнейших результатов которого приводится в данной статье, стало выявление особенностей мотивационной сферы девиантных подростков.
В данной статье мы уделим внимание следующим вопросам: 1) понятию «мотивационная сфера личности», 2) содержанию мотивационной сферы личности, 3) характеристике основных содержательных компонентов мотивационной сферы девиантных подростков, 4) факторам, влияющим на формирование выявленных особенностей мотивационной сферы девиантных подростков.
Мотивационная сфера личности является одной из ключевых тем психологии и педагогики. Разработкой её проблем занимались В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.И. Ковалев, В.Г. Крысько, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др. Понятие «мотивационная сфера личности» имеет большой спектр объяснений: это иерархия мотивов деятельности (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А.Г. Ковалев, Т.Е. Конникова, А.Н. Леонтьев, М.С. Неймарк, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чуднов-ский), и понимание значений смысла для себя (А.Г. Асмолов, Б.Г. Братусь, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский др.), феноменом «значимости» (Н.Ф. Добрынин), внутренняя активность, система регуляции (В.Г. Асеев, B.C. Мерлин).
Анализ научной литературы показывает, что мотивационная сфера личности составляет важнейшую её сторону и определяет социальную и нравственную ценность личности, определяет отношения с окружающими людьми и специфику поведения личности [1].
Согласно утверждению Б.А. Сосновского, мотивационная сфера личности является её стержневым психологическим образованием, структурирующим все свойства и проявления личности, детерминирующим их содержание, систему отношений человека с миром.
В.Н. Мясищев связывает с мотивационной сферой своеобразие её целостности и единство личности. Основными структурными компонентами её автор называл потребности, интересы, идеалы, убеждения.
Иной подход предложил А.Г. Ковалёв. Он полагал, что развитие личности, а значит и оформление мотивационной сферы идёт от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям, система которых осуществляет регуляцию поведения. В структуру мотивационной сферы личности входят, согласно автору, потребности, влечения, желания, интересы, установки, идеалы, цели, ценности, убеждение.
В современной литературе особо подчёркивается, что мо-тивационная сфера личности представляет собой, прежде всего совокупность устойчивых мотивов. Через мотивы осуществляется взаимодействие личности с окружающей средой и социальными условиями, всё это осуществляется в единстве с деятельностью и поведением, где мотивы являются и внутренней детерминацией деятельности, её побудительным компонентом и регулятором взаимодействия человека с окружающей средой [2].
Таким образом, мотивационная сфера личности представляет собой систему устойчивых мотивов и выступает как фактор регуляции деятельности человека. Мотивационная сфера личности обуславливает построение программы поведения и деятельности, определяет нравственные поступки человека.
В подростковом возрасте доминирующие мотивы приобретают устойчивый характер, образуется иерархия мотивов. Изучением мотивационной сферы подростков занимались - в психологии (А.А. Александрова, М.А. Алемаскин, С.А. Беличе-ва, Г.П. Бочкарева, Ю.А. Клейберг, А.Е. Личко, М.Ю. Кондратьев, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн и др.), в педагогике (Р.П. Гуров, А.И. Кочетов, А.С. Макаренко, Т.И. Мальковская, А.В. Мудрик), в медицинской психологии (Г.А. Власова, В.Л. Гиндинкин, А.Е. Лич-ко, М.С. Певзнер).
Особую социальную значимость приобретает проблема исследования мотивационной сферы девиантных подростков, число которых с каждым годом увеличивается и вместе с тем увеличивается количество совершаемых ими преступлений [3].
Разработкой проблем мотивации девиантных подростков занимались Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, С.А. Беличе-ва, Г.Г. Бочкарева, Л.И. Божович, Т.Т. Гурина, С.Ю. Долгова, Т.В. Драгунова, К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, Б.К. Мазия, В.Ф. Ма-
ценко, Г.М. Миньковский, В.Ф. Пирожков, К. Радина, М.Г. Рассоха, Н.И. Рейнвальд, Л.С. Славина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин. В исследованиях данных авторов представлен процесс развития подростков и показана роль различных обстоятельств их жизни, приведшие к изменению в содержании мотивационной сферы, а как следствие, и к деформации в нравственном развитии и к реализации антисоциальных форм поведения.
Изучение личности девиантных подростков позволило установить, что в структуре их мотивационной сферы, господствующее положение закреплено за элементарными потребностями и стремлением удовлетворять мотивы личного благополучия и эгоистического самоутверждения [4].
В исследованиях В.В. Лунеева установлено, что ведущими мотивами девиантных подростков (возраст от 14 до 16) являются желание развлечься, утвердить силу, самоутвердиться в глазах сверстников, отомстить, получить материальные блага [5].
Согласно исследованиям Ю.А. Клейберг в содержании мотивационной сферы девиантных подростков включены деформированные ценности, которые составляют ядро мотивационной активности личности и приводят к проявлению различного рода девиаций [6].
Д.И. Фельдштейн, изучая девиантных подростков, обнаружил, что для них характерны нарушения в системе мотивации поведения, что проявляется в совершении ими поступков без определённых побуждений и целей или на основе нездоровых интересов. Условия жизни формируют у этих подростков такие потребности, удовлетворение которых толкает к нарушению общепринятых правил и норм [7].
Опытно-эмпирическим путём Д.И. Фельдштейном была установлена содержательная характеристика мотивов девиант-ных подростков. Их отличает наличие примитивных для несовершеннолетних потребностей в распитии спиртных напитков, употреблении наркотических веществ, участии в рискованных мероприятиях и азартных играх, стремлении испытать запретное, стремление к самоутверждению [7].
К.Е. Игошев выделяет такие характеристики мотивов подростков как стремление к избеганию ответственности за себя, результаты своего труда, за свою судьбу, бедность духовных интересов, отсутствие чёткой жизненной цели [6].
Систематизаций и анализ данных о потребностях, желаниях, интересах, нравственных ценностях девиантных подростков, К.Е. Игошев даёт следующее описание: «Несовершеннолетние - сложная система с ярко выраженными и весьма открытыми противоречиями; программы поведения непоследовательны, внутренне неустойчивы и резко изменчивы в зависимости от сложившейся ситуации; ситуация, как правило, характеризуется конфликтами, требующими быстрых решений, основанных на нравственных и правовых принципах» [6].
Современные отечественные исследования (С.А. Беличе-ва, Е.П. Ильин, И.С. Полонский, И.П. Шахова, Г.В. Суходольский, Г.М. Миньковский) также делают вывод о том, что для девиантных подростков основными мотивами поведения являются желание выделиться, привлечь внимание. Поведение, основывающееся на таком мотивационном фундаменте ситуативно, социальные нормы при этом перестают быть регулятором.
А.А. Александров описывает мотивационную сферу личности подростков в зависимости от типа девиантности (агрессивно-защитного и оппозиционного). В содержании первого типа присутствуют такие мотивы, как стремление вовлекать себя и других в конфликтные отношения и драку, стремление проявлять неуступчивость и грубость. Формируется такая система мотивации, как правило, в семьях, где присутствует эмоциональное отвержение. Второй тип характеризуется демонстративным противостоянием и отрицанием значимых социальных ценностей. Такая система мотивации актуальна для подростков из семей, в которых шло воспитание по типу «кумира семьи» [8; 9].
Обобщёный психологический портрет мотивационной сферы девиантных подростков мы обнаруживаем в работах И.П. Башкатова, выделившего значимые особенности девиантных подростков и характеристики их мотивационной сферы. Автором отмечено, что для таких подростков свойственно бродяжничество, бесцельное и пустое времяпрепровождение, паразитический образ существования, тяга к распитию алкоголя, использование наркотических и токсических веществ, нежелание учиться, и в целом трудиться [10].
Автор указывает, что для подростков характерны отрицательные взгляды на жизнь, выражающиеся в социально нео-добряемых потребностях, интересах, склонностях, ценностных
ориентациях. Следует, впрочем, уточнить, что сами по себе потребности в пище, сне, одежде и другие не могут быть антиобщественными, но девиантные подростки склонны использовать неадекватные способы их реализации, достижения и удовлетворения [10].
Давая характеристику девиантным подросткам, А.М. Сто-ляренко раскрывает особенности их мотивационной сферы, её содержания и выделяет шесть типов мотивов. Первую группу мотивов составляют те, что были сформированы на базе гипертрофированных влечений. На уровне поведения такая система внутренней регуляции способствует проявлению алкоголизма, наркомании, влечений к дракам. Вторая группа мотивов формируется на базе завышенных потребностей, удовлетворить которые социально-правомерными средствами затруднительно. Третью группу мотивов составляют те, что обусловлены потребностью в разрядке и отреагировании негативных эмоциональных переживаний. Четвёртая группа мотивов основывается на потребности бойкотирования правоохраняемых ценностей. В пятую группу вошли мотивы, сформированные на базе потребности вести отчуждённый образ жизни. Проявлением такой потребности в поведении может стать вхождение подростка в асоциальную группу, обретение авторитета в ней. Последняя шестая группа мотивов основана на неадекватной в нравственном плане оценке внешних условий [11].
По мнению А.М. Столяренко, реализация данных мотивов в поведении способствует дезадаптации личности и порождает различные деформационные явления в системах внутренней регуляции [11].
А.И. Долгова, описывая особенности мотивационной сферы девиантных подростков, поясняет, что в силу возрастных особенностей подростков, побудительную роль могут приобрести те мотивы, которые связаны со специфическими особенностями данного периода развития. К примеру, для подросткового возраста свойственно активное подражание групповым нормам, поэтому многие поступки подростков обусловлены мотивом «я как все». Другой важной возрастной особенностью подростков является проявление нигилизма и непринятие мнения взрослых, что подкрепляется мотивом избегания контроля взрослых, в связи с чем, подростки совершают побеги из дома и занимаются бродяжничеством [12].
Как видно из исследований И.П. Башкатова, А.И. Долговой, Г.М. Миньковского, А.М. Столяренко, девиантные подростки характеризуются следующими специфическими особенностями: отвержение принятых в обществе норм поведения (ругательство, сквернословие, действия хулиганского характера, вандализм, потребление психоактивных и токсических веществ); систематические пропуски занятий в школе и побеги из дома; раннее начало половой жизни, распущенность; использование агрессии, участие в драках, проявление насилия и беспричинной жестокости; использование агрессивных форм взаимодействия с законопослушными и дисциплинированными подростками, отличающихся социально-желательным поведением и успехами в учёбе; безразличие и равнодушие к переживаниям других людей, эгоцентричность.
Давая оценку содержанию мотивационной сферы подростков, Г.Г. Бочкарёва указывает на наличие у них специфических доминирующих мотивов: стремление к подражанию другим, стремление к материальному благополучию, месть, стремление обрести авторитет, стремление к денежной, имущественной и личной выгоде, стремление уклоняться от общественной и гражданских обязанностей, учёбы, работы [13].
В научной психологической и педагогической литературе (С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарева, Ю.А. Клейберг, В.Н. Кудрявцев, А.А. Реан, Д.И. Фельдштейн, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик) имеется ряд типологий девиантных подростков, в основу которых положено содержательное наполнение мотивационной сферы личности.
В частности Г.Г. Бочкарёва, по выраженности доминирующих асоциальных потребностей и мотивов (при отсутствии нравственных потребностей), выделила три группы девиантных подростков: «циников», «бесконфликтных» и «раскаивающихся» [13].
С.А. Беличева по тому же критерию выделял следующие типы девиантных подростков: стремящихся удовлетворить элементарные потребности, подростков со слабой мотивацией и сильной внушаемостью и подростков с деформацией не только системы мотивации, но и в целом с дефектами психической регуляции [8].
В.Н. Кудрявцев на основе системы доминирующих мотивов разделил всех девиантных подростков на подгруппы, выделив корыстных девиантных подростков, насильственных и социально-пассивных [6].
А.И. Долгова на основе исследований разработала типологию девиантных подростков (корыстных и насильственных), в содержании мотивационной сферы которых преобладают корыстные мотивы или насильственные. Первых характеризует ориентация на беспредметное общение и получение развлечений, приоритет физической силы, стремление руководствоваться убеждениями, носящими асоциальный характер, избегание необходимости определения жизненной перспективы. Вторую группу девиантных подростков отличает выраженность эгоистических мотивов поведения, несформированность убеждений в отношении того, что есть хорошо, а что плохо, расширенность границ «нормального» и рамок дозволенного, противоречивое содержание ценностей, отсутствие стремления задумываться о предстоящих жизненных событиях [12].
Мотивационная сфера личности подростка как продукт межличностных, социальных отношений и сознательной деятельности формируется в процессе социализации, в ходе которой, по мнению таких ученых, как Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, происходит усвоение социального опыта представляющего собой ценностный и мотивирующий характер. Такая постановка вопроса позволяет рассматривать проблему формирования мотивационной сферы подростка в контексте трёх основных сторон: с точки зрения конкретно-исторического характера детерминации развития подростка; с точки зрения конкретной социальной группы, к которой принадлежит подросток; с точки зрения индивидуального развития подростка [7].
Только учитывая все вышеназванные аспекты, можно выявить полную картину современной ситуации формирования содержания мотивационной сферы личности девиантных подростков.
Подростковый возраст является наиболее сензитивным в отношении формирования содержания мотивационной сферы личности как регуляционной структуры. И то, какое содержание будет присвоено подростком и какими свойствами и качествами это содержание будет проявляться в деятельности, зависит от условий и характеристик микро- и макросреды, в которой развивается подросток. Для подростков значимыми являются такие социальные группы, как семья, школа, сверстники, каждая из которых испытывает влияние социальной и экономической ситуации развития данного конкретного общества [1].
Анализ научно-психологической литературы (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.В. Зубова, А.В. Иващен-ко, В.Г. Крысько, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн Э. Фромм, Э. Эриксон) показывает, что на формирование и развития моти-вационной сферы девиантных подростков оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.
Внутренние факторы связаны с когнитивным и психосоциальным развитием (становлением идентичности и развитием самосознания).
В процессе когнитивного развития происходит становление формального интеллекта и временной перспективы, составляющей основу преобразования знаний подростка о мире, других людях, о самом себе [2].
Психосоциальное развитие обуславливает становление идентичности и целостности осознания подростком собственной личности.
Внешние факторы формирования и развития мотивацион-ной сферы девиантных подростков, прежде всего, семья, школа, группа сверстников, представляют особую значимость, так как задают социальную структуру личности, определяя тем самым место человека в обществе. При этом каждый фактор играет определённую, специфическую роль, как для формирования содержания мотивационной сферы, так и в целом для развивающейся личности [14].
Так, семья, как самый важный источник формирования содержания мотивационной сферы подростка, является источником и опосредующим звеном передачи подростку системы представлений, норм, понятий и ценностей, принятых в обществе, опыта эмоциональных, деловых взаимоотношений между людьми, посредством которых подросток регулирует как поведение, так и деятельность в целом.
Девиантные подростки осознают своё семейное неблагополучие и, с одной стороны стараются скрывать его, с другой стороны - выработанное ими терпимое отношение к ней
позволяет не замечать семейной дисгармонии и неблагополучия.
Развитие мотивационной сферы подростков в рамках школы осуществляется за счет приобретения знаний, умений и навыков, развития социальной ответственности, нахождения своего места в коллективе и в обществе. Для девиантных подростков свойственно снижение уровня общего эмоционального принятия школы, нарушение взаимоотношений с учителями. Поэтому в содержании мотивационной сферы девиантных подростков появляется стремление нарушать дисциплину и правила поведения в школе, уклоняться от трудовой деятельности и учёбы, стремление руководствоваться эгоистическим мотивами поведения [9, с. 1].
Группы сверстников помогают подростку осознать себя через социальные роли и реализовать доминирующие мотивы в поведении и во взаимоотношениях с другими. Девиантные подростки, имея меньше возможности реализовать себя в личностном плане дома и в школе, ведущую для них потребность в самоутверждении удовлетворяют именно в группе сверстников, в состав которых входят подростки с асоциально-криминальной направленностью.
Таким образом, обзор исследований, посвящённых проблеме изучению мотивационной сферы личности, показал, что она является стержневым психологическим образованием, представляющим собой совокупность устойчивых мотивов, характеризующих личность с социальной и морально-нравственной сто-
Библиографический список
роны. Основными структурными компонентами мотивационной сферы являются потребности, желания, интересы, идеалы, цели, убеждения, ценности.
Девиантных подростков отличает наличие таких специфических особенностей как: отвержение принятых в обществе норм поведения, систематические пропуски занятий в школе и побеги из дома, раннее начало половой жизни, распущенность, использование агрессии, участие в драках, проявление насилия и беспричинной жестокости, эгоцентричность.
Система доминирующих мотивов девиантных подростков представлена мотивами: подражания, мести, обретения авторитета, материального благополучия, денежной, имущественной и личной выгоды, уклонение от общественного долга и гражданских обязанностей, учёбы и труда.
На формирование и развитие мотивационной сферы девиантных подростков оказывают влияние, как внутренние факторы, так и внешние. Внутренние факторы связаны с когнитивным и психосоциальным развитием (становлением идентичности и развитием самосознания). Внешними факторами являются, прежде всего, семья, школа и группа сверстников.
Д.И. Фельдштейн писал: «Решающая роль в развитии личности, а, следовательно, и всей её мотивационной сферы ...принадлежит социальным условиям и связям, причинам конкретного исторического характера» [7], поэтому следует задуматься над тем, какая молодёжь у нас сегодня и что именно мы в ответе за это.
1. Якиманская И.С. Мониторинг социальных представлений подростков о ценностях и асоциальном поведении. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; 167: 62 - 70.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1983; Т. 2: 304.
4. Антонян Ю.М. Образ жизни и его мотивообразующее значение. Под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва: Наука, 1986.
5. Лунеев В.В. Преступность 20 века: Мировой криминологический анализ. Москва: Наука, 1997.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ЧуДо, 1998.
7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2002; 132.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
9. Божович Л.И. Проблема формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна, Москва, 2001.
10. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. Москва, 2002.
11. Психология подростка. Под редакцией А.А. Реана. Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
12. Долгова И.А. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. Москва: Юридическая литература, 1981.
13. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1968.
14. Якиманская И.С. Психологические особенности школьников, педагогов и родителей в условиях внедрения новых ФГОС. Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Ишим, 2013; 6 - 16.
References
1. Yakimanskaya I.S. Monitoring social'nyh predstavlenij podrostkov o cennostyah i asocial'nom povedenii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; 167: 62 - 70.
2. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 2: 304.
4. Antonyan Yu.M. Obraz zhizni i ego motivoobrazuyuschee znachenie. Pod redakciej V.N. Kudryavceva. Moskva: Nauka, 1986.
5. Luneev V.V. Prestupnost' 20 veka: Mirovoj kriminologicheskij analiz. Moskva: Nauka, 1997.
6. Klejberg Yu.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya. Tver': ChuDo, 1998.
7. Fel'dshtejn D.I. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2002; 132.
8. Belicheva S.A. Osnovypreventivnojpsihologii. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij centr Konsorciuma «Social'noe zdorov'e Rossii», 1994.
9. Bozhovich L.I. Problema formirovaniya lichnosti. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna, Moskva, 2001.
10. Bashkatov I.P. Psihologiya asocial'no-kriminal'nyh grupp podrostkov i molodezhi. Moskva, 2002.
11. Psihologiya podrostka. Pod redakciej A.A. Reana. Sankt-Peterburg: PRAJM-EVROZNAK, 2006.
12. Dolgova I.A. Social'no-psihologicheskie aspektyprestupnostinesovershennoletnih. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1981.
13. Bochkareva G.G. Psihologicheskaya harakteristika motivacionnoj sfery podrostkov-pravonarushitelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1968.
14. Yakimanskaya I.S. Psihologicheskie osobennosti shkol'nikov, pedagogov i roditelej v usloviyah vnedreniya novyh FGOS. Psihologicheskie aspekty socializacii lichnosti v usloviyah sovremennogo obrazovaniya: sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ishim, 2013; 6 - 16.
Статья поступила в редакцию 26.10.15
УДК 159.9.072
Bogdanov A.R., postgraduate, Moscow University n.a. S. Yu. Witte (Moscow, Russia), E-mail: a.r.bogdanov91@mail.ru
THE IMPACT OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS ON THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF TEENAGERS. The article considers a question about the significance of the universal values of a modern young man. The author raises a question about the necessity to form value orientation in the development of the Russian society. The importance and impact of children's public associations in the process of formation and development of values of modern teenagers are shown. The article