позволяет не замечать семейной дисгармонии и неблагополучия.
Развитие мотивационной сферы подростков в рамках школы осуществляется за счет приобретения знаний, умений и навыков, развития социальной ответственности, нахождения своего места в коллективе и в обществе. Для девиантных подростков свойственно снижение уровня общего эмоционального принятия школы, нарушение взаимоотношений с учителями. Поэтому в содержании мотивационной сферы девиантных подростков появляется стремление нарушать дисциплину и правила поведения в школе, уклоняться от трудовой деятельности и учёбы, стремление руководствоваться эгоистическим мотивами поведения [9, с. 1].
Группы сверстников помогают подростку осознать себя через социальные роли и реализовать доминирующие мотивы в поведении и во взаимоотношениях с другими. Девиантные подростки, имея меньше возможности реализовать себя в личностном плане дома и в школе, ведущую для них потребность в самоутверждении удовлетворяют именно в группе сверстников, в состав которых входят подростки с асоциально-криминальной направленностью.
Таким образом, обзор исследований, посвящённых проблеме изучению мотивационной сферы личности, показал, что она является стержневым психологическим образованием, представляющим собой совокупность устойчивых мотивов, характеризующих личность с социальной и морально-нравственной сто-
Библиографический список
роны. Основными структурными компонентами мотивационной сферы являются потребности, желания, интересы, идеалы, цели, убеждения, ценности.
Девиантных подростков отличает наличие таких специфических особенностей как: отвержение принятых в обществе норм поведения, систематические пропуски занятий в школе и побеги из дома, раннее начало половой жизни, распущенность, использование агрессии, участие в драках, проявление насилия и беспричинной жестокости, эгоцентричность.
Система доминирующих мотивов девиантных подростков представлена мотивами: подражания, мести, обретения авторитета, материального благополучия, денежной, имущественной и личной выгоды, уклонение от общественного долга и гражданских обязанностей, учёбы и труда.
На формирование и развитие мотивационной сферы девиантных подростков оказывают влияние, как внутренние факторы, так и внешние. Внутренние факторы связаны с когнитивным и психосоциальным развитием (становлением идентичности и развитием самосознания). Внешними факторами являются, прежде всего, семья, школа и группа сверстников.
Д.И. Фельдштейн писал: «Решающая роль в развитии личности, а, следовательно, и всей её мотивационной сферы ...принадлежит социальным условиям и связям, причинам конкретного исторического характера» [7], поэтому следует задуматься над тем, какая молодёжь у нас сегодня и что именно мы в ответе за это.
1. Якиманская И.С. Мониторинг социальных представлений подростков о ценностях и асоциальном поведении. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; 167: 62 - 70.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2002.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Избранные психологические произведения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1983; Т. 2: 304.
4. Антонян Ю.М. Образ жизни и его мотивообразующее значение. Под редакцией В.Н. Кудрявцева. Москва: Наука, 1986.
5. Лунеев В.В. Преступность 20 века: Мировой криминологический анализ. Москва: Наука, 1997.
6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь: ЧуДо, 1998.
7. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. Москва: Издательство Московского психолого-социального института, 2002; 132.
8. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. Москва: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
9. Божович Л.И. Проблема формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна, Москва, 2001.
10. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи. Москва, 2002.
11. Психология подростка. Под редакцией А.А. Реана. Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
12. Долгова И.А. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. Москва: Юридическая литература, 1981.
13. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1968.
14. Якиманская И.С. Психологические особенности школьников, педагогов и родителей в условиях внедрения новых ФГОС. Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Ишим, 2013; 6 - 16.
References
1. Yakimanskaya I.S. Monitoring social'nyh predstavlenij podrostkov o cennostyah i asocial'nom povedenii. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; 167: 62 - 70.
2. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2002.
3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 2: 304.
4. Antonyan Yu.M. Obraz zhizni i ego motivoobrazuyuschee znachenie. Pod redakciej V.N. Kudryavceva. Moskva: Nauka, 1986.
5. Luneev V.V. Prestupnost' 20 veka: Mirovoj kriminologicheskij analiz. Moskva: Nauka, 1997.
6. Klejberg Yu.A. Psihologiya deviantnogo povedeniya. Tver': ChuDo, 1998.
7. Fel'dshtejn D.I. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya. Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta, 2002; 132.
8. Belicheva S.A. Osnovypreventivnojpsihologii. Moskva: Redakcionno-izdatel'skij centr Konsorciuma «Social'noe zdorov'e Rossii», 1994.
9. Bozhovich L.I. Problema formirovaniya lichnosti. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna, Moskva, 2001.
10. Bashkatov I.P. Psihologiya asocial'no-kriminal'nyh grupp podrostkov i molodezhi. Moskva, 2002.
11. Psihologiya podrostka. Pod redakciej A.A. Reana. Sankt-Peterburg: PRAJM-EVROZNAK, 2006.
12. Dolgova I.A. Social'no-psihologicheskie aspektyprestupnostinesovershennoletnih. Moskva: Yuridicheskaya literatura, 1981.
13. Bochkareva G.G. Psihologicheskaya harakteristika motivacionnoj sfery podrostkov-pravonarushitelej. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1968.
14. Yakimanskaya I.S. Psihologicheskie osobennosti shkol'nikov, pedagogov i roditelej v usloviyah vnedreniya novyh FGOS. Psihologicheskie aspekty socializacii lichnosti v usloviyah sovremennogo obrazovaniya: sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ishim, 2013; 6 - 16.
Статья поступила в редакцию 26.10.15
УДК 159.9.072
Bogdanov A.R., postgraduate, Moscow University n.a. S. Yu. Witte (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE IMPACT OF CHILDREN'S PUBLIC ORGANIZATIONS ON THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS OF TEENAGERS. The article considers a question about the significance of the universal values of a modern young man. The author raises a question about the necessity to form value orientation in the development of the Russian society. The importance and impact of children's public associations in the process of formation and development of values of modern teenagers are shown. The article
describes the results of an empirical study of value orientations of modern teenagers. The analysis of the values of adolescents participating in children's social movement and adolescents, who are not involved in any children's organization, has allowed us to formulate conclusions about particular features of the development of a young individual in the modern society. In the paper the author also proves a special value of children's public associations in the formation of life values of the modern Russian teenager.
Key words: value, valuable orientations, teenager, children's public organization.
А.Р. Богданов, аспирант, ЧОУ ВПО Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва,
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
В статье рассматривается вопрос о значении формирования общечеловеческих ценностей у современного молодого человека. Поднимается вопрос о необходимости формирования ценностных ориентаций в условиях развития российского общества. Подчеркивается значимость и влияние детских общественных объединений в процессе становления и развития ценностей современного подростка. В статье описаны результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций современных подростков. Проведенный анализ ценностей подростков - участников детского общественного движения и подростков, не состоящих ни в какой детской организации, позволил сформулировать выводы об особенностях развития личности современного молодого человека. В статье доказывается особое значение детского общественного объединения в вопросе формирования жизненных ценностей современного российского подростка.
Ключевые слова: ценность, ценностные ориентации, подросток, детская общественная организация.
Важным средством воспитания современного подрастающего поколения являются детские общественные движения. В современном образовательном пространстве Российской Федерации отмечается рост интереса к формированию различных детских общественных организаций. Так, 29 октября 2015 года Президент России подписал указ о создании Общероссийской общественно-политической детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В документе целью создания данной организации называется совершенствование государственной политики в сфере воспитания подрастающего поколения. Важно, что созданная детско-юношеская организация будет содействовать формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей» [1, с. 1].
Подобный интерес к формированию ценностных ориентаций не случаен. Это связно с особенностями образовательной и воспитательной среды, сложившейся в последние десятилетия в нашей стране. В современной молодежной среде наблюдается некое падение нравственности, что отмечается многими исследователями (Б.С. Волков, Д.В. Жуина, М.Е. Сурминова, Т.А. Лазарева). Так, в своем исследовании Д.В. Жуина и М.Е. Сурминова приходят к выводу, что подростки «...испытывают острый кризис в процессе формирования их ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей.» [2, с. 36]. При этом подростковый и юношеский возраст является наиболее важным с точки зрения формирования жизненных ценностей. Как отмечает Л.В. Рубцова, именно в подростковом периоде развивается нравственная сторона деятельности, приобретает важное значение проблема общечеловеческих ценностей [3]. Все эти факты современной действительности являются доказательством необходимости организации специальных условий для формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения. В этом процессе ключевую роль будут играть детские общественные объединения. Уже сегодня можно наблюдать возрождение детских организаций по всей стране. Так, например, в Москве происходит объединение различных детских организаций в единое детское движение. Это движение насчитывает в своем составе более шестисот детских организаций. Основной целью детского движения Москвы является как раз формирование общечеловеческих ценностей, таких как патриотизм, уважение к культуре и традициям, трудовой вклад в развитие города и страны, оказание помощи нуждающимся, миролюбие.
Детские движения обладают огромным потенциалом для развития и формирования ценностных ориентаций молодежи. В работе М.Е. Мироновой доказывается, что детские объединения «.обладают значительным воспитательным потенциалом по формированию нравственных ценностных ориентаций подростков, предоставляя им возможности для освоения, усвоения и присвоения нравственных ценностей в процессе межличностного (организованного и неформального) общения, взаимодействия, коллективной творческой деятельности, в системе отношений» [4, с. 232].
В своей работе нам важно было сравнить ценностные ориентации подростков - участников детских организаций и
подростков, не состоящих ни в каком детском общественном объединении. Эмпирическое исследование проводилось на базе детских объединений, которые входят в детское движение Москвы, прежде всего это были члены Московской городской пионерской организации в количестве 50 человек. Также в исследовании приняли участи 50 учащихся гимназии 1926 города Москвы, которые не состоят ни в каком детском объединении. Для изучения ценностей подростков применялась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» [5, с. 637 - 641].
Данные, полученные в результате исследования, показывают, что наиболее значимыми (респонденты поставили эти ценности на 1-5 место) терминальными ценностями для подростков группы 1 (участники общественных организаций) стали:
1) активная деятельная жизнь (87%);
2) развитие (77%);
3) любовь (72%);
4) наличие верных друзей (69%);
5) творчество (63%).
У подростков, которые не являются членами общественных организаций (группа 2) наиболее важными стали следующие терминальные ценности:
1) любовь (91%);
2) наличие верных друзей (82%);
3) свобода (70%);
4) творчество (65%);
5) развитие (60%).
Данные свидетельствуют о наличие небольших различий в ценностных ориентаций подростков, которые являются участниками общественных объединений и тех, кто таковыми не является. Можно сказать, что для всех подростков важной составляющей их жизни является любовь и дружба, это в большей степени выражено у подростков, которые не являются участниками общественных организаций. Также и для первой и для второй групп важными являются творчество и развитие. Эти данные объясняются особенностями подросткового возраста, когда происходит зарождение первых чувств и дружеских связей. Ведь именно интимно-личностное общение является основой развития личности подростка.
Однако интересен факт, что две группы все же имеют различие, оно заключается в том, что для подростков - участников общественных объединений важной ценностью является активная деятельная жизнь. А для подростков, не состоящих в детских организациях, важна свобода. Возможно, именно желание независимости и вступает в противоречие с характерными для общественных организаций дополнительными обязанностями.
При изучении инструментальных ценностей в группе 1 получены следующие данные:
1) ответственность (86%);
2) честность (85%);
3) самоконтроль (79%);
4) жизнерадостность (74%);
5) смелость (70%).
У подростков, которые не являются членами общественных организаций (группа 2) наиболее важными стали следующие терминальные ценности:
1) честность (89%);
2) жизнерадостность (86%);
3) смелость (79%);
4) высокие запросы (77%);
5 твердая воля (74%).
Представленные данные также свидетельствуют о наличие сходства между группами испытуемых. Прежде всего, это проявляется в важности для обеих групп таких ценностей как смелость, честность и жизнерадостность. Этот результат также объясним особенностями возраста, чувствительностью подростка к неискренности, жаждой справедливости и подвига. При этом в исследовании мы получили интересное различие инструментальных ценностей. Так группа подростков, которые являются членами детских объединений, считают важным наличие ответственности и самоконтроля. Они отличаются сдержанностью, дисциплиной и чувством долга. Тогда как для подростков, которые не являются участниками детских объединений, характерны ценности твердой воли и высоких жизненных запросов, что проявляется в высоких притязаниях и требованиях к жизни, умении настоять на своем.
При этом, статистическая обработка результатов при помощи U - критерия Манна-Уитни показывает наличие достоверных различий (р<0,05) между группами по следующим ценностным ориентациям - активная деятельная жизнь, ответственность, самоконтроль, высокие запросы, твердая воля. При этом достоверных различий межу группами по критерию наименее значимых ценностных ориентаций выявлено не было. Для подростков первой и второй группы одинаково незначимыми терминальными ценностями являются: жизненная мудрость, красота природы, общественное признание. Незначимыми инструментальными ценностями и в первой, и во второй группе оказались: рационализм, исполнительность, широта взглядов.
Таким образом, полученные эмпирические данные, свидетельствуют, что в общественные детские организации чаще всего вступают подростки, для которых важными ценностями являются ответственность, самоконтроль, желание активной
Библиографический список
деятельности. Именно эти ценностные ориентации формируют стремление подростка быть полезным обществу, активно взаимодействовать с окружающей средой, реализую свой личностный потенциал. В более широком аспекте можно говорить об особой организации личности такого подроста. При этом, возможно, сама структура детского объединения и его деятельность формирует у подростов особые черты личности и ценностные ориентации. Так, например, Е.М. Миронова выделяет ряд педагогических условий в детских общественных объединениях, которые позволяют формировать ценности их участников. К таким условиям автор относит: «.цели и содержание деятельности должны соответствовать системе нравственных ценностей детского общественного объединения; учёт социальных, культурных и воспитательных факторов; педагогическая поддержка; коллективная жизнедеятельность; система управления, основанная на принципах самоуправления, самодеятельности, сотрудничества, добровольности с учетом морально-правовой позиции каждого участника; соответствие содержания и форм деятельности возрастным особенностям подростков; наличие неформальных зон деятельности и общения членов детского общественного объединения» [4, с. 237].
Выявленные нами ценностные ориентации подростков, которые не являются участниками детских общественных объединений, свидетельствую, что для них в большей степени характерны индивидуалистические ценности, такие как свобода, желание личного успеха, высокие личные притязания. Возможно, именно острое желание независимости не позволяет им вступать в какие-либо детские объединения.
Таким образом, показатели значимости ценностных ориентаций подростков, которые являются участниками детских организаций, и подростков, которые не вступают в общественные организации, имеют различия. Проведенное эмпирическое исследование даёт основание для разработки коррекционно-раз-вивающих программ, направленных на формирование ценностных ориентаций современных подростков.
1. О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012015102 90016?index=0&rangeSize=1
2. Жуина Д., Сурминова М. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков разных национальностей. NAUKA-RASTUDENT. RU. 2014; 11 (11): 35 - 40.
3. Рубцова Л.В. Этапы формирования ценностных ориентаций подростков в досуговой деятельности. Вестник ЧГАКИ. 2006; 2 (10): 76 - 83.
4. Миронова М.Е. Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детском общественном объединении. ВестникКГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012; 3: 232 - 237.
5. Райгородский Д. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: Бахрах-М, 2011.
References
1. O sozdanii Obscherossijskoj obschestvenno-gosudarstvennoj detsko-yunosheskoj organizacii «Rossijskoe dvizhenie shkol'nikov. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29.10.2015 № 536. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510290016?inde x=0&rangeSize=1
2. Zhuina D., Surminova M. Sravnitel'nyj analiz cennostnyh orientacij podrostkov raznyh nacional'nostej. NAUKA-RASTUDENT.RU. 2014; 11 (11): 35 - 40.
3. Rubcova L.V. 'Etapy formirovaniya cennostnyh orientacij podrostkov v dosugovoj deyatel'nosti. Vestnik ChGAKI . 2006; 2 (10): 76 - 83.
4. Mironova M.E. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya nravstvennyh cennostnyh orientacij podrostkov v detskom obschestvennom ob'edinenii. VestnikKGUim. N.A. Nekrasova: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika. 2012; 3: 232 - 237.
5. Rajgorodskij D. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodikii testy. Samara: Bahrah-M, 2011.
Статья поступила в редакцию 04.12.15
yKfl 159.922
Burkova A.V., clinical psychologist, Novosibirsk Regional Children's Psycho-Neurological Medical Center (Novosibirsk, Russia),
Е-mail: [email protected]
NEURO-PSYCHOLOGICAL CORRECTION AND PREVENTION OF PATHOLOGICAL DISORDERS OF PRESCHOOL CHILDREN ON THE BASIS OF CHILDREN'S PSYCHO-NEUROLOGICAL MEDICAL CENTER. The article reveals a problem of psychological correction and development of higher mental functions of children with organic type of developmental disorders. The paper shows a high demand of the selected category of children in the targeted systematic correctional and development work. The research is aimed at the formation of the mental functions, which are lagging behind in the age development, and, on the other hand, the formation of emotional and volitional, as well as search for compensatory mechanisms to correct emotional disturbance. It also describes the effectiveness of neuro-psychological program, developed as an optimal mode of action to cognitive, emotional and volitional domain of this category of children. On the basis of the presented material, it can be concluded that this program follows the structure of violations of children with organic type disorders and their age specifics, the program is highly effective in comparison with other methods of psychological correction, which is confirmed by additional research.
Key words: higher mental functions, developmental disorders, neuro-psychological correction, preschool age.