Психологические науки
УДК 159.9+316.624
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
Р.А. Лимонченко, Новосибирский государственный педагогический университет
(Новосибирск, Россия)
Аннотация. В статье представлен теоретический обзор исследований социальных эмоций подростков с девиантным поведением. Общий вывод показывает, что эмоциональная неблагополучность, дуализм чувств, несформированность потребности в саморегуляции создают сложность в социальной самоактуализации, могут стать причинами развития алекситимии.
Ключевые слова: социальные эмоции, девиантное поведение, подростки.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF FORMING IDENTITY OF TEENAGER WITH DEVIANT BEHAVIOR: THEORETICAL REVIEW OF
RESEARCHES
Abstract. The article presents the theoretic review of researches of deviant teenager's social emotions. General conclusion presents that emotional dysfunction, dualism of feelings, unformedness of need in the self-regulation create complication in the social self-actualisation of deviant teenagers and might be the reason of alexithymia.
Keywords: social emotions, deviant behavior, teenagers.
Актуальность исследования девиантного поведения подростков в современном обществе обусловлена тем, что остро встает проблема роста численности подростковых суицидов, фактов бродяжничества и правонарушений и многих других фактов неблагополучия детской жизнедеятельности. Составление социально-психологического портрета формирующейся личности девиантного подростка поможет, на наш взгляд, в определении ключевых маркеров, проявляющихся в форме особенностей протекания социальных эмоций, отличающих его от типичного подростка.
Многие авторы отмечают нарушения в формировании и проявлении социальных эмоций у подростков с поведенческими отклонениями [2; 4; 6; 8; 14; 21 и др.]. Считается, что многие нарушения связаны, прежде всего, с накопленными к началу подросткового возраста дефектами воспитания [8; 10; 21], а проявляются в поверхностности чувств, их быстром угасании, депрессивных расстройствах, дуализме чувств в целом [3; 16]. Так, А.Л.Венгер считает, что хроническая неуспешность (высокая тревожность, к которой приводит постоянная негативная оценка деятельности со стороны социального окружения) из-за самоосознания подростком собственной неуспешности (реальной или иллюзорной) повышает его депрессивный фон настроения, снижает самооценку, становится детерминантой пессимистических представлений о своем будущем [8]. Так, Ю.А.Цицер предполагает, что криминализация, алкоголизация и другие формы проявления девиантного поведения воз-
никают в связи с утратой эмоционального комфорта в семье и школьном коллективе: подросток начинает искать эмоциональной удовлетворенности (быть понятым, найти сочувствие) в досуговых товарищеских группах [19]. В ряде исследований показано, что когда общение с семьей и школьным коллективом становится менее насыщенным или безразличным, у ребенка возникает риск формирования и укрепления криминогенных установок, взглядов, поступков [12; 20]. Как видим, обнаруживается очевидная прямая связь между особенностями проявления социальных эмоций и низким уровнем социального развития девиантных подростков: они в большей степени, чем подростки с социально-приемлемым поведением, испытывают страх быть отвергнутыми в группе. Причем, данный факт мешает удовлетворению их потребности в принятии, в адекватном общении с другими: «Такое противоречие мотивов закономерно порождает эмоциональный дискомфорт, внутреннюю напряженность, создает ощущение фрустрации и затрудняет поиск нормативных стратегий общения, вынуждая подростков использовать неадекватные методы взаимодействия с другими людьми» [2, с. 50]. Примечательно, что у них наблюдаются более позитивное отношение к сверстникам и сверхценные отношения с противоположным полом, носящие менее напряженный и конфликтный характер по сравнению с подростками без поведенческих нарушений [1]. Низкий уровень коммуникативных способностей характеризуется коммуникационной «закрытостью» [18, с. 12], осторожностью, а потребность в общении реализуется в основном через неадаптивные стратегии преодоления (манипуляцию, асоциальные и агрессивные действия).
Для девиантных подростков характерна эмоциональная неблагополучность, которая характеризуется гипорефлексивностью при актуализации гнева и печали, что вызывает недовольство собой, желание избавиться от негативных переживаний: «главной задачей такого подростка становится осознанный уход от фрустрирующих эмоциональных состояний. Это отражается на всех сферах его взаимодействия с социумом» [6, с. 107]. По мнению исследователей (Салогуб Е.В., 2013; Бондарева М.Ю., Ткач Е.Н., 2014; Шнейдер Л.Б., 2016), у подростков с субъективным переживанием неблагополучия гнев является защитной реакцией от негативных эмоциональных переживаний и эмоционального дискомфорта. Агрессивность данной группы, как правило, принимает неконструктивные формы проявления. Среди причин агрессии могут выступать:
1) либо низкие показатели интеллектуального и социального развития (бедность ценностных ориентаций, узость интересов, недоразвитость нравственных форм поведения и др.), либо высокие показатели (в данном случае агрессия является средством поднятия престижа, демонстрацией взрослости и самостоятельности);
2) следствие общей озлобленности в результате пережитых неудач или как результат семейной гиперопеки;
3) проявление чувства зависти [7; 13; 21 и др.].
Ряд исследователей отмечают высокий уровень суицидального риска у подростков с девиантным поведением [15; 16]. Суицидальное поведение, по мнению О.А.Сагалковой и Д.В.Труевцева, формируется при социальной тревоге и проявляется в следующей динамике:
Первый этап - антивитальные переживания, выражающиеся в невозможности удовлетворения социальных потребностей, связанные с потерей смысла жизни, обесцениванием её значимости.
Второй этап - антивитальные поступки, направленные на снижение эмоционального напряжения в системе регуляции деятельности, которое накапливается при отсутствии адаптивных средств аффективного разряжения.
Третий этап - суицидальная деятельность, причем для снятия напряжения подростки начинают использовать сначала парасуицидальные средства, затем - истинно-суицидальные [15].
Кроме того, несформированная потребность в саморегуляции [3; 6; 15; 16], низкий уровень рефлексии [1; 2; 4; 12], ранняя алкоголизация и табакокурение [7; 11; 17] являются причинами возникновения аффективного расстройства, заключающегося в том, что нарушается способность вербализировать эмоции, снижаются эмпатийные способности, возникает сложность в вербализации социальных эмоций. Очевидно, что у подростков с деви-антным поведением повышен риск развития алекситимии.
Подводя краткий итог, следует отметить, что особенности проявления социальных эмоций у подростков с девиантным поведением мешают им эффективно и адекватно взаимодействовать с социумом (как со взрослыми, так и со сверстниками), полноценно развивать личностные структуры. Так как на протяжении всего подросткового возраста формируются самостоятельные устойчивые взгляды, оценки, устойчивая система отношений к окружающему миру и самому себе [5], а юношескому возрасту свойственна осознанность настроения, уже усвоенные моральные и нравственные нормы, проявляющиеся в «сложной гамме моральных чувств» [9, с. 58], то, на основе анализа исследований, можно предположить, что поведенческие нарушения в подростничестве негативно повлияют на развитие личности в юношеском возрасте (например, в виде преобладания безнравственных форм поведения, конформности, переживания эмоционального неблагополучия и др.).
Несмотря на то, что на сегодняшний день разработано значительное количество тре-нинговых программ по профилактике и коррекции девиантного поведения, общих рекомендаций по предупреждению возникновения отклоняющихся форм поведения [10; 12; 19; 21], существует насущная необходимость в создании целостно-интегрированной системы мероприятий, направленных на социально-психологическую работу с девиантными подростками (включая создание системы рекомендаций педагогам по содержанию и формам общения с подростками данной группы; разработку методов оказания положительного психологического влияния на подростков с поведенческими отклонениями в условиях класса, без изоляции их из среды сверстников), позволяющих нормализовать развитие социальных эмоций и конструктивировать их проявление в социальном взаимодействии. Также существует необходимость в экспериментальной проверке влияния развития социальных эмоций (в частности, повышения уровня эмпатийных способностей, развития способности к саморегуляции гнева, агрессии и зависти и др.) на положительную динамику поведения деви-антных подростков, в том числе, в сторону увеличения социально-приемлемых конативных форм взаимодействия с окружающими.
Литература:
1. Алёхин А.Н., Королёва Н.Н. Эмоционально-оценочные составляющие образа мира подростков с саморазрушающим поведением // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2015. № 1. С. 90-98.
2. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением //Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 47-58.
3. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Особенности самоотношения делинквент-ных подростков с разным типом волевой регуляции //Социально-педагогическая и медико-психологическая поддержка развития личности в онтогенезе: сб. материалов международной научно-практической конференции (Республика Беларусь, Брест, 24-25 апр.2014 г.). В 2 ч. Ч. 1. /редкол.: Т.С. Будько, И.В. Прошкина, Е.М. Зданович. Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2014. С.10-16.
4. Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Дескриптивные характеристики социальных эмоций у подростков с отклоняющимся поведением // Смальта. 2016. № 1. С. 15-21.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.
6. Бондарева М.Ю., Ткач Е.Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия в подростковом возрасте //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 97-109.
7. Буторин Г.Г., Буторина Н.Е. К проблеме агрессивного поведения в детско-подростковом возрасте //Суицидология. 2011. Том 3. № 2. С. 18-19.
8. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. 179 с.
9. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М: Просвещение, 1979. 175 с.
10. Кошенова М.И. Логика построения комплексной психологической поддержки в сохранении психологического здоровья в конкретных микросоциальных условиях //Актуальные проблемы сохранения психологического здоровья детей и подростков: материалы региональной научно-практической конференции /науч. ред. М.И.Кошенова; отв. секретарь А.С.Ростов. Куйбышев: ЦСПП «Феникс», 2002. С. 28-34.
11. Кошенова М.И. Семейный кризис в современной России как фактор асоциализа-ции личности // Актуальные проблемы социализации личности в современных условиях: материалы научно-практической конференции /под ред. М.И. Кошеновой, В.М. Физикова. Омск: Наука, 2004. С. 60-66.
12. Кошенова М.И. О проблеме профилактики социально-психологической дезадаптации современных старшеклассников //Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: сборник научных статей. Вып. 3 /под ред. Л.Н.Антилоговой, М.А.Ларионовой. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. С. 148-154.
13. Лидин К.Л. Психосемантическое исследование феномена зависти //Развитие человека в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции /под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. С. 102-111.
14. Розанов В.А., Мидько А.А. Метафакторы big five и феномен безнадежности в пре-дикции суицидальности // Суицидология. 2012. Т. 3. № 2 (7). С. 33-42.
15. Сагалкова О.А., Трувцев Д.В. Нарушения произвольной регуляции психической деятельности при социальной тревоге в контексте формирования антивитального и сцици-дального поведения //Инновации в науке. 2015. № 49. С. 93-101.
16. Салогуб Е.В. Особенности эмоциональной сферы, влияющие на эффективность адаптации как показатели психологической культуры личности //Категория «социального» в современной педагогике и психологии: Материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Редколлегия сборника: А.Н.Ярыгин, А.А.Коростелев, О.И.Донина и др. Ульяновск: SIMJET, 2013. С. 246-252.
17. Сперанская О.И., Смирнов В.К., Богданов К.А., Ларина И.Г., Терентьева И.Г. Феномен алекситимии у лиц с табачной зависимостью //Научно-практический журнал «Наркология». 2012. № 8. С. 67-71.
18. Тигунцева Г.Н. Результаты эмпирического исследования особенностей коммуникативных процессов делинквентных подростков (на основе корреляционного и факторного анализа) [Электронный ресурс] //Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2013. № 4. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/506 (дата обращения: 28.07.2016).
19. Цицер Ю.А. Социально-психологические причины появления несовершеннолетних правонарушителей //Культура и образование: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 1. С. 92-96.
20. Чупров Л.Ф. Педагогические аспекты работы психолога с семьей при реализации задач психологического просвещения //Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 14-16 октября 2003 г.). В 2-х частях. Ч. 2 /Под общей редакцией В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. М.-Обнинск: ИГ «СОЦИН» 2003. С. 123-125.
21. Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности. Учебно-методическое пособие для студентов, изучающих дисциплину «Психология девиантного поведения и аддиктивного поведения». М: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. 300 с.
References:
1. Aljohin A.N., Koroljova N.N. Jemocional'no-ocenochnye sostavljajushhie obraza mira podrostkov s samorazrushajushhim povedeniem // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2015. № 1. S. 90-98.
2. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Specifika motivacii obshhenija podrostkov s otklonjajushhimsja povedeniem //Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija. 2014. № 2. S. 47-58.
3. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Osobennosti samootnoshenija delinkventnyh podrostkov s raznym tipom volevoj reguljacii //Social'no-pedagogicheskaja i mediko-psihologicheskaja podderzhka razvitija lichnosti v ontogeneze: sb. materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Respublika Belarus', Brest, 24-25 apr.2014 g.). V 2 ch. Ch. 1. /redkol.: T.S. Bud'ko, I.V. Proshkina, E.M. Zdanovich. Brest: BrGU im. A.S. Pushkina, 2014. S.10-16.
4. Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. Deskriptivnye harakteristiki social'nyh jemocij u podrostkov s otklonjajushhimsja povedeniem // Smal'ta. 2016. № 1. S. 15-21.
5. Bozhovich L.I. Lichnost' i ejo formirovanie v detskom vozraste. SPb: Piter, 2008. 400 s.
6. Bondareva M.Ju., Tkach E.N. Osobennosti sub#ektivnogo perezhivanija jemocional'nogo blagopoluchija v podrostkovom vozraste //Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija 4: Pedagogika. Psihologija. 2014. № 3 (34). S. 97-109.
7. Butorin G.G., Butorina N.E. K probleme agressivnogo povedenija v detsko-podrostkovom vozraste //Suicidologija. 2011. Tom 3. № 2. S. 18-19.
8. Venger A.L. Na chto zhaluetes'? Vyjavlenie i korrekcija neblagoprijatnyh variantov razvitija lichnosti detej i podrostkov. M.-Riga: Pedagogicheskij centr «Jeksperiment», 2000. 179 s.
9. Kon I.S. Psihologija junosheskogo vozrasta: Problemy formirovanija lichnosti. M: Prosveshhenie, 1979. 175 s.
10. Koshenova M.I. Logika postroenija kompleksnoj psihologicheskoj podderzhki v sohranenii psihologicheskogo zdorov'ja v konkretnyh mikrosocial'nyh uslovijah //Aktual'nye problemy sohranenija psihologicheskogo zdorov'ja detej i podrostkov: materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii /nauch. red. M.I.Koshenova; otv. sekretar' A.S.Rostov. Kujbyshev: CSPP «Feniks», 2002. S. 28-34.
11. Koshenova M.I. Semejnyj krizis v sovremennoj Rossii kak faktor asocializacii lichnosti // Aktual'nye problemy socializacii lichnosti v sovremennyh uslovijah: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii /pod red. M.I. Koshenovoj, V.M. Fizikova. Omsk: Nauka, 2004. S. 6066.
12. Koshenova M.I. O probleme profilaktiki social'no-psihologicheskoj dezadaptacii sovremennyh starsheklassnikov //Psihologo-pedagogicheskie problemy v celostnom obrazovatel'nom processe: sbornik nauchnyh statej. Vyp. 3 /pod red. L.N.Antilogovoj, M.A.Larionovoj. Omsk: Izd-vo OmGPU, 2011. S. 148-154.
13. Lidin K.L. Psihosemanticheskoe issledovanie fenomena zavisti //Razvitie cheloveka v sovremennom mire: materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii /pod nauch. red. O.A. Belobrykinoj, O.A. Shamshikovoj. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2006. S. 102-111.
14. Rozanov V.A., Mid'ko A.A. Metafaktory big five i fenomen beznadezhnosti v predikcii suicidal'nosti //Suicidologija. 2012. T. 3. № 2 (7). S. 33-42.
15. Sagalkova O.A., Truvcev D.V. Narushenija proizvol'noj reguljacii psihicheskoj dejatel'nosti pri social'noj trevoge v kontekste formirovanija antivital'nogo i scicidal'nogo povedenija //Innovacii v nauke. 2015. № 49. S. 93-101.
16. Salogub E.V. Osobennosti jemocional'noj sfery, vlijajushhie na jeffektivnost' adaptacii kak pokazateli psihologicheskoj kul'tury lichnosti //Kategorija «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii: Materialy Nauchno-prakticheskoj konferencii (zaochnoj) s mezhdunarodnym uchastiem. Redkollegija sbornika: A.N.Jarygin, A.A.Korostelev, O.I.Donina i dr. Ul'janovsk: SIMJET, 2013. S. 246-252.
17. Speranskaja O.I., Smirnov V.K., Bogdanov K.A., Larina I.G., Terent'eva I.G. Fenomen aleksitimii u lic s tabachnoj zavisimost'ju //Nauchno-prakticheskij zhurnal «Narkologija». 2012. № 8. S. 67-71.
18. Tigunceva G.N. Rezul'taty jempiricheskogo issledovanija osobennostej kommunikativnyh processov delinkventnyh podrostkov (na osnove korreljacionnogo i faktornogo analiza) [Jelektronnyj resurs] //Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta (jelektronnyj zhurnal). 2013. № 4. URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/506 (data obrashhenija: 28.07.2016).
19. Cicer Ju.A. Social'no-psihologicheskie prichiny pojavlenija nesovershennoletnih pravonarushitelej //Kul'tura i obrazovanie: ot teorii k praktike. 2015. T. 1. № 1. S. 92-96.
20. Chuprov L.F. Pedagogicheskie aspekty raboty psihologa s sem'ej pri realizacii zadach psihologicheskogo prosveshhenija //Psihologicheskie problemy sovremennoj rossijskoj sem'i: Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii (Moskva, 14-16 oktjabrja 2003 g.). V 2-h chastjah. Ch. 2 /Pod obshhej redakciej V. K. Shabel'nikova, A. G. Lidersa. M.-Obninsk: IG «SOCIN» 2003. S. 123-125.
21. Shnejder L.B. Psihologija podrostkovoj deviantnosti i addiktivnosti. Uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov, izuchajushhih disciplinu «Psihologija deviantnogo povedenija i addiktivnogo povedenija». M: Izd-vo Moskovskogo psihologo-social'nogo universiteta, 2016. 300 s.
— • — Сведения об авторе
Роман Андреевич Лимонченко, студент 4 курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения»), Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).
— • —