References
1. Argajl M. Psihologiya schast'ya. 2-e izdanie. Sankt-Peterburg, 2003.
2. Prihozhan A.M. Psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika trevozhnosti: lichnostnyjaspekt. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1996.
3. Smilyk I.M. Trevozhnost', strah i formirovanie ustojchivogo chuvstva bezopasnosti. Mirpsihologii. Moskva, 2008.
4. Trevoga i trevozhnost': hrestomatiya. Sostavitel' V.M. Astapov. Moskva, 2008.
5. Pimonova S.V., Shvaleva N.M. Psihologicheskie resursy obespecheniya bezopasnosti kreativnyh proyavlenij lichnosti studentov. Saarbrücken, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.11.15
УДК 159.922.736.4+159.923.2
Belobrykina О.А., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: olga.belobrykina@gmail.com Limonchenko R.A., student, Psychology Department, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: romaleg@mail.ru
SOCIAL EMOTIONS AND THEIR ROLE IN DEVELOPMENT OF A PERSONALITY AND BEHAVIOR OF A TEENAGER: THEORETICAL OUTLINE OF THE PROBLEM OF THE RESEARCH. The paper presents a theoretical analysis of the problem of the influence of social emotions on personal development and formation of behavior in adolescence. The authors study the typology and function of emotions, show the specifics of functioning of social emotions in an individual. The research is also based on a review of scientific literature and discusses the relationship of social emotional behavioral disorders. Social emotions are demonstrated by adolescents depending on a dominant position in the microsociety: when this position helps to socialize, leads to the expression of disturbance in behavior, or the actual social, orienting teenagers to socially acceptable behavior, including the updating of their pro-social forms. The paper also studies qualitative and statistical differences in the expression of certain social emotions (subjective experience of loneliness, guilt, empathy) in adolescents with behavioral disorder and without it.
Key words: social emotions, functions of emotions, ontogenesis of personality, adolescence, behavioral violation.
О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, проф. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: olga.belobrykina@gmail.com
Р.А. Лимонченко, студент 3 курса, направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: romaleg@mail.ru
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе представлен теоретический анализ проблемы влияния социальных эмоций на развитие личности и формирование поведения в подростковом возрасте. Обозначены типология и функции эмоций, показана специфика функционирования социальных эмоций личности. На основе обзора научной литературы рассматривается взаимосвязь социальных эмоций с поведенческими нарушениями. Социальные эмоции будут проявляться у подростков в зависимости от доминирующей позиции микросоциума: социализирующей, приводящей к возникновению поведенческих нарушений, или собственно социальной, ориентирующей подростка на социально приемлемое поведение, включая актуализацию его просоциальных форм. Выявлены качественные и статистические различия в выраженности отдельных социальных эмоций (субъективное переживание одиночества, чувства вины, эмпатии) у подростков с поведенческими нарушениями и не имеющих таковых.
Ключевые слова: социальные эмоции, функции эмоций, онтогенез личности, подросток, поведенческие нарушения.
Тотальные трансформации, происходящие на протяжении последних десятилетий в социальной, политической и экономической сферах общественного развития в нашей стране, закономерно привели к резкому возрастанию количества аффективных (тревожных, депрессивных и др.) расстройств. Очевидно, и на это обращают внимание многие исследователи (П. Лафренье [1], К.Л. Лидин [2], О.В. Защиринская [3], Л.Б. Шнейдер, [4], О.А. Белобрыкина [5] и др.), именно эмоциональная сфера личности становится наиболее патогенной зоной в современной культуре, что и актуализирует исследовательский интерес ученых и практиков к её изучению, в том числе, и для определения наиболее эффективных средств и способов её нормализации.
Значение эмоций в жизнедеятельности человека чрезвычайно велико. Так, Л.С. Выготский указывал на наличие тесной взаимосвязи между аффектом и интеллектом, отмечая, что, во-первых, каждой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень эмоционального развития; во-вторых, во всяком результате мыслительной деятельности (идее) всегда содержится в переработанном виде эмоциональное отношение человека к действительности, представленной в конкретной идее (мысли) [6, Т. 6]. Учёный также выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания, оказывая влияние не только на развитие мышления и поведения ребёнка, но и являясь мощным стимулом, побуждающим ребёнка к поиску «обходных путей развития» в случае наличия врожден-
ного дефекта. Иллюстрируя взаимодетрминацию эмоций и деятельности в общей логике развития, Л.С. Выготский пишет, что «эмоция как дифференцированный фактор выступит только в том месте шкалы развития, где можно будет установить, что ситуация имеет какой-либо смысл, если употребить это слово для обозначения любой формы связи между данной ситуацией и другими ситуациями, всё равно - вспоминаемыми или антиципируемыми. Отношение между идеями должно выступить на первый план, и характер эмоций в силу этого должен измениться» [6, Т. 6, с. 210].
Многие авторы (А.В. Запорожец [7], J.M. Barbalet [8], D. Keltner, J. Haidt [9], А.А. Налчаджян [10], К.Э. Изард [11], и др.) отмечают ключевую роль эмоций в мотивационном и адаптационном процессе, связывая эмоции с потребностями личности и их удовлетворением. Благодаря экспрессивному компоненту, эмоции, полагают, П. Лафренье [1], О.В. Защиринская [3], О.А. Белобрыкина [5], Г.М. Бреслав [12], выполняют активацион-ную роль в межличностном общении в процессе взаимодействия между людьми. Эмоции, указывает К.Л. Лидин, «во многом формируют мотивационную и мировоззренческую области психического» [2, с. 6]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, рассматривая эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций» [13, с. 461], по сути, указывают на их значимость в развитии ценностно-смысловой сферы личности.
Вместе с тем, в психологической науке до настоящего времени отсутствует единая терминологическая база психологии эмоций: основные понятия часто определяются нечетко, «термины используются разными авторами в разнообразных смыслах, причем не всегда удается обнаружить однозначное определение того или иного термина, которым пользуется данный автор. Во многих случаях исследователи используют термины в таких смыслах, которые противоречат их собственным определениям» [2, с. 5]. Недостаточная теоретическая проработанность наблюдается и в определении типологии эмоций, и в подходе к классификации их функциональной направленности.
Разными авторами предлагается различный диапазон и критериальный ряд в определении типологии эмоций. Дифференциация эмоций осуществляется по: происхождению (биологические, социальные, идеальные); характеру действий, от которых зависит вероятность удовлетворения потребности (контактные, дистантные); степени сложности (простые или элементарные, сложные; фундаментальные, производные); обобщенности (конкретные, обобщенные, абстрактные); силе (слабые, сильные; интенсивные, экстенсивные) и устойчивости (ситуативные, устойчивые); знаку или модальности (положительные, отрицательные, амбивалентные); степени осознанности (осознаваемые, неосознаваемые); характеру проявления (однозначные, противоречивые); продолжительности (длительные, кратковременные); формам выражения (умеренные, динамичные); направленности (адресованы другим, направлены на себя, на оценку окружающего мира, на удовлетворение инстинкта самосохранения, комплексные или переходные); продуктивности (стенические, побуждающие к действию, вызывающие напряжение, и астенические, тормозящие действие, угнетающие активные формы поведения); содержанию (моральные, интеллектуальные, эстетические, практитеческие); субъективной ценности переживаний (альтруистические коммуникативные, глоричные, практические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные, мобилизационные); сферам деятельности, в которых они проявляются (родительские, эстетические, интеллектуальные, нравственные, познавательные, религиозные, социальные и др.).
Во всём своём многообразии эмоции выполняют чрезвычайно важные и полиморфные функции - оценочную, мотивацион-ную (мобилизационную, побудительную, стимулирующую, ин-тегративную), информационную (информативную, сигнальную), ориентировочную, энергетическую (активационную), гомеоста-тическую, аналитическую (следообразование), компенсаторную (компенсация информационного дефицита), коммуникативную (экспрессивную), защитную, адаптационную, регуляторную и другие. Причём, и сами эмоции представляют собой специфическую функцию. Как справедливо отмечал Л.С. Выготский, «всякая эмоция есть функция личности» [6, Т. 6, с. 280]. Так, еще в исследованиях Н.Я. Грота [14] было показано, что эмоции функционируют в качестве особого регулятора деятельности в соответствии с предвосхищаемыми результатами. В рамках деятель-ностного подхода, теоретически и эмпирически обоснованного А.Н. Леонтьевым, эмоции являются результатом деятельности и механизмом ее движения. Автор отмечает, что, являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, при этом побуждая и направляя её [15]. С точки зрения Л.С. Выготского, «все те моменты в эмоциональном процессе, которые тесно вплетают в него стремление, побуждение к действию, импульс», делают эмоции человека «сильнейшими и влиятельнейшими мотивами поведения» [6, Т. 6, с. 154]. По мысли С.Л. Рубинштейна, переживание является душевным и духовным событием в жизни человека, укорененным в его индивидуальной истории. Он писал, что человек переживает только то, что с ним происходит и им же совершается [16].
Разрабатывая теоретические основы культурно-исторической концепции развития, Л.С. Выготский указывал, что «культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, она надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека» [6, Т. 3, с. 29]. Определяя ведущую роль высших психических функций в онтогенезе личности, ученый полагал их исходно социальный характер, отмечая, что «все высшие психические функции есть инте-риоризованные отношения социального порядка» [6, Т. 3, с. 146]. Именно Л.С. Выготским впервые было сформулировано положение о переживании, как основной единице социальной ситуации развития ребёнка. По сути, наряду с обозначением места
высших психических функций, он фокусирует внимание на значимости социальных эмоций в культурогенезе человека. Учёный, прицельно осуществляя феноменологический анализ сущности отдельных социальных эмоций и чувств, обозначает их место в культурном становлении личности, формировании поведения и организации жизнедеятельности субъекта. В этом контексте оценочные категории, нравственные нормы отношений, правила и модели поведения, выступают медиаторами социальных эмоций. Именно на основе эталонов социального взаимодействия у ребёнка формируются социальные эмоции, позволяющие ему выстраивать положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Под социальными эмоциями мы понимаем эмерджентный комплекс переживаний, включающий широкий спектр эмоций и чувств, возникающих у ребёнка с рождения и осваиваемых им в процессе взаимоотношений с окружающими, обслуживающих на протяжении всей жизнедеятельности человека его социальное взаимодействие и межличностное общение с другими. В своем большинстве социальные эмоции представляют приобретенные формы их выражения и реализации, однако определенная доля эмоциональных реакций, имеющаяся у младенцев с рождения, со временем начинает использоваться им для достижения социального взаимодействия, и, соответственно, они становятся произвольными по форме и социальными по содержанию. К категории социальных эмоций в современной науке относят широкий перечень переживаний субъектом своего отношения к окружающим людям. Это - и эмоции обиды, смущения, стыда, стеснительности (застенчивости), эмпатии, отчаяния, ужаса, зависти, ревности, презрения и пр., и обширный диапазон чувств - вины, долга, чести, достоинства, гордости, справедливости, солидарности, ответственности, благодарности, альтруизма, патриотизма, гражданственности и многих других.
По мысли А.В. Запорожца и Я.З. Неверович, социальные эмоции присущи только человеку, так как они формируются в процессе усвоения социальных норм [7]. Оценивание себя с точки зрения других людей или своих действий и поступков по отношению к социально приемлемым правилам и нормам является ключевой составляющей социальных эмоций, в связи с чем, полагает Г.М. Бреслав, социальные эмоции разделяются по направленности [12]. Протекание социальных эмоций он объясняет в контексте функциональной модели эмоциональных процессов, свидетельствующей, что тенденции к действию не обязательно ведут к соответствующему поведению (например, первичный стыд при его оценке на первом этапе может привести к гневу на тех, кто вынудил человека стыдиться).
М.Ю. Горбунова, обобщая данные ряда исследований, предлагает рассматривать ряд специфических функций, выполняемых социальными эмоциями. Отражательно-оценочная проявляется в отношении человека к определённым явлениям социальной действительности. Данная функция способствует выделению субъектом в социальной среде значимых элементов и демонстрирует отношение субъекта к объективной информации. В результате оценки происходит побуждение к той или иной форме активности. Информативная функция состоит в налаживании сотрудничества, способствуя координации действий и принятию совместных решений. Интерактивная функция выражается в том, что социальные эмоции способствуют установлению контакта, развитию взаимодействия субъектов и формированию (или поддержанию) идентичности в процессе взаимного влияния (интеракции). Манипулятивная функция проявляется в использовании человеком эмоций как средства воздействия на других людей с целью изменения их поведения для достижения собственных целей. Социализирующе-адаптив-ная функция, указывающая на усвоение эмоциональных норм и правил выражения эмоций в процессе социализации, что позволяет человеку управлять своим поведением, проявлять эмоции, соответствующие ситуации и учитывая социальный статус, пол, возраст собеседника. Конструктивно-деструктивная функция способствует формированию и воспроизводству определённых социальных отношений (например, макиавеллистские или альтруистические), институтов и структур в соответствие с содержанием реализуемых эмоций [17]. Согласно ряду исследований, социальные эмоции: 1) позволяют индивиду оценивать ситуацию и мотивировать избегание негативно влияющих на личность событий [8; 11; 18]; 2) являются идентификатором противоречий между приобретённым социальным опытом и возникшими ситуациями, ему не соответствующими [14; 17; 19]; 3) возникают в социальной среде, но при этом отрицательно воздействующие
на человека эмоции понижают качество взаимоотношений в социуме, не дают личности реализоваться в нём сполна и могут сопровождаться базовыми эмоциями страха, злости, презрения [9; 20]. А.В. Запорожцем [7], К.Э. Изардом [11], Г.М. Бреславом [12] и рядом других исследователей показано, что такие социальные эмоции как эмпатия и чувство благодарности способствуют построению адекватных и социально приемлемых отношений с людьми.
Заметим, что особо ответственным за социальное развитие личности в психологии считается подростковый возраст [16; 21]. Не случайно Л.С. Выготский анализу подросткового возраста уделял особое внимание, наиболее пристально рассматривая именно эмоциональную жизнь подростка [6, Т. 4]. Вопросам социальной детерминации эмоционального развития личности в подростничестве посвящены работы и многих современных исследователей. Так, А.С. Арсеньев отмечает, что внутренний мир подростка «крайне противоречивый и запутанный, в определенной степени хаотичный» [22, с. 491]. Причем особая эмоциональная восприимчивость подростка наиболее ярко проявляется именно в социальном взаимодействии, а свойственная ему амбивалентность закономерно требует экстатического выхода, сопровождаемого «катарсическим «растворением», «слиянием», в определенной степени самоотождествлением» с кем или чем либо [22, с. 535]. «Общество ждёт от подростка тотальной социализации, что, в первую очередь, предполагает, целенаправленное усвоение норм и правил, существующих в социуме» [23, с. 312].
Примечательно, что в современной педагогике и психологии практически не дифференцируются понятия «социальное развитие» и «социализация» личности, не смотря на то, что они, как показано в работах А.А. Налчаджяна [10], М.И. Бобневой [21], А.С. Арсеньева [22], не синонимичны. Так, по мнению А.С. Ар-сеньева, социализация противопоказана подростку именно в связи с его интенсивным социальным развитием и спецификой эмоциональной жизни. Однако социум не заинтересован в учете его переживаний, «поскольку фиксация на внешних показателях является вполне достаточным свидетельством достижения заданного результата - подросток, пусть фрагментарно, но социализировался, он не только усваивает нормы и правила, но и соблюдает их, даже если они идут вразрез с его системой нравственных координат. В данном случае наблюдается формальный эффект социализации» [23, с. 313], поскольку он достигается в большей мере за счет дисциплинарных мер с привлечением множества ограничений и запретов. Максимализм же подростка не принимает компромисса, свойственного миру взрослых, поэтому он просто вынужден, избавляясь от социального прессинга, искать иные формы, средства и содержание личного социального становления, каковыми и оказываются подростковые «контркультуры» с характерной для них протестной формой самовыражения и не соответствующего задаваемым социальным нормативам поведения. Возникновение поведенческих нарушений ряд авторов (П. Лафренье [1]; А.С. Арсеньев [22]; М.А. Белобрыкина, О.А. Белобрыкина [23]; М.Г. Чухрова [24] и др.) рассматривает
Библиографический список
именно как особую форму защитной реакции подростка на неблагоприятные социальные условия, в которых происходит его психическое развитие. В частности, Л.Б. Шнейдер рассматривает поведенческие нарушения как способ демонстрации подростком несогласия с социализирующими требованиями и общественными нормами. Причем, не каждая форма неадекватного поведения, по ее мнению, носит асоциальный характер. Поведенческие нарушения могут проявляться и в формах, внешне не противоречащих общественно-правовым, морально-этическим и социо-культурным нормам, но, даже в этом случае они оказывают неблагоприятное влияние на личность подростка, нарушая ее целостность и осложняя межличностные отношения с окружающими. К таким разновидностям отклоняющего поведения относят безнадзорность, бродяжничество, попрошайничество, виктимность, фанатитзм, киберзависимость, перфекционизм, лудоманию, отдельные формы субкультурных идентификаций (готы, эмо, рэйверы, граффитеры, фурри и пр.) и ряд других деформаций личности [4; 19; 22 - 24].
Вместе с тем, анализ литературы показал, что, несмотря на определённые достижения, накопленные в области изучения и поведенческих нарушений личности, и социальных эмоций, до настоящего времени недостаточно исследована их взаимосвязь с поведенческими нарушениями именно в подростковом возрасте, а так же не преодолены существующие противоречия между:
- потребностью в изучении закономерностей протекания и особенностей проявления социальных эмоций в подростковом возрасте и отсутствием теоретической базы по развитию социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями;
- степенью рассмотрения феномена социальных эмоций в психолого-педагогической науке и недостаточным обеспечением психометрически состоятельными методами психологической диагностики, позволяющими осуществить не только исследование специфики протекания социальных эмоций и чувств в подростковом возрасте, но и определение различительной специфики их проявления у подростков с социально приемлемым поведением и характеризующихся поведенческими нарушениями.
Можно предположить, что социальные эмоции будут по-разному проявляться у подростков, в зависимости от доминирующей позиции микросоциума - социализирующей, приводящей к возникновению поведенческих нарушений, или собственно социальной, ориентирующей подростка на социально приемлемое поведение, включая актуализацию его просоциальных форм. Проведённое нами пилотажное исследование позволило выявить качественные и статистические различия в выраженности отдельных социальных эмоций (субъективное переживание одиночества, чувства вины, эмпатии) у подростков с поведенческими нарушениями и не имеющих таковых.
Подводя краткий итог, отметим, что анализ проблематики социального функционирования эмоций свидетельствует об актуальности и необходимости исследования динамики развития и специфики проявления социальных эмоций в подростковом возрасте, в том числе и как фактора предупреждения возникновения поведенческих нарушений.
1. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
2. Лидин К.Л. Психологические механизмы воздействия образа на эмоциональную сферу личности. Иркутск: ИрГУ, 2004.
3. Защиринская О.В. Эмоциональный компонент невербальной коммуникации. Психология мотивации: прошлое, настоящее, будущее: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию доктора психологических наук, почетного профессора НГПУ В.Г. Леонтьева (г. Новосибирск, 25 - 28 декабря 2014 г.). Под редакцией О.А. Белобрыкиной, Н.Я. Большуно-вой. Новосибирск: НГПУ, 2015: 156 - 164.
4. Шнейдер Л.Б. Подростковые девиации: через призму «категорическое - героическое - трагическое» мировосприятие к профилактическому воздействию. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. Москва: МГПУ, 2015: 272 - 278.
5. Белобрыкина О.А. Влияние взаимоотношений в диаде «родитель - ребёнок» на эмоциональное развитие и психосоматическое состояние дошкольника. Психология третьего тысячелетия: II Международная научно-практическая конференция: сборник материалов. Под общей редакцией Б.Г. Мещерякова. Дубна: Государственный университет «Дубна», 2015: 44 - 48.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Москва: Педагогика, 1982-1984.
7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. Москва: Педагогика, 1986.
8. Barbalet J.M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A Macrosociological Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
9. Keltner D., Haidt J. Social functions of emotions at four levels of analysis. Cognition and emotion. 1999; 13 (5): 505 - 521.
10. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. Москва: Эксмо, 2010.
11. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер, 2009.
12. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Москва: Смысл, 2004.
13. Психология. Словарь. Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Москва: Политиздат, 1990.
14. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах (Репринт с издания 1880 г.). Москва: Книга по требованию, 2011.
15. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Москва: Высшая школа, 1971.
16. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. Санкт-Петербург: Питер, 2003.
17. Горбунова М.Ю. Социальные функции эмоций. Научный журнал КубГАУ. 2011; 67 (03). Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/03/ pdf/08.pdf
18. Мэй Р. Чувство страха и вины в онтологическом смысле. Практическая психология и психоанализ. 2004; 1: 28 - 34.
19. Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением. Актуальные проблемы психологического знания. 2014; 2: 47 - 58.
20. Зимбардо Ф. Застенчивый ребёнок. Москва: АСТ; Астрель, 2005.
21. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности Социальная психология личности. Ответственный редактор М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. Москва: Наука, 1979: 35 - 63.
22. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. Философские основания понимания личности. Москва: Академия, 2001: 480 - 545.
23. Белобрыкина М.А., Белобрыкина О.А. Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму. Филология и культура. 2014; 1 (35): 312 - 321.
24. Чухрова М.Г. Современные представления о поведенческих аддикциях. Сибирский педагогический журнал. 2014; 5: 105 - 110.
References
1. Lafren'e P. 'Emocional'noe razvitie detej ipodrostkov. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2004.
2. Lidin K.L. Psihologicheskie mehanizmy vozdejstviya obraza na 'emocional'nuyu sferu lichnosti. Irkutsk: IrGU, 2004.
3. Zaschirinskaya O.V. 'Emocional'nyj komponent neverbal'noj kommunikacii. Psihologiya motivacii: proshloe, nastoyaschee, buduschee: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyaschennoj 85-letiyu doktora psihologicheskih nauk, pochetnogo professora NGPU V.G. Leont'eva (g. Novosibirsk, 25 - 28 dekabrya 2014 g.). Pod redakciej O.A. Belobrykinoj, N.Ya. Bol'shunovoj. Novosibirsk: NGPU, 2015: 156 - 164.
4. Shnejder L.B. Podrostkovye deviacii: cherez prizmu «kategoricheskoe - geroicheskoe - tragicheskoe» mirovospriyatie k profilakticheskomu vozdejstviyu. Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: materialy II mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGPU, 2015: 272 - 278.
5. Belobrykina O.A. Vliyanie vzaimootnoshenij v diade «roditel' - rebenok» na 'emocional'noe razvitie i psihosomaticheskoe sostoyanie doshkol'nika. Psihologiya tret'ego tysyacheletiya: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sbornik materialov. Pod obschej redakciej B.G. Mescheryakova. Dubna: Gosudarstvennyj universitet «Dubna», 2015: 44 - 48.
6. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. Moskva: Pedagogika, 1982-1984.
7. Razvitie social'nyh 'emocij u detej doshkol'nogo vozrasta. Pod redakciej A.V. Zaporozhca, Ya.Z. Neverovich. Moskva: Pedagogika, 1986.
8. Barbalet J.M. Emotion, Social Theory and Social Structure: A MacrosociologicalApproach. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
9. Keltner D., Haidt J. Social functions of emotions at four levels of analysis. Cognition and emotion. 1999; 13 (5): 505 - 521.
10. Nalchadzhyan A.A. Psihologicheskaya adaptaciya: mehanizmy istrategii. Moskva: 'Eksmo, 2010.
11. Izard K.'E. Psihologiya 'emocij. Sankt-Peterburg: Piter, 2009.
12. Breslav G.M. Psihologiya 'emocij. Moskva: Smysl, 2004.
13. Psihologiya. Slovar'. Pod obschej redakciej A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. Moskva: Politizdat, 1990.
14. Grot N.Ya. Psihologiya chuvstvovanij v ee istorii i glavnyh osnovah (Reprint s izdaniya 1880 g.). Moskva: Kniga po trebovaniyu, 2011.
15. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Moskva: Vysshaya shkola, 1971.
16. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Sankt-Peterburg: Piter, 2003.
17. Gorbunova M.Yu. Social'nye funkcii 'emocij. NauchnyjzhurnalKubGAU. 2011; 67 (03). Available at: http://ej.kubagro.ru/2011/03/pdf/08.pdf
18. M'ej R. Chuvstvo straha i viny v ontologicheskom smysle. Prakticheskaya psihologiya ipsihoanaliz. 2004; 1: 28 - 34.
19. Belobrykina E.A., Belobrykina O.A. Specifika motivacii obscheniya podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znaniya. 2014; 2: 47 - 58.
20. Zimbardo F. Zastenchivyjrebenok. Moskva: AST; Astrel', 2005.
21. Bobneva M.I. Psihologicheskie problemy social'nogo razvitiya lichnosti Social'naya psihologiya lichnosti. Otvetstvennyj redaktor M.I. Bobneva, E.V. Shorohova. Moskva: Nauka, 1979: 35 - 63.
22. Arsen'ev A.S. Podrostok glazami filosofa. Filosofskie osnovaniya ponimaniya lichnosti. Moskva: Akademiya, 2001: 480 - 545.
23. Belobrykina M.A., Belobrykina O.A. Psihologicheskie osobennosti podrostkov s kompensatornym tipom adaptacii k sociumu. Filologiya i kul'tura. 2014; 1 (35): 312 - 321.
24. Chuhrova M.G. Sovremennye predstavleniya o povedencheskih addikciyah. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; 5: 105 - 110.
Статья поступила в редакцию 07.12.15
УДК:159.9
Belova Ye.G., MA student, Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: b_elenka89@mail.ru
FEATURES OF THE MOTIVATIONAL SPHERE IN DEVIANT TEENAGERS. The article is dedicated to a problem of the content of the motivational sphere of deviant adolescents. The author presents a review of the research results from works on psychology, pedagogy and law. The notion of "motivational sphere of a personality" is identified as a combination of stable motives, characterizing the personality within the social and moral point of view. The author conducts a theoretical analysis that reveals structural components of the motivational sphere of deviant adolescents, including desires, hobbies, ideals, goals, beliefs and values. The paper describes features of the motivational sphere of deviant adolescents. The dominant motives are named to be imitation, revenge, getting respect, material well-being, money and personal benefit, avoidance of public and civil duties, study and work. The main internal and external factors - formation and the development of motivational sphere of the teenagers - are given their characteristics.
Key words: deviant teens, system of dominant motives, motivational sphere of personality.
Е.Г. Белова, магистрант психолого-педагогического образования, Оренбургского государственного университета,
г. Оренбург, E-mail: b_elenka89@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена проблеме содержания мотивационной сферы девиантных подростков. Сделан обзор результатов исследований по теме, представленных в психологической, педагогической и юридической литературе. Определено понятие «мотивационная сфера личности» рассматриваемое как совокупность устойчивых мотивов, характеризующих личность с социальной и морально-нравственной стороны. На основе проведённого теоретического анализа установлены структурные компоненты мотивационной сферы девиантных подростков, включающей потребности, желания, интересы, идеалы, цели, убеждения и ценности. В работе выделены особенности мотивационной сферы девиантных подростков, доминирующими мотивами которой являются мотивы подражания, мести, обретения авторитета, материального благополучия, денежной, личной выгоды, уклонение от общественного долга и гражданских обязанностей, учебы и труда. Выявлены основные факторы (внутренние и внешние) формирования и развития мотивационной сферы девиантных подростков и дана их характеристика.
Ключевые слова: девиантные подростки, система доминирующих мотивов, мотивационная сфера личности.