References
1. Yalom I. 'Ekzistencial'naya psihoterapiya Available at: http://royallib.com/book/irvin_yalom/ekzistentsialnaya_psihoterapiya.html
2. 'Erikson 'E. Identichnost': yunost'ikrizis. Moskva, 2006.
3. Shvaleva N.M. Psihologicheskaya bezopasnost' kreativnyh proyavlenij lichnosti studenta: materialy doklada. Psihologicheskaya bezopasnost', ustojchivost', psihotravma: materialy pervogo mezhdunarodnogo Foruma. Sankt-Peterburg, 2005.
4. Mersiyanova A.P. Osnovnye priznaki 'ekzistencial'nogo vybora. Vestnik TGU: Pedagogika i psihologiya. 2010; 335: 153 - 156.
5. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sozdanie uslovij psihologo-pedagogicheskoj podderzhki studentam vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 7 - 9.
6. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti sub'ektov v srede obrazovatel'nogo processa. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2013; 1 (7): 33 - 37.
7. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Formirovanie motivacii studentov na cennostnye orientiry sovremennogo obschestva cherez provedenie vospitatel'nyh meropriyatij psihoreabilitacionnoj napravlennosti. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2014; 2 (8): 105 - 108.
Статья поступила в редакцию 19.11.15
УДК 378
Azhiev A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Gadaborsheva Z.I., senior teacher, Chechen State Pedagogical University, (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN FACTORS AFFECTING THE PSYCHOLOGICAL STABILITY OF A STUDENT. The paper analyzes the psychological phenomena and sustainability of an individual with special reference to students. According to the authors, the affective component associates with realization of conscious and unconscious feelings of indefiniteness of the environment. The authors believe that to determine the dynamics of development of the psychological stability, it is necessary to determine how effectively the student learns to deal with adverse factors. It is therefore important to monitor anxiety as an indirect indicator of the level of stability of the student in relation to the situation. It should be borne in mind that each person has his own optimal level of anxiety, a so-called "healthy level" of anxiety, which is a necessary condition for maintaining motivation for change and personal development. However, if the level of the anxiety exceeds these average figures, the options appear to be unfavorable manifestations of the anxiety.
Key words: psychological phenomenon, psychological stability, cognitive component, highly emotional component, psy-chotechnics, development of stability in a person.
А.В. Ажиев, канд. пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и дошкольной психологии, ГБОУ ВПО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.И. Гадаборшева, ст. преп. каф. педагогики и дошкольной психологии, ГБОУ ВПО «Чеченский государственный
педагогический университет», г. Грозный, E-mail:halun@bk. ru
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Работа посвящена анализу психологических феноменов и устойчивости развития личности студента. По мнению авторов, аффективный компонент связан с осознаваемыми и неосознаваемыми переживаниями неопределенности внешней среды. Авторы считают, что для определения динамики развития психологической устойчивости нужно определить, насколько студент научается эффективно справляться с неблагоприятными факторами. Поэтому важно проводить мониторинг тревожности как косвенного показателя уровня устойчивости субъекта по отношению к ситуации. При этом нужно учитывать, что для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая «полезная тревожность», которая является необходимым условием поддержания мотивации к изменению и развитию личности.
Ключевые слова: психологический феномен, психологическая устойчивость, когнитивный компонент, аффективный компонент, психотехника.
Как и многие психологические феномены, психологическую устойчивость к факторам, препятствующим личностному росту и самореализации, можно рассматривать как единство трёх компонентов: когнитивного, аффективно-эмоционального и поведенческого. Когнитивный компонент включает в себя все аспекты, связанные с восприятием ситуаций и осознанием характеристик внешней среды и внутреннего психологического состояния, а также со знанием своих качеств и ресурсов, которые могут быть использованы для разрешения ситуаций. Аффективный компонент включает в себя оценку и эмоциональное отношение к своим качествам, ресурсам и в целом ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В аффективный компонент входит весть спектр осознаваемых и неосознаваемых переживаний, связанных с неопределенностью внешней среды. Поведенческий компонент проявляется в форме того или иного способа поведения в сложных ситуациях и реакций на неопределенность. Психологическая устойчивость реализуется в системе поведенческих и эмоциональных стратегий совладания с проблемной ситуацией. Сюда входят как копинг-стратегии, так и защитные механизмы личности. Психологическая устойчивость выступает значимым фактором в процессе развития личности и поэтому требует анализа в контексте организации эффективного взаимодействия в образовательной среде. При этом в творческой и психологически безопасной среде сложная, неопределенная ситуация воспринимается интересной, стимулирующей
активность. Люди, обладающие психологической устойчивостью к неопределенности, имеют значительно более высокую самооценку и выше оцениваются другими, воспринимают неопределенную ситуацию как стимулирующую, менее эмоционально насыщенную и субъективно опасную.
Проведённый нами анализ проблемы устойчивости личности показал, что этот феномен закономерно связан не только с личностными структурами человека, но и с особенностями среды развития и не может быть исследован в отрыве от них [1]. Но личностные способности и качества рассматриваются не только как объекты защиты, но и как инструменты по поддержанию устойчивости личности. Целостная структура личности способствует принятию последовательных непротиворечивых решений в ситуациях экзистенциального выбора. Психологическая устойчивость является предпосылкой преодоления трудностей, активного и безошибочного выполнения задач, она позволяет сконцентрировать и правильно распределить внимание, ориентироваться, использовать знания, навыки, умения, выдерживать большие внешние и внутренние нагрузки. Структурой, интегрирующей различные предпосылки и факторы развития устойчивости, выступает единое «Я» личности, отстаивающее самое себя, свою целостность, собственные проявления и свои качества.
Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность, поскольку невозможно быть устойчивым ко всему, а вариативность, которая рассматривается как бы-
строта приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики.
Разработка психотехник развития устойчивости личности к факторам, препятствующим самореализации, базируется на определении тех показателей, по которым можно судить об их эффективности. Для использования психотехник повышения психологической устойчивости студентов в процессе обучения в вузе нужно определить основания данного феномена, а также косвенные показатели динамики психоэмоционального состояния, указывающие на изменение качества жизни, повышение внутренней согласованности и свидетельствующие о формировании более эффективных способов преодоления как внутренних, так и внешних негативных факторов, возникающих в процессе развития личности на этапе студенчества. Особую значимость в определении показателей психологической устойчивости в этом возрасте приобретает способность решать нестандартные задачи, осуществлять проектную деятельность, эффективно действовать в условиях неопределенности.
Создание практикоориентированной программы изучения и развития психологической устойчивости невозможно без определения оснований оценки эффективности формирования данного феномена. В качестве такого интегративного основания в нашем исследовании выступает адаптивный уровень тревожности и состояние субъективного благополучия, которое является условием принятие себя, установления позитивных отношений с другими, независимости, контроля над обстоятельствами, наличия цели в жизни; личностного роста [2] Психологически устойчивый человек переживает состояние благополучия, характеризуется позитивным эмоциональным статусом. Понятие «субъективное благополучие» обычно связывается с достаточно продолжительным по времени, однако не чрезмерно сильным по интенсивности, позитивным эмоциональным состоянием удовлетворенности собой и своей жизнью. Безусловно, состояние субъективного благополучия в определенной степени зависит от внешних факторов. Так, для студентов позитивными факторами, влияющими на достижение и поддержание необходимого уровня субъективного благополучия, являются: адекватный уровень предъявляемых требований, который, с одной стороны, обеспечивает личностное и профессиональное развитие, с другой - является реальным относительно возможностей самого студента; содержание, форма обучения, а также межпредметные связи, способствующие овладению профессиональными компетенциями, что создаёт уверенность и позитивное отношение к себе как к будущему представителю избранной профессии, а также повышает мотивацию и осознанность обучения; развивает позитивные взаимоотношения с другими субъектами образовательного процесса.
Психологическая устойчивость проявляется в переживании эмоционального благополучия, по содержанию включает положительные эмоции, оптимизм, общее убеждение, что окружающий мир и люди не являются источником угроз, а также ощущение контроля, который предполагает восприятие себя независимым, уверенным в себе человеком, который может рассчитывать на собственные силы в решении трудных ситуаций. Ещё одним показателем психологической устойчивости может выступить открытость новому опыту и отсутствие тревожности перед будущим. Здесь необходимо подчеркнуть, что речь идет скорее о субъективном восприятии названных выше факторов, которое основывается на оценке результатов своей деятельности, сочетании опыта и его субъективной интерпретации. Как уже было сказано выше, состояние субъективного благополучия -это интегральные явления, его составляющими являются также позитивный стиль мышления, оптимизм, высокая самооценка, чувство контроля и ощущение осмысленности жизни.
Кроме того, показателем состояния психологической устойчивости личности в ситуациях экзистенциального выбора может выступать динамика личностной и ситуативной тревожности, являющейся противоположной психологическому благополучию.
Библиографический список
В чувстве тревожности выражается субъективное ощущение неспособности справиться с условием как внутреннего, так и внешнего дискомфорта [3]. Тревога всегда связана с неизвестностью и ожиданием неудач, чаще всего именно в социальном взаимодействии. Тревожность могут вызвать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может оказывать мобилизующий эффект или вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности». Как показали исследования восприятия и реакций на экстремальные ситуации, человек в большей степень переживает озабоченность социальным взаимодействием, и только если есть непосредственная угроза жизни и здоровью, социальные факторы теряют свою значимость и уходят на второй план. Таким образом, тревога представляет собой переживание, возникающее при угрозе фрустрации социальных потребностей человека, когда опасности подвергаются его положение в обществе, ценности, представления о себе, потребности, затрагивающие ядро личности.
Для определения динамики развития психологической устойчивости нужно определить, насколько студент научается эффективно справляться с неблагоприятными факторами. Поэтому нам важно проводить мониторинг тревожности как косвенного показателя уровня устойчивости субъекта по отношению к ситуации. При этом нужно учитывать, что для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая «полезная тревожность», которая является необходимым условием поддержания мотивации к изменению и развитию личности. Однако если уровень тревожности превышает эти средние значения, появляются неблагоприятные варианты проявления тревожности. Открытая, сознательно переживаемая и проявляющаяся в поведении тревожность чаще всего дезорганизует деятельность человека. Скрытая тревожность может быть в разной степени неосознаваемой и проявляется либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем, через специфические формы поведения [4]
Следует отметить, что и тревога как психическое состояние, и тревожность как психическое свойство находятся в конфронтации с базовыми личностными потребностями: потребностью в эмоциональном благополучии, чувстве уверенности, безопасности. Позитивное эмоциональное состояние в свою очередь выражается в переживании состояния психологического благополучия и отсутствия тревожности. Возникновение и закрепление тревожности во многом обусловлено неудовлетворением актуальных потребностей человека, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга»: возникающая в процессе деятельности тревога частично снижает её эффективность, что приводит к негативной самооценке либо негативной оценке со стороны окружающих, что в свою очередь, подтверждает правомерность тревоги в подобных ситуациях и усиливает негативный эмоциональный опыт. При этом, поскольку переживание тревоги является субъективно неблагоприятным состоянием, оно может не осознаваться человеком, а скрываться с помощью психологических защит [5]
Таким образом, тревожность представляет собой фактор, опосредующий поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Тревожность часто маскируется под поведенческие проявления других проблем, таких, как агрессивность, зависимость и склонность к подчинению, конформность, выученная беспомощность, ложная гиперактивность, уход в болезнь и т. д. Обобщая сказанное выше, можно сказать, что факторы психологической устойчивости влияют на её формирование. Показатели устойчивости определяются комплексными психологическими феноменами, поэтому включают в себя особенности Я-концепции, самоотношение и субъектность личности.
1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е издание. Санкт-Петербург, 2003.
2. Прихожан А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: личностный аспект. Диссертация ... доктора психологических наук. Москва, 1996.
3. Смилык И.М. Тревожность, страх и формирование устойчивого чувства безопасности. Мир психологии. Москва, 2008.
4. Тревога и тревожность: хрестоматия. Составитель В.М. Астапов. Москва, 2008.
5. Пимонова С.В., Швалева Н.М. Психологические ресурсы обеспечения безопасности креативных проявлений личности студентов. Saarbrücken, 2012.
References
1. Argajl M. Psihologiya schast'ya. 2-e izdanie. Sankt-Peterburg, 2003.
2. Prihozhan A.M. Psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika trevozhnosti: lichnostnyjaspekt. Dissertaciya ... doktora psihologicheskih nauk. Moskva, 1996.
3. Smilyk I.M. Trevozhnost', strah i formirovanie ustojchivogo chuvstva bezopasnosti. Mirpsihologii. Moskva, 2008.
4. Trevoga i trevozhnost': hrestomatiya. Sostavitel' V.M. Astapov. Moskva, 2008.
5. Pimonova S.V., Shvaleva N.M. Psihologicheskie resursy obespecheniya bezopasnosti kreativnyh proyavlenij lichnosti studentov. Saarbrücken, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.11.15
УДК 159.922.736.4+159.923.2
Belobrykina О.А., Cand. оf Sciences (Psychology), Professor, Department of General Psychology and History of Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Limonchenko R.A., student, Psychology Department, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIAL EMOTIONS AND THEIR ROLE IN DEVELOPMENT OF A PERSONALITY AND BEHAVIOR OF A TEENAGER: THEORETICAL OUTLINE OF THE PROBLEM OF THE RESEARCH. The paper presents a theoretical analysis of the problem of the influence of social emotions on personal development and formation of behavior in adolescence. The authors study the typology and function of emotions, show the specifics of functioning of social emotions in an individual. The research is also based on a review of scientific literature and discusses the relationship of social emotional behavioral disorders. Social emotions are demonstrated by adolescents depending on a dominant position in the microsociety: when this position helps to socialize, leads to the expression of disturbance in behavior, or the actual social, orienting teenagers to socially acceptable behavior, including the updating of their pro-social forms. The paper also studies qualitative and statistical differences in the expression of certain social emotions (subjective experience of loneliness, guilt, empathy) in adolescents with behavioral disorder and without it.
Key words: social emotions, functions of emotions, ontogenesis of personality, adolescence, behavioral violation.
О.А. Белобрыкина, канд. психол. наук, академик Академии полярной медицины и экстремальной экологии человека, проф. каф. общей психологии и истории психологии факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Р.А. Лимонченко, студент 3 курса, направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», факультет психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе представлен теоретический анализ проблемы влияния социальных эмоций на развитие личности и формирование поведения в подростковом возрасте. Обозначены типология и функции эмоций, показана специфика функционирования социальных эмоций личности. На основе обзора научной литературы рассматривается взаимосвязь социальных эмоций с поведенческими нарушениями. Социальные эмоции будут проявляться у подростков в зависимости от доминирующей позиции микросоциума: социализирующей, приводящей к возникновению поведенческих нарушений, или собственно социальной, ориентирующей подростка на социально приемлемое поведение, включая актуализацию его просоциальных форм. Выявлены качественные и статистические различия в выраженности отдельных социальных эмоций (субъективное переживание одиночества, чувства вины, эмпатии) у подростков с поведенческими нарушениями и не имеющих таковых.
Ключевые слова: социальные эмоции, функции эмоций, онтогенез личности, подросток, поведенческие нарушения.
Тотальные трансформации, происходящие на протяжении последних десятилетий в социальной, политической и экономической сферах общественного развития в нашей стране, закономерно привели к резкому возрастанию количества аффективных (тревожных, депрессивных и др.) расстройств. Очевидно, и на это обращают внимание многие исследователи (П. Лафренье [1], К.Л. Лидин [2], О.В. Защиринская [3], Л.Б. Шнейдер, [4], О.А. Белобрыкина [5] и др.), именно эмоциональная сфера личности становится наиболее патогенной зоной в современной культуре, что и актуализирует исследовательский интерес ученых и практиков к её изучению, в том числе, и для определения наиболее эффективных средств и способов её нормализации.
Значение эмоций в жизнедеятельности человека чрезвычайно велико. Так, Л.С. Выготский указывал на наличие тесной взаимосвязи между аффектом и интеллектом, отмечая, что, во-первых, каждой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень эмоционального развития; во-вторых, во всяком результате мыслительной деятельности (идее) всегда содержится в переработанном виде эмоциональное отношение человека к действительности, представленной в конкретной идее (мысли) [6, Т. 6]. Учёный также выдвигает принцип активного участия эмоций в общем развитии сознания, оказывая влияние не только на развитие мышления и поведения ребёнка, но и являясь мощным стимулом, побуждающим ребёнка к поиску «обходных путей развития» в случае наличия врожден-
ного дефекта. Иллюстрируя взаимодетрминацию эмоций и деятельности в общей логике развития, Л.С. Выготский пишет, что «эмоция как дифференцированный фактор выступит только в том месте шкалы развития, где можно будет установить, что ситуация имеет какой-либо смысл, если употребить это слово для обозначения любой формы связи между данной ситуацией и другими ситуациями, всё равно - вспоминаемыми или антиципируемыми. Отношение между идеями должно выступить на первый план, и характер эмоций в силу этого должен измениться» [6, Т. 6, с. 210].
Многие авторы (А.В. Запорожец [7], J.M. Barbalet [8], D. Keltner, J. Haidt [9], А.А. Налчаджян [10], К.Э. Изард [11], и др.) отмечают ключевую роль эмоций в мотивационном и адаптационном процессе, связывая эмоции с потребностями личности и их удовлетворением. Благодаря экспрессивному компоненту, эмоции, полагают, П. Лафренье [1], О.В. Защиринская [3], О.А. Белобрыкина [5], Г.М. Бреслав [12], выполняют активацион-ную роль в межличностном общении в процессе взаимодействия между людьми. Эмоции, указывает К.Л. Лидин, «во многом формируют мотивационную и мировоззренческую области психического» [2, с. 6]. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, рассматривая эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций» [13, с. 461], по сути, указывают на их значимость в развитии ценностно-смысловой сферы личности.