Научная статья на тему 'Различия кoпинг-стратегий и механизмoв психoлогической защиты в прoцессе сoвладания с эмoциями в кoнфликте у людей с разным уровнем конфликтности'

Различия кoпинг-стратегий и механизмoв психoлогической защиты в прoцессе сoвладания с эмoциями в кoнфликте у людей с разным уровнем конфликтности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6931
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / СОВЛАДАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / АГРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / CONFLICT / COPING STRATEGIES / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS / COPING / EMOTIONAL COMPONENTS / CONFLICT MANAGEMENT / AGGRESSION / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агеева Агеева

В статье рассматриваются эмоциональные проявления личности в конфликтном взаимодействии. Теоретически анализируются механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, используемые в конфликтах людьми с разным уровнем реактивной тревожности и агрессии. Эмпирически доказывается взаимосвязь уровня конфликтности и выбираемых копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агеева Агеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The differences of coping strategies and defense mechanisms in the process of coping with emotions in a conflict of people with different levels of conflictness

In the article are considering the emotional manifestation of personality in the conflict interaction. Theoretically analyzes the psychological defense mechanisms, coping strategies used in conflict by people with different levels of reactive anxiety and aggression. Empirically are proved the relationship between the conflict level and coping strategies and psychological defense mechanisms.

Текст научной работы на тему «Различия кoпинг-стратегий и механизмoв психoлогической защиты в прoцессе сoвладания с эмoциями в кoнфликте у людей с разным уровнем конфликтности»

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

РАЗЛИЧИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ПРОЦЕССЕ СОВЛАДАНИЯ С ЭМОЦИЯМИ В КОНФЛИКТЕ У ЛЮДЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КОНФЛИКТНОСТИ

Агеева Л.Г.

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас, Российская Федерация

В статье рассматриваются эмоциональные проявления личности в конфликтном взаимодействии. Теоретически анализируются механизмы психологической защиты, копинг-стратегии, используемые в конфликтах людьми с разным уровнем реактивной тревожности и агрессии. Эмпирически доказывается взаимосвязь уровня конфликтности и выбираемых копинг-стратегий и механизмов психологической защиты.

Ключевые слова: конфликт; копинг-стратегия; механизмы психологической защиты; совладание; эмоциональные компоненты; управление конфликтом; агрессия; тревожность.

THE DIFFERENCES OF COPING STRATEGIES

AND DEFENSE MECHANISMS IN THE PROCESS OF COPING WITH EMOTIONS IN A CONFLICT OF PEOPLE WITH DIFFERENT

LEVELS OF CONFLICTNESS

Ageeva L.G.

Arzamas Nizhny Novgorod branch of the National Research University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas, Russian Federation

In the article are considering the emotional manifestation of personality in the conflict interaction. Theoretically analyzes the psychological defense mechanisms, coping strategies used in conflict by people with different levels of reactive anxiety and aggression. Empirically

are proved the relationship between the conflict level and coping strategies and psychological defense mechanisms.

Keywords: the conflict; coping strategies; psychological defense mechanisms; coping; emotional components; conflict management; aggression, anxiety.

Личность полна противоречий и конфликтов. Зачастую присущие ей внутриличностные конфликты продуцируются на характер взаимоотношений человека с окружающими. Для эффективного решения возникающих противоречий человеку необходимо иметь достаточно высокий уровень теоретических знаний и владеть практическими навыками поведения в конфликтных ситуациях, бесконфликтного общения, а также саморегуляцией.

Конфликты помимо содержательной стороны имеют психологическую составляющую, проявляющуюся в характере переживаний личности, эмоциональном сопровождении конфликтов. В этом случае конфликтующие стороны отходят от решения проблемного вопроса и переключаются на взаимные упреки и оскорбления, что приводит к усугублению противоречий. Главной проблемой при работе с конфликтами становится не столько бесконфликтное общение, сколько умение жить с конфликтом, управлять им, осознавать направление его развития. Поэтому проблема совладания с конфликтом, умения управлять эмоциями, его сопровождающими, становится одной из важнейших.

Объектом исследования являются копинг-стратегии и механизмы психологической защиты в конфликте, предметом - различия механизмов совладания в конфликте у людей с разным уровнем конфликтности. Проблемой предпринятого исследования являются различия копинг-стратегий и механизмов психологической защиты в процессе совладания с эмоциями в конфликте у людей с разным уровнем конфликтности.

Новизна исследования заключается в эмпирически выявленных различиях используемых копинг-стратегий и механизмов психологической защиты в процессе совладания с эмоциями в конфликте у сотрудников промышленного предприятия с разным уровнем конфликтности.

В ходе исследования проверялась гипотеза о взаимосвязи между уровнем конфликтности личности, агрессивности и тревожности как отражении эмоциональной составляющей конфликта и используемыми личностью механизмами психологической защиты и предпочитаемыми копинг-стратегиями.

Среди авторов, занимающихся исследуемой проблематикой, выделяются X. Корнелиус, Ш. Фейр, К. Лоренц, Р. Лиос, X. Райфа, Д. Майерс, Дж. Скотт, К.Р. Спиллман, К. Спиллман и др. Среди отечественных работ по конфликтологии и психологии конфликта использовались публикации В.Н. Дружинина, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, В.М. Воловик, В.Д. Вид, Л.Р. Гребенникова, Т.А. Даниловой, Е.Л. Доценко, Б.Д. Карвасарского, Е.Р. Исаева, Т.П. Краско, В.А. Ташлыкова и др.

В психологической составляющей конфликта эмоции играют существенную роль. Д.Г. Скотт называет их основной причиной перехода конфликтной ситуации в конфликт [8, с. 20]. Конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие сопровождаются раздражением, гневом, агрессией конфликтующих сторон. Л.А. Китаев-Смык отмечает, что попытки контроля эмоций предпринимаются большей частью неосознанно. Следовательно, люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их в ситуации конфликта. Между самой эмоцией и ее внешним выражением существует непосредственная связь. В конфликте это не способствует разряжению ситуации, а, наоборот, вызывает нагнетание эмоциональной активности, мешая конструктивному разрешению конфликта [3, с. 265].

Эмоции, сопровождающие конфликт, указывают на психологический дискомфорт личности, от которого личность старается избавиться, используются механизмы психологической защиты и механизмы совладания (копинг-стратегии). В рамках данного исследования представляется важным определить соотношение понятий психологической защиты и совладания. Они схожи в плане того, что и механизмы психологической защиты и механизмы совладания (копинг-поведение) рассматриваются как адаптационные процессы индивидуума (Карвасар-ский Б.Д. Ташлыков В.А.) [2, 9].

Что касается различий, то механизмы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей, а механизмы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта. Психологическая защита рассматривается как пассивное копинг-поведение, а защитные механизмы — как интрапсихические формы преодоления стресса, предназначенные для снижения эмоционального напряжения раньше, чем прекратится ситуация (Лазарус, Фолкман) [5, 10]. Если копинг-поведение может использоваться индивидом сознательно, выбираться и изменяться им в зависимости от ситуации, то механизмы психологической защиты неосознаваемы и в случае их закрепления становятся деза-даптивными.

Итак, механизмы совладания более пластичны, но требуют от человека большей затраты энергии и включения когнитивных, эмоциональных и поведенческих усилий. Механизмы защиты способны быстрее снизить эмоциональное напряжение и тревогу и работают по принципу «здесь и теперь».

Р. Плутчик с соавторами (1979), высказали мнение о том, что существует достаточно выраженная взаимосвязь между механизмами психологической защиты и качеством эмоционального состояния и что для каждого типа личности характерен свой тип защиты [12].

Т.И. Краско подчеркивает, что «индивидуальные репертуары защитных механизмов» по мере развития личности трансформируются в индивидуальные «стили переживания» психо-

травмирующих факторов [4]. Эти стили в различной степени способствуют или препятствуют сохранению психологического благополучия личности. Е. Хилгард рассматривает механизмы психологической защиты как часто повторяющиеся способы «помощи себе при конфликтах с фрустрациями», имеющие две цели: сохранение чувства собственного достоинства и защиту от чрезмерного страха [11].

Таким образом, под системой психологической защиты в большинстве случаев понимается часть общей адаптивной системы личности, представляющая собой способы эмоционально-личностного реагирования на те противоречивые ситуации, которые предстают перед индивидуумом в качестве объективно или субъективно неразрешимых. Задача психологической защиты - не устранение этих противоречий, а уменьшение или устранение связанных с ними переживаний, препятствующих включению других механизмов адаптации, позволяющих индивидууму справиться с ситуацией.

Р. Лазарус определил копинг как «стремление к решению проблем, которое предпринимает индивид, если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [5, с. 178-179]. Э. Вебер считает, что психологическое предназначение «копинга» состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования.

Итак, под копинг-стратегией понимаются действия, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

С целью проверки выдвинутой гипотезы проводилось эмпирическое исследование, которое было направлено на выяснение психологических причин устойчивой конфликтности сотрудников промышленного предприятия. В исследовании принимали участие 40 сотрудников двух взаимодействующих отделов предприятия и более года конфликтующих между собой.

Исследование проводилось с использованием психодиагностического инструментария: методики диагностики видов агрессии А. Басса и А. Дарки; методики диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина; методики психологической диагностики механизмов психологической защиты (индекс жизненного стиля - LSI); «Копинг-теста» (Lazarus R.S., 1984.); теста исследования уровня агрессивности личности А. Ассингера.

Результаты исследования видов агрессии показали, что сотрудники конфликтующих отделов имеют высокий индекс агрессивности и враждебности, при этом самый высокий усредненный показатель выявлен по шкале «чувство вины» (67,69 балла). Исследуемые сотрудники

относятся и действуют по отношению к себе и окружающим из возможного убеждения, что они сами плохие люди и поступают нехорошо: вредно, злобно, бессовестно.

Исследование тревожности обнаружило, что уровень реактивной тревожности (52,38 балла) значительно превосходит уровень личностной тревожности (45,15 балла), что говорит о ситуационном состоянии напряжения и нервозности как реакции на длительные конфликтные взаимоотношения.

Уровень напряженности механизмов психологической защиты составляет 60,14 балла, что говорит об активизации механизмов защиты в напряженной ситуации (конфликтной обстановке). Наиболее выраженными являются такие механизмы психологической защиты, как реактивное образование (8,81 балла), отрицание (8,73 балла) и интеллектуализация (8,49 балла). Поясним характер этих механизмов. Реактивное образование - механизм психологической защиты, посредством которого личность предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для нее мыслей, чувств и поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений. Так, человек, причиняющий боль, может демонстрировать внешние признаки эмоции радости.

Отрицание - механизм психологической защиты, посредством которого личность отрицает вызывающие тревогу обстоятельства. Эмоция принятия и защита отрицанием, являются элементами демонстративного функционирования. Для людей характерны большая внушаемость, отсутствие критичности, селективное невнимание.

Интеллектуализация - механизм психологической защиты, с помощью которой личность пресекает переживания, вызванные неприятной ситуацией при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного. Развитие такой личности основано на отчуждении от инстинктов и эмоций. Педантичность в сочетании с неспособностью загадывать человеческие эмоции скрывает тревогу потерять контроль.

Диагностика копинг-стратегий у сотрудников выявила широкий спектр ситуационно специфических стилей поведения как адаптивных, так и неадаптивных. Чаще используются относительно конструктивные стратегии, в основном за счет «принятия ответственности» (7,68 балла), что влечет за собой значительную эмоциональную нагрузку.

Результаты исследования уровня конфликтности позволили установить усредненный уровень конфликтности по группе (30,35 балла), что соответствует уровню несколько выше среднего.

Для установления взаимосвязи между исследуемыми показателями применялся коэффициент линейной корреляции Пирсона. Для N = 40 г005 =0,310, г001 = 0,407.

Статистическая обработка данных позволила обнаружить следующие значимые взаимозависимости:

— уровня конфликтности личности с «физической агрессией» (г=0,41), «негативизмом» г=0,39), «вербальной агрессией» (г=0,38), «чувством вины» (г=0,61), «индексом агрессивности» (г=0,43), «реактивной тревожности» (г=0,33), «компенсации» (г=0,36), «замещением» (г=0,73), «конфронтативным копингом» (г=0,50), «бегством-избеганием» (г=0,33),«самоконтролем» (г=-0,32);

— неконструктивных копинг-стратегий с «негативизмом» (г=0,48), «чувством вины» (г=0,42), «индексом враждебности» (г=0,36), «личностной тревожностью» (г=0,35), «замещением» (г=0,44);

- «личностной тревожности» с «негативизмом» (г=0,41);

— «реактивной тревожности» с «чувством вины» (г=0,34);

- «интеллектуализации» с «подозрительностью» (г=-0,41) и «индексом враждебности» (1=0,38);

- «замещения» с «конфронтативным копингом» (г=0,66) и «поиска социальной поддержки» с «реактивной тревожностью» (г=0,47).

Далее проводилась статистическая обработка результатов исследования с целью установления различий в исследуемых признаках у испытуемых с разным уровнем конфликтности. Полученные данные были разделены на две группы: данные испытуемых с уровнем конфликтности ниже среднего и данные испытуемых с уровнем конфликтности выше среднего. Для выявления различий в уровнях исследуемых признаков был применен (^-критерий Розенбаума [7, с. 42]. Для Ы= 21 и N=19 г005 =7, г001 = 9.

В ходе математической обработки удалось установить значимые различия в отношении следующих показателей:

1. индекс агрессивности у испытуемых с невысоким уровнем конфликтности значительно ниже (О =8);

^ ^эмтт ' '

2. реактивная тревожность людей с невысоким уровнем конфликтности значительно ниже

3. механизм психологической защиты «замещение-гнев» у людей с невысоким уровнем конфликтности ниже (<3ЭМП=13);

4. испытуемые с невысоким уровнем конфликтности реже используют неадаптивные механизмы совладания ((} =10).

Итак, сотрудники, имеющие уровень конфликтности ниже среднего, эмоционально гибче, имеют более низкие показатели по индексу агрессивности, реже используют неконструктивные стратегии совладания. Люди, имеющие уровень конфликтности выше среднего, чаще используют «замещение» для психологической защиты. В большинстве случаев замещение снимает эмоциональное напряжение, возникшее под влиянием фрустрирующей ситуации, но

не приводит к облегчению или достижению поставленной цели. В этой ситуации субъектом могут совершаться неожиданные, подчас бессмысленные действия, которые снимают внутреннее напряжение.

Испытуемые, имеющие высокий индекс враждебности, используют более примитивные механизмы психологической защиты, которые не устраняют тревогу, а лишь меняют ее интерпретацию, а также прилагают агрессивные усилия к изменению ситуации. При дистанцировании человека от конфликтной ситуации и уменьшения ее значимости люди не склонны вербализировать агрессию, т.к. прилагают усилия для изменения ситуации. Сотрудники с пониженным самоконтролем собственных негативных эмоций приписывают их окружающим, оправдывая свою недоброжелательность. Испытуемые, избегающие решения проблем и конфликтов, используя неконструктивную копинг-стратегию «бегство-избегание», характеризуются установкой воспринимать ситуации как угрожающие. Признание своей роли в конфликтной проблеме и попытка устранить ее сопровождает оппозиционную форму поведения.

Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить выдвинутую гипотезу. Эмоциональные компоненты общения людей, с уровнем конфликтности ниже среднего отличаются от эмоциональных компонентов общения людей с уровнем конфликтности выше среднего и по уровню агрессивности, и по показателям тревожности, и по используемым механизмам психологической защиты и по выбору механизмов совладания.

Высокий уровень напряженности механизмов психологической защиты, преимущественно примитивных, в конфликтующих группах говорит о том, что сотрудники преодолевают негативные переживания, не допуская поступления информации о конфликтной ситуации в сознание. Использование преимущественно неконструктивных механизмов совладания и относительно конструктивных копинг-стратегий говорит о неадаптивном поведении в межличностных отношениях сотрудников конфликтующих отделов. В результате негативные эмоции и переживания принимают хроническое течение, а агрессивность и враждебность выступают как доминирующие в межличностном взаимодействии. Причиной конфликтности сотрудников в данном случае может являться конфликтологическая и психологическая некомпетентность.

Список литературы

1. Исаева Е.Р. Копинг-механизмы в системе приспособительного поведения больных шизофренией // Дисс. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1999. 140 с.

2. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия. М.: Медицина, 1990. 384 с.

3. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 304 с.

4. Краско Т.И. Уровни взаимозависимости механизмов психологической защиты как показатель гибкости «защитного стиля» личности. URL: http://www.psychiatry.ua/books/saburka/ paper 109 .htm (дата обращения 11.03.2016).

5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178-208.

6. Набиуллина P.P., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): Учебное пособие. Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003. 99 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2003. 350 с.

8. Скотт Д.Г. Конфликты: пути их преодоления. Киев,1991. 190 с.

9. Ташлыков В.А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) защиты у больных неврозами в процессе психотерапии// Медико-психологические аспекты охраны психического здоровья. Томск, 1990. С. 60-61.

10. Folkman S., Lazarus R.S. The relationship between coping and emotion: Implications for theory and research. Social Science Medicine, 26, 1998.

11. Hilgard E.R. 1986. Divided consciousness: multiple controls in human thought and action (expanded edition). New York, NY: Wiley.

12. Plutchik R, Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defense and emotions// (Eds.) Izard, E. Emotions in personality and psychopatology. N.Y., 1979. P. 229-257.

13. Weber H. Belastungsverarbeitung / H. Weber // Z. fur Klinische Psychologic, 1992. Bd. 21. H. 1. S. 17-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.