Yefremkina Irina Nikolaevna RESEARCH OF AGE DYNAMICS ..
psychological science
УДК 159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ СПОСОБОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
© 2018
Ефремкина Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» Пензенский государственный технологический университет (440039, Россия, Пенза, проезд Байдукова/ул. Гагарина, 1а/11, e-mail: eamdom@yandex.ru)
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования возрастной динамики способов психологической защиты на примере лиц студенческого возраста. Теоретический анализ работ, касающихся данной проблематики, показал, что единого представления о защитных механизмах у исследователей нет. Учёными называется различное количество защит, по-разному трактуется их соотнесение друг с другом, что затрудняет выявление и объяснение роли психологической защиты в социально-психологической адаптации личности. Делается вывод о том, что проблема психологической защиты студенчества является одной из наиболее актуальных проблем высшей школы, однако, недостаточно уделяется внимания механизмам психологической защиты в студенческом возрасте их динамике, несмотря на важность не только для понимания этого возраста, но и для практических целей социально-психологической адаптации студентов. В ходе исследования изучались различия в копинг-стратегиях личности у студентов младших и старших курсов. Статистически достоверных различий в выбираемых механизмах психологической защиты между студентами первых и четвёртых курсов не обнаружено, что объясняется некоторой личностной незрелостью как студентов младших курсов, так и студентов-старшекурсников. Вместе с тем выявлены статистически достоверные различия в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации между студентами первых и четвёртых курсов. Для старшекурсников в конфликтах более характерна стратегия «соперничество». Обнаружены статистически достоверные различия в выборе стратегий доминирующей защиты в общении между студентами первых и четвёртых курсов. У студентов первых курсов наиболее выраженной является стратегия «миролюбие», у студентов четвёртых курсов доминирующей является стратегия «избегание». Продуктивные и относительно продуктивные копинг-стратегии более характерны для студентов старших курсов, тогда как первокурсники чаще прибегают к непродуктивным стратегиям совладания со стрессом.
В результате анализа полученных в исследовании данных сделан вывод о том, что гипотеза о существовании различий в копинг-стратегиях, используемых студентами младших и старших курсов частично подтверждена.
Ключевые слова: психологическая защита, патологическая защита, нормальная защита, напряжённость защиты, продуктивные копинг-стратегии, непродуктивные копинг-стратегии, механизмы совладания, студенческий возраст, доминирующие стратегии поведения в конфликте.
RESEARCH OF AGE DYNAMICS OF WAYS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION IN STUDENT AGE
© 2018
Yefremkina Irina Nikolaevna, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Pedagogy and Psychology» Penza State Technological University (440039, Russia, Penza, travel Baydukova / street Gagarin, 1a /11, e-mail: eamdom@yandex.ru)
Abstract. The article presents the results of empirical research of age dynamics of psychological protection in persons of the student age. A theoretical analysis of the works dealing with this problem has shown that the researchers do not have a single idea of protective mechanisms. Scientists call a different number of protections, their correlation with each other is interpreted differently, which makes it difficult to identify and explain the role of psychological defense in the socio-psy-chological adaptation of the individual. It is concluded that the problem of psychological protection of students is one of the most urgent problems of the higher school, however, the mechanisms of psychological protection in the student age are not sufficiently paid attention to their dynamics, despite the importance not only for understanding this age, but also for the practical purposes of socio- psychological adaptation of students. In the course of the study, differences in coping strategies of personality were studied among students of junior and senior courses. Statistically significant differences in the chosen mechanisms of psychological protection between the students of the first and fourth courses were not found, which is explained by some personal immaturity of both undergraduate and undergraduate students. At the same time, statistically significant differences in the choice of strategies for behavior in a conflict situation between first- and fourth-year students have been revealed. For the undergraduates in conflicts, the «rivalry» strategy is more characteristic. There were statistically significant differences in the choice of strategies of dominant protection in communication between students of the first and fourth courses. The students of the first courses have the most pronounced «peacefulness» strategy, fourth-rate students are dominated by the «avoidance» strategy. Productive and relatively productive coping strategies are more common for senior students, while first-year students tend to resort to unproductive coping strategies with stress. As a result of the analysis of the data obtained in the study, it was concluded that the hypothesis of the existence of differences in coping strategies used by students in the junior and senior years is partially confirmed.
Keywords: psychological protection, pathological (abnormal) protection, protection of normal, the tension of protection, productive coping strategies, unproductive coping strategies, coping mechanisms, the student age, the dominant strategies of behavior in the conflict.
Нестабильность современной социально-экономической и политической ситуации в стране, являясь существенным дистрессовым фактором, провоцирует социальную и психическую дезадаптированность как отдельных индивидов, так и социальных групп. Постоянные изменения, происходящие в окружающей нас социальной реальности, становятся длительно действующими стрессорами, которые сокращают запас адаптационного ресурса, что обусловливает нарушения психики и поведения. Это затрудняет, с одной стороны, выживание отдельных людей или социальных групп, с другой - воз-
можность прогнозировать индивидуальное и групповое поведение для снятии остроты социальных конфликтов и напряженности. С возрастающим числом межличностных и внутренних конфликтов помогают справиться механизмы психологической защиты и соответствующие формы защитного поведения, в том числе и деструктивные, к которым исследователи относят «различные виды патологической зависимости, насильственные действия, суициды, объединение в антисоциальные группировки и другие девиации, рассматривающиеся как следствие психической и социальной дезадаптированности лично-
психологические науки
Ефремкина Ирина Николаевна ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ...
сти» [1, с. 8].
Тема механизмов психологической защиты активно исследовалась в зарубежной и отечественной психологии. В зарубежной психологии к этой теме обращались 3. Фрейд, А. Фрейд, С.Р. Мадди, Р. Плутчик, Х. Келлерман и др.
В современных исследованиях, в частности, Р. Плутчика, Х. Келлермана, Р. Конте психологические защиты связываются с механизмами совладания, которые могут рассматриваться как осознанные или бессознательные способы разрешения как внутриличностных, так и межличностных конфликтов. С точки зрения указанных авторов психологическая защита представляет собой искажение образа реальной ситуации в когнитивном и аффективном планах для снижения угрожающего уровня эмоционального напряжения [2].
В отечественной психологии к теме механизмов психологической защиты обращаются многие авторы: Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, Н.В. Волкова, Р.М. Грановская, К.Ф. Дмитриев, Ю.Б. Захарова, В.И. Журбин, Е.Е. Насиновская, Т.В. Тулупьева, М.Я. Якубовская и др.
Ф.В. Бассин подчёркивал существенное значение защиты для снижения психологического напряжения и отмечал, что основным способом, которым сознание защищается от дезорганизующих и травмирующих влияний, является переоценка, снижение субъективной значимости травмирующего фактора, перестройка системы установок, при этом, по его мнению, защита выступает условием предотвращения дезорганизации поведения человека [3]. Кроме того, Ф.В. Бассин, а также ряд других исследователей, - Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь, В.К. Мягер, А.А. Налчаджян и др.- рассматривают психологическую защиту как нормальное явление, как один из механизмов человеческого сознания [4-6].
Р.М. Грановская предлагает различать патологическую психологическую защиту, которая связывается с неадекватными формами адаптации, и нормальную защиту, которая играет профилактическую роль [7]. Н.В. Волкова исследовала взаимосвязь защитно-совладаю-щего поведения с идентичностью личности [8]. В.И. Журбин, анализируя понятие психологической защиты, указывает на существование более десяти вариантов его определения [9].
Однако, единого представления о защитных механизмах у исследователей нет. Авторами называется различное количество защит, по-разному трактуется их соотнесение друг с другом, что затрудняет выявление и объяснение роли психологической защиты в социально-психологической адаптации личности.
Авторами отмечается, что «важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Отправной точкой для преодоления конфликта является осознание и переоценка самого конфликта, за которым следует выбор форм защитного поведения» [10, с. 440].
Нестабильность ситуации развития личности в современных социально-экономических условиях, слом традиционных ценностей и интенсивное воздействие новых, западных ценностей, агрессивно насыщенной информации снижают толерантность личности к деструктивным воздействиям. В настоящее время это стало серьезной социальной проблемой, что и отражает актуальность темы данного исследования. Исследователями отмечается, что «переход к вузовской форме обучения является сложным адаптационным процессом, нарушение которого отражается на психологическом комфорте и нервно-психическом здоровье студентов, на их развитии и эффективности обучения» [11, с. 3], что позволяет рассматривать проблему психологической защиты студенчества как одну из наиболее актуальных проблем высшей школы.
Кроме того, характеризуя особенности студенче-
ского возраста, Р.М. Грановская отмечает, что «отношения молодых людей с окружающими обостряются в силу биологических причин: изменение гормонального обмена вызывает повышенную возбудимость и раздражительность. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается как особенно конфликтный и напряженный» [12, с. 115].
Исследователями долгое время активно изучались механизмы психологической защиты у лиц с различными нервно-психическимим, соматическими отклонениями и расстройствами, патологиями. Механизмы психологической защиты у здоровых людей стали изучаться в последнее время. Однако, недостаточно, на наш взгляд, уделяется внимания механизмам психологической защиты в студенческом возрасте их динамике. Т.В. Тулупьева также отмечает, что данная проблема практически не исследовалась, несмотря на важность для понимания этого возраста [13].
Таким образом, объектом исследования выступают копинг-стратегии в студенческом возрасте. Предметом
- особенности способов психологической защиты у студентов младших и старших курсов.
Целью исследования является изучение возрастной динамики способов психологической защиты в студенческом возрасте.
Основой исследования стало предположение о том, что способы психологической защиты имеют различия у студентов младших и старших курсов, причем студенты старших курсов используют более зрелые и продуктивные способы (стратегии) психологической защиты и поведения в конфликтной ситуации и стрессе.
В исследовании использовались методы наблюдения, констатирующего эксперимента, метод тестов, в рамках которого применялись следующие методики: методика диагностики стратегий поведения в конфликтной ситуации К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной); методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко; тест - опросник механизмов защиты Р. Плутчика - Г. Келлермана (в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышевой, Е.Б. Клубовой); методика определения индивидуальных ко-пинг-стратегий Э. Хайма.
Для математической обработки было использовано определение статистической значимости полученных результатов по t-критерию Стьюдента и критерию ф* Фишера.
Базу исследования составили студенты Пензенского государственного университета, Пензенского государственного технологического университета, Пензенского колледжа искусств в возрасте от 17 до 22 лет в количестве 150 человек (в том числе 80 первокурсников, 70 -четверокурсников).
Обратимся к результатам проведённого исследования.
Для исследования механизмов психологической защиты, используемых студентами младших и старших курсов нами использовался тест-опросник Р. Плутчика
- Г. Келлермана.
Полученные с применением указанного опросника данные показали, что среди первокурсников 28 % опрошенных демонстрируют напряженность психологической защиты «вытеснение», среди старшекурсников -32 %.
Такую психологическую защиту как «регрессия» используют 40 % как студентов младших курсов, так и старшекурсников. «Замещение» используется 20 % опрошенных и той и другой групп. «Отрицание» как способ психологической защиты присущ 52 % респондентов в обеих группах. «Проекцию» в качестве защитного механизма используют 68 % первокурсников и 84 % четверокурсников. «Компенсация» характерна для 36 % студентов первого курса и 56 % студентов четвёртого курса. Механизмом «гиперкомпенсация»
Yefremkina Irina Nikolaevna psychological
RESEARCH OF AGE DYNAMICS ... science
характеризуется 40 % первокурсников и 28 % четверокурсников. Такой механизм как «рационализация» присущ 64 % студентов первых курсов и 60 % - студентов четвёртых курсов.
Подсчет значений общей напряженности защит (ОНЗ), которая отражает «реально существующие, но неразрешенные внешние и внутренние конфликты» позволяет предполагать, что такие конфликты существуют у 44 % первокурсников и 56 % старшекурсников. Следует также отметить, что наибольшей напряженностью у студентов первых курсов и студентов четвёртых курсов характеризуются такие защитные механизмы как «регрессия», «проекция» (которые относятся к так называемым примитивным защитам) и «рационализация» (её относят к зрелым защитам).
Полученные данные позволяют предполагать, что для большинства испытуемых присущи незрелые паттерны поведения и удовлетворения, связанные с отсутствием глубоких интересов, потребностью в стимуляции и контроле, поиском новых впечатлений, умением легко устанавливать поверхностные контакты, инфантилизмом. Для опрошенных студентов отчасти характерны произвольная схематизация и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией, о чем говорит высокая напряженность механизма защиты «рационализация».
Применение для статистической обработки полученных данных критерия ф* Фишера не позволяет сделать вывод о существовании статистически достоверных различий в выбираемых механизмах психологической защиты между студентами первых и четвёртых курсов.
Мы полагаем, что отсутствие различий возможно объяснить некоторой незрелостью личности как студентов младших курсов (что вполне закономерно и объяснимо), так и студентов-старшекурсников.
Г.С. Сухобская отмечает, что «в социально-психологическом контексте понятие «зрелость» чаще всего трактуется как достижение в развитии личности и индивидуальности, которое характеризуется способностью человека к «самостоянию» в жизни, когда он не нуждается в тех «подпорках» и «помочах» со стороны других, которые бы поддерживали его жизненное равновесие и противостояние трудностям жизни» [14, с. 17]. Типичными проявлениями недостаточной зрелости, по мнению Г.С. Сухобской, является «несформирован-ность способностей к обоснованному прогнозированию и планированию собственного поведения, принятию обдуманных решений, умению соотносить их со своими возможностями и нести за них ответственность перед собой» [14, с. 18].
Полученные нами данные не противоречат точке зрения Б.Г. Ананьева, который подчеркивает гетерох-ронность развития: «наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелости сохраняется во всех формациях» [15, с. 272].
С целью изучения стратегий поведения в конфликтной ситуации в исследовании использовалась соответствующая методика К. Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной).
Результаты проведенной методики представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Доминирующие стратегии поведения в конфликте по опроснику У. Томаса
Курс Страте ни поведения в ко [фггикте
С оперничество С отрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1курс 3,84 6,04 7,88 6,04 6,4
4 курс 6Д6 5=8 7,88 5,28 4,68
Как видно из приведённой таблицы, у студентов и первых и четвёртых курсов преобладает стратегия «компромисс» - в среднем 7,88 балла. Следовательно, можно предполагать, что студенты и старших и млад-288
ших курсов предпочитают снимать противоречия на основе взаимных уступок. Такую готовность частично принять точку зрения другой стороны некоторые исследователи оценивают отрицательно из-за того, что «обе конфликтующие стороны не добиваются своей цели» [16, с. 10]. Следовательно, велика вероятность проявления дисфункциональных последствий компромиссного решения и возникновения нового конфликта, связанных с неудовлетворенностью «половинчатыми решениями».
Наименьшее количество баллов у студентов первых курсов получила стратегия «соперничество» - 3,84, что позволяет говорить о том, что первокурсники не всегда стремятся добиться своего, во чтобы то ни стало отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять именно это видение решения проблемы, не пытаются заставить окружающих принять свою точку зрения, ориентируются на мнение других. Возможно, это связано именно с позицией первокурсника, который может быть не уверен в своих силах, знаниях, чувствует себя зависимым от преподавателей и старшекурсников.
Среди респондентов четвёртого курса наименее выраженной является стратегия «приспособление». Вероятно, старшекурсники не стараются действовать совместно с кем-либо, уступать другому, не приносят свои интересы в жертву ради интересов противоположной стороны. Однако при этом можно говорить и о том, что старшекурсники не боятся конфликта.
Применение для математической обработки данных статистического ^критерия Стьюдента позволяет нам говорить о статистически достоверных различиях в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации между студентами первых и четвёртых курсов. Так, в отношении стратегии «соперничество» значение ^критерия составило 3,2 при р<0,01; и в отношении стратегии «приспособление» - 2,57 при р<0,05.
При этом для студентов четвёртых курсов в конфликтах более характерна стратегия «соперничество». Его отличительная особенность сводится к стремлению добиться своего, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения.
Стратегия же «приспособление» более характерна для первокурсников в отличие от старшекурсников. Можно предполагать, что первокурсники готовы к односторонним уступкам: действуя совместно с кем-либо, они готовы уступать другому и, не пытаясь отстаивать собственные интересы, принести их в жертву ради интересов противоположной стороны. Следовательно, они стараются не допустить проявления признаков конфликта, призывая к солидарности. Однако следует отметить, что при этом часто игнорируется проблема, лежащая в основе конфликта. Отрицательные эмоции не «выплескиваются», но они накапливаются. Рано или поздно нерешенная проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут все-таки к конфликту, последствия которого могут оказаться дисфункциональными.
Для диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении использовалась методика В.В. Бойко.
При применении указанной методики были получены следующие результаты. У студентов первых курсов наиболее выраженной является стратегия «миролюбие» (среднее значение 9,08 балла). Миролюбие - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, которая предполагает «партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного - сохранения достоинства. В ряде случаев миролюбие означает приспособление, стремление уступать напору партнера, не обострять отношения и не ввязываться в конфликты, чтобы не подвергать испытаниям свое «Я» [17].
Можно предполагать, что выраженность миролюбия как психологической стратегии защиты субъект-
психологические науки
Ефремкина Ирина Николаевна ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ...
ной реальности личности у первокурсников означает именно приспособление, стремление уступать, чтобы не обострять отношения. Полученные данные косвенно подтверждают результаты, полученные при применении методики У. Томаса (поскольку стратегия «приспособление» более характерна для первокурсников в отличие от старшекурсников). Однако автор указанной методики отмечает, что миролюбие не является безукоризненной стратегией защиты «Я», пригодной во всех случаях. Тотальное миролюбие может быть проявлением безволия, утраты чувства собственного достоинства. Оптимальным является сочетание доминирующего миролюбия с другими стратегиями.
У студентов четвёртых курсов доминирующей является стратегия «избегание» (8,52 балла), которая позволяет экономить интеллектуальные и эмоциональные ресурсы. Можно предполагать, что старшекурсники обходят или без боя покидают зоны конфликтов и напряжений, когда их «Я» подвергается атакам. При этом они в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягают интеллект. На наш взгляд, это можно объяснить тем, что старшекурсники в силу своего жизненного опыта, который несколько больше, чем у первокурсников, заставляют себя обходить острые углы в общении и конфликтные ситуации.
Применение ^критерия Стьюдента обнаружило статистически достоверные различия в выборе стратегий доминирующей защиты в общении между студентами первых и четвёртых курсов. Так, в отношении стратегии «миролюбие» значение ^критерия составило 2,1 при р<0,05. Видимо, преобладание миролюбия как психологической стратегии защиты субъектной реальности личности у первокурсников скорее означает именно приспособление, стремление уступать, чтобы не обострять отношения.
В целях выявления доминирующих индивидуальных копинг-стратегий нами использовалась методика Э. Хайма [18].
В результате обработки методики нами были получены следующие данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2 - Доминирование стратегий совладания со стрессом у студентов первых и четвёртых курсов
Сфера Курс
1 4
Когнитивная Продуктивная—20 % Продуктивная— 16%
Непродуктивная-12 % Непродуктивная-4 %
Относительно продуктивная- 6S % Относительно продуктивная- S0 %
Поведенческая Пр одуктивная - 60 % Продуктивная- 80 %
Непродуктивная—32 % Непродуктивная—20 %
Относительно продуктивная— 8 % Относительно продуктивная— 0 %
Эмоциональная Продуктивная— 16% Продуктивная— 12%
Непродуктивная—24 % Непродуктивная—20 %
Относительно продуктивная — 60 % Относительно продуктивная—68 %
Как можно видеть из таблицы 2, в когнитивной сфере, т. е. на уровне знания, понимания большинство как первокурсников - 68 %, так и старшекурсников - 80 % - использует относительно продуктивную стратегию совладания со стрессом, которая помогает только в некоторых ситуациях, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления, например, не очень значимых или при небольшом стрессе. Это позволяет предположить, что в случае возникновения значимой ситуации или при значительном стрессе они вынуждены будут использовать другую стратегию: либо продуктивную, либо непродуктивную.
В поведенческой сфере большинство испытуемых первокурсников (60 %) и четверокурсников (80 %) использует продуктивную стратегию совладания со стрессом, которая помогает быстро и успешно справиться с ним. Такая стратегия характеризуется тем, что человек готов сотрудничать и проявлять альтруизм.
В эмоциональной сфере большая часть и первокурсников, и старшекурсников применяют относительно продуктивную копинг-стратегию. Такая стратегия предполагает поведение, которое направлено на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по
разрешению трудностей другим лицам.
Применение для статистической обработки полученных данных критерия ф* Фишера позволяет обнаружить статистически достоверные различия в когнитивной сфере в применении относительно продуктивных ко-пинг-стратегий. Значение критерия ф* Фишера составило 2,57 при p<0,03, причем относительно продуктивные копинг-стратегии более выражены у студентов четвёртого курса. Также обнаружены достоверные различия в поведенческой сфере в применении продуктивной и непродуктивной копинг-стратегий. Значения критерия ф* Фишера составило 4,2 при p<0,001 и 6,26 при р<0,001 соответственно, причем продуктивные копинг-стратегии более характерны для студентов старших курсов, тогда как первокурсники чаще прибегают к непродуктивным стратегиям совладания со стрессом. Можно говорить о том, что они не только не устраняют стрессовое состояние, но и, напротив, способствуют его усилению, что можно, на наш взгляд, объяснить большей личностной и социальной незрелостью студентов младших курсов.
Таким образом, полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что гипотеза о существовании различий в способах психологической защиты студентов младших и старших курсов частично подтверждена.
Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при организации воспитательной психолого-педагогической работы по социально-психологической адаптации студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Мытищи: Издательство «Талант», 1996. - 144 с.
2. Plutchik R., Conte H.R. Circumflex Models of Personality and Emotions: Edited by R. Plutchik and H.R. Conte. Washington: DC, 1997. - 484 p.
3. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты // Психологический журнал. 1988. № 3. С. 30-41.
4. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд. Моск. унта. 1980.- 159 с.
5. Психогигиена и психопрофилактика: Сборник научных трудов. /Под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой-Тянь-Шанской. Л., 1983. - 146 с.
6. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии).- Ер.: Изд-во АН Арм ССР, 1988.- 262 с.
7. Грановская Р.М. Психологическая защита. -СПб.: Речь, 2007. - 476 с.
8. Волкова Н.В. Coping strategies как условие формирования идентичности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 119-124.
9. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4. С.14-23.
10. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
11. Власова О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студентов. Автореферат дисс. канд психол. наук. - Ставрополь, 1998. - 20 с.
12. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - Л.: Изд. Ленинградского ун-та, 1984. - 392 с.
13. Тулупьева Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 91 с.
14. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте ан-драгогики // Новые знания, 2002. № 4. С. 17-20.
15. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.
Yefremkina Irina Nikolaevna RESEARCH OF AGE DYNAMICS ..
psychological science
СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
16. Ногина Е.В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной спортивной деятельности регбисток высокой квалификации. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Малаховка, 2005. - 21 с.
17. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филинъ, 1996. - 472 с.
18. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиант-ного поведения. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 192 с.
Статья поступила в редакцию 11.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018