ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)
УДК 378
Azhiev A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Gadaborsheva Z.I., senior teacher, Chechen State Pedagogical University, (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF A STUDENT IN CONDITIONS OF AN EXISTENTIAL CHOICE. The
authors study ways to make students psychologically confident in conditions of an existential choice. The authors demonstrate the specifics of the age of students and suggest that this age is characterized by the final formation of /-concept in an individual. The article also notes that often the beginning of studies at a university is connected with the necessity of revaluation of previously made professional choice. In this regard, the organization of the environment that helps students to discover more about themselves, to continue their personal and professional growth should be one of the main directions of the psychological service in the educational system of a university. Practice-oriented psychological knowledge, found in the whole educational space, creates not only psychological culture, but also conditions for inner growth of an individual; it is a key factor in a person's acceptance of his own identity as a professional.
Key words. students, psychological resilience, existential choice, I-concept.
А.В. Ажиев, канд. пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и дошкольной психологии, ГБОУ ВПО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.И. Гадаборшева, ст. преп. каф. педагогики и дошкольной психологии, ГБОУ ВПО «Чеченский государственный
педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА
В статье рассматриваются пути формирования психологической устойчивости студента в условиях экзистенциального выбора. Авторы показывают специфику студенческого возраста и делают вывод о том, что именно этот возраст характеризуется окончательным формированием Я-концепции личности студентов. В статье также отмечается, что часто начало обучения в вузе связано с необходимостью переоценки сделанного ранее профессионального выбора. В этой связи создание в вузе условий для самораскрытия, личностного и профессионального роста студентов должно являться одним из основных направлений деятельности психологической службы в системе образования. Практикоориентированное психологическое знание, насыщающее всё образовательное пространство, формирует не только психологическую культуру, но и создаёт условия для внутреннего роста личности, выступает ключевым фактором самопринятия субъектом себя как личности, как профессионала.
Ключевые слова. студенты, психологическая устойчивость, экзистенциальный выбор, Я-концепция личности, самоактуализация.
Проблема выбора в экзистенциальной психологии стала одной из центральных с самого её зарождения, поскольку выборы, который человек делает, определяют в итоге жизни человека. И. Ялом подробно останавливается на проблеме принятия решения, указывая, что из сделанных на протяжении жизни бесчисленных выборов составляется структура характера индивида, «человек конституирует себя сам, а решения - это атомы бытия, творимого человеком» [1].
Согласно Э. Эриксону [2] , главная задача, с которой человек должен справится к 20 годам (т. е. к возрасту студентов третьего - четвёртого курса вуза), - это объединение всего того, что он знает о своих психофизиологических особенностях, о себе как о сыне (дочери), друге, члене социума, студенте, спортсмене т. е. сбор в единое целое всех своих ролей и аспектов. Этот процесс организации самого разнообразного жизненного опыта обеспечивает человеку чувство имманентной идентичности -«субъективное ощущение тождества и целостности». Большинство проблем и кризисов, обнаруживающихся у студентов, сви-
детельствует о том, что многие из них действительно связаны с несформированностью чувства своей идентичности, а также с недостаточной рефлексией этого. Фрагментарное чувствование себя может (особенно в конфликтной ситуации) обернуться несовместимостью разных сторон Я. Это так называемый «кризис идентичности» - обычный кризис юности. Однако он существенно затрудняет процесс объединения личности, а соответственно и личностное и профессиональное самоопределение. Эти задачи являются ключевыми для изучаемого возрастного периода и, по сути, связаны с таким явлением как экзистенциальный выбор, поскольку одной из основных линий развития в юности является продолжение обучения, направленное на освоение будущей профессии. Очень часто начало обучения в вузе связано с необходимостью переоценки сделанного ранее профессионального выбора.
Безусловно, создание в вузе условий для самораскрытия, личностного и профессионального роста студентов должно являться одним из основных направлений деятельности психо-
логической службы в системе образования. Можно выделить несколько базовых критериев образовательной среды, способствующей самоактуализации студентов: удовлетворенность субъектов образовательного процесса его основными характеристиками; удовлетворение основных потребностей в личност-но-доверительном общении; укрепление психологического здоровья; предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности; преобладание диалогической направленности субъектов в общении, позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех её участников; творческая и проектная направленность обучения; использование интерактивных методов обучения.
Студенты постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых выявляется несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню школьной подготовки. Неизбежно возникают конфликтные ситуации между различными субъектами образовательного процесса. Чрезмерный объем информации, дефицит времени, снижение уровня мотивации под влиянием различных факторов - всё это влияет на эмоциональное состояние студентов.
Снижение выраженности данных факторов и их влияния на психологическое состояние студентов является важным направлением психолого-педагогической деятельности. Однако очевидным является тот факт, что в процессе обучения в вузе невозможно полностью исключать стрессогенные факторы. Более того, ситуации, требующие проявления самостоятельности, инициативности, нестандартности в условиях выбора наиболее эффективного поведения, дефицита времени, неопределенности результата или соревнований, могут восприниматься как трудные, при этом не нести очевидной угрозы психологическому или физическому здоровью. Кроме того они являются источником получения опыта: заставляя преодолевать допустимый уровень объективных и / или субъективных трудностей, такие ситуации являются развивающими и дают возможность освоения новых компетенций в профессиональной деятельности и общении. Для высших учебных заведений, готовящих студентов к будущей профессиональной деятельности в постоянно меняющихся социальных условиях, приоритетной должна стать деятельность, направленная на формирование психологической устойчивости личности к различным ситуациям и неблагоприятным факторам.
Формирование психологической устойчивости и способности поддерживать состояние психологического комфорта в онтогенезе происходит постоянно. Однако можно выделить периоды, когда этот процесс происходит особенно интенсивно: подростковый и юношеский возраста. Именно в этот период формируется самостоятельность действий, ответственность личности за свои действия, потребность в свободе, в сверхнормативной активности. Наряду с этим должны формироваться навыки предотвращения конфликтных и сложных ситуаций, уравновешивающие возрастающую активность личности и потребность человека в самопроявлении.
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения. Отвечая самому себе на вопросы «Кто Я? Какой Я? К чему Я стремлюсь?», молодой человек формирует:1) самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; 2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную раннее сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическо-
Библиографический список
му мышлению, без чего разрозненные знаки не складываются в единую систему; 3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п.
В вузе также должны быть созданы условия для свободного проявления креативности, свойственной изучаемому возрастному периоду [3]. Это связано с тем, что при большом выборе возможности для самореализации косвенно создаются условия и для формирования психологической устойчивости личности студента.
Проблеме развития личности в образовательном пространстве современного вуза посвящены многочисленные исследования (З.В Масаева, Л.М. Митина, А.Б. Орлов, Н.М. Швалева), анализ которых позволяет выделить один из основополагающих принципов адекватной организации указанного процесса: ведущий фактор личностного развития - внутренняя среда личности. Вместе с тем важным является переживание эмоционального благополучия и компетентности всеми субъектами образовательного процесса, которое выступает в качестве необходимого условия эффективного личностного развития как педагогов, так и студентов. Задача формирования психологической устойчивости является важной, поскольку одним из индикаторов продуктивного личностного становления в студенческом возрасте выступает сверхнормативная активность как ее личностно-смысловое проявление субъектного способа жизнедеятельности [3]. Творчество рассматривается как один из видов сверхнормативной, немотивированной активности, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативность можно считать одним из факторов, которые повышают устойчивость личности, дает возможность человеку быть более гибким при встрече с трудными ситуациями.
Таким образом, в юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции и возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение», которое определяет решения человека в ситуации выбора. Исходя из сказанного выше можно утверждать, что одним из наиболее важных качеств личности, которые формируются в процессе обучения в вузе, можно считать психологическую устойчивость, которая является важнейшим инструментом поддержания психологического комфорта и благополучия личности. Её можно считать сложной, целостной характеристикой личности, обеспечивающей её сопротивляемость фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций [4].
Обучение в вузе способствует не только развитию базовых профессиональных компетенций, но и формированию умения эффективно действовать в различных типах ситуаций, связанных как с решением профессиональных задач, так и с условиями личностной самореализации и роста [5 - 7].
Процесс обучения и развития невозможен без преодоления трудных ситуаций, их нельзя исключить ни образовательного процесса, ни из жизни вообще, чем более, что целью воспитательной и развивающей работы должно быть формирование у студентов психологической устойчивости к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Необходимо заметить, что при постановке задач следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали возможностям студентов. Практи-коориентированное психологическое знание, насыщающее все образовательное пространство, формирует не только психологическую культуру, но и создает условия для внутреннего роста личности, выступает ключевым фактором самопринятия субъектом себя как личности, как профессионала.
1. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия Available at: http://royallib.com/book/irvin_yalom/ekzistentsialnaya_psihoterapiya.html
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва, 200б.
3. Швалева Н.М. Психологическая безопасность креативных проявлений личности студента: материалы доклада. Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма: материалы первого международного Форума. Санкт-Петербург, 2005.
4. Мерсиянова А.П. Основные признаки экзистенциального выбора. Вестник ТГУ: Педагогика и психология. 2010; 335: 153 - 156.
5. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Создание условий психолого-педагогической поддержки студентам вуза. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 7 - 9.
6. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Обеспечение психологической безопасности субъектов в среде образовательного процесса. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2013; 1 (7): 33 - 37.
7. Ажиев А.В., Гадаборшева З.И. Формирование мотивации студентов на ценностные ориентиры современного общества через проведение воспитательных мероприятий психореабилитационной направленности. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014; 2 (8): 105 - 108.
References
1. Yalom I. 'Ekzistencial'naya psihoterapiya Available at: http://royallib.com/book/irvin_yalom/ekzistentsialnaya_psihoterapiya.html
2. 'Erikson 'E. /dentichnost': yunost'ikrizis. Moskva, 2006.
3. Shvaleva N.M. Psihologicheskaya bezopasnost' kreativnyh proyavlenij lichnosti studenta: materialy doklada. Psihologicheskaya bezopasnost', ustojchivost', psihotravma: materialy pervogo mezhdunarodnogo Foruma. Sankt-Peterburg, 2005.
4. Mersiyanova A.P. Osnovnye priznaki 'ekzistencial'nogo vybora. Vestnik TGU: Pedagogika i psihologiya. 2010; 335: 153 - 156.
5. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Sozdanie uslovij psihologo-pedagogicheskoj podderzhki studentam vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 7 - 9.
6. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Obespechenie psihologicheskoj bezopasnosti sub'ektov v srede obrazovatel'nogo processa. /zvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2013; 1 (7): 33 - 37.
7. Azhiev A.V., Gadaborsheva Z.I. Formirovanie motivacii studentov na cennostnye orientiry sovremennogo obschestva cherez provedenie vospitatel'nyh meropriyatij psihoreabilitacionnoj napravlennosti. /zvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2014; 2 (8): 105 - 108.
Статья поступила в редакцию 19.11.15
УДК 378
Azhiev A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Gadaborsheva Z.I., senior teacher, Chechen State Pedagogical University, (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE MAIN FACTORS AFFECTING THE PSYCHOLOGICAL STABILITY OF A STUDENT. The paper analyzes the psychological phenomena and sustainability of an individual with special reference to students. According to the authors, the affective component associates with realization of conscious and unconscious feelings of indefiniteness of the environment. The authors believe that to determine the dynamics of development of the psychological stability, it is necessary to determine how effectively the student learns to deal with adverse factors. It is therefore important to monitor anxiety as an indirect indicator of the level of stability of the student in relation to the situation. It should be borne in mind that each person has his own optimal level of anxiety, a so-called "healthy level" of anxiety, which is a necessary condition for maintaining motivation for change and personal development. However, if the level of the anxiety exceeds these average figures, the options appear to be unfavorable manifestations of the anxiety.
Key words: psychological phenomenon, psychological stability, cognitive component, highly emotional component, psy-chotechnics, development of stability in a person.
А.В. Ажиев, канд. пед. наук, проф., зав. каф. педагогики и дошкольной психологии, ГБОУ ВПО «Чеченский
государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
З.И. Гадаборшева, ст. преп. каф. педагогики и дошкольной психологии, ГБОУ ВПО «Чеченский государственный
педагогический университет», г. Грозный, E-mail:halun@bk. ru
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Работа посвящена анализу психологических феноменов и устойчивости развития личности студента. По мнению авторов, аффективный компонент связан с осознаваемыми и неосознаваемыми переживаниями неопределенности внешней среды. Авторы считают, что для определения динамики развития психологической устойчивости нужно определить, насколько студент научается эффективно справляться с неблагоприятными факторами. Поэтому важно проводить мониторинг тревожности как косвенного показателя уровня устойчивости субъекта по отношению к ситуации. При этом нужно учитывать, что для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая «полезная тревожность», которая является необходимым условием поддержания мотивации к изменению и развитию личности.
Ключевые слова: психологический феномен, психологическая устойчивость, когнитивный компонент, аффективный компонент, психотехника.
Как и многие психологические феномены, психологическую устойчивость к факторам, препятствующим личностному росту и самореализации, можно рассматривать как единство трёх компонентов: когнитивного, аффективно-эмоционального и поведенческого. Когнитивный компонент включает в себя все аспекты, связанные с восприятием ситуаций и осознанием характеристик внешней среды и внутреннего психологического состояния, а также со знанием своих качеств и ресурсов, которые могут быть использованы для разрешения ситуаций. Аффективный компонент включает в себя оценку и эмоциональное отношение к своим качествам, ресурсам и в целом ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. В аффективный компонент входит весть спектр осознаваемых и неосознаваемых переживаний, связанных с неопределенностью внешней среды. Поведенческий компонент проявляется в форме того или иного способа поведения в сложных ситуациях и реакций на неопределенность. Психологическая устойчивость реализуется в системе поведенческих и эмоциональных стратегий совладания с проблемной ситуацией. Сюда входят как копинг-стратегии, так и защитные механизмы личности. Психологическая устойчивость выступает значимым фактором в процессе развития личности и поэтому требует анализа в контексте организации эффективного взаимодействия в образовательной среде. При этом в творческой и психологически безопасной среде сложная, неопределенная ситуация воспринимается интересной, стимулирующей
активность. Люди, обладающие психологической устойчивостью к неопределенности, имеют значительно более высокую самооценку и выше оцениваются другими, воспринимают неопределенную ситуацию как стимулирующую, менее эмоционально насыщенную и субъективно опасную.
Проведённый нами анализ проблемы устойчивости личности показал, что этот феномен закономерно связан не только с личностными структурами человека, но и с особенностями среды развития и не может быть исследован в отрыве от них [1]. Но личностные способности и качества рассматриваются не только как объекты защиты, но и как инструменты по поддержанию устойчивости личности. Целостная структура личности способствует принятию последовательных непротиворечивых решений в ситуациях экзистенциального выбора. Психологическая устойчивость является предпосылкой преодоления трудностей, активного и безошибочного выполнения задач, она позволяет сконцентрировать и правильно распределить внимание, ориентироваться, использовать знания, навыки, умения, выдерживать большие внешние и внутренние нагрузки. Структурой, интегрирующей различные предпосылки и факторы развития устойчивости, выступает единое «Я» личности, отстаивающее самое себя, свою целостность, собственные проявления и свои качества.
Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность, поскольку невозможно быть устойчивым ко всему, а вариативность, которая рассматривается как бы-