Научная статья на тему 'Создание условий психолого-педагогической поддержки студентам вуза'

Создание условий психолого-педагогической поддержки студентам вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL PREVENTION / TRAINING ACTIVITIES / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ажиев А. В., Гадаборшева З. И.

В статье показана необходимость создания в вузе специальной образовательной среды, которая поможет каждому студенту в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями, и будет способствовать сохранению физического и психического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION

The article shows the necessity of creation a special educational environment in a university, which will help each student to achieve the optimal level of intellectual development in accordance with his or her natural inclinations and abilities and which will contribute to the maintenance of the physical and mental health.

Текст научной работы на тему «Создание условий психолого-педагогической поддержки студентам вуза»

11. Povaryonkov, Yu.P. Psikhologicheskoe soderzhanie professionaljnogo stanovleniya cheloveka. - M., 2002.

12. Povaryonkov, Yu.P. Psikhologicheskaya kharakteristika professionaljnoyj identichnosti // Krizis identichnosti i problemih stanovleniya grazhdanskogo obthestva: sbornik nauchnihkh trudov. - Yaroslavlj, 2003.

13. Shneyjder, L.B. Lichnostnaya, genedernaya i professionaljnaya identichnostj: teoriya i metodih diagnostiki. - M., 2007.

14. Karpov, A.V. Psikhologiya metakognitivnihkh processov lichnosti / A.V. Karpov, I.M. Skityaeva. - M., 2005.

15. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika eyo diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.

16. Karpov, A.V. Psikhologiya refleksivnihkh mekhanizmov deyateljnosti. - M., 2004.

17. Karpov, A.V. Psikhologiya menedzhmenta: ucheb. posob. - M., 2005.

18. Lukichyova, L.I. Upravlenie personalom: ucheb. posob. - M., 2008.

19. Meskon, M. Osnovih menedzhmenta / M. Meskon, M. Aljbert, F. Khedouri. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 21.07.14

УДК. 796:340(082)

Azhiyev A.V, Gadaborsheva Z.I. CREATION OF CONDITIONS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION. The article shows the necessity of creation a special educational environment in a university, which will help each student to achieve the optimal level of intellectual development in accordance with his or her natural inclinations and abilities and which will contribute to the maintenance of the physical and mental health.

Key words: psychological support, psychological prevention, training activities, professional activities.

А.В. Ажиев, канд. пед. наук, проф., Чеченский гос. педагогический институт, г. Грозный;

З.И. Гадаборшева, ст. преп. Чеченский гос. педагогический институт, г. Грозный, E-mail: halun@bk.r

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТАМ ВУЗА

В статье показана необходимость создания в вузе специальной образовательной среды, которая поможет каждому студенту в достижении оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями, и будет способствовать сохранению физического и психического здоровья.

Ключевые слова: психологическая поддержка, психопрофилактика, учебная деятельность, профессиональная деятельность.

Современная социально-экономическая ситуация такова, что требует от будущего специалиста социальной ответственности, высокого профессионализма и профессиональной мобильности, развития творческих способностей, психологической готовности для хорошей и плодотворной работы в различных местах деятельности. Создание здорового психологического климата и условий для студентов является необходимым звеном здорового психологического развития.

Профессиональная деятельность педагога-психолога, работающего в высших учебных заведениях, - это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, высокого уровня профессионального мастерства и компетентности.

Под психолого-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность определенных качеств личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.

Успех образовательного процесса во многом зависит от профессионализма, способностей и компетентностей, личностных качеств педагогов.

В психолого-педагогической компетентности в качестве ее основных компонентов рассматривается три блока:

- грамотность (знания, которые принято называть общепрофессиональными);

- умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия;

- личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.

В структуре каждого блока психолого-педагогической компетентности, акцентируется внимание на таких психологических компонентах, к которым относятся:

- дифференциально-психологический - знания особенностей усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками;

- социально-психологический - знание об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности

учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений педагог, студент, о закономерностях общения;

- аутопсихологический - знание о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах.

Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия со студентами осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет: приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых студентов и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них труд.

Компетентность преподавателя заключается также в создании условий психологической помощи студентам. Под психологической помощью понимается система мероприятий, проводимых психологом и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений, возникающих у отдельного человека или группы людей, средствами практической психологии. Основными видами психологической помощи являются: психотерапия, психологическая коррекция, психологическая реабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена [1 ].

Психопрофилактика способствует предупреждению возникновения психологических трудностей, направлена на сохранение психического здоровья, создание нормальных условий их жизнедеятельности.

Психологическое консультирование заключается в индивидуальной работе с психологическими трудностями студента. В рамках консультирования допускается разъяснение студенту его психологических трудностей, повышение его компетентности в жизненных вопросах, в вопросах личностного функционирования.

Психологическое обучение и просвещение - это комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, развитию новых социально-психологических навыков, построению эффективных взаимоотношений с другими людьми и т.д.

Психотерапия и психокоррекция - деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотрав-мирующих факторов, оптимизацию психологического климата в коллективе.

Психореабилитация - это деятельность, направленная на восстановление психических функций и личностного статуса человека, нарушенных вследствие психотравмирующих факторов.

Важнейшая роль при организации психологической поддержки в учебной деятельности отводится стабилизации физического здоровья студентов и улучшению их психического состояния, так как именно в студенчестве отмечаются худшие соматические показатели. Причины этого, как показывают исследования, кроются в том, что в процессе вузовского обучения, особенно в сессионный период, студенты испытывают стресс в виде сильного психического напряжения, что и обусловливает необходимость поиска путей организации психологической помощи в учебной деятельности.

Психологическое сопровождение в учебной деятельности, формирует положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверждения личности в самых различных сферах жизнедеятельности. Возможно преобразование взаимодействия «преподаватель-студент», которое послужит образованию творческого поля совместной учебной деятельности и интеллектуальному взаимообогащению участников педагогического процесса. Перечисленные позитивные возможности и преимущества организации психологической поддержки в учебной деятельности будут способствовать нейтрализации негативных сторон в образовательном учреждении

Определенный опыт работы в вузе, научные исследования других авторов проблемы создания благоприятных условий в учебной деятельности позволяет сформулировать совокупность педагогических и психологических проблем, которые сопровождают студента в течение всего времени его учебы, и, которые в подавляющем большинстве случаев не разрешаются, а только накапливаются. Прежде всего, — это отсутствие или слабый уровень инициативы студента. Зачастую у студентов слабо выражены или совсем отсутствуют навыки самостоятельной работы с литературой; отмечается пассивное поведение на лекциях, нежелание затрачивать физические и интеллектуальные силы при решении задач практической направленности (курсовые и дипломные проекты). Коллективная организация учебного процесса в вузе, которая развивает у студента боязнь первого шага и вообще самостоятельных шагов при решении учебных задач, приводит к необходимости создания жестких систем контроля промежуточных контрольных мероприятий и прочего, что не способствует активизации творчества у студента и увеличивает психологические нагрузки. Именно здесь часто совершается одна из педагогических ошибок: негативную оценку результатов усвоения учебной программы преподаватель переносит на оценку личности студента в целом, давая студенту знать с помощью мимики, жестов, а то и в словесной форме, что он не умен, ленив и безответственен. Заставляя студента переживать негативные эмоции, преподаватель затрагивает взаимоотношения всех участников педагогического процесса и вносит дискомфорт в учебный процесс [2].

Практика показывает, что нередко абитуриенты приходят из школы с подорванным здоровьем, им присущи чувство собственной неполноценности, агрессивность в сочетании с обидой. Чтобы процесс адаптации в первый год обучения проходил безболезненно, очень важно и нужно педагогу показать с выгодной стороны каждого студента, через личностный контакт со студентами (обращение по имени, доброжелательное отношение, улыбка, умение выслушивать); необходимо установить позитивный контакт с родителями студентов, исключив публичные проработки студентов, разработать цикл ярких коллективных мероприятий с учетом интересов каждого студента. Сочетание всех перечисленных методов адаптации способствует достижению более высоких результатов в учебной деятельности [3].

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит умение выполнять все виды и фор-

мы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. Так, по данным В.Т. Лисовского, умели выступать перед аудиторией только 28,8% студентов, вести спор 18% и только 37,5% студентов стремились хорошо учиться. При создании более благоприятных психологических условий учебной деятельности, несомненно, эти цифры были бы выше [4].

Проведя аналогичное исследование на факультете педагогики и психологии ЧГПИ со студентами вторых курсов -в исследовании приняло участие 96 студентов - мы пришли к выводам, что выступать перед аудиторией умели только 44% студентов, вести спор - 31% и только 23% студентов стремились хорошо учиться.

Перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться и общаться [5]. Педагогический состав должен демонстрировать образцовое поведение всех действий учебного процесса и, учитывая трудности адаптационного периода обучения студентов на 1-2 курсах, создавать им психологически комфортные условия для выполнения учебных задач. Это подразумевает развитие рефлексии студента, осознание им себя субъектом деятельности, социально полезной личностью, имеющей возможность отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебной деятельности.

Студенчество - центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Студенческий возраст - это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Поэтому, как мы уже отмечали, в решении проблемы подготовки кадров с высшим образованием высоких результатов можно достичь, организовав учебную деятельность психологически комфортных условиях вуза

Сущность проблемы организации психологической поддержки учебной деятельности: в отсутствии механизма благоприятного «вхождения» обучающихся в новую для них педагогическую среду (новые формы обучения, взаимоотношения участников педагогического процесса, новое социальное окружение); в отсутствии педагогических условий, обеспечивающих постепенный переход с одного уровня образованности на другой; в том, что теоретически рассматриваемые условия, в которых учащиеся получают знания, далеки от условий реально существующих в педагогической практике.

Взяв за основу принципы конструирования комплекса гуманитарных знаний в педагогическом вузе Козырева В.А., выделим качественные характеристики комфортной учебной деятельности:

- доминантность гуманитарного знания, выступающего системообразующим ядром образовательного процесса;

- последовательность и преемственность содержания дисциплин, обеспечивающих вхождение личности в современное социокультурное пространство;

- индивидуально-личностная адресованность обучения, т.е. ориентация на личные знания, психо-духовные качества, интересы и потребности студента;

- профессионально-деятельностная ориентация на основе современной образовательной п арадигм ы в ее культу-ротворческой сущности, овладение специально-предметным знанием, которое осознается в системе современных наук и в его гуманистической, ценностной значимости, а также современными способами педагогической трансляции знаний, классическими и новейшими технологиями обучения.

Факторы, препятствующие преобразованию традиционной учебной деятельности в комфортную: учебные перегрузки преподавателей и студентов; ухудшение здоровья; утомление; отсутствие контакта между участниками педагогического процесса; низкий престиж учебного заведения; недостаточная материальная база; отсутствие единых критериев, определяющих учебную деятельность как комфортную; конфликтные ситуации; недостаточная квалификация педагогических кадров и административного персонала и другие.

Создание условий психологической поддержки в учебной деятельности, формирует положительный эмоциональный фон обучения, повышает учебную мотивацию и создает предпосылки для последующего самоопределения и самоутверж-

дения личности в самых различных сферах жизнедеятельности. В условиях комфортной учебной деятельности возможно преобразование взаимодействия «преподаватель-студент», которое послужит образованию творческого поля совместной учебной деятельности и интеллектуальному взаимообогаще-

Библиографический список

нию участников педагогического процесса. Перечисленные позитивные возможности и последствия организации комфортной учебной деятельности будут способствовать нейтрализации негативных сторон в образовательном учреждении, ослаблению дискомфорта в учебной деятельности.

1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. - СПб., 2006.

2. Бозаджиев, В.Л. Психологические особенности адаптации студентов младших курсов к обучению в ВУЗе II Педагогика и психология: Вестник института пед. исследований. - Челябинск, 2001. - Вып 2.

3. Гадаборшева, З.И. Субъект-средовая парадигма разработки комплексной программы формирования устойчивости личности студента II Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46).

4. Лисовский, В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. - Л., 1999.

5. Толочек, В.А. «Современное человекознание» Б.Г. Ананьева: состояние и проблемы II Вестник Самарской гуманитарной академии. -2007. - № 2.

Bibliography

1. Burlachuk, L.F. Psikhodiagnostika: uchebnik dlya vuzov. - SPb., 2006.

2. Bozadzhiev, V.L. Psikhologicheskie osobennosti adaptacii studentov mladshikh kursov k obucheniyu v VUZe II Pedagogika i psikhologiya: Vestnik instituta ped. issledovaniyj. - Chelyabinsk, 2001. - Vihp 2.

3. Gadaborsheva, Z.I. Subjhekt-sredovaya paradigma razrabotki kompleksnoyj programmih formirovaniya ustoyjchivosti lichnosti studenta II Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №3 (46).

4. Lisovskiyj, V.T. Aktualjnihe problemih nravstvennogo vospitaniya buduthikh specialistov. - L., 1999.

5. Tolochek, V.A. «Sovremennoe chelovekoznanie» B.G. Ananjeva: sostoyanie i problemih II Vestnik Samarskoyj gumanitarnoyj akademii. -2007. - № 2.

Статья поступила в редакцию 20.06.14

УДК 159.964:130.121.2

Belokopytov Yu.N. UNCONSCIOUS PARAMETERS OF SELF-ORGANIZATION OF A CROWD. The unconscious parameters of people who tend to self-organization are analyzed in the article. The author proposes an innovative approach to the isolation of a solar activity impact on a crowd. After the investigation it is said that smell is as an important unifying factor of a crowd. The mechanism of the influence of smell upon people is described. In the research a hypothetical model of self-organization and disorganization of a crowd is also given.

Key words: phenomenon of a crowd, collective unconsciousness, solar activity, mechanisms of smell, self-organization of a crowd, model of self-organization and disorganization.

Ю.Н. Белокопытов, д-р психол. наук, проф. каф. управления персоналом Сибирского гос.

технологического университета, г. Красноярск, E-mail: iura.belov@yandex.ru

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ТОЛПЫ

В статье анализируются бессознательные параметры самоорганизации людей. Автор предлагает оригинальный подход к вычленению влияния солнечной активности на толпу Исследуется запах как важнейший фактор объединения толпы. Вскрывается механизм запаха. Представлена гипотетическая модель самоорганизации и дезорганизации толпы.

Ключевые слова: Феномен толпы, коллективное бессознательное, солнечная активность, механизм запаха, самоорганизация толпы, модель самоорганизации и дезорганизации.

В настоящее время, в век глобальных катастроф и потрясений на нашей планете, в стороне от столбовой дороги исследований находится своеобразный феномен - толпа. В то же время она представляет интерес для исследования по двум ипостасям. Во-первых, как результат воздействия на массы людей крупнейших землетрясений, наводнений, пожаров, катастроф, чрезвычайных ситуаций. В образовавшееся толпе люди чувствуют себя наиболее защищенными от разбушевавшейся стихии. Во-вторых, сама толпа может возникнуть совершенно неожиданно, спонтанно, как реакция на политические, социально-экономические и психологические условия. Так, по крайней мере, утверждается в классической научной литературе.

Проблемы возникновения, функционирования и развития толпы занимала исследователей давно. В выстраивании многочисленных гипотез следует упомянуть имена Ломброзо, Тар-да, Сигеле, Ле Бона, Михайловского, Зиммеля, Вундта, Фрейда и других ученых. Благодаря их наблюдениям был собран богатейший материал описательного характера, но при всей педантичности изучения проникнуть в законы, которые управляют толпой, они не смогли. Причина этому узкая специализация и векторная направленность в русле субъективных суждений. Многие из перечисленных имен, это имена врачей,

криминалистов, социологов, но целостного взгляда на многоуровневую систему толпы не получилось, так как доминировали методы старой психологической школы. Только междисциплинарная наука синергетика, опираясь на природные принципы самоорганизации, позволяет вскрыть фундаментальные механизмы поведения толпы. Основа ее - психика человека, закономерности ее функционирования и развития. В данной статье, мы акцентируем внимание на двух параметрах возникновения и самоорганизации толпы.

Первым параметром выступает коллективное бессознательное, которое активизируется при солнечной активности. Существует гипотетическое предположение о том, что «определенную роль в этом процессе играет колебание в структуре электромагнитного или каких-либо иных физических полей, образуемых живым телом, особенно нервной системой и мозгом, чувствительность к которым повышается именно в силу упоминавшейся эволюционной регрессии, снижения интеллектуального самоконтроля. Здесь заслуживает внимания исследования А.Л. Чижевского и его последователей, демонстрирующих влияние астрофизических и геофизических процессов на интенсивность биотической и социальной активности» [1, с. 13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.