У 25% студентов-выпускников преобладает средний уровень жизненного самоопределения. Для этих студентов характерно то, что система ценностных ориентаций структурирована не четко, имеются незначительные противоречия; временная перспектива не четко дифференцируемая, имеется смысл жизни, но возможно не совсем определены цели для его реализации. В целом образ будущего немного размытый.
Только у 17% пятикурсников низкий уровень жизненного самоопределения. Это говорит о том, что у них система ценностных ориентаций не структурирована, ценности не определены, противоречивы; также характеризуется низким уровнем осмысленности жизни, либо отсутствием смысла вообще, то есть
Библиографический список
смысл жизни еще не определен. Временная перспектива короткая, то есть имеются планы и цели только на ближайшее будущее, либо не дифференцируемая что подразумевает не ясность временной реализации своих планов, целей. В общем, при низком уровне жизненного самоопределения образ будущего является не четким, не дифференцируемым.
Таким образом, характерной чертой выпускника ВУЗа является формирование жизненных планов, жизненной перспективы, что приводит к коренному изменению отношения к дальнейшей жизни, оценкам себя и окружающих, к новому соотношению близких и далеких целей.
1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. -М., 1987.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические труды. - М., 2001.
3. Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). - Томск, 2005.
4. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М., 1992.
5. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1997.
6. Трубникова, Н.И. Временная перспектива как важнейший компонент жизненного самоопределения. - Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 5.
7. Трубникова, Н.И. Смысложизненные ориентации как важнейший компонент жизненного самоопределения. - Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 2.
Bibliography
1. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Zhiznennihe perspektivih lichnosti // Psikhologiya lichnosti i obraz zhizni / pod red. E.V. Shorokhovoyj. -M., 1987.
2. Bozhovich, L.I. Problemih formirovaniya lichnosti // Izbrannihe psikhologicheskie trudih. - M., 2001.
3. Klochko, V.E. Samoorganizaciya v psikhologicheskikh sistemakh: problemih stanovleniya mentaljnogo prostranstva lichnosti (vvedenie v transspektivnihyj analiz). - Tomsk, 2005.
4. Leontjev, D.A. Test smihslozhiznennihkh orientaciyj (SZhO). - M., 1992.
5. Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya / pod red. I.V. Dubrovinoyj. - M., 1997.
6. Trubnikova, N.I. Vremennaya perspektiva kak vazhneyjshiyj komponent zhiznennogo samoopredeleniya. - Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. -2010. - № 5.
7. Trubnikova, N.I. Smihslozhiznennihe orientacii kak vazhneyjshiyj komponent zhiznennogo samoopredeleniya. - Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 2.
Статья поступила в редакцию 13.11.13
УДК 378.147.88
Kulikova L.G., Lopatkin V.M. DEVELOPMENT OF INNOVATIVE COMPETENCE OF STUDENTS AND POSTGRADUATE STUDENTS IN EDUCATIONAL-RESEARCH-EDUCATIONAL FACILITIES. The article examines trends in the development of vocational education in higher education reveals the essence of the concepts of «innovative competence», «scientific innovation» and «innovation-educational» activities. Presented an environment conducive to the development of innovative competencies for students and post-graduate students.
Key words: innovative competence, scientific innovation, innovation and educational activities, innovative process, conditions, factors.
Л.Г. Куликова, канд. пед. наук, доц. докторант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
В.М. Лопаткин, д-р. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ В СИСТЕМЕ УЧЕБНО-НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА*
В статье рассматриваются тенденции развития профессионального образования в высшей школе раскрыта сущность понятий «инновационная компетентность», «научно-инновационная» и «инновационно-образовательная» деятельность. Представлены условия, способствующие развитию инновационных компетенций у студентов и аспирантов.
Ключевые слова: инновационная компетентность, научно-инновационная деятельность, инновационно-образовательная деятельность, инновационный процесс, условия, факторы.
Педагогическая наука и практика, вступив в XXI век, характеризуется значительными изменениями в современном обществе, новыми ориентирами в социокультурном развитии России. Реагируя на социально-экономические реалии, основательно меняется и система образования, что обусловливает потребность в учителях, способных осуществлять инновационное обучение и творческое развитие учащихся компетентно, мобильно, профессионально.
В правительственных директивах «Национальная доктрина образования до 2025 года», «Стратегия социально-экономи-
ческого развития России до 2020 года», «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», Концепции федеральной целевой программы «Научные и педагогические кадры инновационной России на 2014-2020 годы», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» указывается на необходимость повышения качества профессионального педагогического образования и формирования кадрово-интеллектуального потенциала, отвечающего современным требованиям социально-экономического развития страны.
Инновационная направленность деятельности высших педагогических учебных заведений предполагает двухаспектное целеполагание: во-первых, требованиями рыночной экономики к повышению общей профессиональной компетентности специалистов нового типа. Современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу - подготовки выпускников, способных: ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания; критически и творчески мыслить; видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения; использовать современные технологии. Это обусловливает новый подход к подготовке современного специалиста, как процессу профессионального становления личности, профессиональному самосовершенствованию личностных качеств, способности к самоорганизации и конкурентоспособности на рынке труда.
Во-вторых, определяется новыми требованиями к подготовке учителя. Современный учитель должен владеть методиками диагностики педагогического процесса и способами личностного развития учащихся, уметь решать учебно-образовательные задачи в процессе профессиональной деятельности на высоком научном уровне. Для этого выпускник педагогического вуза должен уметь организовывать педагогический процесс на принципах системного подхода и выстраивать педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса на диалогической основе, владеть личностно-ориентированными образовательными технологиями.
Смена образовательной парадигмы, переход к компетент-ностному образованию требуют переосмысления и разработки новых ценностей, целей, содержания, форм, методов, приемов и средств обучения. Преобразования должны опираться на соответствующую педагогическую теорию, пронизывать все компоненты образовательного процесса, воспроизводиться на деятельности его субъектов (А.А. Вербицкий).
Исследовательское направление изучения процессов формирования компетентности субъекта деятельности в науке развивалось задолго до Болонских соглашений в трудах Ю.В. Варданян, Ж.Г. Гараниной, Н.В. Кузьминой, М. Кяэрста, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Б. Оскарссона, Дж. Равена, В. Хутмахе-ра и др. Вступление России в Болонский процесс способствовало актуализации психолого-педагогических исследований в изучении феномена компетентности и компетентностного подхода (В.И. Байденко, О.М. Бобиенко, А.А. Вербицкий, А.А. Дунюшин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, А.В. Райцев, Л. Спенсер, С. Спенсер, А.И. Субетто, С. Уидет, Л.П. Урванцев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, Е.В. Шищен-ко, Н.В. Яковлева и др.).
Теоретический анализ этих исследований показал, что понятия «компетентность» и «компетенция» рассматриваются как способность, готовность, свойство, качество личности. При этом понятия «компетентность» и «компетенция» могут употребляться авторами как синонимичные понятия, а могут быть разведены по разным основаниям (разнообразие и широта функций, родовая и видовая сущность, природа, внешне-внутренняя обусловленность). Мы разделяем мнение Ю.Г. Татура о том, что компетентность - качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности (способности) на его основе к успешной (продуктивной, эффективной) деятельности с учётом её социальной значимости и социальных рисков, которые могут быть с ней связаны. Модель выпускника при этом будет выглядеть как совокупность компетенций, относящихся к той или иной стороне развития личности. В этой связи в структуру компетентности включены: знания, умения, навыки, опыт, способности, мотивационный, когнитивный, деятельностный и ценностно-смысловой компоненты.
В условиях России реализация компетентностного подхода становится фактором поддержания единого образовательного, профессионально-квалификационного и культурно-ценностного пространства, фактором интеграции в мировое образовательное пространство. При этом инновационная деятельность в высшем педагогическом учебном заведении является фактором развития и совершенствования профессионально-педагогического образования, обеспечивающего качество подготовки специалистов в контексте профессиональных компетенций, отвечающих мировым стандартам.
Учебно-научно-педагогический комплекс (кластер) рассматривается нами как инновационно-ориентированная микроэкономическая система, в которой происходят генерация и интегра-
ция знаний, представляющая собой важнейшую часть региональной инновационной системы. Итогом данного функционирования являются: инновационно-ориентированная подготовка педагогов, научных и научно-педагогических кадров; создание различного рода инноваций и объектов интеллектуальной собственности.
Организация научно-инновационных работ в педагогическом вузе требует интенсификации в плане решения качественно новых задач, соответствующих современному состоянию общества и образования, перспектив их развития. В этих условиях играют особенно важную роль, постоянное самосовершенствование специалиста и его научная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний путем выполнения исследований:
• фундаментальных (теоретических, экспериментальных), связанных с получением новых знаний об основных закономерностях, функционирования и развития человека, общества, культуры, образования;
• прикладных, нацеленных на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области образования;
• экспериментальных разработок на базе знаний, приобретенных в результате научных исследований или на основе педагогического опыта, создание новых моделей и технологий образования и воспитания и их дальнейшее совершенствование.
Трактовка понятий «научно-инновационная» и «инновационно-образовательная» деятельность определяет деятельность, ориентированную на создание новой образовательной среды в вузе на основе использования инновационных образовательных технологий, активизации интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов, магистрантов и внедрения научных результатов, направленную на развитие научно-образовательного процесса в системе учебно-научно-педагогический комплекса.
Е.А. Шмелева определяет инновационную компетентность как системный уровень сформированности инновационных знаний, умений и опыта инновационной деятельности, способности творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в образовательный процесс, выступая в качестве меры готовности использовать свой инновационный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей профессиональной деятельности [1, с. 11] .
Анализ показателей инновационной направленности позволяет выделить следующие критерии инновационности разработок:
- востребованность на рынке продукции, технологий, услуг, подтверждаемая наличием официальных заявок (заданий) на разработку;
- наличие заказчика (покупателя) на разработку (наличие договора, контракта);
- потенциальная коммерииализуемость (возможность продажи и получения прибыли, возмещения затрат);
- креативность (творческий характер разработки с оттенком прагматичности: зачем, для кого, как и что именно нужно создавать);
- конкурентоспособность (обладание преимущества ми среди аналогов);
- высокая эффективность (экономическая, социальная, экологическая, психолого-педагогическая, комплексная) использования в конкретных отраслях производства, либо в образовательном и научно-исследовательском процессах;
- приростной эффект: внедрение инновации приводит не только к повышению эффективности в сфере ее' применения, но и снижению затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли; удовлетворяют сложившиеся индивидуальные, коллективные, общественные потребности в новых продуктах или способах;
- наукоемкость (значительная доля затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
- уникальность (неповторимость, единственность в своем роде);
- оригинальность (необычность, самостоятельность, незаимствованная, авторская разработка) [2, с. 26].
Таким образом, инновационный процесс - это сложный комплекс работ от разработки идеи или новой технологии до ее широкого использования, получения нового продукта и его коммерциализации. Поскольку цикл инновационного процесса включает следующие последовательно выполняемые работы (ста-
дии): генерирование идеи ^ проведение исследований ^ выработка инновационного предложения ^ разработка инновационного проекта ^ реализация инновационного проекта.
Л.Н. Харченко выделяет условия, которые способствуют эффективному развитию инновационности в структуре профессиональных компетентностей будущих работников образования:
- соучастие студентов в планировании и реализации собственного образовательного процесса путем создания индивидуальных образовательных траектории;
- создание научно-исследовательских групп для работы над инновационными проектами, состоящих их ученых, аспирантов и студентов, и функционирующих на базе инновационных структур вуза;
- обеспечение возможности использования в процессе обучения разнообразных источников новейшей информации, наличие цифровых образовательных ресурсов по изучаемым дисциплинам;
- развитие в структуре инновационной культуры будущих специалистов проектно- технологической и информационной составляющих;
- формирование положительной мотивации для проявления и развития креативности студентов на всех этапах обучения, поощрение выполнения творческих заданий, проектов, моделей и т. д.;
- привлечение студентов к творческой инновационной деятельности во всех ей формах и всестороннее обеспечение возможностей подготовки специалистов с развитой инновационной культурой;
- использование в процессе обучения заданий, направленных на развитие таких аспектов творческого мышления как: способность к генерации идей, способность комбинировать, дивер-гентность мышления, визуальное творчество, ассоциативное мышление;
- использование в обучении современных инновационных образовательных технологий, направленных на соединение учеб-
Библиографический список
ного процесса с учебно-инновационной и научно-инновационной работой, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала студентов [3, с. 112].
Анализ и обобщение литературных источников, опыта практической деятельности позволили нам выделить факторы, влияющие на развитие инновационных компетенций у студентов и аспирантов через:
• повышение значимости научно-инновационной подготовки в профессиональном становлении будущих специалистов, развитии у них потребности в поиске нового и установки на активное участие в исследовательской деятельности;
• интенсификации образовательного процесса за счёт применения инновационных методик преподавания с целью уменьшения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы студента;
• внедрения электронной системы обучения (e-learning) и создания единой многокомпонентной среды дистанционного обучения;
• реализацию диверсифицированной структуры инновационных образовательных программ на основе построения гибкой образовательной траектории;
• разработку технологий личностно-ориентированных и интеллектуально развивающего обучения.
• создание методики мониторинга инновационно-образовательной подготовки кадров.
Особое внимание должно быть уделено материально-техническому и финансовому обеспечению учебно-научно-педагогического комплекса, которое во многом определяет успешное развитие инновационной научно-образовательной деятельности кластера.
• Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки в рамках гос.задания Алтайской государственной педагогической академии проект № 6.380.2011. «Многокомпонентная открытая образовательная среда регионального уровня».
1. Шмелева, Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: автореф. дис ... д-ра психол. наук. - Нижний Новгород, 2013.
2. Кожитов, Л.В. Организация инновационной деятельности в вузе / Л.В. Кожитов, П.А. Златин, В.А. Дёмин и др. - М., 2009.
3. Харченко, Л.Н. Творческая индивидуальность как институциональная основа инновационной культуры специалиста / Л.Н. Харченко, И.Е. Панова // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 6.
Bibliography
1. Shmeleva, E.A. Razvitie innovacionnogo potenciala lichnosti v nauchno-obrazovateljnoyj srede pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis ... d-ra psikhol. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2013.
2. Kozhitov, L.V. Organizaciya innovacionnoyj deyateljnosti v vuze / L.V. Kozhitov, P.A. Zlatin, V.A. Dyomin i dr. - M., 2009.
3. Kharchenko, L.N. Tvorcheskaya individualjnostj kak institucionaljnaya osnova innovacionnoyj kuljturih specialista / L.N. Kharchenko, I.E. Panova // Vestnik Stavropoljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 6.
Статья поступила в редакцию 20.11.13
УДК 37.013.42
Abashina A.D., Sheptenko P.A. COMPETENCE APPROACH IN THE PREPARATION OF SOCIAL WORKERS TO WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES AND THEIR FAMILIES. This material treats personal and professional competences of an expert in the system of social and pedagogical work with children having heavy infringements of health, and their families (essence, principles, functions, conditions and realization stages). Lichnostno-professional competence of the social teacher (the expert in social work) is considered as one of conditions of success of processes of adaptation, socialization and integration of children - of invalids into modern society.
Key words: socialization and adaptation of the handicapped children; personal and professional competence of experts of social sphere; social and pedagogical work with handicapped children; individual program of social rehabilitation; social self-determination; family with a child of specific psychophysical development.
А.Д. Абашина, канд. пед. наук, доц. ЛГУ им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected];
П.А. Шептенко, канд. пед. наук, проф. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail:[email protected]
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ И ИХ СЕМЬЯМИ
В материале исследуется личностно-профессиональная компетентность специалиста в системе социальной и социально-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения здоровья, и их семьями (сущность, принципы, функции, условия и этапы реализации). Личностно-профессиональная компетентность