Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2014, N° 3 (35), с. 177-184
Педагогические науки 177
УДК 378.14
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА
© 2014 г. Е.А. Шмелева, А.А. Червова, Л.Д. Мальцева, Н.Ю. Прияткина
Шуйский филиал Ивановского госуниверситета ukrir_sgpu@front.ru
Поступила в редакцию 01.06.2014
Представлены структура и функции инновационного потенциала личности. В число функций включаются целевая, мотивационная, креативная, прогностическая, трансформационная, а также функции развития, формирования инновационного опыта и практико-ориентированности. К компонентам инновационного потенциала личности относятся инновационная направленность, компетентность и креативность.
Ключевые слова: инновационный потенциал, функции, креативность, инновационная педагогическая деятельность, развитие, направленность, компетентность, инновационные образовательные продукты.
Необходимость актуализации и развития инновационного потенциала личности обусловлена возрастающими требованиями общества к компетентному включению специалиста со сформированным высоким уровнем потребности в инновационной деятельности в педагогическую профессию, в личностно-профессио-нальном развитии и саморазвитии учителя, понимании и реализации развития обучающихся средствами образования. Инновационный потенциал личности рассматривается как совокупность свойств, качеств и способностей, обеспечивающих ее психологическую готовность генерировать новые формы деятельности по созданию, освоению и распространению инновационных образовательных продуктов, а также саморазвитие и личностный рост как стратегический фактор продуктивной педагогической деятельности [1]. Инновационный потенциал педагога обладает определенной структурой и актуализируется посредством ряда функций.
Инновационный потенциал выступает важной характеристикой современной личности и представляет собой личностный ресурс, способный к актуализации и приведению в действие для достижения нужного результата при оптимальных условиях развития личностных способностей, а также возможности личности в области постановки и разрешения задач ее деятельности. Общая структура инновационного потенциала личности рассматривается с учетом закономерностей функционирования мотиваци-онной, эмоционально-волевой сфер, познава-
тельных процессов (дивергентность мышления, степень ригидности мыслительных процессов и т.д.), индивидуальных особенностей (способность к творчеству, интернальность при принятии решений) субъекта деятельности.
О.Б. Михайлова рассматривает инновационный потенциал личности как интегральное качество человека, образующееся в результате его включения в инновационную деятельность и состоящее из взаимосвязанных и взаимообу-словливающих компонентов: креативности, ин-новационности и созидательности, представляемых различными формами активности: интеллектуальной, деятельностной и ценностно-мотивационной [2]. В.В. Сидоров в структуре инновационного потенциала студентов выделяет явный (знания, умения в области инновационной деятельности, инновационный опыт, полученный в ходе учебной и учебно-профессиональной деятельности) и скрытый потенциалы (инновационное мышление; мотивация к освоению инновационных знаний и умений, включению в инновационную деятельность; способности к инновационной работе, а также ряд личностных качеств) [3]. В соответствии с концептуальными системно-антропологическими построениями, в инновационном потенциале выделяется ресурсная часть (преддиспозиция), способная проявляться на поведенческом уровне в качестве предпосылки саморазвития; диспозиционная часть, обозначающая переход возможностей в процессуальный план, когда они проявляются как отношение, готовность, интенция, отражающие наполнение целями и
смыслом, позволяющими ресурсам заявить о себе в моделируемых ситуациях; процессуально-динамический уровень, на котором фиксируется превращение ресурсной составляющей (возможностей) в потенции - силы, запускающие их реализацию, что обусловливает выход человека за пределы наличного опыта, запуск механизмов саморазвития. В структуру инновационного потенциала входят личностные качества, проектная, коммуникативная, информационная компетенции и витальность [4]. Ю.А. Власенко рассматривает инновационный потенциал личности как совокупность возможности обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (гносеологический аспект), возможности адекватной оценки нового явления (аксиологический аспект), возможности эффективно действовать в новой ситуации (праксеологический аспект) [5].
В структуру инновационного потенциала педагога как комплекса его профессионально-значимых личностных качеств, возобновляемых произвольно, т.е. направляемых самой личностью в соответствии с поставленными целями, Е.Б. Зеленина включает операциональную составляющую, связанную со спецификой инновационной деятельности, и личностную, позволяющую педагогу путем проявления своих профессионально-значимых личностных качеств эффективно участвовать в инновационной деятельности [6]. В.В. Попов рассматривает инновационный потенциал педагога как интегральную характеристику профессионально-личностных качеств, включающую творческую мотивацию, активность, способность к самореализации в условиях различных нововведений, профессиональную и методологическую компетентность, позволяющих эффективно генерировать, продуцировать, проектировать новые представления, подходы, идеи и реализовывать их в различных видах и формах педагогической инновационной деятельности [7].
Е.А. Пагнаева доказывает интегральность инновационного потенциала, составляющими которого являются реализованный, отражающий задействованные в актуальной педагогической деятельности профессиональные способности в осуществлении инновационной деятельности, и нереализованный потенциал, характеризующий еще не воплощенные учителем профессиональные свойства и внутренние ресурсы [8].
В качестве основных компонентов инновационного потенциала личности как субъекта инновационной педагогической деятельности мы рассматриваем инновационную направленность,
инновационную компетентность и инновационную креативность [1; 9].
Инновационная направленность интегрирует совокупность мотивов и ценностей, определяющих инновационный, акмеологический характер педагогической деятельности, стремление к достижению вершин профессионального мастерства, обогащению инновационного опыта, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике, отражающую психологическую установку на развитие личности обучаемых и собственное саморазвитие как личностно-необходимое.
Некоторые психологические особенности инновационной направленности личности нашли отражение в теории инновационной личности Э. Хагена. Сформированная условиями современности, инновационная личность способствует рождению самоподдерживаемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь - ее стандарты, ценности и т.д. В перечень показателей инновационной направленности входят чувство нового, стремление к творчеству, знание о значимости инновации, познавательное определение ее предпочтительности, избирательное оценивание инновационных альтернатив, предрасположенность к инновационному поведению, отношение к инновации. К особенностям инновационной направленности мы относим субъективность, иерархичность, динамичность с учетом функций, которые она может выполнять в жизнедеятельности личности.
В акмеологии инновационную направленность личности рассматривают в качестве необходимого фактора достижения профессионализма. Она может проявляться в освоении новых эффективных алгоритмов и способов выполнения деятельности, в нетривиальном решении профессиональных задач. Отсутствие инновационной направленности может привести к тому, что сам субъект труда остановится в профессиональном росте. Установлена взаимосвязь инновационной направленности с деятельностью и личностными качествами лиц, достигших выдающихся профессиональных результатов [10].
Под инновационной направленностью педагога мы понимаем такое качество его личности, в основе которого лежит совокупность мотивов и ценностей, определяющих инновационный характер педагогической деятельности, стремление к новому, к достижению успеха, вершин своего профессионального мастерства. Для обогащения опыта инновационной деятельности необходимы наличие познавательной мотива-
ции, стремление к саморазвитию, осознание значимости инновационных процессов в образовательной практике, активная жизненная позиция, ориентация на творческие способы деятельности, умение анализировать процесс и результат деятельности, положительное отношение к своей работе.
Инновационная компетентность предполагает наличие знания теории продуктивной педагогической деятельности, педагогической инноватики, инновационной деятельности в непрерывном образовании; профессиональных знаний и представлений о направлениях развития образования; наличие умений осуществлять процесс проектирования, разработки, презентации и внедрения инновационных образовательных продуктов (программ, методик, проектов).
Инновационная компетентность предусматривает сформированную способность оценивать изменения условий педагогической реальности, соотносить возможности личности и внешние условия, анализировать ситуации, корректировать собственную деятельность, способность отказываться от стереотипов, преодолевать инерцию мышления, способность к применению, апробации и внедрению получаемых инновационных образовательных продуктов в образовательном процессе. Инновационная компетентность предполагает наличие опыта инновационной педагогической деятельности по разработке, внедрению и распространению качественно новых образовательных продуктов; востребованных образовательной средой результатов инновационной педагогической деятельности, обеспечивающих эффективность образовательных проектов.
Инновационная компетентность формируется на основе изучения и критического анализа педагогических систем, учебных программ, содержания, технологий и средств обучения, на основе сравнительного анализа систем инновационной деятельности педагогов с различным уровнем инновационного потенциала и продуктивности. Инновационная компетентность способствует эффективной разработке и обоснованию инновационных предложений по совершенствованию образовательного процесса, проектов внедрения новшеств, участию в рабочих группах внедренческих проектов.
Инновационная компетентность отражает уровень готовности личности как субъекта инновационной деятельности к эффективной фундаментальной теоретической, практической и психолого-педагогической подготовке обучающихся, к саморазвитию и личностному росту в условиях динамики инновационных изменений
общества, возрастания личной ответственности педагога за качество образования. Это сфера отношений между знаниями и действиями в образовательной практике, прагматически ориентированные черты личности, которые отдельно не сводятся ни к знаниям, ни к умениям, ни к опыту, а функционируют как синкретичное целое.
Г.И. Боинчану рассматривает инновационную компетентность преподавателя как психический феномен, характеризующий его творческую направленность на качественное преобразование с помощью новых средств практики образовательной деятельности в целях повышения ее эффективности, а также способность находить и реализовывать эффективные способы их решения [11]. Е.Г. Чирковская включает инновационную компетентность в структуру профессионализма педагога [12].
Мы рассматриваем инновационную компетентность педагога как его готовность создавать и применять в образовательной практике продукты инновационной деятельности, использовать процесс их получения, внедрения и распространения в качестве механизма саморазвития, личностного и профессионального роста, выражающегося в осознании личностью своей профессиональной деятельности как ценности, раскрывающегося в реализации инновационных умений и личного опыта на уровне практико-ориентированного знания. Инновационная компетентность обеспечивает субъекту деятельности содержательно-технологическую подготовленность к воплощению и развитию собственного инновационного потенциала, позволяет стать более успешным в педагогической деятельности, получить удовлетворенность деятельностью и ее результатами, успешно самореализоваться, реализовать свой личностно-профессиональный потенциал, стать готовым к участию в конкурентных отношениях.
Таким образом, инновационная компетентность отражает системный уровень сформирован-ности инновационных знаний, умений, компетенций и опыта инновационной деятельности, способности творить, создавать новый продукт, вводить новые технологии и методы в процесс обучения, выступая в качестве меры готовности использовать свой инновационный потенциал для максимально эффективного достижения инновационных целей профессиональной деятельности.
Инновационный потенциал личности во многом обусловлен ее творческим потенциалом. Поэтому в качестве структурного компонента инновационного потенциала мы выделяем инновационную креативность.
Новизна и преобразование как сущностные черты инновационности являются главными признаками творчества. Для понимания креативной составляющей инновационного потенциала личности как субъекта инновационной педагогической деятельности необходимо обратится к понятию «педагогического творчества». Педагогическое творчество рассматривают через педагогическую деятельность, влияющую на процесс создания, преобразования продукта. Н.В. Кузьмина продуктом педагогического творчества считает духовные продукты - физические, психические, акмеологические новообразования в свойствах субъекта образования как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности, содействующие или препятствующие самодвижению к вершинам продуктивности и профессионализма деятельности [13]. Сложность создания духовных продуктов средствами образования состоит в том, что невидимые нейрофизиологические процессы протекают как в свойствах преподавателей, так и в свойствах обучающихся. О мере их соответствия требуемой структуре компетентности и компетенций судят по духовно-материализованным инновационным образовательных продуктам.
Целостный психолого-педагогический образовательный процесс основывается на интеграции образовательной, научной и инновационной деятельности, на фундаментальных или прикладных научных исследованиях. Включение студентов в работу научных коллективов, научных школ, совместное получение и внедрение результатов научных исследований в образовательный процесс для получения конечных инновационных образовательных продуктов определяет инновационный потенциал подготовки учителя. Поэтому ведущим компонентом в реализации инновационного потенциала выступает его инновационная креативность, которая характеризуется степенью мотивации субъекта к инновационной деятельности в образовании, уровнем развития творческих способностей, свободой выбора, мобилизацией интеллектуальных сил и волевых усилий.
Современная система образования предъявляет к педагогам требования, которые не могут быть реализованы без инновационной креативности и знания законов продуктивной педагогической деятельности. Креативное образование предполагает обучение через творчество, поэтому оно ориентировано на активизацию творческой деятельности и развитие творческих способностей обучаемых, обучение методам генерирования новых идей и решения нестандартных проблем [14-17].
Понятия «креативность» и «инновации» тесно взаимосвязаны: креативность проявляется в процессе творчества, в генерировании новых идей, которые можно распространять, но характер инновационных они приобретают только в том случае, если применяются в практической деятельности. Мы рассматриваем инновацион-ность и креативность различными состояниями. Поэтому данный компонент инновационного потенциала личности мы выразили именно как инновационную креативность, предполагающую не только получение в ходе продуктивной педагогической деятельности конечного инновационного образовательного продукта, обладающего новыми качествами, но и способность к его распространению и использованию в образовательной практике.
Таким образом, инновационная креативность рассматривается нами как способность к педагогическому творчеству, инновациям, прогнозированию, направленная на выполнение конкретной практической цели, предполагающая генерирование новых, потенциально полезных идей и получение качественного нового образовательного результата, готового к использованию в образовательной практике.
Инновационный потенциал реализуется через креативность, представляющую творческое осмысление поставленной задачи и выступающую базисом инновации. Для создания инновационного продукта необходимо применить креативное мышление, нестандартный подход, найти новое качество в уже существующем продукте. Следовательно, инновационная креативность представляет собой способность к педагогическому творчеству, предполагающему получение образовательного эффекта, а творческий потенциал выступает основой для формирования инновационного потенциала, ценностью для личности, которую необходимо развивать, учитывая требования современности.
Целевой функцией инновационного потенциала личности является реализация в профессиональной деятельности ее инновационного ресурса (объективных и субъективных результатов), обусловливающего ее дальнейшее развитие. Оценка качества достижения целевого состояния инновационного потенциала определяется путем выявления преимущества инновационной стратегии в конкретной проблемной ситуации. Целевая функция инновационного потенциала педагога выражается в постановке задач создания новых или усовершенствованных научно-образовательных продуктов (программ, технологий, методик, публикаций и т.д.), создания новых объектов для реализации инно-
вационных проектов, формирования инновационной компетентности, саморазвития и личностного роста.
Мотивационная функция инновационного потенциала личности задает потребность в реализации готовности к инновациям в образовании, потребность в новых формах поведения и деятельности по созданию и использованию инновационных образовательных продуктов, системе отношений, а также в собственном саморазвитии, самосовершенствовании и развитии обучаемых. Неразвитость мотивационной функции приводит к отсутствию внутреннего побудителя и интереса к инновационной деятельности, к снижению стремления к саморазвитию. Мотивационная функция обеспечивает развитие и формирование мотивов и интереса к использованию в образовательной практике созданных продуктов интеллектуальной деятельности, актуализирует имеющийся уровень инновационного потенциала, обнаруживает потребность в его развитии с помощью целенаправленных тренингов и программ.
Креативная функция инновационного потенциала личности создает условия для обобщения знаний, поиска закономерностей и открытий в решении поставленных задач. Она выражает потенциальную предрасположенность личности в форме готовности к обретению творческой активности в соответствующих видах деятельности при определенных внешних условиях. Данная функция проявляется в способности обладать целостным, системным мышлением, широким кругозором; в способности к творческому осмыслению явлений, самостоятельному поиску истины, критическому восприятию противоречивых идей; в способности к системному видению педагогической реальности, анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности. Креативная функция предполагает развитие творческих способностей у тех, с кем работает педагог; ею определяется и творческий характер самой педагогической деятельности, в процессе которой педагог сталкивается с противоречием между накопленным опытом, изменившимися внешними условиями, выдвигающими новые задачи, и невозможностью эффективного их решения с помощью традиционных методов. Поэтому творчество является неотъемлемой чертой инновационной деятельности учителя, предопределяющей оптимальные траектории саморазвития, личностного и профессионального роста.
Прогностическая функция инновационного потенциала личности состоит в способности
представить себе возможный результат действия до его выполнения, представить способ его получения прежде, чем он будет получен; в предвидении, антиципации результатов инновационной деятельности, оценке имеющихся условий, определении наиболее вероятных способов действия; прогнозировании мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения качественно нового результата. Она проявляется в умении личности мысленно фиксировать предпосылки дальнейшей деятельности в соответствии с целями и потребностями образовательной среды. Эта функция проявляется также в способности субъекта создавать по критериям научной рациональности модели авторских систем деятельности и служит средством обратной связи при их проектировании. Она выражается в готовности брать на себя ответственность в возможных проблемных ситуациях, самостоятельно и эффективно разрешать их, в способности прогнозирования востребованности инновационных образовательных продуктов в массовой образовательной практике.
Важной функцией инновационного потенциала личности является трансформационная функция, сущностно представляющая заложенную возможность достижения какой-либо цели и, в то же время, пассивность, выражаемую в том, что он непосредственно не участвует здесь и сейчас в процессе достижения цели, решения задачи («потенциальный» противопоставляется «действующему» аналогично философским категориям «возможность» и «действительность»). Действительность есть реализация существующих потенций бытия и практики как его социальной формы. Функция потенциала, определяемая в теории систем как смысл существования, назначение, необходимость системы,
- его будущая трансформация в действительность. Связь между инновационным потенциалом и инновационной деятельностью носит прямой характер: инновационная деятельность
- это движение от инновационного потенциала к инновации, его трансформация с целью получения и применения нового продукта. Через инновационную деятельность потенциал выполняет данную функцию, и определение инновационной деятельности можно дать как трансформацию инновационного потенциала с целью получения нового продукта, удовлетворяющего образовательные потребности. Включаясь в инновационную деятельность, личность осознанно и преднамеренно осуществляет свой выбор, выступая в качестве ее субъекта, направляя свою активность на качественные изменения в деятельности, принимая ответственность за них. В
процессе трансформации инновационного потенциала педагога происходит преобразование его самого и обучающихся как субъектов инновационной образовательной деятельности и собственного развития.
С трансформационной функцией инновационного потенциала личности связана функция развития, направленная на его постепенное раскрытие в образовательной среде. Функция векторно задает переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому, характеризуется направленностью на продуктивность и созидательность инновационной педагогической деятельности, направленностью на проектирование изменений в саморазвитии и личностном и профессиональном росте в качестве его сущностной характеристики. В ходе реализации функции развития формулируется стратегия, определяются программы развития, обеспечивающие целостный психолого-педагогический образовательный процесс. Технологически это осуществляется через инновационную деятельность педагогов и обучающихся, индивидуальную или совместную, состоящую в создании, внедрении и распространении качественно нового образовательного продукта, имеющего превосходящий ранее образовательный эффект. При этом происходит освоение личностью внутреннего, индивидуально-психологического и внешнего средового потенциала возможностей, а особым образом организованная образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение и образовательные программы способствуют оптимальному развитию инновационного потенциала личности в ней. Действие развивающей функции проявляется в личностных, интеллектуальных, поведенческих и деятельностных свойствах.
Функция развития способствует формированию профессиональной позиции педагога в виде совокупности ценностных отношений к инновационной деятельности, к себе как личности и профессионалу и проявляется в понимании сущности и социальной значимости инноваций в образовании, в наличии устойчивого интереса и потребности к инновационной педагогической деятельности, в понимании ответственности за результаты творчества, в стремлении к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; в стремлении к самосовершенствованию и к творческой самореализации через востребованность созданных образовательных продуктов.
Функция формирования инновационного профессионально-ориентированного опыта связана с погружением педагога в содержание собственной инновационной деятельности. Речь
идет об обретении опыта способом индивидуального и общественного бытия и конкретной инновационной активности, об отборе форм и методов такого бытия, что позволяет эффективно развивать необходимые навыки, умения, формирует компетенции инновационной деятельности, актуализирует творческие способности. Неразвитость функции формирования инновационного опыта ведет к несостоятельности, к неуверенности, к неопределенности в профессии, к слабым знаниям, неспособности работать с обучающимися. Преобладание этой функции приводит к излишней самодостаточности педагога, невосприимчивости его к мнению окружающих. Ее реализация обеспечивает трансляцию инновационного опыта (диссеминацию в образовательной среде); локализацию, предполагающую описание инновационных идей и способов изменения педагогической практики; мультипликацию, позволяющую адаптировать инновационный опыт и передать его в массовую образовательную практику; консультирование субъектов инновационной педагогической деятельности, готовых перенять инновационный опыт в виде образовательных продуктов (программ, проектов, методик, технологий и др.), специальной деятельности по оказанию им психолого-педагогической и методической помощи в технологизации обобщения и представления инновационного опыта, а также тьютор-ства и экспертизы.
Функция практико-ориентированности проявляется в готовности личности генерировать новые знания в области инноваций и использовать их для потребностей образовательной практики в ходе постановки и решения новых задач, во владении творческими способами выполнения инновационной деятельности для эффективного решения конкретных психолого-педагогических проблем, в применимости сформированного комплекса инновационных умений, инновационного опыта и компетентности. Эта функция является интегрирующей в актуализации инновационного потенциала учителя, т.к. связывает в обретаемом инновационном опыте знания, умения, личностные качества, инновационные компетенции, креативность. Функция практико-ориентированности выполняет оценку последствий практического использования результатов и обеспечивает динамику эффективности инновационного продукта.
Все названные компоненты и функции мы рассматриваем в единстве и взаимосвязи. Только в своей совокупности они обусловливают эффективность развития инновационного потенциала личности.
Список литературы
1. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза: Дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. 484 с.
2. Михайлова О.Б. Инновационный потенциал личности: диагностика и развитие. М.: Институт МИРБИС, 2012. 172 с.
3. Сидоров В.В. Формирование инновационного потенциала студентов технического колледжа: Автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Челябинск: ЮжноУральский государственный университет, 2010. 24 с.
4. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник ТГУ. 2010. № 339. С. 151-154.
5. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: Дис. . канд. пси-хол. наук. Симферополь: Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, 2003. 183 с.
6. Зеленина Е.Б. Педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в процессе непрерывного профессионального образования: Дис. . канд. пед. наук. Чита: Сибирский государственный технологический университет, 2005. 187 с.
7. Попов В.В. Организационно-педагогические условия развития инновационного потенциала педагога в учреждении дополнительного образования детей: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2003. 172 с.
8. Пагнаева Е.А. Развитие инновационного потенциала учителя в условиях школы как самообучающейся организации: Автореферат дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2009. 24 с.
9. Шмелева Е.А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3(1). С. 12-18.
10. Акмеология: Учебное пособие / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
11. Боинчану Г.И. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего учебного заведения системы МВД России: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2011. 182 с.
12. Чирковская Е.Г. Особенности проявления инновационной компетентности руководителя образовательного учреждения // Акмеология. 2012. № 4. С. 27-31.
13. Кузьмина Н.В., Шмелева Е.А. Развитие ак-меинновационного потенциала будущего учителя в профессионально-образовательной среде вуза // Ак-меология. 2013. № 1. С. 16-21.
14. Червова А.А., Романова К.Е. Развивающая творческая среда как условие повышения эффективности формирования и развития педагогического мастерства будущего учителя технологии // Школа будущего. 2010. № 6. С. 41-46.
15. Кисляков П.А. Инновационные образовательные технологии подготовки будущих педагогов // В мире научных открытий. 2011. Т. 15. № 3.1. С. 554-559.
16. Швец И.М., Марико В.В. Технология развития критического мышления системе повышения квалификации педагогов // Вестник ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Серия Инновации в образовании. 2005. Вып. 1 (6). С. 189-201.
17. Шмелева Е.А., Мальцева Л.Д. Научно-образовательный центр в инновационной инфраструктуре педагогического вуза // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. Т. 24. № 8. С. 318-326.
STRUCTURAL - FUNCTIONAL MODEL OF A TEACHER'S INNOVATIVE POTENTIAL E.A. Shmeleva, A.A. Chervova, L.D. Maltseva, N.Yu. Priyatkina
The article presents the structure and functions of an individual's innovative potential. The authors define the objective function, the motivational function, the creative function, the predictive function, the transformational function, as well as the functions of development, formation of innovation experience and practical application. The components of the individual's innovative potential include the innovation orientation, competence and creativity.
Keywords: innovative potential, function, creativity, innovative pedagogical activity, development, direction, competence, innovative educational products.
References
1. Shmeleva E.A. Razvitie innovacionnogo potencíala lichnosti v nauchno-obrazovatel'noj srede peda-gogicheskogo vuza: Dis. ... d-ra psihol. nauk. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013. 484 s.
2. Mihajlova O.B. Innovacionnyj potencial lichnosti: diagnostika i razvitie. M.: Institut MIRBIS, 2012. 172 s.
3. Sidorov V.V. Formirovanie innovacionnogo potenciala studentov tehnicheskogo kolledzha: Avtoreferat diss. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk: Juzhno-Ural'skij gosudarstvennyj universitet, 2010. 24 s.
4. Klochko V.E., Krasnorjadceva O.M. Osobennosti operacionalizacii ponjatija «innovacionnyj potencial lichnosti» // Vestnik TGU. 2010. № 339. S. 151-154.
5. Vlasenko Ju.A. Psihologicheskij analiz innovacionnogo potencíala lichnosti: Dis. ... kand. psihol. nauk. Simferopol': Tavricheskij nacional'nyj universitet im. V.I. Vernadskogo, 2003. 183 s.
6. Zelenina E.B. Pedagogicheskie uslovija razviti-ja innovacionnogo potenciala pedagoga v processe nepreryvnogo professional'nogo obrazovanija: Dis. ... kand. ped. nauk. Chita: Sibirskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, 2005. 187 s.
184
Е.А. ^Meneea, A.A. ^epeoea, fl.fl. Manb^ea, H.W. npunmKüHa
7. Popov V.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija innovacionnogo potenciala pedagoga v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Dis. ... kand. ped. nauk. Orenburg: Orenburgskij gosudarstven-nyj pedagogicheskij universitet, 2003. 172 s.
8. Pagnaeva E.A. Razvitie innovacionnogo potenciala uchitelja v uslovijah shkoly kak samoobuchajush-hejsja organizacii: Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. Cheljabinsk: Juzhno-Ural'skij gosudarstvennyj universi-tet, 2009. 24 s.
9. Shmeleva E.A. Psihologo-pedagogicheskie os-novy razvitija innovacionnogo potenciala studentov i molodyh uchenyh // Vestnik NNGU im. N.I. Loba-chevskogo. 2013. № 3(1). S. 12-18.
10. Akmeologija: Uchebnoe posobie / A.A. Derkach, V.G. Zazykin. SPb.: Piter, 2003. 256 s.
11. Boinchanu G.I. Formirovanie innovaci-onnoj kompetentnosti prepodavatelja vysshego uchebnogo zavedenija sistemy MVD Rossii: Dis. ... kand. ped. nauk. Kaliningrad: Baltijskij federal'nyj universitet im. I. Kan-ta, 2011. 182 s.
12. Chirkovskaja E.G. Osobennosti projavlenija in-novacionnoj kompetentnosti rukovoditelja obra-
zovatel'nogo uchrezhdenija // Akmeologija. 2012. № 4. S. 27-31.
13. Kuz'mina N.V., Shmeleva E.A. Razvitie ak-meinnovacionnogo potenciala budushhego uchitelja v professional'no-obrazovatel'noj srede vuza // Akmeologija. 2013. № 1. S. 16-21.
14. Chervova A.A., Romanova K.E. Razvivajushha-ja tvorcheskaja sreda kak uslovie povyshenija jeffek-tivnosti formirovanija i razvitija pedagogicheskogo mas-terstva budushhego uchitelja tehnologii // Shkola budushhego. 2010. № 6. S. 41-46.
15. Kisljakov P.A. Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii podgotovki budushhih pedagogov // V mire nauchnyh otkrytij. 2011. T. 15. № 3.1. S. 554-559.
16. Shvec I.M., Mariko V.V. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija sisteme povyshenija kvalif-ikacii pedagogov // Vestnik NNGU im. N.I. Loba-chevskogo. Serija Innovacii v obrazovanii. 2005. Vyp. 1 (6). S. 189-201.
17. Shmeleva E.A., Mal'ceva L.D. Nauchno-obrazovatel'nyj centr v innovacionnoj infrastrukture ped-agogicheskogo vuza // Nauchnye vedomosti Belgo-rodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Gumani-tarnye nauki. 2010. T. 24. № 8. S. 318-326.