дения личности в самых различных сферах жизнедеятельности. В условиях комфортной учебной деятельности возможно преобразование взаимодействия «преподаватель-студент», которое послужит образованию творческого поля совместной учебной деятельности и интеллектуальному взаимообогаще-
Библиографический список
нию участников педагогического процесса. Перечисленные позитивные возможности и последствия организации комфортной учебной деятельности будут способствовать нейтрализации негативных сторон в образовательном учреждении, ослаблению дискомфорта в учебной деятельности.
1. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. - СПб., 2006.
2. Бозаджиев, В.Л. Психологические особенности адаптации студентов младших курсов к обучению в ВУЗе // Педагогика и психология: Вестник института пед. исследований. - Челябинск, 2001. - Вып 2.
3. Гадаборшева, З.И. Субъект-средовая парадигма разработки комплексной программы формирования устойчивости личности студента // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46).
4. Лисовский, В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. - Л., 1999.
5. Толочек, В.А. «Современное человекознание» Б.Г. Ананьева: состояние и проблемы // Вестник Самарской гуманитарной академии. -2007. - № 2.
Bibliography
1. Burlachuk, L.F. Psikhodiagnostika: uchebnik dlya vuzov. - SPb., 2006.
2. Bozadzhiev, V.L. Psikhologicheskie osobennosti adaptacii studentov mladshikh kursov k obucheniyu v VUZe // Pedagogika i psikhologiya: Vestnik instituta ped. issledovaniyj. - Chelyabinsk, 2001. - Vihp 2.
3. Gadaborsheva, Z.I. Subjhekt-sredovaya paradigma razrabotki kompleksnoyj programmih formirovaniya ustoyjchivosti lichnosti studenta // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №3 (46).
4. Lisovskiyj, V.T. Aktualjnihe problemih nravstvennogo vospitaniya buduthikh specialistov. - L., 1999.
5. Tolochek, V.A. «Sovremennoe chelovekoznanie» B.G. Ananjeva: sostoyanie i problemih // Vestnik Samarskoyj gumanitarnoyj akademii. -2007. - № 2.
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 159.964:130.121.2
Belokopytov Yu.N. UNCONSCIOUS PARAMETERS OF SELF-ORGANIZATION OF A CROWD. The unconscious parameters of people who tend to self-organization are analyzed in the article. The author proposes an innovative approach to the isolation of a solar activity impact on a crowd. After the investigation it is said that smell is as an important unifying factor of a crowd. The mechanism of the influence of smell upon people is described. In the research a hypothetical model of self-organization and disorganization of a crowd is also given.
Key words: phenomenon of a crowd, collective unconsciousness, solar activity, mechanisms of smell, self-organization of a crowd, model of self-organization and disorganization.
Ю.Н. Белокопытов, д-р психол. наук, проф. каф. управления персоналом Сибирского гос.
технологического университета, г. Красноярск, E-mail: [email protected]
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ТОЛПЫ
В статье анализируются бессознательные параметры самоорганизации людей. Автор предлагает оригинальный подход к вычленению влияния солнечной активности на толпу Исследуется запах как важнейший фактор объединения толпы. Вскрывается механизм запаха. Представлена гипотетическая модель самоорганизации и дезорганизации толпы.
Ключевые слова: Феномен толпы, коллективное бессознательное, солнечная активность, механизм запаха, самоорганизация толпы, модель самоорганизации и дезорганизации.
В настоящее время, в век глобальных катастроф и потрясений на нашей планете, в стороне от столбовой дороги исследований находится своеобразный феномен - толпа. В то же время она представляет интерес для исследования по двум ипостасям. Во-первых, как результат воздействия на массы людей крупнейших землетрясений, наводнений, пожаров, катастроф, чрезвычайных ситуаций. В образовавшееся толпе люди чувствуют себя наиболее защищенными от разбушевавшейся стихии. Во-вторых, сама толпа может возникнуть совершенно неожиданно, спонтанно, как реакция на политические, социально-экономические и психологические условия. Так, по крайней мере, утверждается в классической научной литературе.
Проблемы возникновения, функционирования и развития толпы занимала исследователей давно. В выстраивании многочисленных гипотез следует упомянуть имена Ломброзо, Тар-да, Сигеле, Ле Бона, Михайловского, Зиммеля, Вундта, Фрейда и других ученых. Благодаря их наблюдениям был собран богатейший материал описательного характера, но при всей педантичности изучения проникнуть в законы, которые управляют толпой, они не смогли. Причина этому узкая специализация и векторная направленность в русле субъективных суждений. Многие из перечисленных имен, это имена врачей,
криминалистов, социологов, но целостного взгляда на многоуровневую систему толпы не получилось, так как доминировали методы старой психологической школы. Только междисциплинарная наука синергетика, опираясь на природные принципы самоорганизации, позволяет вскрыть фундаментальные механизмы поведения толпы. Основа ее - психика человека, закономерности ее функционирования и развития. В данной статье, мы акцентируем внимание на двух параметрах возникновения и самоорганизации толпы.
Первым параметром выступает коллективное бессознательное, которое активизируется при солнечной активности. Существует гипотетическое предположение о том, что «определенную роль в этом процессе играет колебание в структуре электромагнитного или каких-либо иных физических полей, образуемых живым телом, особенно нервной системой и мозгом, чувствительность к которым повышается именно в силу упоминавшейся эволюционной регрессии, снижения интеллектуального самоконтроля. Здесь заслуживает внимания исследования А.Л. Чижевского и его последователей, демонстрирующих влияние астрофизических и геофизических процессов на интенсивность биотической и социальной активности» [1, с. 13].
Во вступительной статье к его книге исследователь Л.В. Голованов пишет о том, что ученый впервые заявил о своей гипотезе: «возрастающая "агрессивность" процессов на солнце, судя по видимым в телескоп пятнам и вспышкам на его слепящем диске, и повышенная земная активность (массовые события в природе и обществе) не случайно совпадают во времени: между ними имеется причинная связь» [2, с. 9].
А.Л. Чижевский переводит динамику исторических событий в другую плоскость от привычных интерпретаций: «В текущий момент развития исторического знания следует признать тот неоспоримый факт, что история человечества есть совсем нечто другое, чем история историков. Последние не много понимали и понимают в жизнедеятельности того огромного биологического вихря, который метет человечество вокруг некоторого постоянного физиологического центра и проекционную схему которого дает нам история, глядящая на этот вихрь из платоновой пещеры.
Я хочу сказать, что историей надлежит заниматься психиатрам и невропатологам, а историкам изучать психиатрию. В результате такого обмена знаниями с лица истории должна быть сорвана та маска, которая до неузнаваемости искажает ее зоологические черты, вводя человека в заблуждение уже столько столетий! Когда это совершится, перед нами, по-видимому, должна будет предстать не спокойная греческая богиня, взирающая на человечество с олимпийских высот, а нечто значительно менее прекрасное. Бог истории - это инстинкт, физиологическая реакция человечества на непрерывные воздействия внешнего мира» [3, с. 642].
Таким образом, массовые движения толпы, по мнению А.Л. Чижевского, развиваются на основе ущемления инстинктивных или развития истерических реакций. Весьма неожиданный поворот для классиков марксизма в решении проблемы объясняющей сотни тысяч социальных волнений толпы в многовековой истории планеты.
Уточним, что несовершенная методология того времени приводила его к таким спорным выводам. «Не солнце заставляет людей что-либо делать - к этому понуждают их сугубо земные, социальные обстоятельства, но оно инициирует цепную реакцию действий, конкретный смысл которых к этому моменту вызрел. Оно выводит сложно-напряженную социальную систему того или иного уровня из состояния относительного равновесия, как бы служит сигналом извне для переключения ее в другое качество - именно так срабатывают триггерные устройства от внешнего, подчас весьма ничтожного импульса» [2, с. 24-25]. Следовательно, запускающим механизмом является сигнал и дальнейшими углубленными поисками являются биологическое, социальное и психологическое направления.
Важно отметить, что сам механизм возникновения толпы до сих пор остается загадкой. В одних случаях, при данных условиях толпа образуется, в других же, совершенно аналогичных - толпа не возникает. Мы же придерживаемся следующей гипотезы: появление толпы обусловлено влиянием солнечной активности [4, с. 5-9]. Возникло третье направление исследования толпы. Приведем характерные, на наш взгляд примеры.
Так, в результате вспышки на Солнце, ее последствия проявились в канадском Квебеке 13 марта 1989 года. Шесть миллионов человек, в течение девяти часов, остались по вине Солнца безо всего. А, именно, электроэнергии, тепла, воды, транспорта, радио, телевидения, телефонов, лифтов, подвоза продуктов, утилизации бытовых и промышленных отходов и т.д. Громадный всплеск силы тока произошел в линиях электропередач. Причина всему этому, произошедшая четырьмя днями ранее вспышка на Солнце за 150 миллионов километров. Поток высокоэнергетических частиц обнаружил себя в возникшем феномене чрезвычайной ситуации. Это так называемое косвенное влияние на людей.
В научных исследованиях А.Л. Чижевского приводятся интересные данные по влиянию солнечной активности на возникновение толпы, в ряду других массовых явлений: войн, эпидемий, революций на нашей планете [3]. Суть концепции известного ученого заключается в следующем. Солнечная активность и пики вышеперечисленных явлений совпадают. Прослеживается высокая корреляционная зависимость второго параметра от первого. Это показал анализ длительных, в несколько сотен лет, наблюдений. В процессе функциони-
рования Солнца, внезапно количество вспышек в районах солнечных пятен резко возрастает, а затем наступает солнечный минимум. Цикл солнечной активности длится в среднем 11 лет.
Современные ученые пока не знают теоретическую модель процессов, протекающих на Солнце. Предугадать солнечную активность пока что невозможно. Хотя все живое на нашей планете, уязвимо от подобных всплесков солнечной энергии, а в особенности психика людей. При самоорганизации людей с самыми разнообразными чертами характера в определенных условиях, внезапно, образуется страшная система со столь же непохожими чертами. Подготовиться к этому практически невозможно.
Толпа - как социально-психологический феномен взрывоопасна. В ней заключены всепоглощающая лавина и пожирающий лесной пожар, разрушающий торнадо и разбивающий девятый вал. При столь разнообразных свойствах, эта динамичная социально-психологическая система имеет единые закономерности становления, функционирования и развития. В основе ее столь непохожие пульсирующие природные элементы среды, а именно земля, огонь, воздух и вода, то есть самые древние из вычлененных человеческим разумом составных элементов в нашей Вселенной. Их поведение в экстремальных ситуациях и образует абрис затягивающей социальной воронки «черной дыры», наводящей ужас на окружающих, и пока малоизученной современной наукой.
Следовательно, ведущим параметром запускающим образование толпы выступает влияние солнечной активности. Поэтому личность, попадая в толпу, очень сильно подвергает себя рискам, так как ставит себя перед возможной опасностью с нежелательными последствиями.
Вторым параметром выступает индивидуальное бессознательное деформирующейся личности, на наш взгляд запах является ядром самоорганизации толпы. На основе анализа научной литературы выстроим вышеназванную концепцию самоорганизации людей в толпе. Разрозненные исследования различных авторов объединим под углом зрения аспектов синхронности процессов самоорганизации.
Психологические словари единодушны в определение запаха, который интерпретируется следующим образом. Запах - ощущение, обусловленное действием летучих пахучих веществ на рецепторы слизистой оболочки носовой полости. Ученые констатируют, что человек чувствует запахи с помощью рецепторов обоняния, которые находятся в носовой полости. Известно, что человеческий мозг способен помнить более 10 000 запахов. Способность восприятия мира была бы во много раз бесцветнее и беднее, если бы у человека не было запаховой информации. Влияние запахов на человека многоаспектно, как в положительном, так и в отрицательном направлении.
В человеческом мозге центры обоняния и эмоций находятся рядом. Поэтому запахи имеют эмоциональную окраску , то есть вызывают эмоциональные переживания. Запахи оказывают на наше поведение огромное влияние, так как чаще всего они действуют на подсознание. В научной литературе подчеркивается, что особенно эффективно управляют они половым поведением. Запахи пола выделяются кожей человека, дыханием.
В животном мире на основе запахов образуется сложная система знаков для процессов организации поведения индивида и самоорганизации группы [5, с. 141]. Аналогичный пример в своей работе приводят ученые по синергетике И. Пригожин и И. Стенгерс [6, с. 241-245]. Описывается процесс самоорганизации в популяции насекомых, который основывается на степени концентрации пахучего вещества. Сигналы личинками жука испускаются с определенной частотой, которая зависит от степени насыщения. Градиент концентрации пахучего вещества определяет направление их перемещения. Эксперимент показал, что плотность популяции личинок определяет как скорость, так и эффективность процесса самоорганизации.
Поэтому японские ученые ведут разработки по повышению производительности труда, снижения стресса с помощью специальных запахов [7, с. 216, 223]. Подчеркивается, что для разных трудовых операций необходимо использовать свои специфичные запахи. Кроме того, имеются зарубежные данные, что запах влияет на человеческие взаимоотношения,
и наоборот. Считается, что необходимо учитывать "запаховую" культуру и в человеческих взаимоотношениях. На наш взгляд, приведенные факты требуют своего углубленного исследования для совместной жизнедеятельности групп людей, как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.
На данный момент времени среди ученых нет единой концепции о механизмах обоняния, хотя существует несколько десятков теорий, объясняющих, почему человек чувствует запахи [7, с. 200-206]. Естественно, что в связи с успехами физики большинство теорий запаха по аналогии базировались на волновой теории света и слуха. В последнее время большее предпочтение отдается контактным теориям обоняния, где контактирующие молекулы (разнообразной формы и величины) воздействуют на обонятельные клетки физическим или химическим путем.
Считается, что «молекулы, мельчайшие частицы запаха постоянно покидают поверхность кожи и вместе с вдыхаемым воздухом принимаются и воспринимаются окружающими нас людьми» [5, с. 29]. Это как бы невидимый существующий мостик между людьми, который действует на сознательном и бессознательном уровне. Такую гениальную догадку высказал еще римский поэт Лукреций Кар. Имеется мнение, что влияние на запах оказывает как цвет, так и форма предметов.
Как бы то ни было, но между механизмами функционирования пяти органов чувств существуют связи, основанные на универсальном принципе самоорганизации. Учитывая универсальность, общность механизмов самоорганизации органов чувств, мы считаем, что цвет, звук и запах могут взаимно усиливать друг друга. С точки зрения психологии, запах, косметика и мода имеют много общего между собой, они влияют на внутренний мир человека. В то же время «ощущения, полученные благодаря обонянию, мы воспринимаем более целостно и эмоционально, чем холодно-аналитические зрительные впечатления» [5, с. 30]. Так именно японцы изобрели первый аэрозоль для освежения воздуха. Считается, что произошло это, после того как они пытались избавиться от запаха, который оставил в помещении европеец [8, с. 144].
То, что человек видит глазами, перерабатывается аналитически, подетально, в запахе же детали не различаются. Обоняние является для человека ближним внешним чувством, тогда как зрение, в свою очередь, является дальним. Новые исследования, проведенные учеными, подтверждают, что «даже запахи, достигающие лишь порога сознания, решительно влияют на оценку людей (и помещений, и предметов)» [5, с. 33]. Засвидетельствовано с научной точностью, что совершенно обычные люди по запаху могут узнать человека. Здесь действуют законы статистической закономерности [5, с. 56].
Для мира животных и человека тот или иной запах воспринимается как сигнал. По нему идет классификация на «своих» и «чужих». Необходимо отметить, что один и тот же запах для разных видов животных имеет различное, неадекватное значение. У представителей различных поколений и культур сформировано различное отношение к запаху. Смысловое его наполнение также чаще всего определяется сложившейся ситуацией. В некоторых западных кафе гостеприимный запах кофейных зерен, которые поджаривают на огне, является мощным фактором для процесса самоорганизации: постоянного посещения, завязывания знакомств, встреч с друзьями [8, с. 143]. Таким образом, запах выступает ближней зоной притяжения между людьми. Это особенность весьма важна для самоорганизации людей в толпе.
Для большинства людей культуры и искусства запах модных духов - стиль и визитная карточка для окружающих [5, с. 174-175]. Особенно это касается эстрадных певцов, кинозвезд и, конечно, политиков. Важно отметить, что производство парфюмерии и духов стало весьма успешным видом бизнеса для одних и наслаждением для других. «Духи во флаконе - все равно, что нотная партитура симфонии» [5, С. 156], обещание переживаний и возможность прекрасных ощущений. В свою очередь, уникальный запах в сочетании с имиджем звезды способен стать мощным фактором психологического заражения, подражания, копирования своего кумира, особенно для молодежи, в процессе стихийной ориентации и самоорганизации масс, во время выступлений и хода предвыборных компаний.
Можно выделить как «коллективные запахи», которые объединяют людей одной и той же профессии или культурного уровня, так и запахи «сугубо личного значения», чаще всего связанные с эмоциональными воспоминаниями [5, с. 141142]. Исследования ученых из Питтсбургского университета показали, что женщины, которые работали бок о бок на производстве, имели одновременные месячные. Этот эффект получил название «менструальная синхронизация» [8, с. 144]. Так, благодаря обонянию стала возможной единая ритмика в группе.
Запахи воздействуют не только на воспоминания человека, но и влияют на эмоциональное самочувствие и здоровье [5, с. 149-150]. Считается, что запах как знак и запах как средство воздействия дополняют друг друга. Ученые Японии исследовали воздействия запахов на биотоки мозга. По результатам исследований в служебных помещениях с помощью кондиционеров, стали развеивать антистрессовые и стимулирующие запахи.
Между обонятельными и вкусовыми ощущениями существует положительная усиливающаяся связь. Так, в известной книге В.О. Богомолова «В августе сорок четвертого» описывается, что работники «Смерша» во время войны, в лесу, в экстремальной ночной ситуации, использовали вкусовые качества сахара, который влиял на остроту зрения контрразведчиков. Весьма интересный нюанс самоорганизации в профессиональной деятельности.
«Анализом запахов занимается лимбическая система головного мозга - она же регулирует механизм памяти, а также связана с эмоциями и сексуальной сферой. Вот почему запахи могут не только пробуждать давно забытые переживания, но и вызывать симпатию или антипатию» [8, с. 142]. Это весьма важные факторы в процессе самоорганизации людей.
Аналогичные синергетические виды связей также прослеживаются между видами ощущений: зрительными, слуховыми, вкусовыми. Они влияют на взаимную чувствительность друг друга, например на зрительные, к разным частям видимого спектра. Наблюдается влияние даже ритмической музыки [9, с. 81, 84-85]. Например, в общеизвестном опыте И. Павлова, когда звонил колокольчик перед кормлением собаки, у нее в коре головного мозга установились (самоорганизовались) связи между участками слюнных желез и участками, ответственными за слух. Таким образом, собака научилась связывать прием пищи со звонком колокольчика [10, с. 4-6]. Современные исследования показали, что на организацию толпы музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.
Каким же образом наш мозг запоминает и распознает такое количество ароматов? Американцы Ричард Аксел и Линда Бак, Нобелевские лауреаты 2004 года в области медицины, выяснили, как работает наша система обоняния. Они открыли семейство, состоящее из одной тысячи генов. За один вид рецепторов обоняния отвечает один ген. Рецепторы «располагаются в специальных клетках. Причем в каждой клетке находятся рецепторы только одного вида. А на каждый рецептор попадают молекулы запаха только одного типа. Запах как будто раскладывается на составные части. Рецепторы активизируются и посылают электрические сигналы в обонятельные клубочки. Они располагаются в височной доле мозга - обонятельной луковице. Клеткам с рецепторами одного типа соответствует свой клубочек. Затем электрические сигналы попадают в лимбическую систему, которая находится в передней части мозга и анализирует как запахи, так и эмоции. Так, из элементарных составляющих запаха мы получаем представление о запахе в целом. Значит, сложные ароматы - это различные комбинации простых запахов. Так наш мозг улавливает большое количество запахов, запоминает их и связывает с соответствующими эмоциями» [11].
Запахи могут быть расклассифицированы по пахучим веществам, вызывающим качественно разные субъективные впечатления. В научной литературе получили большое распространение классификации запахов Цваардемакера и Хен-нинга. Кроме этого, существует теории, выделяющие из запахов сильно пахучие, колющие и вкусовые. Особое качество запаха обусловлено наличием в молекуле раздражителя специфичных атомных группировок (эфирной, фенольной, альдегидной). При смешивании веществ может возникать новый запах, качество которого зависит от концентрации и состава
исходных веществ. Нам больше импонирует немецкий психолог Х. Хеннинг, который в 1924 году разработал классификацию обонятельных ощущений. Он выделил 6 основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный, гнилостный, горелый [12]. Между этими запахами существуют определенные взаимоотношения.
Таким образом, эволюционно самый древний механизм -запах - лежит в основе самоорганизации людей. Свернем всю имеющуюся информацию в гипотетическую модель, которая объясняет трансляцию процессов самоорганизации с микроуровня на макроуровень взаимодействия людей. Механизм самоорганизации каждого конкретного чувства человека универсален. Основу его составляет самоорганизация нейронных сетей, которая основывается на принципе в изменениях «силы» синаптических связей. Сами нейронные сети по своей природе нелинейны. Поэтому они позволяют моделировать очень сложные зависимости организационного и дезор-ганизационного поведения.
Построим модель самоорганизации, в основе которой параметр запаха. Свяжем эту концепцию со сферой бессознательного. Для соединения содержаний сознательного и бессознательного применим математику. Построим две линии, которые расположены одна к другой под прямым углом. Точка их пересечения равна 0. Числа, расположенные по горизонтали справа от 0, будут являться положительными. Числа, расположенные по горизонтали слева, - отрицательные. В свою очередь, числа, расположенные по вертикали справа от точки пересечения, являются положительными «мнимыми числами». Соответственно, все числа по левую сторону являются отрицательными «мнимыми числами» (попробуйте извлечь корень квадратный из «-1»). Вся система действительных и мнимых чисел образует комплексные числа. Любая точка на плоскости будет состоять из двух описанных видов чисел. Это, в свою очередь, не что иное, как трансцендентная функция К. Юнга. Данная функция связи между противоположностями вытекает из соединения содержаний сознательного и бессознательного. Те или иные фигуры на плоскости (в том числе и фрактальные) будут отражать уже не просто бессознательное, а коллективное бессознательное [13, с. 266-272].
Отразим запахи из классификации Хеннинга на конструируемой нами модели самоорганизации. Точку отсчета берем в правом нижнем квадранте. Здесь располагается запах цветочный. Дальнейшая фиксация запахов идет против часовой стрелки. Правый верхний квадрант выделен уже для фруктового запаха. Левый верхний квадрант занимает горелый запах. В свою очередь, в левом нижнем квадранте располагается гнилостный запах. Таким образом, фиксация запахов расположена на окружности по четырем секторам. Правая часть окружности конструируемой модели образно связана с запахами жизни (цветочный, фруктовый). Левая часть - с запахами смерти (горелый, гнилостный). Диалектически прослеживается путь от рождения до смерти. Это аспект интерпретации бессознательного.
Зафиксируем оставшиеся запахи в аспекте интерпретации сознательного. Для этого смолистый запах расположим на горизонтальной оси, справа от 0. Смола - образ соединения, то есть самоорганизации. Последний, пряный, запах расположим на горизонтальной оси, слева от 0. Это образ дезорганизации, разрушения. Но именно здесь, на новом витке спирали, появляются новые ростки творчества, созидания, так как гибнущая система должна выжить (существует изречение, что известный немецкий философ добавил перца в кровь нации). И все начинается сначала. Связи между шестью основными запахами создают многообразную, неповторимую и тонкую палитру запахов на уровне сознательного и бессознательного.
Библиографический список
Для более глубокого понимания содержания предложенной модели самоорганизации, в основе которой заложен параметр порядка запаха, приведем несколько примеров:
1. Запах маленького ребенка для матери. Правый нижний квадрант модели. Аспект бессознательного - запах рождения, жизни. Аспект сознательного - процессы самоорганизации матери и ребенка. Они основаны на его защите со стороны матери.
2. Запах юноши или девушки. Правый верхний квадрант модели. Аспект бессознательного: запах молодости, познание, самоорганизация групп, влечение к противоположному полу. Аспект сознательного: юношеский максимализм.
При соединении смолистого и цветочно-фруктового запахов возникает суггестия кумиров кино, эстрадных певцов. Еще больший эффект возникает при синергии аспектов дорогих авто, моды, одежды, духов, невербального общения персон, которые являются центрами самоорганизации и копирования для молодежи. Таким образом, правая часть модели отражает влияние запахов на самоорганизацию людей.
3. Запах пороха, горелого на фоне строительных разрушений. Этот запах добавляет адреналина в кровь военных, предназначение которых - разрушать, чтобы в дальнейшем на руинах построить новое.
4. Запах тела давно немытого человека. Например, запах человека без определенного места жительства или разлагающийся труп в морге. Подобный тошнотворный запах отталкивает людей. В то же время для людей некоторых профессий оттенок пряного запаха является притягивающим для реализации своих функций. Без этого немыслимо осуществлять деятельность в этой сфере (известно изречение Н.И. Пирогова, что патологоанатом должен любить трупы).
Приведенные примеры отражают ту или иную точку фиксации запаха на предложенной модели. На самом же деле палитра запахов весьма разнообразна и многоаспектна. Их десятки тысяч, и только часть из них сознательно обрабатывается человеческим мозгом. Они эволюционно выделились для выживания человека. Но их сущность сводится к тому, что запаховые процессы разрушения и самоорганизации находятся в противоречивом и неразрывном единстве.
Итак, самоорганизацию поведения человека определяет сознательное и бессознательное. Если работа сознания поглощает 80% энергетических ресурсов мозга, то непрерывный поток впечатлений, атакующих наше сознание, контролирует бессознательное. Трудно сказать, сколько раз в течение дня (даже во сне, «в столбовых дорогах в бессознательное») нами управляет бессознательное. Это точный и высокоэффективный механизм - наше спасение, хотя бы с точки зрения энергетических ресурсов. Наша жизнь автоматически управляется внутренней бессознательной программой. Граница между сознательным и бессознательным непреодолима. Мы попросту не могли бы целостно контролировать цели и мотивы нашего поведения, творческие идеи, наши представления о мире [14, с. 179-186]. Сознание и бессознательное существует в единстве.
Следовательно, роль бессознательных параметров в самоорганизации личности и толпы весьма велика. Ведущим параметром самоорганизации не только животных, но и людей является запах. Такой нетрадиционный вывод нашего исследования совпадает с неадекватным поведением человека в самоорганизующейся толпе. Личностью назвать человека представляется, вряд ли возможным. Его «Я» размывается и становится безликим «МЫ». Над сознанием личности довлеют бессознательные механизмы и силы. В толпе человек становится ближе к животным, со всеми вытекающими последствиями.
1. Назаретян, А.П. Психология массового стихийного поведения: краткий конспект курса // Прикладная психология. - 1999. - № 3.
2. Голованов, Л.В. Космический детерминизм Чижевского. Вступительная статья // А.Л. Чижевский. Земля в объятиях солнца. - М., 1995.
3. Чижевский, А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. - М., 1995.
4. Волков, А.В. Сто великих загадок астрономии. - М., 2012.
5. Вы и Ваши духи / сост. А.С. Лихонин. - Нижний Новгород, 1999.
6. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1986.
7. Рязанцев, С.В. В мире запахов и звуков (Занимательная оториноларингология). - М., 1997.
8. Вилсон, Г. Язык жестов - путь к успеху / Г. Вилсон, К. Макклафлин. - СПб., 1999.
9. Кузин, В.С. Психология. - М., 1982.
10. Нейронные сети. Statistica Neural Netwoks. - М., 2000.
11. Премия Альфреда Нобеля: Лауреаты 2004 года // GEO FOCUS. - 2005. - № 14.
12. Психологический справочник [Э/р]. - М., 1998. - Электрон. опт. диск (CD-ROM).
13. Робертсон, Р. Введение в психологию Юнга. - Ростов-на-Дону, 1999.
14. Лучак Х. Бессознательное // GEO. - 2005. - № 4.
Bibliography
1. Nazaretyan, A.P. Psikhologiya massovogo stikhiyjnogo povedeniya: kratkiyj konspekt kursa // Prikladnaya psikhologiya. - 1999. - № 3.
2. Golovanov, L.V. Kosmicheskiyj determinizm Chizhevskogo. Vstupiteljnaya statjya // A.L. Chizhevskiyj. Zemlya v objhyatiyakh solnca. -M., 1995.
3. Chizhevskiyj, A.L. Kosmicheskiyj puljs zhizni: Zemlya v objhyatiyakh Solnca. Geliotaraksiya. - M., 1995.
4. Volkov, A.V. Sto velikikh zagadok astronomii. - M., 2012.
5. Vih i Vashi dukhi / sost. A.S. Likhonin. - Nizhniyj Novgorod, 1999.
6. Prigozhin, I. Poryadok iz khaosa: Novihyj dialog cheloveka s prirodoyj / I. Prigozhin, I. Stengers. - M., 1986.
7. Ryazancev, S.V. V mire zapakhov i zvukov (Zanimateljnaya otorinolaringologiya). - M., 1997.
8. Vilson, G. Yazihk zhestov - putj k uspekhu / G. Vilson, K. Makklaflin. - SPb., 1999.
9. Kuzin, V.S. Psikhologiya. - M., 1982.
10. Neyjronnihe seti. Statistica Neural Netwoks. - M., 2000.
11. Premiya Aljfreda Nobelya: Laureatih 2004 goda // GEO FOCUS. - 2005. - № 14.
12. Psikhologicheskiyj spravochnik [Eh/r]. - M., 1998. - Ehlektron. opt. disk (CD-ROM).
13. Robertson, R. Vvedenie v psikhologiyu Yunga. - Rostov-na-Donu, 1999.
14. Luchak Kh. Bessoznateljnoe // GEO. - 2005. - № 4.
Статья поступила в редакцию 20.06.14
УДК 159.923
Buravtsova N.V., Kovalenko V.I. MOTIVATION OF AN EDUCATIONAL-COGNITIVE ACTIVITY AMONG FIRST-YEAR STUDENTS. The paper analyzes factors determining the formation and development of first-year students' motivation to learning and cognitive activity. The results of the research present the specificity of motives for choosing a profession and courses by students at a university. The work shows the relationship of significant parameters of a motivational sphere of students.
Key words: higher education, students, motivational space, educational activity, motives for a choice of a profession.
Н.В. Буравцова, канд. психол. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]; В.И. Коваленко, канд. техн. наук, доц. каф. социальной психологии и психофизиологии Новосибирского гос. университета экономики и управления, E-mail: [email protected]
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА
Статья посвящена анализу факторов, определяющих формирование и развитие мотивации студентов первого курса к учебно-познавательной деятельности. Представлена специфика мотивов выбора студентами профессии и обучения в вузе. Показаны взаимосвязи значимых параметров мотивационной сферы студентов.
Ключевые слова: обучение в вузе, студенты, мотивационное пространство, учебная деятельность, мотивы выбора профессии.
Формирование у студентов первого курса мотивации к учебно-познавательной деятельности в вузе в настоящее время выступает как актуальная и сложная проблема. Это обусловлено тем, что вчерашний школьник, в высшем учебном заведении, сталкивается с новой для него системой образования. Данная система отличается от школьного обучения как организационно, методически и содержательно, так и по основным направлениям и целям. Существенно меняется «качество среды»: первокурсник находится не среди одноклассников, с которыми он был знаком многие годы, а попадает в новую группу, на первый план в которой начинает выступать потребность вхождения в эту группу, потребность реализации новых социальных ролей. Нередко у студентов-первокурсников в течение нескольких месяцев с начала обучения остается неудовлетворенной потребность в собственной востребованности. Первый год обучения для любого студента всегда представляет собой сложный период адаптации к новой системе образования, к новым межличностным контактам и взаимосвязям. Быстрая и успешная адаптация студентов к обучению по вузовской системе является основой успешности овладения ими профессией, залогом того, ради чего они пришли в вуз, и ради чего работает система высшего образования.
К сожалению, в первый год обучения обнаруживается некоторый отток первокурсников. Одни утрачивают интерес к обучению; другие переживают трудности в обучении и бро-
сают его из-за неуспеваемости и академических задолженностей; остальные, как правило, ощущают нехватку времени и учатся без особого желания и удовольствия, подчиняясь течению событий или социальному давлению со стороны родителей или педагогов. Многие студенты первого курса переживают сомнения в правильном выборе будущей профессии. Эти сомнения связаны с незнанием собственных способностей, с нехваткой физических и психологических сил для успешного освоения учебной программы, с неумением быстро восстанавливаться после стрессовых ситуаций, с ориентацией на мнение и решение родителей и других членов их семьи. При этом, большинство студентов, даже при наличии всех благоприятных условий, учатся хуже, чем могли бы, так как не владеют эффективными стратегиями учения и возможностями их развития.
На основании этого, формирование и развитие мотивации студентов к учебно-познавательной деятельности является одной их важнейших задач, обеспечивающих формирование личности профессионала. По мнению Е.А. Рождественской, Н.А. Рощиной и др., изучение мотивации студента к обучению и ее формирование представляет собой две стороны единого процесса формирования мотивационной сферы личности. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня, перспектив и зоны ее ближайшего развития у каждого студента и группы (потока) в целом. В то же время, в ходе формирования мотивации вскрываются ее новые резервы,