Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности взаимодействия личности и толпы'

Социально-психологические особенности взаимодействия личности и толпы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2476
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПИСАНИЕ ТОЛПЫ / ЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТОЛПЫ / ОККАЗИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА / КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА / ЭКСПРЕССИВНАЯ ТОЛПА / ДЕЙСТВУЮЩАЯ ТОЛПА / ТОЛПА FLASH MOB И SMART MOB / САМООРГАНИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ / CROWD DESCRIPTION / ITS FUNDAMENTAL MECHANISMS / VARIOUS TYPES OF A CROWD / OCCASIONAL CROWD / CONVENTIONAL CROWD / EXPRESSIVE CROWD / FUNCTIONAL CROWD / FLASH MOB AND SMART MOB CROWD / SELF-ORGANIZING BY MEANS OF INTERNET

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белокопытов Ю. Н.

В статье раскрываются различные взгляды на становление, функционирование и развитие толпы, дается ее современное определение и классификация. Анализируются современные тенденции в самоорганизации и развитии толпы посредством Интернета. Приводится специфика толпы импульсивной, мгновенной и особенности толпы толковой, разумной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE INDIVIDUAL AND CROWD INTERACTION

Different points of view on formation, functioning and development of a crowd are revealed; its modern definition and classification is given in the article. Modern tendencies in self-organization and development of a crowd by means of Internet are analyzed. The specification of the hotheaded and instantaneous crowd and the peculiarities of the smart and reasonable crowd are given.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности взаимодействия личности и толпы»

УДК 159.964.22 Ю.Н. Белокопытов

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ И ТОЛПЫ

В статье раскрываются различные взгляды на становление, функционирование и развитие толпы, дается ее современное определение и классификация. Анализируются современные тенденции в самоорганизации и развитии толпы посредством Интернета. Приводится специфика толпы импульсивной, мгновенной и особенности толпы толковой, разумной.

Ключевые слова: описание толпы, ее фундаментальные механизмы, различные виды толпы, окказиональная толпа, конвенциональная толпа, экспрессивная толпа, действующая толпа, толпа flash mob и smart mob, самоорганизация через Интернет.

Yu.N. Belokopytov SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF THE INDIVIDUAL AND CROWD INTERACTION

Different points of view on formation, functioning and development of a crowd are revealed; its modern definition and classification is given in the article. Modern tendencies in self-organization and development of a crowd by means of Internet are analyzed. The specification of the hotheaded and instantaneous crowd and the peculiarities of the smart and reasonable crowd are given.

Key words: crowd description, its fundamental mechanisms, various types of a crowd, occasional crowd, conventional crowd, expressive crowd, functional crowd, flash mob and smart mob crowd, self-organizing by means of Internet.

Социально-экономическая и политическая ситуация современной России (коллективные выступления электората за честные выборы в Государственную думу и Президента РФ конца 2011 и начала 2012 гг.) актуализировала в пространстве научного знания проблему социально-психологического взаимодействия таких субъектов массовой коммуникации, как личность (индивидуум) и толпа. Поэтому сегодня проблемы взаимодействия личности и толпы выходят, как сказал когда-то Гомер, «под давлением жесткой необходимости» за рамки практического действия в область фундаментального социально-психологического знания. Принимая во внимание этот факт, необходимо отметить, что при выборе исследовательской стратегии методологически важно учитывать энергию каждого субъекта коммуникационного взаимодействия, но особенно важно учитывать энергетику толпы.

Поведение личности в толпе обусловливается как ее внутренними структурами, так и взаимодействующими с ней внешними динамическими системами. Система любого уровня организации будет детерминировать самоорганизацию входящей в нее личности. Сама же личность будет копировать качественные свойства и состояния более широкой системы. В одном случае это будет толпа, в другом - трудовой коллектив, а в третьем - команда. Общим для этих форм объединения людей является нелинейная, динамическая система, развивающаяся из одного качественного состояния в другое. При этом отличительные особенности данных уровней организованности большей социально-психологической системы будут, как в капле воды, проявляться в малой психологической системе - личности.

При таком подходе передача качественных свойств и состояний между большой и малой системами осуществляется посредством эмоционально-интеллектуально-волевого поля. За пределами данной статьи мы оставили поле трудового коллектива и поле команды. Более подробно рассмотрим социальнопсихологические механизмы, влияющие на личность в толпе. Система тех или иных аспектов поля будет предопределять поведение личности в определенной ситуации. Синергетические свойства самоорганизующейся структуры поля будут проявляться в каждой конкретной личности. Таким образом, личность мы можем определить как психологическую систему с синергетическими свойствами, которая функционирует и развивается по принципам нелинейной, динамической системы. Если личность попадает в ту или иную социально-психологическую систему, имеющую определенные качественные состояния, то у нее могут проявляться совершенно противоположные по отношению к базовой модели признаки поведения. При этом не следует забывать о том, что в такой системе личность выступает не только субъектом коммуникативного процесса, но и объектом для других коммуникаторов. Субъектами и одновременно объектами в разной степени являются конкретные люди и социальные группы, преследующие определенные цели, движимые раз-

личными интересами и потребностями, как индивидуальными, так и социальными. В таком пространстве, как правило, доминируют последние. Поэтому очень важно иметь в виду, что социальность проявляется в различных формах, и особый интерес для нас представляет такая форма социальной организации, как толпа.

Толпа - это не банальное скопление людей в каком-то месте, в какое- время. По своей сути толпа есть человеческая совокупность, обладающая определенной психологической и социальной общностью. Для презентации сущности толпы можно использовать следующую метафору. «В ней (толпе) заключены всепоглощающая лавина и пожирающий лесной пожар, разрушающий торнадо и разбивающий девятый вал». При столь разнообразных свойствах эта динамичная социально-психологическая система имеет единые природные закономерности становления, функционирования и развития. В ее основе находятся столь непохожие пульсирующие природные элементы среды, а именно земля, огонь, воздух и вода, то есть самые древние из вычлененных человеческим разумом составных элементов нашей Вселенной. Их поведение в экстремальных ситуациях и образует абрис затягивающей социоприродной воронки, своего рода "черной дыры”, наводящей ужас на окружающих и пока мало изученной современной наукой.

Среди множества определений толпы мы придерживаемся данного А.П. Назаретяном: "Толпа - множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния”1. Интересной иллюстрацией палитры эмоционального настроя толпы, динамики соучастия и самочувствия личности в ней является свидетельство Е.А. Евтушенко, бывшего очевидцем и участником похорон И.В.Сталина в марте 1953 г.: "Я был в толпе на Трубной площади. Дыхание десятков тысяч прижатых друг к другу людей, поднимавшееся над толпой белым облаком, было настолько плотным, что на нем отражались и покачивались тени голых мартовских деревьев. Люди, вливавшиеся сзади в этот поток, напирали и напирали. Толпа превратилась в страшный водоворот (выделено мною - Ю.Б.)"2.

Фундаментальные механизмы образования толпы пока еще не вполне ясны. Существует предположение, что "определенную роль в этом процессе играет колебание в структуре электромагнитного или каких-либо иных физических полей, образуемых живым телом, особенно нервной системой и мозгом, чувствительность к которым повышается именно в силу упоминавшейся эволюционной регрессии, снижения интеллектуального самоконтроля. В этой связи заслуживают внимания исследования А.Л. Чижевского и его последователей, демонстрирующих влияние астрофизических и геофизических процессов на интенсивность биотической и социальной активности3. Л.В. Голованов во вступительной статье к его книге «Земля в объятиях Солнца» подчеркнул, что "возрастающая "агрессивность” процессов на солнце, судя по видимым в телескоп пятнам и вспышкам на его слепящем диске, и повышенная земная активность (массовые события в природе и обществе) не случайно совпадают во времени: между ними имеется причинная связь”4.

А.Л. Чижевский переводит динамику исторических событий в другую плоскость от привычных интерпретаций: "В текущий момент развития исторического знания следует признать тот неоспоримый факт, что история человечества есть совсем нечто другое, чем история историков. Последние не много понимали и понимают в жизнедеятельности того огромного биологического вихря, который метет человечество вокруг некоторого постоянного физиологического центра и проекционную схему которого дает нам история, глядящая на этот вихрь из платоновой пещеры.... на непрерывные воздействия внешнего мира”5. Таким образом, массовые движения толпы, по мнению А.Л. Чижевского, развиваются на основе ущемления инстинктивных или развития истерических реакций. Надо признать, весьма неожиданный поворот в решении проблемы, объясняющей сотни тысяч социальных волнений толпы в многовековой истории планеты.

Уточним, что несовершенная методология того времени приводила его к спорным выводам. "Не солнце заставляет людей что-либо делать - к этому понуждают их сугубо земные, социальные обстоятельства, но оно инициирует цепную реакцию действий, конкретный смысл которых к этому моменту вызрел. Оно выводит сложно-напряженную социальную систему того или иного уровня из состояния относительного равновесия, как бы служит сигналом извне для переключения ее в другое качество - именно так срабатывают триггерные устройства от внешнего, подчас весьма ничтожного импульса”6. Следовательно, запускающим

1 Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения: краткий конспект курса // Прикладная психология. 1999. № 3. С. 13.

2См.: http:www.echo.msk.ru./programs/life/44749/index.html.

3 Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения: краткий конспект курса // Прикладная психология. 1999. № 3. С. 13.

4 Голованов Л.В. Космический детерминизм Чижевского: вступ. ст. // Чижевский А.Л. Земля в объятиях солнца. М.: Мысль, 1995. С. 9.

5 Чижевский А.Л. Земля в объятиях солнца. М.: Мысль, 1995. С. 642.

6 Голованов Л.В. Космический детерминизм Чижевского. Вступительная статья // Чижевский А.Л. Земля в объятиях солнца. М.: Мысль, 1995. С. 24-25.

механизмом является сигнал, и дальнейшими углубленными поисками являются биологическое и социальное направления.

Психология толпы занимала исследователей давно. В выстраивании многочисленных концепций следует упомянуть имена Ломброзо, Тарда, Сигеле, Ле Бона, Михайловского, Зиммеля, Вундта, Фрейда и других ученых. Благодаря их наблюдению был собран богатейший материал описательного характера, но при всей педантичности изучения проникнуть в законы, которые управляют толпой, они не смогли. Причина этому - узкая специализация и векторная направленность в русле субъективных суждений. Многие из перечисленных имен - это имена врачей, криминалистов, социологов, но целостного взгляда на многоуровневую систему толпы не получилось, так как доминировали методы старой психологической школы. В ХХ веке появилась междисциплинарная наука - синергетика, которая, опираясь на природные принципы самоорганизации, позволяет вскрыть фундаментальные механизмы поведения толпы. Основа ее - психика человека как сложная самоорганизующаяся система и закономерности ее функционирования и развития.

При признании неоднородности такого феномена, как толпа, в литературе предпринимаются попытки ее классификации. В интересующем нас плане обратимся к классификации А.П. Назаретяна, который предлагает следующие виды толп: окказиональная толпа - множество людей ("зеваки”), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция - любопытство; конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои, митинг концерт рок-группы, футбольный матч и т.д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качество конвенциональной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям); экспрессивная толпа, ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т.д. Экстатическая толпа - экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться и т.д.

Наиболее опасная разновидность, действующая толпа - в рамках которой, в свою очередь, выделятся следующие подвиды. Агрессивная толпа. Доминирующая эмоция - ярость, злоба по отношению к объекту. Паническая толпа. Доминанта - страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности. Стяжательная толпа - люди, вступающие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта - жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием. Повстанческая толпа - по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально-справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличии активного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу, в конечном счете, удавалось организовать в эффективную долгосрочно действующую группу7.

Приведенная выше классификация видов толпы достаточно условна. У толпы имеется универсальное свойство - превращаемость. Она легко переходит из одного вида-подвида в другой. Такие плавные переходы или скачки осуществляются спонтанно, а могут быть спровоцированы и умышленно. Необходимо отметить, что минимальное влияние в точке равновесия вызывает коренные изменения траектории самоорганизации и дальнейшего пути развития толпы.

В связи с этим следует сделать акцент на введенном Л.Н. Гумилевым явлении "пассионарности” как особой характеристики поведения, которую также можно экстраполировать на субъектов любого коммуникативного действия. Это эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели. Это способность и "стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности”8. Возникающее при этом пассионарное поле является центром как самоорганизации личности (индивидуума) и толпы.

В свою очередь, настроение толпы пагубно влияет на психику человека. Собственное "Я” гипнотически растворяется в толпе. Хотя толпа проявляется как единый организм, но довольно часто эта социальнобиологическая система неуправляема. В связи с этим возникают проблемы обеспечения безопасности в толпе на уровне общества и личности.

7 Назаретян А.П. Психология массового стихийного поведения: краткий конспект курса // Прикладная психология. 1999. № 3. С. 14.

8 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: Изд-во Ин-та ДИ-ДИК, 1997. С. 324, 608.

Безопасность на уровне общества. Поведение людей в толпе создает различные опасные ситуации социального и криминального характера. Даже небольшое скопление людей может существенно усилить самые незначительные природные, техногенные и криминальные ситуации. Тогда уже сама толпа становится весьма существенной опасностью в сравнении с вызвавшей ее причиной. Возникающая паника может весьма серьезно угрожать жизни и здоровью людей. Особенно ярко это проявляется при пожарах в кинотеатрах и дискотеках.

В иных случаях толпа может быть ловко управляема определенными "мастерами” толпы. В таких случаях необходимо сохранить здоровье себе и другим. Это относится к митингам, демонстрациям и шествиям. При работе с такой толпой сотрудники ОМОНа обычно используют три главных приема9. Первый направлен на рассечение толпы. Он хорошо себя зарекомендовал при работе с толпой футбольных фанатов на стадионах. Митингующая толпа разбивается ОМОНом на группы. Второй прием ориентирован на нейтрализацию лидеров. Всегда имеется сотрудник, который знает всех лидеров в лицо. Когда ситуация выходит из под контроля, ОМОНовцы отделяют их от толпы. Третий прием называется "коробочка”. Участников толпы берут в кольцо, тем самым не позволяя никому выйти. Сотрудники, работая с разных сторон "по-карусели”, задерживают нужных людей. Всем тем, кто не успевает сориентироваться вовремя и убежать, грозит попадание в милицию.

В связи со сказанным возникает необходимость в определенной "технике безопасности” на случай, если вам не удалось избежать толпы. Приведем некоторые из предлагаемых в литературе рекомендаций. «Масса людей в силу стихийности и неуправляемости может задавить, задушить, сломать человеку ребра, даже затоптать насмерть (вспомним похороны И.В. Сталина в марте 1953 года). Сторонитесь больших толп и скоплений народа - ничего хорошего они не сулят». Даже «небольшая толпа из двадцати-тридцати человек может серьезно травмировать или покалечить, если она находится в состоянии "ража”, крайнего возбуждения. Точно рассчитайте свои силы, ввязываясь даже в небольшое мероприятие при скоплении народа. Толпа, состоящая в основном из немощных стариков, обманчива. Спасайтесь из толпы, состоящей из лиц так называемого старшего поколения: в толпе они в социальном и медицинском смысле опасны». Кроме того, «сразу постарайтесь выбраться из скопления народа, если чувствуете, что его составляют люди "навеселе”. Они часто ищут повода поразмяться в толпе, и вы можете стать объектом их пристального внимания, а затем и центром потасовки». «Осторожно относитесь к митингам, демонстрациям и шествиям, к каким бы движениям они не принадлежали: при образовании больших масс люди возбуждаются и звереют. До того как толпа дойдет до высшей точки возбуждения, постарайтесь потихоньку передвинуться по крайней мере к ее периферии. В этом состоянии толпа - неуправляемый разрушитель (пример - снос памятников в 1991 году в Москве). Обратная сторона этого - силовое решение вопроса (Кровавое воскресенье 9 января 1905 года в Петербурге)». «Не пытайтесь пробраться к эпицентру события (пожар, выступление оратора, поп-звезды, уличные беспорядки и т.д.). Вас затопчут или вы можете оказаться случайной жертвой, как те трое молодых ребят, которые попали под гусеницы танков в центре Москвы в октябре 1991 года. Известно, что свой роковой шаг они сделали под напором возбужденной "революционной” толпы». «Не будьте долго в толпе или в местах массового скопления людей, включая концерты на открытых площадках, футбольные матчи и т.п. Толпа возбуждается, и это возбуждение неизбежно будет передано вам. Вы станете клеточкой толпы, безмозглой и безвольной. Ваши рациональность и ум будут заблокированы. В зомбированном виде вы можете натворить такое, во что потом сами не поверите»10 .

Как точно подметил Максим Кононенко: "Не дай вам бог довести страну до той точки, когда вместо ОМОНа вам навстречу выйдут те, кому вы действительно мешаете - нормальные граждане. Вот тогда мне вас будет искренне жаль”11.

Люди в критических ситуациях гибнут от паники, неразберихи и давки, особенно в замкнутом, ограниченном пространстве. Необходимо осмысленно действовать в соответствии с рекомендациями по безопасности для участников будущих массовых мероприятий. От «теоретиков» имеет смысл перейти к «практикам» и прислушаться к советам полковника милиции, главного эксперта-консультанта МВД РФ Сергея Петрова: "Не стремитесь быть в гуще толпы, не поддавайтесь ее настроению; при малейших признаках опасности (скандала, ненастья, недовольства, провокаций, нарушений установленного порядка) стремитесь выйти из толпы на безопасное место; заранее осмотрите место мероприятия и намечайте пути отхода; в потоке людей держитесь дальше от стекол, лестниц, края перрона, движущихся машин; при падении сгруппируй-

9 Новое время. 2007. № 11. С. 14-16.

10 Мельников Л. Парадоксы психологии толпы// Прикладная психология и психоанализ. 1999. № 1. С. 10-11.

11 Реакция. 2007. №15. С. 2.

тесь (поза "колобок”), не думайте о сумке, об одежде. Голову закройте прижатыми руками, живот втяните; при удобном случае или получении помощи с силой вставайте по ходу движения людей, помогая себе руками и нагружая ноги, упертые в пол; не отчаивайтесь, не паникуйте: страх мешает. Сохраняйте спокойствие и достоинство, требуйте того же от окружающих; одевайтесь по ситуации: кроссовки и джинсы удобнее, чем сандалии на каблуках, длинное платье и шарф; внимательно и с пониманием относитесь к разумным требованиям и командам сил порядка и безопасности”12.

В заключение необходимо отметить новые тенденции, в корне отличные от классических взглядов на толпу. Так, Е.И. Задорожная, основываясь на материалах «Die Zeit», анализирует появление двух новых, по сути, видов толпы. Их общая особенность состоит в том, что они самоорганизуются через Интернет. Самоорганизация толпы посредством Интернета имеет общие основы с самоорганизацией нейронных сетей в человеческом мозге. Их отличительные особенности заключаются в следующем13. В настоящее время многие стыдятся слова "Я”. Незнакомые друг с другом люди собираются толпами для разного рода демонстраций и шоу. Они называются английским словом "mob”, что в переводе означает шайка, стая, стадо, орава. Полагаются они на озарение, якобы присущее массам. Отрицают определенную иерархию и лидера.

Выделяется импульсивная, мгновенная толпа (flach mob), движимая скукой и житейской пустотой и ищущая развлечений. Ее члены собираются на вокзальных платформах, универмагах, гостиничных холлах. Их численность может быть величиной нелинейной. Они могут что-либо выкрикивать, топать ногами, рыдать или обниматься. Через минуту они аплодируют собравшимся зевакам и друг другу. После этого также внезапно исчезают, как и появились. Подобные акции стали обычным явлением в городах Европы, Америки, Японии, а последнее время и в России.

В современной России за последние десять лет проведены тысячи всевозможных флешмобов, в том числе совершенно абсурдных. Начиная от покупки в магазине по одному апельсину, когда в кассу выстраивается громадная очередь участников этой акции, до развертывания транспарантов вроде "Я за”, "Я против”. Удивительно, но данная форма самоорганизации не подпадает под несанкционированный массовый демарш или хулиганство. Кратковременность же акции и наличие документов у ее участников, незнакомых мобберов, всегда ставит охрану магазина и блюстителей порядка в двусмысленное положение.

Другая разновидность толпы - толковая, разумная толпа (smart mob), преследующая некую политическую цель. Она устремлена в будущее. В качестве примера можно привести события на Филиппинах в январе 2002 года. Всего лишь за одну ночь самоорганизовалась мощная демонстрация в сотни тысяч граждан Манилы. Средством спонтанного выступления явились Интернет и СМС. Его результатом - отставка уличенного в коррупции президента Эстрады.

Чуть позже, в октябре 2002 года, американский социолог Говард Рейнгольд опубликовал свою книгу "Умные толпы: следующая социальная революция”. В ней автор предсказал, что мобильные телефоны и Интернет люди будут использовать для самоорганизации. Кстати, уместно подчеркнуть, что, по нашим теоретическим исследованиям, принципы и законы самоорганизации социально-психологических систем совпадают с самоорганизацией новых коммуникационных технологий. Данный вид толпы будет определять наше будущее на планете. Знания и опыт тысяч людей, искусство принятия решений, постоянное обсуждение и голосование через телекоммуникацию. Все общественные процессы будут определяться толпой разумной, посредством самоорганизующегося коллективного разума. Но если экономические условия изменятся в худшую сторону, то добрые толпы превратятся в злые. Они станут очагами агрессии и саботажа. Их предназначение может перерасти в кровавые побоища. Дальнейшее их функционирование и развитие пойдет по описанию Ломброзо, Тарда, Сигеле, Ле Бона, Московичи и других ученых. В связи с этим возникает проблема разумного контроля за Интернетом и средствами связи.

Общим для всех видов толп является синхронность проявления самоорганизующихся паттернов поля, в его эмоциональном, интеллектуальном и волевом аспектах. Волна в форме солитона распространяется по толпе и активирует аналогичные структуры психики личности, что задает и предопределяет особенности пространственно-временного проявления того или иного вида толпы. Волны поля, которые приходят обратно к лидерам толпы, синхронизируются их вербальным и невербальным общением, а именно лозунгами, мимикой, жестами, позой.

В качестве примера, подтверждающего наши умозаключения, сошлемся на статью В. Шеломовской под названием "Флешмоб”14. Она подчеркивает, что существуют правила, чтобы превратить данное хаотич-

12 Проблемы безопасного поведения в толпе (по материалам трагедии в Минске) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1999. № 8. С. 24.

13 Толпа - будущее человечества? // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. 2004. № 1. С. 6-10.

14 Шеломовская В. Флешмоб // Story. 1999. № 9. С. 31-33.

ное явление в упорядоченное посредством синхронизации. Начиная от синхронизации своих часов, до соблюдения указанных в сценарии временных и пространственных рамок и условий.

Таким образом, в развитии толпы появились весьма своеобразные способы самоорганизации и коллективных игр. Если смартмобы являются проявлением коллективного разума, то флешмобы являются наиболее оперативным способом привлечения внимания к проблеме или выражения общественного мнения, в отличие от митингов и демонстраций.

Вопрос, найдет ли общественная система безопасный способ реагирования на возникшие проблемы взаимодействия личности и толпы, остается открытым.

--------♦'-----------

УДК 11/13 Е.В. Пензина

ФЕНОМЕН ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ

Данная статья посвящена осмыслению проблем «глобализации» современного мира. Выделены существенные признаки понятия «глобализация». Данный культурно-исторический феномен рассматривается через призму основных направлений человеческой деятельности. Обращается внимание на соотношение понятий «глобализация» и «вестернизация». Сделаны некоторые выводы относительно состояния и тенденций глобализационного процесса на современном этапе.

Ключевые слова: глобализация, вестернизация, американизация, европеизация, доминирование.

E.V.Penzina GLOBALIZATION PHENOMENON: GLOBALIZATION AND WESTERNIZATION

The article is devoted to understanding the modern world “globalization” issues. The globalization concept essential features are revealed. This cultural and historical phenomenon is observed through the prism of human activity main directions. The attention is given to correlation of the globalization and westernization concepts. Some conclusions connecting the state and trends of the globalization process at the modern stage are drawn.

Key words: globalization, westernization, americanization, europeanization, domination.

Феномен глобализации. Сегодня проблема глобализации занимает центральное место в общественно-политической и культурной жизни общества, являясь одной из наиболее дискуссионных. За последние несколько десятилетий мир совершил грандиозный качественный скачок в сфере науки и техники. В масштабах мировой истории полвека - ничтожная крупица, но именно за такое время сменилось четыре поколения электронно-вычислительных машин, притом, что в начале двадцатого столетия человечество не предполагало даже о возможности создания чего-либо подобного. Для сравнения, за аналогичное время два столетия назад была изобретена электрическая лампа накаливания и немного усовершенствована. Таким образом, развитие человечества ускорилось в разы. Вступив в постнеклассический период, эволюция науки, как и мировой истории в целом, приобрела нелинейный характер. Однозначность уступила место многоплановости и разнонаправленности, многовариантности путей развития. Аккумуляция знаний, принявшая тенденцию к бесконечности, привела к переходу человечества на новую стадию развития - информационное общество. Главной движущей силой развития стала наука, знания. Отсюда особое внимание приобрела глобальная политика государств как детерминант прогресса.

На сегодняшний день существуют разные взгляды на содержание понятия «глобализация». Грант Макбурни в работе «Глобализация как политическая парадигма высшего образования» [2] пишет о четырех измерениях данного явления: экономическое, политическое, технологическое и социокультурное. Возникновение данного термина, вероятно, было связано с экономической составляющей: так, некоторые исследователи считают, что впервые термин «глобализация» употребил американский ученый германского происхождения Теодор Левитт в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревю» в 1983 г. [4, с. 13], который имел в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.