Научная статья на тему 'Личность в толпе: социобиология самоорганизациии психоанализ взаимовлияния'

Личность в толпе: социобиология самоорганизациии психоанализ взаимовлияния Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3100
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛПА / ОПИСАНИЕ ТОЛПЫ / ЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ГИПОТЕЗЫ А.Л. ЧИЖЕВСКОГО И Л.Н. ГУМИЛЕВА / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТОЛП / ОККАЗИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА / КОНВЕНЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛПА / ЭКСПРЕССИВНАЯ ТОЛПА / ДЕЙСТВУЮЩАЯ ТОЛПА / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Белокопытов Юрий Николаевич

В статье раскрываются различные взгляды на становление, функционирование и развитие толпы. Дается современное определение толпы. Приводится социально-психологическое описание самоорганизации и проявления толпы во время похорон Сталина в 1953 году. Выстраивается синергия механизмов образования толпы. Обосновывается в самоорганизации толпы социобиология и психоанализ взаимовлияния ее участников. Ретроспективно анализируется история исследования толпы учеными различных направлений науки. Приводится современная классификация различных видов толп. Выделяются астрофизические и геофизические факторы А.Л. Чижевского, которые влияют на самоорганизацию толпы. Гипотетически рассматривается взаимосвязь явления «пассионарности» Л.Н. Гумилева и эффективности проявления толпы. Акцентируются особенности общественной безопасности и правила безопасности личности в толпе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личность в толпе: социобиология самоорганизациии психоанализ взаимовлияния»

УДК 159.964.22:577.22

Белокопытов Юрий Николаевич

Доктор психологических наук, профессор Сибирского государственного технологического университета, гига. belov@yandex. ги. Красноярск

ЛИЧНОСТЬ В ТОЛПЕ: СОЦИОБИОЛОГИя САМООРГАНИЗАЦИИ и психоанализ взаимовлияния

Аннотация. В статье раскрываются различные взгляды на становление, функционирование и развитие толпы. Дается современное определение толпы. Приводится социально-психологическое описание самоорганизации и проявления толпы во время похорон Сталина в 1953 году. Выстраивается синергия механизмов образования толпы. Обосновывается в самоорганизации толпы социобиология и психоанализ взаимовлияния ее участников. Ретроспективно анализируется история исследования толпы учеными различных направлений науки. Приводится современная классификация различных видов толп. Выделяются астрофизические и геофизические факторы А.Л. Чижевского, которые влияют на самоорганизацию толпы. Гипотетически рассматривается взаимосвязь явления «пассионарности» Л.Н. Гумилева и эффективности проявления толпы. Акцентируются особенности общественной безопасности и правила безопасности личности в толпе.

Ключевые слова: Толпа. Описание толпы. Ее фундаментальные механизмы. Гипотезы А. Л. Чижевского и Л. Н. Гумилева. Различные виды толп. Окказиональная толпа. Конвенциональная толпа. Экспрессивная толпа. Действующая толпа. Безопасность общества. Безопасность личности. Рекомендации по безопасности.

Belokopytov Yuriy Nikolayevich

Psy.D., Professor, the Siberian State University of Technology, iura.belov@yandex.ru, Krasnoyarsk

PERSON IN THE CROWD: THE SOCIOBIOLOGY OF THE SELF-ORGANIzATION AND THE PSYCHOANALYSIS OF MUTUAL-INFLUENCE

Abstract. Different views on the formation, functioning and development of crowd are opened in the article. Present-day definition of the crowd is given. The social-psychological description of the self-organization and expression of crowd in the period of funeral of Stalin in 1953 is described. The synergy of crowd creation mechanisms is organized. There is substantiated in the process of crowd self-organization the sociobiology and the psychoanalysis of mutual-influence of crowd participants. The history of research of crowd in different scientific brunches by different scientists is analyzed retrospectively. The present-day classification of different types of crowd is given. The astrophysics and geophysics factors of A.L. Chizhevskiy, which influence on the self-organization of crowd, are highlighted. The interrelation of phenomenon passionarity of L.N. Gumilev and the effectiveness of crowd manifestation are viewed hypothetically. The peculiarities of public safety and the rules of personal safety in the crowd are emphasized.

Keywords: Crowd. Description of crowd. Its fundamental mechanisms. Hypothesis of A. L. Chizhevskiy and L. N. Gumilev. Different types of crowds. Occasional crowd. Conventional crowd. Expressive crowd. Functional crowd. Public safety. Personal safety. Recommendations for safety.

Толпа. В этом емком слове, при самоорганизации людей с самыми разнообразными чертами характера в определенных условиях, образуется страшная система со столь же непохожими чертами. Поведение людей в толпе наводит ужас на окружающих, и пока мало изучено современной наукой.

Среди множества определений мы придерживаемся данного А. П. Назаретяном: “Толпа - множество людей, не связанных между собой сознаваемой общностью целей и единой позиционно-ролевой организацией, но объединенных общим центром внимания и сходством эмоционального состояния”

[4, с. 13]. В виде иллюстрации приведем описание живого организма толпы данного очевидцем и участником ее событий. Речь идет об известном поэте Е. А. Евтушенко. Юношеское восприятие передает всю палитру эмоционального настроя толпы, динамику самочувствия личности в ней, а как все это происходило, позволило донести до нас мастерство писателя.

«Я был в толпе на Трубной площади. Дыхание десятков тысяч прижатых друг к другу людей поднимавшееся над толпой белым облаком было настолько плотным, что на нем отражались и покачивались тени голых мартовских деревьев. Люди, вливавшиеся сзади в этот поток, напирали и напирали. Толпа превратилась в страшный водоворот. Я видел, что меня несет на столб светофора. Столб светофора неумолимо двигался на меня. Вдруг я увидел, как толпа прижала к столбу маленькую девочку, ее лицо исказилось отчаянным криком, которого не было слышно в общих криках и стонах. Меня притиснуло движением к этой девочке. И вдруг я не услышал, а телом почувствовал, как хрустят ее хрупкие кости, разламываемые о светофор. Я закрыл глаза от ужаса, не в состоянии видеть ее безумно выкаченные детские голубые глаза. И меня пронесло мимо. Когда я открыл глаза, девочки уже не было видно. Ее, наверное, подмяла под себя толпа. Прижатый к светофору, корчился какой-то другой человек. Простирая руки, как на распятии. Вдруг я почувствовал, что иду по мягкому. Это было человеческое тело. Я поджал ноги, и так меня понесла толпа. Я долго боялся опустить ноги. Толпа все сжималась и сжималась. Спас лишь мой рост» [8].

Фундаментальные механизмы образования толпы пока еще не вполне ясны. Существует гипотетическое предположение о том, что “определенную роль в этом процессе играет колебание в структуре электромагнитного или каких-либо иных физических полей, образуемых живым телом, особенно нервной системой и мозгом, чувствительность к которым повышается именно в силу упоминавшейся эволюционной регрессии, снижения интеллектуального самоконтроля. Здесь заслуживает внимания исследования А.Л. Чижевского и его последователей, демонстрирующих влияние астрофизических и геофизических процессов на интенсив-

ность биотической и социальной активности” [4, с. 13].

Во вступительной статье к его книге исследователь Л. В. Голованов пишет о том, что ученый впервые заявил о своей гипотезе: “возрастающая “агрессивность” процессов на солнце, судя по видимым в телескоп пятнам и вспышкам на его слепящем диске, и повышенная земная активность (массовые события в природе и обществе) не случайно совпадают во времени: между ними имеется причинная связь” [1, с. 9].

А. Л. Чижевский переводит динамику исторических событий в другую плоскость от привычных интерпретаций: “В текущий момент развития исторического знания следует признать тот неоспоримый факт, что история человечества есть совсем нечто другое, чем история историков. Последние не много понимали и понимают в жизнедеятельности того огромного биологического вихря, который метет человечество вокруг некоторого постоянного физиологического центра и проекционную схему которого дает нам история, глядящая на этот вихрь из платоновой пещеры.

Я хочу сказать, что историей надлежит заниматься психиатрам и невропатологам, а историкам изучать психиатрию. В результате такого обмена знаниями с лица истории должна быть сорвана та маска, которая до неузнаваемости искажает ее зоологические черты, вводя человека в заблуждение уже столько столетий! Когда это совершится, перед нами, по-видимому, должна будет предстать не спокойная греческая богиня, взирающая на человечество с олимпийских высот, а нечто значительно менее прекрасное. Бог истории - это инстинкт, физиологическая реакция человечества на непрерывные воздействия внешнего мира” [7, с. 642]. Таким образом, массовые движения толпы, по мнению А. Л. Чижевского, развиваются на основе ущемления инстинктивных или развития истерических реакций. Весьма неожиданный поворот для классиков марксизма в решении проблемы объясняющей сотни тысяч социальных волнений толпы в многовековой истории планеты.

Уточним, что несовершенная методология того времени приводила его к таким спорным выводам. “Не солнце заставляет людей что-либо делать - к этому понужда-

ют их сугубо земные, социальные обстоятельства, но оно инициирует цепную реакцию действий, конкретный смысл которых к этому моменту вызрел. Оно выводит сложно-напряженную социальную систему того или иного уровня из состояния относительного равновесия, как бы служит сигналом извне для переключения ее в другое качество - именно так срабатывают триггерные устройства от внешнего, подчас весьма ничтожного импульса” [1, с. 24-25]. Следовательно, запускающим механизмом является сигнал и дальнейшими углубленными поисками являются биологическое и социальное направления.

Психология толпы занимала исследователей давно. В выстраивании многочисленных гипотез следует упомянуть имена Ломбро-зо, Тарда, Сигеле, Ле Бона, Михайловского, Зиммеля, Вундта, Фрейда и других ученых. Благодаря их наблюдениям был собран богатейший материал описательного характера, но при всей педантичности изучения проникнуть в законы, которые управляют толпой, они не смогли. Причина этому узкая специализация и векторная направленность в русле субъективных суждений. Многие из перечисленных имен, это имена врачей, криминалистов, социологов, но целостного взгляда на многоуровневую систему толпы не получилось, так как доминировали методы старой психологической школы. Только междисциплинарная наука синергетика, опираясь на природные принципы самоорганизации, позволяет вскрыть фундаментальные механизмы поведения толпы. Основа ее - психика человека, закономерности ее функционирования и развития.

Исследователь А.П. Назаретян предлагает следующую условную классификацию видов толпы.

“1. Окказиональная толпа - множество людей (“зеваки”), собравшихся по поводу неожиданного уличного происшествия. Доминирующая эмоция - любопытство.

2. Конвенциональная толпа собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные бои митинг, концерт рок-группы, футбольный матч и т.д. Здесь преобладает более организованный интерес, и люди до поры до времени (пока сохраняют качество конвенциональной толпы) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

3. Экспрессивная толпа, ритмично выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, протест и т.д. Доминирующие эмоции здесь могут быть различны, главная характеристика - ритмичность выражения.

3-а. Экстатическая толпа - экстремальная форма экспрессивной толпы. Достигшие экстаза люди самозабвенно истязают себя цепями, рвут на себе одежду, танцуют до изнеможения, подчас смертельного, не в силах остановиться и т.д.

4. Действующая толпа - наиболее опасная разновидность, в рамках которой, в свою очередь, можно выделить следующие подвиды.

4-а. Агрессивная толпа. Доминирующая эмоция - ярость, злоба по отношению к объекту.

4-б. Паническая толпа. Доминанта -страх, ужас, стремление у каждого индивидуально избежать реальной или воображаемой опасности.

4-в. Стяжательная толпа - люди, вступающие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминанта - жадность, жажда приобретения. В конкретных ситуациях может сопровождаться страхом, злобой или обожанием.

4-г. Повстанческая толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, однако отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Практически это выражается тем, что при наличии активного организующего звена в повстанческую толпу может быть внесено организационное начало. Известны случаи, когда повстанческую толпу в конечном счете удавалось организовать в эффективную долгосрочно действующую группу” [4, с. 14].

Приведенная выше классификация видов толпы достаточно условна. У толпы имеется универсальное свойство - превращаемость. Она легко переходит из одного вида-подвида в другой. Такие плавные переходы или скачки осуществляются спонтанно, а могут быть спровоцированы и умышленно. Необходимо отметить, что минимальное влияние в точке равновесия вызывает коренные изменения траектории самоорганизации и дальнейшего пути развития толпы.

В связи с этим следует сделать акцент на введенном Л. Н. Гумилевым явлении “пас-сионарности”, как особой характеристики

поведения. Это эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность часто ради иллюзорной цели. Это способность и “стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарно-сти бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности” [2, с. 324, 608]. Возникающее при этом пассионарное поле является центром самоорганизации толпы.

В свою очередь настроение толпы пагубно влияет на психику человека. Собственное “Я” гипнотически растворяется в толпе. Хотя толпа проявляется как единый организм, но довольно часто это социально-биологическая система неуправляема. В связи с этим возникают проблемы безопасности на уровне общества и личности.

Безопасность на уровне общества. Поведение людей в толпе создает различные опасные ситуации социального и криминального характера. Даже небольшое скопление людей может существенно усилить самые незначительные природные, техногенные и криминальные ситуации. Тогда уже сама толпа становится весьма существенной опасностью в сравнении с вызвавшей ее причиной. Возникающая паника может весьма серьезно угрожать жизни и здоровью людей. Особенно ярко это проявляется при пожарах в кинотеатрах и дискотеках.

В иных случаях толпа может быть ловко управляема определенными “мастерами толпы”. В таких случаях необходимо сохранить здоровье себе и другим. Это относится к митингам, демонстрациям и шествиям. При работе с такой толпой сотрудники ОМОНа обычно используют три главных приема. Прием первый направлен на рассечение толпы. Он хорошо себя зарекомендовал при работе с толпой футбольных фанатов на стадионах. Митингующая толпа разбивается ОМОНом на группы. Второй прием ориентирован на нейтрализацию лидеров. Всегда имеется сотрудник, который знает всех лидеров в лицо. Когда ситуация выходит из под

контроля, ОМОНовцы отделяют их от толпы. Третий прием называется “коробочка”. Участников толпы берут в кольцо, тем самым не позволяя никому выйти. Сотрудники, работая с разных сторон “по-карусели”, задерживают нужных людей. Всем тем, кто не успевает сориентироваться вовремя и убежать, грозит попадание в милицию.

Л. Мельников рекомендует придерживаться определенной “техники безопасности”, на случай, если Вам не удалось избежать толпы:

“Не будьте долго в толпе или в местах массового скопления людей, включая концерты на открытых площадках, футбольные матчи и т.п. Толпа возбуждается, и это возбуждение неизбежно будет передано вам. Вы станете клеточкой толпы, безмозглой и безвольной. Ваши рациональность и ум будут заблокированы. В зомбированном виде вы можете натворить такое, во что потом сами не поверите” [3, с. 10-11].

Как точно подметил шеф-редактор Максим Кононенко, что в подобных стадных действиях толпы: “не дай вам бог довести страну до той точки, когда вместо ОМОНа вам навстречу выйдут те, кому вы действительно мешаете - нормальные граждане. Вот тогда мне вас будет искренне жаль”.

Безопасность на уровне личности. Люди в критических ситуациях гибнут от паники, неразберихи и давки, особенно в замкнутом, ограниченном пространстве. Необходимо осмысленно действовать в соответствии рекомендациями по безопасности для участников будущих массовых мероприятий. Полковник милиции, главный эксперт-консультант МВД России Сергей Петров дает несколько советов правил безопасности.

“- не стремитесь быть в гуще толпы, не поддавайтесь ее настроению;

- при малейших признаках опасности (скандала, ненастья, недовольства, провокаций, нарушений установленного порядка) стремитесь выйти из толпы на безопасное место;

- внимательно и с пониманием относитесь к разумным требованиям и командам сил порядка и безопасности” [5, с. 24].

В заключение необходимо отметить новые зарубежные тенденции в развитии толпы. Они в корне отличны от классических

взглядов на толпу. Исследователь Е. И. Задорожная, основываясь на материалах западногерманского источника Die Zeit, анализирует появление в западных городах новых по сути видов толпы. Их общая особенность состоит в том, что они самоорганизуются через Интернет. Самоорганизация толпы посредством Интернета имеет общие основы с самоорганизацией нейронных сетей в человеческом мозге. Их отличительные особенности заключаются в следующем [6, с. 6-10]. В настоящее время многие стыдятся слова “Я”. Незнакомые друг с другом люди собираются толпами для разного рода демонстраций и шоу. Они называются английским словом “mob”, что в переводе означает шайка, стая, стадо, орава. Полагаются они на озарение, якобы присущее массам. Отрицают определенную иерархию и лидера.

Библиографический список

1. Голованов Л. В. Космический детерминизм Чижевского. Вступительная статья // Чижевский, А. Л. Земля в объятиях солнца / А.Л. Чижевский. - М.: Мысль, 1995. - С. 9, 24-25.

2. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. - М.: Институт ДИ-ДИК, 1997.

3. Мельников Л. Парадоксы психологии толпы // Прикладная психология и психоанализ. -1999. - № 1. - С. 10-11.

4. Назаретян А. П. Психология массового стихийного поведения: Краткий конспект курса // Прикладная психология. - 1999. - № 3. - С. 13, 14.

5. Петров С., Филатов Н. Проблемы безопасного поведения в толпе: (по материалам трагедии в Минске) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 1999. - № 8. - С. 24.

6. Толпа - будущее человечества? / Е. И. Задорожная // Обсерватория культуры: журнал - обозрение. - 2004. - №1. - С. 6-10.

7. Чижевский А. Л. Земля в объятиях солнца. - М.: Мысль, 1995. - С. 642.

8. http://www.echo.mskm/programs/life/ 44749/ index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.