Научная статья на тему 'Субъект-средовая парадигма разработки комплексной программы формирования устойчивости личности студента'

Субъект-средовая парадигма разработки комплексной программы формирования устойчивости личности студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СУБЪЕКТ-СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА / НАДСИТУАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / PSYCHOLOGICAL STABILITY / SUBJECT-ENVIRONMENTAL PARADIGM / ABOVE-SITUATION ACTIVITY / CREATIVITY / PERSONAL SENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гадаборшева З. И.

В статье представлена субъект-средовая парадигма создания комплексной программы формирования психологической устойчивости личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SUBJECT-ENVIRONMENTAL PARADIGM OF DEVELOPMENT OF THE COMPREHENSIVE PROGRAM OF FORMATION OF STABILITY OF THE IDENTITY OF A STUDENT

The article presents a subject-environmental paradigm of building a comprehensive program for forming psychological stability of the identity of a student.

Текст научной работы на тему «Субъект-средовая парадигма разработки комплексной программы формирования устойчивости личности студента»

зданий общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования. А родители учащихся школ В-типа чаще выбирают расширение использования проектных технологий и технологий развивающего обучения; обеспечение необходимого объема совместной работы, групповой практики, совместной разработки и реализации учебных занятий при обновлении содержания программ повышения квалификации и подготовки учителей; подготовку педагогов на базе инновационных программ и методик, включающих обучение методам

развития творческих способностей обучающихся и познания мира через творчество; совершенствование нормативной правовой базы.

Таким образом, обнаруживается различие в параметрах образовательной среды школ, с разным успехом внедряющих новые стандарты, которое может служить основой для различных форм работы образовательных учреждений по улучшению качества оказания образовательных услуг в контексте модернизации образования в целом.

Библиографический список

1. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании / В.А. Трайнев, В.Ю. Теплышев, И.В. Трайнев.

- М., 2009.

2. Девятков, Н.М. Педагогические основы создания культурологической среды на начальном этапе профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1998.

3. Нефёдова, М.С. Психологические условия школьной образовательной среды: региональный сборник научных трудов. - Нижнекамск, 2004. - Вып. 3.

4. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

5. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М., 2004.

6. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированная технология в работе с учителем и учеником // Экспериментальные площадки в московском образовании (МИПКРО). - М., 2001.

7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997.

8. Якиманская, И.С. Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях

школьников городских и сельских школ Оренбургской области // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - № 1. - Т. 1; Якиманская, И.С. Педагоги Оренбуржья в период преобразований в образовании // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 22; Якиманская, И.С. Социальные представления родителей о школе в условиях внедрения новых ФГОС // Проблемы современной науки. - 2012. - № 5-1. - Т. 1.

9. Баева, И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. - М., 2006;

Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. - 2001. - № 1; Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. - М., 1992; Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997.

Bibliography

1. Trayjnev, V.A. Novihe informacionnihe kommunikacionnihe tekhnologii v obrazovanii / V.A. Trayjnev, V.Yu. Teplihshev, I.V. Trayjnev. -M., 2009.

2. Devyatkov, N.M. Pedagogicheskie osnovih sozdaniya kuljturologicheskoyj sredih na nachaljnom ehtape professionaljnogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 1998.

3. Nefyodova, M.S. Psikhologicheskie usloviya shkoljnoyj obrazovateljnoyj sredih: regionaljnihyj sbornik nauchnihkh trudov. - Nizhnekamsk, 2004. - Vihp. 3.

4. Lerner, I.Ya. Didakticheskie osnovih metodov obucheniya. - M., 1981.

5. Ushinskiyj, K.D. Chelovek kak predmet vospitaniya: opiht pedagogicheskoyj antropologii. - M., 2004.

6. Yakimanskaya, I.S. Lichnostno-orientirovannaya tekhnologiya v rabote s uchitelem i uchenikom // Ehksperimentaljnihe plothadki v moskovskom obrazovanii (MIPKRO). - M., 2001.

7. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 1997.

8. Yakimanskaya, I.S. Ocenka bezopasnosti obrazovateljnoyj sredih, asocialjnogo povedeniya, sistemih pomothi i podderzhki vo mneniyakh shkoljnikov gorodskikh i seljskikh shkol Orenburgskoyj oblasti // Izvestiya Saratovskogo universiteta im. N.G. Chernihshevskogo. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. - 2012. - № 1. - T. 1; Yakimanskaya, I.S. Pedagogi Orenburzhjya v period preobrazovaniyj v obrazovanii // Problemih i perspektivih razvitiya obrazovaniya v Rossii. - 2013. - № 22; Yakimanskaya, I.S. Socialjnihe predstavleniya roditeleyj o shkole v usloviyakh vnedreniya novihkh FGOS // Problemih sovremennoyj nauki. - 2012. - № 5-1. - T. 1.

9. Baeva, I.A. Obespechenie psikhologicheskoyj bezopasnosti v obrazovateljnom uchrezhdenii: prakticheskoe rukovodstvo. - M., 2006; Kulyutkin,

Yu. Obrazovateljnaya sreda i razvitie lichnosti / Yu. Kulyutkin, S. Tarasov // Novihe znaniya. - 2001. - № 1; Leontjev, D.A. Metodika izucheniya

cennostnihkh orientacii. - M., 1992; Slobodchikov, V.I. Obrazovateljnaya sreda: realizaciya celeyj obrazovaniya v prostranstve kuljturih // Novihe cennosti obrazovaniya: kuljturnihe modeli shkol. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 21.04.14

УДК З78

Gadaborshevа Z.I. A SUBJECT-ENVIRONMENTAL PARADIGM OF DEVELOPMENT OF THE COMPREHENSIVE PROGRAM OF FORMATION OF STABILITY OF THE IDENTITY OF A STUDENT. The article presents a subject-environmental paradigm of building a comprehensive program for forming psychological stability of the identity of a student.

Key words: psychological stability, subject-environmental paradigm, above-situation activity, creativity, personal sense.

З.И. Гадаборшева, ст. преп. каф. педагогики и дошкольной психологии ГБОУ ВПО

«Чеченский гос. педагогический институт», г. Махачкала, E-mail: halun@bk.ru

СУБЪЕКТ-СРЕДОВАЯ ПАРАДИГМА РАЗРАБОТКИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В статье представлена субъект-средовая парадигма создания комплексной программы формирования психологической устойчивости личности студента.

Ключевые слова: психологическая устойчивость, субъект-средовая парадигма, надситуативная активность, креативность, личностный смысл.

В плане разработки комплексной программы формирования устойчивости личности студента в субъект-средовой парадигме важно отметить, что факторы, влияющие на решение сложных задач в преодолении трудных ситуаций, могут быть двух видов: ситуативные и личностные. К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на решение трудных ситуаций, можно отнести, например, лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; неуспешность деятельности. К личностным факторам относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией: конформизм, чрезмерно завышенная или заниженная самооценка; эмоциональная подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; избегание рискованного поведения; доминирование мотивации избегания над мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность как личностная черту, сильные механизмы личностной защиты, слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения проблемной ситуации; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура и т.д.

Низкая психологическая устойчивость личности проявляется в тревожности и приводит к тому, что человек воспринимает мир как нестабильный, полный непредсказуемых и неуправляемых опасностей, а себя рассматривает как реальную и потенциальную жертву обстоятельств. Рассматривая условия формирования психологической устойчивости, следует сделать вывод о том, что устойчивость нельзя обеспечить только за счет внешних усилий. Человек должен развивать рефлексивный анализ ситуации, свою субъектную активность и в соответствии с этим выстраивать способы достижения целей и обеспечения психологического комфорта и благополучия, являющихся показателем устойчивости.

Субъектная активность студентов может развиваться через самостоятельное определение содержания, уровня сложности заданий; в сфере общения - в стремлении выйти за определенные конкретной ситуацией рамки социально-ролевого взаимодействия; в сфере самопознания - в поиске смысла своего поведения. Крайне важно, чтобы при этом человек учился сам формулировать критерии успешности той или иной деятельности или взаимодействия с другими людьми. Это формирует ответственность и навыки критического анализа всех компонентов деятельности или взаимодействия.

Исключительную роль в контексте развития психологической устойчивости личности студента играет локус контроля не только потому, что инициирует активность человека, но и потому, что способствует установлению непосредственной связи между действием и результатом, а так же пониманием непродуктивности таких стратегий разрешения трудных ситуаций, как избегание, дистанцирование и отвлечение. Внутренний (интер-нальный) локус контроля определяется общим убеждением в том, что человек может влиять на события своей жизни и что от его действий напрямую зависит как достижение, так и не достижение цели. Внешний (экстернальный) локус контроля указывает на то, что человек объясняет успехи и неудачи сложившимися обстоятельствами, а не собственными усилиями. Таким образом, формирование интернального локуса контроля создает условия для развития психологической устойчивости, формирования способности делать осознанный, непротиворечивый и ответственный выбор целей, планировать их достижение, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень собственного психологического комфорта и благополучия.

Испытывая потребность в достижении внутренней согласованности и психологического благополучия, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Я-концепция при этом выступает основой обеспечения внутренней согласованности, она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, так как человек строит на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретирует те события, которые с ним происходят. Доверие к миру и ценностное отношение к самому себе являются исходными пунктами процесса формирования устойчивости личности к стрессогенным факторам.

Характеризуя развитие личности в студенческом возрасте, необходимо отметить, что особую значимость приобретает спо-

собность индивида к рефлексии, приобретающей, по мнению Д.А. Леонтьева, центральную роль в обретении смысла жизни [1, с. 145]. Именно поэтому особое внимание при разработке и реализации комплексной программы по формированию устойчивости обращается на такой психологический феномен, как личностная рефлексия.

В разрабатываемой нами комплексной программе формирования устойчивости личности студентов на принципах субъект-средовой парадигмы представлено несколько уровней рефлексии, последним из которых является экзистенциальный уровень, когда человек задумывается о смысле собственного существования и подвергает пересмотру всю свою жизнь согласно поставленной задаче (Ю.Л. Линецкий). При этом формирование смысложизненных ориентаций как важной составляющей процесса и личностного и профессионального самоопределения в студенческом возрасте происходит только при условии достаточного уровня развитости личностной рефлексии конкретного индивида [2, с. 83].

В проблемной ситуации привычные способы действий не позволяют решить задачу, в результате человек осознает необходимость рефлексии, осмысления своих достижений и неудач. В самом широком смысле рефлексия является инструментом экзистенциального самопознания личности. Выделяют две функциональных разновидностей рефлексии: познавательную и регулятивную [2, с. 47-58]. Рефлексия направлена на поиск причины неудач и затруднений, и человек осознает, что используемые способы решения задачи не соответствуют ситуации, у него формируется критическое отношение к выбранным стратегиям поведения, затем к условиям задачи применяется более широкий круг средств и способов решения, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение (на неосознаваемом уровне) данной проблемы (т.е. находится решение в принципе), а затем уже происходит логическое обоснование и реализация решения.

Рефлексия является основным процессом, обуславливающим развитие личности в целом, поскольку дает возможность отслеживать свои реакции и особенности общения с другими, и, что наиболее важно в контексте нашего исследования, позволяет личности занять метапозицию для осознавания конструктивных и деструктивных реакции на события, что лежит в основе дальнейшего саморазвития.

Анализ исследований особенностей юношеского возраста, выявил, что именно на данном этапе развития создаются предпосылки для формирования смысла жизни. Рефлексия внешних и внутренних изменений, происходящих в этот период, способствует проявлению скрытой от внешнего наблюдения системы смыслов. Когда человек входит в проблемную ситуацию и затем в рефлексивное ее исследование, появляется новое знание своего Я и окружающего мира. Наконец, развитие рефлексии значительно повышает общий интеллектуальный и личностный уровень человека. Освоение навыков рефлексии осуществляется через практическую деятельность: затруднения фиксируются через проблемные ситуации, акты осознавания затруднений и проблемных ситуаций, затем осуществляется последующая рефлексия, критика действий и проектирование новых действий и их реализация. Только так организованное обучение обеспечивает развитие сознания и творческого мышления [3].

Итак, характеристиками человека как субъекта активности является способность к целеполаганию; возможность свободы выбора и ответственность за него; уникальность личности, проявление собственной позиции. Формирование психологической устойчивости через развитие субъектной позиции студента происходит посредством генезиса субъектных способов бытия -рефлексии, смыслоопределения, построения образа Я, принятия ответственности за выбор в каждой ситуации, творческой самореализации в различных сферах жизни, достижения автономности и выстраивания индивидуальной траектории развития в соответствии с личностно значимыми целями и смысложизненными ориентациями. Как отмечает Н.Л. Шлыкова, обобщенные устойчивые представления человека о том, что отвечает его потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, определят и способы формирования психологически безопасного существования: субъект будет стремиться осуществлять деятельность в той сфере и в том объеме, насколько это сохранит его субъективное благополучие и будет способствовать личностному развитию [4, с. 27].

Напротив, нехватка чётких жизненных ориентиров приводит к тому, что человек ощущает внутреннюю пустоту, названную В. Франклом «экзистенциальная фрустрация». Студенты всё чаще проявляют её симптомы, выраженные в ощущениях скуки, апатии, бессмысленности саморазвития и обучения, переживают состояние тревожности. Исходя из этого, программа формирования психологической устойчивости должна включать развитие рефлексии, самопознания и самоопределения; формирование смысложизненных ориентаций. Для формирования психологической устойчивости человеку важно определить свои личностные качества, которые помогают справиться с ситуацией, а также возможность получить разноплановую помощь от других людей. Студенту важно определить так называемую зону стабильности, ориентированную на компоненты Я-концепции. Занятия на самопознание и формирование целостности Я-кон-цепции, а также индивидуальные консультации психолога можно объединить в блок, определяемый как «экзистенциальный».

Психологическая устойчивость может рассматриваться как совокупность определенных качеств и свойств психики, благодаря которым человек сохраняет способность к адекватной и эффективной деятельности под воздействием каких-либо неблагоприятных факторов. Она складывается из знания алгоритма действий, несущих положительный результат в определенных ситуациях; профессиональных навыков; навыков саморегуляции; знания особенностей своего поведения и реакций в определенных ситуациях; свойства нервной системы; умения занимать метапозицию в сложных ситуациях, характеризующихся личностной вовлеченностью. В процессе формирования психологической устойчивости студенту необходимо, во-первых, научиться рефлексии и оценке сложных, стрессовых ситуаций, вызывающих различные негативные переживания. Во-вторых, необходимо освоить психотехники саморегуляции эмоциональных состояний, выработать собственный перечень способов справиться с трудными ситуациями и преодолеть последствия стрессов. Освоение таких психотехник будет повышать уверенность в своей способности справиться с трудной ситуацией, что в свою очередь может повлиять на самооценку. Такие занятия и тренинги по усвоению психотехник саморегуляции и снятия последствий стресса можно объединить в блок под названием «инструментальный», поскольку на занятиях студенты осваивают конкретные «инструменты» саморегуляции и самопомощи в трудных ситуациях.

Принципы субъект-средовой парадигмы развития устойчивости личности в образовательной среде вуза необходимо распространить на проектирование деятельности студентов во всех сферах их жизни, важных в процессе его личностно-профессионального становления. Тогда закономерно возникает задача сформулировать в гуманитарно-технологической парадигме си-

стемообразующее основание формирования устойчивости к ситуациям неопределенности. В качестве такого операционального понятия может явиться доминирующее переживание, вызванное совокупностью факторов, ситуаций и обстоятельств, обладающих для студента личностным смыслом. По мнению Л.С. Выготского [5], изучать и создавать среду развития возможно через переживание, возникающее у человека, в котором «преломлена» эта среда. Негативные переживания устраняются только после того, как меняется сама ситуация или личностный смысл этой ситуации для человека. Изменить отношение к ситуации (если ее невозможно изменить) можно, если человек сможет посмотреть на нее с другой позиции, как один из вариантов -занять метапозицию, то есть позицию над ситуацией. Изменение личностного смысла ситуации позволяет уменьшить, а иногда и совсем устранить негативные аффективные переживания, вызываемые данной ситуацией, добиться изменения реакции и поведения, снизить негативные последствия от переживаемого стресса.

Для того чтобы помочь человеку занять рефлексивную метапозицию, необходима работа психолога. Как уже было сказано ранее, на формирование устойчивости человека оказывают влияние различные феномены, которые можно объединить в факторы открытости и позитивного самоотношения. Для этого необходимо сочетание работы по выстраиванию новых смыслов и самопознания с освоением психотехник саморегуляции эмоциональных состояний и релаксации, снижения последствий негативных переживаний. Именно поэтому программа формирования психологической устойчивости должна сбалансировано сочетать компоненты «экзистенциального» и «инструментального» блоков. Это позволяет студентам, с одной стороны, обрести уверенность в своей способности справиться со своими негативными переживаниями и эффективно разрешить ситуацию. С другой стороны, использование психотехник саморегуляции эмоциональных состояний закладывает потенциал для более глубинной и полной рефлексии, и, как следствие, выстраивания новых личностных смыслов и нового понимания своего Я, что в целом способствует развитию психологической устойчивости человека к широкому спектру стрессовых ситуаций, несущих угрозу его психологическому благополучию и здоровью [6, с. 382].

Таким образом, психологическая устойчивость личности, сформированная на принципах субъект-средовой парадигмы, связана с субъективным отношением человека к самому себе, к складывающимся ситуациям в настоящем и тому опыту, который он получил, сталкиваясь с трудными ситуациями в прошлом. Принятие и доверие себе обеспечивают психологическую устойчивость личности, определенность и последовательность выстраиваемого поведения, постоянство взаимоотношений человека с окружающим миром.

Библиографический список

1. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003.

2. Линецкий, Ю.Л. Экзистенциальная рефлексия: к постановке проблемы II Известия Тульского государственного университета. - 2001.

- Вып. 1.

3. Швалева, Н.М. Психологические ресурсы обеспечения безопасности креативных проявлений личности студентов: монография I Н.М. Швалева, С.В. Пимонова. - Saarb^cken, 2012.

4. Шлыкова, Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности. - Тверь, 2004.

5. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 2008.

6. Тырсикова, А.Д. Переживание психологического благополучия как приоритетное направление деятельности психолога - практика I А.Д. Тырсикова, Н.М. Швалева II Sworld: сборник науч. трудов. - 2013. - № 1. - Т. 18.

Bibliography

1. Leontjev, D.A. Psikhologiya smihsla: priroda, stroenie i dinamika smihslovoyj realjnosti. - M., 2003.

2. Lineckiyj, Yu.L. Ehkzistencialjnaya refleksiya: k postanovke problemih II Izvestiya Tuljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2001. - Vihp. 1.

3. Shvaleva, N.M. Psikhologicheskie resursih obespecheniya bezopasnosti kreativnihkh proyavleniyj lichnosti studentov: monografiya I

N.M. Shvaleva, S.V. Pimonova. - Saarbrucken, 2012.

4. Shlihkova, N.L. Psikhologicheskaya bezopasnostj subjhekta professionaljnoyj deyateljnosti. - Tverj, 2004.

5. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2008.

6. Tihrsikova, A.D. Perezhivanie psikhologicheskogo blagopoluchiya kak prioritetnoe napravlenie deyateljnosti psikhologa - praktika I A.D. Tihrsikova, N.M. Shvaleva II Sworld: sbornik nauch. trudov. - 2013. - № 1. - T. 18.

Статья поступила в редакцию 15.05.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.