Научная статья на тему 'Показатели психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза'

Показатели психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
453
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВУЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гадаборшева Зарина Исраиловна

В статье рассматриваются теоретические позиции ученых относительно показателей психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза, представлены методики их выявления и классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF THE IDENTITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In the article theoretical positions of scientists concerning indicators of psychological stability of the identity of the student in the educational environment of higher education institution are considered, techniques of their identification and classification are presented.

Текст научной работы на тему «Показатели психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза»

УДК 378

З.И. Гадаборшева ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические позиции ученых относительно показателей психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза, представлены методики их выявления и классификации.

Ключевые слова: показатели, психологическая устойчивость, личность, образовательная среда, вуз.

Zarina On^ors^ INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL STABILITY

OF THE IDENTITY OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Annotation. In the article theoretical positions of scientists concerning indicators of psychological stability of the identity of the student in the educational environment of higher education institution are considered, techniques of their identification and classification are presented. Keywords: indicators, psychological stability, personality, educational environment, higher educational establishment.

Теоретический анализ формирования психологической устойчивости студентов вуза позволил выделить факторы, определяющие этот процесс в сложных ситуациях: рефлексия, которая позволяет осознавать свои чувства, эмоции, реакции, мотивы и цели; субъектность, ограничивающая влияние внешних факторов и обеспечивающая активность, ответственность, креативность и уникальность личности; высокая самооценка, которая является основой ценностного самоотношения, уважения и доверия себе; внутренний локус контроля, который способствует преодолению трудных ситуаций. Развитие этих качеств повышает стрессоустойчивостиь, снижает тревожность, что является основой устойчивости личности в сложных ситуациях. Исходя из этого, необходимо разработать психотехники, направленные на активизацию процессов самопознания, самопонимания и формирования ценностного самоотношения, развитие субъектности и рефлексии студентов [2].

Для определения психологических показателей психологической устойчивости важно измерить, насколько студент научается эффективно справляться с неблагоприятными факторами. Поэтому нам важно проводить мониторинг тревожности как косвенного показателя уровня устойчивости субъекта по отношению к ситуации. При этом нужно учитывать, что для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая «полезная тревожность», которая является необходимым условием поддержания мотивации к изменению и развитию личности. Однако, если уровень тревожности превышает эти средние значения, появляются неблагоприятные варианты проявления тревожности. Открытая, сознательно переживаемая и проявляющаяся в поведении тревожность чаще всего дезорганизует деятельность человека. Скрытая тревожность может быть в разной степени неосознаваемой и проявляться либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо - косвенным путем, через специфические формы поведения.

Для уточнения логики исследования и изучения показателей развития психологической устойчивости нами было спланировано и проведено экспериментальное исследование. Оно проходило на первом этапе исследования реализации личностно-средовой парадигмы формирования психологической устойчивости личности в 2010 г., в нем приняли участие 68 студентов 4-5 курсов ФГБОУ

© Гадаборшева З.И., 2014

Раздел IV. Педагогика, психология, социология, философия

ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» факультета педагогики и психологии. Так как целью исследования является изучение развития психологической устойчивости личности в условиях образовательной среды вуза, были сформулированы задачи исследования, которые и определили логику и содержание работы. Необходимо было изучить феномены, лежащие в основе формирования устойчивости личности студентов вуза, установить влияние личностно-средовой парадигмы организации образовательной деятельности на процесс формирования устойчивости личности. На основе положений концепции создания развивающей среды средствами практической психологии разработана и апробирована программа психотехник формирования устойчивости личности в процессе реализации психологических практик в педагогическом процессе [3].

Для исследования компонентов, определяющих формирование психологической устойчивости, была составлена комплексная исследовательская программа, включающая тесты, валидность и надежность которых была подтверждена системой теоретических и эмпирических данных. В процессе исследования были использованы психодиагностические методики, с помощью которых можно оценить как феномены, определяющие психологическую устойчивость, так и те показатели, по которым можно оценить динамику изменения эмоционального фона личности. Диагностический комплекс включает в себя следующие методики: методика диагностики самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина); методика диагностики рефлексивности А.В. Карпова; методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; методика диагностики психологического благополучия личности Т.Д. Шевелепкова, П.П. Фесепко; методика Е.Г. Луковцкой для исследования толерантности к неопределенности; тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; методика определения копинг-стратегий Р. Лазаруса [1].

Было выявлено, что для 36 % испытуемых не характерна концентрация на настоящем времени, они откладывают свою жизнь «на потом» или концентрируется на прошлом. Эти респонденты характеризуются завышенным стремлением к достижениям, будучи при этом мнительными и не уверенными в себе. В беседе с психологом студенты отметили, что испытывают тревожность от неопределенности относительно будущей личностной и профессиональной самореализации, но уверены, что еще есть время и им представится возможность раскрыть свои потенциальные возможности; 41 % характеризуются низкой и средней потребностью к познанию нового; 38 % испытуемых характеризуются низким уровнем креативности, то есть данным испытуемым сложно вносить новые, нестандартные, творческие элементы в свою жизнь; 43,5 % испытуемых характеризуются повышенной тревожностью, что подтверждает сказанное выше. Была также выявлена корреляция между устойчивостью и такими показателями, как ориентация во времени (г=0,4007 p<0,001); самопонимание (г=0,341255468 p<0,01); уровень психологического благополучия (г=0,367208 p<0,001). Таким образом, ригидность, плохая концентрация на задачах в настоящий момент, низкий уровень креативности и ощущение неспособности инициировать и контролировать события жизни снижают психологическую устойчивость и ощущение психологического благополучия. Напротив, согласно полученным данным, такие качества человека, как гибкость, способность находить новые решения в незнакомых ситуациях, потребность в познании нового, дают ощущение психологического благополучия, помогают справляться с ситуациями неопределенности, придают уверенности и повышают психологическую устойчивость человека.

Чтобы уточнить полученные взаимосвязи и выявить скрытые закономерности, лежащие в основе противостояния жизненным трудностям, мы провели факторный анализ полученных данных центроидным методом. По результатам факторизации полученных данных было выделено два значимых фактора, лежащих в основе формирования психологической устойчивости личности. Данные факторы объединяют 62,7 % всей полученной дисперсии. Первый фактор объединяет такие значимые показатели, как ориентация во времени (.956948), потребность в познании (.941191) и стремление к

творчеству (.946971), гибкость в общении (.932992), развитая способность к рефлексии (.888464), управление средой (.793577), мотивация к личностному росту и развитию (.795666), адаптивный уровень тревожности (.895723) и состояние психологического благополучия (.902225). Данные показатели могут быть объединены в фактор «человек как открытая система».

Второй значимый фактор (26,7 %) объединяет такие показатели, как позитивный взгляд на природу человека (.930563), самопонимание (.914019) аутосимпатия (.918065), высокая адекватная самооценка (.903169) и состояние психологического благополучия (.770061). Данные показатели могут быть объединены в один общий фактор под названием «принятие себя», который свидетельствует о том, что на психологическую устойчивость влияет принятие себя, аутосимпатия. В беседе с психологом студенты отмечали, что принятие как положительных, так и отрицательных качеств своей личности «повышает настроение», «придает сил справляться с трудностями», «формирует оптимистичный взгляд на сложные ситуации», «позволяет проще относиться к неудачам, не думать о них». Как следует из описания используемых нами методик, позитивное отношение к себе и самопринятие вовсе не означает некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная, целостная «Я-концепция», которая является основой психологической устойчивости. Выделенные факторы объединяют личностные особенности, которые лежат в основе психологической устойчивости личности. На основании выделенных факторов был проведен анализ показателей, имеющих особую значимость в формировании психологической устойчивости, обеспечении и поддержании состояния эмоционального благополучия.

Таким образом, анализ показателей психологической устойчивости личности студента в образовательной среде вуза включает анализ динамики факторов, которые лежат в основе психологической устойчивости личности, а также косвенных показателей, которые указывают на психоэмоциональный статус человека в актуальный период времени. Состояние субъективного благополучия как интегральный показатель устойчивости в целом можно охарактеризовать сочетанием выделенных нами факторов: преобладанием положительных эмоций, оптимизмом, общим убеждением, что окружающий мир и люди не являются источником угроз, а также ощущением контроля, который предполагает восприятие себя независимым, уверенным в себе человеком, который может рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Еще одним показателем состояния субъективного благополучия может выступить открытость новому опыту и отсутствие тревожности перед будущим. Как показало проведенное нами пилотажное исследование, на формирование психологической устойчивости влияют такие факторы, как позитивное самоотношение, адаптивный уровень тревожности, активность субъекта, особенности саморегуляции и поведенческих реакций человека в ситуациях, сопряженных с неопределенностью выбора, требующих нарушения установленных норм, правил.

Библиографический список

1. Швалева Н.М. Психологические ресурсы обеспечения безопасности креативных проявлений личности студентов: монография / Н.М. Швалева [и др.]. - Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG. - 2012. - 144 с.

2. Швалева Н.М., Тырсиков Д.В. Психологическая безопасность креативных проявлений личности студента // Мат-лы I Междунар. форума «Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма». - СПб., 2005. - С.132.

3. Швалева Н.М. Психолого-педагогические основы построения среды личностного развития и саморазвития школьника в системе инновационного образования // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - Пятигорск, 2009. - № 3. - С. 326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.