8. Bobyleva I.A. Social'no-pedagogicheskaya podderzhka vospitannikov i vypusknikov organizacij dlya detej-sirot: monografiya. Moskva: BF «Rasprav' kryl'ya!», 2016.
9. Larin A.N. Lichnostnye osobennosti detej, vospityvayuschihsya v usloviyah detskogo doma, kak kriterij formirovaniya aktivnoj zhiznennoj pozicii i uspeshnoj social'noj adaptacii. Psihologiya ipravo. 2016; T. 6. № 2: 107 - 119.
10. Chuhrova M.G., Burkova A.V. Analiz psihicheskoj sfery doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya, prozhivayuschih v usloviyah detskogo doma. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5(24): 190 - 193.
11. Shulga T.I., Savchenko D.D., Filinkova E.B.. Psychological Characteristics of Adolescents Orphans with Different Experience of Living in a Family. International journal of environmental and science education. 2016; V. 11, N. 17: 10493 - 10504.
12. Asif A. Self-Esteem and Depression among Orphan and Non-Orphan Children Published By: MedCrave Group LLC, Dubai-UAE, 2017.
13. Gudkova T.V., Gudkova E.V. Osobennosti formirovaniya roditel'skoj sfery lichnosti u buduschih materej, okazavshihsya v trudnoj zhiznennoj situacii. Molodoj uchenyj. 2014; 3: 778 - 784.
14. Shubina A.S. Osobennosti formirovaniya roditel'skoj sfery lichnosti u detej, vospityvayuschihsya v usloviyah detskogo doma. Perinatal'naya psihologiya ipsihologiya roditel'stva. 2008; 1: 92 - 99.
15. Hanin Yu.L. Kratkoe rukovodstvo k primeneniyu shkaly reaktivnoj i lichnostnoj trevozhnosti Ch.D. Spilbergera. 1976.
16. Ryazanceva O.G., Kuznecova T.A. Fizicheskoe i 'emocional'noe razvitie vospitannikov shkoly-internata. Voprosy diagnostiki v pediatrii. 2012; T. 1; № 2: 31 - 33.
Статья поступила в редакцию 17.05.18
УДК 159
Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
COMMUNICATIONS PROFESSIONAL ATTITUDES AND SELF-ESTEEM OF PSYCHOLOGY STUDENTS. The choice of profession is an important decision that should be made by everyone at the student age, based on the existing self-esteem. Every individual needs acceptance, wants to be appreciated, approved of his actions. One of the ways to achieve this is to choose a profession that would distinguish it and bring emotional satisfaction. With the growing professionalism of the professional view is changed. It increases due to the acquisition of new signs of addiction to the profession that imposes new requirements on an individual, a future specialist.
Key words: self-esteem, psychology students, professional performances, professional orientation.
З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и дошкольной психологии, ЧГПУ,
E-mail: [email protected]
СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Выбор профессии - важное решение, которое нужно принять каждому человеку в студенческом возрасте, опираясь на существующую самооценку. Каждому индивиду необходимо признание окружающих, хочется, чтобы его ценили, одобряли его поступки. Один из способов достижения этого - выбрать профессию, которая бы выделяла его и приносила эмоциональное удовлетворение. С ростом профессионализма профессиональное представление изменяется. Оно увеличивается за счёт приобретения новых признаков склонности к профессии, что предъявляет новые требования к индивиду - будущему обладателю профессии; изменяются сами методы оценивания себя как профессионала. Для представления о своём профессиональном выборе необходимо, чтобы профессиональные требования соответствовали возможностям индивида. В ином случае в самосознании человека образуется негативный опыт жизни, формируются своеобразные формы решения встающих перед ним проблем - уход от них, или нерешение и т. д.
Ключевые слова: самооценка, студенты-психологи, профессиональные представления, профессиональная направленность.
Интерес к изучению феномена профессионального представления обусловлен переменами в современном общественном строе, сменой направленности в организации трудовой деятельности на предприятиях: усилением значения личностного фактора, увеличением потребности в высокопрофессиональных сотрудниках. Профессиональное представление понимается, прежде всего, как единство мотивационных составляющих: умений, потребностей, склонностей, навыков и др., связанных с выбранной профессиональной деятельностью, желание посвятить ей своё время. Профессиональное представление представляет собой интеграцию образовательного назначения и определяется предметом профессиональной активности, в качестве которого выступает выбранный вид профессиональной деятельности, мотивы, выраженные в стремлении овладеть профессией.
Для того чтобы выбрать профессию, человек должен иметь очевидное представление о своих возможностях, основанных на желании, способностях к данному виду деятельности, и соотнести с теми требованиями, которые предъявляет профессия. Основную роль в этом играет такой психологический процесс, как самооценка, позволяющая оценить свои силы и возможности, критически рассмотреть свои сильные и слабые стороны, соотнести их с выбранным направлением в профессии.
Отечественная психология проблему самооценки решает в следующем виде: рассматривается общетеоретический и методологический контекст проблемы развития личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.); изучается многообразие связей познания и самопознания (А.А. Бодалев, Р.А. Максимова, В.Н. Куницына и др.), связи между структур-
ными системами самопознания личности и самоотношением (Л.А. Кириллов, В.В. Столин и др.), исследуются парциальные взаимосвязи самооценок и оценок других людей (Н.Е. Анкудинова, Л.И. Липкина и др.); рассматриваются вопросы личностной саморегуляции и самосовершенствования (К.А. Абульханова-Слав-ская, О.А. Конопкин, И.И. Чеснокова, Б.А. Ясько и др.).
В зарубежной психологии проблема самооценки личности просматривается в различных направлениях: интроспективном (Т. Липпс), психоаналитическом (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Г. Юнг, Э. Эриксон и др.), гуманистическом (А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс, В. Франкл и др.), диспозиционном (Г. Олпорт) и др.
«Профессиональная представленность - основное свойство профессионала, особенности механизма его намерений для пробы своих сил и способностей в выбранной профессии» [1, с. 29], это «намерение личности стать на пути препятствий и сложностей в своей работе» [2, с. 96]. Многие специалисты определяют профессиональную представленность как объединение устойчивых мотивов и эмоционально-ценностных связей, определяющих специфику профессиональной деятельности, поведения и общения личности специалиста, в содержание работы которого включается также потребность оценивать профессиональную деятельность на основе мотивации этой деятельности и наличия потребности постоянно профессионально самосовершенствоваться [3, с. 51].
Механизм профессиональной направленности включает развитие самосознания, образование системы ценностных ориентации, проектирование своего будущего, создание образцов в образе идеального профессионала.
Профессиональная направленность индивида происходит на основе освоения общественно выработанных мнений об идеалах, правилах поведения и активности. Сейчас социальное направление во многом формирует профессиональную направленность индивида, его профессиональное определение, выбор через оценивание своих возможностей.
Специфические моменты самооценки, формирование Я-концепции, включающей образ «Я-профессионала», зависят от уровня согласования идеального и реального «образа-Я» и представления себя в профессии. Соотношение «Я-реально-го» и «Я-идеального» определяет требование человека к себе. Необходимость удовлетворить своё «Я» (самоуважение, собственное значение и компетентности) должна осуществляться в проявлении самооценки индивида, при помощи которой человек познаёт и формирует своё самосознание, своё «внутреннее-Я», мотивацию.
Воплощение себя в профессии включает представление образа профессии, особенно при выборе области профессиональной деятельности. Представление о будущей профессии достаточно трудно формируется и включает эмоциональные и когнитивные части. Согласование эмоционально-оценочных компонентов с содержанием компонентов профессии делает выбор основательным и действенным. Для представления о своём профессиональном выборе необходимо, чтобы профессиональные требования соответствовали возможностям индивида. В ином случае в самосознании человека образуется негативный опыт жизни, формируются своеобразные формы решения встающих перед ним проблем — уход от них, или нерешение и т. д.
В исследованиях З.С. Акбиева, О.П. Терновской, Л.Б. Шней-дер [4] развитие профессиональных представлений студентов-психологов в ВУЗе отмечается предшествующими и более ранними формами выражения позитивного отношения к профессии и идущими за этим отношением мотивами. Отмечено, что ведущими мотивами поступления в ВУЗ является интерес к учебному предмету и интерес к профессии. А так как общей конечной целью обучения в ВУЗе является профподготовка специалистов, то отношение студентов к своей будущей профессии можно рассматривать как форму и меру получения конечных обучающих целей.
Более общим подходом индивида к представлению о профессии является профессиональное становление, которое характеризуется как склонность к профессии и потребность заниматься ею. А.Г. Асмолов [5] отмечает такие свойства профессионального представления, как объективизация, специализация, сопротивление, валентность, удовлетворение, обобщение, стабильность.
Учебная направленность на профессию складывается из самооценки студентами разных видов учебного процесса, его содержательной стороны, форм, методов организации личных индивидуальных потребностей и целей, которые могут согласовываться или не согласовываться с целями обучения.
Самооценку относят к основному личностному образованию, к её центру - она значительно обозначает социальную адаптацию личности, регулирует поведение и деятельность.
Самооценка при выполнении регуляторной и защитной функции влияет на поведение, деятельность и личностное развитие, её отношения к другим людям. Также самооценке отводится важная роль в становлении профессионала.
Как уже было обозначено, студенческий возраст - это возраст ранней юности и зрелости. В это время завершается созревание личности, формируется мировосприятие, устанавливаются ценностные ориентации, установки. Это время, в котором происходит переход от детства к началу самостоятельной жизни с применением соответствующего уровня ответственности, самостоятельности, возможности активно участвовать в жизни общества и своей личной жизни, к согласованному решению разных задач, профессионального определения.
Юношеский период, по Эриксону, формируется около процесса идентичности, состоящего из этапов социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального видения. Вместе с таким непредсказуемым личностным развитием, огромное место занимает именно профессиональное представление студентов, которое происходит в границах учебного процесса. Становление будущего специалиста как специалиста высокой квалификации, по мнению С.А. Дружилова, возможно только при образовании мотивационно-ценностного компонента по отношению к его профессиональному становлению [6].
Роль самооценки в профессиональном представлении отрицательно коррелирует со своей неадекватностью и неустойчивостью. В несколько малой степени, это положение выражено у начинающих, особенно во время профессиональной подготовки. По мере увеличения профессионализма на первое место выходит умение человека на основе прошлого опыта представить свои возможности в тех или иных условиях жизнедеятельности; роль же эмоционального компонента понижается и активизируется только в экстремальных случаях.
Самооценка в большинстве случаев обозначает формирование целого ряда профессионально важных качеств. Так, склонность к риску часто происходит из-за неадекватной самооценки. Но работа при принятии ответственных решений, тоже во многом определяется «позицией к риску».
В экспериментальных исследованиях Кондрацкого А.А. (Климов Е.А. [7]) выявлена связь показателей «отношение к риску» и «успешность в обучении профессии». Во всех видах неблаговидны крайние проявления этого свойства. Высокие баллы ведут к тому, что деятельность профессионала определяется потребностями аффективного начала; типично недооценивание требований ситуации и переоценка своих возможностей. Низкие оценки говорят о боязни принятия решений, медлительности и пассивности. Причина этому - нарушение вероятного прогнозирования в деятельности. Как результат - заметное уменьшение общей эффективности.
Поверхностное впечатление от профессии, позитивные эмоции побуждают активность субъекта по поводу выбранной деятельности. В среду погружения студентов в учебно-профессиональную активность на этапе формирования профессионального направления срабатывает когнитивный компонент, образованный объединённым представлением о себе как личности и будущем профессионале. Отношение «образа-Я» и «образа профессии» отражает особенность профессионального представления, которое определяется спецификой развития общей и профессиональной самооценкой личности. Самооценка характеризуется своей особенностью - представлением индивида о себе, своей Я-концепцией. Профессиональное представление показывает стойкое представление личности о себе как субъекте будущей профессиональной деятельности и сформированной профессиональной Я-концепции. Образ профессионального представления входит в понимание профессиональной Я-концепции и определяется его содержанием. Профессиональную Я-концепцию обозначают как особый вид Я-концепции, включённый в представление профессионального развития личности. Исследование профессиональной Я-кон-цепции в отечественной науке развивается с позиции психоло-го-акмеологического подхода в границах профессионального самосознания, включающего Я-понимание, -отношение, -поведение [8].
Постепенно существующие привычные программы привыкания к профессии в результате накопления студентами информации о данной профессии, изучении характера требований, предъявляемых профессией к личности, оценка наличия способностей с необходимыми требованиями для эффективной работы в данной сфере заменяются на новую систему регулирующих принципов, отвечающих новым условиям деятельности, что обеспечивается, по версии Е.П. Ермолаевой, чередованием стадий привыкания и приспособления [9]. Привыкание к профессиональному сообществу перестраивает логику развития профессионального представления профессии студентов. Рост интенсивного личностного развития совпадает с процессом профессионального самоопределения, в ходе которого не только формируется профессиональная направленность, но и развивается профессиональная Я-концепция личности. Она включает следующие составные части: «Образ Я», «Образ профессии» и «Образ Я в профессии». Своё конкретное выражение профессиональная Я-концепция находит в профессиональных намерениях или планах учащихся относительно выбора отрасли, профессии или специальности, функциональной пригодности личности (склонностей и способностей) и мотивационной сферы (обоснования выбора). Наше исследование предполагает, что механизм профессионального представления шире и включает социогенные потребности, ценностные представления, самооценку, интересы, готовность выбора профессии, стремление самосовершенствоваться.
Таким образом, с ростом профессионализма профессиональное представление изменяется. Оно увеличивается за счёт приобретения новых признаков склонности к профессии, что
предъявляет новые требования к индивиду - будущему обладателю профессии; изменяются сами методы оценивания себя как профессионала. Расширение профессионального представления выражается в увеличении количества признаков профес-
Библиографический список
сиональной активности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов в образе профессионала, в целом понимании себя в содержании всей профессиональной деятельности.
1. Митина Л.М. Психологияличностно профессионального развития субъектов образования. Москва; Санкт-Петербург, 2014.
2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва, 2016.
3. Григорьева Ю.О. Эффективные способы повышения самооценки личности студента. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; № 11-4: 653 - 655.
4. Акбиева З.С. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста. Москва, 2014.
5. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Москва, 2016.
6. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк, 2000
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов, 2016.
8. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва, 2014.
9. Ермолаева Е.П. Психология социальной реализации профессионала. Москва, 2015.
References
1. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno professional'nogo razvitiya sub'ektov obrazovaniya. Moskva; Sankt-Peterburg, 2014.
2. Pryazhnikov N.S. Professional'noe i lichnostnoe samoopredelenie. Moskva, 2016.
3. Grigor'eva Yu.O. 'Effektivnye sposoby povysheniya samoocenki lichnosti studenta. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016; № 11-4: 653 - 655.
4. Akbieva Z.S. Psihologiya kar'ery i professional'no-relevantnoe povedenie specialista. Moskva, 2014.
5. Asmolov A.G. Psihologiya individual'nosti. Moskva, 2016.
6. Druzhilov S.A. Stanovlenie professionalizma cheloveka kak realizaciya individual'nogo resursa professional'nogo razvitiya. Novokuz-neck, 2000
7. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Rostov, 2016.
8. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. Moskva, 2014.
9. Ermolaeva E.P. Psihologiya social'nojrealizaciiprofessionala. Moskva, 2015.
Статья поступила в редакцию 23.04.18
УДК 159
Gaziyeva M.Z., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, Chechen State Pedagogical University (Grozny,
Russia), E-mail: [email protected]
MODERN APPROACHES TO THE STUDY OF STRESS AND STRESS RESISTANCE. In the scientific literature, a concept of stress is presented in different meanings as an event that violates homeostasis, as a reaction or a state of psychophysiological stress, as a transactional process - a continuous process of interaction between the individual and the environment. Each of the considered meanings of the concept of stress has a conceptual basis. At the same time different approaches to the definition of stress are rather complementary, defining a holistic picture of human behavior in the process of adaptation to changing conditions of life.
Key words: stress, trauma, distress, individual, coping strategy, adaptation, stress resistance.
М.З. Газиева, канд. психол. наук, проф., Чеченский государственный педагогический университет, г.
Грозный, E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРЕССА И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
В научной литературе понятие «стресс» представлено в разных значениях: как событие, нарушающее гомеостазис; как реакция или состояние психофизиологического напряжения; как трансактный процесс - непрерывный процесс взаимодействия индивида со средой. Каждое из рассмотренных значений понятия «стресс» имеет концептуальную основу. При этом различные подходы к определению стресса являются скорее взаимодополняющими, определяющими целостную картину поведения человека в процессе адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Ключевые слова: стресс, психотравма, дистресс, индивид, личность, копинг-стратегия, адаптация, стрессоустой-чивость.
Согласно современным представлениям, стресс - это состояние организма, с одной стороны, лежащее в основе приспособления организма к многообразным влияниям внешней среды, а с другой стороны - фактор, способствующий нарушению психической адаптации, затрагивающий психофизиологический, психологический, социально-психологический уровни регуляции. Сущность стресса наиболее адекватно отражена в понимании стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адаптивной активности при действии любых значительных для организма факторов обозначают как стресс в широком смысле. О позитивном влиянии стрессовых факторов на человека говорится в работах Г. Селье и др. [1].
Так, В.Е. Рожков отмечает, что стресс обозначает не только отрицательное напряжение, но и положительное, не только разрушение, но и созидание. Именно благодаря наличию пре-
пятствий как внутреннего, так и внешнего плана, по данным Э.И. Киршбаума, А.И. Еремеевой, формируется и развивается личность. Препятствия стимулируют активность личности, расширяют спектр связей личности с миром, делают их глубже и дифференцированнее [2].
Проблема стресса в зарубежной и отечественной психологической литературе рассматривается в рамках нескольких основных направлений, среди которых выделяют исследование стресса как события, усложняющего взаимодействие со средой, нарушающего гомеостазис; как реакции целостного организма; как трансактного процесса совладания с критическими, проблемными ситуациями [3].
Рассматривая стресс как событие, усложняющее взаимодействие со средой и нарушающее гомеостазис, понятие стресса отождествляется с понятием стрессора, под которым понимается внешний или внутренний раздражитель. Нарушение гомеос-тазиса возникает в зависимости от характеристик стрессора и от восприятия его организмом.