Andrienko Oksana Aleksandrovna
TO THE QUESTION OF THE PROFESSIONAL ..
pedagogical sciences
УДК 371.8
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
© 2018
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель
кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Важным фактором при выборе будущей профессии является умение школьника правильно оценивать свои качества, особенности и способности. Самооценочная информация позволяет ему соотнести свои возможности с требованиями профессиональной деятельности. Поэтому проблема влияния самооценки учащихся старших классов на профессиональное самоопределение представляет интерес. Профессиональное самоопределение - это длительный процесс, занимающий большую часть жизни человека, его ядром является осознанный выбор профессии, учитывающий особенности, возможности личности, а также требования профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет, что он есть, что он может, что от него хочет или ждет общество. В статье представлены результаты исследования профессионального самоопределения учащихся десятых классов, раскрывающие их профессиональную направленность и сферу профессиональных интересов, некоторые аспекты, связанные с выбором профессии (осознанность, мотивы, информированность др.), отражены результаты диагностики уровня самооценки школьников. У юношей и девушек с низкой самооценкой наблюдается низкий уровень профессионального самоопределения; для старшеклассников со средней и завышенной самооценкой характерны средний и высокий уровни профессионального самоопределения. Выявлена взаимосвязь уровня самооценки и профессионального самоопределения старшеклассников.
Ключевые слова: самоопределение личности, профессиональное самоопределение, самооценка личности, выбор профессии, профориентация.
TO THE QUESTION OF THE PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS WITH A DIFFERENT LEVEL OF SELF-ASSESSMENT
© 2018
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, senior lecturer in psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. An important factor in choosing a future profession is the ability of the student to correctly assess their qualities, characteristics and abilities. Self-evaluation information allows him to relate his capabilities to the requirements of professional activity. Therefore, the problem of the influence of the self-esteem of pupils of the upper grades on professional self-determination is of interest. Professional self-determination is a long process, occupying most of human life, its core is the conscious choice of a profession, taking into account the characteristics, personal capabilities, as well as the requirements of professional activity and socio-economic conditions. A self-determined person is a person who realizes that he wants that he is, that he can, what society wants or expects from him. The article presents the results of the study of professional self-determination of students of tenth classes, revealing their professional orientation and sphere of professional interests, some aspects related to the choice of profession (consciousness, motives, awareness, etc.), the results of diagnosing the level of self-esteem of schoolchildren are reflected. Young men and women with low self-esteem have a low level of professional self-determination. For high school students with medium and high self-esteem, middle and high levels of professional self-determination are characteristic. The interrelation between the level of self-esteem and professional self-determination of high school students has been revealed.
Keywords: self-determination of a person, professional self-determination, self-esteem of the individual, choice of profession, vocational guidance
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. При выборе профессии самооценка личности имеет большое значение. Для профессионального самоопределения важно правильное, адекватное соотношение внутренних психологических факторов с требованиями специальности, совпадение самооценки профессиональной пригодности и профессионального намерения [1].
Проблема влияния уровня самооценки и представления о себе старшеклассников на профессиональное самоопределение является недостаточно разработанной и вызывает интерес для экспериментального изучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Понятие «самоопределение личности» трактуется как сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях [2; 3].
По мнению В.Ф. Сафина и Г.П. Никова, самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество [4].
В психолого-педагогической литературе представлены различные виды самоопределения: личностное, со-
циальное, профессиональное и др.
В свете нашего исследования наибольший интерес представляет профессиональное самоопределение.
Вопросы профессионального самоопределения молодежи в своих работах рассматривали С.Я. Батышев [5], Э.Ф. Зеер [6; 7], Е.А. Климов [8], Н.С. Пряжников [9] и др. [10-14].
Профессиональное самоопределение - это 1) процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей [15]; 2) состояние готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии [16]; 3) одна из форм личностного самоопределения, характеризующаяся как процесс поиска и приобретения профессии, осуществляемого в результате анализа своих способностей, возможностей в соотнесении с требованиями профессии [17].
Таким образом, под профессиональным самоопределением понимается, во-первых, акт, момент выбора профессии; во-вторых, длительный процесс, занимающий большую часть жизни индивида.
Разделяя точку зрения Э.Ф. Зеера, мы считаем, что профессиональное самоопределение проявляется в избирательном отношении личности к миру профессий и осуществляется в течение всей профессиональной жизни, актуализируясь в связи с различными событиями
педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ...
(окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и т.д.). Ядро профессионального самоопределения - осознанный выбор профессии, учитывающий особенности, возможности личности, а также требования профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Отметим, что в профессиональном самоопределении личности самооценка играет достаточно важную роль. Она определяется как компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств [2].
Именно самооценка личности влияет на взаимоотношения человека с другими людьми, его требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Также она тесно связана с уровнем притязаний, целями, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих; неадекватная (завышенная или заниженная) деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотива-ционную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию [18].
Вопросам соотношения самооценки и профессионального самоопределения юношей и девушек посвящены работы А.А. Абрамян [18], Я.М. Ахметовой, Л.К. Мухаметзяновой, Р.Р. Хизбуллиной [19], О.А. Боталовой [20], Н.В. Волынкиной [21], Н.М. Ноговицыной, М.Н. Константинова [22], И.Л. Мирошниченко [23], М.Б. Хакимовой [1] и др.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение профессионального самоопределения и уровня самооценки старшеклассников.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что между уровнем самооценки и профессиональным самоопределением старшеклассников существует взаимосвязь.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе школ г.Орска. В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 200 человек.
При рассмотрении особенностей профессионального самоопределения учащихся старших классов внимание было обращено на осознанность юношами и девушками выбора профессии, его мотивы, профессиональную направленность и сферу интересов десятиклассников, их информированность о рынке труда и учреждениях профессионального образования.
Для изучения уровня профессионального самоопределения и самооценки школьников использовались методики: «Диагностика профессиональных намерений учащихся» (автор Э.Ф. Зеер) [7], «Дифференциально-диагностический опросник» (автор Е.А. Климов) [24], «Самооценка личности» (автор С.А. Будасси) [25], анкетирование.
В результате проведения анкетирования и методики Э.Ф. Зеера было выявлено, что 41% юношей и девушек четко определились с выбором профессии, осуществив его в девятом классе, как самостоятельно (23%), так и под влиянием родителей (18%), еще сомневаются в выборе, думают над ним 46,5% опрошенных. Часть исследуемых школьников (12,5%) намерены осуществить выбор профессии после сдачи ЕГЭ. Наши опросы первокурсников показывают, что зачастую выбор вуза, факультета, направления подготовки осуществляется методом подбора под сдаваемые экзамены и их результаты.
При выборе профессии наиболее значимым стало представление о ее высоком социальном статусе, возможности хорошо зарабатывать, а также интерес и творчество в работе.
Результаты анкетирования показали, что среди юношей и девушек особой популярностью пользуются такие направления подготовки как: дизайн, землеустройство и кадастры, машиностроение, авиастроение, информатика и вычислительная техника, экология и природопользование, таможенное дело, управление персоналом, журналистика, экономика, торговое дело, электроника, теплоэнергетика, психолого-педагогическое образование и др.
18% школьников не задумывались о положении на рынке труда города и не знакомы с ним, не знает о наиболее востребованных профессиях в регионе. Основным источником информации при выборе профессии являются сеть Интернет, родители, учреждения профессионального образования, школа. 64% учащихся знает, где можно получить подготовку по избранной профессии. Более половины (58%) испытуемых представляют условия работы по желаемой профессии, 27% школьников отмечают у себя наличие профессионально важных качеств.
Опрос школьников показал, что 33,5% респондентов интересует естественно-научная область деятельности (математика, физика, химия, биология, медицина, геология); 25% - общественно-научная (история, философия, экономика, право); 29,5% - гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология); определенные интересы отсутствуют у 12% юношей и девушек.
Исследуя профессиональную направленность с помощью методики Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник», была выявлена направленность старшеклассников на профессии типа «Человек-природа» (14%), «Человек-знаковая система» (16%), «Человек-человек» (28%), «Человек-техника» (22%) и «Человек-художественный образ» (22%).
Можно сказать, что школьники ориентируются на деятельность, связанную: 1) с общением с людьми, помощью им; 2) с разработкой и обслуживанием машин и механизмов; с творчеством - музыкой, рисованием, драматургией и т.д.; 3) с работой с документами, числами, электронными базами данных; 4) с изучением и охраной природы. Наши наблюдения показывают, что за последние годы понизился процент учащихся с направленностью на профессии типа «Человек-человек» и увеличилось число старшеклассников с направленностью на профессии типа «Человек-техника».
Итак, обобщив полученные результаты, можно сделать вывод, что у 41% испытуемых высокий уровень профессионального самоопределения, т.е. они четко определились с тем, чем будут заниматься после окончания школы, информированы о рынке труда и учреждениях профессионального образования, имеют представления об условиях работы, о качествах, которыми должен обладать специалист.
Для учащихся со средним уровнем (46,5%) свойственно то, что они еще не окончательно определились с выбором, имеют нечеткое представления о том, где можно получить подготовку по избранной профессии и об условиях предстоящей работы.
Старшеклассников с низким уровнем профессионального самоопределения (12,5%) характеризует то, что они не определились с родом занятий после окончания школы (продолжить обучение в вузе, поступить в учреждение среднего профессионального образования или работать). Данным учащимся в осуществлении профессионального выбора мешают отсутствие устойчивого интереса к чему-либо, плохая информированность о профессиях и образовательных учреждениях, осуществляющих данную подготовку, некоторая неуверенность в себе. Заметим, что исследование проводилось в десятых классах, и у школьников еще есть немного времени, чтобы внести коррективы в личный профессиональный план и подумать над выбором.
После изучения самооценки юношей и девушек
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1(22)
17
Andrienko Oksana Aleksandrovna
TO THE QUESTION OF THE PROFESSIONAL ..
pedagogical sciences
было выявлено следующее: 39% учащихся имеют завышенную самооценку, свидетельствующую о некоторой переоценке ими своих сил, способностей, личностных качеств. Они слишком уверены в себе, что может создавать условия для невыполнения принятых на себя задач и целей, формировать искаженный уровень притязаний
- уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть. Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих способностей, юноша готов верить, что в любой работе он будет на высоте положения.
У 37% школьников средний уровень самооценки, т.е. они правильно оценивают свои силы, способности, личностные качества, что создает позитивные условия для соотнесения своих возможностей с задачами разной трудности.
17% юношей и девушек имеют заниженную самооценку, они недооценивают себя, свои силы, способности, личностные качества, проявляют неуверенность в себе, отказываются от инициативы, проявляют безразличие. У данных десятиклассников формируется искаженный уровень притязаний. Заниженная самооценка неблагоприятно действует на них: они ограничивают свои достижения, считают, что «недостаточно способны».
После сопоставления полученных данных выявлено следующее: у школьников с низкой самооценкой наблюдается низкий уровень профессионального самоопределения, для юношей и девушек со средней и завышенной самооценкой характерны средний и высокий уровни самоопределения. Для проверки достоверности гипотезы нами использовался коэффициент корреляции Пирсона. Полученные данные говорят о наличии значимой положительной связи между уровнями самооценки и профессиональным самоопределением старшеклассников (уровень значимости p<0,05).
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Взаимосвязь между уровнем самооценки и профессиональным самоопределением старшеклассников существует: чем выше уровень самооценки школьников, тем выше уровень их профессионального самоопределения, и наоборот. Вооружение юношей и девушек необходимым объемом профориентационных знаний, активизация их интереса к самопознанию, формирование адекватной самооценки
- это условия успешного самоопределения школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хакимова М.Б. Роль самооценки в профессиональном самоопределении подростков // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2017. №1. С. 203 - 207.
2. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 512 с.
3. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Мн.: Харвест, 1998. 800 с.
4. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. 1984. №4. С. 65 - 69.
5. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: Изд-во Эгвес, 2009. 456 с.
6. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М: Академический проект, 2006. 336 с.
7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Проф-ориентология: теория и практика. М.: Академический проспект: Фонд «Мир», 2008. 192 с.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
9. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М.: Академия, 2007. 496 с.
10. Иванова Т.Н. Профессиональное самоопределение выпускников школ как фактор эффективного дальнейшего обучения в системе среднего профессионального и высшего образования // Карельский научный
журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 100-102.
11. Карпова О.Л., Найн А.Я. Развитие профессионального самоопределения студента на основе смысло-образовательной деятельности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 230-233.
12. Прокофьев О.В., Сёмочкина И.Ю. Факторы социально-экономического развития и рынка труда: оценка состояния, взаимосвязи, воздействие на профессиональное самоопределение выпускников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 229-236.
13. Юрьева И.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании профессионального самоопределения старшеклассников // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 95-98.
14. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 305-308.
15. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2002. 312 с.
16. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. М.: Проспект, 2013. 488 с.
17. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р:// psychology_pedagogy.academic.ru/
18. Абрамян А.А. Влияние самооценки студентов на профессиональное самоопределение // Современная педагогика. 2015. №6. URL: http://pedagogika.snauka. ги/2015/06/4371
19. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Профессиональное самоопределение и самооценка молодежи региона // Регионология. 2015. №4. С. 139 -147.
20. Боталова О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки // Новая наука: теоретический и практический взгляд. 2016. №2 - 3 С. 62 - 65.
21. Волынкина Н.В Оценка личностных качеств школьника в аспекте самоопределения // Гуманитарные исследования. 2012. №1. С. 179 - 183.
22. Ноговицына Н. М., Константинов М. Н. Роль самооценки в профессиональном самоопределении учащихся старших классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 321 - 325. иКЬ: http://e-koncept.ru/2015/95349.htm.
23. Мирошниченко И.Л. Роль самооценки в профессиональном самоопределении учащихся // Педагогика и современность. 2016. №1. С. 67 - 71.
24. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. Н.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.
25. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска. / Под науч. ред. С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. 172 с.
Статья поступила в редакцию 01.02.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018