Научная статья на тему 'Профориентационные творческие проекты как средство формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению'

Профориентационные творческие проекты как средство формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1159
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / READINESS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROJECT ACTIVITIES / CAREER-ORIENTED CREATIVE PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М. В., Пересыпко А. Г.

В статье раскрывается сущность и структура готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и обосновываются возможности профориентационных творческих проектов как эффективного средство формирования этой готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER-ORIENTED CREATIVE PROJECTS AS A MEANS OF FORMATION OF STUDENTS READINESS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article reveals the essence and structure of readiness of senior pupils to professional self-determination and justifies the possibility of professional orientation of creative projects as an effective means of formation of this readiness.

Текст научной работы на тему «Профориентационные творческие проекты как средство формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению»

УДК 37

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ

Ретивых М.В., Пересыпко А.Г.

В статье раскрывается сущность и структура готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и обосновываются возможности профориентационных творческих проектов как эффективного средство формирования этой готовности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению, проектная деятельность, профориентационные творческие проекты.

CAREER-ORIENTED CREATIVE PROJECTS AS A MEANS OF FORMATION OF STUDENTS READINESS TO PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Retivykh M.V., Peresypko A.G.

The article reveals the essence and structure of readiness of senior pupils to professional self-determination and justifies the possibility of professional orientation of creative projects as an effective means of formation of this readiness.

Keywords: professional self-determination, readiness to professional self-determination, project activities, career-oriented creative projects.

Подготовка молодежи к обоснованному профессиональному самоопределению

является актуальной проблемой. В соответствии с Конституцией РФ в нашей стране каждый человек имеет право на самостоятельный выбор рода деятельности и профессии.

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2) подчеркивается, что общее образование должно быть направлено на формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования [3, с.4].

В ФГОС среднего (полного) общего образования установлено, что одним из результатов освоения основной

общеобразовательной программы должен быть осознанный выбор будущей профессии и что учащиеся старших классов должны выполнить индивидуальный проект в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов и курсов в любой избранной области деятельности [4, с.23-24].

Выбор профессии - это сложный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека и правильно сделать этот шаг без педагогической помощи практически невозможно. Старшеклассники имеют потребность в получении разнообразной информации о профессии, помощи и поддержке на этапе профессионального

самоопределения.

В разработку теоретических основ профессионального самоопределения большой вклад внесли отечественные психологи и педагоги Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, К.К. Платонов, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др. Ими обоснованы социологический, психологический и психолого-педагогический подходы в теории профессионального самоопределения. В обобщенном виде профессиональное самоопределение рассматривается как процесс и результат развития личности в качестве субъекта будущей профессиональной деятельности.

Психологи и педагоги считают, что наибольшую значимость проблема

профессионального самоопределения

приобретает в возрасте ранней юности. Так, Э.Ф. Зеер отмечает, что спецификой раннего юношеского возраста является быстрое развитие специальных интересов и способностей, продолжение процессов развития самосознания, которое все более приобретает черты профессионального самосознания... Все это позволяет считать раннюю юность судьбоносным возрастом, в котором ценой ошибки может стать неудовлетворенность всей своей последующей жизнью [1, с.31].

В психолого-педагогической литературе обосновано понятие готовности к

профессиональному самоопределению, под которым понимается интегральное качество личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора.

Анализ специальных источников позволил нам выделить нравственно-психологический, теоретический и практический компоненты

готовности старшеклассников к

профессиональному самоопределению,

содержание которых представлено на рисунке 1.

Психолого-педагогический компонент

Сформированность потребности в адекватном самоопределении, профессиональных интересов, мотивов выбора профессии, объективной самооценки, эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности

Т

Теоретический компонент

Ознакомление с содержанием труда по избираемой профессии; знание требований профессии к человеку и о соответствии своих возможностей этим требованиям; знание путей приобретения

I

Практический компонент

Умение определить формулу предпочитаемой профессии по предмету, средствам и условиям труда; успеваемость по учебным предметам, связанным с будущей профессией; наличие первоначального опыта деятельности по избираемой профессии; умение осуществлять контроль своей готовности к профессиональному самоопределению

Рис.1. Структура и содержание готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению

Таким образом, под готовностью старшеклассников к профессиональному самоопределению следует понимать интегральное качество личности школьника, включающее в себе нравственно-психологический, теоретический и

практический компоненты и способствующее адекватному профессиональному

самоопределению выпускников школы.

Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению

выражается в сформированности потребности в адекватном профессиональном

самоопределении, ценных мотивов

профессионального выбора и адекватной самооценки своих профессиональных способностей и возможностей. Эффективным средством формирования у старшеклассников готовности к профессиональному

самоопределению является творческая проектная деятельность.

Ретроспективный анализ показывает, что теория и практика проектного метода обучения начала активно развиваться параллельно за рубежом и в России в конце XIX - начале XX в. Решающий вклад в

становление и развитие этого метода внесли такие зарубежные исследователи, как Дж. Дьюи, УХ. Килпатрик, Е. Коллингс, а также отечественные дидакты П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий. Дальнейшее развитие теории и практики проектного обучения получило в трудах таких отечественных ученых, как И.А. Зимняя, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко и др.

Проектная деятельность способствует реализации личностно-ориентированной

парадигмы образования, развивает творческую активность обучающихся. Наиболее полно проектная деятельность школьников реализуется в образовательной области «Технология».

Процесс проектной деятельности включает в себя три этапа: организационно-подготовительный (исследовательский),

технологический и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи.

Н.В. Матяш отмечает, что «в процессе выполнения творческих проектов школьники осуществляют профессиональные пробы, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющие

завершенный процесс и способствующие адекватному профессиональному

самоопределению. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся проявляют свои профессиональные способности, получают первоначальную профессиональную подготовку, в результате чего у них формируется осознанное профессиональное намерение» [2, с.47].

Мы предположили, что эффективным средством формирования у старшеклассников готовности к профессиональному

самоопределению могут быть

профориентационные творческие проекты «Я выбираю профессию» (10 класс) и «Моя будущая профессия» (11 класс).

В содержание профориентационного творческого проекта «Я выбираю профессию» мы включили следующие разделы: «Смысл и цель в жизни человека», «Значение правильного выбора профессии в жизни человека», «Ситуация выбора профессии», «Возможные ошибки при выборе профессии», «Источники получения информации о профессиях», «Возможные пути приобретения профессии», «Профессионально-важные

качества человека», «Какую профессию я хотел(а) бы приобрести», «Что я знаю об этой профессии», «Согласованность моего выбора профессии с родителями».

Профориентационный творческий

проект «Моя будущая профессия» предполагает обоснование учащимися 11 класса своего профессионального выбора: содержания будущей профессиональной деятельности, профессиографических

характеристик предполагаемой профессии (тип, класс, отдел, группа профессии), своих способностей к избираемой

профессиональной деятельности, способа приобретения профессии.

В современных педагогических исследованиях все чаще применяется модельное представление сложных объектов. Модель является условным образом этих объектов. Важным является положение о том, что ценность моделирования заключается не в его всеохватности, а в выделении существенного в изучаемом объекте. Модель реализует передовую практику, но вместе с этим она выполняет роль средства изучения и совершенствования этой практики.

Модель педагогического процесса как системы обычно включает в себя теоретико-методологический, программно-целевой,

процессуальный, технологический,

организационно-педагогический и

результативный компоненты.

Кратко раскроем содержание этих компонентов применительно к теме нашего исследования.

Содержание теоертико-

методологического компонента модели составляют теоретические основы

профессионального самоопределения,

психолого-педагогические основы

формирования готовности к

профессиональному самоопределению и теоретико-методические основы проектной деятельности.

Программно-целевой компонент

включает в себя формулировку цели и задач формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению.

Технологический компонент определяет этапы выполнения профессиональных творческих проектов «Я выбираю профессию» и «Моя будущая профессия».

Организационно-педагогический компонент модели обуславливает соблюдение условий эффективного функционирования модели формирования у старшеклассников готовности к профессиональному

самоопределению.

С учетом этих компонентов мы графически построили модель формирования у старшеклассников готовности к

профессиональному самоопределению в процессе выполнения профориентационных творческих проектов (рис.2).

Эффективность формирования этой модели мы проверили опытно-экспериментальным способом.

Педагогический эксперимент проводился в течение двух лет, в нем приняли участие 50 учащихся 10-11-х классов.

Раскроем содержание опытно-экспериментальной работы.

Вначале мы провели констатирующий эксперимент. С помощью методик «Ценностные ориентации» М.Рокича, опросника профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой и авторского опросника готовности старшеклассников к

профессиональному самоопределению мы выявили состояние сформированности у учащихся 10-11 классов готовности к профессиональному самоопределению и получили следующие результаты: 46% опрошенных старшеклассников имеет средний уровень, 42% -низкий уровень и только 12% старшеклассников можно отнести к высокому уровню готовности к профессиональному самоопределению. Эти результаты

подтвердили необходимость

совершенствования профессиональной работы со старшеклассниками путем выполнения и защиты профориентационных творческих проектов.

Организация этой работы включала следующие этапы и формы:

- проведение занятий по спецкурсам «Выбор профессии- сложная и ответственная задача» (10 класс) и «Мир труда и профессии» (11 класс);

- выполнение и защиту профориентационных творческих проектов «Я выбираю профессию» (10 класс) и «Моя будущая профессии» (11 класс);

- выявление и оценка качества выполнения старшеклассниками профориентационных творческих проектов с заполнением соответствующих протоколов;

-проведение диагностики

сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному

самоопределению после выполнения каждого профориентационного творческого проекта.

По завершению формирующего эксперимента мы провели оценку его эффективности по тем же методикам, которые мы использовали при проведении диагностического эксперимента, и получили следующие результаты.

Теоретике мето-доло-гиче-ский компонент модели

Технологический компонент

Профориентационный проект «Я выбираю профессию»: - подготовительный этап - технологический этап - заключительный этап 10 класс -► Формирование обоснованного профнамерения

1 1

Профориентационный проект «Моя будущая профессия»: - подготовительный этап - технологический этап - заключительный этап 11 класс -► Подготовка к реализации профнамерения

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативно — оценочный компонент

1. Уровни сформированное™ готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению (процессуальный показатель)

2. Степень реализации профнамерений (результативный показатель)

Компонент организационно -педагоги ческих условий эффективности функци-онирован

ия модели

1

2

Рис. 2. Модель формирования у старшеклассников готовности профессионального

самоопределения в процессе выполнения профориентационных творческих проектов

Условные обозначения в модели:

Теоретико-методологический компонент:

1- теоретические основы профессионального самоопределения;

2- психолого-педагогические основы формирования готовности к профессиональному самоопределению;

3- теоретико-методологические основы проектной деятельности.

Организационно-педагогический компонент (организационно-педагогические условия):

1- осуществление дифференцированного подхода к учащимся 10-х и 11-х классов;

2- организация педагогической поддержки проектной деятельности старшеклассников (проведение спецкурсов, оценка качества выполнения проектов, проведение защиты проектов);

3- выдача Аттестатов готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению.

Таблица 1

Критерии готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению Уровни сформи рованности

Высокий Средний Низкий Итого

1. Ценностно-целевой критерий: - до формирующего эксперимента 14 58 28 100

- после эксперимента 53 44 3 100

2. Когнитивный критерий: - до формирующего эксперимента 10 48 42 100

- после эксперимента 50 43 7 100

3. Деятельностно-практический критерий: - до формирующего эксперимента 12 32 56 100

- после эксперимента 53 21 26 100

Общий уровень готовности к профессиональному самоопределению (в среднем) - до формирующего эксперимента 12 46 42 100

- после эксперимента 52 36 12 100

Из таблицы видно, что за период эксперимента количество старшеклассников, имеющих высокий и средний уровень готовности к профессиональному

самоопределению, увеличилось в 1,5 раза, а количество старшеклассников, имеющих низкий уровень готовности, сократилось в 3,5 раза.

Эти данные подтверждают высокую эффективность профориентационных

творческих проектов как средства формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению.

Мы также провели сравнительный анализ эффективности профориентационных творческих проектов в процессе формирования у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению, результаты которого представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ эффективности профориентационных творческих проектов (в %)

Уровни сформированности готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению До эксперимента После выполнения и защиты творческих проектов «Я выбираю профессию», 10 класс После выполнения и защиты творческих проектов «Моя будущая профессия», 11 класс

Высокий уровень 12 36 52

Средний уровень 46 40 36

Низкий уровень 42 24 12

Итого 100 100 100

Из таблицы видно, что после выполнения и защиты учащимися 10 класса творческих проектов «Я выбираю профессию»

количество учащихся с высоким и средним уровнями готовности к профессиональному самоопределению увеличилось в 1,3 раза, а

количество учащихся с низким уровнем этой готовности сократилось в 1,75 раза.

После выполнения и защиты учащимися 11 класса творческих проектов «Моя будущая профессия» количество старшеклассников с высоким и средним уровнями готовности к профессиональному самоопределению

увеличилось в 1,4 раза, а количество учащихся с низким уровнем этой готовности сократилось в 2 раза.

Таким образом, наиболее эффективным

средством формирования у старшеклассников готовности к профессиональному

самоопределению оказались творческие проекты «Моя будущая профессия», что обусловлено личностной значимостью этих проектов, связанной с выбором для себя конкурентной профессии. Общие результаты опытно-экспериментальной работы

представлены в таблице 3.

Таблица 3

Общие результаты опытно — экспериментальной работы (в %)

Уровни Юноши Девушки Итого в среднем

сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

самоопределению

Высокий уровень 10 50 14 54 12 52

Средний уровень 44 34 48 38 46 36

Низкий уровень 46 16 38 8 42 12

Итого 100 100 100 100 100 100

Из этой таблицы видно, что за период эксперимента количество старшеклассников с высоким и средним уровнями готовности к профессиональному самоопределению

увеличилось в 1,5 раза, а количество старшеклассников с низким уровнем этой готовности сократилось в 3,5 раза.

В процессе выполнения

профориентационных творческих проектов уровень готовности к профессиональному самоопределению в наибольшей степени повысился у девушек.

Так, из таблицы видно, что за период эксперимента количество старшеклассников с низким уровнем готовности к

профессиональному самоопределению среди девушек сократился в 4,75 раза, а среди юношей - только в 2,9 раза.

По итогам заключительной

профдиагностики выпускникам школы мы выдали Аттестаты готовности к профессиональному самоопределению, в которых отражены следующие показатели:

- профессиональная направленность (техника, природа, знак, человек, художественный образ);

- профессиональное намерение (будущая профессия и способ ее приобретения);

- ведущий мотив (причина) профессионального выбора;

- наличие общеобразовательных знаний,

связанных с будущей профессией;

- степень соответствия состояния здоровья требованиям будущей профессий;

- наличие первоначального опыта, связанного с будущей профессиональной деятельностью (профпробы, проекты, наблюдения и т.д.);

- выполнение и защита творческого профориентационного проекта «Я выбираю профессию» (оценка);

- выполнение и защита творческого профориентационного проекта «Моя будущая профессия» (оценка);

- согласованность профнамерения с родителями;

- общий уровень готовности к профессиональному самоопределению (высокий, средний, низкий).

Степень реализации профессиональных намерений выпускниками школы можно будет определить в сентябре по итогам их поступления в профессиональные учебные заведения или трудоустройства.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: МПСИ; Воронеж: «МОДЕК», 2008. 256 с.

2. Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников: Монография. М.: Высшая школа, 2000. 308 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. М.: Минобрнауки, 2012. 45 с.

Об авторах

Ретивых Михаил Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Пересыпко Александра Геннадьевна - магистрант факультета педагогики и психологии, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, aleks. rudckovsckaj a@yandex. т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.