следствие, методические возможности в курсе физики имеет тех-нология-мультисистема. На основе технологии мультисистемы -GeoGebra - созданы методические продукты, которые могут применяться на всех этапах процесса обучения.
Библиографический список
Работа выполнена в рамках государственного задания «Обновление содержания общего образования и методов обучения в условиях современной информационной среды» (№ 27.6122.2017/БЧ).
1. Бурсиан Э.В. 100 задач для решения на компьютере. Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997.
2. Петросян В.Г., Лихицкая И.В. и др. Решение физических задач с помощью компьютера: методическое пособие. Нальчик: КБГУ, 2003.
3. Петросян В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера как составляющая физического образования. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Москва: МПГУ, 2009.
4. Газарян РМ. Компьютерная технология решения физических задач в школе: материалы международной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Москва: МПГУ, 2006: 86 - 89.
5. Шишенко Ф.В. Решение физических задач при помощи электронных таблиц: программа спецкурса для 9 класса. Available at: https://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200801504
6. Машиньян А.А., Кочергина Н.В. Методические основы создания демонстрационно-информационных комплексов курса физики: методическое пособие. Москва: Издательство Перо, 2017.
7. Авласевич Н.Т., Царикович Ж.В. Mathcad для решения задач по курсу «Электротехника и Электроника». Современные информационные технологии в системе научного и учебного эксперимента: опыт, проблемы, перспективы: материалы III Межд. научно-методической конференции. Гродно: ГрГУ, 2015.
References
1. Bursian 'E.V. 100 zadach dlya resheniya na komp'yutere. Sankt-Peterburg: ID «MiM», 1997.
2. Petrosyan V.G., Lihickaya I.V. i dr. Reshenie fizicheskih zadach s pomosch'yu komp'yutera: metodicheskoe posobie. Nal'chik: KBGU, 2003.
3. Petrosyan V.G. Reshenie fizicheskih zadach s pomosch'yu komp'yutera kak sostavlyayuschaya fizicheskogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva: MPGU, 2009.
4. Gazaryan R.M. Komp'yuternaya tehnologiya resheniya fizicheskih zadach v shkole: materialy mezhdunarodnoj konferencii «Fizicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitiya». Moskva: MPGU, 2006: 86 - 89.
5. Shishenko F.V. Reshenie fizicheskih zadach pri pomoschi 'elektronnyh tablic: programma speckursa dlya 9 klassa. Available at: https:// fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200801504
6. Mashin'yan A.A., Kochergina N.V. Metodicheskie osnovysozdaniya demonstracionno-informacionnyhkompleksovkursa fiziki: metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo Pero, 2017.
7. Avlasevich N.T., Carikovich Zh.V. Mathcad dlya resheniya zadach po kursu «'Elektrotehnika i 'Elektronika». Sovremennye informacionnye tehnologii v sisteme nauchnogo i uchebnogo 'eksperimenta: opyt, problemy, perspektivy: materialy III Mezhd. nauchno-metodicheskoj konferencii. Grodno: GrGU, 2015.
Статья поступила в редакцию 29.09.17
УДК 376.74
Miroshnichenko V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov
(Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
THE BASIC DIRECTIONS OF SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS TRAINING IN CHOOSING PEDAGOGICAL CAREER TAKING INTO ACCOUNT ETHNOCULTURAL PECULIARITIES OF THE SAYANO-ALTAY REGION. The article reveals the problem of training high school students in making the choice in favor of pedagogical career, taking into account the ethno-cultural characteristics of the region. The principle directions of this training are: the inclusion of subjects and courses built with regard to the ethno-cultural characteristics of the region into the curriculum; the application of appropriate forms of off-hour activities; the organization of training activities, the use of class forms aimed at solving educational, cognitive and educational problems with the use of materials of ethno-cultural content; professional self-determination due to the immersion of high school students into the ethno-ori-ented quasi-pedagogical activity. Each of these directions is enriched due to the inclusion of various ethno-cultural events, which are held on the territory of the Sayano-Altay region.
Key words: professional self-determination, ethno-cultural features, ethno-cultural awareness, ethno-oriented activity.
В.В. Мирошниченко, канд. пед. наук, доц. Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова,
г. Абакан, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫБОРУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ
С УЧЁТОМ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САЯНО-АЛТАЙСКОГО РЕГИОНА
В статье раскрывается проблема подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии с учётом этнокультурных особенностей региона. Основными направления такой подготовки являются: включение в учебный план предметов и курсов, построенных с учётом этнокультурных особенностей региона; применение оптимальных форм реализации внеурочной деятельности; организация видов деятельности обучающихся, применение форм занятий, направленных на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием материалов этнокультурного содержания; профессиональное самоопределение за счет погружения старшеклассников в этноориентированную квазипедагогическую деятельность. Каждое из этих направлений обогащается за счет включения различных этнокультурных мероприятий, проводимых на территории Саяно-Алтайского региона.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, этнокультурные особенности, этнокультурная осведомленность, этноориентированная деятельность.
Анализ литературы по проблеме профессионального самоопределения позволяет рассматривать его как «определение человеком себя, относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма» [1, с. 68]. Проблема профессионального самоопределения и фор-
мирования готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии рассматривалась многими исследователями. Для нас важными являются работы, связывающие профессиональное определение с особенностями региона, в котором учатся старшеклассники [2; 3; 4].
Эффективность профессионального самоопределения в педагогической профессии значительно повышается, если при организации работы со старшеклассниками учитывать этнокультурные особенности региона.
К основным направлениям подготовки старшеклассников к выбору педагогической профессии с условиях Саяно-Алтайского региона, по нашему мнению, относятся:
1) включение в учебный план основной образовательной программы (ООП) отдельных предметов и курсов, построенных с учётом этнокультурных особенностей региона;
2) применение оптимальных, с точки зрения обеспечения планируемых результатов профессионального самоопределения, форм реализации внеурочной деятельности;
3) организация видов деятельности обучающихся, применение форм занятий, направленных на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием материалов этнокультурного содержания различного уровня освоения;
4) профессиональное самоопределение за счёт погружения старшеклассников в этноориентированную квазипедагогическую деятельность.
Рассмотрим эти направления подробнее.
Первое направление: включение в учебный план основной образовательной программы (ООП) отдельных предметов и курсов, построенных с учётом этнокультурных особенностей региона.
Содержательное наполнение части каждой из реализуемых ООП, формируемой участниками образовательного процесса (в объеме 20% от общего объема программы начального общего образования, 30% - основного общего образования и 1/3 - среднего (полного) общего образования), должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона.
Наполнение содержания образования этнокультурным материалом позволяет сформировать у подрастающего поколения определенные ценностные ориентации, которые рассматриваются как «предпочтения (или отвержения) определенных культурных образцов, социальных и нравственных идеалов и смыслов, на основе которых строится деятельность и поведение» [5, с. 41].
Включение этнокультурного содержания в ООП осуществляется двумя взаимосвязанными и взаимодополняющими способами:
1. Дополнение темами, отражающими специфику региона предметов федерального компонента (русский язык, литература, история, обществознание, биология, география, природоведение, технология, физкультура, ОБЖ, музыка, ИЗО).
2. Изменение вариативной части регионального базисного учебного плана за счет изучения регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов «Родной язык», «Родная литература», «История родного края» и др.
В качестве примера приведем образовательную программу «Литература Алтая».
В Пояснительной записке к учебной программе «Литература Алтая» указывается, что «понятие «малая Родина» имеет значение структурообразующего элемента в формировании содержания как исторического, так гуманитарно-филологического и культурологического образования. Поэтому представляется особенно важным с самого начала задаться целью - создать систему культурного развития ребенка в регионе с учётом тех историко-литературных мест, которые в нем имеются» [6, с. 5].
Понятие «Литература Алтая» основано на «представлении об Алтае как о едином историческом и социокультурном пространстве Республике Алтай и Алтайского края. В данном контексте нет географических границ, разделяющих сегодня два региона России. Есть взаимовлияние, взаимопроникновение национальных картин мира, мифологических и культурных архетипов, формирующих литературу Республики Алтай и Алтайского края» [6, с. 6].
По рекомендации Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи на реализацию регионального компонента под общим названием «Краеведение» отводится 1 час в неделю. В этом курсе 6 модулей: «историческое краеведение», «история культуры Алтая», «литература Алтая», «география Алтая», «экономика и предпринимательство на Алтае», «правовое пространство Алтая» [6, с. 7].
Второе направление: применение оптимальных, с точки зрения обеспечения планируемых результатов профессионального самоопределения, форм реализации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает большими возможностями в решении задач по сохранению и поддержке этнической самобытности народа, гармонизации межнациональных отношений.
В старших классах применение форм реализации внеурочной деятельности осуществляется с целью приобретения опыта знакомства с этнокультурными особенностями, взаимодействия с миром этнокультурных отношений, самостоятельной социокультурной деятельности и самоопределения личности в развитии и преобразовании этнокультурных достижений.
Рассматривая разнообразные формы внеурочной деятельности, нельзя не упомянуть Республиканский конкурс «Чылты-захтар», который ежегодно проводится Минобрнауки Республики Хакасия совместно с Хакасским государственным университетом им. Н.Ф. Катанова. Он направлен на сохранение и развитие лучших достижений тюркской культуры народов Саяно-Алтая и включает такие номинации как выразительное чтение произведений устного народного творчества, тюркской литературы на русском, хакасском и других тюркских языках; конкурс грамотеев по хакасскому языку, конкурс театрализованных представлений [7, с. 31].
Кроме того, в Республике Хакасия ежегодно проводятся олимпиады по хакасскому языку и хакасской литературе среди обучающихся 7-11 классов. На всех этапах олимпиады принимают участие более 250 обучающихся. В 2016 году в Хакасии состоялась II Межрегиональная олимпиада по тюркским языкам и культуре, участниками которой стали обучающиеся республик Алтай, Тыва и Хакасия [7, с. 31]. Организация культурно-досуго-вой деятельности предполагает встречи с писателями, учеными, педагогами; организацию тематических, фольклорных, обрядовых вечеров развлечений, конкурсов; проведение фольклорных праздников, этнических игровых программ и т.д. Основными задачами культурно-досуговой деятельности являются воспитание уважения к своей малой Родине, Саяно-Алтайскому региону, России, национального самосознания, чувства национальной гордости и самоуважения, этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности.
Третье направление: организация видов деятельности обучающихся, применение форм занятий, направленных на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием материалов этнокультурного содержания различного уровня освоения.
Организация видов деятельности и форм занятий старшеклассников, направленных на их поддержку в самоопределении в том числе и в области будущей педагогической профессии включает: сетевые сообщества; организация проведения акций и праздников; учебно-исследовательское проектирование; организация походов по родному краю и др.
Одной из важных направлений профориентационной работы, используемых в регионе, является ежегодно проводимый Международный этно-туристский форум «Этнова. Теплая Сибирь». В рамках проведения форума происходит обмен опытом, отбор и создание лучших социальных и коммерческих проектов и инициатив молодежи в сфере туризма и межнационального согласия. Осуществляется образовательная, культурная, туристская и научная программа. В работе форума «Этнова» принимают участие лучшие эксперты Хакасии, известные тренеры из Москвы, Кемерово, Иркутска, Новосибирска, Красноярска. Попробовать себя в роли учителя, наставника можно на таких площадках «Этновы», как «Лаборатория молодых ученых и педагогов» и «Этнокультурная мастерская».
Одним из эффективных средств формирования этнокультурных представлений старшеклассников является проектная деятельность. Проектная деятельность представляет собой совокупность действий, заключающихся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по исследованию и разрешению педагогических задач, направленных на развитие субъектов образовательного процесса, освоение профессионального опыта и овладение способами деятельности и операциями в процессе создания продукта (В.В. Гузеев, Н.В. Матяш, Е.С. Полат).
В качестве примера приведем несколько проектов, разработанных школьниками совместно с учителями в Кемеровской области:
- «Интеграция занятия оздоровительной физической культурой с изучением родного языка и родной литературы»;
- «Язык, культура и быт шорцев на занятиях декоративно-прикладным творчеством и традиционными ремеслами»;
- «Этнокультурное педагогическое объединение как форма сохранения родного (чувашского) языка и культуры»;
- «И мы сохраним тебя, шорская речь, красивое, шорское слово...».
Большое значение для профессионального самоопределения имеет научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа учащихся. Включение учащихся в исследовательскую деятельность по различным направлениям, приоритетными из которых являются исследования в области этнографии, археологии, истории и культуре родного края, позволяет обучающимся применять теоретические знания на практике, приобретать умения и навыки продуктивной деятельности.
Кроме того, можно выделить следующие формы работы по повышению интереса старших школьников к родной культуре, культуре этносов-соседей, а также профориентационной работе:
1. Олимпиада по языкам народов региона. Особенно ценным является то, что такие олимпиады проводятся и для коренных малочисленных народов региона. Например, олимпиада по телеутскому языку проходит в два этапа (1 этап «Телеутский язык - мой родной язык», 2 этап «Моя Телеутская Землица»).
2. Олимпиада школьников и учащейся молодежи на знание родной культуры.
3. Конкурс чтецов «Моя земля, мой край родной».
4. Конкурс песенного творчества (тахпахов). Тахпахи - это короткие рифмованные четырехстишия или восьмистишия, несущие какую-либо информацию эмоционально-личного характера, но с серьезным философским (обобщающим) содержанием.
Четвертое направление: профессиональное самоопределение за счет погружения старшеклассников в этноориентирован-ную квазипедагогическую деятельность.
Этноориентированная квазипедагогическая деятельность понимается нами как активная творческая работа старшеклассников с младшими школьниками и подростками по решению задач приобщения и обучающих и обучаемых к культуре региона. Старшие школьники могут привлекаться в качестве помощника учителя по подготовке нетрадиционных видов урока (например, урок-путешествие) и при проведении мероприятий этнокультурной направленности.
Важное условие формирования у старшеклассников интереса к учительской профессии - организация их самостоятельной поисковой работы с младшими школьниками и подростками. Для этого можно использовать разнообразные исторические и культурные памятники, в большом количестве находящиеся в регионе. Например, только в Аскизском районе Республики Хакасия к
Библиографический список
таким местам относятся: урочище «Уй таг» (Гора-гнездо), могильное поле или бельтирские курганы, Аба Тас (Камень-медведь), Хуртуйах тас (Каменная баба), Полтаковский музей наскального искусства, Ах тас (Белый камень) и другое. Старшеклассники под руководством учителя разрабатывают однодневные маршруты по этим местам и проводят их (реально или виртуально) для учеников младших и средних классов.
Формированию готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии способствует их участие в лингвистических лагерях. В качестве примера приведем лингвистический лагерь дневного пребывания «Тан» («Рассвет») (Кемеровская область, Беловский район). Основными целями лингвистического лагеря «Тан» являются: создание условий для сохранения и развития языка, традиций, обычаев телеутского народа; сохранение национальных видов спорта; воспитание у детей чувства патриотизма и уважения к традиционным семейным ценностям.
Аналогичный опыт работы видим у шорцев. В Кемеровской области. Функционирует Центр шорской культуры «Аба-Тура», молодежное движение «Тегри», Детское Этнографическое Объединение «Тызыхан» и другие организации и объединения, имеющие схожие цели работы (возрождение, сохранение и развитие традиционного образа жизни, самобытной культуры, традиций и обычаев, языка).
Ещё одно направление, реализуемое в Саяно-Алтайском регионе в помощь самоопределению старших школьников в педагогической профессии является проведение Республиканского конкурса на лучшее сочинение на родном языке «Мое представление об идеальном учителе». Целями и задачами проведения конкурса являются: формирование позитивного образа учителя в общественном сознании; повышение престижа профессии учителя; определение идеала учителя современного школьника; проявление интереса к родному языку во всем его многообразии; содействие развитию творческих способностей детей разных народов.
Таким образом, подготовка старшеклассников к выбору педагогической профессии с учётом этнокультурных особенностей Саяно-Алтайского региона связано с формированием осведомленности в области собственной этнокультуры и культур, проживающих в регионе этносов; положительного отношения к участию в разнообразных мероприятиях этнокультурной направленности; повышением мотивированности на получение педагогической профессии через проведение профессиональных проб и включения в разнообразные виды этноориентированной квазипедагогической деятельности.
1. Кулагина Т.Д. Педагогические условия обучения краеведению школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Нижний Новгород, 2006.
2. Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Архангельск, 1996.
3. Терехина О.В. Педагогическое краеведение как средство воспитания интереса к учительскому труду у старшеклассников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Шадринск, 2002.
4. Чаптыкова О.Ю. Теоретико-методологические основы формирования профессионального самоопределения учащихся национальных школ. Вестник ТПГУ. 2009; 2 (80): 60 - 63.
5. Крылова Н. Б. Культурология образования. Москва: Народное образование, 2000.
6. Литература Алтая в культурном пространстве региона: учебное пособие. Э.П. Хомич и др. Барнаул: АКИПКРО, 2009.
7. Сагалаков Ю.Г. Развитие этнокультурного образования в Республике Хакасия. Сохранение и развитие языков и культур коренных народов Сибири: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2016: 28 - 32.
References
1. Kulagina T.D. Pedagogicheskie usloviya obucheniya kraevedeniyu shkol'nikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2006.
2. Averkieva G.V. Ispol'zovaniepedagogicheskogo kraevedeniya vpodgotovkebuduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Arhangel'sk, 1996.
3. Terehina O.V. Pedagogicheskoe kraevedenie kak sredstvo vospitaniya interesa k uchitel'skomu trudu u starsheklassnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shadrinsk, 2002.
4. Chaptykova O.Yu. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya uchaschihsya nacional'nyh shkol. Vestnik TPGU. 2009; 2 (80): 60 - 63.
5. Krylova N. B. Kul'turologiya obrazovaniya. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2000.
6. Literatura Altaya vkul'turnom prostranstve regiona: uchebnoe posobie. 'E.P. Homich i dr. Barnaul: AKIPKRO, 2009.
7. Sagalakov Yu.G. Razvitie 'etnokul'turnogo obrazovaniya v Respublike Hakasiya. Sohranenie i razvitie yazykov i kul'tur korennyh narodov Sibiri: sbornik statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Abakan: Hakasskij gosudarstvennyj universitet im. N.F. Katanova, 2016: 28 - 32.
Статья поступила в редакцию 17.09.17